«Утверждаю».
Директор:_________/Л.Г. Землянская/
Приказ №_____ от «___»________2018г.
Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. № 1599.
Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 22.12.2015. №4/15.
СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. N 26
Программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 1-4 классы. (Сборник № 1), допущенных Министерством образования Российской Федерации. Москва. ВЛАДОС. 2001г. Под ред. В.В. Воронковой.
Закона «Об образовании в Ростовской области». № 26-ЗС от 14.11.2013.
Приказа Министерства образования и науки Ростовской области от 09.06.2016 № 429 «Об утверждении примерных региональных учебных планов начального общего образования в рамках ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
Учебного плана государственного казённого общеобразовательного учреждения Ростовской области «Колушкинская специальная школа-интернат» на 2018-2019 уч.г.
Адаптированной основной образовательной программы общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГКОУ РО «Колушкинская специальная школа-интернат» 2018-2019 учебный год.
Годового календарного учебного графика ГКОУ РО «Колушкинская специальная школа-интернат» 2018-2019 учебный год.
Расписанием учебных занятий ГКОУ РО «Колушкинская специальная школа-интернат» 2018-2019 учебный год.
Цель: создание условий для исправления дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.
- уточнение и обогащение представлений об окружающей действительности и овладение на этой основе языковыми средствами (слово, предложение, словосочетание);
- формирование первоначальными «дограмматическими» понятиями и развитие коммуникативно-речевых навыков;
- формирование основ навыка полноценного чтения художественных текстов доступных для понимания по структуре и содержанию;
- формирование положительных нравственных качеств и свойств личности.
Урок речевой практики строится на основе темы, выбранной для создания речевой ситуации, в связи с которой из каждого подраздела отбираются и реализуются в пределах урока программные направления.
Речевой материал, подготовленный учителем, должен подчиняться единой теме, определяемой заданной ситуацией. В выполняемых учениками упражнениях последовательно отрабатываются отдельные речевые задания, которые затем реализуются детьми в речевых ситуациях.
Личностные результаты | Достижения личностных результатов |
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину | - сформированность элементарных представлений о правах и обязанностях гражданина России | - сформированность элементарных представлений о правах и обязанностях гражданина России; | - сформированность элементарных представлений о правах и обязанностях гражданина России; | - сформированность элементарных представлений о правах и обязанностях гражданина России; |
| | - способность бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны. | - способность бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны. | - способность бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны. |
| | | - сформированность навыков соблюдения прав и обязанностей гражданина России | - сформированность навыков соблюдения прав и обязанностей гражданина России |
| | | проявление чувства гордости за свою страну; | - проявление чувства гордости за свою страну; |
| | | | - проявление положительного отношения к своему национальному языку и культуре |
| | | | - проявление уважительного отношения к русскому языку как государственному; |
Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении | - адекватная оценка собственного поведения и поведения окружающих; | - умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; | - умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; | - умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; |
| - адекватные представления о собственной внешности; | - адекватная оценка собственного поведения и поведения окружающих; | - адекватная оценка собственного поведения и поведения окружающих; | - адекватная оценка собственного поведения и поведения окружающих; |
| | - адекватные представления о собственной внешности; | - адекватные представления о собственной внешности; | - адекватные представления о собственной внешности; |
| | | - адекватные представления о собственном будущем | - адекватные представления о собственном будущем |
| | | | умение адекватно выбрать взрослого и обратиться к нему за помощью, точно описать возникшую проблему; |
Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия | - способность инициировать и поддерживать коммуникацию со взрослыми | - способность инициировать и поддерживать коммуникацию со взрослыми | - способность инициировать и поддерживать коммуникацию со взрослыми | - способность инициировать и поддерживать коммуникацию со взрослыми |
| - способность применять адекватные способы поведения в разных ситуациях | - способность применять адекватные способы поведения в разных ситуациях | - способность применять адекватные способы поведения в разных ситуациях | - способность применять адекватные способы поведения в разных ситуациях |
| | - способность обращаться за помощью | - способность обращаться за помощью | - способность обращаться за помощью |
| | | - способность инициировать и поддерживать коммуникацию со сверстниками | - способность инициировать и поддерживать коммуникацию со сверстниками |
| | | | - способность применять адекватные способы поведения в разных ситуациях |
| | | | - способность обращаться за помощью |
Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей | - осознание себя в разных социальных ролях: члена семьи, друга, одноклассника и др. | - осознание себя в разных социальных ролях: члена семьи, друга, одноклассника и др. | - осознание себя в разных социальных ролях: члена семьи, друга, одноклассника и др. | |
| - знание особенностей поведения людей, исполняющих различные социальные роли. | - знание особенностей поведения людей, исполняющих различные социальные роли. | - знание особенностей поведения людей, исполняющих различные социальные роли. | - осознание себя в разных социальных ролях: члена семьи, друга, одноклассника и др. |
| | - способность вести себя в соответствии с исполняемой социальной ролью | - способность вести себя в соответствии с исполняемой социальной ролью | - знание особенностей поведения людей, исполняющих различные социальные роли. |
| | | - адекватность реакций на исполнение социальных ролей другими участниками ситуаций. | - способность вести себя в соответствии с исполняемой социальной ролью |
| | | | - адекватность реакций на исполнение социальных ролей другими участниками ситуаций. |
| | | | - знание некоторых общечеловеческих (базовых) ценностей: совесть, счастье, добро, честь, долг, вера, ответственность, достоинство и т.д.; |
Минимальный уровень: | Достаточный уровень: |
1 класс |
-выполнять элементарные задания по словесной инструкции учителя; | -выполнять задания по словесной инструкции; |
-называть предметы и соотносить их с соответствующими картинками; | -называть предметы и действия, соотносить их с соответствующими картинками; |
-употреблять «вежливые» слова при обращении к другим людям; | -внятно выражать просьбы, употреблять «вежливые» слова; |
-правильно здороваться при встрече и прощаться при расставании; | -соблюдать правила речевого этикета при встрече и прощании |
-знать имя и фамилию, имя и отчество учителя, воспитателя, имена ближайших родственников и товарищей по классу; | -уметь сообщить свое имя и фамилию, имена и отчества учителей, воспитателей, имена ближайших родственников, адрес дома; |
-слушать небольшую сказку или рассказ, соотносить картинки с их содержанием. | -уметь рассказать, как можно дойти или доехать до школы; |
2 класс |
- выполнять задания по словесной инструкции, данной учителем; | - выполнять различные задания по словесной инструкции учителя; понимать речь, записанную на магнитофонный носитель; |
- называть предметы и действия, соотносить их с картинками; | - использовать громкую и шепотную речь, менять темп и тон речи по указанию учителя и в зависимости от ситуации; |
- правильно выражать свои просьбы, используя «вежливые» слова; | - участвовать в ролевых играх, внимательно слушать собеседника, задавать вопросы и отвечать; |
- адекватно пользоваться правилами этикета при встрече и прощании; | - правильно выражать свои просьбы, употребляя «вежливые» слова; |
- называть свое имя и свою фамилию, имена и отчества учителя и воспитателя, ближайших родственников; | - здороваться и прощаться, используя соответствующие выражения; |
- участвовать в ролевых играх (пассивно или с ограниченными речевыми средствами); | - называть домашний адрес, имена и отчества учителей и воспитателей, ближайших родственников; |
- называть свою улицу; | - слушать сказку, рассказ; пересказывать их содержание, опираясь на картинно-символический план. |
- слушать сказку или рассказ и уметь отвечать на вопросы с опорой на иллюстративный материал. | |
3 класс |
формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и выражений; | понимание содержания небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений; ответы на вопросы; |
участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями; | понимание содержания детских радио- и телепередач, ответы на вопросы учителя; |
восприятие на слух сказок и рассказов; ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал; | выбор правильных средств интонации с опорой на образец речи учителя и анализ речевой ситуации;
|
выразительное произнесение чистоговорок, коротких стихотворений с опорой на образец чтения учителя; | активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций;
|
участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка;
| высказывание своих просьб и желаний; выполнение речевых действий (приветствия, прощания, извинения и т. п.), используя соответствующие этикетные слова и выражения; |
ответы на вопросы учителя по содержанию прослушанных и/или просмотренных радио- и телепередач. | участие в коллективном составлении рассказа или сказки по темам речевых ситуаций; |
| составление рассказов с опорой на картинный или картинно-символический план. |
4 класс |
Формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и выражений; | Понимание содержания небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений; ответы на вопросы; |
участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями; | понимание содержания детских радио- и телепередач, ответы на вопросы учителя; |
восприятие на слух сказок и рассказов; | выбор правильных средств интонации с опорой на образец речи учителя и анализ речевой ситуации; |
ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал; выразительное произнесение чистоговорок, коротких стихотворений с опорой на образец чтения учителя; | активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций; высказывание своих просьб и желаний; |
участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка; | выполнение речевых действий (приветствия, прощания, извинения и т. п.), используя соответствующие этикетные слова и выражения; |
ответы на вопросы учителя по содержанию прослушанных и/или просмотренных радио- и телепередач. | участие в коллективном составлении рассказа или сказки по темам речевых ситуаций; составление рассказов с опорой на картинный или картинно-символический план. |
4.3. Базовые учебные действия, которыми смогут овладеть обучающиеся I-IV классов:
Личностные учебные действия | Коммуникативные учебные действия | Регулятивные учебные действия: | Познавательные учебные действия |
владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия; | вступать в контакт и работать в коллективе (учитель –ученик, ученик –ученик, ученик –класс, учитель-класс); | ориентироваться в пространстве класса, школы, пользоваться учебной мебелью; | понимать учебную задачу, предъявляемую для индивидуальной и коллективной деятельности; |
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; | использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; | работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место; | понимать и соблюдать последовательность действий; |
принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности; | обращаться за помощью и принимать помощь; | адекватно использовать ритуалы школьного поведения; принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; | выразительно говорить, формировать вопрос к иллюстрации, предложению, слову; |
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; | договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации. | активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия; | слушать рассказ, объяснения учителя и давать им простейшую оценку; |
понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о правилах поведения в современном обществе; | | | осуществлять коллективное описание компонентов объекта. |
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. | | | |
№ | Основные содержательные линии | Кол-во часов | Характеристика основных содержательных линий |
1 | Аудирование и понимание речи | 8 | Выполнение двухчленных инструкций по заданию учителя: сядь за парту и достань книгу, возьми тетради на столе и раздай их, возьми вазу и поставь в нее цветы и т.д. Слушание, запоминание и отчетливое воспроизведение ряда слоговых комплексов (2-3 слога), близких по звучанию и данных в рифмованной форме: жа-жа-жа – есть иголки у ежа; ша-ша-ша – мама моет малыша; тра-тра-тра – мы проспали до утра; тру-тру-тру – со скамейки пыль сотру. Выбор из двух близких по содержанию картин той, которая соответствует услышанному предложению: Шура вытирал пыль. - Шура вытирала пыль; Лена поднималась на горку. - Лена спускалась с горки. Слушание сказок и рассказов в устном изложении учителя, выбор учащимися картинок по мере изложения текста. |
2 | Дикция и выразительность речи | 8 | Игры и упражнения на подвижность и четкость движений органов артикуляционного аппарата. Заучивание чистоговорок с голоса учителя, отчетливое и выразительное их произнесение. Упражнения на развитие речевого дыхания. Пение слоговых цепочек на знакомые мотивы детских песен. Перечисление предметов (2 – 3) на одном выдохе с указанием на эти предметы. Произнесение небольших стихотворений в сопровождении движений. Различение громкой и тихой речи в игре, в специально созданной учителем ситуации. Выбор и использование правильной силы голоса в индивидуальных и хоровых упражнениях. Быстрое и медленное произнесение ряда звуков, слогов и слов. Упражнения в изменении темпа речи в соответствии с заданной ситуацией, типа: бабушка медленно спрашивает: Ты…куда…идешь,… внучка? Внучка быстро отвечает: Я бегу к подружке. Разучивание детских стихотворений, мини-диалогов с последующим их воспроизведением в ролевых играх. |
3 | Общение и его значение в жизни | 8 | «Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству, по фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Ласковые обращения. Грубые и негрубые обращения. Бытовые (неофициальные) обращения к сверстникам, в семье. Именные, бытовые, ласковые обращения. Функциональные обращения (к продавцу, к сотруднику полиции и др.). Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка, тетенька, девушка, мужчина и др.). |
4 | Организация речевого общения | 5 | Базовые формулы речевого общения. Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству, по фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Грубое обращение, нежелательное обращение (по фамилии). Ласковые обращения. Грубые и негрубые обращения. Бытовые (неофициальные) обращения к сверстникам, в семье. Именные, бытовые, ласковые обращения. Функциональные обращения (к продавцу, к сотруднику полиции и др.). Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка, тетенька, девушка, мужчина и др.). Вступление в речевой контакт с незнакомым человеком без обращения («Скажите, пожалуйста...») и т.д. |
5 | Повторение | 4 | Повторение и закрепление изученных тем. |
| Итого: | 33 | |
№ п/п | Основные содержательные линии | Кол-во часов | Характеристика основных содержательных линий |
1 | Аудирование и понимание речи | 8 | Выполнение простых и составных устных инструкций учителя, словесный отчет о выполненных действиях. Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на аудионосители. Чтение и выполнение словесных инструкций, предъявленных в письменном виде. Соотнесение речи и изображения (выбор картинки, соответствующей слову, предложению). Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов, предложений. |
2 | Дикция и выразительность речи | 8 | Развитие артикуляционной моторики. Формирование правильного речевого дыхания. Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в общении. |
3 | Общение и его значение в жизни | 8 | Речевое и неречевое общение. Правила речевого общения. Письменное общение (афиши, реклама, письма, открытки и др.). Условные знаки в общении людей. Общение на расстоянии. Кино, телевидение, радио. Виртуальное общение. Общение в социальных сетях. Влияние речи на мысли, чувства, поступки людей. |
4 | Организация речевого общения | 5 | Базовые формулы речевого общения. Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству, по фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Грубое обращение, нежелательное обращение (по фамилии). Ласковые обращения. Грубые и негрубые обращения. Бытовые (неофициальные) обращения к сверстникам, в семье. Именные, бытовые, ласковые обращения. Функциональные обращения (к продавцу, к сотруднику полиции и др.). Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка, тетенька, девушка, мужчина и др.). Вступление в речевой контакт с незнакомым человеком без обращения («Скажите, пожалуйста...») и т.д. |
5 | Повторение | 4 | Повторение и закрепление изученных тем. |
| Итого: | 33 | |
№ | Основные содержательные линии | Кол - во часов | Характеристика основных содержательных линий |
1 | Аудирование | 8 | Повторение оппозиционных слоговых структур, слов - паронимов, предложений, различных по количеству слов. Слушание коротких сказок и рассказов в исполнении чтецов с мр3 - записи или просмотра видеофильмов. Выполнение словесной инструкции, данной в письменном виде. Включение письменного задания в ролевую ситуацию. |
2 | Общение и его значение в жизни | 8 | Общение с природой. Поведение животных, их повадки, позы. Речевое общение, для чего оно нужно людям. Правила речевого общения. Освоение правил речевого общения. |
3 | Дикция и выразительность речи | 8 | Совершенствование речевого дыхания. Четкое выразительное произнесение чистоговорок, стихотворных диалогов по подражанию. Громкая, тихая, спокойная, шепотная речь. Использование нужной силы голоса в различных ролевых ситуациях. Вежливый тон голоса в разговоре. |
4 | Организация речевого общения | 5 | Работа над лексическими темами. Определение темы ситуации, обсуждение того, что можно сказать по этой теме. Обсуждение и подготовка атрибутов речевой ситуации. Отгадывание загадок, составление загадок с опорой на наглядный материал. Совершенствование умения участвовать в вопросно - ответных диалогах. Составление диалогов типа "вопрос - сообщение". Замена часто повторяющихся слов другими (местоимениями). Фиксация символами каждого предложения в процессе подготовки. |
5 | Культура общения | 5 | Выражение просьбы, извинения. Речевое общение со старшими. Общение с друзьями. Дифференциация речевого поведения в соответствии с ситуацией. Речевое общение с малознакомыми людьми. |
| Итого | 34 | |
№ | Основные содержательные линии | Кол - во часов | Характеристика основных содержательных линий |
1 | Аудирование | 8 | Выполнение простых и составных устных инструкций учителя, словесный отчет о выполненных действиях. Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на аудионосители. Чтение и выполнение словесных инструкций, предъявленных в письменном виде. Соотнесение речи и изображения (выбор картинки, соответствующей слову, предложению). Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов, предложений. Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с аудио-носителей. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ. |
2 | Общение и его значение в жизни | 8 | Речевое и неречевое общение. Правила речевого общения. Письменное общение (афиши, реклама, письма, открытки и др.). Условные знаки в общении людей. Общение на расстоянии. Кино, телевидение, радио». Виртуальное общение. Общение в социальных сетях. Влияние речи на мысли, чувства, поступки людей. |
3 | Дикция и выразительность речи | 8 | Развитие артикуляционной моторики. Формирование правильного речевого дыхания. Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в общении. |
4 | Организация речевого общения | 5 | Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы «Желаю тебе …», «Желаю Вам …», «Я хочу пожелать …». Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона. Поздравительные открытки. Формулы, сопровождающие вручение подарка «Это Вам (тебе)», «Я хочу подарить тебе …» и др. Этикетные и эмоциональные реакции на поздравления и подарки. Одобрение, комплимент. Формулы «Мне очень нравится твой …», «Как хорошо ты …», «Как красиво!» и др. Выявление и расширение представлений по теме речевой ситуации. |
5 | Культура общения | 5 | Актуализация, уточнение и расширение словарного запаса о теме ситуации. Составление предложений по теме ситуации, в том числе ответы на вопросы и формулирование вопросов учителю, одноклассникам. |
| Итого | 34 | |
Проверено « »__________2018 г.
И.О. Зам.директора по УР
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата | Основные виды учебной деятельности | Коррекционная направленность урока | Материально-техническое обеспечение |
| 1 четверть (8ч) |
1-3 | Добро пожаловать! | 3 | 7.09 14.09 21.09 | Игра «Приветствие». Работа с картинками. Моделирование мини-диалогов. Беседа о личных впечатлениях о празднике 1 сентября. | Развитие зрительного восприятия и узнавания; Развитие зрительной памяти и внимания; Развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа. | Учебник, ИКТ, сюжетные картинки, картинке о празднике 1 сентября. |
4-5 | Истории о лете. | 2 | 28.09 5.10 | Отгадывание загадок. Работа по картинкам. Составление рассказов. Беседа о том в какие игры играли летом. | Развитие основных мыслительных операций: -навыков соотносительного анализа; -навыков группировки и классификации. | Сюжетные картинки о лете, ИКТ, учебник, видео о лете. |
6-8 | Три поросенка. | 3 | 12.10 19.10 26.10 | Игра «Звуковое письмо». Разучивание песенки «Три поросенка». Игра «Живые загадки». Рассказывание сказки «Три поросенка». | Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: -развитие навыков адекватного общения. | Учебник, ИКТ, аудио- сказка, сюжетные картинки, видео мультфильма «Три поросенка». |
| 2 четверть (8ч) |
9-11 | Расскажи мне о школе! | 3 | 9.11 16.11 23.11 | Знакомство с темой ситуации: чтение названия темы. Работа по картинкам. Конструирование рассказа. Игра « Угадай где я был». | Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: -развитие навыков адекватного общения. Развитие речи, овладение техникой речи. | ИКТ, учебник, сюжетные картинки о школе, правилах поведения, обучающее видео. |
12 | Повторение. | 1 | 30.11 | Подведение итогов о проделанной работе. Моделирование рассказа каждого ученика. | Коррекция мыслительных операций. | ИКТ, учебник, сюжетные картинки. |
13-15 | Алло! Алло! | 3 | 7.12 14.12 21.12 | Работа по картинкам. Составление рассказа, диалога. Заучивание важных номеров. Конструирование диалога с диспетчером скорой помощи, полиции, пожарной службы. | Развитие речи, овладение техникой речи. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря. | ИКТ, учебник, картинки с номерами служб безопасности, муляж телефона. |
16 | Повторение. | 1 | 28.12 | Подведение итогов о проделанной работе. Разыгрывание диалогов. | Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря. | ИКТ, учебник. |
Проверено « »__________201 г.
И.О. Зам.директора по УР