Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Курагинская средняя общеобразовательная школа № 3
Утверждено: Директор МБОУ Курагинская СОШ №3 _________ И.А.Андрусов Пр. № 88-ОД от «31» августа 2021г. |
Согласовано:
Зам. директора по УВР
МБОУ Курагинская СОШ № 3
_________ В.А. Чурикова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Умники и умницы»
Общеинтеллектуальное направление
1 класс
2021-2022 учебный год
Составитель:
Сарапульцева И.А.,
учитель начальных классов,
высшая категория
пгт Курагино
2021 г.
Пояснительная записка
Нормативно-правовая база.
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Умники и умницы» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012 г., образовательной программы начального общего образования МБОУ Курагинской СОШ №3 утвержденной от 31.08.2016 г. №119-ОД, календарного учебного графика на 2021-2022 учебный год утвержденного от 31.08.2021 года № 88-ОД.
Назначение программы.
Предлагаемая программа предназначена для формирования элементов логической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Актуальность и перспектива
определена требованиями к результатам основной образовательной программы начального общего образования ФГОС. Одним из главных лозунгов новых стандартов второго поколения является формирование компетентностей ребенка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей.
Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков.
Данный систематический курс создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий по предложенному курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, снижается тревожность и необоснованное беспокойство.
В результате этих занятий ребята достигают значительных успехов в своём развитии, они многому научаются и эти умения применяют в учебной работе, что приводит к успехам.
Система занятий по курсу позволяет решать следующие аспекты: познавательный, развивающий, воспитывающий.
Познавательный аспект
формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения, а также логического мышления;
формирование и развитие общеучебных умений и навыков.
формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.
Развивающий аспект
создать условия для развития мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, выделять главное, доказывать и опровергать, делать умозаключения;
способствовать развитию пространственного восприятия и сенсорно-моторной координации.
Воспитывающий аспект
Таким образом, целью обучения логике является развитие и совершенствование познавательных процессов (внимания, восприятия, воображения, различных видов памяти, мышления) и формирование ключевых компетенций обучающихся.
Возраст детей. Объём часов.
Программа рассчитана на проведение теоретических и практических занятий с детьми 7 – 10 лет в течение 4 лет обучения в объёме 270 часов и предназначена для учащихся начальной школы.
1 год обучения – 66 часов. Материал каждого занятия рассчитан на 35 минут. 2-4 года обучения – 68 часов. Занятия проводятся 2 раза в неделю.
Цели и задачи:
Цель программы: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.
Задачи:
развитие творческого мышления (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы);
развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Формы и методы.
Основные методы:
1.Словесный метод:
Рассказ , беседа, обсуждение;
словесные оценки (работы на занятии, тренировочные и зачетные работы).
2.Метод наглядности:
3.Практический метод:
4.Объяснительно-иллюстративный:
5.Частично-поисковый метод:
Преобладающие формы занятий – групповая и индивидуальная.
Формы занятий младших школьников очень разнообразны: это тематические занятия, игровые занятия, конкурсы, викторины, соревнования. Используются нетрадиционные и традиционные формы: игры-путешествия, экскурсии, задачи, сказки, конкурсы газет, плакатов.
Мышление младших школьников в основном конкретное, образное, поэтому на занятиях кружка применение наглядности - обязательное условие. В зависимости от особенностей упражнений в качестве наглядности применяются рисунки, чертежи, записи терминов-понятий.
Рекомендуемая модель занятия в 1 классе.
Мозговая гимнастика (1-2 минуты).
Разминка (2 минуты).
Тренировка психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей, памяти, внимания, воображения (10 минут).
Коррегирующая гимнастика для глаз (2 минуты).
Логически-поисковые задания (5 минут).
Весёлая переменка (5 минут).
Решение нестандартных задач (10 минут).
Календарно – тематическое планирование занятий
« Умники и умницы»
№ | Дата план | Дата факт | Тема занятий | Количество часов | Основные виды учебной деятельности учащихся |
1 | 03.09 | 03.09 | 1.Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. (вводный урок) Графический диктант | 1 | Различать главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, сравнивать предметы. Выделять закономерности, завершать схемы. Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи. Называть предметы по описанию. Демонстрировать способность переключать, распределять внимание Объяснять значение слов и выражений. Составлять загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки. Различать предметы по цвету, форме, размеру. Описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Составлять и преобразовывать фигуры. Объяснять значение слов и выражений. Различать предметы по цвету, форме, размеру. Описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение. Определять на глаз размеры предмета. Демонстрировать чувство времени, веса, расположенности в пространстве Объяснять смысл крылатых и метафорических выражений. |
2 | 06.09 | 06.09 | Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант | 1 |
3 | 10.09 | 10.09 | 1 |
4 | 13.09 | 13.09 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант | 1 |
5 | 17.09 | 17.09 | 1 |
6 | 20.09 | 20.09 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант | 1 |
7 | 24.09 | 24.09 | 1 |
8 | 27.09 | 27.09 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант | 1 |
9 | 01.10 | 01.10 | 1 |
10 | 04.10 | 04.10 | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. | 1 |
11 | 08.09 | 08.09 | 1 |
12 | 11.10 | 11.10 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант | 1 |
13 | 15.10 | 15.10 | 1 |
14 | 18.10 | 18.10 | Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант | 1 |
15 | 22.10 | 22.10 | 1 |
16 | 25.10 | 25.10 | Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант | 1 |
17 | 29.10 | 29.10 | 1 |
18 | 08.11 | 08.11 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант | 1 |
19 | 12.11 | 12.11 | 1 |
20 | 15.11 | 15.11 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант | 1 |
21 | 19.11 | 19.11 | 1 |
22 | 22.11 | 22.11 | 1 |
23 | 26.11 | 26.11 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант | 1 |
24 | 29.11 | 29.11 | 1 |
25 | 03.12 | 03.12 | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. | 1 |
26 | 06.12 | 06.12 | 1 |
27 | 10.12 | 10.12 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант | 1 |
28 | 13.12 | 13.12 | 1 |
29 | 17.12 | 17.12 | Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант | 1 | |
30 | 20.12 | 20.12 | Промежуточная аттестация. | 1 |
31 | 24.12 | 24.12 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант | 1 |
32 | 27.12 | 27.12 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант | 1 | Определять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем логических задач и проведения дидактических игр. Объяснять закономерности. Выделять черты сходства и различия Описывать признаки геометрических фигур. Находить и выделять признаки разных предметов. Узнавать предметы по их признакам. Давать описание предметов , явлений в соответствии с их признаками. Ориентироваться в пространстве листа. Составлять загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки. Давать несложные определения понятиям. Определять на глаз размеры предмета. Демонстрировать чувство времени, веса, расположенности в пространстве Излагать свои мысли ясно и последовательно. |
33 | | | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант | 1 |
34 | | | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. | 1 |
35 | | | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант | 1 |
36 | | | Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант | 1 |
37 | | | Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант | 1 |
38 | | | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант | 1 |
39 | | | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант | 1 |
40 | | | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант | 1 |
41 | | | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. | 1 |
42 | | | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант | 1 |
43 | | | Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант | 1 |
44 | | | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант | 1 |
45 | | | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант | 1 |
46 | | | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант | 1 |
47 | | | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. | 1 | Различать главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, сравнивать предметы. Выделять закономерности, завершать схемы. Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи. Называть предметы по описанию. Демонстрировать способность переключать, распределять внимание Объяснять значение слов и выражений. Составлять загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки. Различать предметы по цвету, форме, размеру. Описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Составлять и преобразовывать фигуры. Определять на глаз размеры предмета. Демонстрировать чувство времени, веса, расположенности в пространстве |
48 | | | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант | 1 |
49 | | | Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант | 1 |
50 | | | Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант | 1 |
51 | | | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант | 1 |
52 | | | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант | 1 |
53 | | | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант | 1 |
54 | | | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. | 1 |
55 | | | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант | 1 |
56 | | | Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант | 1 |
57 | | | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант | 1 |
58 | | | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант | 1 |
59 | | | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант | 1 |
60 | | | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. | 1 |
61 | | | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант | 1 |
62 | | | Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант | 1 |
63 | | | Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант | 1 |
64 | | | Итоговая аттестация. | 1 |
65 | | | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. | 1 |
66 | | | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года | 1 |
Требования к результатам обучения учащихся 1 класса
В результате изучения обучающиеся получат возможность формирования
Личностных результатов:
Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметных результататов :
Регулятивные УУД:
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметных результататов:
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
-выделять существенные признаки предметов;
-сравнивать между собой предметы, явления;
-обобщать, делать несложные выводы;
-классифицировать явления, предметы;
-определять последовательность событий;
-судить о противоположных явлениях;
-давать определения тем или иным понятиям;
-определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
-выявлять функциональные отношения между понятиями;
-выявлять закономерности и проводить аналогии
Информационно-методическое обеспечение.
Дополнительная литература.
Графические диктанты: Голубь В. Т. – М.: ВАКО, 2010
Группа продлённого дня: конспекты занятий, сценарии мероприятий. Л. И. Гайдина, А. В. Кочергина. – М.: ВАКО, 2007
Интеллектуальный марафон: 1-4 классы/ Максимова Т. Н. – М.: ВАКО, 2011
Логика. Учимся самостоятельно думать, сравнивать, рассуждать. М.: ЭКСМО, 2003
Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 1 класс/ Е. В. Языканова. – М.: Экзамен, 2012.
Цифровые образовательные ресурсы
Программа «Кирилл и Мефодий».
Результативность курса.
Характеристика основных результатов, на которые ориентирована программа:
Три уровня: 1- приобретение социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни;
2 – формирование позитивного отношения к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом;
3 – приобретение опыта самостоятельного социального действия.
В результате реализации данной программы предполагается, что ученики 1 класса выходят на 1 уровень результативности и должны:
- научиться решать ребусы, загадки;
- решать логические упражнения;
-участвовать в классных, школьных и всероссийских викторинах, олимпиадах;
- должны уметь общаться с окружающими людьми;
-уметь составлять ребусы и загадки, вести поисковую и исследовательскую работу.
Место реализации программы
Предполагается выход за пределы аудитории (организация мест демонстрации успешности учащихся, участие в планируемых школой делах и мероприятиях).
Интеллектуальные конкурсы.
Олимпиады.
Все достижения каждого ученика фиксируется в портфель достижений школьника.