МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ТУРКМЕНИСТАНА НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ ТУРКМЕНИСТАНА
ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ XI -XII КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ ТУРКМЕНИСТАНА
(с туркменским языком обучения)
Рекомендовано Министерством образования Туркменистана
Составители: Пирлиева Огултувак Курбановна Ходжамедова Тамара Ерденовна Хаджимурадова Галина Чарыевна
Ашхабад-2023
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В эру Возрождения новой эпохи могущественного государства Туркменистан под руководством Президента Сердара Бердымухамедова продолжает неуклонно следовать избранной созидательной внешнеполитической стратегии, базирующейся на принципах позитивного нейтралитета, миролюбия, добрососедства и конструктивного международного сотрудничества. Туркменистан достиг высокого развития в социально-экономической, политической и культурно-духовной жизни. Международный авторитет нашей страны постоянно растет. Дальновидная внутренняя и внешняя политика уважаемого Президента Сердара Бердымухамедова находит понимание на международном уровне. Уважаемый Президент Туркменистана Сердар Бердымухамедов постоянно подчеркивает, что для дальнейшего укрепления экономической мощи страны, повышения его авторитета необходимо подготовить физически и духовно развитых, целеустремленных специалистов с широким мировоззрением, которые всегда будут находиться в курсе достижений образования и науки в мире. Ставя конкретные задачи перед всеми уровнями системы образования по подготовке специалистов, предлагается обучать наравне с родным языком иностранным языкам, опираясь на новые достижения языкознания, применяя при этом инновационные технологии обучения. Указ Президента Туркменистана «О совершенствование системы образования», Закон Туркменистана «Об образовании» (новая редакция) (10.06.2021г.), «Концепция о переходе на двенадцатилетнее общее среднее образование в Туркменистане» (01.03.2013 г. ), «Концепция совершенствования преподавания иностранных языков в Туркменистане» (22.12.2017 г.), «Концепция совершенствования системы цифрового образования в Туркменистане» (15.09.2017 г.), «Государственный образовательный стандарт общеобразовательных учреждений Туркменистана» (2017 г.) предполагают обновление содержания образования, приведение его в соответствие с требованием времени и задачами страны. Требования к качеству знаний вызвали необходимость обновления структуры и содержания всего учебного процесса, создания новых государственных программ и учебников по русскому языку для учащихся средних общеобразовательных школ Туркменистана. В пункте 4 статьи 5 Закона Туркменистана «Об образовании» говорится: «Государство, учитывая растущую глобальную социальную, экологическую и экономическую взаимозависимость, способствует овладению гражданами Туркменистана иностранными языками, включая официальные рабочие языки ООН, в образовательных учреждениях всех типов независимо от их форм собственности. Изучение иностранных языков включается в общеобразовательные и профессиональные образовательные программы в качестве обязательных предметов» С учетом этих положений сформулированы основные цели обучения, которые сводятся к следующему: научить школьников практическому владению русским языком, чтобы они, закончив общеобразовательную школу, могли свободно пользоваться русской речью. в ее устной и письменной форме. Задачи преподавания русского языка в школе состоят в том, чтобы: помочь учащимся овладеть русским языком как средством коммуникации, вооружить их необходимым словарным запасом и умением составлять предложения различных конструкций; дать определенный круг знаний по русской фонетике, лексике, словообразованию, грамматике и стилистике, научить пользоваться усвоенными знаниями, умениями и навыками в речевой практике; пробудить интерес к изучению русского языка, стремление овладеть им; выработать прочные орфоэпические, орфографические и пунктуационные навыки; привить навыки выразительного чтения; обеспечить формирование у учащихся патриотических убеждений, воспитание любви к Родине и готовности к ее защите. Успешное выполнение сложных задач обучения и воспитания молодежи в решающей степени зависит от учителя, его профессионального мастерства, эрудиции и культуры. Учитель должен постоянно совершенствовать свою лингвистическую и методическую подготовку, творчески относиться к делу.
Содержание и структура курса русского языка в XI-XII классах
В данной программе отбор и подача языкового материала осуществляется на основе системнотфункционального комплексного подхода, что призвано обеспечить развитие языковой и речевой компетенции и овладение учащимися коммуникативной деятельности. Такое изложение материала наиболее полно раскрывает значение и функционирование языковых единиц в высказывании, исходя из их текстов, образующих возможностей и стилистических норм языка. В качестве методических принципов обучения выступают: коммуникативная направленность, комплексное овладение всеми видами речевой деятельности и уровнями языковой системы, учет особенностей родного языка, осуществление межпредметных связей, преемственность в обучении. Содержание курса в каждом классе строится однотипно - от текста к его структурным единицам. В XI-XII классах весь учебный материал представлен как интегрированная система, в центре которой находятся тексты различных жанров и стилей: художественного, публицистического и других. Художественные произведения (прозаические, лирические) русских, туркменских писателей и поэтов разных эпох и времен структурируются по литературно-тематическим блокам. Основные положения, составляющие сущность интегрированного изучения русского языка, заключаются в следующем:-при изучении текстов разных жанров продолжается развитие и совершенствование речевой и языковой компетенций; - на основе литературных произведений формируется литературно-речевая компетенция, которая расширяет кругозор учащихся; Основной формой организации учебного процесса являются интегрированные уроки, на которых осуществляется синтез различных знаний (языковых, речевых, литературоведческих). Предтекстовая работа включает в себя серию упражнений, направленных на семантизацию, повторение и закрепление новых слов, выражений, словосочетаний; на особенности произношения и правописания слов, на особенности грамматических форм, специфику употребления конкретных языковых единиц в речи и в художественном тексте. Речевые упражнения, обучают умению выражать собственное отношение к явлениям, фактам, давать им субъективную оценку. Программа для XI-XII классов призвана обеспечить повторение курса русского языка с целью более интенсивного развития устной и письменной речи учащихся. Курс русского языка имеет следующие особенности:
объединены материалы по аспектам русского языка и по объяснительному чтению;
отбор и концентрация языкового и речевого материала осуществляется на ситуативно-тематической основе;
взаимосвязанное и параллельное развитие всех видов речевой деятельности;
активизация устной и письменной речи учащихся.
В XI-XII классах темы для развития речи охватывают все распространенные и важные для учащихся данного возраста речевые ситуации. Наиболее широкими и значимыми являются единые темы, представленные на различных этапах обучения Курс русского языка в каждом классе завершается обобщенным повторением изученного за год,- Программа не определяет темы, подлежащие повторению в конце года. Такое право предоставляется самому учителю, который, исходя из конкретной обстановки, уровня знаний, умений и навыков учащихся, выделяет темы для повторения. Однако всякое повторение должно углублять и расширять знания учащихся и формировать прочные умения и навыки связной русской речи.
XI класс - 68 часов
НЕТ ЗЕМЛИ КРАШЕ, ЧЕМ РОДИНА НАША - 9 часов
Вводная беседа. «Люблю Отчизну я...», Текст «Родина». -1 час
Н. Доризо. «Если Родину ты любишь» - 1 час
А. Чуриев. «Родина моя». - 1 час
К. Гурбаннепесов. «Когда б три жизни за одну...». - 1 час
Языковые знания: Морфология. Понятие о частях речи (повторение).
Н. Байрамов. «Сяхра-гюль». - 1 час
Зелили. «Отчизна моя», А. Яшин. «Твоя Родина». - 2 часа
Языковые знания: Имя существительное. Грамматические признаки имени существительного (повторение).
Родная земля в произведениях туркменских и русских поэтов и писателей -2 часа
X. Нурмурадов. «Капля», А. Алланазаров. «Прощание с теплом», А. Омарова. «Кякелик», «Когда приходит весна», М. М.Пришвин «Поздняя осень» (по выбору учителя).
Языковые знания: Грамматические признаки имени существительного.
Литературные знания: Понятие о лирических произведениях о Родине.
«Я ПОМНЮ ЧУДНОЕ МГНОВЕНЬЕ» - 21 час
Беседа по теме «Я помню чудное мгновенье...». - 1 час
А. С. Пушкин. «Я вас любил». «Я помню чудное мгновенье». - 1 час
Одухотворённость, чистота чувств любви, светлая грусть стихотворений о любви.
Языковые знания: Имя прилагательное. Грамматические признаки имени прилагательного (повторение).
Литературные знания: Лирика. Основные мотивы. Определение понятия «лирическое стихотворение».
Махтумкули. «Менгли», «Твои глаза». - 2 часа
Молланепес. «Я твой верный соловей» - 1 час
Языковые знания: Имя прилагательное. Грамматические признаки имени прилагательного (повторение).
Литературные знания: Тема любви в творчестве Махтумкули и Молланепеса.
Ф. М. Достоевский: Рассказ «Белые ночи» - 2 часа
Языковые знания: Разряды имён прилагательных.
Литературные знания: Тема любви в творчестве Ф. М. Достоевского. Природа в рассказе.
Внеклассное чтение. Зелили. «Разлучён я с милой», «Донди». - 1 час
Ф. Тютчев. «Я встретил вас...».- 1час
А.Блок. «Она стройна и высока...», «Мы встречались с тобой на закате...» (по выбору учителя) -1 час
Сейди. «Хатиджа». - 1 час
Языковые знания: Имя числительное (повторение).
Литературные знания: Понятие о композиции лирического стихотворения.
С. Есенин. Стихотворение «Отговорила роща золотая ...», «Не жалею, не зову, не плачу», «Заметался пожар голубой» - 2 часа
Марина Цветаева. Стихотворения «Моим стихам, написанным так рано», «Мне нравится, что вы больны не мной». - 1 час
К. Симонов. Стихотворение «Жди меня». - 1 час
Краткие сведения о писателе.
Г. Эзизов. «Любовь моя». К. Гурбаннепесов. «Тебе». - 1 час
Языковые знания: Местоимение (повторение).
Литературные знания: Роды и жанры литературы.
В М. Шукшин. Рассказ «Сапожки». - 3 часа
Краткие сведения о писателе. Любовь и проза жизни.
Поэзия чувства: сделать друг другу добро, радость, счастье. Творчество любви.
Языковые знания: Разряды местоимений (повторение).
Литературные знания: Выражение эстетических взглядов писателя в рассказе.
Юрий Казаков. Рассказ «Голубое и зелёное» (в сокращении). - 2 часа
Краткие сведения о писателе.
Первая любовь - огромный сдвиг в душевной жизни человека, когда происходит неожиданное открытие - открытие в себе негаданных способностей: стремление всё сделать для другого человека, всё отдать за его любовь, творение добра себе и другому. Любовь как высшее проявление человечности. Раскрытие особой эстетики любви - видеть в любимом и в жизни больше красоты, быть более чутким к чувствам другого человека.
Языковые знания: Глагол (повторение).
Литературные знания: Особенности повествования в рассказе.
СПОРТ. ВООДУШЕВЛЕНИЕ. ДРУЖБА - 9 часов
Беседа на тему: “Здоровье. Воодушевление. Дружба”.- 1 час
Национальный лидер туркменского народа Гурбангулы Бердымухамедов о спорте.- 2 часа
Произведения о спорте- 2 часа
Н. Добронравов. «Команда молодости нашей».-- 1 час
Л.А Кассиль. «Ход белой королевы»-3 часа
Языковые знания: Наречие. Разряды наречий.
Литературные знания: Многообразие стилей и жанров литературы
ВСЕ РАБОТЫ ХОРОШИ, ВЫБИРАЙ НА ВКУС - 8 часов
Вводная беседа. «Без добрых дел, нет доброго имени». - 1 час
В. Брюсов. «Труд».-1час
М. Зощенко. «Монтёр». - 1 час
Языковые знания: Служебные части речи.
Литературные знания: Понятие сатиры. Юмор.
Юрий Герман. «Дело, которому ты служишь». - 3 часа
Языковые знания: Предлоги. Производные и непроизводные предлоги.
Литературные знания: Понятие об идее произведения.
Работа по картине. Аман Мухаммед. «Интересная книга». - 2 часа
ПОЙМИ ЖИВОЙ ЯЗЫК ПРИРОДЫ - 8 часов
Вводная беседа. «Весна, весна кругом живёт и дышит». - 2 часа
А. Твардовский. «Весенние строчки». «Урожай». - 1 час
Ф. Тютчев «Летний вечер». - 1 час
А. Платонов. Рассказ «Неизвестный цветок». - 2 часа
Языковые знания: Союзы. Разряды союзов, их правописание.
Литературные знания: Понятие об авторской сказке.
Леонид Николаевич Андреев. Рассказ «Кусака». - 2 часа
Чувство сострадания к животным. Бессердечие героев.
Языковые знания: Частицы. Разряды частиц.
Литературные знания: Углубление понятия о сюжете.
НИКТО НЕ ЗАБЫТ, НИЧТО НЕ ЗАБЫТО - 9 часов
Вводная беседа. «Никто не забыт, ничто не забыто». - 1 час В. Распутин. Краткие сведения о писателе. «Живи и помни». - 3 часа О повести В. Распутина. «Живи и помни». Нравственные основы личности человека в трагических условиях войны.
Языковые знания: Междометие. Знаки препинания при междометиях. Литературные знания: Название произведения и концепция писателя.
Внеклассное чтение. К. Симонов. «Майор привёз мальчишку на лафете». -1 час Анна Ахматова. Стихотворения «Клятва», «Песня мира». - 1 час Языковые знания: Повторение по теме морфология.
Литературные знания: Величие подвига рядового солдата. Проблема гуманизма в стихотворении.
Работа по картине: Якуба Аннанурова «Никто не забыт». - 2 часа
А. Атабаев «Встреча», Б. Окуджава «До свиданья, мальчики», Р. Гамзатов
«Журавли». -1 час
Языковые знания: Повторение пройденного.
Итого - 68 часов, из них: да изучение - 58 часов; внеклассное чтение - 2 часа; работы по картине - 4 часа; контрольные работы - 4 часа;
XII класс - 68 часов
КРАЙ ТЫ МОЙ, РОДИМЫЙ КРАЙ...- 14 часов
Гурбангулы Бердымухамедов. «Край родной, Туркменистан» - 2 часа
Махтумкули. «Будущее Туркмении» - 2 часа
А.К.Толстой. Стихотворение «Край ты мой, родимый край...» -1 час
Внеклассное чтение: Махтумкули. «Гурген», «Горы в тумане» -1 час
Языковые знания: Фонетика (повторение). Фонетический разбор.
Литературные знания: Патриотическая лирика.
Б. Васильев. Повесть «Не стреляйте в белых лебедей» (отрывки)
- 3 часа
К.Г.Паустовский. «Тихая моя Родина» (отрывок из статьи К.Г. Паустовского «Заметки о живописи») - 1 час
Языковые знания: Лексика (повторение). Значение слова. Однозначные и многозначные слова. Синонимы. Антонимы. Паронимы. Омонимы.
Фразеологизмы, (повторение) Лексико-грамматический разбор.
Литературные знания: Воспевание в произведениях туркменских и русских
писателей и поэтов своей Родины.
С. Сеиди. «Пустыня моя»- 2 часа
М.Пришвин. Рассказы о природе («Осенние листики», «Последние цветы», «Листопад» по выбору) - 2 часа
Языковые знания: Состав слова. Основа слова. Окончание. Корень. Приставка. Суффикс (повторение).
Литературные знания: Литературные жанры.
О ЛЮБВИ, О ДРУЖБЕ, О КРАСОТЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДУШИ - 12 часов
Гурбангулы Бердымухамедов, «Смысл моей жизни» (глава «Духовно-нравственная школа нации»)- 2 часа
А. С. Пушкин. «Евгений Онегин» (письмо Татьяны Лариной Евгению Онегину, письмо Евгения Онегина Татьяне Лариной)- 3 часа
Д.С.Лихачёв. «Молодость - это вся жизнь» (глава из книги «Земля родная»)- 2 часа
Махтумкули. «Кто ты», «Поражен тобой» - 2 часа
А. С. Грин. Рассказ «Зеленая лампа» - 2 часа
Внеклассное чтение: Стихи и песни о самом важном: о любви, о дружбе, о красоте. (Б. Окуджава, В. В. Высоцкий, Ю. И. Визбор и др.) -1 час
Языковые знания: Морфология. Части речи (повторение) Морфологический разбор слов и словосочетаний.
Литературные знания: Понятие об онегинской строфе.
СМЕХ - ДЕЛО СЕРЬЁЗНОЕ - 12 часов
А. П. Чехов. Рассказ «Лошадиная фамилия». - 2 часа
М. Е. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»- 3часа
Языковые знания: Орфография. Правописание слов с чередующимися гласными в корнях. Правописание приставок. Правописание слов с ъ и ь знаками.
Литературные знания: Понятие о гротеске.
Внеклассное чтение. А. П. Чехов. Рассказ «Толстый и тонкий». -1 час
А.Каушутов. Рассказ «Женитьба Елли Одэ» - 2 часа
М. Зощенко. Рассказ «Галоша». - 2 часа
Языковые знания: Простое предложение (повторение).
Туркменская сказка. Голубая птица. - 2 часа
Языковые знания: Простое предложение (повторение). Разряды простых предложений.
Литературные знания: Понятие о сатире и юморе.
ПУТЕШЕСТВИЯ, ФАНТАСТИКА, ПРИКЛЮЧЕНИЯ - 8 часов
М. Цветаева. «Книга в красном переплёте».-1 час
В.Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро»- 2 часа
Д. Дефо. Роман «Робинзон Крузо».- 3 часа
Сергей Абрамов. Рассказ «Приключения на Лесной улице»-2часа
Языковые знания: Сложное предложение. Разряды сложных предложений (повторение).
Литературные знания: Отличие повести от рассказа.
ВСЕ ПРОФЕССИИ НУЖНЫ, ВСЕ ПРОФЕССИИ ВАЖНЫ -10 часов
Беседа о профессиях. Ирина Ершова. «Тысячи профессий». - 2 часа
Н. Байрамов. «Отцовские руки». - 1 час
Алексей Моторов. «Юные годы медбрата Паровозова» (отрывок) - 3 часа
А. С. Пушкин. Повесть «Гробовщик». - 2 часа
Татьяна Левина. «Все профессии важны» - 1 час
Р. Рождественский. «О мастерах» - 1 час
Языковые знания: Чужая речь и её виды. Предложения с прямой речью и знаки препинания в них. Диалог.
Литературные знания: Литературные жанры (повторение). Возвеличивание поэтом роли мастера.
VI. МЫ ЗА ЦЕНОЙ НЕ ПОСТОИМ - 8 часов
Толстой. Рассказ*«Русский характер».- 2 часа
Языковые знания: Косвенная речь. Замена прямой речи косвенной.
Литературные знания: Сюжет и композиция произведения (повторение).
Стихи и песни о войне. Б. Окуджава «Мы за ценой не постоим», К. Курбаннепесов. «Мать военных лет», «Старый солдат»,
Р. Рождественский. «Я сегодня до зари встану», Б. Худайназаров. «Воспоминания». 2 часа
Астафьев. Повесть «Где-то гремит война» - 2 часа
Языковые знания: Текст. Синтаксис текста (повторение). Смысловые типы текстов (повествование, описание, рассуждение).
Литературные знания: Сюжет и композиция произведения (повторение).
Гурбангулы Бердымухамедов. Стихотворение «Пусть будет бесконечным мир»-1 час
Внеклассное чтение: О. Бергольц. «Ленинградская тетрадь». - 1 час
Языковые знания: Повторение пройденного.
Итого - 68 часов, из них: на изучение - 60 часов;
внеклассное чтение - 4 часа; контрольные работы - 4 часа.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ XI-XII КЛАССОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
По окончании старших классов ученики должны знать и уметь:
АУДИРОВАНИЕ
Понимать и воспроизводить прослушанную информацию, сообщения, тексты, переданные различными носителями (радио, телевидение, собеседники) на различные темы.
Определять характер прослушанной информации (беседа, реклама, инструкция, сообщение).
Адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринимаемого зрительно или на слух.
Владеть различными видами аудирования: выборочным, детальным, ознакомительным.
Передавать в устной форме содержание прочитанного или прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с ситуацией речевого общения.
Излагать в письменной форме содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, тезисов, конспекта, аннотации.
ГОВОРЕНИЕ
Находить изученные пунктограммы и уметь обосновывать постановку знаков препинания.
Владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог- побуждение, диалог - обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога); нормами речевого поведения в типичных ситуациях общения.
Разъяснять значение слов, выделенных графически в рамках в учебнике, и правильно употреблять их.
Соблюдать правила орфоэпии.
Передавать в устной форме содержание прочитанного или прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с ситуацией речевого общения.
Создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы в соответствии с целями и ситуацией общения; письменные высказывания разной коммуникативной направленности с использованием разных функционально-смысловых типов речи и их комбинаций.
Отбирать и систематизировать материал на определенную тему; осуществлять поиск, анализ, преобразование информации, извлеченной из различных источников, представлять и передавать ее с учетом заданных условий общения.
ЧТЕНИЕ
Правильно, выразительно и бегло читать и понимать тексты различного характера и степени сложности.
Уметь использовать нужные словари (читать и понимать словарные статьи).
Анализировать прочитанный текст в соответствии с заданием.
Определять стиль прочитанного текста (разговорный, художественный, научный).
Находить конкретную информацию по заданной теме из различных источников.
Правильно, выразительно и бегло читать и понимать тексты различного характера и степени сложности.
Владеть различными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим), приёмами работы с учебной книгой и другими информационными источниками.
Делить текст на смысловые части, осуществлять информационную переработку текста, передавая её содержание в виде плана (простого, сложного, тезисного), конспекта, аннотации, схемы, таблицы.
IV. ПИСЬМО
Правильно ставить знаки препинания в предложениях с различными типами связи, обосновывать постановку знаков препинания. Ставить запятую между частями сложносочинённого предложения, между главными и придаточными предложениями в составе сложного, знаки препинания в бессоюзном сложном предложении, в сложном предложении с различными видами связи.
Готовить доклад на историко-литературную тему по одному источнику.
Определять микротемы текста, составлять тезисы, сжатый вариант текста, различные диалоги по тексту.
Знать орфографические и пунктуационные правила.
Правильно выбирать формы слов в словосочетании и предложении, использовать в устной и письменной речи простые и сложные предложения различных типов и видов, цитаты в виде прямой и косвенной речи.
Соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.).
Оценивать чужие и собственные речевые высказывания с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям, языковым нормам. Исправлять речевые недостатки, редактировать текст.
Писать заявление, автобиографио..
Требования к знаниям, умениям и навыкам
По окончании школы учащиеся должны:
иметь предусмотренные образовательным минимумом знания о фонетической, лексической и грамматической системах русского языка, о тексте и стилях речи;
владеть читательскими умениями, достаточными для продуктивной самостоятельной работы с литературой разных стилей и жанров;
уметь передавать содержание прочитанного близко к тексту, сжато, выборочно, с изменением последовательности содержания, с выделением элементов, отражающих идейный смысл произведения, с выражением собственных суждений о прочитанном, - в устной и письменной формах;
владеть орфографической, пунктуационной, речевой грамотностью в объёме, достаточном для свободного пользования русским языком в учебных и иных целях в устной и письменной формах; производить фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, речеведческий, разбор, анализ художественного текста;
пользоваться языковыми средствами точной передачи мысли при построении научно-учебного, научно-популярного высказывания, правильно употребляя термины, обеспечивая простоту и ясность предложений, структурную четкость высказывания;
участвовать в диспуте, дискуссии, диалоге;