СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по профилактике наркомании, алкоголизма и токсикомании «Путь к успеху»

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по профилактике наркомании, алкоголизма и токсикомании   «Путь к успеху»

Просмотр содержимого документа
«Программа по профилактике наркомании, алкоголизма и токсикомании «Путь к успеху»»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ШИЛКИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2

г.Шилка, Забайкальского края, ул. Бородина,11


Согласовано»

Руководитель МО

________/_______________/

ФИО

Протокол № ___

от « » августа 20 г.


«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

________ /___________

ФИО

« » августа 20 г.


«Утверждаю»

Директор МОУ СОШ №2 ________/_И.В. Щеренко_/

ФИО

Приказ № __

От « 1» сентября 20 г.








Программа по профилактике наркомании, алкоголизма и токсикомании «Путь к успеху»










Педагог-психолог Г.И. Кабанова





Шилка, 2019




Дети - это наша старость. Правильное
воспитание - это наша счастливая старость,

плохое воспитание - это будущее горе,

это наши слезы, это наша вина перед
другими людьми, перед всей страной.

А. С. Макаренко

Актуальность программы

Сегодня страна переживает один из сложнейших этапов своего развития. Наблюдается разрушение традиционной системы ценностей и нравственных ориентиров - все это способно порождать ощущение беспомощности и отчаяния даже у взрослого человека. Особенно же сложно в столь непостоянном мире молодому человеку, чей взгляд на жизнь только формируется, который зачастую остается один на один со своими проблемами, потому что родители заняты обеспечением семьи материальными благами.

Возникает желание уйти, «спрятаться» от жизни, почувствовать себя в безопасности. Алкоголь, психотропные вещества, наркотики создают для многих юношей и девушек иллюзию такой «внутренней безопасности», на время дают возможность испытать чувство психологического комфорта, благополучия.

Характерной чертой подросткового возраста, способствующей приобщению к наркотикам, является повышенная внушаемость, склонность к группированию и подражательным действиям.

Эксперты Всероссийского общества здравоохранения (ВОЗ) заявляют, что среди молодых людей, потребляющих наркотики, чаще всего действуют следующие мотивы:

  1. Удовлетворение любопытства. 75,3% всех потребителей наркотических веществ впервые попробовали их из подражания или любопытства. Многие подростки пробуют наркотики, не считая токсикоманию, алкоголизм и наркоманию чем-то предосудительным. То есть они даже не представляют себе той опасности, которую таит в себе употребление ПАВ.

  2. Подражание. Подросток, попадая в компанию, как правило, ориентируется на поведение лидера компании. И если кто-то из компании, а тем более лидер, потребляет ПАВ, подросток старается попробовать их тоже. Тем самым он как бы утверждает свою принадлежность к данной группе. Почти 1/3 подростков, впервые попробовавших наркотик или одурманивающее средство, сделали это, подражая своим авторитетам.

  3. Веяние определенной «моды» на ПАВ в кругу молодежи. В возникновении такой «моды» главную роль играет абсолютная неосведомленность молодых людей относительно ПАВ и их влияния на организм.

  4. Крушение идеалов и духовно-нравственных ориентиров. Безыдейность и бездуховность - вот та благоприятная почва, на которой приживаются многие пороки человеческие, в том числе и токсикомания, алкоголизм и наркомания.

Поскольку среди особенностей развития подростков выделяются интенсивное формирование чувства собственного Я и при этом недостаточный уровень социальной компетентности, поэтому основой профилактической программы МОУ СОШ № 2 стала организация помощи обучающимся по осознанию себя и своего жизненного пути.

Все зависимости имеют биологическую основу и социальные следствия, а в личностно-психологическом плане представляют собой этическую проблему. Поэтому вопросы профилактики токсикомании, алкоголизма и наркомании тесно связаны с задачами нравственного воспитания, помогающими развивать у подростков ценностные установки к здоровому образу жизни.

Профилактика токсикомании, алкоголизма и наркомании среди подростков для педагогов школы №2 является неотъемлемой частью всей системы воспитания и должна обеспечивать решение не только собственно антинаркогенных, но также и общих задач воспитания. Выработка у подрастающего поколения устойчивости к наркотическому давлению среды имеет актуальное значение, поскольку рост токсикомании, алкоголизма и наркомании достигает в настоящее время угрожающих размеров.

Основными моментами в профилактической работе педагогического коллектива школы среди подростков являются:

  • обучение учащихся умению противостоять жизненным трудностям и конфликтным ситуациям;

- формирование у подростков отрицательного отношения к наркотикам, токсическим средствам, алкоголю и последствиям их употребления.

Совместными усилиями школы, семьи, общества должно являться открытое образовательное, воспитательное пространство, благодаря которому подрастающий гражданин должен укрепиться в мысли о том, что именно он ответственен за свое собственное здоровье и должен рассматривать его как высшую ценность.

Нормативно-правовая база обеспечения профилактической работы

1. Конституция Российской Федерации (1993 г.).

2. Федеральный закон «Об образовании» (2013 г.).

3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.09.96 № 63-ФЗ (с изменениями и дополнениями).

4. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (с изменениями и дополнениями).

5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (с изменениями и дополнениями).

6. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (с изменениями и дополнениями).

7. Федеральный закон от 08.01.98 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (с изменениями и дополнениями).

8. Федеральный закон от 24.06.99 № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изменениями и дополнениями).

9. Конвенция о правах ребенка от 26.01.1990.

10. Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

11. Федеральный закон от 10.07.2001 № 87-ФЗ «Об ограничении курения табака».

12. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 28.02.2000 № 619 «О концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде».

13. Приказ министерства общего и профессионального образования РФ от 23.03.99 № 718 «О мерах по предупреждению злоупотребления психоактивными веществами среди несовершеннолетних и молодежи».

14.Письмо Министерства образования и науки России, МВД России, ФСКН России от 21.09 2005 № ВФ – 1376/06 «Об организации работы по предупреждению и пресечению правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков в образовательных учреждениях».

15. Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р (в ред. распоряжения Правительства РФ от 08.08.2009 N 1121-р) «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»

Участники программы

Основным звеном программы является коллектив детей, педагогов и родителей МОУ СОШ №2, участвующих в организации и проведении мероприятий, направленных на здоровый образ жизни, профилактику алкоголизма, наркомании и токсикомании. Участниками программы являются все учащиеся школы в возрасте от 8 до 18 лет. Ограничений и противопоказаний на участие в программе нет.

Цели программы:

- создание в МОУ СОШ № 2 системы воспитательной работы по профилактике наркомании, токсикомании и алкоголизма несовершеннолетних, позволяющей учащимся развиваться в благоприятной открытой среде;

- развитие у учащихся школы позитивных отношений с окружающими, приобретение умения адаптироваться к отрицательным эффектам окружающей среды, выражать свои чувства, разрешать конфликты, сопротивляться давлению, которое угрожает здоровью и жизни;

- формирование личностных нравственных качеств подростков.

Поставленные цели реализуется через решение следующих задач:

  1. Развитие у подростков позитивных отношений с окружающими, приобретение умения адаптироваться к отрицательным эффектам окружающей среды, выражать свои чувства, разрешать конфликты, сопротивляться давлению, которое угрожает здоровью и жизни.

  2. Предупреждение употребления психоактивных веществ детьми и подростками.

  3. Профилактика правонарушений и преступлений, асоциальных явлений в ученической среде.

  4. Увеличение степени самостоятельности детей и подростков, их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы через организацию коллективных творческих и социальных практик.

  5. Привлечение родителей для совместной организации внеурочной (досуговой, проектной, спортивной, творческой, социальной) деятельности.

  6. Работа с родителями по обучению методам семейного воспитания.

  7. Воспитание гражданских качеств и толерантности у учащихся через организацию социально значимой деятельности.

Алгоритм реализации программы

Первый этап - организационный (сентябрь) - анализ состояния правопорядка в школе, непосредственное планирование, согласование планов, сведение их в единый комплексный план с учетом обстановки и рекомендаций, изучение потребностей и запросов учащихся школы и их родителей.

Второй этап - деятельностный (октябрь - май) – координация действий, осуществление запланированных мероприятий, разработка системы контроля за их реализацией.

Третий этап - итоговый (июнь) - анализ и подведение итогов работы, планирование на следующий год с учетом рекомендаций, выработанных в результате анализа.

Информационно-методическое обеспечение профилактической работы


п/п

Наименование мероприятия

Сроки

1

Изучение нормативных документов по профилактике

сентябрь

2

Консультации, беседы, собрания для родителей

В течение года

3

Оформление стендов в фойе школы:

- «Профилактика употребления ПАВ»

- «В здоровом теле - здоровый дух»

- «Хочешь быть здоровым – будь им»

- «Сбереги здоровье»

- «Права ребенка»

- «Информация для родителей»

Ноябрь-апрель

4

Распространение справочно-информационных бюллетеней, буклетов, памяток

В течение года

5

Проведение диагностики обучающихся по проблеме наркомании, токсикомании, алкоголизма.


Октябрь-январь

6

Тематический классные часы

Ноябрь-апрель




















Реализация программы «Путь к успеху»

Программа «Путь к успеху» по профилактике алкоголя, наркотиков, токсических веществ




Работа с учащимися

Социальное проектирование

Работа с родителями

Досуговая деятельность



Формы: групповая работа, тренинг поведения, личностный тренинг, дискуссии; беседы, встречи, лекции, ролевые игры, индивидуальные консультации, тесты, экскурсии, конкурсы, праздники, родительские лектории.





  1. Нравственно-правовые акции:
    «Весенняя неделя добра», др.


1. Организационная
деятельность.

2. Информационно-
просветительская деятельность.

3. Работа педагогов и психологов с родителями.

4. Творческое направление (творческие практики).

5. Пропаганда здорового образа жизни семьи.


Круглогодичные досуговые мероприятия.

Организация каникулярного отдыха.

Общешкольные
праздники, конкурсы


  1. Профилактика ПАВ и табакокурения.

  2. Профилактика преступлений и правонарушений.

  1. Профориентация.

  1. Пропаганда здорового образа жизни (ЗОЖ).

  2. Психолого- педагогическое сопровождение образовательно- воспитательного процесса

  3. Индивидуальная образовательная траектория






























Механизм реализации программы

Методы: переубеждение, переключение, вовлечение в деятельность; стимулирование; сотрудничество; доверие; открытый диалог; свобода выбора; увлечение; коллективный анализ и оценка; контроль, самоконтроль и самооценка

деятельности и поведения; личный пример






















Организация работы с обучающимися в течение года


Тематические классные часы в течение года

Класс

Тема

Вредные привычки

Если хочешь быть здоров

Воспитай себя

Я выбираю движение

Как выбирать себе друзей

Если кому-нибудь нужна твоя помощь

Как сохранить себе здоровье

Улица, подросток


Привычки. Их влияние на детский организм

От вредной привычки к болезни всего один шаг

Злой волшебник – алкоголь

Алкоголь – ошибка


Последствия употребления ПАВ

Алкоголизм – повод, причина и последствия»

Культура наших потребностей

Наше здоровье и болезни


«Алкоголь – наш общий враг»

«Вредные привычки и их последствия»


«Алкоголь и человечество. Кто победит»

«Нравственные приоритеты семьи»

«Влияние алкоголизма, токсикомании, ПАВ на потомство»


























Работа с родителями


Класс

Тема

Как сохранить здоровье ребенка (уберечь детей от стресса)

Как стать хорошими родителями: «Вслушайтесь, что говорят ваши дети»

Положительные эмоции и их значение в жизни человека

Поощрение и наказание детей в семье

Как помочь ребенку обрести уверенность в себе

Проблемы компьютерной зависимости

Друзья познаются в беде, настоящие друзья – в радости

Влияние телевидения на развитие детей.

Последствие семейных конфликтов

Развиваем самостоятельность ребенка

О детском одиночестве

Как взаимодействовать с ребенком в конфликтной ситуации

Как воспитывать нравственность

Вредные привычки и их профилактика

Агрессия, её причины и последствия

Первые проблемы подросткового возраста

О родительском авторитете

Уберечь детей от зависимости

Роль отца в воспитании ребенка

Средства и методы воспитания

Вредные привычки подростков и их профилактика

Тот, кто хочет развить свою волю, должен научиться преодолевать препятствия

Жизненные цели подростков

Нравственные приоритеты семьи

Нелегкий разговор о требовательности

Как научится быть ответственным за свои поступки.

Роль самооценки в формировании личности ребенка

Как сформировать положительные привычки у подростка


Причины подростковых «вызовов»

Юридическая ответственность за употребление ПАВ


«Нравственные уроки моей семьи»


Критерии отслеживания эффективности программы

Предлагается два способа отслеживания эффективности:

1 способ: Отслеживание эффективности всей программы в целом.

Критерии:

- изменение количества подростков, пробовавших спиртное;

- изменение количества учеников, потребляющих ПАВ;

- увеличение количества детей, негативно относящихся к наркомании, алкоголизму, токсикомании;

- результаты проведения мониторинга здоровья учащихся;

- активность и заинтересованность школьников в участии в мероприятиях, связанных с тематикой здоровья.

2 способ: Отслеживание эффективности каждого проводимого мероприятия программы.


Ожидаемые результаты и социальные эффекты


- Увеличится количество учащихся, осознающих преимущества здорового образа жизни, заботящихся о своём психофизическом здоровье, стремящиеся к физическому совершенствованию.

- Учащиеся получат определенные положительные навыки и приобретут опыт в социально значимой и полезной деятельности.

- Ученики будут адекватно оценивать свое поведение.

- Отказ от курения, употребления алкоголя.




















































Источники информации для учащихся

  1. Белогуров С.Б. «Наркотики и наркомании (Книга для всех). Сургут, Северо-Сибирское региональное книжное издательство, 1998 г.

  2. Мороз О.П. «Группа риска». «Просвещение» Москва, 1990 г.

  3. В.А.Ерёмин «Улица – подросток – воспитатель» Москва «Просвещение», 1991 г.

  4. М. Безруких, Т.Филиппова. «Разговор о правильном питании». Москва, 1999 г.

  5. Г.Зайцев, А. Зайцев. «Твоё здоровье». С-Пб., 1997 г.

  6. Клиффорд А., Парлез Л. «Путешествие Джуно. Приключения в стране здоровья». Москва «Просвещение», 1992 г.

  7. Е. Литвинов. «Ура, физкультура: Учебник 2-4 кл. Москва «Просвещение», 1996 г.

  8. И. Семёнова «Учусь быть здоровым или как стать Неболейкой». Москва, 1994 г.

  9. Г.Юдин. «Главное чудо света». Москва: Монолог, 1994 г.

  10. http: // jdepi. projectharmony. ru


Источники информации для педагогов и родителей


  1. Н.Аникеева «Воспитание игрой». Москва, 1987 г.

  2. Н. Коростелев «От А до Я детям о здоровье». Москва: Медициан, 1987 г.

  3. Е. Иваницкая, Т. Щербакова «Алкоголь, курение, наркотики: как выстроить систему эффективной профилактики». Москва. «Чистые пруды», 2008 г.

  4. С. Белогуров «Популярно о наркотиках и наркоманиях». Санкт-Петербург, 2000 г.

  5. Н.В.Вострокнутов «Антинаркотическая профилактическая работа с несовершеннолетними групп социального риска». Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, Москва, 2004 г.

  6. Б.М.Левин, М.Б.Левин «Наркомания и наркоманы». Москва, Просвещение, 1991 г.

  7. Научно-методический центр «Диагностика. Адаптация. Развитие». «Менеджмент в профилактике злоупотребления психоактивными веществами». Москва, 2005 г.

  8. Серия «Воспитательная работа». «Азбука здоровья: профилактика вредных привычек». Москва «Глобус».

  9. Министерство образования и науки Российской федерации. «Основы профилактики ПАВ».

  10. Е.Ю.Ляпина «Профилактика социально опасного поведения школьников». Система работы образовательных учреждений. Волгоград.

  11. Министерство образования и науки Российской Федерации. «Зарубежный опыт профилактики злоупотребления психоактивными веществами среди несовершеннолетних». Москва, 2004 г.

  12. http: // www. narkopomosh. ru