СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программы по биологии для учащихся 8 классов

Просмотр содержимого документа
«Программа по биологии»


АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА СМОЛЕНСКА

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 9» города Смоленска

(МБОУ «СШ № 9»)



Рассмотрено

на заседании педагогического совета

Протокол № 1 от 30.08.2019

Утверждаю

Директор

О.В. Антышева

Приказ № 242-ОД

От 30.08.2019 г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА




по биологии для 8 класса, основное общее образование

(предмет, класс, ступень обучения)


Чудовская Анжелика Сергеевна

(ФИО)



























2019 год


1.Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательном стандартом основного общего образования, на основе авторской программы В.В.Пасечника (В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова).

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 8-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю, то есть 68 часов за год.

В 8-м классе получают знания о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды. Определение систематического положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками позволяет осознать учащимися единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций органов и систем и убедиться в том, что выбор того или иного сценария поведения возможен лишь в определенных границах, за пределами которых теряется волевой контроль, и процессы идут по биологическим законам, не зависящим от воли людей.

Таким образом, выбор между здоровым образом жизни и тем, который ведет к болезни, возможен лишь на начальном этапе. Отсюда следует важность знаний о строении и функциях человеческого тела, о факторах, укрепляющих и нарушающих здоровье человека. Методы самоконтроля, способность выявить возможные нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу, оказать при необходимости доврачебную помощь, отказ от вредных привычек – важный шаг к сохранению здоровья и высокой работоспособности. В курсе уделяется большое внимание санитарно-гигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене.

Целями курса биологии 8 класса являются:

формирование у учащихся научного мировоззрения о строении и функциях человеческого организма, его месте в биосоциальной среде; формирование у учащихся представления о человеке как о биоциальном существе, в котором биологический и социальный компоненты тесно связаны между собой; сформировать понятия об уровнях организации организма человека, структуре тела, органах, системах органов; воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе, другим людям, стремление действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни.

Система уроков ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной на самообразование, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с эти предлагается работа с тетрадью с печатной основой.

В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в виде схем и таблиц, в форме лабораторных работ, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) системы органов. Работа с таблицами и познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания.

Колесов Д.В., Маш Р.Д.Беляев И.Н. Биология. Человек. 8 кл.: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек» 8 класс. – М.: Дрофа, 2018.

Программа рассчитана на работу с учебником Д.В. Колесова, Р.Д. Маш, И.Н.Беляева. Биология. Человек. 8 класс. М., Дрофа, 2018.






2. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА.

( 2ч в неделю; всего 68ч.)


Название разделов и тем

Количество часов для изучения

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Формы контроля

Тема 1. Введение. Науки, изучающие организм человека

2




Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена. Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья. Методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни.


Тема 2. Происхождение человека

3

Место человека в систематике. Черты сходства и различия чело

века и животных. Доказательства животного происхождения.

Основные этапы эволюции чело

века. Влияние биологических и социальных факторов на эволю

цию человека. Человеческие расы. Человек как вид.




Интерактивные технологии




Тестовые задания

Тема 3. Строение организма










4


Уровни организации. Строение организма человека: клетки, тка

ни, органы и системы органов. Внешняя и внутренняя среда организма. Строение и функции клетки. Роль ядра в передаче наследственных свойств органи

зма. Органоиды клетки. Деление. Жизненные процессы клетки: обмен веществ, биосинтез и био

логическое окисление, их значе

ние. Роль ферментов в обмене ве

ществ. Рост и развитие клетки. Состояния физиологического покоя и возбуждения. Образова

ние тканей. Эпителиальные, сое

динительные, мышечные, нервна

я ткани. Л .Р. №1. Строение и функция нейрона. Синапс .Цен

тральная и периферическая части нервной системы. Спинной и головной мозг. Нер

вы и нервные узлы. Рефлекс и рефлекторная дуга. Нейронные цепи. Процессы возбуждения и торможения, их значение. Чувст

вительные, вставочные и испол

нительные нейроны. Прямые и обратные связи. Роль рецепто

ров в восприятии раздражений. Л .Р. №2









Интерактивные технологии








Письменная работа













Письменная работа

Тема 4. Опорно-двигательная система

7


Опора и движение. Скелет имыш

цы, их функции. Химический состав костей, их макро- и микро

строение, типы костей. Л .Р. №3

Скелет человека, его приспособ

ление к прямохождению, трудо

вой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи. Типы соединений костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные (суставы). Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Мышцы-антагонисты и синерги

сты. Л.Р. №4 Понятие о двигате

льной единице. Значение физи

ческих упражнений и культуры труда для формирования скеле

та и мускулатуры. Л.Р. №5

Изменение мышцы при трени

ровке. Последствия гиподина

мии. Энергетика мышечного сокращения. Динамическая и статическая работа. Нарушения осанки и развитие плоскостопи

я: причины, выявление,предупре

ждение и исправление. Л.Р. №6

Ушибах, переломах костей и вывихах суставов. Профилактика травматизма.




Письменная работа








Тестовые задания



Письменная работа




Письменная работа








Письменная работа




Тема 5. Внутренняя среда организма

3

Внутренняя среда организма, значение её постоянства. Состав внутренней среды организма и её функции. Кровь. Тканевая жидкость. Лимфа. Свёртывание крови Иммунитет, факторы, влияющие на иммунитет. Нарушения иммунной системы человека. Аллергические реак

ции. СПИД. Переливание крови. Группы крови. Донор. Реципиент. Предупредительные прививки. Лечебные сыворотки.












Тестовые задания

Тема 6. Кровеносная и лимфатическая системы организма



6+1

Транспорт веществ. Замкнутое и незамкнутое кровообращение. Кровеносная и лимфатическая системы. Органы кровообраще

ния. Сердечный цикл. Сосуди

стая система, её строение. Круги кровообращения. Давление крови в сосудах и его измерение. Пульс. Л.Р. №7 Строение и работа сердца. Коро-нарная кровеносная система. Автоматизм сердца. Кровяное давление (артериальное), пульс

Артериальное давление крови, пульс. Л.Р. №8. Физиологичес

кие основы укрепления сердца и сосудов. Гиподинамия и её последствия. Влияние курения и употребления спиртных напит

ков на сердце и сосуды. Болезни сердца и их профилактика. Функциональные пробы для самоконтроля своего физическо

го состояния и тренированности

Типы кровотечений и способы их остановки. Приёмы оказания первой помощь при кровотече

ниях.

Контрольная работа №1









Письменная работа






Письменная работа





Тестовые задания









Письменная работа


Тема 7. Дыхание


4

Дыхание и его значение. Дыха-тельная система. Строение и функции органов дыхания. Верхние и нижние дыхательные пути. Голосовой аппарат. Заболевания органов дыхания и их предупреждение Газообмен в лёгких и тканях Механизм дыха

ния. Дыхательные движения:

вдох и выдох. Регуляция дыха

ния. Гигиена органов дыхания. Охрана воздушной среды Жиз

ненная ёмкость лёгких. Вред та

бакокурения. Приёмы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопа

ющего. Заболевания органов дыхания и их выявление и предупреждение. Л.Р. №9





Интерактивные технологии





Тестовые задания








Письменная работа

Тема 8. Пищеварение

6





Питание и его значение. Пище

варительная система. Органы пищеварения и их функции. Пи

щеварение в ротовой полости. Л.Р. №10 Пищеварение в желудке и кишечнике. Всасывание питательных веществ в кровь. Тонкий и толстый кишечник. Барьерная роль печени. Аппендикс. Первая помощь при подозрении на аппендицит.

Регуляция пищеварения. Открытие условных и безусловных рефлексов. Нервная и гуморальная регуляция пищеварения Гигиена питания. Наиболее опасные кишечные инфекции. Нарушения работы пищеварительной системы и их профилактика





Письменная работа








Биологический диктант




Зачётный практикум


Тема 9. Обмен веществ и энергии

1

3





1

Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, жиров, углеводов. Обмен воды Обмен воды и минеральных солей. Ферменты и их роль в орга-низме человека. Механизмы работы ферментов. Роль ферментов в организме человека

Витамины и их роль в организме человека. Классификация витаминов. Роль витаминов в организме человека

Основной и общий обмен. Энергетическая ёмкость (кало

рийность) пищи. Рациональное питание. Нормы и режим питания.






Интерактивные технологии










Письменная работа


Тема 10. Покровные органы. Терморегуляция. Выделение








4+1

Наружные покровы тела. Строение и функции кожи. Производные кожи. Л.Р. №11

Уход за кожей, волосами, ногтями. Болезни и травмы кожи. Гигиена кожных покро

вов. Гигиена одежды и обуви.

Роль кожи в терморегуляциии обменных процессах. Закалива

ние организма. Приёмы оказани

я первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях, про-филактика поражений кожи.

Строение и функции выделительной системы Выделе

ние и его значение. Органы вы-деления. Заболевания органов выделительной системы и их предупреждение.

Контрольная работа №2



Письменная работа







Интерактивные технологии





Тестовые задания




Письменная работа

Тема 11. Нервная система


5


Нервная система. Значение нервной системы в регуляции процессов жизнедеятельности.

Нервная система: центральная и периферическая, соматическая и вегетативная (автономная). Спинной мозг. Спинномозговые нервы. Функции спинного мозга

Головной мозг. Отделы головного мозга и их функции. Пальценосовая проба и особен

ности движения, связанные с функциями мозжечка и среднего мозга. Изучение рефлексов продолговатого и среднего мозга. Рефлексы и рефлекторная дуга Передний мозг. Промежу

точный мозг. Большие полуша

рия головного мозга и их функ

ции Вегетативная нервная сис

тема, её строение. Симпатичес

кий и парасимпатический отделы вегетативной нервной системы.

Интерактивные технологии












Тестовые задания










Письменная работа

Тема 12. Анализаторы. Органы чувств

5



Понятие об анализаторах. Органы чувств Строение зрите

льного анализатора. Строение и функции органа зрения Л.Р. №12 Заболевания органов зрения и их предупреждение. Нарушения зрения и их предупреждение. Слуховой ана

лизатор, его строение. Строение

и функции органа слуха. Рецепторы слуха. Корковая часть слухового анализатора. Гигиена органов слуха. Вестибу

лярный анализатор. Мышечное чувство. Осязание. Обоняние.




Письменная работа





Фронтальный и индивидуальный опрос





Письменная работа

Тема 13. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика

5+1










Поведение и психика человека Вклад И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского и других отечественных учёных в разработку учения о высшей нервной деятельности Безуслов

ные и условные рефлексы. Особенности поведения челове

ка. Врождённое и приобретён

ное поведение Сон и бодрство

вание. Значение сна. Особеннос

ти высшей нервной деятельно

сти человека. Речь. Познаватель

ные процессы: мышление, внимание, память.. Память и обучение. Виды памяти. Расстройства памяти. Способы улучшения памяти. Л.Р. №13

Волевые действия. Эмоциональ

ные реакции. Физиологические основы внимания. Эмоции и чувства: эмоциональные реакци

и, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения.

Темперамент и характер. Способность и одарённость. Межличностные отношения. Роль обучения и воспитания в развитии поведения и психики.






Интерактивные технологии









Тестовые задания


Письменная работа







Биологический диктант




Тема 14. Железы внутренней секреции (эндокринная система)

2

Эндокринная система. Органы эндокринной системы и их функционирование. Нейрогумо

ральная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Единство нервной и гумораль

ной регуляции. Нарушения деятельности нервной и эндок-ринной систем и их предупреж

дение. Влияние гормонов желёз внутренней секреции на человека. Гормоны, механизмы их действия на клетки











Интерактивные технологии


Тема 15. Индивидуальное развитие организма


5+1

Размножение и развитие. Особенности размножения чело

века. Половые железы и половы

е клетки. Половое созревание

Закон индивидуального разви

тия. Оплодотворение и внутри

утробное развитие. Развитие зародыша и плода. Беременно

сть и роды Наследственные заболевания. Медико-генетичес

кое консультирование. Беремен

ность. Вредное влияние на разви

тие организма курения, алкого

ля, наркотиков. Инфекции, передающиеся половым путём, их профилактика. ВИЧ-инфек

ция. Рост и развитие ребёнка после рождения. Темперамент. Черты характера. Индивид и личность.

Контрольная работа. №3





















Письменная работа



3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Название темы

Количество часов

Резерв

1

Введение. Науки, изучающие организм человека

2


2

Происхождение человека

3


3

Строение организма

4


4

Опорно-двигательная система

7


5

Внутренняя среда организма

3


6

Кровеносная и лимфатическая системы организма

6

1

7

Дыхание

4


8

Пищеварение

6


9

Обмен веществ и энергии

3


10

Покровные органы. Терморегуляция. Выделение

4

1

11

Нервная система

5


12

Анализаторы. Органы чувств

5


13

Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика

5

1

14

Железы внутренней секреции (эндокринная система)

2


15

Индивидуальное развитие организма

5

1

ИТОГО


64

68























4. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ для 8 класса

( 2ч в неделю; всего 68ч.)


№ урока

Тема урока

Планируемое домашнее задание

Дата

Корректировка КТП

Дополнительные информация с учетом специфики предмета (демонстрации, лабораторный опыт и т.д.)

Тема 1. Введение. Науки, изучающие организм человека (2 час)

1

Науки о человеке. Здоровье и его охрана.

§1




2

Становление наук о человеке

§2




Тема 2. Происхождение человека (3 ч)

3

Систематическое положение человека

§3




4

Историческое прошлое людей

§4



Демонстрация

Модель «Происхо

ждение человека». Модели остатков древней культуры человека..

5

Расы человека. Среда обитания.

§5




Тема 3. Строение организма (4 ч)

6

Общий обзор организма человека.

§6




7

Клеточное строение организма.

§7



Демонстрация

модели клетки

8

Ткани . Л .Р. №1 Рассматри

вание клеток и тканей в опти

ческий микроскоп. Микропрепа

раты клетки, эпителиальной, соединительной, мышечной и нервной тканей.

§8




9

Рефлекторная регуляция. Л .Р. №2 Самонаблюдение мигатель

ного рефлекса и условия его проявления и торможения. Коленный рефлекс.

§9




Тема 4. Опорно-двигательная система (7 ч)

10

Значение опорно-двигательного аппарата, его состав. Строение костей. Л .Р. №3 Микроскопическое строение кости.

§10



Демонстрация

черепа, костей конечностей, позвонков.

11

Скелет человека. Осевой скелет.

§11



Демонстрация

Скелет и муляжи торса человека

12

Добавочный скелет. Типы соединений костей.

§12




13

Строение мышц. Л.Р. №4 Мышцы человеческого тела.

§13



Самонаблюдение работы основных мышц

14

Работа скелетных мышц и их регуляция. Л.Р. №5 Утомление при статической и динамической работе

§14




15

Осанка. Предупреждение плоскостопия.

Л.Р. №6 Определение гармоничности физического развития. Выявление нарушения осанки и наличия плоскостопия.

§15




16

Первая помощь при травмах опорно-двигательной системы

§16



Демонстрация

Приёмы оказания первой помощи при травмах.

Тема 5. Внутренняя среда организма (3 ч)

17

Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма

§17




18

Борьба организма с инфекцией. Иммунитет.

§18




19

Иммунология на службе здоровья

§19




Тема 6. Кровеносная и лимфатическая системы организма (6 +1ч)

20

Транспортные системы организма

§20




21

Круги кровообращения Л.Р. №7 Измерение кровяного давления. Подсчёт ударов пуль

са в покое и при физической нагрузке (выполняется дома)

§21




22

Строение и работа сердца

§22




23

Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения Л.Р. №8 Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа. Опыты, выясняющие природу пульса.

§23




24

Гигиена сердечно-сосудистой системы. Первая помощь при заболеваниях сердца и сосудов

§24




25

Первая помощь при

кровотечениях

§25




26

Контрольная работа №1 по теме: «Внутренняя среда организма»





Тема 7. Дыхание (4 ч)

27

Значение дыхания. Органы дыхательной системы. Дыхате

льные пути, голосообразова

ние. Заболевания дыхательных путей

§26



Фильм

«Дыхательная

система»

28

Лёгкие. Газообмен в лёгких и других тканях.

§27




29

Механизмы вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды.

§28




30

Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Болезни и травмы органов дыхания: профилактика, первая помощь. Приёмы реанимации Л.Р. №9 Определение частоты дыхания

§29




Тема 8. Пищеварение (6 ч)

31

Питание и пищеварение


§30



Фильм «Пищевари-

тельная система»

32

Пищеварение в ротовой полости Л.Р. №10 Определение положения слюнных желёз. Движение гортани при глотании. Изучение действия ферментов слюны на крахмал.

§31




33

Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной киш

ке. Действие ферментов.

§32




34

Всасывание. Роль печени. Функции толстого кишечника

§33




35

Регуляция пищеварения

§34




36

Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций

§35




Тема 9. Обмен веществ и энергии (3 ч)

37

Обмен веществ и энергии — основное свойство всех живых существ.

§36




38

Витамины

§37



Фильм «Роль

витаминов»

39

Энергозатраты человека и пищевой рацион


§38




Тема 10. Покровные органы. Терморегуляция. Выделение (4 ч) +1

40

Покровы тела. Строение и функции кожи.

Л.Р. №11 Изучение под лупой тыльной и ладонной поверхно

сти кисти. Определение типа своей кожи с помощью бумажной салфетки

§39



Фильм «Кожа

человека»

41

Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи

§40




42

Терморегуляция организма. Закаливание

§41




43

Выделение.

§42




44

Контрольная работа №2 по теме: «Пищеварение»





Тема 11. Нервная система (5 ч)

45

Значение нервной системы.

§43




46

Строение нервной системы. Спинной мозг

§44



Фильм «Спинной

мозг»

47

Строение головного мозга. Продолговатый мозг, мост. Мозжечок, средний мозг.

§45



Фильм «Головной

мозг»

48

Передний мозг: промежуточный мозг и большие полушария

§46




49

Соматический и вегетативный отделы нервной системы

§47




Тема 12. Анализаторы. Органы чувств (5 ч)

50

Анализаторы


§48




51

Зрительный анализатор

Л.Р. №12 Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением.

§49




52

Гигиена зрения. Предупреж

дение глазных болезней

§50




53

Слуховой анализатор

§51




54

Органы равновесия, мышечное и кожное чувство, обонятельный и вкусовой анализаторы.

§52




Тема 13. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика (5 ч) +1

55

Вклад отечественных учёных в разработку учения о высшей нервной деятельности

§53



Фильм

«И.П. Павлов»

56

Врождённые и приобретённые программы поведения

§54




57

Сон и сновидения

§55




58

Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Познавательные процессы Л.Р. №13 Оценка объёма кратковременной памяти с помощью теста

§56




59

Воля. Эмоции. Внимание

§57




60

Темперамент и характер

конспект




Тема 14. Железы внутренней секреции (эндокринная система) (2 ч)

61

Роль эндокринной регуляции

§58



Фильм«Эндокринная система»

62

Функции желёз внутренней секреции

§59




Тема 15. Индивидуальное развитие организма (5 +1ч)

63

Размножение. Половая система

§60




64

Развитие зародыша и плода. Беременность и роды

§61




65

Наследственные и врождён

ные заболевания. Болезни, передающиеся половым путём

§62




66

Развитие ребёнка после рождения. Становление личности.

§63




67

Контрольная работа №3 по теме: «Индивидуальное развитие организма»





68

Интересы, склонности, способности

§64






Сводная таблица уроков контроля знаний, умений, навыков


Количество контрольных работ

Количество лабораторных работ

Количество практических работ

I

II

год

I

II

год

I

II

год

1

2

3

10

3

13

-

-

-





































5. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

БИОЛОГИИ 8 КЛАССА

(ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ)

Личностные результаты освоения учебного предмета:

основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;реализация установок здорового образа жизни; сформированность познавательных интересов и мотивов,

направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам.

Метапредметные результаты освоения учебного предмета:

овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить опыты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи; умение работать с разными источниками биологической информации:

  • находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках),

  • анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

  • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью, своему и окружающих;

  • умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметные результаты освоения учебного предмета:

1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

  • выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов;

  • организма человека;

  • процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма;

  • приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными;

  • взаимосвязи человека и окружающей среды;

  • зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды;

  • соблюдение мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями,животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма. Стрессов. ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки. Зрения. Слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

  • объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе;

  • сравнение биологических объектов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

  • взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов с их функциями;

2. В ценностно-ориентационной сфере:

  • знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;

  • анализ и оценка последствий деятельности человека в природе,

  • влияние факторов риска на здоровье человека.

3. В сфере трудовой деятельности:

  • знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

  • соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, лупы, микроскопы).

4. В сфере физической деятельности:

  • освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами и растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

  • рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведение наблюдений за состоянием собственного организма.