СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа преемственности в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования на 2022-2024 учебный год

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа приемственности разработана для дошкольного и  начального  общего образования

Просмотр содержимого документа
«Программа преемственности в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования на 2022-2024 учебный год»










Программа

преемственности

в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

на 2022-2024 учебный год



















Карапсель 2022




1.Актуальность программы

2.Пояснительная записка

3.Цель Программы

4.Задачи Программы

5.Принципы отбора содержания непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста

6.Формы осуществления преемственности

7.Механизмы внедрения программы

8.Психолого - педагогические условия реализации непрерывного образования

9.Ожидаемые результаты

Приложение №1

План совместной работы по преемственности дошкольного и начального общего образования

Приложение №2

Портрет выпускника детского сада на этапе завершения дошкольного образования (в соответствии с ФГОС ДО)































1. Актуальность программы.

О преемственности дошкольного и начального общего образования много говорят в последнее время.

Утвержденные на государственном уровне и введенные в действие Федеральные Государственные Образовательные Стандарты дошкольного и начального общего образования способствуют обеспечению преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования и перспективности повышения качества образования в целостной системе образования.

В настоящее время произошли существенные изменения в содержании образования детей дошкольного и младшего школьного возраста, в общем характере и стиле педагогического процесса: все большее распространение приобретает вариативность программ, учебных планов, средств обучения, что значительно обогащает содержание как дошкольной, так и начальной ступени образования. Наметился отказ от жестко регламентированных форм обучения.

Вариативность привнесла в дошкольное воспитание неоправданное увлечение предметным обучением, а в начальную школу - многопредметность (в частности, обилие одночасовых предметов), что привело к неоправданному росту требований к поступающим в школу, снижению качества образования и перегрузке детей.

Подготовка ребенка к школе зачастую рассматривается как более раннее изучение программы первого класса и сводится к формированию узко предметных знаний и умений. В этом случае преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом определяется не тем, развиты ли у будущего школьника качества, необходимые для осуществления новой деятельности, сформированы ли ее предпосылки, а наличием или отсутствием у него определенных знаний по учебным предметам.

Однако многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо

важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять. Поэтому ведущей целью подготовки ребенка к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью - любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка и др.

Поступление ребенка в школу - переломный момент в жизни дошкольника. Важным итогом психического развития в период дошкольного детства является готовность к школьному обучению.

«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком». (Л.С. Выготский). Это значит, что сегодня школа должна выстраивать работу не с нуля, а учитывать накопленный дошкольником опыт и основываться на его достижениях. Программа дошкольного образования, правильно организованная развивающая предметно - пространственная среда в групповых помещениях способствуют становлению устойчивого познавательного интереса у дошкольника и успешному его обучению в школе.

Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка.

Не научив ребенка в детском саду важнейшим приемам учебной деятельности, трудно достичь высоких результатов в начальной школе, даже применяя передовые технологии. Вот почему появилась необходимость рассмотрения вопроса о методической преемственности, преемственности развивающей среды, преемственности в формах взаимодействия с детьми и их родителями.



  1. Пояснительная записка.


Программа преемственности дошкольного и начального общего образования (далее по тексту - Программа) регламентирует деятельность Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Карапсельский детский сад №8». и МБОУ «Карапсельская СОШ №13» в вопросах организации преемственности дошкольного и начального общего образования согласно Федеральным государственным образовательным стандартам.

Нормативной основой для разработки Программы является:

  • Федеральный закон от 29.12.2012года № 273 «Об образовании в Российской Федерации».

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года № 1155 г. Москвы «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (в ред. от 31.12.2015 г.).

  • Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утвержденная Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ 17.06.2003 г..

  • Приказ Министерства образования РФ от 01.02.2012года №74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденных приказом Министерства образования РФ от 09 марта 2004г. №1312.

  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821­10 (с изм. от 24 ноября 2015 года), утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189.

  • СанПин 2.4.1.3049-13 (с изм. от 04.04.2014) "Санитарно­ эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".

Программа является нормативно-управленческим документом и характеризует специфику:

  • содержания образовательных, воспитательных, оздоровительных мероприятий с дошкольниками и младшими школьниками;

  • работы воспитателей, учителей начальных классов и специалистов (психологов, логопедов, дефектологов)

■ взаимодействия с родителями и оказания им необходимой консультативной помощи.

Программа может корректироваться в связи с изменениями:

  • нормативно-правовой базы;

  • образовательных запросов родителей;

■ видовой структуры групп и др.

Деятельность по Программе осуществляется в дошкольных группах и начальных классах Школы в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» и направлена на:

  • сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного и младшего школьного возраста;

  • формирование общей культуры;

  • развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств;

  • формирование предпосылок учебной деятельности у дошкольников через адекватные возрасту виды деятельности, в целях успешной социализации в школе;

  • обеспечение всем дошкольникам равных стартовых возможностей.

  1. Цель Программы

Реализация преемственности на этапах дошкольного и начального общего образования. Создание комплекса условий, обеспечивающих формирование готовности ребенка к школе. Обеспечение непрерывности, целостности, последовательности и системности образования.



  1. Задачи Программы (общие)

  1. Создать условия для реализации плавного, бесстрессового перехода выпускников детского сада в школу.

  1. Создать психолого - педагогические условия, обеспечивающие сохранность и укрепление здоровья, непрерывность психофизического развития дошкольника и младшего школьника.

  2. Создать систему продуктивного взаимодействия воспитателей дошкольных учреждений и педагогов начальной школы, родителей воспитанников и обучающихся.

Непрерывность дошкольного и начального общего образования предполагает решение следующих приоритетных задач:



На дошкольном уровне:

  • приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;

  • обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения;

  • развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;

  • формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и др. активности детей в различных видах деятельности;

  • развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе;

  • включение детей в различные формы сотрудничества (с взрослыми и детьми разного возраста).

На уровне начального общего образования:

  • осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними;

  • готовность к активному взаимодействию с окружающим миром (эмоциональная, интеллектуальная, коммуникативная, деловая и др.);

  • желание и умение учиться, готовность к образованию в основном звене школы и самообразованию;

  • инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности;

  • совершенствование достижений дошкольного развития (на протяжении всего начального образования); специальная помощь по развитию несформированных в дошкольном детстве качеств; индивидуализация процесса обучения, особенно в случаях опережающего развития или отставания.

  1. Принципы отбора содержания непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста:

  1. Принцип развития. Предполагает ориентацию содержания образования на стимулирование и поддержку эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития и саморазвития ребенка, на создание условий для проявления самостоятельности, инициативности, творческих способностей ребенка в различных видах деятельности, а не только на накопление знаний и формирование навыков решения предметных задач. При этом сохраняется значимость усвоения детьми знаний, овладения умениями и навыками как средства для детского развития, а не самоцель дошкольного и начального образования.

  2. Принцип гуманитаризации. Усиление гуманитарной направленности предметов естественнонаучного и математического циклов и влияния всех учебных предметов на эмоциональное и социально-личностное развитие ребенка; придание особого значения предметам гуманитарного и художественно-­эстетического цикла, увеличение доли разнообразной творческой деятельности детей.

  3. Принцип целостности. Требует отбора такого содержания образования, которое поможет ребенку удерживать и воссоздавать целостность картины мира, обеспечит осознание им разнообразных связей между его объектами и явлениями, и в то же время - сформированность умения увидеть с разных сторон один и тот же предмет.

  4. Принцип культуросообразности. Понимается как "открытость" различных культур, создание условий для наиболее полного ознакомления с достижениями и развитием культуры современного общества и формирование разнообразных познавательных интересов.

  5. Принцип содержания образования. Предполагает возможность сосуществования различных подходов к отбору содержания и технологии обучения, по-разному осуществляющих реализацию целей образования с учетом развития современной науки, потребностей общества и региональных особенностей. Кроме этого вариативность обеспечивает дифференциацию образования, то есть возможности индивидуального развития каждого ребенка. При этом обязательно сохранение инвариантного минимума образования как условия, обеспечивающего право каждого ребенка - гражданина РФ на получение равного с другими дошкольного и начального образования.













Доминирующие формы педагогической работы с детьми


Дошкольное образование

Начальное общее образование

Игра, игровое занятие

Урок

Все виды игровой, художественно - продуктивной деятельности

Учебная, с использованием игровых приемов


  1. Формы осуществления преемственности:

  1. Работа с детьми (дошкольниками):

  • экскурсии в школу;

  • посещение школьной библиотеке;

  • знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;

  • участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах, проектной деятельности;

  • выставки рисунков и поделок;

  • встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада;

  • совместные праздники (День знаний, посвящение в первоклассники, выпускной в детском саду и др.) и спортивные соревнования дошкольников и школьников;

  • участие в совместной театрализованной деятельности;

  1. Взаимодействие педагогов:

  • совместные методические советы (ДОУ и школа);

  • семинары, мастер - классы;

  • круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы и узких специалистов;

  • проведение диагностики по определению готовности детей к школе;

  • взаимодействие педагогов - психологов и учителей – логопедов, учителя –дефектолога ДОУ и Школы;

  • открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе;

Важную роль в преемственности дошкольного и начального образования играет сотрудничество с родителями.

  1. Сотрудничество с родителями:

  • совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы;

  • круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;

  • родительские конференции, вечера вопросов и ответов;

  • консультации с педагогами ДОУ и школы;

  • встречи родителей с будущими учителями;

  • дни открытых дверей;

  • визуальные средства общения (стендовый материал, выставки.);

  • заседания родительских клубов

  1. Механизм внедрения программы

  • Создание педагогических условий построения преемственной предметно­развивающей образовательной среды.

  • Выявление проблем: дезадаптации, школьной незрелости первоклассников в школе.

(педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатели, педагоги дополнительного образования, учителя,)



  1. этап

Переход дошкольника в школу

  • Передача пакета документов выпускников в школу.

  • Отслеживание адаптации детей в первом классе.

  • Оказание психологической и педагогической помощи детям и их родителям.

  • Проведение общих, классных родительских собраний, консультирование, беседы, рекомендации.

(педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатели, педагоги дополнительного образования, учителя, родители, методисты НОО)



  1. Психолого - педагогические условия реализации непрерывного

образования



Мероприятия

Цель/задачи

Сроки

проведе­

ния

Ответствен

ный

Выход

Информационно - просветительский этап

1

Родительские собрания в старших группах ДО

Знакомство родителей с особенностями в НОО в

соответствии с ФГОС; знаком­ство со спецификой образовательных программ, реализуемых в начальной школе

октябрь

методист ОО психолог ОО

Памятка для родителя с характеристикой каждой программы

Практический этап

1

Родительские собрания в подготовительных к школе группах ДО

Знакомство родителей с особенностями в НОО в

соответствии с ФГОС; знакомство со спецификой образовательных программ, реализуемых в начальной школе

октябрь

методист

ОО

психолог

ОО


Памятка для родителя с характеристикой каждой программы












2

Скрининг диагностика уровня развития предпосылок к обучению в школе воспитанников подготовитель­ной к школе группе

Выявление группы риска

Март, апрель

Педагог-психолог

ДОУ

Планирование групповой/индивидуа льной коррекционно­развивающей работы

3

Предварительная

диагностика

мотивационной

сферы

воспитанников подготовительной к школе группе

Определение преобладающего ведущего мотива среди

воспитанников подготовительной к школе группе.

октябрь-

ноябрь

Педагог-психолог

ДОУ

учитель-дефектолог СОШ

Планирование

групповой

развивающей работы

4

Занятия по

подготовке

воспитанников

подготовительных

групп к школе

(индивид., мини

группы)

Отработка необходимых для школьного обучения коммуникативны х и

поведенческих навыков, расширение знаний о школьной жизни, развитие познавательных процессов, мо­торики,

произвольности.

октябрь-

май

Педагог-психолог

ДОУ


Профилактика

дезадаптации

5

Занятия по коррекции звукопроизношения и развитию связной речи (логопункт)

Коррекционно- логопе­дическое воздействие направлено на устранение речевых

нарушений, а также на предупреждение возможных, обеспечение личностной готовности ребенка к обучению в школе, трудностей в процессе обучения в школе

октябрь-

май

Учитель-логопед

СОШ

Предупреждение возможных трудностей в процессе обучения в школе

Диагностико-прогностический этап

1

Расширенное диагностическое исследование компонентов готовности к обучению в школе: (мотива­ционный, интеллектуальный; развитие произвольности). Определение уровня речевого развития.

Выявление

уровня

сформированности предпосылок

УУД

апрель-май

Педагог-психолог

ДОУ

учитель-дефектолог СОШ


Определение уровня готовности к обучению в школе. Составление рекомендаций по выбору образовательной программы для выпускника ДО

2

Родительские собрания в подготовительных к школе группах ДОУ

Ознакомление с общими результатами диагностики по готовности к обучению к школе

май

Педагог-психолог ДОУ и СОШ

Памятка для родителей

по адаптации детей к школе

3

Мониторинг

Неорганизованн ых детей старшего дошкольного возраста и выпускников ДО из других образовательных комплексов

Выявление

уровня

сформированности предпосылок

УУД

май-июнь

психолог

ОО

ШО

Определение уровня

Готовн готовности к об учению в школе.

Составление

4

Комплектование первых классов Школы

Распределение

будущих

первоклассников

в классы


май-июнь

психолог

ОО


Списки

скомплектованных первых классов начальной школы



  1. Ожидаемые результаты.

  1. Обеспечение оптимального перехода ребенка - от дошкольного уровня к уровню начального общего образования:

  • доступность качественных услуг начального общего образования для детей старшего дошкольного возраста, выравнивание их стартовых возможностей при переходе в начальную школу;

  • благоприятные условия для успешного перехода дошкольника на

следующую образовательную ступень - начальное общее образования, единство требований, предъявляемых к первокласснику федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного и начального общего образования;

  • уменьшение периода адаптации первоклассников к условиям обучения в школе;

  • возможности для развития неповторимой индивидуальности каждого ребенка, проявления каждым ребенком творческих способностей в разных видах

деятельности;

•стабильный интерес детей к процессу обучения;

  • формирование позиции успешного первоклассника.

  1. Осуществление профессиональных взаимосвязей между воспитателями

и учителями начальной школы, обеспечивающих:

  • внедрение эффективной системы управления качеством образования;

  • создание условий для успешной профессиональной самореализации, проявления и развития творческого потенциала;

  • создание возможностей для постоянного повышения уровня психолого­педагогических знаний и умений, взаимообмена ими с коллегами.

3) Максимальное удовлетворение социального заказа, в частности запросов родителей в качественной подготовке ребенка к начальному общему образованию:

  • повышение интереса к деятельности ДОУ, их активного и сознательного вовлечения в жизнь детского сада, начальной школы;

  • укрепление партнерских отношений с педагогами на этапе перехода ребенка

на новую ступень развития - школьную;

  • обеспечение свободного доступа к информации, возможности повышения

компетентности в вопросах развития и воспитания детей с использованием информационной среды учреждения;

  • предоставление родительской общественности возможности принимать активное, заинтересованное участие в государственно-общественном управлении учреждением.














































Приложение№1

План совместной работы по преемственности дошкольного и начального общего образования

Содержание мероприятий

Сроки

Ответствен

ые/

участники

I. Организационно-методическая работа

1.1.

Проведение совместных заседаний методического совета ДОУ и Школы по вопросам преемственности дошкольного и начального общего образования.

По мере необходимости

Старший

воспитатель,

зам директора по УВР

1.2.

Адаптация первоклассников к новым условиям школьной жизни.

Сент.

октябрь

Педагоги-

психологи

1.3.

Посещение старшим воспитателем уроков в начальных классах с целью знакомства с требованиями к уровню подготовки детей к школе.

В течение года

Старший

воспитатель

1.4.

Посещение учителями школы открытых занятий в детском саду с целью знакомства с уровнем образовательной подготовки воспитанников дошкольных отделений.

Март


учителя на­чальных классов

1.5.

Совместная работа педагогов - психологов по проблеме «Организация психолого-педагогического сопровождения детей в образовательных учреждениях в условиях внедрения ФГОС ДО и НОО.

В

течение

учебного

года

Педагоги - психологи

1.6.

Совместная работа учителей-логопедов школы и ДО по проблеме «Роль учителя-дефектолога в подготовке ребёнка к школе».

В течение

учебного

года

Учителя – логопед.

дефектолог

1.7.

Внедрение инновационной технологии реализации преемственности между дошкольным образовательным учреждением и начальной школой: составление портфолио выпускника ДО (участие в конкурсах, мероприятиях ДО и выше, отражение способностей, склонностей, фиксирование индивидуальных особенностей ребёнка).

В

течение учебно­го года

Воспитатели

ДОУ


Школа получает дополнительную (документально подтверждённую) информацию о мотивированности родителей и достижениях ребёнка, что может помочь при определении индивидуального образовательного маршрута будущего первоклассника (по какой программе учиться).



1.8.

Анализ работы по осуществлению преемственности между ДО и начальной школой в 2022-2023 уч. году. Обсуждение и утверждение плана взаимодействия образовательных учреждений в обеспечении преемственности дошкольного и начального общего образования на новый учебный год.

Май

Старший

воспитатель,

зам директора по УВР



II. Работа с родителями

2.1.

Родительская конференция «Поступление в школу - важное событие в жизни детей».

Ноябрь

Старший

воспитатель,

зам директора по УВР

, педагоги - психологи

2.2.

Тематические консультации педагогов и специалистов школы для родителей будущих первоклассников.

В

течение учебно­го года

Педагоги - психологи, учителя - логопеды

2.3.

День открытых дверей «В первый класс - без проблем!» для будущих первоклассников, их родителей и воспитателей с целью знакомства с традициями, образовательными возможностями и перспективами развития МОУ «Новохоперская СОШ № 91»

декабрь

зам директора по УВР


2.4.

Организационное собрание для родителей будущих первоклассников.

Май - июнь

зам директора по УВР


2.5.

Индивидуальные консультации педагога-психолога, учителя начальных классов.

В

течение учебно­го года

Специалис­ты школы

2.6.

Оформление стенда "Для вас, родители будущих первоклассников»

В течение

Теч ение у учебно­го года

Старший воспитатель, зам директора по УВР


III. Работа с детьми



3.1.

Развлекательно - игровая программа «Мы теперь не просто дети - мы теперь ученики».




Сент.

Учителя

начальных

классов,

методисты

3.2.

Проведение совместного спортивного праздника «Веселые старты» с выпускниками детского сада и первоклассниками.

Февраль

Учителя начальных классов,

воспитатели

3.3.

КВН между воспитанниками ДОУ и первоклассниками на тему «Книжкины именины».

Март

Воспитатели ДОУ, учителя начальных классов

3.4.

Объединенная выставка творческих работ воспитанников ДОУ и учащихся начальных классов «Умелые руки не знают скуки».

Апрель

Учителя

начальных

классов,

воспитатели

ДО

3.5.

Совместное проведение «Масленицы».

Февраль

Март

музыкальные руководители

3.6.

Экскурсии выпускников детских садов в школу. Создание проекта для будущих школьников «Мы исследуем школу».

Май

Учителя

начальных

классов,

воспитатели

3.7.

Изготовление подарков, операция-сюрприз "Новогодний подарок другу".

Декабрь

Учителя

начальных

классов,

воспитатели

ДО

3.9.

Праздник «До свидания, детский сад - здравствуй Школа!» с участием первоклассников.

Май

Музыкальный руководитель, учителя на­чальных классов, воспитатели









Приложение №2

Портрет выпускника детского сада на этапе завершения дошкольного образования (в соответствии с ФГОС ДО):

  • ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.;

  • ребенок способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

  • ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

  • ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и, прежде всего в игре;

  • ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

  • ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

  • у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

  • ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

  • ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.;

  • ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.