СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по развитию речи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа  по  развитию  речи  для  детей с ОВЗ 5 вида

Просмотр содержимого документа
«Программа по развитию речи»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа сельского поселения «Село Большая Картель»




Пояснительная записка к рабочей программе учебного курса

по развитию речи на 5 лет обучения

АООП НОО по развитию речи для обучающихся с ТНР в I отделении на 5 лет составлена на основе нормативно-правовых документов:


- Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ;

- Приказа Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (в редакции от 13.12. 2013 г, от 28.05.2014 г, от 17.07.2015 г);

-Приказа Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в редакции приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 г № 576, от 28.12.2015 г №1529, от 26.01.2016 г № 38, от 21.04.2016 г № 459, от 29.12.2016 № 1677);

- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

- Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.02.2015 г № ВК- 333/07 «Об организации работы по введению ФГОС образования обучающихся с ОВЗ»;

- Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.03.2016 г № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ (методические рекомендации по вопросам внедрения ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 г № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286 - 15 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»; -

- Примерной адаптированной основной общеобразовательной программой начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15);

- Устава МБОУ СОШ с/п «Село Большая Картель»;

Цели:

 формирование и систематическое совершенствование полноценных языковых средств общения и мышления у обучающихся с ТНР


Основными задачами реализации содержания курса являются:

 формирование и развитие различных видов устной речи (разговорно-диалогической, описательно-повествовательной) на основе обогащения знаний об окружающей действительности, развития познавательной деятельности (предметно-практического, наглядно-образного, словесно-логического мышления);

 формирование, развитие и обогащение лексического строя речи;

 практическое овладение основными морфологическими

 закономерностями грамматического строя речи;

 практическое овладение моделями различных синтаксических конструкций предложений;

 усвоение лексико-грамматического материала для овладения программным материалом по обучению грамоте, чтению и другим учебным предметам.


Введение предметов коррекционного лингвистического курса позволяет обеспечить:

 максимальное погружение ребенка в активную речевую среду, повысить его мыслительную деятельность,

 корригировать его эмоциональный тонус, дает возможность формировать основные этапы учебной деятельности, в т.ч. ориентирововчный этап и этап самоконтроля и самооценки, улучшить мотивацию учебно-познавательной деятельности.




Общая характеристика курса

Предмет «Развитие речи» - часть коррекционного лингвистического курса, обеспечивающего детям с тяжелыми речевыми нарушениями восполнение пробелов в речевом развитии, формирование и совершенствование речемыслительных процессов.

Коррекционный курс «Развитие речи» тесно связан с учебными предметами области «Филология» и ставит своей целью поэтапное формирование речевой деятельности обучающихся во всех аспектах. На уроках по развитию речи обучающиеся получают не только знания о нормах общения, но и практическую речевую подготовку. Они научаются наблюдать, анализировать и обобщать различные процессы языковой действительности. На уроках ведется работа по развитию диалогической и монологической речи, происходит обогащение и уточнение словарного запаса и практическое овладение основными закономерностями грамматического строя языка.

Система занятий по развитию речи направлена на овладение обучающимися с ТНР способами и средствами речевой деятельности, формирование языковых обобщений, правильное использование языковых средств в процессе общения, учебной деятельности. На I уровне образования обеспечивается коррекция различных проявлений речевого дефекта (нарушение звукопроизношения, голоса, темпа речи, аграмматизмы) и закладывается фундамент общеобразовательной подготовки, достаточной для продолжения образования на следующем уровне, развиваются полноценные навыки устной разговорной и письменной литературной форм речи, необходимые выпускнику для его полноценного включения в жизнь общества, обеспечивается развитие личностных качеств обучающегося, глубокое освоение основ наук и формирование научного мировоззрения.

Программа курса «Развитие речи» направлена на формирование у младших школьников представлений о языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

Содержание обеспечивает ориентацию младших школьников с тяжелыми нарушениями речи в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма). Коррекция, развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности заложит основы для овладения устной и письменной формами языка, культурой речи. Учащиеся научатся адекватно воспринимать звучащую и письменную речь, анализировать свою и оценивать чужую речь, создавать собственные монологические устные высказывания и письменные тексты в соответствии с задачами коммуникации. Включение данного раздела в программу усиливает внимание к формированию коммуникативных умений и навыков, актуальных для практики общения младших школьников, способствует формированию полноценной речевой деятельности учащихся с речевой патологией.

Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения предмета «Развитие речи» формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Школьники будут работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка). Они научатся анализировать, оценивать, преобразовывать и представлять полученную информацию, а также создавать новые информационные объекты: сообщения, отзывы, письма, поздравительные открытки, небольшие сочинения, сборники творческих работ, классную газету и др.




Место курса в учебном плане


Согласно количеству часов по школьному учебному плану, а также на основании базисного учебного плана специальных коррекционных образовательных учреждений V вида (I отделении) рабочая программа предусматривает в дополнительном классе 66 часов по 2 часа в неделю. В1 классе 66 часов в год, исходя из 33 учебных недель по 2 часа в неделю. Во втором классе 68 часов по 2 часа в неделю. В 3 и 4 классах по 136 часов по 4 часа в неделю. Содержание рабочей программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует образовательной программе школы.


Ценностные ориентиры содержания курса


 Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

 Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всѐм многообразии еѐ форм.

 Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

 Человечество как многообразие народов, культур, религий, в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.

 Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

 Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.

 Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.

 Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.

 Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

 Эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь являются показателем общей культуры человека

 Начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, умение ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств, для успешного решения коммуникативной задачи.

 Предмет «Развитие речи (окружающий мир)» является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.




ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА


Личностные универсальные учебные действия

У выпускника будут сформированы:

Выпускник получит возможность для формирования:


– внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

– широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы;

– учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

– ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

– способность к оценке своей учебной деятельности;

– основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;

– ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

– знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

– развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;

– установка на здоровый образ жизни;

– основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

– чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.




– внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебнопознавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

– выраженной устойчивой учебнопознавательной мотивации учения;

– устойчивого учебнопознавательного интереса к новым общим способам решения задач;

– адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

– положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

– компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

– морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учѐта позиций партнѐров в общении,

ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

– установки на здоровый образ жизни и реализации еѐ в реальном поведении и поступках;

– осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

– эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.







Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

Выпускник получит возможность научиться:


– принимать и сохранять учебную задачу;

– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

– планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации, в том числе во внутреннем плане;

– учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

– осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

– оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;

– адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

– различать способ и результат действия;

– вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учѐта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках


в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

преобразовывать практическую задачу в познавательную;

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на

уровне произвольного внимания;

самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.



Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

Выпускник получит возможность научиться:


– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;

– осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

– использовать знаковосимволические средства, в том числе модели (включая


осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;


виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;

– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

– строить сообщения в устной и письменной форме;

– ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

– основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

– осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

– осуществлять синтез как составление целого из частей;

– проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

– устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений;

– строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

– обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;

– осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

– устанавливать аналогии;

– владеть рядом общих приѐмов решения задач.




осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;

произвольно и осознанно владеть общими приѐмами решения задач.




Чтение. Работа с текстом (метапредметные результаты)

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

Выпускник научится:

Выпускник получит возможность научиться:


– находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;

– определять тему и главную мысль текста;

– делить тексты на смысловые части, составлять план текста;

– вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;

– сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2—3 существенных признака;

– понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведѐнное утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);

– понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;

– понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нѐм информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;

– использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;

– ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.


использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;

работать с несколькими источниками информации;

сопоставлять информацию, полученную из нескольких




Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

Выпускник научится:

Выпускник получит возможность научиться:


– пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;

– соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;

– формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;

– сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;

– составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.



делать выписки из прочитанных текстов с учѐтом цели их дальнейшего использования;

составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы опрочитанном.


Работа с текстом: оценка информации

Выпускник научится:

Выпускник получит возможность научиться:


– высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;

– оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;

– на основе имеющихся



сопоставлять различные точки зрения;

соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;

в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую)



Формирование ИКТкомпетентности обучающихся (метапредметные результаты)

Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером

Выпускник научится:


– использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорнодвигательного аппарата эргономичные приѐмы работы с компьютером и другими средствами ИКТ; выполнять компенсирующие физические упражнения (минизарядку);

– организовывать систему папок для хранения собственной информации в компьютере.


Технология ввода информации в компьютер: ввод текста, запись звука, изображения, цифровых данных

Выпускник научится:

Выпускник получит возможность научиться


– вводить информацию в компьютер с использованием различных технических средств (фото- и видеокамеры, микрофона и т. д.), сохранять полученную информацию набирать небольшие тексты на родном языке; набирать короткие тексты на иностранном языке, использовать компьютерный перевод отдельных слов;

– рисовать (создавать простые изображения)на графическом


использовать программу распознавания сканированного текста на русском языке.





Общими ориентирами в достижении предметных результатов освоения содержания коррекционного курса

«Развитие речи» выступают:

 сформированность представлений о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета;

 сформированность осознания безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры;

 владение учебными действиями с языковыми единицами и умение их использовать для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;

 сформированность умений опознавать и анализировать основные единицы языка, его грамматические категории, использовать их адекватно ситуации общения;

 сформированность умений анализа текстов;

 сформированность умений работать с разными видами текстов, различая их характерные особенности;

 сформированность умений на практическом уровне создавать тексты разного вида (повествование, описание, рассуждения);

 сформированность умений создавать собственные тексты с опорой на иллюстрации, художественные произведения, личный опыт и др.















СОДЕРЖАНИЕ КУРСА (404ч)





№ п/п

Содержание курса



Количество часов

Рабочая программа по классам

Примерная

программа

Рабочая программа

1

кл.

2 кл.

3 кл.

4 кл.

1

Работа над словом.


91

15

10

31

35

2

Работа над предложением


111

22

26

27

36

3

Работа над связной речью


115

29

13

44

29

4

Слово и предложение


87


19

32

36


Резерв

Итого


404

66

68

136

136



Программа по развитию речи состоит из следующих разделов:

«Работа над словом», «Работа над предложением», «Работа над связной речью».

Работа над всеми разделами ведется параллельно, однако при необходимости учитель может посвятить отдельные уроки работе над словом, над предложением или над связной речью.

Работа над словом. Раздел призван решать следующие задачи:

 формирование понимания слов, обозначающих предметы, признаки,

 качества предметов, действия;

 обогащение и развитие словарного запаса обучающихся как путем

 накопления новых слов, так и за счет развития умения пользоваться

 различными способами словообразования;

 формирование представлений об обобщенном лексико-грамматическом

 значении слова;

 уточнение значений слов;

 развитие лексической системности;

 расширение и закрепление связей слова с другими словами;

 обучение правильному употреблению слов различных морфологических категорий в самостоятельной речи.


Работа над предложением. Основная задача этого раздела - развитие и

совершенствование грамматического оформления речи путем овладения

словосочетаниями различных типов, связью слов в предложении, моделями

различных синтаксических конструкций предложения.

В процессе формирования и закрепления навыка построения

словосочетаний или предложений одновременно уточняются морфологические особенности входящих в него слов (род, число, падеж, вид, время, лицо и т.д.).

Модели (типы) предложений усложняются от класса к классу .


Работа над связной речью. Основные задачи раздела следующие:

 формирование умений анализировать неречевую ситуацию, выявлять

 причинно-следственные, пространственные, временные и другие

 семантические отношения;

 формирование умений планировать содержание связного собственного

 высказывания;

 формирование умений понимать связные высказывания различной

 сложности;

 формирование умений самостоятельно выбирать и адекватно

 использовать языковые средства оформления связного высказывания.


Содержательная линия «Развитие речи»

Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?

Овладение диалогической формой речи.

Овладение нормами речевого этикета в ситуации учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой) в том числе при обращении с помощью средств ИКТ.

Овладедение монологической формой речи.

Работа с текстом.

Создание текстов и корректировка заданных текстов с учетом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование синонимов и антонимов.

Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения, сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение



Планируемые результаты по разделу «Развитие речи»

Выпускник научится:

• оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;

• соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);

• выражать собственное мнение, аргументировать его с учѐтом ситуации общения;

• самостоятельно озаглавливать текст;

• составлять план текста;

• сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.

Выпускник получит возможность научиться:

создавать тексты по предложенному заголовку;

подробно или выборочно пересказывать текст;

пересказывать текст от другого лица;

составлять устный рассказ на определѐнную тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;

анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;

корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;

анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов);

соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (smsсообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).
























Учебно-методическое обеспечение курса по развитию речи

1.Соколова Т.Н. Школа развития речи: Курс «Речь» : Методическое пособие .

2 класс.- М.: Росткнига, 2009.

2. Соколова Т.Н. Школа развития речи: Курс «Речь» : Рабочая тетрадь . 1

часть.2 класс.- М.: Росткнига, 2017.

3. Соколова Т.Н. Школа развития речи: Курс «Речь» :Рабочая тетрадь. 2

часть. 2 класс.- М.: Росткнига, 2017.

4.Линго Т.И. «Игры, ребусы. Загадки для младших школьников.»-

Ярославль: Академия холдинг, 2002 г.

5.Виноградова О.Н. « Дидактический материал по развитию речи в

начальных классах.» -Киев, 1990 г.

6.Вишневская Е.Е. « Развитие речи .» - М.: Просвещение 1990 г.

7.Тарабарина Т.Н. Соколова Е.Н.. « И учеба и игра: русский язык.»-

Ярославль: Академия холдинг, 2002 г.

8. Львов М.Р. «Школа творческого мышления.»- М.:НТПЦ Дидакт, 2003 г.

9.Прищепова И.В. «Речевое развитие младших школьников» КАРО; Санкт-

Петербург,2005г.

10. Петрова Т.И. «Игры и задания по развитию речи.» - М.: «Школьная

пресса», 2008г.

Технические средства обучения

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.

Магнитная доска.

Персональный компьютер с принтером, сканером.

Ксерокс.

Телевизор.

Печатные пособия

Наборы предметных и сюжетных картинок в соответствии с тематикой.

Экранно-звуковые пособия

Аудиозаписи в соответствии с содержанием обучения (в том числе в

цифровой форме).

Интернет-ресурсы

 http://it-n.ru – сеть творческих учителей

 http://school-collection.edu.ru/ - единая коллекция цифровых

образовательных ресурсов

 http://som.fsio.ru/- сетевое сообщество методистов

 http://www.apkpro.ru/content/blogsection/43/577/ - федеральный перечень

учебников, рекомендованных Министерством образования и науки

Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в

общеобразовательных учреждениях

 http://www.lib.ru/ - Электронная библиотека

 http://www.rsl.ru/ - Российская государственная библиотека

 http://www.standart.edu.ru - Новый стандарт общего образования

 http://www.ug.ru – Учительская газета

 //http://www.1september.ru/ru/main-slow.htm - Объединение

педагогических изданий "Первое сентября"

 http://www.school.edu.ru - Российский общеобразовательный портал