СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа патриотического воспитания "Я - кадет"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа патриотического воспитания "Я - кадет" реализуется в кадетском классе на основной ступени образования (5-9 классы)

Просмотр содержимого документа
«Программа патриотического воспитания "Я - кадет"»








Воспитательная программа

«Я – кадет»

5-9 классы













Составитель программы

Белоконь П. Г.,

классный руководитель





















Пояснительная записка

Школа создаёт условия для реализации программы духовно-нравственного и правового развития и воспитания обучающихся, обеспечивая их приобщение к ценностям семьи, своей этнической, конфессиональной, социальной группы, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России и направляя образовательный процесс на воспитание ребёнка в духе любви к Родине и уважения к культурно-историческому наследию своего народа и своей страны, на развитие его творческих способностей и формирование основ его социально ответственного поведения в обществе и в семье.

Педагогическая организация процесса духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся предусматривает согласование усилий многих социальных субъектов: образовательного учреждения, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, общественных объединений, включая детско-юношеские движения и организации, правовые структуры.

Программа духовно-нравственного и правового развития и воспитания направлена на организацию нравственного уклада школьной жизни, включающего воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность обучающихся, основанного на системе духовных идеалов, ценностей, моральных приоритетов, реализуемого в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни.

Программа направлена на обеспечение их духовно-нравственного и правового развития и воспитания, социализации, профессиональной ориентации, формирование экологической, правовой культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.

Цель и задачи воспитания обучающихся кадетского класса.

Целью воспитания кадетского класса обучающихся на ступени основного общего образования является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Обеспечение углубленного изучения социально-правовых предметов программы основного общего образования

Для достижения поставленной цели воспитания и социализации обучающихся решаются следующие задачи:

  • воспитание устойчивого приоритета здорового образа жизни, патриотизма, готовности к защите Отечества;

  • подготовка обучающихся к поступлению в высшие и средние  учебные заведения УМВД РФ;

  • формирование у обучающихся целенаправленной профессиональной ориентации на службу в полиции.


Принципы воспитания обучающихся кадетского класса.

Принцип ориентации на идеал. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности.

Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру - ведущий метод воспитания. Пример - это возможная модель выстраивания отношений подростка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим. Содержание разной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. В примерах демонстрируется устремлённость людей к вершинам духа, персонифицируются, наполняются конкретным жизненным содержанием идеалы и ценности. Особое значение для духовно-нравственного развития обучающегося имеет пример учителя.

Принцип диалогического общения со значимыми другими. В формировании ценностей большую роль играет диалогическое общение подростка со сверстниками, родителями, учителем и другими значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе. Диалог исходит из признания и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную. Диалог не допускает сведения нравственного воспитания к морализаторству и монологической проповеди, но предусматривает его организацию средствами равноправного диалога. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиски смысла жизни невозможны вне диалогического общения подростка со значимым другим.

Принцип воспитания и социализации. В современных условиях процесс развития, воспитания и социализации личности имеет полисубъектный характер. Подросток включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки. Эффективная организация воспитания и социализации современных подростков возможна при условии согласования (прежде всего, на основе общих духовных и общественных идеалов, ценностей) социально-педагогической деятельности различных общественных субъектов: школы, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, традиционных религиозных и общественных организаций, правовых структур и др.

Принцип совместного решения личностно и общественно значимых проблем. Личностные и общественные проблемы являются основными стимулами развития человека. Их решение требует не только внешней активности, но и существенной перестройки внутреннего душевного, духовного мира личности, изменения отношений (а отношения и есть ценности) личности к явлениям жизни. Воспитание — это оказываемая значимым другим педагогическая поддержка процесса развития личности воспитанника в ходе совместного решения стоящих перед ним личностно и общественно значимых проблем.

Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе базовых национальных ценностей.

Системно-деятельностная организация воспитания должна обеспечивать полноценную и своевременную социализацию обучающихся. В социальном плане подростковый возраст представляет собой переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости


Основные возрастные особенности и задачи воспитания кадет

В пятилетнем кадетском образовании следует учитывать три возрастных периода воспитанников (обучающихся) и их характерные особенности:

А) Младший кадетский возраст с 10-11 лет до 13 лет {5-6 классы)

Период адаптации к педагогическим требованиям, правилам, нормам кадетской жизни; выработка привычек по следованию этим нормам и правилам; вхождение в кадетский уклад жизни и систему отношений.

Б) Возраст кадетского отрочества. 13-14 лет {7-8 классы)

Осмысление кадетского образа жизни, системы требований, правил и норм; понимание значимости для коллектива и для себя лично ценностей и смыслов, заложенных в этой системе; постижение их жизненной мудрости и самоутверждения в них.

В) Старший кадетский возраст с14-15 лет {9 класс)

Самоопределение и самореализация в различных направлениях и видах деятельности, определение профессиональных и жизненных перспектив; опыт решения личных проблем и









В области формирования личностной культуры:

• формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной, общественно полезной деятельности на основе традиционных нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции - «становиться лучше»;

• укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;

• формирование основ нравственного самосознания личности (совести) - способности подростка формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;

• формирование нравственного смысла учения, социально ориентированной и общественно полезной деятельности;

• формирование морали - осознанной обучающимся необходимости поведения, ориентированного на благо других людей и определяемого традиционными представлениями о добре и зле, справедливом и несправедливом, добродетели и пороке, должном и недопустимом;

• усвоение обучающимся базовых национальных ценностей, духовных традиций народов России;

• укрепление у подростка позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;

• развитие эстетических потребностей, ценностей и чувств;

• развитие способности открыто выражать и аргументированно отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;

• развитие способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;

• развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;

• формирование творческого отношения к учёбе, труду, социальной деятельности на основе нравственных ценностей и моральных норм;

• формирование у подростка первоначальных профессиональных намерений и интересов, осознание нравственного значения будущего профессионального выбора;

• осознание подростком ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности;

• формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни;

В области формирования социальной культуры:

• формирование российской гражданской идентичности, включающей в себя идентичность члена семьи, школьного коллектива, территориально-культурной общности, этнического сообщества, российской гражданской нации;

• укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество, заботы о процветании своей страны;

• развитие патриотизма и гражданской солидарности;

• развитие навыков и умений организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими и младшими в решении личностно и социально значимых проблем на основе знаний, полученных в процессе образования;

• формирование у подростков первичных навыков успешной социализации, представлений об общественных приоритетах и ценностях, ориентированных на эти ценности образцах поведения через практику общественных отношений с представителями различных социальных групп;

• формирование у подростков социальных компетенций, необходимых для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе;

• укрепление доверия к другим людям, институтам гражданского общества, государству;

• развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям, приобретение опыта оказания помощи другим людям;

• усвоение гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

• формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным религиям и религиозным организациям России, к вере и религиозным убеждениям других людей, понимание значения религиозных идеалов в жизни человека, семьи и общества, роли традиционных религий в историческом и культурном развитии России;

• формирование культуры межэтнического общения, уважения к культурным, религиозным традициям, образу жизни представителей народов России.

В области формирования семейной культуры:

• укрепление отношения к семье как основе российского общества;

• формирование представлений о значении семьи для устойчивого и успешного развития человека;

• укрепление у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

• усвоение нравственных ценностей семейной жизни: любовь, забота о любимом человеке, продолжение рода, духовная и эмоциональная близость членов семьи, взаимопомощь и др.;

• формирование начального опыта заботы о социально-психологическом благополучии своей семьи;

• знание традиций своей семьи, культурно-исторических и этнических традиций народов, проживающих на территории Калининградской области, других народов России.

В области формирования правовой культуры:

  • формирование у подростка правовой культуры, умения делать нравственный выбор;

  • формирование и развитие правовых знаний и правовой культуры школьников, законопослушного поведения и гражданской ответственности; развитие правового самопознания;  оптимизация познавательной деятельности, профилактика  безнадзорности, правонарушений и преступлений школьников, воспитание основ безопасности.

  • Воспитание у школьников  уважения к Закону, правопорядку, позитивным нравственно-правовым нормам.

  • Развитие интереса к правам человека среди учащихся, их родителей и  педагогов.

  • Содействие повышению качества образования в области прав человека, законопослушного поведения школьников в школе.

  • Привитие навыков избирательного права.

  • Усилить профилактическую работу по предупреждению правонарушений, преступлений и асоциального поведения   школьников.

  • Активизация  разъяснительных работ среди учащихся и  родителей  по  правовым вопросам и разрешению конфликтных ситуаций в семье и школе.              

  • Раскрытие творческого потенциала школьников через актуализацию темы прав человека, норм законов и ответственности за их несоблюдение.

Основные направления и ценностные

основы воспитания обучающихся кадетского класса.

Задачи воспитания обучающихся кадетского класса на ступени основного общего образования классифицированы по направлениям, каждое из которых, будучи тесно связанным с другими, раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного и правового развития личности гражданина России. Каждое из этих направлений основано на определённой системе базовых национальных ценностей и должно обеспечивать их усвоение обучающимися кадетского класса..

Организация духовно-нравственного и правового развития и воспитания обучающихся кадетского класса осуществляется по следующим направлениям:

воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека (ценности: любовь к России, своему народу, Кировской области, гражданское общество, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, социальная солидарность, мир во всём мире, многообразие и уважение культур и народов);

воспитание социальной ответственности и компетентности (ценности: правовое государство, демократическое государство, социальное государство; закон и правопорядок, социальная компетентность, социальная ответственность, служение Отечеству, ответственность за настоящее и будущее своей страны);

воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания (ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства другого человека, равноправие, ответственность, любовь и верность; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о светской этике, вере, духовности, религиозной жизни человека, ценностях религиозного мировоззрения, формируемое на основе межконфессионального диалога; духовно-нравственное развитие личности);

воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни (ценности: жизнь во всех её проявлениях; экологическая безопасность; экологическая грамотность; физическое, физиологическое, репродуктивное, психическое, социально-психологическое, духовное здоровье; экологическая культура; экологически целесообразный здоровый и безопасный образ жизни; ресурсосбережение; экологическая этика; экологическая ответственность; социальное партнёрство для улучшения экологического качества окружающей среды; устойчивое развитие общества в гармонии с природой);

воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии (ценности: научное знание, стремление к познанию и истине, научная картина мира, нравственный смысл учения и самообразования, интеллектуальное развитие личности; уважение к труду и людям труда; нравственный смысл труда, творчество и созидание; целеустремленность и настойчивость, бережливость, выбор профессии);

воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры — эстетическое воспитание (ценности: красота, гармония, духовный мир человека, самовыражение личности в творчестве и искусстве, эстетическое развитие личности).

  • воспитание правовой культуры и законопослушного поведения -

(знание системы основных правовых предписаний, понимание принципов права, глубокое внутреннее уважение к праву, законам, законности и правопорядку, убежденность в необходимости соблюдения их требованию, активная жизненная позиция в правовой сфере и умение реализовывать правовые знания в процессе правомерного социально-активного поведения)


Содержание духовно-нравственного и правового развития и воспитания обучающихся по каждому из направлений организации воспитания в кадетском классе

Программа направлена на обеспечение их духовно-нравственного и правового развития и воспитания, социализации, профессиональной ориентации, формирование экологической, правовой культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.

Содержанием духовно-нравственного правового развития кадетского класса являются ценности, хранимые в религиозных, этнических, культурных, семейных, социальных традициях и передаваемые от поколения к поколению. Традиционными источниками нравственности являются:

· патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);

· социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);

· гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);

· семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);

· труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);

· наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);

· традиционные российские религии. (Учитывая светский характер обучения в государственных и муниципальных школах, ценности традиционных российских религий присваиваются школьниками в виде системных культурологических представлений о религиозных идеалах)

· искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);

· природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);

· человечество (мир во всем мире, многообразие и равноправие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).

право, гражданственность, знание и уважение законов.

Основное содержание воспитания обучающихся в кадетском классе

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

• общее представление о политическом устройстве российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о символах государства, их историческом происхождении и социально-культурном значении, о ключевых ценностях современного общества России;

• системные представления об институтах гражданского общества, их истории и современном состоянии в России и мире, о возможностях участия граждан в общественном управлении;

• понимание и одобрение правил поведения в обществе, уважение органов и лиц, охраняющих общественный порядок;

• осознание конституционного долга и обязанностей гражданина своей Родины;

• системные представления о народах Калининградской области, России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны, знание национальных героев и важнейших событий отечественной истории;

• негативное отношение к нарушениям порядка в классе, школе, общественных местах, к невыполнению человеком своих общественных обязанностей, к антиобщественным действиям, поступкам.

Воспитание социальной ответственности и компетентности:

• осознанное принятие роли гражданина, знание гражданских прав и обязанностей, приобретение первоначального опыта ответственного гражданского поведения;

• усвоение позитивного социального опыта, образцов поведения подростков и молодёжи в современном мире;

• освоение норм и правил общественного поведения, психологических установок, знаний и навыков, позволяющих обучающимся успешно действовать в современном обществе;

• приобретение опыта взаимодействия, совместной деятельности и общения со сверстниками, старшими и младшими, взрослыми, с реальным социальным окружением в процессе решения личностных и общественно значимых проблем;

• осознанное принятие основных социальных ролей, соответствующих подростковому возрасту:

- социальные роли в семье: сына (дочери), брата (сестры), помощника, ответственного хозяина (хозяйки), наследника (наследницы);

- социальные роли в классе: лидер — ведомый, партнёр, инициатор, референтный в определённых вопросах, руководитель, организатор, помощник, собеседник, слушатель;

- социальные роли в обществе: гендерная, член определённой социальной группы, потребитель, покупатель, пассажир, зритель, спортсмен, читатель, сотрудник и др.;

• формирование собственного конструктивного стиля общественного поведения.

Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания:

• сознательное принятие базовых национальных российских ценностей;

• любовь к школе, городу Кирову, Кировской области, народу, России, к героическому прошлому и настоящему нашего Отечества; желание продолжать героические традиции многонационального российского народа;

• понимание смысла гуманных отношений; понимание высокой ценности человеческой жизни; стремление строить свои отношения с людьми и поступать по законам совести, добра и справедливости;

• понимание значения религиозных идеалов в жизни человека и общества, нравственной сущности правил культуры поведения, общения и речи, умение выполнять их независимо от внешнего контроля;

• понимание значения нравственно-волевого усилия в выполнении учебных, учебно-трудовых и общественных обязанностей; стремление преодолевать трудности и доводить начатое дело до конца;

• умение осуществлять нравственный выбор намерений, действий и поступков; готовность к самоограничению для достижения собственных нравственных идеалов; стремление вырабатывать и осуществлять личную программу самовоспитания;

• понимание и сознательное принятие нравственных норм взаимоотношений в семье; осознание значения семьи для жизни человека, его личностного и социального развития, продолжения рода;

• отрицательное отношение к аморальным поступкам, проявлениям эгоизма и иждивенчества, равнодушия, лицемерия, грубости, оскорбительным словам и действиям, нарушениям общественного порядка.

Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни:

• присвоение эколого-культурных ценностей и ценностей здоровья своего народа, народов России как одно из направлений общероссийской гражданской идентичности;

• умение придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту, демонстрировать экологическое мышление и экологическую грамотность в разных формах деятельности;

• понимание взаимной связи здоровья, экологического качества окружающей среды и экологической культуры человека;

• осознание единства и взаимовлияния различных видов здоровья человека: физического (сила, ловкость, выносливость), физиологического (работоспособность, устойчивость к заболеваниям), психического (умственная работоспособность, эмоциональное благополучие), социально-психологического (способность справиться со стрессом, качество отношений с окружающими людьми); репродуктивного (забота о своём здоровье как будущего родителя); духовного (иерархия ценностей); их зависимости от экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни человека;

• интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях, туристическим походам, занятиям в спортивных секциях, военизированным играм;

• представления о факторах окружающей природно-социальной среды, негативно влияющих на здоровье человека; способах их компенсации, избегания, преодоления;

• способность прогнозировать последствия деятельности человека в природе, оценивать влияние природных и антропогенных факторов риска на здоровье человека;

• опыт самооценки личного вклада в ресурсосбережение, сохранение качества окружающей среды, биоразнообразия, экологическую безопасность;

• осознание социальной значимости идей устойчивого развития; готовность участвовать в пропаганде идей образования для устойчивого развития;

• знание основ законодательства в области защиты здоровья и экологического качества окружающей среды и выполнение его требований;

• овладение способами социального взаимодействия по вопросам улучшения экологического качества окружающей среды, устойчивого развития территории, экологического здоровьесберегающего просвещения населения;

• профессиональная ориентация с учётом представлений о вкладе разных профессий в решение проблем экологии, здоровья, устойчивого развития общества;

• развитие экологической грамотности родителей, населения, привлечение их к организации общественно значимой экологически ориентированной деятельности;

• устойчивая мотивация к выполнению правил личной и общественной гигиены и санитарии; рациональной организации режима дня, питания; занятиям физической культурой, спортом, туризмом; самообразованию; труду и творчеству для успешной социализации;

• опыт участия в физкультурно-оздоровительных, санитарно-гигиенических мероприятиях, экологическом туризме;

• резко негативное отношение к курению, употреблению алкогольных напитков, наркотиков и других психоактивных веществ (ПАВ);

• отрицательное отношение к лицам и организациям, пропагандирующим курение и пьянство, распространяющим наркотики и другие ПАВ.

Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии:

• понимание необходимости научных знаний для развития личности и общества, их роли в жизни, труде, творчестве;

• осознание нравственных основ образования;

• осознание важности непрерывного образования и самообразования в течение всей жизни;

• осознание нравственной природы труда, его роли в жизни человека и общества, в создании материальных, социальных и культурных благ; знание и уважение трудовых традиций своей семьи, трудовых подвигов старших поколений;

• умение планировать трудовую деятельность, рационально использовать время, информацию и материальные ресурсы, соблюдать порядок на рабочем месте, осуществлять коллективную работу, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;

• сформированность позитивного отношения к учебной и учебно-трудовой деятельности, общественно полезным делам, умение осознанно проявлять инициативу и дисциплинированность, выполнять работы по графику и в срок, следовать разработанному плану, отвечать за качество и осознавать возможные риски;

• готовность к выбору профиля обучения на следующей ступени образования или профессиональному выбору в случае перехода в систему профессионального образования (умение ориентироваться на рынке труда, в мире профессий, в системе профессионального образования, соотносить свои интересы и возможности с профессиональной перспективой, получать дополнительные знания и умения, необходимые для профильного или профессионального образования);

• бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам; поддержание чистоты и порядка в классе и школе; готовность содействовать в благоустройстве школы и её ближайшего окружения;

• общее знакомство с трудовым законодательством;

• нетерпимое отношение к лени, безответственности и пассивности в образовании и труде.

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры (эстетическое воспитание):

• ценностное отношение к прекрасному, восприятие искусства как особой формы познания и преобразования мира;

• эстетическое восприятие предметов и явлений действительности, развитие способности видеть и ценить прекрасное в природе, быту, труде, спорте и творчестве людей, общественной жизни;

• представление об искусстве народов России.

Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения -

(знание системы основных правовых предписаний, понимание принципов права, глубокое внутреннее уважение к праву, законам, законности и правопорядку, убежденность в необходимости соблюдения их требованию, активная жизненная позиция в правовой сфере и умение реализовывать правовые знания в процессе правомерного социально-активного поведения)

Реализация программы по всем направлениям осуществляется за счёт:

I. урочной деятельности ценностные знания и опыт, приобретаемые в рамках учебной деятельности.

II. Внеурочная деятельность

А) Классных часов - в основу положены: воспитание человека - гражданина высокой культуры, патриота, нравственно и физически здоровой личности, адаптированной к современным условиям жизни и востребованной обществом.

Классные часы включены в расписание, проводятся 1 раз в неделю, обще количество часов в год составляет 34 часа.

Система классных часов включает в себя два компонента: обязательная тематика и тематика, выбранная классными руководителями. Обязательным составляющим системы классных часов является правила основ ОБЖ (правила поведения на ж/д транспорте, ПДД, основы ОБЖ) – 1 раз в месяц; пропаганда ЗОЖ и толерантности 1 раз в триместр.

Обязательная тематика классных часов

5 класс

1. Вежливость – основа воспитанности.

Понятие «вежливости» и «воспитанности».

Формы проявления вежливости.

Искренность в общении.

Роль улыбки, мимики и жестов в общении.

2. Человек среди людей.

Круг общения человека.

Правила общения.

Что значит быть добрым?

Что значит быть хорошим слушателем?

3. Добротой себя измерь.

Различные проявления доброты: щедрость, гостеприимство, радушие, доброжелательность.

Доброта истинная и мнимая.

Трудно ли быть добрым?

4. Чью старость ты утешил?

Внимательное или невнимательное отношение к бабушкам и дедушкам.

Благодарность, чуткость, тактичность по отношению к старшему поколению.

Что такое снисходительность?

Когда необходимо быть снисходительным к старшим.

5. «О матерях можно говорить бесконечно».

Заботливость и внимание к маме.

Бережное отношение к здоровью мамы.

Чуткое отношение к душевному состоянию мамы.

Благодарность за все то, что мама делает для своих детей.

Снисходительность к маме.

6. Как разрешить проблему?

Что такое проблема?

Можно ли определить по внешним признакам наличие проблем у людей.

В какой сфере жизни могут возникать проблемы?

Как изучить проблему?

К чему можно привести нерешенная проблема?

Как разрешить проблему?

7. «Дружба начинается с улыбки».

Можно ли научиться дружить?

Как стать хорошим другом?

Как найти друга?

Какие качества необходимы для настоящей дружбы?

8. Чтобы быть понятым.

Язык мимики и жестов.

Разновидности жестов.

9. Отчего бывает одиноко?

Что такое одиночество?

Причины одиночества.

Что поможет избежать одиночества в коллективе? (Самоуважение, чуткость, внимательность, отзывчивость, доброжелательность).

10. Дружим мальчик с девочкой.

Как относиться к дружбе мальчиков и девочек?

Круг качеств, выражаемых в отношениях друг к другу у мальчиков и девочек.

Кто такой «рыцарь»?

«Рыцарство» в современной жизни.

11. «Охраняя природу, ты охраняешь Родину…»

Что такое экология?

Враги природы.

12. Есть ли границы у свободы?

Конституция – основной закон страны.

Что такое свобода?

Право на свободу в области прав человека.

Бывает ли свобода вредной?

13. Многонациональный Российский народ.

Что такое историческая Родина, понятие «малая родина», что включает в себя понятие «россиянин», обычаи русского народа.

14. История нашей школы

Основные вехи в развитии истории школы. Музейный урок.


6 класс

1. Умение быть самим собой.

Что значит быть самим собой?

Сотвори себя сам (самовоспитание).

Зачем нужно знать себя?

Внутренний мир человека.

2. Об умении слушать.

Как надо и как не надо слушать.

3. Этикет на каждый день.

Что такое этикет?

Из истории русского этикета.

Основы этикета – разумность, простота, естественность, уважение к человеку.

4. Мальчик, девочка.

Понятия «мужское достоинство» и «женская честь».

Что такое «женственность»?

Дневник – средство самопознания.

5. Когда какое слово молвить.

Искусство умения говорить.

Бестактное слово – угроза здоровью.

Роль интонации и мимики в общении.

Искусство спора.

6. Умей быть щедрым.

Что такое «щедрость»?

«Быть щедрым» и «быть добрым», что важнее?

Эгоизм и эгоисты.

Основа – человеческой щедрости – забота о других.

7. Хорошо, что мы такие разные

Что такое «толерантность»?

Как мы судим о людях?

Как мы относимся к непривычной внешности, к непонятным для нас взглядом, к другой традиции и культуре?

8. Умение предотвращать и разрешать конфликты.

Что такое «конфликт»?

Причины конфликтов.

Правила выхода из конфликтных ситуаций.

Бесконфликтное общение.

9. Твой стиль поведения.

Что такое «вкус»?

Как выработать в себе вкус?

Скромность – сущность воспитанного человека.

10. «О тех, кто сердце отдал людям».

Что такое «патриотизм»?

Кто такой «патриот»?

Люди, которые отдали свою жизнь ради благополучия других людей.

11. «Храни достоинство свое повсюду человек».

Что такое чувство собственного достоинства?

В чем проявляется «чувство собственного достоинства?

Ложное и истинное достоинство.

Как воспитать и сохранить в себе достоинство?

12. Путешествие в страну Законию.

Конституция – основной закон РФ.

- Права и обязанности гражданина России.

13. Старшее поколение нашей семьи.

Воспитание уважения к бабушкам и дедушкам, семейные традиции

14 Человек среди людей

Человек в обществе, взаимоотношения в классном коллективе, школе, что такое терпимость, как разрешить конфликтную ситуацию

15 Чудеса света

Интересные памятники разных стран мира


7 класс

  1. Человек как общественное существо.

Толпа, масса, сборище, «тусовка» как формы случайно собранного множества людей. Человек массы в его действиях. Человек тьмы в его оценках. Стадность. Конформизм. «Тусовка» как бегство от индивидуальной свободы,

2. Регулятивные нормы любого вида сообщества, безусловное повиновение человека этим нормам в толпе, массе, «тусовке».

Умение сохранять свою позицию в толпе, выражать несогласие с мнением всех, не поддаваться эмоциям массы, аргументировать свой выбор или согласие с выбором всеобщим.

3. Регулятивные функции общества.

Человек в системе общественных связей. Выполнение им социальных норм и на­рушение общепринятого понятия.

Умение соблюдать общепринятые элементарные нормы поведения, следовать стро­гой дисциплине, содействовать соблюдению дисциплины в жизнедеятельности школы, аргументировать дисциплинарные нормы. Общепринятые ценности жизни как основа социального развития,

  1. Различие положений в обществе взрослых, детей и стариков, мужчин и женщин,
    здоровых и инвалидов, созидателей и потребителей.

  2. Коллективизм как наивысший принцип общественного устройства.
    Примитивное понимание коллективизма и его трагический исход. Личность как человек в его социальных связях в обществе.

  3. Родина. Язык, нравы, история, природа, традиции.
    Край, город, село, улица, дом, школа – моя родина,

  4. Скрытое чувство патриотизма. Знание Родины, ее людей, ее истории*
    Гордость за Родину. Забота о Родине.

  5. Сопереживание успехам и неуспехам Отечества. Содействие благу Отчизны.
    Подвиг как ежедневное содействие благу Отчизны,

  1. Труд на благо Родины. Человек как патриот своей Родины.

  1. Интерес к социальным событиям, умение обсуждать и осмысливать значение происходящего в стране, сопереживать событиям в стране, содействовать благу
    окружающих людей в виде простых, добрых дел, выстраивать перспективы своей
    жизни в тесной связи с жизнью и делами Отечества.

11. Государство по отношению к отдельному человеку: регуляция, контроль, принуждение, забота, поощрение, наказание.

Проблема свободы человека и государственного принуждения.

  1. Мечта о государственном устройстве на основании равенства* братства, справедливости. Поиски и эксперименты в истории человечества.

  2. Благополучие семьи – понятие семьи, виды браков, материальный достаток семьи, взаимоотношения детей и родителей, права членов семьи.

  3. Курение и здравомыслие. понятие «здравомыслия», что такое привыкание, влияние курения на организм женщины и мужчины, влияние курения на будущее поколение.

  4. Права и обязанности школьника. Выполнение Устава школы.

  5. Русские национальные праздники. Что такое традиция и обычаи, религиозные и государственные праздники.

  6. Наши государственные символы. Герб, флаг и гимн, история создания, основные символы.

8 класс.

1.Человек как гражданин в его отношении к государству.

Критерий оценки государственного устройства - интересы группы людей, которые оно защищает.

2. Любовь как основа семейной жизни, Семья как защищенность человека. Человек
защищает семью, Мать и отец – безусловная ценность для каждого человека.

3. Родословная, Корни семьи. Традиции семьи. Забота и любовь каждого о каждом,

4. Семейные роли человека: мать - жена, отец - муж, дети - сын, дочь; бабушка, дедушка.
Ответственность за семью каждого члена семьи.

Умение быть доброжелательным, ласковым и нежным к членам семьи; умение уважать свою родословную, отстаивать честь семьи, защищать репутацию членов семьи; умение соотносить свое поведение с честью семьи. Значение каждого члена семьи для ее благополучия и счастья.

  1. Человек в группе. Выбор группы: случайный, сознательный. Насильственная
    принадлежность к группе. Уровень развития группы и уровень развития человека.
    Поведение человека в группе. Умение общаться с группой.

  2. Товарищество как закон группы. Право каждого на свое индивидуальное проявление.

  3. Группы подавляющие: группы риска, преступные группировки, маргинальные группы.
    Группы учебные, по интересам, по проведению досуга, по профессиональным
    занятиям, творческие, идеологические.

  4. Умение человека сохранить свое «Я» в группе. Достойный человек занимает достойное место в достойной группе.

Умение трудиться, отдыхать и проявлять инициативу в группе; умение быть организатором дела группы, нести ответственность за группу; умение быть в одиночестве и в группе, с товарищами.

9. Человек как представитель своего поколения. Ход истории как смена поколений.
Новые характеристики нового поколения.

10. Вымогательство и школьный терроризм. Понятие терроризма, виды террора, Понятие подстрекательства, вымогательства, приёмы террористов.

10. Внешние атрибуты поколения и внутренние сущностные признаки.

Разные типы людей в одном поколении. Один тип человека в разных поколениях.

11. Религии мира. Религиозные традиции и обычаи. Религиозный экстремизм. Религиозная толерантность.

12. О моральных правах и нормах. Понятие «мораль», «моральная норма», моральная ответственность, законы, права и обязанности.


9 класс.

1. Как использовать свои права.

Закон об образовании. Правоохранительные органы в защиту абитуриентов. Права и обязанности абитуриентов. Правила поступления в образовательные учреждения. Новинки литературы в помощь поступающим в ВУЗы и проф.учреждения.

2. Куда пойти учиться?

Ознакомление (реклама, приглашение представителей) с образовательными учреждениями г. Кирова и Кировской области. Статистика (рынок труда).

3. Время взрослеть.

Моя будущая профессия. От чего/кого зависит «самая подходящая профессия». Помощь или «медвежья услуга» родителей? Профессиональная деятельность: материальное обеспечение и духовная радость. Моральная оценка выбранной профессии. Ответственность за принятое решение: ошибки и их последствия. Мир профессий.

4. Человек и его здоровье

Понятие долгожительства, причины возникновения болезней. Вредные привычки как предпосылки к вымиранию нации, правила здорового образа жизни

5 Семейные ценности

Что такое семейный брак, виды браков. Браки по расчёту. Венчание как один из видов брака. Предпосылки крепкой семейной жизни.

6. Школьный этикет

Правила поведения в школе, понятие классного коллектива, предпосылки к появлению крепкого и сплочённого коллектива, коллективно-творческое дело.

7. Я и экзамен: кто кого?

Экзаменационная пора как этап жизненного пути. Режим дня, питание, сон. Стратегия и тактика поведения. Повышение сопротивляемости к стрессам. Условия поддержки работоспособности. Поведение до и в момент экзамена.

8. Мои таланты – мое богатство?

Связь умственных способностей с повседневной учебной деятельностью. Индивидуальный психофизиологический стиль человека. Свойства нервной системы, памяти, внимания, тема работы. Свойства интеллекта.

9. Зачем человеку права

Что такое долг, обязанности, моральные нормы, права и равноправие, Всеобщая декларация прав человека

10. героический подвиг русского народа

Исторические вехи в истории русского народа. Подвиг русского человека во имя своей страны. Понятие «патриотизм» «самопожертвование»

11.Мы- граждане России

О российском гражданстве, гражданственность, гражданин Отечества.

12. Правонарушения и вина

Что такое аморализм, что такое вина и наказание, ответственность.

13. «О, этот безумный, безумный мир!»

Общие законы мироздания, мой реальный конкретный мир, мое мировоззрение, желание или нежелание изменить этот «дурно живущий» мир, законы отдельно взятой страны.

14. Человек – это звучит гордо.

Человек, постоянно решающий проблемы жизни. Зарабатывание средств существования. Осмысление способов заработка и способность преобразовать работу в радость.

15. Граждане России против терроризма

Понятие терроризма, виды террора, шантаж и вымогательство, контртеррористические операции.

16. Труд облагораживает человека.

Труд и деятельность – главные источники материальных ценностей жизни. Труд на благо семьи, общества или во имя собственного обогащения? Умение игнорировать материальный достаток человека в определении отношений к нему.

17. Культурные жемчужины России

Архитектурное и художественное достояние русского народа, знаменитые художники и архитекторы.

18. Бессмертие как вечная мечта человека (факты истории)

Выдающиеся личности, пытавшиеся стать бессмертными. Попытки оставить память о себе. Ложные способы оставить после себя след. Жизнь великого человека, как жизнь бессмертного человека. Умение чтить память выдающихся личностей, оставивших след в исторической культуре мира.

19. Древо жизни – путь к бессмертию.

Дело жизни – путь к бессмертию. Мое древо жизни. Пословицы о семье. Словарь родства. Умение сохранять память сохранять память (чтить память) о своих родных, ушедших из жизни. Что означает моя фамилия?

20. Я – взрослый человек.

Особенности возраста юности. Уважение всех возрастов. Драма несоответствия возрасту. Подготовленность к возрастному периоду жизни. Что значит «повзрослеть»?

21. Алкоголь наркомания и - губители судеб

Здоровый образ жизни-залог успешности страны и нации, преимущества здорового образа жизни, алкоголизм и пивной алкоголизм, наркомания-шаг в пропасть.

22. правонарушения – дорога в пропасть

Административное нарушение и административная ответственность, понятие «правонарушения», понятие «преступления», наказание.

23. Человек в неформальной группе

Что такое неформальное общение, неформальный лидер, причины попадания в неформальные группировки, правила группы, Конформизм. К чему может привести влияние неформальной группировки.

24. Толерантность в современном обществе.

Умение договориться в различных конфликтных ситуациях виды конфликтов, правила толерантного общения.

25. Моя идеальная половинка.

Функция семьи, причины распада семьи, благополучие семьи.

26. Я – творческая личность?

Умение трудиться над собой. Роль самообразования в развитии личности, совершенствовании характера. Свободная творческая деятельность. Рисковать или не рисковать.

27. Одиночество: дар, страх, радость.

Значение одиночества в становлении личности и ходе жизни. Одиночество – период переживаний духовных событий внутреннего мира. Умение осмысливать свою жизнь в момент одиночества. Умение оставаться наедине с собой.

28. Ценности жизни и ценностные отношения.


29. Герой моего времени – созидатель.

Жизнь созидателя: за и против. Образ человека – созидателя. Созидатель в деловой, личной, публичной, светской, бытовой жизни.