СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по работе с одаренными детьми по физической культуре «Олимпийские надежды»

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по работе с одаренными детьми по физической культуре «Олимпийские надежды»

Просмотр содержимого документа
«Программа по работе с одаренными детьми по физической культуре «Олимпийские надежды»»




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №21»










Программа по работе с одаренными детьми по физической культуре

«Олимпийские надежды»











Автор: Галимов Флюр Фаизович,

учитель физической культуры



































































Пояснительная записка.

Развитие детской одаренности является превалирующим направлением образовательной модели МБОУ «СШ№21». Программа разработана в рамках Программы развития школы на 2015-2020 годы. Программа "Олимпийские надежды" охватывает главные аспекты воспитания и обучения одаренных детей в условиях муниципального общеобразовательного учреждения, намечает перспективы, определяет приоритеты развития работы с одаренными детьми, содержит конкретные мероприятия по достижению поставленных целей.

Создание условий для оптимального развития одарённых детей, чья одарённость на настоящий момент может быть ещё не проявившейся, а также способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей, является одним из главных направлений нашей школы.

Положительная динамика в работе педагогов школы в данном направлении привела к возникновению проблем своевременного выявления, поддержки и сопровождения одарённых и способных детей (речь идёт об спортивно одаренных детях).

Программа «Олимпийские надежды» учитывает основные задачи развития образования в регионе. Работа с одаренными детьми продолжает оставаться одним из приоритетных направлений в школе и осуществляется через содержание образования, внеклассную и внеурочную деятельность. В соответствии с приказом Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 23.01.2015 № 41 «Об утверждении модели выявления, поддержки и развития одаренных детей и молодежи в Ханты – Мансийском автономном округе – Югре», в школе была разработана и утверждена модель системы выявления, поддержки и развития одаренных детей.


Программа «Олимпийские надежды» представляет собой подпрограмму «Программы развития школы на 2015-2020 годы», включающая деятельность всего коллектива школы для создания условий развития одаренных детей.

Программа направлена на развитие спортивных способностей учащихся, имеющих высокий уровень учебных возможностей по физической культуре.

Программа разработана на основе:

  1. Федерального государственного образовательного стандарта.

  2. Положения образовательного учреждения о программах дополнительного образования.

Образовательная программа внеурочной деятельности «Олимпийские надежды» рассчитана на 2 года для сборной группы обучающихся 7-9 классов – по 17 часов ежегодно.

При определении стратегии программы «Олимпийские надежды» исходим из следующего содержания понятия «одарённость»:

Психофизиологические особенности:

  • наличие природных способностей к активному и целостному мировосприятию;

  • природно-обусловленная потребность к умственному труду;

  • стремление к личной эмоциональной независимости, усвоение личной природно-социальной ценности; интуитивность.

Интеллектуальные способности:

  • познавательный интерес;

  • информационная эрудиция;

  • высокий уровень интеллектуального и физического развития;

  • нестандартность мышления;

  • способность к абстрагированию;

  • диалектическое мировоззрение.

Творческий (креативный) потенциал:

  • оригинальность в решении обучающе-познавательных вопросов;

  • инициативность;

  • целенаправленность в выборе видов деятельности;

  • неординарность подходов.

Мировоззренческие ценности:

  • высокий уровень сознательности и культуры;

  • инициативно-активная ответственность, активность.

Основная часть

Спортивная одаренность – это комплекс природных качеств, дающих возможность достичь спортивных вершин в процессе многолетней тренировки. Это врожденные особенности человека, обуславливающие определенный уровень его спортивных достижений.

Способности формируются неравномерно. Наблюдаются периоды ускоренного и замедленного развития способностей. Нередко отмечается раннее проявление спортивных способностей, но встречаются и дети с замедленными темпами формирования способностей. Отсутствие ранних высоких достижений ещё не означает, что высокие способности не проявятся в дальнейшем.

Уровень и характер проявления одаренности очень индивидуальны и заключаются в том, что одни, приходя заниматься тем или иным видом спорта, уже проявляют ярко выраженные способности, других же не принимали в группы начальной подготовки в силу их слабости.

Способности и одаренность у того или иного спортсмена констатируются тогда, когда уже достигнут выдающийся результат и мало внимания обращается на это в процессе отбора на различных этапах спортивного совершенствования, где основным фактором выступает соответствие сторон подготовленности тем модельным характеристикам, которые составлены для данного уровня подготовленности.

Условно различают три уровня развития спортивных способностей:

1. Самые общие способности. К ним можно отнести хорошее здоровье, нормальное физическое развитие, трудолюбие, настойчивость, работоспособность, интересы, склонности и т.д.

2. Общие элементы спортивных способностей: быстрое освоение спортивной техники, умение адаптироваться к значительным мышечным напряжениям, высокий уровень функциональной подготовки, способность преодолевать утомление, успешное восстановление после тренировочных нагрузок и т.д.

3. Специальные элементы спортивных способностей: быстрый прирост спортивных результатов, высокий уровень развития специальных качеств, высокая мобилизация, готовность и устойчивость в условиях противоборства с противником и т.д.

Программа учитывает особенности учащихся, а именно их способности, желания. С помощью диагностики определяется спортивная одаренность ребенка.

К критериям определения спортивной одаренности относятся следующие психофизические особенности детей:

  • ребенок проявляет большой интерес к деятельности, требующей тонкой и точной моторики;

  • обладает хорошей зрительно-моторной координацией;

  • любит движение (бег, прыжки, лазание);

  • обладает широким диапазоном движения (от медленного к быстрому, от плавного к резкому);

  • легко удерживает равновесие при выполнении двигательных упражнений (на бревне, трамплине);

  • умело владеет телом при маневрировании (стартуя, останавливаясь, целенаправленно меняя направление и т. п.); для своего возраста обладает исключительной физической силой, демонстрирует хороший уровень развития основных двигательных навыков (ходьба, бег, лазание, прыжки, умение бросать и ловить предметы).

Создание условий для развития и совершенствования таланта спортивно одаренных детей должно носить системный характер и строиться на следующих принципах:

  • выявление спортивно одаренных детей на протяжении всего процесса обучения;

  • обеспечение гибкости и вариативности учебного процесса;

  • включение в процесс обучения индивидуализированной психологической поддержки и помощи с учетом своеобразия личности одаренного ребенка;

  • постепенный и поэтапный отбор детей для занятий в секции спортивной школы.

Программа направлена на совершенствование образовательного процесса, который создает и воспроизводит условия для развития одаренных детей. Одним из условий является реализация индивидуальности личности обучающихся.

Цель программы: создание условий для развития спортивных способностей учащихся, их одаренности через внеурочную деятельность по физической культуре.

Задачи:

Теоретические:

  • ознакомление обучающихся с содержанием олимпиадных заданий;

  • освоение теоретических сведений о научно- исследовательской работе по физической культуре.

Практические:

  • совершенствование у обучающихся способности занимать исследовательскую позицию, самостоятельно ставить и достигать цели в учебной деятельности на основе применения элементов исследовательской деятельности в рамках предмета «физическая культура»;

  • моделирование актантов научной деятельности с целью совершенствования общепредметных умений;

  • развивать одаренность учащихся через оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального образования;

  • совершенствовать здоровьесберегающие и здоровьеразвивающие компоненты общеобразовательного пространства школы;

Развивающие:

  • развитие интеллектуальных и спортивных способностей;

  • развитие рефлексивных способностей, в конечном счете - становление субъектности учащихся;

  • развитие личностных качеств.

Воспитательные:

  • воспитание самостоятельности, активной жизненной позиции;

  • воспитание духовно-нравственных качеств, патриотических чувств;

  • формирование личностной, социальной культуры, осознанного отношения к семейным и национальным ценностям через проектную деятельность.

2. Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

  • принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

  • принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

3.Формы работы с одаренными детьми:

  • групповые занятия с одаренными учащимися;

  • предметные кружки;

  • спортивные секции по интересам;

  • ​конкурсы;

  • ​участие в олимпиадах;

  • ​работа по индивидуальным планам;

  • ​ исследовательская деятельность и участие в научно-практических конференциях.

Технологии: здоровьесберегающие, проектные, коллективные, исследовательские.

4. Возможные риски

  • неправильное или неадекватное выявление одаренности ребенка, что может привести к тому, что ребенок, ранее проявлявший способности в избранной им деятельности, может не достигнуть высоких результатов. И, как следствие, не оправдать возложенных на него надежд. В результате у него может сформироваться заниженная самооценка, проявления истинной одаренности снизятся;

  • рост и углубление социальной, интеллектуальной и педагогической пропасти между «одаренными» и «обычными» школьниками, невнимание к последним. Это приведет к тому, что потенциально одаренные дети, чью одаренность в силу обстоятельств не удалось выявить, не смогут в полной мере проявиться и тем самым не войдут в число одаренных.

5. Предполагаемые результаты

  • увеличение количества детей, адекватно проявляющих свои интеллектуальные или спортивные способности;

  • повышение качества образования и воспитания школьников в целом;

  • положительная динамика процента участников и призеров соревнований, олимпиад, конференций различного уровня;

  • повышение социального престижа школы.

  • создание условий для укрепления здоровья одарённых детей;

  • Повышение качества образования, достижение планируемых результатов в соответствии с ФГОС и воспитания школьников;

  • Формирование банка, технологии и программ для ранней диагностики способных и одаренных детей.

6. Этапы реализации:

Этап

Мероприятия

Организация

1 этап: диагностико - прогностический, методологический

(2017-2018 годы)

Мониторинг

Создание:

  • банка данных по детям с высоким уровнем обученности;

  • банка текстов олимпиад и  интеллектуальных конкурсов по физической культуре;

  • портфолио ученика;

  • рекомендаций по работе с детьми с высоким уровнем обученности.

Организация:

  • системы дополнительных занятий;

  • внеклассной работы по предмету;

  • деятельности научного общества.


2 этап: деятельностный (2018-2019 годы)


  • Выявление одаренных детей на ранних этапах развития.

  • Организация системы научно-исследовательской деятельности учащихся.

  • Внедрение метода проектов.

  • Учет индивидуальных достижений.

  • Переход на систему портфолио.

  • Обобщение опыта работы по технологиям творческого и интеллектуального развития.

Организация в школе спортивных соревнований;

организация участия обучающихся в дистанционных олимпиадах по физической культуре;

организация сотрудничества учащихся с вузами, участие в научных конференциях;

участие обучающихся в научно- исследовательских конференциях.

3 этап: констатирующий (2019-2020 годы)


Создание банка педагогического опыта в работе с детьми с высоким уровнем обученности.

Участие в соревнованиях, олимпиадах различного уровня.

Внедрение в практику работы  рейтинга учащихся.

Организация конкурса портфолио учащихся. Организация награждения учащихся. Проведение рефлексии.


Использование современных учебных материалов по предмету «Физическая культура»

  1. Интернет-ресурсы 1.http://www.fizkulturavshkole.ru/ 2. http://fizkulturnica.ru/ и т.д.

  2. Электронные образовательные ресурсы

  3. Видеоматериалы

  4. Интерактивные тестовые задания.

Социальные партнеры

  • 1. Городская школа одаренных детей, факультет физической культуры.

  • 2.Нижневартовский государственный университет, факультет физической культуры и туризма.

  • 3.Нижневартовский социально - гуманитарный колледж.

  • 4. Нижневартовский строительный колледж.

  • 5. Центр развития образования.

  • 6. Школьное научное общество.

  • 7. Центр детского творчества.

  • 8. Форсайт-центр.



Показатели эффективности реализации:

  1. Повышение уровня индивидуальных достижений детей по физической культуре, к которым у них есть способности.

  2. Повышение уровня владения детьми ключевыми компетенциями.

  3. Создание банка данных спортивно одаренных детей школы, банка методического обеспечения поддержки одаренных детей.

  4. Внедрение в образовательное пространство школы альтернативного варианта обучения и развития спортивно одаренных детей через индивидуальную траекторию развития.

  5. Успешная социализация детей с высоким уровнем актуализированной одаренности в социуме как основа развития их задатков, способностей, дарования.

  6. Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей.

Формы контроля и мониторинга результативности:

В обучении

В воспитании

В развитии

Результаты участия в олимпиадах, соревнованиях.

Портфолио достижений школьника.

Индивидуальный образовательный план одаренного ребенка.

Это документ образовательной деятельности обучающегося на определенный период, который способствует обеспечению оптимального для каждого отдельного ученика образовательного процесса, включающего обучение, воспитание и развитие в конкретный период.

Результаты обученности.


Мониторинг удовлетворенности родителей.

Использование современных оценочных средств в процессе обучения:

1. Портфолио ученика

2. Оценка выполнения физических упражнений.

3.Проведение фрагментов учебно-тренировочных занятий.

4.Участие в организации и проведении соревнований.

5.Судейская практика.

6.Выполнение письменных /творческих/ работ по темам.

Учебно - тематический план

Содержание

Цели и задачи

Виды и формы внеурочной

деятельности

Сроки

проведения

1

Индивидуальный образовательный маршрут одаренного ребенка.

Приложение №1.

Сформировать благоприятные условия обучения и создать психологическую комфортную обстановку в школе для успешного развития индивидуальности ребёнка.

1. Составление индивидуальных образовательных маршрутов.

3. Знакомство с планом школы на предстоящий учебный год.

4. Презентация школьных и городских соревнований.



2

Диагностика. Анкетирование.

Выявление способностей, склонностей обучающихся.

Методика Климова И.И. «Карта интересов».



3

Знакомство с олимпиадными заданиями прошлых лет по физической культуре.

Подготовка к Всероссийской олимпиаде по физической культуре, к дистанционным олимпиадам.

1. Интеллектуальный марафон.

2. Школьный этап Всероссийской олимпиады по физической культуре.



4

Индивидуальная работа на олимпиадными заданиями.

Подготовка к участию во Всероссийской олимпиаде по физической культуре, к дистанционным олимпиадам.

1. Школьный этап Всероссийской олимпиады по физической культуре.



5

Решение теоретических олимпиадных заданий по физической культуре.

Подготовка к участию во Всероссийской олимпиаде по физической культуре, к дистанционным олимпиадам.

1. Школьный этап Всероссийской олимпиады по физической культуре.




6

Тренировки по практической части олимпиадных заданий по физической культуре.

Подготовка к участию во Всероссийской олимпиаде по физической культуре, к дистанционным олимпиадам и городским соревнованиям.

Участие в соревнованиях.

Посещение секций «Волейбол», «Баскетбол».



7

Знакомство с заданиями Всероссийской дистанционной олимпиады «Эйдос» по физической культуре.

Подготовка к участию во Всероссийской дистанционной олимпиаде «Эйдос» по физической культуре.

1. Участие во Всероссийской дистанционной олимпиаде «Эйдос» по физической культуре.




8

Организация и проведение дополнительных занятий с одарёнными детьми

Тренировка




9

Организация и проведение дополнительных занятий с одарёнными детьми

Тренировка




10-11

Организация и проведение дополнительных занятий с одарёнными детьми

Тренировка.




12

Выбор темы исследовательской работы. Составление плана работы над исследованием.

Определение темы исследовательской работы. Составление плана работы.

Подготовка к очному и заочному участию в школьной научно - практической конференции, в городских и окружных научно - практических конференциях школьников и студентов.



13

Этапы исследовательской работы. Целеполагание. Формулировка гипотезы.


Подготовка к очному и заочному участию в школьной научно - практической конференции, в городских и окружных научно - практических конференциях школьников и студентов.



14

Оформление и подготовка к защите исследовательской работы.

Как составлять тезисы?

Обобщение изученного материала по теме. Систематизация.

Оформление работ по требованиям конкурсов.

Городские и окружные научно – практические конференции школьников и студентов.

Городской конкурс научно-исследовательских, опытно-конструкторских и творческих работ студентов и школьников, участие.



п/п

Мероприятия

Сроки

1.

Разработка плана работы с одаренными детьми, составление базы одаренных детей.

Сентябрь

2.

Диагностика одарённых детей, результаты групповых тестирований

В течение года

3.

Регулярные консультации для одаренных детей.

В течение года

4.

Пополнение банка педагогической информации по работе с одаренными детьми.

В течение года

5.

Использование в урочной и внеурочной деятельности различных современных средств информации: медиатеки, интернета, электронных энциклопедий.

В течение года

6.

Применение на уроках современных технологий, игровых, здоровьесберегающих технологий, метод проектов, личностно – ориентированного обучения.

В течение года

7.

Использование элементов дифференцированного обучения, направленных на творческий поиск, высокую познавательную активность, самостоятельную деятельность, а также учебную мотивацию одаренных учащихся

В течение года

8.

Обеспечение индивидуализации, дифференциации учебной нагрузки учащихся в зависимости от уровня развития их познавательной сферы, мыслительных процессов.

В течение года

9.

Подготовка к олимпиадам

Сентябрь-февраль

10.

Школьный, муниципальный и республиканский этапы республиканской олимпиады школьников по физической культуре на кубок имени Ю.А.Гагарина

Ноябрь, январь, март

11.

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по физической культуре

Октябрь - ноябрь

12.

Организация участия учащихся в спортивных мероприятиях    

в течение года

13.

Создание условий для работы с одаренными детьми во внеурочное время (спортивные секции). 

в течение года

14.

Подготовка учащихся к спортивно-массовым мероприятиям среди учащихся муниципальных образовательных учреждений района. 

в течение года

по плану

14.

Работа спортивных секций   в течение года

в течение года

15.

Организация необходимой педагогической работы среди родителей способных учащихся:

-определение рекомендаций по оказанию помощи со стороны родителей одаренным детям;

-привлечение родителей для совместного проведения спортивных мероприятий на уровне ОУ. 

в течение года

16.

Предметная неделя физической культуры в школе.

февраль

17.

Анализ работы с одаренными учащимися, перспективы в работе на 2018 -2019 учебный год

май

18.

Отправление благодарственных писем родителям учащихся

май

Список литературы

  1. Пепинский, П. Одаренный ребенок [Текст]  : психология развития. / П. Пепинский ; пер.с англ. – М. : Прогресс, 1996. – 115 с.

  2. Строкова, Т. А. Педагогическое сопровождение одаренных детей в обучении [Текст] / Т. А. Строкова // Одаренный ребенок, 2003. – № 6. – С. 45 – 51.

  3. Тейлор, К. Интеллект [Текст]  : проблемы одаренности  / К. Тейлор, пер.с англ. – М. : Наука, 1976. – 148 с.

  4. Хеллер, К. А. Диагностика и развитие одаренных детей и подростков [Текст]  / К. А. Хеллер // Основные современные концепции творчества и одаренности. – М. : Молодая гвардия, 2007. – 265 с.

  5.  Федотова Н. К. Из опыта работы с одаренными детьми / Н. К. Федотова // Вестник НГУ. Серия: Педагогика / Новосиб гос ун-т. — 2008.

  6. Одаренный ребенок в развитии, общении, учении. Р.Гильмеева, И.Сибгатуллина; учебно-методическое пособие, 1998.