СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по внеурочной деятельности "Логика и комбинаторика", 1-4 классы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Логика и комбинаторика» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,  на основе авторской программы «STEM - образование детей дошкольного и младшего школьного возраста» (авторы: Волосовец Т.В., Аверин С.А., Маркова В.А.), авторской модульной  программы «СТЕМ – образование для детей дошкольного и младшего школьного возраста» модуль «Логика и комбинаторика» доктора психологических наук, кандидата педагогических наук, профессора М.А. Романовой.

     Мышление — это творческий, познавательный процесс, обобщенно и опосредованно отражающий отношения предметов и явлений, законы объективного мира. Хорошее логическое мышление развивает способность рассуждать.  В учении  и в жизни устойчивый успех только у того, кто делает точные выводы, действует разумно, мыслит последовательно, рассуждает непротиворечиво.

Просмотр содержимого документа
«Программа по внеурочной деятельности "Логика и комбинаторика", 1-4 классы»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Начальная школа – детский сад № 16 г. Алзамай»





Утверждена приказом директора


МКОУ «Школа – сад № 16 г. Алзамай»


приказ № __ от ________г





Рабочая программа по внеурочной деятельности


«Логика и комбинаторика»


(направление: общеинтеллектуальное)

срок реализации 4 года








Составитель:

Белая В.А.

учитель начальных классов




Алзамай, 2021


Структура программы

  1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности.

  2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм, организации и видов деятельности.

  3. Тематическое планирование.

























Рабочая программа по внеурочной деятельности «Логика и комбинаторика» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе авторской программы «STEM - образование детей дошкольного и младшего школьного возраста» (авторы: Волосовец Т.В., Аверин С.А., Маркова В.А.), авторской модульной программы «СТЕМ – образование для детей дошкольного и младшего школьного возраста» модуль «Логика и комбинаторика» доктора психологических наук, кандидата педагогических наук, профессора М.А. Романовой.

     Мышление — это творческий, познавательный процесс, обобщенно и опосредованно отражающий отношения предметов и явлений, законы объективного мира. Хорошее логическое мышление развивает способность рассуждать.  В учении  и в жизни устойчивый успех только у того, кто делает точные выводы, действует разумно, мыслит последовательно, рассуждает непротиворечиво.

     Практика показала, что дети, регулярно решающие логические и комбинаторные задачи, точнее рассуждают, легче делают выводы, успешнее и быстрее справляются с задачами по разным учебным предметам.     Способность мыслить последовательно, по законам логики, умение сочетать мысли по определенным правилам, складываются благодаря обучению в школе. Но не сами собой, а в ответ на усилия ребенка. Эти качества необходимы всегда, когда нужно что-то оценить или обсудить, что-то с чем-то сопоставить и кого-то с кем-то рассудить.


Логическое мышление не является врождённым, поэтому его можно и нужно развивать. Для успешного обучения в среднем звене, понимания учебного материала у учащихся должны быть сформированы три составляющих мышления:

1.Высокий уровень элементарных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, выделение существенного, классификация и др.

2.Высокий уровень активности, раскованности мышления, проявляющийся в продуцировании большого количества различных гипотез, идей, возникновении нескольких вариантов решения проблемы.

3.Высокий уровень организованности и целенаправленности, проявляющийся в ориентации на выделение существенного в явлениях, в использовании обобщённых схем анализа явления.


Организационно – педагогические условия

Рабочая программа рассчитана на 4 года обучения. 1академический час в неделю в 1,2,3, 4 классах. В 1 классе 33 учебные недели, во 2,3, 4 классах – 34 учебные недели. Всего за 4 года 135 час.


Цель: развитие и совершенствование познавательных процессов (внимания, восприятия, воображения, различных видов памяти, мышления) и формирование ключевых компетенций обучающихся.

Задачи:

-Создать условия для развития у детей познавательных интересов, формирование стремления ребенка к размышлению и поиску.

-Обеспечить становление у детей развитых форм сознания и самосознания.

-Обучить приемам поисковой и творческой деятельности.

-Развитие комплекса свойств личности, которые входят в понятие «творческие способности».

-Сформировать представление о математике как форме описания и методе познания окружающего мира.


  1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности


Личностные результаты

У обучающегося будут сформированы:

  • начальные (элементарные) представления о самостоятельности и личной ответственности в процессе обучения математике;

  • начальные представления о математических способах познания мира;

  • начальные представления о целостности окружающего мира;

  • понимание смысла выполнения самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности (начальный этап) и того, что успех в учебной деятельности в значительной мере зависит от него самого;

  • проявление мотивации учебно-познавательной деятельности и личностного смысла учения, которые базируются на необходимости постоянного расширения знаний для решения новых учебных задач и на интересе к учебному предмету математика;

  • освоение положительного и позитивного стиля общения со сверстниками и взрослыми в школе и дома;

  • понимание и принятие элементарных правил работы в группе: проявлять доброжелательное отношение к сверстникам, стремиться прислушиваться к мнению одноклассников и пр.;

  • начальные представления об основах гражданской идентичности (через систему определенных заданий и упражнений);

  • приобщение к семейным ценностям, понимание необходимости бережного отношения к природе, к своему здоровью и здоровью других людей.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • основ внутренней позиции школьника с положительным отношением к школе, к учебной деятельности (проявлять положительное отношение к учебному предмету «Математика», отвечать на вопросы учителя (учебника), участвовать в беседах и дискуссиях, различных видах деятельности, осознавать суть новой социальной роли ученика, принимать нормы и правила школьной жизни, ответственно относиться к урокам математики (ежедневно быть готовым к уроку), бережно относиться к учебнику и рабочей тетради);

  • учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новых учебных и практических задач;

  • способности к самооценке результатов своей учебной деятельности.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

Обучающийся научится:

  • понимать и принимать учебную задачу, поставленную учителем, на разных этапах обучения;

  • понимать и применять предложенные учителем способы решения учебной задачи;

  • принимать план действий для решения несложных учебных задач и следовать ему;

  • выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме;

  • осознавать результат учебных действий, описывать результаты действий, используя математическую терминологию;

  • осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • понимать, принимать и сохранять различные учебно-познавательные задачи; составлять план действий для решения несложных учебных задач, проговаривая последовательность выполнения действий;

  • выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме;

  • фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворенность/ неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью смайликов, разноцветных фишек и прочих средств, предложенных учителем), адекватно относиться к своим успехам и неуспехам, стремиться к улучшению результата на основе познавательной и личностной рефлексии.

Познавательные УУД:

Обучающийся научится:

  • понимать и строить простые модели (в форме схематических рисунков) математических понятий и использовать их при решении текстовых задач;

  • понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.);

  • проводить сравнение объектов с целью выделения их различных, различать существенные и несущественные признаки;

  • определять закономерность следования объектов и использовать ее для выполнения задания;

  • выбирать основания классификации объектов и проводить их классификацию (разбиение объектов на группы) по заданному или установленному признаку;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей;

  • иметь начальное представление о базовых межпредметных понятиях: число, величина, геометрическая фигура;

  • находить и читать информацию, представленную разными способами (учебник, справочник, аудио и видео материалы и др.);

  • выделять из предложенного текста (рисунка) информацию по заданному условию, дополнять ею текст задачи с недостающими данными, составлять по ней текстовые задачи с разными вопросами и решать их;

  • находить и отбирать из разных источников информацию по заданной теме.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • понимать и выполнять несложные обобщения и использовать их для получения новых знаний;

  • устанавливать математические отношения между объектами и группами объектов (практически и мысленно), фиксировать это в устной форме, используя особенности математической речи (точность и краткость) и на построенных моделях;

  • применять полученные знания в измененных условиях;

  • объяснять найденные способы действий при решении новых учебных задач и находить способы их решения (в простейших случаях);

  • выделять из предложенного текста информацию по заданному условию;

  • систематизировать собранную в результате расширенного поиска информацию и представлять ее в предложенной форме.

Коммуникативные УУД:

Обучающийся научится:

  • задавать вопросы и отвечать на вопросы партнера;

  • воспринимать и обсуждать различные точки зрения и подходы к выполнению задания, оценивать их;

  • уважительно вести диалог с товарищами;

  • принимать участие в работе в паре и в группе с одноклассниками: определять общие цели работы, намечать способы их достижения, распределять роли в совместной деятельности, анализировать ход и результаты проделанной работы под руководством учителя;

  • понимать и принимать элементарные правила работы в группе: проявлять доброжелательное отношение к сверстникам, стремиться прислушиваться к мнению одноклассников и пр.;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимную помощь.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • применять математические знания и математическую терминологию при изложении своего мнения и предлагаемых способов действий;

  • включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем, проявлять инициативу и активности, в стремлении высказываться;

  • слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

  • интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться;

  • аргументировано выражать свое мнение;

  • совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, проекта;

  • оказывать помощь товарищу в случаях затруднений;

  • признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;

  • употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.


1-2 год обучения


Обучающиеся должны знать:

  • знать и различать понятия – «единица измерения величины», «измерение величины», «числовое значение величины»;

  • знать объекты обладающие свойством «иметь длину»;

  • знать величины –масса, время, длина, ширина, высота, объем, время, скорость и др.

  • знать нестандартные методы решения различных математических задач;

  • знать основные свойства геометрических фигур разных типов;

  • знать логические приемы, применяемые при решении задач;

  • знать алгоритм быстрого устного счета в пределах 20, 100.



          Обучающиеся должны уметь:


  • использовать знакомые геометрические фигуры для конструирования различных моделей и аппликаций, научиться работать с геометрической мозаикой,

  • рассуждать при решении логических задач, задач на смекалку, задач на эрудицию и интуицию;

  • систематизировать данные в виде таблиц при решении задач, при составлении математических кроссвордов, шарад и ребусов; 

  • применять прямое измерение без инструментов и приборов с помощью отвлеченной мерки;

  • решать задачи на поиск недостающих предметов путём применения зрительного и мыслительного анализа;

  • анализировать, проверять правильность вывода;

  • сравнивать, анализировать, выработать умение правильно пользоваться карандашом и линейкой.




3-4 год обучения

Обучающиеся должны знать:


      • Обширный материал, который был пройден в прошлые годы.

      • Знать основные понятия – «классы и разряды», «дроби», «доли», «Таблица Пифагора».

      • Знать и различать объемные геометрические тела и геометрические тела на плоскости.

      • Знать свойства чисел, множество натуральных чисел.



Обучающиеся должны уметь:

      • Проводить исследование, сравнивать и доказывать правильность выполнения задания;

      • Читать, записывать, сравнивать дроби;

      • Находить долю числа и число по его доли;

      • Определять дробь от числа и число по его дроби;

      • Выполнять внетабличное сложение и вычитание в пределах 1000;

      • Находить информацию по заданному основанию;

      • Понимать информацию, представленную в разных видах - словесную, в виде таблицы, диаграммы.

           


  1. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности


Содержание учебных занятий

 1-2 год обучения


Название раздела

Кол-во часов

Характеристика основных содержательных линий

1


Введение. Общее понятие о логике и комбинаторике.

1 ч

Знакомство с основными понятиями курса внеурочной деятельности.

 

2

Геометрическое этюды

8 ч

Геометрическое исследование, конструирование, преобразование и комбинирование фигур, изображение фигур на чертеже, умение выполнять в необходимых случаях измерения.

Графические диктанты. Выявление закономерности расположения предметов и фигур.




4

Волшебная величина


10 ч

Наложение, одновременное помещение предметов в каждую руку или чаши весов, помещение объемного тела внутрь полого для сравнения объемов.

Измерение без инструментов и приборов с помощью отвлеченной мерки.

Задания на развитие памяти, мышления, логики, внимания.


5

Мир чисел

Живой счет


7 ч


Формирование сознательного счета и прочных вычислительных навыков. Развитие комбинаторного мышления. Упрощение числовых выражений.

Задачи-шутки, решение задач на материале сказок.

Выбор рациональных способов сложения и вычитания в пределах 20. Комбинаторные задания, связанные с вычислительными приемами сложения и вычитания в пределах 20. Состав чисел в пределах 20.

Быстрый счет в пределах 20.

Искусство счета в пределах 20.



6

Калейдоскоп информации


7 ч +/- 1 ч

 Задания на развитие памяти, мышления, логики, внимания.









 

Итого

33-34 ч

 













 

 Содержание учебных занятий

 3-4 год обучения


Название раздела

Кол-во часов

Характеристика основных содержательных линий

1


Введение. Общее понятие о логике и комбинаторике.

1 ч

Первоначальное знакомство с изучаемым материалом. Повторение изученного материала, пройденного в прошлые годы. Знакомство с основными видами математических задач.

 


Геометрические этюды


10 ч


Геометрическое исследование, конструирование, преобразование и комбинирование фигур, изображение фигур на чертеже, умение выполнять в необходимых случаях измерения.

Объёмные фигуры, фигуры на плоскости. Построение фигур. Пересечение фигур. Чтение графической информации.


2

Волшебная величина

Прямое измерение без инструментов и приборов с помощью отвлеченной мерки. Прямое измерение с помощью инструментов.

Задания на развитие памяти, мышления, логики, внимания.

3

Мир чисел

Живой счет


10 ч


Числа, свойства чисел, множество натуральных чисел, натуральный ряд чисел, система счета. Галерея числовых диковинок. Как вели миллион. Сравнение чисел. Доли и дроби.

Формирование сознательного счета и прочных вычислительных навыков. Развитие комбинаторного мышления. Упрощение числовых выражений. Таблица Пифагора и арифметические курьезы.

Решение логических задач.

Быстрый счет в пределах 100, 1000.

Искусство счета в пределах 100, 1000.



4

Калейдоскоп информации


7 ч

 Таблицы, диаграммы (столбчатые, круговые, фигурные), графические изображения, линейные графики. Графики, числовые и координаторные лучи, закономерности и вероятность событий.


Задания на развитие памяти, мышления, логики, внимания.










 

Итого

34 ч

 













 


Формы организации и виды деятельности

Формы организации занятий

    • Занятие

    • Игра

    • Индивидуальная работа

    • Групповая работа

    • Беседа

Нестандартные:

Предусмотрены как теоретические - рассказ учителя, беседа с детьми, рассказы детей, показ учителем способа действия,- так и практические занятия: рисование, создание аппликаций из геометрических фигур, конкурсов, диагностических заданий.

Механизм отслеживания результатов представлен:

■ Контрольными уроками;

■ Индивидуальными и групповыми просмотрами снятых работ;

■ Анализом эскизов, рисунков, творческих работ.

Формой подведения итогов реализации программы внеурочной деятельности является участие в фестивалях, смотрах, конкурсах.









  1. Тематическое планирование


 1 год обучения

№ п/п

Тема занятия

Всего часов

в том числе

теория

практика




1.

Введение. Общее понятие о логике и комбинаторике

1

1


Геометрические этюды (8ч)


2-3

Геометрические фигуры

2

1

1

4-5

Аппликация из геометрических фигур

2

0,5

1,5

6-7

Геометрическая мозаика (конструирование)

2

0,5

1,5

8-9

Волшебная «Симметрия»

2

0,5

1,5

Волшебная величина (10ч)


10

Знакомство с величиной - длина

1

1


11-12

Единицы длины

2

1

1

13

Знакомство с величиной – масса

1

1


14-15

Единицы массы

2

1

1

16

Знакомство с величиной – время.

1

1


17-18

Единицы времени

2

1

1

19

Обобщение «Клуб веселых величин»

1


1


Мир чисел. Живой счет. (7ч)




20

Магия Чисел

2

1

1

22

Думай, считай, отгадывай

1


1

24

Искусство счета в пределах 10

1

1

1

25

Быстрый счет в пределах 10

1


1

26

Интеллектуальный марафон «Мир чисел»

1


1

Калейдоскоп информации (7ч)


27

Игра «Запутанные маршруты»

1


1

28

Клуб веселых математиков

1

0,5

0,5

29

Графический диктант.

1


1

30

Решение комбинаторных  задач.

1


1

31

Затейные задачи

1


1

32

Игра «Танграмм»

1

0,5

0,5

33

Разгадывание арифметических ребусов





Итого

33 часа








2 год обучения

№ п/п

Тема занятия

Всего часов

в том числе

теория

практика




1.

Введение. Общее понятие о логике и комбинаторике

1

1


Геометрические этюды (8ч)


2

Пространство и равномерность

2

1

1

4

Конструирование

2

0,5

1,5

6

«Семь раз отмерь, один раз отрежь»

2

0,5

1,5

8

Симметрия

2

0,5

1,5

Волшебная величина (10ч)


10

Знакомство с величиной - длина

1

1


11

Практическая работа № 1. «Измерение длины»

1


1

12

Знакомство с величиной – масса

1

1


13

Практическая работа №2 «Измерение массы»

1


1

14

Знакомство с величиной – время.

1

1


15

Практическая работа №3 – «Определяем время»

1


1

16

Знакомство с величиной – объем.

1

1


17

Практическая работа №4 «Измерение объема»

1


1

18

Знакомство с величиной – площадь.

1

1


19

Практическая работа № 5 «Измерение площади»

1


1


Мир чисел. Живой счет. (7ч)




20

Задачи - шутки

2

1

1

22

Задачи в сказках

1


1

24

Искусство счета в пределах 20

1

1

1

25

Быстрый счет в пределах 20

1


1

26

Математическая викторина

1


1

Калейдоскоп информации (7ч)


27

Нестандартные задачи.

1


1

28

Головоломки.

1

0,5

0,5

29

Графический диктант.

1


1

30

Решение комбинаторных  задач.

1


1

31

Решение логических задач.

2


2

32

Знакомство с правилами заполнения магических квадратов.

1

0,5

0,5

33

Разгадывание арифметических ребусов





Итого

34 часа





3 год обучения

№ п/п

Тема занятия

Всего часов

в том числе

теория

практика




1.

Введение.

1

1


Геометрические этюды (10ч)


2

Видимые и невидимые поверхности геометрических тел

2

1

1

3-4

Пересечение фигур

2

1

1

5-6

Чтение графической информации

2

0,5

1,5

7

Пересечение лучей

1

0,5

0,5

8

Пересечение отрезков

1

0,5

0,5

9

Окружность. Круг. Шар.

1

0,5

0,5

10-11

Построение окружности по определенным условиям

2

0,5

1,5

Волшебная величина (6 ч)


12

Единицы длины. Километр.

1

0,5

0,5

13

Решение задач по теме: «Единицы длины»

1


1

14

Единицы массы.

1

0,5

0,5

15

Решение задач по теме: «Единицы массы»

1


1

16

Единицы времени.

1

0,5

0,5

17

Решение задач по теме: «Единицы времени»

1


1


Мир чисел. Живой счет. (10ч)




18-19

Множество натуральных чисел

2

0,5

1,5

20-21

Классы и разряды чисел

2

0,5

1,5

22-23

Галерея числовых диковинок

2

0,5

1,5

24-25

Удивительное сравнение чисел

2

0,5

1,5

26-27

Искусство счета в пределах 1000.

2

0,5

1,5

28-29

Счет десятками, сотнями

2

0,5

1,5

Калейдоскоп информации (7ч)


30-31

Таблицы

2

0,5

1,5

32-33

Диаграммы

2

0,5

1,5

34

Математический марафон «Знаю всё».

1


1







Итого

34 часа





4 год обучения



№ п/п

Тема занятия

Всего часов

в том числе

теория

практика




1

Введение.

1

1


Геометрические этюды (10ч)


2

Шар. Круг как сечение шара

1

0,5

0,5

3

Окружность как граница круг

1

0,5

0,5

4

Радиус окружности

1

0,5

0,5

5

Построение окружностей по определённым условиям

1

0,5

0,5

6

Цилиндр – тело вращения

1

0,5

0,5

7

Конус – тело вращения

1

0,5

0,5

8

Шар – тело вращения

1

0,5

0,5

9

Усечённый конус

1

0,5

0,5

10

Параллелепипед и пирамида

1

0,5

0,5

11

Чтение графической информации

1

0,5

0,5

Волшебная величина (6 ч)


12-13

Измерение величин без инструментов

2

0,5

1,5

14-15

Измерение величин с помощью отвлеченной мерки

2

1

1

16-17

Урок – практикум «Измерение величин»

2


2


Мир чисел. Живой счет. (10ч)




18

Числовые выражения

1

0,5

1,5

19 -20

Упрощение числовых выражений

2

0,5

1,5

21

Классы и разряды чисел

1

0,5

0,5

22

Миллион

1

0,5

0,5

23-24

Доли и дроби

2

0,5

1,5

25-26

Искусство счета в пределах 1000, 10000000

2

0,5

1,5

27

Счет десятками, сотнями, тысячами.

1


1

Калейдоскоп информации (7ч)


28

Столбчатые диаграммы

1

0,5

0,5

29

Круговые диаграммы

1


1

30

Фигурные диаграммы

1


1

31

Пропорции и отношения

1

0,5

0,5

32

Числовые и координаторные лучи

1

0,5

0,5

33

Закономерность и вероятность событий

1

0,5

0,5

34

Урок – практикум «Презентация диаграмм»

1


1







Итого

34 часа