Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы»
Пояснительная записка
Курс обучения рассчитан на год. Возрастная группа детей, для которой предназначена программа - учащиеся 6-7 классов общеобразовательных школ.
Объём занятий - 34 часов. Занятия проводятся один раз в неделю по одному часу. Основные формы занятий: теоретическая, практическая. Полученные теоретические знания закрепляются большим количеством разнообразных практических упражнений и выполнением творческих проектов.
По типологической классификации, программа относится к экспериментальным - первый год находится в процессе апробации. По уровню дополнительного образования программа относится к профессиональным, т.к. предполагает получение учащимися профессиональных навыков и умений, которые будут востребованы в их дальнейшей жизни.
По направлению деятельности -исследовательская,
по уровню освоения - углубленная,
по уровню деятельности - продуктивная,
по целевому обеспечению индивидуальных потребностей развития личности - профессионально-прикладная,
по основной направленности - прикладная.
Цель: знакомство с разными видами компьютерной продукции и создание мультимедийных материалов по русскому языку и литературе.
Задачи:
Обучающие:
Познакомить с разными компьютерными программами (Power Point, Excel, Movie Maker) и способами работы с ними
Создать мультимедийную продукцию, как-то: тесты, кроссворды, презентации о жизни и творчестве писателей и поэтов, звуковые лингвистические сказки, заочные экскурсии
Развивающие:
Развивать познавательные способности учащихся в области филологии
Способность воспринимать учебный предмет в прикладном плане
Художественно-творческие способности
Умение осознанно использовать ИКТ для создания материала, который в дальнейшем может использоваться на уроках
Воспитательные:
Обоснование содержания
В учебном процессе всё большее распространение получают практико-ориентированные задания, развивающие креативные способности учащихся, умение применять полученные знания на практике. Особенно продуктивным является метод проекта, в реализации которого учащиеся создают готовый продукт, который может быть использован на уроках и во внеурочной деятельности.
Хорошо усваиваются правила русского языка, как бы «пропущенные» через себя. Такая возможность появляется у учащихся, когда они переводят полученные знания в схемы, алгоритмы рассуждения, опорные конспекты, лингвистические сказки.
Повышают интерес к урокам кроссворды, игры, тесты. Они не только проверяют знания учащихся, но и помогают систематизировать изученное, когда ребята подключаются к созданию таких работ.
Без сомнения, современная жизнь предъявляет к человеку требования уметь грамотно представить результаты своей работы в виде презентации. Такие умения потребуются учащимся и в вузе, и в других учебных заведениях, и на работе. На занятиях по литературе часто учащиеся выступают с сообщениями о биографии того или иного писателя. Правильно оформить работу, представить её в виде изобразительного ряда – неотъемлемая часть современного учебного процесса. Кроме того, рассказ о биографии писателя может быть оформлен и в виде фильма.
Мы давно привыкли к письменной интерпретации лирического текста. Но насколько интереснее, более творчески проходит работа, когда интерпретация стихотворения создаётся в виде фильма или диафильма. С такими навыками работы также знакомит предложенный курс.
Принципы
Учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей
Самоопределение подростков в выборе содержания деятельности в рамках занятий
Наглядность работы, демонстрация процесса обучения
Методы и приёмы
Активные: работа с книгой, с интернет-ресурсами, научной литературой, компьютером
Пассивные: рассказ, объяснение, демонстрация
Объяснительно-иллюстративный
Репродуктивный
Эвристический
Требования к знаниям, умениям, навыкам учащихся
В ходе занятий учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками:
Знать основы работы в программах Excel, Power Point, Movie Maker
Уметь работать со словарями, справочной литературой, художественной и научной литературой
Уметь находить необходимые сведения в Интернете
Уметь создавать кроссворд, тест, игру в программах Excel и Power Point
Уметь создавать заочные экскурсии
Условия реализации программы
Для успешной реализации программы необходимы:
Компьютер и интерактивная приставка
Художественная, справочная и научная литература по изучаемым темам
Учебно-тематический план
Содержание курса
Тема 1: Инструктаж по ТБ (1 час)
Техника безопасности, правила поведения в компьютерном классе, права и обязанности учащихся в компьютерном классе. Порядок работы.
Тема 2: Информационные технологии на службе учителя и ученика (1 час)
Рассказ о работе факультатива. Демонстрация проектных работ учащихся прошлых лет с использование ИКТ.
Обсуждение достоинств и недостатков работ.
Тема 3: Лингвистическая сказка (4 часа)
Что такое лингвистическая сказка. Чтение примеров лингвистических сказок. Создание авторских лингвистических сказок. Озвучивание работ, создание иллюстративного материала. Создание анимации в программах Power Point и Movie Maker.
Тема 4:Тест, игра, кроссворд (5 часов)
Знакомство с особенностями теста, игры, кроссворда. Просмотр и обсуждение разных видов работ. Создание теста, сценария игры, кроссворда. Анимирование данных работ в программе Power Point.
Тема 5: Презентация на литературную тему (3 часа)
Выбор темы для презентации. Написание реферативной работы на литературную тему. Знакомство с правилами презентования работы. Написание сценария презентации. Подбор иллюстративного материала. Создание презентации в программе Power Point.
Тема 6: Интерпретация лирического произведения( 6 часов)
Анализ стихотворения. Создание изобразительного ряда. Подбор музыкального сопровождения. Озвучивание фильма. Работа над выразительным чтением стихотворения. Создание проекта в программе Power Point и Movie Maker.
Тема7:Заочная экскурсия (7 часов)
Выбор темы для заочной экскурсии. Подбор текстового материала. Создание сценария экскурсии. Подбор иллюстративного материала. Озвучивание фильма. Создание фильма в программе Movie Maker.
Тема 8: Телепередача о русском языке (4 часов)
Знакомство с передачами «Радионяня». Выбор тем для телепередачи. Написание сценария. Репетиция телепередачи. Запись клипа.
Тема 9: Телепередача о литературе (4 часов)
Выбор тем для телепередачи. Написание сценария. Репетиция телепередачи. Запись клипа.
Использованная литература:
Практически направленные работы фестиваля педагогических идей «Открытый урок» и фестиваля ученических проектных работ «Портфолио»
Так как курс практикоориентированный, то специальной литературы не требует.