Программа коррекционной работы для учащихся, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата (вариант 6.2), осуществляет образовательную деятельность в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования для детей с ОВЗ, и направлена на реализацию системы логопедической помощи детям варианта 6.2 с НОДА.
Логопедическая программа разработана с учётом особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся с НОДА (вариант 6.2), а также образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса.
Цель курса:
Корригировать, восполнять пробелы и совершенствовать умения устной и письменной речи учащихся в единстве с развитием их мышления. Программа направлена на реализацию системы логопедической помощи детям варианта 6.2 с НОДА, а также коррекцию недостатков в речевом развитии учащихся при освоении основной образовательной программы начального общего образования.
Задачи курса:
- выявление речевого недоразвития учащихся;
- развитие фонетико-фонематических процессов с целью формирования представлений о звуковом составе слова, навыков звуко–слогового анализа и синтеза;
- развитие лексического запаса;
- совершенствование грамматического строя речи;
- формирование связной речи;
- коррекция просодической стороны речи;
- развитие артикуляционной, ручной и общей моторики;
- формирование психологической базы речи и совершенствование предпосылок к обучению;
- развитие слухового и зрительного восприятия и узнавания;
- расширение объёма зрительной и слуховой памяти;
- коррекция чтения и письма;
- воспитание навыков и приёмов самоконтроля;
- развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению;
- формирование коммуникативных ЗУН, адекватных ситуаций учебной деятельности.
Основной задачей является — правильное определение механизмов, которые лежат в основе нарушений устной и письменной речи у учащихся варианта 6.2 с НОДА, проведение необходимой коррекции.
Логопедическая программа предназначена для индивидуальной или групповой логопедической работы с учащимися, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата, вариант 6.2 4 класс, испытывающих трудности формирования устной и письменной речи. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Коррекционно-развивающие занятия с учащимися с НОДА (вариант 6.2) предусматривают следующие направления:
- Обучение произношению:
- коррекция звукопроизношения, выработка умения самостоятельно распределять дыхательные паузы, при пересказе текста, соблюдать подвижность ударения сообразно изменению формы слова, обнаруживать ошибки в словесном ударении.
- Речевое дыхание:
- произношение слитно, на одном выдохе, ряда слогов, слов, словосочетаний ифраз, выделяя дыхательными паузами необходимые синтагмы (по подражанию, по графическому знаку, самостоятельно в знакомых фразах).
- Голос:
- изменение силы голоса в связи со словесным ударением, в связи с повествовательной и вопросительной интонацией (сопряжено и отраженно).
Выделение более громким голосом логического ударения в вопросах и ответах(по подражанию и самостоятельно, руководствуясь указанием учителя,подчёркиванием в вопросах и ответах главного слова).
Соблюдение логического ударения в диалоге, в текстах, заучиваемых наизусть.
- Звуки и их сочетания:
-усвоение, закрепление правильного произношения в словах звуков речи и их сочетаний: п, а, м, т, о, в, у, н, с, и, л, э; звукосочетаний йа (я), йо (ё), йу (ю), йэ (е) в начальной позиции (яблоко) и после гласных (красная); позиционное смягчение согласных перед гласными и, э (пишет, мел); к, с, ш; я, е, ю, ё после разделительных ь,ъ (обезьяна, съел); р, ф, х, б, д; мягкие согласные т, н, х, п, м, ф в конце слов (пить, день);
- правильное произношение в словах звуков и их сочетаний: ы, э, ж, г, ц, ч;
-дифференцированное произношение в слогах и словах звуков: и-ы, с-ш, с-з, ш-ж, б-п,д-т, ц-с, ч-ш, ц-ч;
-произношение мягких звуков по подражанию и самостоятельно (пять, няня, сядь,несёт, пюре);
-дифференцированное произношение звуков, родственных по артикуляции, входе их усвоения.
- Работа по коррекции усвоенных звуков:
- дифференцированное произношение гласных звуков в слова: а-о, а-э, о-у, э-и, и-ы, и-у;
- дифференцированное произношение согласных звуков, родственных по артикуляции:
- носовых и ротовых: м—п, м—б, н—т, в—д, н-д( и их мягкие пары);
- слитных и щелевых: ц—с, ч—ш;
- слитных и смычных: ц—т, ч—т;
- свистящих и шипящих: с-ш, з-ж, с-щ;
- глухих и звонких: ф—в, п—б, т—д, к—г, с—з, ш—ж;
- аффрикат: ц-ч;
- звонких и глухих: б-п, д-т, г-к, з-с, в-ф, ж-ш;
- твёрдых и мягких: ф-фь,п-пь, т-ть и др.
- Слово:
- произношение слов слитно, голосом нормальной высоты, темпа, силы, с соблюдением звукового состава, с использованием допустимых звуковых замен, со стечением согласных, соблюдением словесного ударения, изображением ритма слова и подбор слов по ритмическому контуру.
- воспроизведение четырёх-, пятисложных знакомых слов с соблюдением их
звукового состава, с выделением словесного ударения и правил орфоэпии, слитное произношение слов со стечением согласных (в одном слове и на стыке предлогов со словами).
- понятие «слог», «ударение». Определение количества слогов в дву-, трех-,
четырех-, пятисложных слова, ударного и безударного слога; определение места ударного слога. Разделение звуков речи на гласные и согласные; согласных звуков на звонкие и глухие.
- Фраза:
- произношение слов и фраз в темпе, близком к естественному; изменение темпа произношения: говорить быстро, медленно; воспроизведение повествовательной и вопросительной интонации (сопряжено и отражённо).
- воспроизведение повествовательной, вопросительной, побудительной ивопросительной интонации при чтении текста. Произношение слов и фраз в темпе, присущем разговорной речи (отраженно и самостоятельно);
- воспроизведение всех видов интонации при ведении диалога;
- закрепление навыков умеренно беглого темпа речи. Выразительное чтение
наизусть стихотворения, отрывка из художественной прозы. Выражение при чтении с помощью интонации своего отношения к прочитанному (стихотворению, отрывку из художественной прозы).