Воспитательная программа
«Я – кадет»
5-9 классы
Составитель программы
Белоконь П. Г.,
классный руководитель
Пояснительная записка
Школа создаёт условия для реализации программы духовно-нравственного и правового развития и воспитания обучающихся, обеспечивая их приобщение к ценностям семьи, своей этнической, конфессиональной, социальной группы, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России и направляя образовательный процесс на воспитание ребёнка в духе любви к Родине и уважения к культурно-историческому наследию своего народа и своей страны, на развитие его творческих способностей и формирование основ его социально ответственного поведения в обществе и в семье.
Педагогическая организация процесса духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся предусматривает согласование усилий многих социальных субъектов: образовательного учреждения, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, общественных объединений, включая детско-юношеские движения и организации, правовые структуры.
Программа духовно-нравственного и правового развития и воспитания направлена на организацию нравственного уклада школьной жизни, включающего воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность обучающихся, основанного на системе духовных идеалов, ценностей, моральных приоритетов, реализуемого в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни.
Программа направлена на обеспечение их духовно-нравственного и правового развития и воспитания, социализации, профессиональной ориентации, формирование экологической, правовой культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.
Цель и задачи воспитания обучающихся кадетского класса.
Целью воспитания кадетского класса обучающихся на ступени основного общего образования является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Обеспечение углубленного изучения социально-правовых предметов программы основного общего образования
Для достижения поставленной цели воспитания и социализации обучающихся решаются следующие задачи:
воспитание устойчивого приоритета здорового образа жизни, патриотизма, готовности к защите Отечества;
подготовка обучающихся к поступлению в высшие и средние учебные заведения УМВД РФ;
формирование у обучающихся целенаправленной профессиональной ориентации на службу в полиции.
Принципы воспитания обучающихся кадетского класса.
Принцип ориентации на идеал. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности.
Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру - ведущий метод воспитания. Пример - это возможная модель выстраивания отношений подростка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим. Содержание разной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. В примерах демонстрируется устремлённость людей к вершинам духа, персонифицируются, наполняются конкретным жизненным содержанием идеалы и ценности. Особое значение для духовно-нравственного развития обучающегося имеет пример учителя.
Принцип диалогического общения со значимыми другими. В формировании ценностей большую роль играет диалогическое общение подростка со сверстниками, родителями, учителем и другими значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе. Диалог исходит из признания и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную. Диалог не допускает сведения нравственного воспитания к морализаторству и монологической проповеди, но предусматривает его организацию средствами равноправного диалога. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиски смысла жизни невозможны вне диалогического общения подростка со значимым другим.
Принцип воспитания и социализации. В современных условиях процесс развития, воспитания и социализации личности имеет полисубъектный характер. Подросток включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки. Эффективная организация воспитания и социализации современных подростков возможна при условии согласования (прежде всего, на основе общих духовных и общественных идеалов, ценностей) социально-педагогической деятельности различных общественных субъектов: школы, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, традиционных религиозных и общественных организаций, правовых структур и др.
Принцип совместного решения личностно и общественно значимых проблем. Личностные и общественные проблемы являются основными стимулами развития человека. Их решение требует не только внешней активности, но и существенной перестройки внутреннего душевного, духовного мира личности, изменения отношений (а отношения и есть ценности) личности к явлениям жизни. Воспитание — это оказываемая значимым другим педагогическая поддержка процесса развития личности воспитанника в ходе совместного решения стоящих перед ним личностно и общественно значимых проблем.
Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе базовых национальных ценностей.
Системно-деятельностная организация воспитания должна обеспечивать полноценную и своевременную социализацию обучающихся. В социальном плане подростковый возраст представляет собой переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости
Основные возрастные особенности и задачи воспитания кадет
В пятилетнем кадетском образовании следует учитывать три возрастных периода воспитанников (обучающихся) и их характерные особенности:
А) Младший кадетский возраст с 10-11 лет до 13 лет {5-6 классы)
Период адаптации к педагогическим требованиям, правилам, нормам кадетской жизни; выработка привычек по следованию этим нормам и правилам; вхождение в кадетский уклад жизни и систему отношений.
Б) Возраст кадетского отрочества. 13-14 лет {7-8 классы)
Осмысление кадетского образа жизни, системы требований, правил и норм; понимание значимости для коллектива и для себя лично ценностей и смыслов, заложенных в этой системе; постижение их жизненной мудрости и самоутверждения в них.
В) Старший кадетский возраст с14-15 лет {9 класс)
Самоопределение и самореализация в различных направлениях и видах деятельности, определение профессиональных и жизненных перспектив; опыт решения личных проблем и
В области формирования личностной культуры:
• формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной, общественно полезной деятельности на основе традиционных нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции - «становиться лучше»;
• укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;
• формирование основ нравственного самосознания личности (совести) - способности подростка формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
• формирование нравственного смысла учения, социально ориентированной и общественно полезной деятельности;
• формирование морали - осознанной обучающимся необходимости поведения, ориентированного на благо других людей и определяемого традиционными представлениями о добре и зле, справедливом и несправедливом, добродетели и пороке, должном и недопустимом;
• усвоение обучающимся базовых национальных ценностей, духовных традиций народов России;
• укрепление у подростка позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;
• развитие эстетических потребностей, ценностей и чувств;
• развитие способности открыто выражать и аргументированно отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
• развитие способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;
• развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;
• формирование творческого отношения к учёбе, труду, социальной деятельности на основе нравственных ценностей и моральных норм;
• формирование у подростка первоначальных профессиональных намерений и интересов, осознание нравственного значения будущего профессионального выбора;
• осознание подростком ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности;
• формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни;
В области формирования социальной культуры:
• формирование российской гражданской идентичности, включающей в себя идентичность члена семьи, школьного коллектива, территориально-культурной общности, этнического сообщества, российской гражданской нации;
• укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество, заботы о процветании своей страны;
• развитие патриотизма и гражданской солидарности;
• развитие навыков и умений организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими и младшими в решении личностно и социально значимых проблем на основе знаний, полученных в процессе образования;
• формирование у подростков первичных навыков успешной социализации, представлений об общественных приоритетах и ценностях, ориентированных на эти ценности образцах поведения через практику общественных отношений с представителями различных социальных групп;
• формирование у подростков социальных компетенций, необходимых для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе;
• укрепление доверия к другим людям, институтам гражданского общества, государству;
• развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям, приобретение опыта оказания помощи другим людям;
• усвоение гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
• формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным религиям и религиозным организациям России, к вере и религиозным убеждениям других людей, понимание значения религиозных идеалов в жизни человека, семьи и общества, роли традиционных религий в историческом и культурном развитии России;
• формирование культуры межэтнического общения, уважения к культурным, религиозным традициям, образу жизни представителей народов России.
В области формирования семейной культуры:
• укрепление отношения к семье как основе российского общества;
• формирование представлений о значении семьи для устойчивого и успешного развития человека;
• укрепление у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
• усвоение нравственных ценностей семейной жизни: любовь, забота о любимом человеке, продолжение рода, духовная и эмоциональная близость членов семьи, взаимопомощь и др.;
• формирование начального опыта заботы о социально-психологическом благополучии своей семьи;
• знание традиций своей семьи, культурно-исторических и этнических традиций народов, проживающих на территории Калининградской области, других народов России.
В области формирования правовой культуры:
формирование у подростка правовой культуры, умения делать нравственный выбор;
формирование и развитие правовых знаний и правовой культуры школьников, законопослушного поведения и гражданской ответственности; развитие правового самопознания; оптимизация познавательной деятельности, профилактика безнадзорности, правонарушений и преступлений школьников, воспитание основ безопасности.
Воспитание у школьников уважения к Закону, правопорядку, позитивным нравственно-правовым нормам.
Развитие интереса к правам человека среди учащихся, их родителей и педагогов.
Содействие повышению качества образования в области прав человека, законопослушного поведения школьников в школе.
Привитие навыков избирательного права.
Усилить профилактическую работу по предупреждению правонарушений, преступлений и асоциального поведения школьников.
Активизация разъяснительных работ среди учащихся и родителей по правовым вопросам и разрешению конфликтных ситуаций в семье и школе.
Раскрытие творческого потенциала школьников через актуализацию темы прав человека, норм законов и ответственности за их несоблюдение.
Основные направления и ценностные
основы воспитания обучающихся кадетского класса.
Задачи воспитания обучающихся кадетского класса на ступени основного общего образования классифицированы по направлениям, каждое из которых, будучи тесно связанным с другими, раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного и правового развития личности гражданина России. Каждое из этих направлений основано на определённой системе базовых национальных ценностей и должно обеспечивать их усвоение обучающимися кадетского класса..
Организация духовно-нравственного и правового развития и воспитания обучающихся кадетского класса осуществляется по следующим направлениям:
• воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека (ценности: любовь к России, своему народу, Кировской области, гражданское общество, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, социальная солидарность, мир во всём мире, многообразие и уважение культур и народов);
• воспитание социальной ответственности и компетентности (ценности: правовое государство, демократическое государство, социальное государство; закон и правопорядок, социальная компетентность, социальная ответственность, служение Отечеству, ответственность за настоящее и будущее своей страны);
• воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания (ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства другого человека, равноправие, ответственность, любовь и верность; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о светской этике, вере, духовности, религиозной жизни человека, ценностях религиозного мировоззрения, формируемое на основе межконфессионального диалога; духовно-нравственное развитие личности);
• воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни (ценности: жизнь во всех её проявлениях; экологическая безопасность; экологическая грамотность; физическое, физиологическое, репродуктивное, психическое, социально-психологическое, духовное здоровье; экологическая культура; экологически целесообразный здоровый и безопасный образ жизни; ресурсосбережение; экологическая этика; экологическая ответственность; социальное партнёрство для улучшения экологического качества окружающей среды; устойчивое развитие общества в гармонии с природой);
• воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии (ценности: научное знание, стремление к познанию и истине, научная картина мира, нравственный смысл учения и самообразования, интеллектуальное развитие личности; уважение к труду и людям труда; нравственный смысл труда, творчество и созидание; целеустремленность и настойчивость, бережливость, выбор профессии);
• воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры — эстетическое воспитание (ценности: красота, гармония, духовный мир человека, самовыражение личности в творчестве и искусстве, эстетическое развитие личности).
(знание системы основных правовых предписаний, понимание принципов права, глубокое внутреннее уважение к праву, законам, законности и правопорядку, убежденность в необходимости соблюдения их требованию, активная жизненная позиция в правовой сфере и умение реализовывать правовые знания в процессе правомерного социально-активного поведения)
Содержание духовно-нравственного и правового развития и воспитания обучающихся по каждому из направлений организации воспитания в кадетском классе
Программа направлена на обеспечение их духовно-нравственного и правового развития и воспитания, социализации, профессиональной ориентации, формирование экологической, правовой культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.
Содержанием духовно-нравственного правового развития кадетского класса являются ценности, хранимые в религиозных, этнических, культурных, семейных, социальных традициях и передаваемые от поколения к поколению. Традиционными источниками нравственности являются:
· патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);
· социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);
· гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);
· семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);
· труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);
· наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);
· традиционные российские религии. (Учитывая светский характер обучения в государственных и муниципальных школах, ценности традиционных российских религий присваиваются школьниками в виде системных культурологических представлений о религиозных идеалах)
· искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);
· природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);
· человечество (мир во всем мире, многообразие и равноправие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).
право, гражданственность, знание и уважение законов.
Основное содержание воспитания обучающихся в кадетском классе
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
• общее представление о политическом устройстве российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о символах государства, их историческом происхождении и социально-культурном значении, о ключевых ценностях современного общества России;
• системные представления об институтах гражданского общества, их истории и современном состоянии в России и мире, о возможностях участия граждан в общественном управлении;
• понимание и одобрение правил поведения в обществе, уважение органов и лиц, охраняющих общественный порядок;
• осознание конституционного долга и обязанностей гражданина своей Родины;
• системные представления о народах Калининградской области, России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны, знание национальных героев и важнейших событий отечественной истории;
• негативное отношение к нарушениям порядка в классе, школе, общественных местах, к невыполнению человеком своих общественных обязанностей, к антиобщественным действиям, поступкам.
Воспитание социальной ответственности и компетентности:
• осознанное принятие роли гражданина, знание гражданских прав и обязанностей, приобретение первоначального опыта ответственного гражданского поведения;
• усвоение позитивного социального опыта, образцов поведения подростков и молодёжи в современном мире;
• освоение норм и правил общественного поведения, психологических установок, знаний и навыков, позволяющих обучающимся успешно действовать в современном обществе;
• приобретение опыта взаимодействия, совместной деятельности и общения со сверстниками, старшими и младшими, взрослыми, с реальным социальным окружением в процессе решения личностных и общественно значимых проблем;
• осознанное принятие основных социальных ролей, соответствующих подростковому возрасту:
- социальные роли в семье: сына (дочери), брата (сестры), помощника, ответственного хозяина (хозяйки), наследника (наследницы);
- социальные роли в классе: лидер — ведомый, партнёр, инициатор, референтный в определённых вопросах, руководитель, организатор, помощник, собеседник, слушатель;
- социальные роли в обществе: гендерная, член определённой социальной группы, потребитель, покупатель, пассажир, зритель, спортсмен, читатель, сотрудник и др.;
• формирование собственного конструктивного стиля общественного поведения.
Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания:
• сознательное принятие базовых национальных российских ценностей;
• любовь к школе, городу Кирову, Кировской области, народу, России, к героическому прошлому и настоящему нашего Отечества; желание продолжать героические традиции многонационального российского народа;
• понимание смысла гуманных отношений; понимание высокой ценности человеческой жизни; стремление строить свои отношения с людьми и поступать по законам совести, добра и справедливости;
• понимание значения религиозных идеалов в жизни человека и общества, нравственной сущности правил культуры поведения, общения и речи, умение выполнять их независимо от внешнего контроля;
• понимание значения нравственно-волевого усилия в выполнении учебных, учебно-трудовых и общественных обязанностей; стремление преодолевать трудности и доводить начатое дело до конца;
• умение осуществлять нравственный выбор намерений, действий и поступков; готовность к самоограничению для достижения собственных нравственных идеалов; стремление вырабатывать и осуществлять личную программу самовоспитания;
• понимание и сознательное принятие нравственных норм взаимоотношений в семье; осознание значения семьи для жизни человека, его личностного и социального развития, продолжения рода;
• отрицательное отношение к аморальным поступкам, проявлениям эгоизма и иждивенчества, равнодушия, лицемерия, грубости, оскорбительным словам и действиям, нарушениям общественного порядка.
Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни:
• присвоение эколого-культурных ценностей и ценностей здоровья своего народа, народов России как одно из направлений общероссийской гражданской идентичности;
• умение придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту, демонстрировать экологическое мышление и экологическую грамотность в разных формах деятельности;
• понимание взаимной связи здоровья, экологического качества окружающей среды и экологической культуры человека;
• осознание единства и взаимовлияния различных видов здоровья человека: физического (сила, ловкость, выносливость), физиологического (работоспособность, устойчивость к заболеваниям), психического (умственная работоспособность, эмоциональное благополучие), социально-психологического (способность справиться со стрессом, качество отношений с окружающими людьми); репродуктивного (забота о своём здоровье как будущего родителя); духовного (иерархия ценностей); их зависимости от экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни человека;
• интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях, туристическим походам, занятиям в спортивных секциях, военизированным играм;
• представления о факторах окружающей природно-социальной среды, негативно влияющих на здоровье человека; способах их компенсации, избегания, преодоления;
• способность прогнозировать последствия деятельности человека в природе, оценивать влияние природных и антропогенных факторов риска на здоровье человека;
• опыт самооценки личного вклада в ресурсосбережение, сохранение качества окружающей среды, биоразнообразия, экологическую безопасность;
• осознание социальной значимости идей устойчивого развития; готовность участвовать в пропаганде идей образования для устойчивого развития;
• знание основ законодательства в области защиты здоровья и экологического качества окружающей среды и выполнение его требований;
• овладение способами социального взаимодействия по вопросам улучшения экологического качества окружающей среды, устойчивого развития территории, экологического здоровьесберегающего просвещения населения;
• профессиональная ориентация с учётом представлений о вкладе разных профессий в решение проблем экологии, здоровья, устойчивого развития общества;
• развитие экологической грамотности родителей, населения, привлечение их к организации общественно значимой экологически ориентированной деятельности;
• устойчивая мотивация к выполнению правил личной и общественной гигиены и санитарии; рациональной организации режима дня, питания; занятиям физической культурой, спортом, туризмом; самообразованию; труду и творчеству для успешной социализации;
• опыт участия в физкультурно-оздоровительных, санитарно-гигиенических мероприятиях, экологическом туризме;
• резко негативное отношение к курению, употреблению алкогольных напитков, наркотиков и других психоактивных веществ (ПАВ);
• отрицательное отношение к лицам и организациям, пропагандирующим курение и пьянство, распространяющим наркотики и другие ПАВ.
Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии:
• понимание необходимости научных знаний для развития личности и общества, их роли в жизни, труде, творчестве;
• осознание нравственных основ образования;
• осознание важности непрерывного образования и самообразования в течение всей жизни;
• осознание нравственной природы труда, его роли в жизни человека и общества, в создании материальных, социальных и культурных благ; знание и уважение трудовых традиций своей семьи, трудовых подвигов старших поколений;
• умение планировать трудовую деятельность, рационально использовать время, информацию и материальные ресурсы, соблюдать порядок на рабочем месте, осуществлять коллективную работу, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;
• сформированность позитивного отношения к учебной и учебно-трудовой деятельности, общественно полезным делам, умение осознанно проявлять инициативу и дисциплинированность, выполнять работы по графику и в срок, следовать разработанному плану, отвечать за качество и осознавать возможные риски;
• готовность к выбору профиля обучения на следующей ступени образования или профессиональному выбору в случае перехода в систему профессионального образования (умение ориентироваться на рынке труда, в мире профессий, в системе профессионального образования, соотносить свои интересы и возможности с профессиональной перспективой, получать дополнительные знания и умения, необходимые для профильного или профессионального образования);
• бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам; поддержание чистоты и порядка в классе и школе; готовность содействовать в благоустройстве школы и её ближайшего окружения;
• общее знакомство с трудовым законодательством;
• нетерпимое отношение к лени, безответственности и пассивности в образовании и труде.
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры (эстетическое воспитание):
• ценностное отношение к прекрасному, восприятие искусства как особой формы познания и преобразования мира;
• эстетическое восприятие предметов и явлений действительности, развитие способности видеть и ценить прекрасное в природе, быту, труде, спорте и творчестве людей, общественной жизни;
• представление об искусстве народов России.
Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения -
(знание системы основных правовых предписаний, понимание принципов права, глубокое внутреннее уважение к праву, законам, законности и правопорядку, убежденность в необходимости соблюдения их требованию, активная жизненная позиция в правовой сфере и умение реализовывать правовые знания в процессе правомерного социально-активного поведения)
Реализация программы по всем направлениям осуществляется за счёт:
I. урочной деятельности ценностные знания и опыт, приобретаемые в рамках учебной деятельности.
II. Внеурочная деятельность
А) Классных часов - в основу положены: воспитание человека - гражданина высокой культуры, патриота, нравственно и физически здоровой личности, адаптированной к современным условиям жизни и востребованной обществом.
Классные часы включены в расписание, проводятся 1 раз в неделю, обще количество часов в год составляет 34 часа.
Система классных часов включает в себя два компонента: обязательная тематика и тематика, выбранная классными руководителями. Обязательным составляющим системы классных часов является правила основ ОБЖ (правила поведения на ж/д транспорте, ПДД, основы ОБЖ) – 1 раз в месяц; пропаганда ЗОЖ и толерантности 1 раз в триместр.
Обязательная тематика классных часов
5 класс
1. Вежливость – основа воспитанности. | Понятие «вежливости» и «воспитанности». Формы проявления вежливости. Искренность в общении. Роль улыбки, мимики и жестов в общении. |
2. Человек среди людей. | Круг общения человека. Правила общения. Что значит быть добрым? Что значит быть хорошим слушателем? |
3. Добротой себя измерь. | Различные проявления доброты: щедрость, гостеприимство, радушие, доброжелательность. Доброта истинная и мнимая. Трудно ли быть добрым? |
4. Чью старость ты утешил? | Внимательное или невнимательное отношение к бабушкам и дедушкам. Благодарность, чуткость, тактичность по отношению к старшему поколению. Что такое снисходительность? Когда необходимо быть снисходительным к старшим. |
5. «О матерях можно говорить бесконечно». | Заботливость и внимание к маме. Бережное отношение к здоровью мамы. Чуткое отношение к душевному состоянию мамы. Благодарность за все то, что мама делает для своих детей. Снисходительность к маме. |
6. Как разрешить проблему? | Что такое проблема? Можно ли определить по внешним признакам наличие проблем у людей. В какой сфере жизни могут возникать проблемы? Как изучить проблему? К чему можно привести нерешенная проблема? Как разрешить проблему? |
7. «Дружба начинается с улыбки». | Можно ли научиться дружить? Как стать хорошим другом? Как найти друга? Какие качества необходимы для настоящей дружбы? |
8. Чтобы быть понятым. | Язык мимики и жестов. Разновидности жестов. |
9. Отчего бывает одиноко? | Что такое одиночество? Причины одиночества. Что поможет избежать одиночества в коллективе? (Самоуважение, чуткость, внимательность, отзывчивость, доброжелательность). |
10. Дружим мальчик с девочкой. | Как относиться к дружбе мальчиков и девочек? Круг качеств, выражаемых в отношениях друг к другу у мальчиков и девочек. Кто такой «рыцарь»? «Рыцарство» в современной жизни. |
11. «Охраняя природу, ты охраняешь Родину…» | Что такое экология? Враги природы. |
12. Есть ли границы у свободы? | Конституция – основной закон страны. Что такое свобода? Право на свободу в области прав человека. Бывает ли свобода вредной? |
13. Многонациональный Российский народ. | Что такое историческая Родина, понятие «малая родина», что включает в себя понятие «россиянин», обычаи русского народа. |
14. История нашей школы | Основные вехи в развитии истории школы. Музейный урок. |
6 класс
1. Умение быть самим собой. | Что значит быть самим собой? Сотвори себя сам (самовоспитание). Зачем нужно знать себя? Внутренний мир человека. |
2. Об умении слушать. | Как надо и как не надо слушать. |
3. Этикет на каждый день. | Что такое этикет? Из истории русского этикета. Основы этикета – разумность, простота, естественность, уважение к человеку. |
4. Мальчик, девочка. | Понятия «мужское достоинство» и «женская честь». Что такое «женственность»? Дневник – средство самопознания. |
5. Когда какое слово молвить. | Искусство умения говорить. Бестактное слово – угроза здоровью. Роль интонации и мимики в общении. Искусство спора. |
6. Умей быть щедрым. | Что такое «щедрость»? «Быть щедрым» и «быть добрым», что важнее? Эгоизм и эгоисты. Основа – человеческой щедрости – забота о других. |
7. Хорошо, что мы такие разные | Что такое «толерантность»? Как мы судим о людях? Как мы относимся к непривычной внешности, к непонятным для нас взглядом, к другой традиции и культуре? |
8. Умение предотвращать и разрешать конфликты. | Что такое «конфликт»? Причины конфликтов. Правила выхода из конфликтных ситуаций. Бесконфликтное общение. |
9. Твой стиль поведения. | Что такое «вкус»? Как выработать в себе вкус? Скромность – сущность воспитанного человека. |
10. «О тех, кто сердце отдал людям». | Что такое «патриотизм»? Кто такой «патриот»? Люди, которые отдали свою жизнь ради благополучия других людей. |
11. «Храни достоинство свое повсюду человек». | Что такое чувство собственного достоинства? В чем проявляется «чувство собственного достоинства? Ложное и истинное достоинство. Как воспитать и сохранить в себе достоинство? |
12. Путешествие в страну Законию. | Конституция – основной закон РФ. - Права и обязанности гражданина России. |
13. Старшее поколение нашей семьи. | Воспитание уважения к бабушкам и дедушкам, семейные традиции |
14 Человек среди людей | Человек в обществе, взаимоотношения в классном коллективе, школе, что такое терпимость, как разрешить конфликтную ситуацию |
15 Чудеса света | Интересные памятники разных стран мира |
7 класс
Человек как общественное существо.
Толпа, масса, сборище, «тусовка» как формы случайно собранного множества людей. Человек массы в его действиях. Человек тьмы в его оценках. Стадность. Конформизм. «Тусовка» как бегство от индивидуальной свободы,
2. Регулятивные нормы любого вида сообщества, безусловное повиновение человека этим нормам в толпе, массе, «тусовке».
Умение сохранять свою позицию в толпе, выражать несогласие с мнением всех, не поддаваться эмоциям массы, аргументировать свой выбор или согласие с выбором всеобщим.
3. Регулятивные функции общества.
Человек в системе общественных связей. Выполнение им социальных норм и нарушение общепринятого понятия.
Умение соблюдать общепринятые элементарные нормы поведения, следовать строгой дисциплине, содействовать соблюдению дисциплины в жизнедеятельности школы, аргументировать дисциплинарные нормы. Общепринятые ценности жизни как основа социального развития,
Различие положений в обществе взрослых, детей и стариков, мужчин и женщин,
здоровых и инвалидов, созидателей и потребителей.
Коллективизм как наивысший принцип общественного устройства.
Примитивное понимание коллективизма и его трагический исход. Личность как человек в его социальных связях в обществе.
Родина. Язык, нравы, история, природа, традиции.
Край, город, село, улица, дом, школа – моя родина,
Скрытое чувство патриотизма. Знание Родины, ее людей, ее истории*
Гордость за Родину. Забота о Родине.
Сопереживание успехам и неуспехам Отечества. Содействие благу Отчизны.
Подвиг как ежедневное содействие благу Отчизны,
Труд на благо Родины. Человек как патриот своей Родины.
Интерес к социальным событиям, умение обсуждать и осмысливать значение происходящего в стране, сопереживать событиям в стране, содействовать благу
окружающих людей в виде простых, добрых дел, выстраивать перспективы своей
жизни в тесной связи с жизнью и делами Отечества.
11. Государство по отношению к отдельному человеку: регуляция, контроль, принуждение, забота, поощрение, наказание.
Проблема свободы человека и государственного принуждения.
Мечта о государственном устройстве на основании равенства* братства, справедливости. Поиски и эксперименты в истории человечества.
Благополучие семьи – понятие семьи, виды браков, материальный достаток семьи, взаимоотношения детей и родителей, права членов семьи.
Курение и здравомыслие. понятие «здравомыслия», что такое привыкание, влияние курения на организм женщины и мужчины, влияние курения на будущее поколение.
Права и обязанности школьника. Выполнение Устава школы.
Русские национальные праздники. Что такое традиция и обычаи, религиозные и государственные праздники.
Наши государственные символы. Герб, флаг и гимн, история создания, основные символы.
8 класс.
1.Человек как гражданин в его отношении к государству.
Критерий оценки государственного устройства - интересы группы людей, которые оно защищает.
2. Любовь как основа семейной жизни, Семья как защищенность человека. Человек
защищает семью, Мать и отец – безусловная ценность для каждого человека.
3. Родословная, Корни семьи. Традиции семьи. Забота и любовь каждого о каждом,
4. Семейные роли человека: мать - жена, отец - муж, дети - сын, дочь; бабушка, дедушка.
Ответственность за семью каждого члена семьи.
Умение быть доброжелательным, ласковым и нежным к членам семьи; умение уважать свою родословную, отстаивать честь семьи, защищать репутацию членов семьи; умение соотносить свое поведение с честью семьи. Значение каждого члена семьи для ее благополучия и счастья.
Человек в группе. Выбор группы: случайный, сознательный. Насильственная
принадлежность к группе. Уровень развития группы и уровень развития человека.
Поведение человека в группе. Умение общаться с группой.
Товарищество как закон группы. Право каждого на свое индивидуальное проявление.
Группы подавляющие: группы риска, преступные группировки, маргинальные группы.
Группы учебные, по интересам, по проведению досуга, по профессиональным
занятиям, творческие, идеологические.
Умение человека сохранить свое «Я» в группе. Достойный человек занимает достойное место в достойной группе.
Умение трудиться, отдыхать и проявлять инициативу в группе; умение быть организатором дела группы, нести ответственность за группу; умение быть в одиночестве и в группе, с товарищами.
9. Человек как представитель своего поколения. Ход истории как смена поколений.
Новые характеристики нового поколения.
10. Вымогательство и школьный терроризм. Понятие терроризма, виды террора, Понятие подстрекательства, вымогательства, приёмы террористов.
10. Внешние атрибуты поколения и внутренние сущностные признаки.
Разные типы людей в одном поколении. Один тип человека в разных поколениях.
11. Религии мира. Религиозные традиции и обычаи. Религиозный экстремизм. Религиозная толерантность.
12. О моральных правах и нормах. Понятие «мораль», «моральная норма», моральная ответственность, законы, права и обязанности.
9 класс.
1. Как использовать свои права. | Закон об образовании. Правоохранительные органы в защиту абитуриентов. Права и обязанности абитуриентов. Правила поступления в образовательные учреждения. Новинки литературы в помощь поступающим в ВУЗы и проф.учреждения. |
2. Куда пойти учиться? | Ознакомление (реклама, приглашение представителей) с образовательными учреждениями г. Кирова и Кировской области. Статистика (рынок труда). |
3. Время взрослеть. | Моя будущая профессия. От чего/кого зависит «самая подходящая профессия». Помощь или «медвежья услуга» родителей? Профессиональная деятельность: материальное обеспечение и духовная радость. Моральная оценка выбранной профессии. Ответственность за принятое решение: ошибки и их последствия. Мир профессий. |
4. Человек и его здоровье | Понятие долгожительства, причины возникновения болезней. Вредные привычки как предпосылки к вымиранию нации, правила здорового образа жизни |
5 Семейные ценности | Что такое семейный брак, виды браков. Браки по расчёту. Венчание как один из видов брака. Предпосылки крепкой семейной жизни. |
6. Школьный этикет | Правила поведения в школе, понятие классного коллектива, предпосылки к появлению крепкого и сплочённого коллектива, коллективно-творческое дело. |
7. Я и экзамен: кто кого? | Экзаменационная пора как этап жизненного пути. Режим дня, питание, сон. Стратегия и тактика поведения. Повышение сопротивляемости к стрессам. Условия поддержки работоспособности. Поведение до и в момент экзамена. |
8. Мои таланты – мое богатство? | Связь умственных способностей с повседневной учебной деятельностью. Индивидуальный психофизиологический стиль человека. Свойства нервной системы, памяти, внимания, тема работы. Свойства интеллекта. |
9. Зачем человеку права | Что такое долг, обязанности, моральные нормы, права и равноправие, Всеобщая декларация прав человека |
10. героический подвиг русского народа | Исторические вехи в истории русского народа. Подвиг русского человека во имя своей страны. Понятие «патриотизм» «самопожертвование» |
11.Мы- граждане России | О российском гражданстве, гражданственность, гражданин Отечества. |
12. Правонарушения и вина | Что такое аморализм, что такое вина и наказание, ответственность. |
13. «О, этот безумный, безумный мир!» | Общие законы мироздания, мой реальный конкретный мир, мое мировоззрение, желание или нежелание изменить этот «дурно живущий» мир, законы отдельно взятой страны. |
14. Человек – это звучит гордо. | Человек, постоянно решающий проблемы жизни. Зарабатывание средств существования. Осмысление способов заработка и способность преобразовать работу в радость. |
15. Граждане России против терроризма | Понятие терроризма, виды террора, шантаж и вымогательство, контртеррористические операции. |
16. Труд облагораживает человека. | Труд и деятельность – главные источники материальных ценностей жизни. Труд на благо семьи, общества или во имя собственного обогащения? Умение игнорировать материальный достаток человека в определении отношений к нему. |
17. Культурные жемчужины России | Архитектурное и художественное достояние русского народа, знаменитые художники и архитекторы. |
18. Бессмертие как вечная мечта человека (факты истории) | Выдающиеся личности, пытавшиеся стать бессмертными. Попытки оставить память о себе. Ложные способы оставить после себя след. Жизнь великого человека, как жизнь бессмертного человека. Умение чтить память выдающихся личностей, оставивших след в исторической культуре мира. |
19. Древо жизни – путь к бессмертию. | Дело жизни – путь к бессмертию. Мое древо жизни. Пословицы о семье. Словарь родства. Умение сохранять память сохранять память (чтить память) о своих родных, ушедших из жизни. Что означает моя фамилия? |
20. Я – взрослый человек. | Особенности возраста юности. Уважение всех возрастов. Драма несоответствия возрасту. Подготовленность к возрастному периоду жизни. Что значит «повзрослеть»? |
21. Алкоголь наркомания и - губители судеб | Здоровый образ жизни-залог успешности страны и нации, преимущества здорового образа жизни, алкоголизм и пивной алкоголизм, наркомания-шаг в пропасть. |
22. правонарушения – дорога в пропасть | Административное нарушение и административная ответственность, понятие «правонарушения», понятие «преступления», наказание. |
23. Человек в неформальной группе | Что такое неформальное общение, неформальный лидер, причины попадания в неформальные группировки, правила группы, Конформизм. К чему может привести влияние неформальной группировки. |
24. Толерантность в современном обществе. | Умение договориться в различных конфликтных ситуациях виды конфликтов, правила толерантного общения. |
25. Моя идеальная половинка. | Функция семьи, причины распада семьи, благополучие семьи. |
26. Я – творческая личность? | Умение трудиться над собой. Роль самообразования в развитии личности, совершенствовании характера. Свободная творческая деятельность. Рисковать или не рисковать. |
27. Одиночество: дар, страх, радость. | Значение одиночества в становлении личности и ходе жизни. Одиночество – период переживаний духовных событий внутреннего мира. Умение осмысливать свою жизнь в момент одиночества. Умение оставаться наедине с собой. |
28. Ценности жизни и ценностные отношения. | |
29. Герой моего времени – созидатель. | Жизнь созидателя: за и против. Образ человека – созидателя. Созидатель в деловой, личной, публичной, светской, бытовой жизни. |