Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Заборьевская средняя школа Демидовского
района Смоленской области
«Утверждаю»: директор школы __________ Т.Г.Кузнецова "30 " августа 2018 г. |
Принято на заседании педагогического совета школы. Протокол №1 от " 30 "августа 2018 г. |
5 – 9 класс
Учитель Жаворонкова Елена Викторовна.
д.Заборье
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся в основной образовательной программе основного общего образования предусматривается внеурочная деятельность.
Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение воспитательных, личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения. Внеурочная деятельность даёт возможность вовлечь ребят в системную исследовательскую, проектную деятельность, охватывающую большой объём предметного материала, ориентированную на формирование в первую очередь личностных результатов школьников – создание ситуации творческого саморазвития.
Программа внеурочной деятельности «Листая книжные страницы» направлена на формирование ключевых компетентностей обучающихся. Она решает следующие задачи: раскрывает личные качества детей, выявляет индивидуальные особенности каждого ученика, повышает уровень обученности, укрепляет эстетически, способствует повышению интереса к изучаемому предмету, позволяет добиваться творческого удовлетворения каждого ребёнка, помогает в подготовке выпускников к сдаче ОГЭ, их успешной социализации.
Основная часть
Программа предназначена для обучающихся 5 - 9 классов.
В 5 классе – 34ч.
В 6 классе – 34ч.
В 7 классе – 34ч.
В 8 классе – 34ч.
В 9 классе – 34ч.
Занятия проводятся в форме лекций, бесед, конкурсов, практикумов. В каждом занятии прослеживается три этапа: теоретический, игровой, практический. Внеурочная деятельность позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учетом возрастных особенностей, его способностей, более полно удовлетворить познавательные и жизненные интересы обучающихся, что предопределяет следующие особенности его работы:
создание открытых, проблемных, познавательных ситуаций;
большая часть времени отводится для самостоятельной поисковой, творческой работы обучающихся,;
в ходе работы на занятиях по внеурочной деятельности актуализируется ранее изученный материал;
формируются навыки исследовательской деятельности.
Цели реализации программы:
- углубленное знакомство обучающихся, с литературой и книгой,
- обеспечение литературного развития школьников,
- раскрытие перед детьми мира нравственно-эстетических ценностей и духовной
культуры, накопленных предыдущими поколениями,
- выработка художественного вкуса,
- формирование культуры чувств, общения.
Цели программы достигаются в результате решения следующих задач:
- развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
- учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
- формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать воображение обучающихся, ассоциативное мышление, развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный слух;
- формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному чтению, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
- обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
- формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
- обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;
- обеспечивать развитие речи обучающихся и активно формировать навыки чтения и речевые умения;
- работать с различными типами текстов;
- создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений.
Ведущие принципы программы внеурочной деятельности
«Листая книжные страницы».
Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения, и поэтому в круг чтения вошли преимущественно художественные тексты. Внимание детей привлекается к тому, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребенке собственное отношение к действительности. Этот принцип предполагает активное установление связей между всеми другими видами искусства.
Литературоведческий принцип реализуется при анализе литературного произведения, выдвигает на первый план художественный образ. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается им как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи. Литературоведческий принцип находит свое выражение и в том, что программа охватывает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения (в отрывках). При анализе произведения этот принцип нацеливает на обогащение учеников представлениями о проблематике.
Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры обучающихся, на формирование и развитие у школьников речевых навыков, главным из которых является навык чтении как вид речевой деятельности.
Ценностные ориентиры
формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе;
развитие умения к самообразованию и самовоспитанию, развитие широких познавательных интересов и любознательности, мотивов познания и творчества;
формирование способности к организации своей учебной деятельности (планированию, контролю, оценке);
развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности
формирование самоуважения, готовности открыто выражать свою позицию, критичности к своим поступкам и умение адекватно их оценивать.
Основной стратегией обучения является личностно-ориентированный подход, ставящий в центр учебно-воспитательного процесса личность школьника, учёт его способностей, возможностей, склонностей и потребностей. Развитие и воспитание у школьников понимания важности изучения литературы формирует такие качества как ответственность, взаимопомощь, взаимовыручка, любознательность коллективизм. Способствует развитию коммуникативных навыков, умению эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблем. В работе используются здоровьесберегающие и игровые технологии, технологии коммуникативного и проектного обучения.
Основные методы обучения: исследовательский, обьяснительно-иллюстративный, наглядный, практический, поисковый. В программу внесены различные формы занятий: наблюдение, сюжетно-ролевые игры, мини проекты, групповые дискуссии, практикумы. Коллективно или в группах обучающихся работают над творческими проектами, составляют памятки, участвуют в конкурсах, праздниках. При проведении занятий используются следующие формы работы: групповая, фронтальная, индивидуальная.
Формы диагностики учета результатов освоения программы
Обучающиеся проводят исследовательскую и проектную работу по выбранным темам, выполняют практические работы, составляют тематические презентации, Всё это позволяет реально сформировать у школьников соответствующие компетенции, проявлять творческие способности, умение планировать свое время. Для выявления результативности работы используются такие методы как , анкетирование, проведение диагностических исследований, успешность участия в конкурсах различных уровней, которые проверяют сформированность специальных умений, навыков и личностные качества обучающихся, их положительную динамику.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
При освоении данной программы обучающихся должны достигнуть следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
понимание литературы как одной из основных национально- культурных ценностей русского народа; определяющей роли литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;
осознание эстетической ценности литературы; уважительное отношение к родному языку, потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
достаточный объем словарного запаса и усвоенных лексических, фразеологических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
сформированность интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы)
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
уметь организовать свою учебную деятельность: определять цель исследовательской, творческой деятельности (индивидуальной и коллективной), ставить задачи, планировать, определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы; оценивать достигнутые результаты;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой.
Познавательные УУД:
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
овладеть составляющими исследовательской и проектной деятельности: ставить вопросы, наблюдать, делать выводы и заключения, объяснять, доказывать, защищать свое мнение;
уметь работать со справочной литературой;
в случае обнаружения отличий при сравнении результатов с заданным эталоном осуществлять контроль и коррекцию.
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя);
умение адекватно использовать грамотную речь для диалога и аргументировать свою точку зрения;
умение слушать и вступать в дискуссии, участвовать в коллективном обсуждении проблем; в группе сверстников строить продуктивное взаимодействие.
Предметные результаты
понимание места литературы в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
проведение различных видов анализа текста;
овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии;
осознание эстетической функции литературы
Ожидаемые результаты (ключевые и общепредметные компетенции).
Ученик должен «уметь»:
искать:
опрашивать окружение;
консультироваться у учителя;
получать информацию;
думать:
устанавливать взаимосвязи между прошлыми и настоящими событиями;
критически относиться к тому или иному высказыванию, предложению;
уметь противостоять неуверенности и сложности;
занимать позицию в дискуссиях и вырабатывать свое собственное мнение;
оценивать произведения искусства и литературы;
сотрудничать:
уметь работать в группе;
принимать решения;
улаживать разногласия и конфликты;
договариваться; разрабатывать и выполнять взятые на себя обязанности;
приниматься за дело:
включаться в группу или коллектив и внести свой вклад;
доказать солидарность; организовать свою работу;
адаптироваться:
использовать новые технологии информации и коммуникации;
стойко противостоять трудностям; находить новые решения.
Из этого следует, что обучающиеся должны проявить способность мобилизовать полученные ранее знания, использовать практический опыт взрослых, проявить способность доказывать (обосновывать свою точку зрения), суметь организовать взаимосвязь прошлых и настоящих знаний в решении конкретной ситуации, т. е. пользоваться приобретенными ранее компетенциями. Знания, полученные таким образом, оказываются более прочными и качественными.
Представленная в программе система работы позволяет осуществить внедрение новых технологий, нестандартных форм работы во внеурочной деятельности, развить речь учащихся, повысить учебную мотивацию детей и, главное, воспитать грамотного читателя. Использование компьютерных и мультимедийных технологий значительно повысит эффективность работы по воспитанию интереса к книге, к чтению.
Сроки и этапы реализации программы, ориентация на конечный результат:
Данная программа реализуется в течение 5 лет во внеурочной деятельности. В конце каждого учебного года проводится диагностирование в виде тестов, анкетирования
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. «Где, что, как и почему?»
Расширение сведений о пособиях в помощь юному читателю. Обобщение сведений о книгах-справочниках, особенностях энциклопедических публикаций. Обучение умению находить в большом потоке информации интересующую информацию. Организация и проведение книжных выставок в школьной библиотеке.
2. Книги о ребятах и их делах.
А.Гайдар «Тимур и его команда». Работа с текстом: выборочный пересказ, устное иллюстрирование. Пересказ отрывка прочитанного произведения. Выставка книг А.П.Гайдара. Н.Носов «Витя Малеев в школе и дома», «Приключения Толи Клюквина», «Дневник Коли Синицына». Детальный анализ произведений. В.Катаев «Белеет парус одинокий» Л.А.Кассиль «Кондуит и Швамбрания», А.Н.Рыбаков «Кортик», «Бронзовая птица», «Выстрел», В.А.Каверин «Два капитана»,
3. Книги о животных.
Эрнст Сетон-Томпсон. Рассказы о животных. «ДОМИНО. История одного черно-бурого лиса», Г.Н.Троепольский «Белый Бим Черное Ухо», Б.С.Житков. Сборник «Рассказы о животных», Д.Лондон «Белый клык», Д.Смит «Сто один далматинец»
4. Произведения о долге и храбрости.
"Рассказ о долге" Константин Федин, Д.Пантелеев «Честное слово», Б.Л.Васильев. «Завтра была война». Составление характеристики героя по его поступкам и жизненным ситуациям. Выставка книг о долге и храбрости,
5. Мир путешествий и приключений.
Кир Булычёв «Девочка с Земли», «Новые приключения Алисы, Ж.Верн «Дети капитана Гранта», «Двадцать тысяч лье под водой», «Таинственный остров», Ф.Купер «Зверобой», «Следопыт», «Последний из могикан»,
М.Рид «Оцеола, вождь семинолов», «Всадник без головы», Р.Сабатини «Одиссея капитана Блада», В.Скотт «Айвенго», «Квентин Дорвард» Р.Грин. «Приключения короля Артура и рыцарей Круглого стола», М.Зощенко. Рассказы.
6. «Книги о Родине и патриотах».
Б.Л.Васильев «В списках не значился» Е.Я. Ильина «Четвёртая высота» Л.Пантелеев «Повесть о настоящем человеке», А.В.Митяев «Ветры Куликова поля», С. Алексеев «Рассказы о Кутузове», Е.А. Ганул «Города России»
7. Мир детства на страницах зарубежной литературы.
Упорядочение и систематизация доступного круга чтения по теме. Составление заданий по данным произведениям (вопросы, кроссворды, ребусы, пиктограммы и т.д. ) Р.Киплинг «Маугли» О.Генри «Вождь краснокожих», Р.Стивенсон «Остров сокровищ», М.Твен «Принц и нищий»
8. «Современные писатели - детям»
В. Голявкин Рассказы для детей, Е.Велтисов «Мальчик из чемодана», «Миллион и один день каникул»
В. Медведев «Баранкин, будь человеком». Знакомство с широким кругом современных писателей, с тематикой их творчества. Анализ произведений. Выбор отрывка, пересказ от своего имени. Составление вопросов по данным произведениям. Оформление выставки книг. В.К. Железников «Чучело».
9. Подготовка и участие в массовых мероприятиях. Проводящихся в школьной библиотеке
10. Подготовка и участие в конкурсе юных чтецов «Живая классика»
11. Участие в «Неделе детской книги»
12. Самопрезентация «Книга, которую советую вам прочитать»
Тематическое планирование занятий
по программе «Листая книжные страницы»
5 класс |
№ | Тема | Предлагаемая к использованию литература | Основное содержание работы | Индивидуальная работа с детской книгой | Групповая работа с детской книгой |
1 | «Где, что, как и почему?» Экскурсия в школьную библиотеку | Выставка «Книги для вашего чтения» | Знакомство с хранилищем книг | Работа с выставкой книг. | Учимся искать книги на библиотечных стеллажах |
2 | Книги о ребятах и их делах. | А.Гайдар «Тимур и его команда». | Работа с текстом: выборочный пересказ, устное иллюстрирование. | Пересказ отрывка прочитанного произведения | .Подобрать книги и оформить выставку книг А.П.Гайдара. |
3 | Книги о животных. | Эрнст Сетон-Томпсон. Рассказы о животных. «ДОМИНО. История одного черно-бурого лиса». | Работа с текстом. Анализ эпизодов. | Пересказ понравившегося эпизода. Составление викторины по тексту. | Подбор иллюстраций к произведению |
4 | Произведения о долге и храбрости. | "Рассказ о долге" Константин Федин | Составление характеристики героя по его поступкам и. | Найти и принести книги с произведениями о долге и храбрости. | Выставка книг о долге и храбрости. |
5 | Мир путешествий и приключений. | М. Зощенко «Великие путешественники» | Составление плана пересказа. | Пересказ текста от третьего лица. | Приёмы создания юмористического эпизода. |
6 | «Книги о Родине и патриотах». | А.В.Митяев «Ветры Куликова поля» | Анализ содержания произведения. | Подготовить сообщения о героях Куликовской битвы | Создание презентации книги |
7 | Мир детства на страницах зарубежной литературы. | Р.Киплинг «Маугли» | Работа с текстом, пересказ отдельных глав | Сравнить содержание произведения с содержанием мультипликационного фильма | Просмотр мультфильма. |
8 | «Современные писатели - детям» | В. Голявкин Рассказы для детей | Выразительное чтение рассказов. | Чтение по ролям | .Подбор материала для сообщения об авторе и его произведениях |
9 | Диагностирование читательского кругозора | Мониторинг достижений обучающихся. | | Составление индивидуального списка летнего чтения по итогам тестирования. | |
Тематическое планирование занятий
по программе «Листая книжные страницы»
6 класс |
№ | Тема | Предлагаемая к использованию литература | Основное содержание работы | Индивидуальная работа с детской книгой | Групповая работа с детской книгой |
1 | «Где, что, как и почему?» Экскурсия в школьную библиотеку | Выставка «Книги для вашего чтения» | Знакомство с хранилищем книг | Работа с выставкой книг. | Учимся пользоваться систематическим каталогом |
2 | Книги о ребятах и их делах. | Н.Носов «Витя Малеев в школе и дома», | Работа с текстом: выборочный пересказ, самостоятельное иллюстрирование. | Чтение наизусть отрывка прочитанного произведения | .Подобрать книги и оформить выставку книг н.Носова. Дать выставке название. |
3 | Книги о животных. | Д.Смит «Сто один далматинец» | Работа с текстом. Анализ эпизодов. | Пересказ понравившегося эпизода. Составление викторины по тексту. | Просмотр эпизодов из одноимённого фильма |
4 | Произведения о долге и храбрости. | Д.Пантелеев «Честное слово» | Составление характеристики героя по его поступкам и жизненным ситуациям. | Сообщения о долге и храбрости с опорой на прочитанный текст | Сделать записи в читательском дневнике |
5 | Мир путешествий и приключений. | Кир Булычёв «Девочка с Земли», | Анализ текста.Викторина.. | Характеристика главной героини | Просмотр мульмфильма «Тайна третьей планеты» |
6 | «Книги о Родине и патриотах». | С. Алексеев «Рассказы о Кутузове» | Работа с текстом, сведения об авторе произведения. Эмоциональная окрашенность произведения | Подготовить сообщение о Кутузове. | Подобрать материал для тематической презентации |
7 | Мир детства на страницах зарубежной литературы. | О.Генри «Вождь краснокожих» | Деление произведения на смысловые части. Находить в произведении понравившиеся отрывки. | Пересказ произведения близко к тексту | Просмотр отрывков из одноимённого кинофльма, иллюстрирующих любимые эпизоды |
8 | «Современные писатели - детям» | В. Медведев «Баранкин, будь человеком». | Анализ произведения. Выбор отрывка, пересказ от своего имени. | Составление вопросов по данному произведению. | Оформление выставки книг. |
9 | Диагностирование читательского кругозора | Мониторинг достижений обучающихся. | | Составление индивидуального списка летнего чтения по итогам тестирования. | Диагностирование читательского кругозора |
Тематическое планирование занятий
по программе «Листая книжные страницы»
7 класс |
№ | Тема | Предлагаемая к использованию литература | Основное содержание работы | Индивидуальная работа с детской книгой | Групповая работа с детской книгой |
1 | «Где, что, как и почему?» Экскурсия в школьную библиотеку | Выставка «Книги для вашего чтения» | Знакомство с хранилищем книг | Работа с выставкой книг. | Учимся вести записи о прочитанном |
2 | Книги о ребятах и их делах. | В.А.Каверин «Два капитана» | Работа с текстом, характеристика героя. Положительный и отрицательный персонажи. | Создание презентации по жизни и творчеству писателя. | Прослушивание музыкальных тем по мотивам произведения, просмотр эпизодов из кинофильма |
3 | Книги о животных. | Г.Н.Троепольский «Белый Бим Черное Ухо» | Работа с текстом, выразительное чтение эпизодов. | Создание презентации о прирученном животном | Просмотр и анализ презентаций |
4 | «Книги о Родине и патриотах». | Л.Пантелеев «Повесть о настоящем человеке» | Анализ текста | Характеристика персонажа. | Работа с текстом |
5 | «Книги о Родине и патриотах». | Л.Пантелеев «Повесть о настоящем человеке» | Анализ текста | Сообщение о прототипе главного героя | Сделать записи в дневник чтения |
6 | Мир путешествий и приключений. | Ж.Верн «Дети капитана Гранта» | Работа с текстом | Подготовить краткий рассказ о приключениях героев | Прослушивание музыки и просмотр наиболее захватывающих эпизодов из фильма |
7 | Мир детства на страницах зарубежной литературы. | М.Твен «Принц и нищий» | Анализ приключений главных героев произведения | Подготовить презентацию книги | Анализ и оценка умения коротко, понятно, интересно рассказать о прочитанной книге. |
8 | «Современные писатели - детям» | В.К. Железников «Чучело» | Анализ произведения. Выбор отрывка, пересказ от своего имени. | Заучивание наизусть и выразительное чтение наиболее ярких эпизодов | Конкурс выразительного чтения наизусть |
9 | Диагностирование читательского кругозора | Мониторинг достижений обучающихся. | | Составление индивидуального списка летнего чтения по итогам тестирования. | Диагностирование читательского кругозора |
Тематическое планирование занятий
по программе «Листая книжные страницы»
8 класс |
№ | Тема | Предлагаемая к использованию литература | Основное содержание работы | Индивидуальная работа с детской книгой | Групповая работа с детской книгой |
1 | «Где, что, как и почему?» Экскурсия в школьную библиотеку | Выставка «Книги для вашего чтения» | Знакомство с хранилищем книг | Работа с выставкой книг. | Расширение сведений о пособиях в помощь юному читателю. Обобщение сведений о книгах-справочниках, особенностях энциклопедических публикаций. Обучение умению находить в большом потоке информации интересующую информацию |
2 | Книги о ребятах и их делах. | Л.А.Кассиль «Кондуит и Швамбрания» | Работа с текстом: выборочный пересказ, устное иллюстрирование | . Пересказ отрывка прочитанного произведения. | Выставка книг |
3 | Книги о животных. | Д.Лондон «Белый клык» | Работа с текстом, выразительное чтение эпизодов. | Подбор видеоматериалов о взаимоотношениях человека и животных | Подбор книг по данной теме, оформление выставки |
4 | Произведения о долге и храбрости. | Б.Л.Васильев «Завтра была война» | Детальный анализ произведения. | Презентация повести | Сделать записи в дневник чтения |
5 | Мир путешествий и приключений. | Ф.Купер «Зверобой», «Следопыт», «Последний из могикан», | Пересказ содержания произведения | Составление заданий по данным произведениям (вопросы, кроссворды, ребусы, | Упорядочение и систематизация доступного круга чтения по теме. |
6 | Мир путешествий и приключений. | Р.Сабатини «Одиссея капитана Блада» | Пересказ содержания произведения | Составление заданий по данным произведениям (вопросы, кроссворды, ребусы, | Упорядочение и систематизация доступного круга чтения по теме. |
7 | Мир путешествий и приключений. | В.Скотт «Айвенго» | Пересказ содержания произведения | Составление заданий по данным произведениям (вопросы, кроссворды, ребусы, | Упорядочение и систематизация доступного круга чтения по теме. |
8 | «Книги о Родине и патриотах». | Е.Я. Ильина «Четвёртая высота» | Работа с текстом | Составление синквейна | Записи в дневник чтения |
9 | «Книги о Родине и патриотах». | Б.Л.Васильев «В списках не значился» | Работа с текстом | Составление синквейна | Записи в дневник чтения |
10 | «Книги о Родине и патриотах». | Е.А. Ганул «Города России» | Знакомство с книгой, её презентация | Подготовить сообщения о прочитанном | Самооценка своих выступлений |
11 | «Современные писатели - детям» | Книги современных писателей по выбору | Знакомство с широким кругом современных писателей, с тематикой их творчества. | Анализ произведений. Выбор отрывка, пересказ от своего имени. | Составление вопросов по данным произведениям. |
12 | Самопрезентация «Книга, которую советую вам прочитать» | Произведение на выбор | Просмотр презентаций любимых произведений | | |
13 | Диагностирование читательского кругозора | Мониторинг достижений обучающихся. | Викторина по прочитанным произведениям | Составление индивидуального списка летнего чтения по итогам тестирования. | Диагностирование читательского кругозора |
Тематическое планирование занятий
по программе «Листая книжные страницы»
9 класс |
№ | Тема | Предлагаемая к использованию литература | Основное содержание работы | Индивидуальная работа с детской книгой | Групповая работа с детской книгой |
1 | «Где, что, как и почему?» Экскурсия в школьную библиотеку | Выставка «Книги для вашего чтения» | Знакомство с хранилищем книг | Работа с выставкой книг. | Расширение сведений о пособиях в помощь юному читателю. Обобщение сведений о книгах-справочниках, особенностях энциклопедических публикаций. Обучение умению находить в большом потоке информации интересующую информацию |
2 | Книги о ребятах и их делах. | Л.А.Кассиль «Кондуит и Швамбрания» | Работа с текстом: выборочный пересказ, устное иллюстрирование | . Пересказ отрывка прочитанного произведения. | Выставка книг |
3 | Книги о животных. | Д.Лондон «Белый клык» | Работа с текстом, выразительное чтение эпизодов. | Подбор видеоматериалов о взаимоотношениях человека и животных | Подбор книг по данной теме, оформление выставки |
4 | Произведения о долге и храбрости. | Б.Л.Васильев «Завтра была война» | Детальный анализ произведения. | Презентация повести | Сделать записи в дневник чтения |
5 | Мир путешествий и приключений. | Ф.Купер «Зверобой», «Следопыт», «Последний из могикан», | Пересказ содержания произведения | Составление заданий по данным произведениям (вопросы, кроссворды, ребусы, | Упорядочение и систематизация доступного круга чтения по теме. |
6 | Мир путешествий и приключений. | Р.Сабатини «Одиссея капитана Блада» | Пересказ содержания произведения | Составление заданий по данным произведениям (вопросы, кроссворды, ребусы, | Упорядочение и систематизация доступного круга чтения по теме. |
7 | Мир путешествий и приключений. | В.Скотт «Айвенго» | Пересказ содержания произведения | Составление заданий по данным произведениям (вопросы, кроссворды, ребусы, | Упорядочение и систематизация доступного круга чтения по теме. |
8 | «Книги о Родине и патриотах». | Е.Я. Ильина «Четвёртая высота» | Работа с текстом | Составление синквейна | Записи в дневник чтения |
9 | «Книги о Родине и патриотах». | Б.Л.Васильев «В списках не значился» | Работа с текстом | Составление синквейна | Записи в дневник чтения |
10 | «Книги о Родине и патриотах». | Е.А. Ганул «Города России» | Знакомство с книгой, её презентация | Подготовить сообщения о прочитанном | Самооценка своих выступлений |
11 | «Современные писатели - детям» | Книги современных писателей по выбору | Знакомство с широким кругом современных писателей, с тематикой их творчества. | Анализ произведений. Выбор отрывка, пересказ от своего имени. | Составление вопросов по данным произведениям. |
12 | Самопрезентация «Книга, которую советую вам прочитать» | Произведение на выбор | Просмотр презентаций любимых произведений | | |
13 | Диагностирование читательского кругозора | Мониторинг достижений обучающихся. | Викторина по прочитанным произведениям | Составление индивидуального списка летнего чтения по итогам тестирования. | Диагностирование читательского кругозора |