3

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) по профессиям начального профессионального образования (далее НПО) 260807.01 ПОВАР, КОНДИТЕР
Организация-разработчик: ГБПОУ «Торопецкий колледж»
Разработчики:
Гапонова Светлана Ильинична, преподаватель ГБПОУ «Торопецкий колледж»
Рекомендована Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного учреждения Федерального института развития образования (ФГУ ФИРО).
Заключение Экспертного совета №____________ от «____»__________200__ г.
номер
©
©
©
©
©
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
- ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| |
- СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| |
- условия реализации учебной дисциплины
| |
- Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
| |
паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Физиология питания с основами товароведения продовольственных товаров
1.1. Область применения программы
Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии НПО 260807.01 «Повар, кондитер» базовой подготовки.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: общепрофессиональный цикл.
1.3 . Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- проводить органолептическую оценку качества пищевого сырья и продуктов, рассчитывать энергетическую ценность блюд; составлять рационы питания;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- роль пищи для организма человека;
- основные процессы обмена веществ в организме;
- суточный расход энергии;
- состав, физиологическое значение,
- энергетическую и пищевую ценность различных продуктов питания;
- роль питательных и минеральных веществ, витаминов, микроэлементов и воды в структуре питания;
- физико-химические изменения пищи в процессе пищеварения;
- усвояемость пищи, влияющие на нее факторы;
- понятие рациона питания;
- суточную норму потребности человека в питательных веществах;
- нормы и принципы рационального сбалансированного питания;
- методику составления рационов питания;
- ассортимент и характеристики основных групп продовольственных товаров;
- общие требования к качеству сырья и продуктов;
- условия хранения, упаковки, транспортирование и реализации различных видов продовольственных товаров.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 60 часов, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 40 часа;
- самостоятельной работы обучающегося - 20 часов.
.
1.5 Требования к результатам обучения
В результате изучения учебной дисциплины обучающийся должен
Знать:
- роль пищи для организма человека;
- основные процессы обмена веществ в организме;
- суточный расход энергии;
- состав, физиологическое значение,
- энергетическую и пищевую ценность различных продуктов питания;
- роль питательных и минеральных веществ, витаминов, микроэлементов и воды в структуре питания;
- физико-химические изменения пищи в процессе пищеварения;
- усвояемость пищи, влияющие на нее факторы;
- понятие рациона питания;
- суточную норму потребности человека в питательных веществах;
- нормы и принципы рационального сбалансированного питания;
- методику составления рационов питания;
- ассортимент и характеристики основных групп продовольственных товаров;
- общие требования к качеству сырья и продуктов;
- условия хранения, упаковки, транспортирование и реализации различных видов продовольственных товаров.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- проводить органолептическую оценку качества пищевого сырья и продуктов, рассчитывать энергетическую ценность блюд; составлять рационы питания;
1.6 Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
60 часов
2. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 60 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 40 |
в том числе: | |
лабораторные работы | 20 |
практические работы | |
контрольные работы | 1 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 20 |
в том числе: | |
индивидуальное проектное задание | |
тематика внеаудиторной самостоятельной работы | |
Итоговая аттестация в форме зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Физиология питания с основами товароведения продовольственных товаров »
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
Раздел 1. Ассортимент и характеристика основных групп продовольственных товаров | | 20 | |
| Предмет и задачи дисциплины, основные понятия качества сырья, качество как фактор коммерческого успеха предприятия в рыночной экономике. Качество пищевых продуктов и методы его определения. Показатели качества. | 1 | 2 |
| ЛПЗ 1 Исследования качества путем пробной варки. | 1 | 2 |
Зерно и продукты его переработки | 1 | 2 |
ЛПЗ 2 Органолептическая оценка качества зерна и продуктов его переработки Общие и специфичные показатели качества | 1 | 2 |
Плодоовощные товары | 1 | 2 |
ЛПЗ 3 Органолептическая оценка качества плодоовощных товаров. Общие и специфичные показатели качества. | 1 | 3 |
Молочные товары | 1 | 2 |
ЛПЗ 4 Органолептическая оценка качества молочных товаров. Общие и специфичные показатели. Бальная оценка определения качества пищевых продуктов | 1 | 2 |
Рыбные товары | 1 | 2 |
ЛПЗ 5 Органолептическая оценка качества рыбных товаров. Общие и специфичные показатели. | 1 | 2 |
Яичные продукты | 1 | 2 |
ЛПЗ 6 Овоскопирование яиц | 1 | 2 |
Кондитерские товары | 1 | 2 |
ЛПЗ7 Оценка качества кондитерских товаров. Общие и специфичные показатели качества. | 1 | 2 |
Вкусовые товары | 1 | 2 |
ЛПЗ 8 Органолептическая оценка качества вкусовых товаров | 1 | 2 |
Мясные товары | 1 | 2 |
ЛПЗ 9 Органолептическая оценка колбасных изделий и мясокопченостей, мясных консервов. Показатели качества. | 1 | 2 |
Пищевые жиры | 1 | 2 |
ЛПЗ 10 Органолептическая оценка пищевых жиров. Показатели качества. | 1 | 3 |
| | |
| | | | |
Раздел 2. Физиология питания | | 20 | | |
| Пище вые вещества и их значение | 2 | 2 | |
ЛПЗ 11 Рассчёт суточной нормы потребности человека в питательных веществах в зависимости от возраста | 2 | 2 | |
Пищеварение и усвояемость пищи | 2 | 3 | |
ЛПЗ 12 Обмен веществ и энергии. Определение суточного расхода энергии человека по КФА. | 2 | 3 | |
ЛПЗ 13 Составление схемы пищеварительного аппарата человека | 2 | 2 | |
Энергетическая ценность пищи | 2 | 2 | |
ЛПЗ 14 Расчет энергетической ценности всего суточного рациона мужчины 45 лет. Определение энергетической ценности 100 г хлеба пшеничного 1 сорта. Изучение научных данных основного обмена взрослого населения, разработанных Институтом питания АМН | 2 | 2 | |
Нормы и принципы рационального сбалансированного питания | 2 | 2 | |
ЛПЗ 15 Составление схемы превращения основных пищевых веществ в питательные вещества организма. Определение калорийности пищи. Определение принципов составления меню. Меню суточных рационов. | 2 | 2 | |
Итоговая Контрольная работа | 2 | | |
| | | |
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Практические и лабораторные занятия должны проводиться как в специализированной лаборатории «Технологии продукции общественного питания», так и в обычной аудитории, исходя из темы занятий.
В лаборатории должны иметься:
Производственные столы, моечные ванны, тепловое, холодильное и механическое оборудование для приготовления кулинарной продукции.
Плакаты, таблицы, продукты, нормативно-техническая документация.
Технические средства обучения
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1.Матюхина, З.П. Основы физиологии питания, гигиены и санитарии: Учеб. пособие для сред. проф. образования. — 3-е издание, дополненное/ П.Матюхина. — М.: ИЦ Академия, 2009. — 256 с.
2..Матюхина, З.П. Товароведение пищевых продуктов: учебник для нач. проф. образования: учеб. пособие для сред.проф. образования. — 4-е изд., стер./ З.П.Матюхина, Э.П.Королькова. — М.: ИЦ Академия, 2006. — 272с.
б) дополнительная литература
Педенко, А.И. Гигиена и санитария общественного питания/А.И.Педенко — М.: Экономика, 2009. – 268с.
Жвирблянская, А.Ю. Основы микробиологии, санитарии и гигиены в пищевой промышленности/ А.Ю.Жвирблянская, О.А. Бакушинская. – М.: Просвещение, 2009. – 312с.
Нецепляев, Ю.Г. Основы микробиологии и санитарии на предприятиях пищевой промышленности/ Ю.Г.Нецепляев. — М.: Академия, 2006. – 295с.
Красницкая, Е.С. Гигиена и санитария предприятий общественного питания/ Е.С. Красницкая. — М.: Экономика, 2009. – 245с.
Мартинчик, А. Н. Физиология питания, санитария и гигиена /Допущено Министерством образования РФ в качестве учебника для учреждений среднего профессионального образования/ А.Н..Мартинчик. – М.: Мастерство, 2006. – 213с.
Матюхина, З.П. Товароведение пищевых продуктов/ Матюхина З.П., Э.П.Королькова. – М.: Просвещение, 2007. – 324с.
Нормативные документы
ГОСТ 30349-96. Плоды, овощи, продукты их переработки. Методы определения качества.
СанПин 42-123-57777-91. Санитарные нормы и правила для предприятий общественного питания.
Нормы физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии для различных групп населения. Утверждены Главным Государственным врачом РФ 10 мая 2008 №5786 – 91.
Гигиенические требования к качеству и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов. СанПин 2.3.2.560. – 96г.
Интернет-ресурсы
http://www.bestlibrary.ru On–line библиотека
http://www.lib.msu.su/ научная библиотека МГУ
http://www.vavilon.ru/ Государственная публичная научно–техническая библиотека России
http://www.edic.ru Электронные словари
- Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Проводит органолептическую оценку качества пищевого сырья и продуктов | Экспертная оценка лабораторной работы |
Рассчитывает энергетическую ценность блюд | Экспертная оценка практической работы |
Составляет рационы питания | Экспертная оценка практической работы |
Знает роль пищи для организма человека | Устный опрос |
Знает основные процессы обмена веществ в организме | Устный опрос |
Знает суточный расход энергии | Тестирование |
Знает состав, физиологическое значение, энергетическую и пищевую ценность различных продуктов питания | Устный опрос |
Знает физико-химические изменения пищи в процессе пищеварения | Устный опрос |
Знает роль питательных и минеральных веществ, витаминов, микроэлементов и воды в структуре питания | Устный опрос |
Знает понятие усвояемости пищи, влияющие на нее факторы | Тестирование |
Знает понятие рациона питания | Устный опрос |
Знает суточную норму потребности человека в питательных веществах | Устный опрос |
Знает нормы и принципы рационального сбалансированного питания | Тестирование |
Знает методику составления рационов питания | Тестирование |
Знает ассортимент и характеристики основных групп продовольственных товаров | Контрольная работа |
Знает общие требования к качеству сырья и продуктов | Контрольная работа |
Знает условия хранения, упаковки, транспортирования и реализации различных видов продовольственных товаров | Устный опрос |