СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по внеурочной деятельности "Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

На занятиях этого кружка создаются проекты мультимедийной продукции: тесты, кроссворды, презентации о жизни и творчестве писателей и поэтов.

Просмотр содержимого документа
«Программа по внеурочной деятельности "Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы"»

Рабочая программа

по внеурочной деятельности


«Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы»







Пояснительная записка

Курс обучения рассчитан на год. Возрастная группа детей, для которой предназначена программа - учащиеся 6-7 классов общеобразовательных школ.

Объём занятий - 34 часов. Занятия проводятся один раз в неделю по одному часу. Основные формы занятий: теоретическая, практическая. Полученные теоретические знания закрепляются большим количеством разнообразных практических упражнений и выполнением творческих проектов.

По типологической классификации, программа относится к экспериментальным - первый год находится в процессе апробации. По уровню дополнительного образования программа относится к профессиональным, т.к. предполагает получение учащимися профессиональных навыков и умений, которые будут востребованы в их дальнейшей жизни.

  • По направлению деятельности -исследовательская,

  • по уровню освоения - углубленная,

  • по уровню деятельности - продуктивная,

  • по целевому обеспечению индивидуальных потребностей развития личности - профессионально-прикладная,

  • по основной направленности - прикладная.


Цель: знакомство с разными видами компьютерной продукции и создание мультимедийных материалов по русскому языку и литературе.

Задачи:

Обучающие:

  • Познакомить с разными компьютерными программами (Power Point, Excel, Movie Maker) и способами работы с ними

  • Создать мультимедийную продукцию, как-то: тесты, кроссворды, презентации о жизни и творчестве писателей и поэтов, звуковые лингвистические сказки, заочные экскурсии

Развивающие:

  • Развивать познавательные способности учащихся в области филологии

  • Способность воспринимать учебный предмет в прикладном плане

  • Художественно-творческие способности

  • Умение осознанно использовать ИКТ для создания материала, который в дальнейшем может использоваться на уроках

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к урокам русского языка и литературы

  • Потребность расширять кругозор в изучаемой области


Обоснование содержания

В учебном процессе всё большее распространение получают практико-ориентированные задания, развивающие креативные способности учащихся, умение применять полученные знания на практике. Особенно продуктивным является метод проекта, в реализации которого учащиеся создают готовый продукт, который может быть использован на уроках и во внеурочной деятельности.

Хорошо усваиваются правила русского языка, как бы «пропущенные» через себя. Такая возможность появляется у учащихся, когда они переводят полученные знания в схемы, алгоритмы рассуждения, опорные конспекты, лингвистические сказки.

Повышают интерес к урокам кроссворды, игры, тесты. Они не только проверяют знания учащихся, но и помогают систематизировать изученное, когда ребята подключаются к созданию таких работ.

Без сомнения, современная жизнь предъявляет к человеку требования уметь грамотно представить результаты своей работы в виде презентации. Такие умения потребуются учащимся и в вузе, и в других учебных заведениях, и на работе. На занятиях по литературе часто учащиеся выступают с сообщениями о биографии того или иного писателя. Правильно оформить работу, представить её в виде изобразительного ряда – неотъемлемая часть современного учебного процесса. Кроме того, рассказ о биографии писателя может быть оформлен и в виде фильма.

Мы давно привыкли к письменной интерпретации лирического текста. Но насколько интереснее, более творчески проходит работа, когда интерпретация стихотворения создаётся в виде фильма или диафильма. С такими навыками работы также знакомит предложенный курс.


Принципы

  • Учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей

  • Самоопределение подростков в выборе содержания деятельности в рамках занятий

  • Наглядность работы, демонстрация процесса обучения


Методы и приёмы

  • Активные: работа с книгой, с интернет-ресурсами, научной литературой, компьютером

  • Пассивные: рассказ, объяснение, демонстрация

  • Объяснительно-иллюстративный

  • Репродуктивный

  • Эвристический


Требования к знаниям, умениям, навыкам учащихся

В ходе занятий учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками:

  • Знать основы работы в программах Excel, Power Point, Movie Maker

  • Уметь работать со словарями, справочной литературой, художественной и научной литературой

  • Уметь находить необходимые сведения в Интернете

  • Уметь создавать кроссворд, тест, игру в программах Excel и Power Point

  • Уметь создавать заочные экскурсии



Условия реализации программы

Для успешной реализации программы необходимы:

  • Компьютер и интерактивная приставка

  • Художественная, справочная и научная литература по изучаемым темам



Учебно-тематический план


Содержание курса

Тема 1: Инструктаж по ТБ (1 час)

Техника безопасности, правила поведения в компьютерном классе, права и обязанности учащихся в компьютерном классе. Порядок работы.


Тема 2: Информационные технологии на службе учителя и ученика (1 час)

Рассказ о работе факультатива. Демонстрация проектных работ учащихся прошлых лет с использование ИКТ.

Обсуждение достоинств и недостатков работ.


Тема 3: Лингвистическая сказка (4 часа)

Что такое лингвистическая сказка. Чтение примеров лингвистических сказок. Создание авторских лингвистических сказок. Озвучивание работ, создание иллюстративного материала. Создание анимации в программах Power Point и Movie Maker.


Тема 4:Тест, игра, кроссворд (5 часов)

Знакомство с особенностями теста, игры, кроссворда. Просмотр и обсуждение разных видов работ. Создание теста, сценария игры, кроссворда. Анимирование данных работ в программе Power Point.


Тема 5: Презентация на литературную тему (3 часа)

Выбор темы для презентации. Написание реферативной работы на литературную тему. Знакомство с правилами презентования работы. Написание сценария презентации. Подбор иллюстративного материала. Создание презентации в программе Power Point.



Тема 6: Интерпретация лирического произведения( 6 часов)

Анализ стихотворения. Создание изобразительного ряда. Подбор музыкального сопровождения. Озвучивание фильма. Работа над выразительным чтением стихотворения. Создание проекта в программе Power Point и Movie Maker.


Тема7:Заочная экскурсия (7 часов)

Выбор темы для заочной экскурсии. Подбор текстового материала. Создание сценария экскурсии. Подбор иллюстративного материала. Озвучивание фильма. Создание фильма в программе Movie Maker.


Тема 8: Телепередача о русском языке (4 часов)

Знакомство с передачами «Радионяня». Выбор тем для телепередачи. Написание сценария. Репетиция телепередачи. Запись клипа.


Тема 9: Телепередача о литературе (4 часов)

Выбор тем для телепередачи. Написание сценария. Репетиция телепередачи. Запись клипа.


Использованная литература:


Практически направленные работы фестиваля педагогических идей «Открытый урок» и фестиваля ученических проектных работ «Портфолио»

Так как курс практикоориентированный, то специальной литературы не требует.