РЕКОМЕНДОВАН Методическим советом МБУ ДО «ЦДО «Надежда» (протокол от ____.202_г. № __) | СОГЛАСОВАН Заместитель директора по УВР МБУ ДО «ЦДО «Надежда» ____________ О.В.Овсяникова ___.202 г. | УТВЕРЖДЕН приказом МБУ ДО «ЦДО «Надежда» от ______. 202__г. №____ |
Программа по продвижению чтения
и поддержки интереса к литературе среди обучающихся
муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр дополнительного образования «Надежда»
муниципального образования «Мирнинский район» Республики Саха (Якутия)
(МБУ ДО «ЦДО «Надежда")
на 2022 – 2027 учебные годы
Автор (составитель):
Кулыба Наталья Ивановна
педагог - библиотекарь
МБУ ДО «ЦДО «Надежда»
Айхал 2022 г.
«Читайте!
И пусть в вашей жизни не будет
ни одного дня, когда бы вы
не прочли ни одной строчки, хоть
одной странички из новой книги»
К. Паустовский
Актуальность программы
Основная тенденция последних лет – утрата исключительной роли чтения в жизни общества. Такое положение сопряжено с большим социальным риском, поскольку чтение представляет собой важнейший способ освоения жизненно значимой информации. Без чтения немыслима интеграция личности в многонациональную российскую культуру. Снижение интереса к чтению – это общемировая тенденция. В настоящее время главная задача заключается в том, чтобы вызвать у подрастающего поколения интерес к чтению. Необходимо создать условия для возрождения интереса к чтению, повышения качества и разнообразия прочитываемой литературы во всех областях знаний, обмена мнениями о прочитанном, роста престижности чтения как культурной ценности.
Основная цель поддержки чтения – создание распространенного среди общественности позитивного мнения о чтении. Продвижение книги, чтения – основное направление в деятельности каждой библиотеки.
Программа призвана помочь в реализации политики в области книги и чтения. Она приведет к повышению интеллектуального потенциала обучающихся, ускорению адаптации к современным условиям информационного общества, станет важным инструментом сохранения и развития культуры России, поддержания и приумножения богатства родного языка.
Программа определяет главные направления, структуру и механизмы поддержки и развития чтения, представляет собой базовый документ в продвижении чтения среди обучающихся, инициирование нормативно-распорядительных и иных правовых актов, регулирующих сферу продвижения книги и чтения среди подрастающего поколения.
Целесообразность: в связи с подписанием Указа Президента РФ об объявлении 2018−2027 гг. «Десятилетием детства в России» и Распоряжения Правительства Российской Федерации от 3 июня 2017 г. № 1155-р об утверждении «Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации», а также низкой читательской активности обучающихся необходимо обратить особое внимание на реализацию Программы по продвижению чтения и поддержки интереса к литературе среди обучающихся МБУ ДО «ЦДО «Надежда».
Цель реализации программы:
Основная цель программы - повышение статуса чтения, читательской активности и улучшение качества чтения, развитие культурной и читательской компетентности детей и юношества, а также формирование у подрастающего поколения высоких гражданских и духовно-нравственных ориентиров.
Задачи реализации программы:
1. Воспитание у обучающихся потребности в чтении как духовной ценности.
2. Формирование духовного мировоззрения и всестороннего развития личности.
3. Воспитание культуры чтения. Обучение умению ориентироваться в современном информационном мире.
4. Приобщение детей к миру художественной литературы.
5. Возрождение традиций семейного чтения.
6. Привлечение к чтению посредством организации культурного досуга.
4. Основные направления реализации Программы
Направление 1. Популяризация чтения.
Реализация данного направления нацелена на повышение престижа чтения и статуса читающего человека, создание благоприятной среды читательского развития детей, поддержку чтения подростков и молодежи, создание в подростковой и молодежной среде представления о чтении как важном, необходимом занятии для личностного развития и социальной адаптации в обществе. Мероприятия данного направления предполагают организацию системной работы по популяризации чтения, которая включает в себя:
1.Организацию массовых мероприятий и акций в поддержку чтения.
2.Проведение мероприятий по популяризации лучшей классической и современной художественной литературы.
3.Обсуждение проблем чтения, в том числе с использованием возможностей современных социальных коммуникаций: социальных сетей, форумов и т.д.
4.Возрождение традиций семейного чтения и его поддержку.
Направление 2. Научно-методическое обеспечение.
Данное направление предполагает проведение мониторинга чтения с целью определения стратегии и тактики продвижения чтения в не читающие и слабо читающие слои обучающихся, изучение и обобщение опыта по продвижению и развитию чтения.
Направление 3. Система повышения квалификации кадров.
Данное направление предполагает обучение педагога - библиотекаря технологиям и методикам продвижения чтения, методическое обеспечение деятельности по поддержке чтения, обмен опытом и поддержку инноваций и успешной практики в данном направлении.
Механизм реализации Программы.
Для реализации Программы разрабатывается План работы библиотеки на каждый учебный год, в котором определяются конкретные мероприятия, сроки и исполнители.
Ожидаемые результаты реализации Программы.
1.Повышение культурной компетентности обучающихся.
2.Повышение читательской компетентности обучающихся.
3.Повышение грамотности обучающихся.
4.Изменение отношения к чтению.
5.Рост читательской активности.
6.Воспитание уважения к книге.
Конечным результатом реализации Концепции должно стать повышение статуса чтения и читающих, рост культурного уровня обучающихся, нравственное и духовное совершенствование личности, что будет способствовать росту человеческого потенциала, повышению качества человеческих ресурсов.
ПЛАН
мероприятий по реализации Программы по продвижению чтения
и поддержки интереса к литературе среди обучающихся
МБУ ДО «ЦДО «Надежда»
№ п\п | Мероприятия | Сроки выполнения | Ответственный |
1. | Популяризация чтения | | |
| Проведение мероприятий по популяризации чтения, направленных на читательское развитие, формирование культуры чтения: - интерактивные книжные выставки; - тематические медиа-выставки, посвященные творчеству знаменитых писателей; - создание и проведение районных и внутриучрежденческих викторин, посвященных литературным произведениям и героям; - проведение библиотечных уроков; - конкурс чтецов; чтение вслух; - организация экскурсий в поселковую библиотеку; - создание блогов, сайтов, страниц на официальных сайтах образовательного учреждения. Проведение конкурсов и акций читающих семей: -акция «Читаем с мамой»; -конкурсы детских рисунков по детским литературным произведениям совместно с родителями. Организация, участие и проведение акций: - акция «Подари книгу» в честь Дня книгодарения; - республиканская акция «Республика читает»; - международная просветительская акция «Литературный диктант»; - международная акция «Читаем детям о Великой Отечественной войне» - районная акция «Книжный тизер», посвященная 220-летию А.Дюма. | 2022 – 2027 постоянно В течение года В течение года В течение года В течение года В течение года В течение года 1 раз в год В течение года 1 раз в год февраль-май 2022 года 1 раз в год (сентябрь) 1 раз в год (май) октябрь 2022 года | Педагог-библиотекарь, педагоги ДО, волонтеры |
2. | Научно – методическое обеспечение | | |
| Изучение и обобщение опыта работы библиотек образовательных учреждений по продвижению и развитию чтения. | Постоянно | Педагог-библиотекарь |
3. | Система повышения квалификации кадров | | |
| Участие педагога - библиотекаря образовательного учреждения в конкурсах профессионального мастерства, выступление на семинарах, круглых столах, обмен опытом по технологии и методике работы в поддержку чтения, публикация собственных работ. | Постоянно | Педагог-библиотекарь |
Список литературы:
Бесхлебникова В.А. Библиографический калейдоскоп. В.А. Бесхлебникова. Читаем, учимся, играем. – 1998. – Вып. 4. – С. 34-36
Бирюкова Л.П. Правила обращения с книгой. Л.П. Бирюкова. Школьная библиотека. – 2003. – № 4. – С. 50-52
Войченко Л. Читатель. Книга. Библиотека. Л. Войченко. Школьная библиотека. – 2000. – № 3. – С. 30-31
Кривенко Л.В. Приключения словарёнка. Л.В. Кривенко. Читаем, учимся, играем. – 2005. – Вып. 9. – С. 22-23
Красногорская Г.П. Приглашение в Читалию: о библиотеке, истории книги, игра по детской энциклопедии. Г.П. Красногорская. Читаем, учимся, играем. – 1998. – Вып. 4. – С. 22-25
Куликова Н.П.: «Что такое книга, для чего она…». Н.П. Куликова. Читаем, учимся, играем. – 1998. – Вып. 4. – С. 83-84
Морау С. Знакомство с библиотекой. С. Морау. Школьная библиотека. – 2001. – № 4.– С. 40-42
Морау С. Строение книги. С. Морау. Школьная библиотека. 2001. – № 5. – С. 32-33
Нурлыгаянова С. Г. Структура книги. Читаем, учимся, играем. – 1998. – Вып. 4. – С. 20-21
Ступак Т.В. Путешествие в библиоград. Т.В. Ступак. Читаем, учимся, играем. –2005. – Вып. 2. – С. 49-50
Хохлова Г.А. «Корабль мысли». Г.А. Хохлова. Читаем, учимся, играем. – 2005. – Вып. 9. – С. 18-21
Чеботарёва И.Г. Твои первые энциклопедии. И.Г. Чеботарёва. Читаем, учимся, играем. – 1998.– Вып. 4. – С. 13-16
Интернет-ресурсы:
http://www.edu.ru/ - Федеральный образовательный портал: программы, стандарты, обзор прессы, ссылки на другие порталы
http://www.school.edu.ru/default.asp - Российский общеобразовательный портал
http://whttp://skazvikt.ucoz.ru/ - Викторины сказочные.
http://www.rusla.ru/ - Русская школьная библиотечная ассоциация
http://www.library.ru/ - LiBRARY.RU- информационно-справочный портал
http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop - Литературная энциклопедия.
http://elibrary.ru/defaultx.asp - Научная электронная библиотека
http://www.chtenie-21.ru/ - Чтение-21