СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по внеурочной деятельности в 4 классе "Шаги к успеху"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа состоит  из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. Задачи,вопросы,ребусы доступны для понимания учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Программа по внеурочной деятельности в 4 классе "Шаги к успеху"»





Рабочая программа

по внеурочной деятельности «Шаги к успеху»

для 4 класса

































Москва



    1. Пояснительная записка

Программа курса "Шаги к успеху" обеспечивает регулирование различных аспектов освоения метапредметных умений, т.е. способов деятельности, применимых в рамках, как образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

Формирование метапредметных результатов обучающихся реализует системно-деятельностный подход и происходит в процессе изучения всех без исключения предметов учебного плана, а его результат представляет собой интегративный результат обучения школьников.

Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана в 4 классах – 34 часа.Состав группы постоянный. Набор детей свободный.

Актуальность выбора определена следующими факторами:

  • на основе диагностических фактов у учащихся слабо развиты память, устойчивость и концентрация внимания, наблюдательность, воображение, быстрота реакции.

Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования 2010 года.

Отличительными особенностями являются:

1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.

2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.

3.Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.

4.Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом.

5. В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы, воспитательного результата положены методики, предложенные Асмоловым А.Г., Криволаповой Н.А., Холодовой О.А.

6. При планировании содержания занятий прописаны виды познавательной деятельности учащихся по каждой теме.

Цель программы: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.

Основные задачи:

  1. развитие мышления в процессе формирования основных приемов мысли­тельной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;

  2. развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;

  3. развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключе­ния, аргументировано доказывать свою точку зрения;

  4. формирование навыков творческого мышления и развитие умения ре­шать нестандартные задачи;

  5. развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;

  6. формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;

  7. формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

Таким образом, принципиальной задачей данной программы является развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.

Данная программа состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д., что привлекательно для младших школьников.

Достаточное время на занятиях занимает самостоятельное реше­ние детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируют­ся умения самостоятельно действовать, принимать решения, уп­равлять собой в сложных ситуациях.

На каждом занятии проводится коллективное обсуждение ре­шения задачи определенного вида. На этом этапе у детей форми­руется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возмож­ность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.

На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо разви­ты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и стара­тельностью.

Результатами занятий в кружке «Учись учиться» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Учащиеся должны знать / уметь:

- логически рассуждать, пользуясь приёмами анализа, сравнения, обобщения,

классификации, систематизации;

- сравнивать предметы, понятия;

- выделять существенные признаки и закономерности предметов;

- обобщать и классифицировать понятия, предметы, явления;

- определять отношения между понятиями или связи между явлениями и понятиями;

- концентрировать, переключать своё внимание;

- копировать, различать цвета, анализировать и удерживать зрительный образ;

- самостоятельно выполнять задания;

- осуществлять самоконтроль, оценивать себя, искать и исправлять свои ошибки;

- решать логические задачи на развитие аналитических способностей и способностей рассуждать;

- находить несколько способов решения задач;

- работать в группе.

Увеличится скорость и гибкость мышления, улучшится память.

Чтобы проследить динамику развития познавательных процессов учащихся проводится диагностика (тестирование) в начале учебного года и в конце. Оценка идет по количеству правильно выполненных заданий. Идет сравнение показателей как индивидуальных, так и в целом классного коллектива.

Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:

– степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;

– поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;

– результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;

– косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).

Названия тем являются «условными», так как на каждом занятии происходит развитие познавательных процессов в комплексе (мышления, внимания, памяти, зрительно-моторной координации, пространственных представлений), а не одного какого-то процесса.

Учебно-тематический план

4 класс

Знакомство с программой и обучением. Инструктаж по технике безопасности

1

2

Начальная диагностика (тестирование)

1

3

Упражнения на развитие аналитических познавательных способностей

1

4

Упражнения на развитие вербально – логического мышления

1

5

Упражнения на классификацию различным способом

1

6

Упражнения на развитие способности к объединению частей в систему

1

7

Упражнения на развитие способности к классификации и абстрагированию

1

8

Упражнения на развитие способности к объединению частей в систему

1

9

Упражнения на развитие аналитических познавательных способностей


10

Упражнения на развитие вербально – логического мышления


11

Упражнения на развитие внимания и ассоциативной памяти


12

Упражнения на развитие мыслительных операций анализа и синтеза, установление закономерностей, пространственных представлений


13

Упражнения на развитие способности к анализу, синтезу, классификации


14

Упражнения на развитие аналитических познавательных способностей


15

Упражнения на развитие аналитических познавательных способностей


16

Упражнения на развитие вербально – логического мышления


17

Упражнения на развитие концентрации и избирательности внимания


18

Упражнения на развитие вербально – логического мышления


19

Упражнения на развитие распределения и избирательности внимания


20

Упражнения на развитие способности к классификации и абстрагированию


21

Упражнения на развитие вербально – логического мышления


22

Упражнения на развитие мыслительных операций анализа и синтеза, установление закономерностей, пространственных представлений


23

Упражнения на развитие вербально – логического мышления


24

Упражнения на развитие вербально – логического мышления


25

Упражнения на развитие ассоциативного мышления


26

Упражнения на развитие межпонятийных связей


27

Упражнения на развитие мыслительных операций анализа и синтеза, установление закономерностей, пространственных представлений


28

Упражнения на развитие произвольного внимания, установление закономерностей


29

Упражнения на развитие памяти, внимания, мышления


30

Упражнения на развитие вербально – логического мышления


31

Упражнения на развитие произвольной сферы, пространственных представлений, установление связей


32

Упражнения на развитие межпонятийных связей


33

Упражнения на развитие аналитических познавательных способностей


34

Диагностика, тестирование