СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа подготовки к всеросиийской олимпиаде

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа подготовки к Всеросийской олимпиаде школьников по технологии муниципальный этап. Расчитана на одарённых детей с 7 по 10 класс.

Просмотр содержимого документа
«Программа подготовки к всеросиийской олимпиаде»




Российская Федерация Ханты-Мансийский автономный округ - Югра

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Лицей им. Г.Ф. Атякшева»









Программа подготовки обучающихся к олимпиаде

по технологии для 7-10 классов

(Культура дома и декоративно-прикладное искусство)







Фролов Денис Сергеевич

учитель технологии

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Лицей им. Г.Ф. Атякшева»











2017- 2018

Учебный год





п/п

Наименование

разделов

Структура программы


1.

Пояснительная записка


Всероссийская олимпиада школьников по технологии проводится в соответствии с Порядком проведения всероссийской олимпиады школьников, утвержденном приказом Минобрнауки России от 18 ноября 2013 г. №1252 (зарегистрирован Минюстом России 21 января 2014 г., регистрационный № 31060).

Всероссийская олимпиада школьников по технологии проводится в четыре этапа: школьный, муниципальный, региональный, заключительный, каждый этап включает три тура: тестирование учащихся, выполнение ими практических работ и защиту творческих проектов. Олимпиада проводится по двум номинациям «Техника и техническое творчество», «Культура дома и декоративно-прикладное искусство». В олимпиаде участвуют учащиеся общеобразовательных учреждений

Программа рассчитана на 2 часа в неделю по очно-заочной форме организации занятий, 36 часов.

Заочная форма предполагает под собой самостоятельную подготовку обучающихся с использованием различных информационных ресурсов, которые также прописывается в календарно-тематическом планировании.

2.

Цели и задачи обучения


Основная цель данной программы - сформировать необходимые умения и навыки для решения олимпиадных заданий различного уровня сложности.

Решение рассматривается не как самоцель, а как один из методов изучения предмета. Программа предназначена для подготовки учащихся 7,8,9,10 классов, она ориентирована на формирование общей культуры, связана с мировоззренческими, воспитательными и развивающими задачами общего образования, задачами социализации.

Она призвана способствовать интеллектуальному развитию учащихся;

- сформировать у учащихся знания и умения, которые необходимы в повседневной жизни;

- повысить мотивацию учащихся в обучении предмету;

- развивать познавательные интересы и способности самостоятельно добывать знания.

3.

Содержание программы


Содержания программы «Технология» (культура дома и декоративно-прикладное творчество). Ребята рассматривают три задания теоретический (тест), практическое задание, защита творческого проекта.

Первым заданием школьного этапа: теоретический (тесты). Для этого конкурса составляются: для учащихся 7 классов - 20 тестов, для учащихся 8 классов – 20 тестов,9-10 -30 тестов в соответствии с программой обучения в каждом классе. Задание должно соответствовать возрастной группе учащихся.

Основанием для разработки конкурсных заданий является, обязательному объему знаний и умений, определенному в Федеральном компоненте государственного образовательного стандарта общего и среднего (полного) общего образования по технологии.

В связи с этим в тестах представлены основные разделы программы:

1)Технология обработки металлов. Элементы машиноведения

2) Технология обработки древесины с элементами машиноведения.

3) Культура дома

4) Электротехника

5) Домашняя экономика и основы предпринимательства

6) Технология основных сфер профессиональной деятельности


Второе задание это практическая работа по разделу «Технология обработки металлов. Элементы машиноведения» и «Технология обработки древесины с элементами машиноведения» подготовлена для 7,8, 9, 10 классов по одному из основных разделов курса «Технология».

Практические задания построено, чтобы при их выполнении школьник максимально использовал весь набор знаний и умений, полученный им в процессе обучения. Степень сложности задания должна соответствовать уровню теоретической и практической подготовки учащихся в данной возрастной группе. Практические задания по конструированию и составлению графических чертежей должны включать в себя чертёж детали, изделия описание. Внимательно рассмотрев предложенный чертёж и прочитав описание изделия, учащиеся должны выполнить чертёж, и изготовить предложенное изделие. Результаты этого конкурса должны наглядно демонстрировать сформированность технологических умений по владению ручным инструментом и навыками работы на станках, умения читать и применять в работе технологическую документацию, применять на практике знания по механической и ручной обработке материалов, правильные безопасные приемы работы.

Третье задание это выполнение творческого проекта, оно обязательно на всех этапах олимпиады на школьном, муниципальном этапе.

На защиту учебных творческих проектов – каждый участник олимпиады представляет выполненное изделие и пояснительную записку, готовит презентацию проекта. Учащиеся представляют разнообразные проекты по виду доминирующей деятельности: исследовательские, практико-ориентированные, творческие. Работа проводится по следующим критериям: - социальная значимость, актуальность выдвинутых проблем, их адекватность представленной проблемной ситуации;

- корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов;

- самостоятельность выполнения проекта;

- оригинальность конструкции, качество исполнения, практическая значимость;

- необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему, интеграция знаний разных областей;

- доказательность принимаемых решений, прогнозирование последствий принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы;

- рассмотрение альтернативных вариантов решений, критерии выбора вариантов решений;

- эстетика оформления результатов выполненного проекта, реализация принципа наглядности;

- экологическая и экономическая оценка изделия.



5.




Виды работ в программе































































Крите













































































































рии о Система оценок и требований к решению олимпиадных заданий по предмету.


Составление рабочих чертежей-эскизов, технологических, инструкционных карт. Прорабатывание технологической последовательности выполняемости изделий.

Физико-механические свойства древесины. Пороки древесины. Механизмы станков. Сушка древесины.



Изготовление шаблонов, лекал, выбор материала. Черновая разметка. Черновое пиление с припуском.

Создание базовых поверхностей, калибрование толщины, всех деталей у изделий. Приёмы строгания, калибрования рубанками. Разметка рейсмусом, карандашом. Правила безопасной работы.

Изготовление шипов и проушин. Шиповые столярные соединения
Графическое изображение на чертеже. Инструменты для изготовления шипового столярного соединения. Элементы шипового соединения и конструктивные особенности.

Подгонка шипов и проушин, кромок для склеивания. Инструменты для подгоночных работ. Приёмы работы. Правила безопасной работы.

Сборочные работы насухо без клеёв. Приёмы работы с ленточными, хомутовыми струбцинами и винтовыми жимами. Правила безопасной работы. Сборочных работ.

Вытачивание на токарном станке профильных форм деталей для конфетницы, вырезание плоскорельефной резьбы для настенного панно «Глухарь», разделочной доски с подвеской

Устройства СТД, приёмы работы. Документация на изделия с конической поверхностью.

Точение фасонных деталей. Устройство токарного станка. Приёмы работы на токарном станке. Способы контроля и размеров и формы обрабатываемой детали.
Художественное точение изделий из древесины. Правила безопасной работы при работе на токарном станке и работе резцами, штихелями, церазиками, ножами-косяками. Последовательность изготовление изделий точением, ручной резьбы по дереву.

Выпиливание электрическим лобзиком заданных профильных форм. Правила безопасной работы. Последовательность выпиливания изделий. Способы разметки и перевода по шаблонам.

Столярное полирование. Последовательность шлифования. Приёмы ТБ. Работа с эксцентриковыми шлифовальными машинами.

Сборочные работы ( стягивание, склеивание, шкантование). Соединение деталей шкантами, нагелями и шурупами. Сборка деревянных изделий. Склеивание деревянных деталей.

Устранение дефектов (уборка излишков клеёв, шпатлевание, ручное полирование). Способы работы с шпаклёвками. Приёмы шлифования, время сушки. Правила безопасной работы. Применение СИЗ.

Покраска изделий морилками, красящимися составами. Правила безопасной работы. Виды красок и лаков. Правила безопасной работы с инструментами.

Грунтование изделий. Снятие поднятого ворса наждачной бумагой.

Лакирование изделий первого слоя. Виды красок и лаков. Правила безопасной работы с инструментами.

Лакирование изделий второго слоя. Виды красок и лаков. Правила безопасной работы с инструментами.

Осмотр изделий устранения дефектов. Визуальный осмотр, способы устранения брака.

Составление проектов, и презентаций. Работа с компьютером. Составление презентаций подготовка проектов, составление расчётов себестоимости. Изготовление технологической карты, способы и приёмы моделирования.

Совместная работа с учителем по защите проектов. Приемы отработки докладов, и способов защиты.

орог



Сист Система оценивания результатов выполнения теоретических вопросов, практических работ на школьном этапе всероссийской олимпиады школьников по технологии. Система оценки теоретического конкурса для номинации «Культура дома и декоративно-прикладное творчество» подсчета результатов теоретического конкурса за каждый правильно выполнений тест участник конкурса получает один балл. Если тест выполнен неправильно или только частично - ноль баллов.

Для о Оценки результатов практических работ необходимо разрабатывать карты пооперационного контроля, по которым будет определяться степень владения безопасными приемами труда, умение выбирать инструменты, приспособления и материалы для работы, понимание технологической документации, точность и аккуратность выполнения технологического задания, правильное выполнение соблюдения технологии изготовления. В этом случае профессиональное жюри может с высокой точностью и объективностью оценить все эти параметры при выполнении учащимися заданных технологических операций по заранее подготовленным качественным и количественным параметрам.

Оцен Оценивается практическая работа в соответствие размеров по заданию и качество работы. Правильное выполнение каждого пункта заданий по качеству изделия оценивается в 5-10 баллов. Максимальное число баллов за выполнение практической работы – 40. Максимальное число баллов за презентацию проекта – 50.

Оцен Оценка творческих проектов на школьном этапе. На защиту учебных творческих проектов – каждый участник олимпиады представляет выполненное изделие и пояснительную записку, готовит презентацию проекта. Оценка проектов, представленных на конкурс, проводится по следующим критериям: - социальная значимость, актуальность выдвинутых проблем, их адекватность представленной проблемной ситуации; - корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов; - самостоятельность выполнения проекта; - оригинальность конструкции, качество исполнения, практическая значимость; - необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему, интеграция знаний разных областей; - доказательность принимаемых решений, прогнозирование последствий принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы; - рассмотрение альтернативных вариантов решений, критерии выбора вариантов решений; - эстетика оформления результатов выполненного проекта, реализация принципа наглядности; - экологическая и экономическая оценка изделия;

- умен Умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов каждого члена группы; - наличие ссылок на источники информации, включая Интернет.

6

Учебн Методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса по подготовке к олимпиаде школьников


Техни Технические средства обучения.

  1. Компьютерная техника и интерактивное оборудование

  2. Настенная доска с приспособлением для крепления наглядности

  3. Компьютер.

  4. Мультимедийный проектор.

  5. Экран.

  6. Колонки.

  7. Фотоаппарат

  8. Слесарная мастерская (верстаки для слесарных работ, муфельная печь, токарно-винторезный станок, настольный вертикально-сверлильный станок, тиски, наковальни, полный перечень слесарного инструмента, для ручной обработки металла).

  9. Столярная мастерская (верстаки для столярных работ, токарные станки по дереву, плакаты, настольный вертикально-сверлильный станок, полный перечень столярного инструмента для ручной обработки древесины).



Учебно-методический комплект



1) Учебник Технология. Технический труд. 7 класс

И. В. Афонин, В. А. Блинов под редакцией В. М.Казакевича, Москва ДРОФА, 2014 год;

2) Учебник Технология. . 8 класс.В. Д. Симоненко, МоскваВентана-Граф, 2013 год;

3) Учебник Технология.8-9 класс. В. М. Казакевич

Г.А. Молева, Москва «Баласс», 2012 год; Технология. .


Дидактическое пособие



  1. Резчикам «Альбом орнаментов по дереву. Под редакцией Туманян К.А.

  2. Деревянные изделия своими руками. Составитель Мой мир.

  3. Сборник практических задач по черчению А. Д. Ботвинников.

  4. Мебель своими руками П. Д. Бобиков

Циф




























Российская Федерация Ханты-Мансийский автономный округ - Югра

город окружного значения Ханты-Мансийск

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Лицей им. Г.Ф. Атякшева»









Журнал посещения учащихся

подготовки к олимпиаде

по технологии для 7-10 классов

(Культура дома и декоративно-прикладное искусство)







Фролов Денис Сергеевич

учитель технологии

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Лицей им. Г.Ф. Атякшева»













2018- 2019

Учебный год

Журнал посещения учащихся при выполнении олимпиадных проектов и подготовки теоретических курсов по технологии.

п/п

График

работы.

Название тем, разделов.

Наименование изделия

Подпись ученика.

1


Составление рабочих чертежей-эскизов, технологических, инструкционных карт. Прорабатывание технологической последовательности выполняемости изделий.

Разделочная доска с подвеской.

Настенное панно.

Банная вешалка



2


Изготовление шаблонов, лекал, выбор материала. Черновая разметка. Черновое пиление с припуском.

Разделочная доска с подвеской.

Настенное панно.

Банная вешалка


3


Создание базовых поверхностей, калибрование толщины, всех деталей у изделий.

Разделочная доска с подвеской.

Настенное панно.

Банная вешалка


4


Изготовление шипов и проушин.

Разделочная доска с подвеской.

Настенное панно.

Банная вешалка


5


Подгонка шипов и проушин

Разделочная доска с подвеской.

Настенное панно.

Банная вешалка


6


Сборочные работы насухо без клеёв.

Разделочная доска с подвеской.

Настенное панно.

Банная вешалка


7


Вытачивание на токарном станке профильных форм

Разделочная доска с подвеской.

Настенное панно.

Банная вешалка


8


Выпиливание электрическим лобзиком заданных форм.

Разделочная доска с подвеской.

Настенное панно.

Банная вешалка


9


Столярное полирование



Разделочная доска с подвеской.

Настенное панно.

Банная вешалка


10


Сборочные работы ( стягивание, склеивание, шкантование).

Разделочная доска с подвеской.

Настенное панно.

Банная вешалка


11


Устранение дефектов (уборка излишков клеёв, шпатлевание, ручное полирование).

Разделочная доска с подвеской.

Настенное панно.

Банная вешалка


12


Покраска изделий морилками, красящимися составами.

Разделочная доска с подвеской.

Настенное панно.

Банная вешалка


13


Грунтование изделий. Снятие поднятого ворса наждачной бумагой.

Разделочная доска с подвеской.

Настенное панно.

Банная вешалка


14


Лакирование изделий первого слоя.

Разделочная доска с подвеской.

Настенное панно.

Банная вешалка


15


Лакирование изделий второго слоя.

Разделочная доска с подвеской.

Настенное панно.

Банная вешалка


16


Изготовление навесов для крепления на стене

Разделочная доска с подвеской.

Настенное панно.

Банная вешалка


17


Осмотр изделий устранения дефектов.

Разделочная доска с подвеской.

Настенное панно.

Банная вешалка


18


Составление проектов, и презентаций.

Разделочная доска с подвеской.

Настенное панно.

Банная вешалка


19


Совместная работа с учителем по защите проектов.

Разделочная доска с подвеской.

Настенное панно.

Банная вешалка


20


Подготовка к теоретическим заданиям для Олимпиады.

Разделочная доска с подвеской.

Настенное панно.

Банная вешалка


.