СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по географии ФГОС для 8 класса

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по географии по ФГОС для 8 класса

Просмотр содержимого документа
«Программа по географии ФГОС для 8 класса»




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа по географии для 8 класса разработана в соответствии:

- с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Федеральный государственный образовательный стандарта основного общего образования. – М.: Просвещение, 2010); рабочей программы по географии (М.:Дрофа, 2014).

- с рекомендациями авторской программы по географии основного общего образования 5 – 9 классов, авторы: И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин. Программа опубликована на сайте www.drofa.ru.

- Примерной программы по географии (Примерная программа по географии- М.:Вако, 2016, составитель С. В. Бородина);

- с требованиями примерной общей образовательной программы МБОУ «Марфинская» СОШ

- с возможностями УМК (Географический атлас 8 класс – М: Дрофа, 2017 г., Контурные карты 8 класс – ФГОС М: Дрофа, 207 г.

Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен тем, что программа по своему содержанию, структуре и методическому аппарату соответствует учебно-методическим комплексам так называемой «классической» линии, выпускаемым издательством «Дрофа». Авторы программ являются одновременно и авторами соответствующих учебников. Такой подход представляется наиболее правильным. Наличие единого авторского коллектива, разрабатывающего концепцию, а затем программы, учебники и учебно-методические пособия, дает возможность, дает возможность устранить многие недостатки и сложности, связанные с несогласованностью содержания программ и школьных учебников. Учебники данной линии давно знают и любят в школе. За многие годы существования они вобрали в себя все лучшее, что наработано методикой преподавания географии. Материалы учебников обновлены в соответствии с последними тенденциями в школьной географии.

Данная рабочая программа ориентирована на использование учебника: «География России. Природа. 8 класс» (М: Дрофа, 2016 год).

Программа согласуется с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Актуальность программы определяется тем, что школьники должны иметь мотивацию к обучению географии, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет учащимся понимать основные принципы жизни общества, роли окружающей среды как важного фактора формирования качеств личности, ее социализации; осознать свою роль в целостном, многообразном и быстро изменяющемся глобальном мире; приобретать теоретические знания и опыт их применения для адекватной ориентации в окружающемся мире.

Главной целью образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Изучение курса географии в 8 классе опирается на знания обучающихся, полученные при изучении географии в 5–7 классах. Курс «География России» (8–9 классы) завершает изучение географии в основной школе, поэтому ему принадлежит особая роль в формировании у обучающихся комплексного мышления и целостного восприятия территории, понимания проблем взаимодействия человека и природы.

На изучение учебного предмета отводится 2 часа в неделю, итого 68 часов за учебный год.

Предусмотрены 7 оценочных практических работ.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ»

ЛИЧНОСТНЫЕ универсальные учебные действия

8 класс

Ученик научится:

 осознанию себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного

региона);

 осознанию значимости и общности глобальных проблем человечества;

 эмоционально-ценностному отношению к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования.

Ученик получит возможность научиться:

 овладению на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в

различных жизненных ситуациях;

 ценить географические знания, как важнейший компонент научной картины мира;

 социально-ответственному поведению в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека;

 патриотизму, любви к своей местности, своему региону, своей стране;

 уважительно относиться к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.

РЕГУЛЯТИВНЫЕ универсальные учебные действия

8 класс

Ученик научится:

 самостоятельно приобретать новые знания и практические умения;

 умению управлять своей познавательной деятельностью;

 умению организовывать свою деятельность;

 определять её цели и задачи;

 выбирать средства и применять их на практике.

Ученик получит возможность научиться:

• ставить учебную задачу (самостоятельно и под руководством учителя);

• планировать свою деятельность (самостоятельно, в группе или под руководством учителя);

• работать в соответствии с предложенным планом;

• владеть основами самоконтроля и самооценки;

• осуществлять осознанный выбор в учебной и познавательной деятельности.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ универсальные учебные действия

8 класс

Ученик научится:

• выделять главное, существенные признаки понятий;

• устанавливать причинно-следственные связи;

• определять критерии для сравнения фактов, явлений, событий, объектов;

• сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям;

• классифицировать информацию по заданным признакам;

• решать проблемные задачи;

• искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях;

• работать с текстом и нетекстовыми компонентами;

• создавать тексты разных типов (описательные, объяснительные).

Ученик получит возможность научиться:

 формированию и развитию посредством географического знания познавательных интересов,

интеллектуальных и творческих способностей;

 умению вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение,

передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий.

КОММУНИКАТИВНЫЕ универсальные учебные действия

8 класс

 отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;

 в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);

 учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и

корректировать его;

 понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

 уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

ПРЕДМЕТНЫЕ результаты обучения

8 класс

• объяснять значение ключевых понятий курса;

• работать с основными источниками географической информации;

• определять географическое положение России и ее регионов;

• определять время в различных пунктах страны;

• называть и показывать основные географические объекты;

• называть и объяснять географические закономерности и главные факторы различных природных процессов;

• работать с контурной картой;

• составлять описания (характеристики) отдельных объектов природы и природного комплекса по плану;

• приводить примеры единства и взаимосвязей компонентов природы;

• давать комплексную физико-географическую характеристику объектов;

• приводить примеры влияния компонентов природы на хозяйственную деятельность человека и условия жизни;

• приводить примеры рационального и нерационального использования природных ресурсов;

• объяснять изменение природы под влиянием деятельности человека;

• определять экологические проблемы природных регионов;

• называть меры по охране природы.



Содержание учебного предмета «ГЕОГРАФИЯ»

с указанием форм организации учебных занятий, основных видов УУД

Содержание

В процессе изучения предмета «География» в 8 классе обучающиеся осваивают следующие основные знания и выполняют практические

работы.

Что изучает физическая география России. Наша Родина на карте мира (6 часов).

Почему необходимо изучать географию своей страны? Знакомство со структурой учебника и атласом.

Географическое положение России. Россия – крупнейшее по площади государство мира. Моря, омывающие берега России. Северный морской путь. Ресурсы морей. Экологические проблемы морей. Россия на карте часовых поясов. Исчисление времени в России. Как осваивали и изучали территорию России. Роль Русского географического общества в изучении территории России. Административно-территориальное устройство России. Федеральные округа. Субъекты Федерации.

Практическая работа «Характеристика географического положения России».

Практическая работа «Определение поясного времени в различных пунктах России».

Раздел I. Особенности природы и природные ресурсы России (18 часов).

Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы (4 часа).

Особенности рельефа России. Геологическое строение территории России. Минеральные ресурсы России. Экологические проблемы, связанные с добычей полезных ископаемых. Развитие форм рельефа. Стихийные природные явления, происходящие в литосфере.

Практическая работа «Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры».

Климат и климатические ресурсы (4 часа).

От чего зависит климат нашей страны. Климатообразующие факторы. Распределение тепла и влаги на территории России. Разнообразие климата России. Зависимость человека от климата. Агроклиматические ресурсы. Неблагоприятные климатические явления. Климат своей местности.

Практическая работа «Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков на территории России».

Практическая работа «Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны».

Внутренние воды и водные ресурсы (3 часа).

Разнообразие внутренних вод России. Реки. Озера, болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота. Водные ресурсы. Роль воды в жизни человека. Влияние деятельности человека на водные ресурсы и меры по их охране и восстановлению. Стихийные явления, связанные с водой.

Почвы и почвенные ресурсы (3 часа).

Образование почв и их разнообразие. Закономерности распространения почв. Почвы своей местности. Почвенные ресурсы России. Значение почвы для жизни и деятельности человека. Охрана почв.

Практическая работа «Выявление условий почвообразования основных типов почв. Оценка их плодородия».

Растительный и животный мир. Биологические ресурсы (4 часа).

Растительный и животный мир России. Биологические ресурсы. Особо охраняемые природные территории (ООПТ). Растительный и животный мир своей местности. Природно-ресурсный потенциал России.

Практическая работа «Составление прогноза изменений растительного и животного мира при изменении других компонентов природного комплекса».

Практическая работа «Определение роли ООПТ в сохранении природы России».

Раздел II. Природные комплексы России (32 часов).

Природное районирование (6 часов).

Разнообразие природных территориальных комплексов (ПТК). Моря как крупные природные комплексы. Ресурсы морей. Природные зоны России. Разнообразие лесов России. Роль лесов в жизни человека. Необходимость охраны лесов. Безлесные зоны на юге России. Хозяйственное использование безлесных зон. Высотная поясность.

Практическая работа «Сравнительная характеристика двух природных зон России (по выбору)».

Практическая работа «Объяснение принципов выделения крупных природных регионов на территории России».

Природа регионов России (27 часов).

Восточно-Европейская (Русская) равнина (5 часов).

История освоения. Особенности географического положения и природы Русской равнины. Природные комплексы Восточно-Европейской равнины. Памятники природы Восточно-Европейской равнины: Карелия. Валдай. Волга. Селигер. Природные ресурсы равнины. Проблемы рационального использования.

Кавказ (4 часов).

Особенности географического положения и природы Северного Кавказа. Особенности природы высокогорий. Природные комплексы Северного Кавказа. Природные ресурсы. Уникальный курортный регион России. Население Северного Кавказа.

Урал (4 часов).

Особенности географического положения, история освоения. Природные ресурсы и своеобразие природы Урала. Природные уникумы. Экологические проблемы Урала.

Западно-Сибирская равнина (4 часа).

Особенности географического положения и природы. Природные зоны Западно-Сибирской равнины. Разнообразие природных ресурсов равнины и условия их освоения.

Восточная Сибирь (5 часов).

Состав территории и особенности географического положения. История освоения Восточной Сибири. Особенности природы. Природные районы Восточной Сибири. Озеро Байкал. Природные ресурсы Восточной Сибири и проблемы их освоения.



Дальний Восток (5 часов).

Особенности географического положения и природы. История освоения. Природные комплексы Дальнего Востока. Природные уникумы. Природные ресурсы Дальнего Востока, освоение их человеком.

Практическая работа «Оценка природных условий и ресурсов одного из регионов России. Прогнозирование изменений природы в результате хозяйственной деятельности».

Практическая работа «Характеристика взаимодействия природы и общества на примере одного из регионов».

Раздел IV. Человек и природа (7 часов).

Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека. Стихийные природные явления, их причины и география. Меры борьбы со стихийными природными явлениями. Воздействие человека на природу. Рациональное природопользование. Охрана природы. Россия на экологической карте мира. Источники экологической опасности.

География для природы и общества. Взаимоотношения человека и географической среды. НТР – благо или причина экологического кризиса?

Практическая работа «Сравнительная характеристика природных условий и ресурсов двух регионов России».

Практическая работа «Характеристика экологического состояния одного из регионов России».

Итоговый контроль (1 час).

В программе предусмотрено 14 практических работ из них оценочных – 7 работ. Остальные практические работы являются фрагментом урока.

Практическая работа №1. «Характеристика географического положения России».

Практическая работа №2. «Определение поясного времени в различных пунктах России».

Практическая работа 3. «Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры».

Практическая работа 4. «Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны».

Практическая работа 5. «Сравнительная характеристика двух природных зон России (по выбору)».

Практическая работа 6. «Оценка природных условий и ресурсов одного из регионов России. Прогнозирование изменений природы в результате

хозяйственной деятельности».

Практическая работа 7. «Сравнительная характеристика природных условий и ресурсов двух регионов России».







Календарно - тематическое планирование

8 класс (ФГОС)

Количество часов: 68 часов; 2 часа в неделю, практических оценочных работ – 7.

урока, дата

Тема урока, количество часов

Практическая работа

Планируемые результаты

Плановые сроки прохождения

Скорректированные сроки прохождения

личностные

мета-предметные

предметные

Что изучает физическая география России. Наша родина на карте мира 6ч.




1


Что изучает физическая география России.



Географическое положение России.


П.Р. № 1

Характеристика географического положения России.

Учащийся должен обладать:

- ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования;

- российской гражданской идентичностью: патриотизмом, уважением к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; чувством ответственности и долга перед Родиной.

Уметь:

- ставить учебные задачи;

- вносить изменения в последовательность и содержание учебной задачи;

- выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения учебной задачи;

- искать и отбирать необходимые источники информации;

- работать с текстом и внетекстовыми компонентами: составлять тезисный план, выводы, конспект, тезисы выступления;

- находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения;

Уметь:

- называть различные источники географической информации и методы получения географической информации;

-определять географическое положение России;

- показывать пограничные государства, моря, омывающие Россию;

- называть положительные и отрицательные особенности географического положения России и их влияние на жизнь и хозяйственную деятельность населения;

- определять поясное время.





2,3

Моря, омывающие берега России.



Россия на карте часовых поясов.


П.Р. № 2

Определение поясного времени для различных пунктов России.



4,5

Как осваивали и изучали территорию России.

Современное административно-территориальное устройство России.




6

Обобщение и контроль знаний по теме

«Наша Родина на карте мира»







РАЗДЕЛ I.ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ - 18ч.


Тема 1. Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы4ч.



7,8


Особенности рельефа России.


Геологическое строение территории России.




Учащийся должен обладать:

- гражданской позицией к ценностям народов России, готовностью и способностью вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

- опытом участия в социально значимом труде;

- целостным мировоззрением, соответствующим современному уровню развития науки и общественной практики

- коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

- основами экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления.





Уметь:

- ставить учебные задачи и вносить изменения в последовательность и содержание учебных задач;

- оценивать свою работу в сравнении с существующими требованиями;

- классифицировать информацию в соответствии с выбранными признаками;

- сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам;

- систематизировать информацию;

- использовать информационно-коммуникативные технологии на уровне общего пользования, включая поиск, построение и передачу информации, презентацию выполненных работ на основе умений безопасного использования средств информационно-коммуникативных технологий и сети Интернет;

- выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении.

Уметь:

- называть и показывать крупные равнины и горы;

- выяснять с помощью карт соответствие их платформенным и складчатым областям;

- показывать на карте и называть наиболее крупные месторождения полезных ископаемых и объяснять закономерности их размещения;

- приводить примеры влияния рельефа на условия жизни людей, изменений рельефа под влиянием внешних и внутренних процессов;

- делать описания отдельных форм рельефа по картам.



9,10

Минеральные ресурсы России.


Развитие форм рельефа.

П.Р. № 3

Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры.

















Тема 2. Климат и климатические ресурсы 4ч.



11,12


От чего зависит климат нашей страны.


Распределение тепла и влаги на территории России.


Учащийся должен обладать:

- гражданской позицией к ценностям народов России, готовностью и способностью вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

- опытом участия в социально значимом труде;

- целостным мировоззрением, соответствующим современному уровню развития науки и общественной практики;

- правилами индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях;

- основами экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления.

Уметь:

- ставить учебные задачи и вносить изменения в последовательность и содержание учебных задач;

- оценивать свою работу в сравнении с существующими требованиями;

- представлять информацию в различных формах

(письменной и устной) и видах;

- использовать различные виды моделирования, исходя из учебной задачи;

- составлять собственную информацию и представлять ее в соответствии с учебными задачами;

- вести дискуссию, диалог.

Уметь:

- называть факторы, влияющие на формирование климата России;

- определять характерные особенности климата России;

- иметь представление об изменениях погоды под влиянием циклонов и антициклонов;

- давать описание климата отдельных территорий;

- с помощью карт определять температуру, количество осадков, атмосферное давление, количество суммарной радиации и т.д.;

- приводить примеры влияния климата на хозяйственную деятельность человека и условия жизни.



13,14

Разнообразие климата России.

Зависимость человека от климата. Агроклиматические ресурсы.

П.Р. № 4

Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны.








Тема 3. Внутренние воды и водные ресурсы 3ч.



15


Разнообразие внутренних вод России.

Реки.




Учащийся должен обладать:

- гражданской позицией к ценностям народов России, готовностью и способностью вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

- опытом участия в социально значимом труде;

- коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

- основами экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления.



Уметь:

- ставить учебные задачи и вносить изменения в последовательность и содержание учебных задач;

- оценивать свою работу в сравнении с существующими требованиями;

- классифицировать информацию в соответствии с выбранными признаками;

- сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам;

- использовать информационно-коммуникативные технологии на уровне общего пользования, включая поиск, построение и передачу информации, презентацию выполненных работ на основе умений безопасного использования средств информационно-коммуникативных технологий.

Уметь:

- называть и показывать крупнейшие реки и озера;

- используя карту, давать характеристику отдельных водных объектов;

- оценивать водные ресурсы.




16,17































Озера, болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота.

Водные ресурсы.



Дискуссия.

Тема «Вода – уникальный ресурс, который нечем заменить…»


.


Тема 4. Почвы и почвенные ресурсы 3ч.



18,19

Образование почв и их разнообразие. Закономерности распространения.














Учащийся должен обладать:

- гражданской позицией к ценностям народов России, готовностью и способностью вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

- опытом участия в социально значимом труде;

- целостным мировоззрением, соответствующим современному уровню развития науки и общественной практики;

- основами экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления.

Уметь:

- ставить учебные задачи и вносить изменения в последовательность и содержание учебных задач;

- оценивать свою работу в сравнении с существующими требованиями;

- сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам;

- использовать различные виды моделирования, исходя из учебной задачи.

Уметь:

- называть факторы почвообразования;

- используя карту, называть типы почв и их свойства;

- определять основные направления мелиоративной работы человека на территории России.



20

Почвенные ресурсы России.

Охрана почв.






Тема 5. Растительный и животный мир. Биологические ресурсы 4ч.





21,22,

23








Растительный и животный мир России. Биологические ресурсы.

Природно-ресурсный потенциал России.









Учащийся должен обладать:

- ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования;

- правилами индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях;

- основами экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления.

Уметь:

- ставить учебные задачи и вносить изменения в последовательность и содержание учебных задач;

- оценивать свою работу в сравнении с существующими требованиями;

- сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам;

- использовать различные виды моделирования, исходя из учебной задачи.

Уметь:

- объяснять разнообразие растительных сообществ на территории России, приводить примеры;

- объяснять видовое разнообразие животного мира;

- называть меры по охране растений и животных.



24

Обобщение по разделу «Особенности природы и природные ресурсы России»





РАЗДЕЛ II.ПРИРОДНЫЕ КОМПЛЕКСЫ РОССИИ - 32ч.


Тема 1. Природное районирование 6ч.



25,26












Разнообразие природных комплексов России.

Моря как крупные природные комплексы.


Учащийся должен обладать:

- гражданской позицией к ценностям народов России, готовностью и способностью вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

- опытом участия в социально значимом труде;

- целостным мировоззрением, соответствующим современному уровню развития науки и общественной практики;

- правилами индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях;

- основами экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления.

Уметь:

- ставить учебные задачи;

- планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с ее целями, задачами и условиями;

- систематизировать и структуировать информацию;

-формулировать проблемные вопросы, искать пути решения проблемных ситуаций;

- сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам.


Уметь:

- показывать на карте основные природные зоны России, называть их;

- приводить примеры наиболее характерных представителей растительного и животного мира;

- объяснять причины зонального и азонального расположения ландшафтов;

- показывать на карте крупные природно- территориальные комплексы России;

- приводить примеры взаимосвязей природных компонентов в природном комплексе.



27,28

Природные зоны России.

Разнообразие лесов России.








29,30

Безлесные зоны на юге России.

Высотная поясность.

П.Р. № 5

Сравнительная характеристика двух

природных зон России (по выбору).




Тема 2. Природа регионов России 27ч.



31,32

Восточно-Европейская равнина. Особенности географического положения.

История освоения.


Учащийся должен обладать:

- российской гражданской идентичностью: патриотизмом, уважением к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознанием своей этнической принадлежности, знанием истории, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоением гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; чувством ответственности и долга перед Родиной;

- ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования;

- целостным мировоззрением, соответствующим современному уровню развития науки и общественной практики;

- гражданской позицией к ценностям народов России, готовностью и способностью вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

- коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

- пониманием ценности здорового и безопасного образа жизни, правилами индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях;

- основами экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления.


Уметь:

- ставить учебные задачи;

- вносить изменения в последовательность и содержание учебной задачи;

- выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения учебной задачи;

- планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с ее целями, задачами и условиями;

- оценивать свою работу в сравнении с существующими требованиями;

- классифицировать информацию в соответствии с выбранными признаками;

- сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам;

- систематизировать и структуировать информацию;

- формулировать проблемные вопросы, искать пути решения проблемных ситуаций;

- владеть навыками анализа и синтеза;

- искать и отбирать необходимые источники информации;

- использовать информационно-коммуникативные технологии на уровне общего пользования, включая поиск, построение и передачу информации, презентацию выполненных работ на основе умений безопасного использования средств информационно-коммуникативных технологий и сети Интернет;

- представлять информацию в различных формах (письменной, устной) и видах;

- работать с текстом и внетекстовыми компонентами: составлять тезисный план, выводы, конспект, тезисы выступления, переводить информацию из одного вида в другой (текст в таблицу, карту в текст и т.п.);

- использовать различные виды моделирования, исходя из учебной задачи;

- выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении;

- вести дискуссию, диалог;

- находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения.

Уметь:

- показывать на карте крупные природные районы России:

  • Русская равнина

  • Кавказ

  • Урал

  • Западная Сибирь

  • Восточная Сибирь

  • Дальний Восток;

- называть и показывать на карте географические объекты (горы, равнины, реки, озера и т.д.);

- давать комплексную физико-географическую характеристику объектов;

- отбирать объекты, определяющие географический образ данной территории;

- оценивать природные условия и природные ресурсы территории с точки зрения условий труда и быта, влияния на обычаи и традиции людей;

- приводить примеры рационального и нерационального использования природных ресурсов регионов;

- выделять экологические проблемы природных регионов.














33,34,

35

Особенности природы Русской равнины.

Природные комплексы и ресурсы. Памятники природы.

Творческая работа.

Разработка туристических маршрутов по Русской равнине: по памятникам природы, по национальным паркам, по рекам и озерам.

П.Р. № 6

Оценка природных условий и ресурсов одного из регионов

России. Прогнозирование изменений

природы в результате хозяйственной

деятельности.


36,37

Кавказ. Географическое положение.


Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые Кавказа.





38,39

Особенности природы высокогорий.

Природные комплексы и ресурсы. Население.

Творческая работа.

Подготовка презентации о природных уникумах Северного Кавказа.



40,41

Урал. Особенности географического положения. Природные ресурсы.

Творческая работа.

Разработка туристических маршрутов по разным частям Урала: Северному, Среднему, Южному.



42,43

Своеобразие природы Урала.


Природные уникумы. Экологические проблемы.






44,45

Западно-Сибирская равнина. Особенности географического положения.


Природа равнины.




46,47

Природные зоны Западно-Сибирской равнины.


Природные ресурсы равнины и условия их освоения.

Дискуссия.

Тема «Что мешает освоению природных богатств Западно - Сибирской равнины?»




48,49

Восточная Сибирь. Географическое положение. Природа.


Климат Восточной Сибири.




50,51,

52

Природные районы Восточной Сибири. Байкал.


Природные ресурсы и проблемы их освоения.

Дискуссия.

Тема «Докажите справедливость слов М.В. Ломоносова « Российское могущество прирастать Сибирью будет…»




53,54

Дальний Восток. Географическое положение. Природа.


Природные комплексы.




55,56

Природные уникумы Дальнего Востока.


Природные ресурсы, освоение их человеком.




57

Обобщающее повторение по теме: «Природа регионов России»




РАЗДЕЛ III.ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА - 7 ч.




58,59

Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека.


Воздействие человека на природу.







Учащийся должен обладать:

- целостным мировоззрением, соответствующим современному уровню развития науки и общественной практики;

- гражданской позицией к ценностям народов России, готовностью и способностью вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

- пониманием ценности здорового и безопасного образа жизни, правилами индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях;

- основами экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления.


Уметь:

- ставить учебные задачи;

- вносить изменения в последовательность и содержание учебной задачи;

- выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения учебной задачи;

- планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с ее целями, задачами и условиями;

- оценивать свою работу в сравнении с существующими требованиями;

- сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам;

- систематизировать и структуировать информацию;

- формулировать проблемные вопросы, искать пути решения проблемных ситуаций;


Уметь:

- объяснять влияние природных условий на жизнь, здоровье и хозяйственную деятельность людей;

- объяснять изменение природы под влиянием деятельности человека;

- объяснять значение географической науки в изучении и преобразовании природы, приводить соответствующие примеры.














60,61

Рациональное природопользование.


Россия на экологической карте мира.




62,63

Экология и здоровье человека.

География для природы и общества.

П.Р. № 7

Сравнительная характеристика природных условий и ресурсов двух регионов России.




64

Обобщающее повторение по теме: «Человек и природа»







65

Итоговый контроль знаний по курсу