«Формирования математических представлений»
Общие понятия
Свойства предметов: цвет, форма, размер, материал и др. Сравнение предметов по цвету, форме, размеру, материалу.
Совокупности (группы) предметов или фигур, обладающих общим признаком. Составление совокупности по заданному признаку. Выделение части совокупности.
Сравнение двух совокупностей (групп) предметов. Обозначение отношений равенства и неравенства.
Установление равночисленности двух совокупностей (групп) предметов с помощью составления пар (равно - не равно, больше на ... -меньше на ...).
Формирование общих представлений о сложении как объединении групп предметов в одно целое. Формирование общих представлений о вычитании как удалении части предметов из целого. Взаимосвязь между целым и частью.
Начальные представления о величинах: длина, масса предметов, объем жидких и сыпучих веществ. Измерение величин с помощью условных мер (отрезок, клеточка, стакан и т.п.).
Натуральное число как результат счета и измерения. Числовой отрезок.
Составление закономерностей. Поиск нарушения закономерности.
Работа с таблицами. Знакомство с символами.
Числа и операции над ними
Прямой и обратный счет в пределах 10. Порядковый и ритмический счет.
Образование следующего числа путем прибавления единицы. Название, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10 цифрами, точками на отрезке прямой. Состав чисел первого десятка.
Равенство и неравенство чисел. Сравнение чисел (больше на..., меньше на ...) на наглядной основе.
Формирование представлений о сложении и вычитании чисел в пределах 10 (с использованием наглядной опоры). Взаимосвязь между сложением и вычитанием чисел.
Число 0 и его свойства.
Решение простых (в одно действие) задач на сложение и вычитание с использованием наглядного материала.
Пространственно-временные представления
Примеры отношений: на - над - под, слева - справа - посередине, спереди - сзади, сверху - снизу, выше - ниже, шире - уже, длиннее -короче, толще - тоньше, раньше - позже, позавчера - вчера - сегодня - завтра - послезавтра, вдоль, через и др. Установление последовательности событий. Последовательность дней в неделе. Последовательность месяцев в году.
Ориентировка на листе бумаги в клетку. Ориентировка в пространстве с помощью плана.
Геометрические фигуры и величины
Формирование умения выделять в окружающей обстановке предметы одинаковой формы. Знакомство с геометрическими фигурами: квадрат, прямоугольник, треугольник, четырехугольник, круг, шар, цилиндр, конус, пирамида, параллелепипед (коробка), куб.
Составление фигур из частей и деление фигур на части. Конструирование фигур из палочек.
Формирование представлений о точке, прямой, луче, отрезке, ломаной линии, многоугольнике, углах, о равных фигурах, замкнутых и незамкнутых линиях.
Сравнение предметов по длине, массе, объему (непосредственное и опосредованное с помощью различных мерок). Установление необходимости выбора единой мерки при сравнении величин. Знакомство с некоторыми общепринятыми единицами измерения различных величин.
Тематическое планирование по математике
Один год обучения (6 -7 лет)
УМК Л.Г. Петерсон, Н.П.Холина
2 занятия в неделю, всего 52 занятия в период обучения
№ занятия | Тема (рабочая тетрадь № 1) | Кол-во занятий |
1 - 3 | Свойства предметов. Объединение предметов в группы по общему свойству. Дидактические игры: «Разложи правильно», «Куда вставить карточку?» «Найди свою пару» | 3 |
4 - 5 | Сравнение групп предметов. Обозначение равенства и неравенства. Дидактические игры: «Сделай поровну», «У кого столько же?» | 2 |
6 | Отношение: часть - целое. Представление о действии сложения (на наглядном материале). Дидактические игры: «Сколько?» «Рассеянный художник» | 1 |
7 | Пространственные отношения: на, над, под. Дидактические игры: «Кому звонит Айболит?», «Помоги Ивану - царевичу найти волшебный сундук» | 1 |
8 | Пространственные отношения: справа, слева. Дидактические игры: «Лабиринт», «Помоги мышке добраться к сыру» | 1 |
9 | Удаление части из целого (вычитание). Представление о действии вычитания (на наглядном материале). Дидактические игры: «Напиши правильно знаки», «Смотри, слушай, делай». | 1 |
10 | Пространственные отношения: между, посередине. Дидактические игры: «Сравни комнаты по плану», «Как Красной шапочке пройти к бабушке?» | 1 |
11 | Взаимосвязь между целым и частью. Представление: один - много. Дидактическая игра: «Сколько?» | 1 |
12 | Число 1 и цифра 1. Дидактическая игра: «Назови и напиши цифру» | 1 |
13 | Пространственные отношения: внутри, снаружи. Дидактические игры: «Лабиринт», «Помоги мышке добраться к сыру» | 1 |
14 | Число 2 и цифра 2. Пара. Дидактическая игра: «Назови и напиши цифру» | 1 |
15 | Представление о точке и линии. Дидактическая игра: «Конструктор», | 1 |
16 | Представление об отрезке и луче. Дидактическая игра: «Угадай, что спрятали», «Конструктор» | 1 |
17 | Число 3 и цифра 3. Дидактическая игра: «Назови и напиши цифру», «Сколько?» | 1 |
18 | Представление о замкнутой и незамкнутой линиях. Представления о ломаной линии и многоугольнике. Дидактические игры: «Помоги мышке добраться к сыру», «Сравни комнаты по плану» | 1 |
19 | Число 4 и цифра 4. Представление об углах и видах углов. Дидактическая игра: «Назови и напиши цифру» | 1 |
20 | Представление о числовом отрезке. Дидактическая игра: «Сравни комнаты по плану» | 1 |
21 | Число 5 и цифра 5. Дидактическая игра: «Назови и напиши цифру» «Сколько?». | 1 |
22 | Пространственные отношения: впереди, сзади. Дидактические игры: «Что где находится?» «Найди и исправь ошибки» | 1 |
23-24 | Сравнение групп предметов по количеству на наглядной Дидактические игры: «Разложи лекарства», «Наведи порядок» | 2 |
25 | основе. Обозначение отношений: больше - меньше. Дидактические игры: «Напиши правильно знаки», «Смотри, слушай, делай». | 1 |
26 | Временные отношения: раньше, позже. Дидактические игры: «Назови дни недели», «Назови скорее» | 1 |
Тематическое планирование по математике
Один год обучения (6 -7 лет)
УМК Л.Г. Петерсон
2 занятия в неделю, всего 52 занятия в период обучения
№ занятия | Тема (рабочая тетрадь № 2) | Кол-во занятий |
1 | Выявление математических представлений детей. Число 6 и цифра 6. Дидактические игры: «Сосчитай и построй», «Сколько?» | 1 |
2-3 | Пространственные отношения: длиннее, короче. Сравнение длины (непосредственное и опосредованное с помощью мерки). Зависимость результата сравнения от величины мерки. Дидактические игры: Кому звонит Айболит?», «Помоги Ивану - царевичу найти волшебный сундук» | 2 |
4-5 | Число 7 и цифра 7. Дидактические игры: «Назови следующее, предыдущее число», «Назови соседей» | 2 |
6 | Пространственные отношения: тяжелее, легче. Сравнение массы (непосредственное и опосредованное с помощью мерки). Зависимость результата сравнения от величины мерки. Дидактические игры: «Что перепутал художник?» | 1 |
7-8 | Число 8 и цифра 8. Дидактические игры: «Назови следующее, предыдущее число», «Назови соседей» | 2 |
9-10 | Представления об объеме (вместимости). Сравнение объема (непосредственное и опосредованное с помощью мерки). Зависимость результата сравнения от величины мерки. Дидактические игры: «Достань названный предмет», «Угадай, что спрятали» | 2 |
11-12 | Число 9 и цифра 9. Зависимость результата сравнения от величины мерки. Дидактические игры: «Назови следующее, предыдущее число», «Назови соседей» | 2 |
13-14 | Представления о площади. Сравнение площади (непосредственное и опосредованное с помощью мерки). Зависимость результата сравнения от величины мерки (большая клетка - маленькая клетка). Дидактические игры: «Сравни комнаты по плану», «Как Красной шапочке пройти к бабушке?» | 2 |
15-16 | Число 0 и цифра 0. Упражнения по выбору детей. Дидактические игры: «Сколько?», «Зайчата- плутишки» | 2 |
17 | Число 10. Представления о сложении и вычитании в пределах 10 на наглядной основе. Дидактические игры: «Назови следующее, предыдущее число», «Назови соседей» | 1 |
18-19 | Знакомство с пространственными фигурами - шар, куб, параллелепипед. Их распознавание. Дидактические игры: «Зайчата- плутишки» | 2 |
20-22 | Знакомство с пространственными фигурами - пирамида, конус, цилиндр. Их распознавание. Дидактические игры: «Назови предметы данной формы», «Что общего и чем отличаются фигуры» | 3 |
23-24 | Работа с таблицами. Представления о сложении и вычитании в пределах 10. Дидактические игры: «Назови меньше на 1, больше на 1», «Вверх, вниз по числовой лестнице» | 2 |
25-26 | Символы. Упражнения по выбору детей. Дидактические игры: Кубики Никитина | 2 |