СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа профилактики аддиктивного поведения учащихся «Здоровое поколение»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа направлена на создание условий для формирования осознанного и ответственного отношения учащихся к своему здоровью.

Просмотр содержимого документа
«Программа профилактики аддиктивного поведения учащихся «Здоровое поколение»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №



Рассмотрено и принято на педагогическом

совете МБОУ СОШ №

Протокол № от .




УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ СОШ №

Приказ № от г.








Программа профилактики аддиктивного поведения учащихся

«Здоровое поколение»




























Содержание





Паспорт Программы


3


Введение


4

1

Принципы реализации Программы


8

2

Цели и задачи Программы


9

3

Приоритетные направления Программы

10

4

Структура Программы


12

5

Содержание Программы


13

6

Механизмы реализации Программы


21

7

Этапы реализации Программы


22

8

Ожидаемые результаты


23
























Паспорт программы


Наименование Программы

Комплексная программа по профилактике аддиктивного поведения учащихся «Здоровое поколение»

Нормативно-правовая база

  • Закон РФ «Об образовании» (ст. 51);

  • Национальная доктрина образования РФ на период до 2025г.;

  • Основы законодательства РФ «Об охране здоровья граждан» (ст. 17, 20, 24);

  • Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 г.;

  • Письмо Министерства образования и науки России, МВД России и ФСКН России «Об организации работы по предупреждению и пресечению правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков в образовательных учреждениях».

Цель Программы

Создание условий для формирования осознанного и ответственного отношения учащихся МБОУ СОШ № к своему здоровью

Разработчики Программы


Сроки реализации


Ожидаемые результаты

  1. Формирование здорового жизненного стиля у учащихся МБОУ СОШ № ;

  2. Формирование осознанного и ответственного отношения учащихся к своему здоровью;

  3. Увеличение количества обучающихся, вовлеченных в профилактические мероприятия;

  4. Увеличение количества учащихся, вовлеченных в спортивно-оздоровительные мероприятия, придерживающихся здорового образа жизни;

  5. Переход к современным более эффективным технологиям здоровьесбережения;

  6. Как следствие, снижение уровня распространенности зависимости от ПАВ и других социально-негативных явлений в молодежной среде.

Исполнители Программы

Администрация МБОУ СОШ № , педагогический коллектив, родители учащихся.











Введение

Без здоровых детей у страны нет будущего

Н.А. Назарбаев

На современном этапе развития российского общества молодое поколение находится в достаточно сложной социально-психологической ситуации. В значительной мере разрушены прежние устаревшие стереотипы поведения, нормативные и ценностные ориентации. Культурно-цивилизационные изменения, происходящие в первой четверти третьего тысячелетия, связанные с усилением процессов глобализации, интернационализации, межкультурного диалога, продолжающейся научно-технической революцией в сфере информационных и коммуникационных технологий не всегда являются благоприятными условиями для развития подрастающего поколения. В последнее время все чаще говорится о противопоставлении обычным жизненным целям некой антикультуры. Уходят в прошлое стабильные, традиционные представления о человеческом счастье – крепкая семья, самодостаточность в рамках профессии, социальная ответственность. Приходят иные ценности, чуждые гражданскому обществу. Молодые люди утрачивают ощущение смысла происходящего и не имеют определенных жизненных навыков, которые позволили бы сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый и эффективный жизненный стиль. Молодежь а, особенно, дети школьного возраста, находясь под воздействием хронических, непрерывно возрастающих интенсивных стрессовых ситуаций, не готовы к их преодолению и страдают от их последствий. Это побуждает искать средства, помогающие уходить от тягостных переживаний. В данной ситуации на первое место вышла наркотизация подростков, а также различные виды употребления психоактивных веществ.

По словам Антона Белякова, депутата Государственной Думы, « …потребление пива в России составляет 80 литров на человека в год, по сравнению с 15 л в 1995 году, а средний возраст начала его употребления - 10-12 лет. По оценкам экспертов Всемирной организации здравоохранения, если потребление чистого алкоголя на душу населения превышает 8 литров в год, то это угрожает здоровью нации, и каждый добавочный литр сверх определенного предела уносит 11 месяцев жизни у мужчин и 4 месяца жизни у женщин. В России же ежегодное потребление алкоголя составляет 18 л чистого спирта, причем, рост потребления алкоголя обеспечивается в основном за счет пива». Т.е. на сегодняшний день происходит алкоголизация русской нации, в которой самой незащищенной категорией оказалась именно подрастающее поколение.

Многие профилактические программы, разрабатываемые в различных регионах России, являются не достаточно профессиональными и реализуются лицами, не имеющими специальной подготовки и соответствующего образования. На фоне глобального характера проблемы в стране недостаточно специалистов, занятых междисциплинарными и адекватными современным требованиям науки и практики исследованиями, способных разрабатывать и внедрять обучающие программы, а также проводить квалифицированную подготовку кадров в области профилактики. Все это девальвирует деятельность, направленную на сокращение спроса на наркотики и другие психоактивные вещества среди молодежи России.

В настоящее время в профилактическую активность включаются многочисленные общественные организации, деятельность которых следует поддерживать. Однако необходимо отметить, что в своем большинстве их работа носит стихийный, недостаточно квалифицированный и односторонний характер. Необходимо предпринять усилия по упорядочиванию деятельности этих организаций, подготовке специалистов, работающих в них, координированию деятельности государственных и общественных структур.

Важнейший вопрос об участии средств массовой информации в профилактике аддиктивного поведения среди молодежи фактически не решен. Периодические выступления специалистов в печати и на радио, единичные и непрофессиональные с точки зрения профилактики антинаркотические программы на телевидении, не могут заменить регулярной и научно обоснованной работы средств массовой информации в этом направлении. Должны быть продолжены и научные исследования в области профилактики. Необходима разработка общетеоретических и специальных ее аспектов: исследование роли семьи и образовательных учреждений в профилактике употребления наркотиков; причин формирования группы риска и разработка соответствующих профилактических и терапевтических программ. Необходимо продолжить разработку и апробацию программ для школьников различных возрастных групп, разработать методологию и методы обучения различных категорий специалистов в области профилактики наркомании.

Таким образом, несмотря на активную разработку в настоящее время профилактических образовательных программ данная проблема не перестает существовать. Отсюда, важным условием становится подбор наиболее эффективных методов и форм профилактики аддиктивного поведения среди учащихся. Кроме того, особое внимание в профилактике аддиктивного поведения среди учащихся различных возрастных групп должно уделяться взаимной структурированной деятельности субъектов муниципальных органов управления и субъектов ОУ.

На основании вышеизложенного в МБОУ СОШ № была разработана комплексная программа по профилактике аддиктивного поведения «Здоровое поколение» для формирования у подрастающего поколения установки на ведение здорового образа жизни.

Термин «аддиктивное поведение» в данной программе определяется как склонность, пагубная привычка; (лат. addictus — рабски преданный) — особый тип форм деструктивного поведения, которые выражаются в стремлении к уходу от реальности посредством специального изменения своего психического состояния (злоупотребление одним или несколькими веществами: алкоголь, наркотики, курение; увлечение азартными играми, в т. ч. компьютерными и т.д.). [Большая психологическая энциклопедия]































1. Принципы реализации Программы


Реализация данной программы включает в себя следующие принципы:

  1. Программно-целевого и вариативного подходов, которые предполагают единую систему планирования и своевременную коррекцию планов;

  2. Личностно-ориентированные принципы:

  • принцип адаптированности (каждый должен чувствовать свою значимость);

  • принцип развития (целостное развитие личности: физическое, духовное, интеллектуальное);

  • принцип психологической комфортности (организация благоприятной психологической обстановки).

  1. Принцип личностно-деятельностного подхода к обучению, позволяющий развить не только трудовые, нравственные, коллективистские, интеллектуальные, познавательные компетенции учащегося, но также его личностные качества.

  2. Принцип ответственности, предполагающий, что каждый специалист ответственен за последствия своего влияния на личность.

  3. Принцип компетентности: каждый специалист решает проблему только в рамках своей компетентности.

  4. Принцип конфиденциальности, предполагающий требование сохранения в тайне, полученную информацию.












2. Цели и задачи Программы


Цель программы:

Создание условий для формирования осознанного и ответственного отношения учащихся МБОУ СОШ № к своему здоровью.

Задачи:

  1. Пропаганда здорового образа жизни среди учащихся МБОУ СОШ № .

  2. Формирование осознанного отношения учащихся к своему здоровью.

  3. Формирование у учащихся активной жизненной позиции.

  4. Просвещения учащихся о последствиях табакокурения, употребления алкоголя и ПАВ.

  5. Профилактика табакокурения, употребления алкоголя и наркотиков среди обучающихся.

  6. Распространение форм профилактики аддиктивного поведения в социокультурной среде (учитель-ученик-семья).

  7. Максимальное использование школьных оздоровительных ресурсов для сохранения и укрепления здоровья школьников.

  8. Снижение уровня социальных девиаций в подростковой среде.

  9. Вовлечение обучающихся в деятельность по профилактике аддиктивного поведения.














3. Приоритетные направления Программы


Данная программа ориентирована на создание оптимальных условий для формирования у учащихся ответственного отношения к своему здоровью. В связи с чем, выделены следующие направления деятельности в рамках программы:

  1. Диагностическое направление.

Цель: сбор объективной информации об уровне информированности учащихся по проблеме аддиктивного поведения, выявление учащихся склонных к асоциальному поведению и т.д.


  1. Коррекционное направление.

Цель: формирование у учащихся установки на ведение здорового образа жизни.


  1. Профилактическое направление.

Цель: формирование у учащихся знаний, навыков и отношений, необходимых для принятия информированных решений для отказа от употребления наркотиков, алкоголя и табакокурения.


  1. Просветительское направление.

Цель: просвещение субъектов образовательного процесса об основных аспектах аддиктивного поведения.


  1. Нравственно-правовое направление.

Цель: формирование нравственной культуры личности, опыта общественного поведения.


  1. Физкультурно-оздоровительное направление.

Цель: сохранение и укрепление здоровья детей младшего, среднего и старшего школьного возраста, формирование ответственного отношения к своему здоровью.














4. Структура деятельности по профилактике аддикциктивного поведения



5. Содержание Программы


Программа профилактики аддиктивного поведения «Здоровое поколение» представляет собой содержание необходимой и достаточной профессиональной деятельности педагогов и специалистов компетентных органиков по достижению воспитательного результата, заданного целью профилактической работы. Программа реализуется комплексно: в урочной, внеурочной, внеклассной деятельности и системе работы с родительской общественностью.

Система работы МБОУ СОШ №

по профилактике аддиктивного поведения






В урочной и неурочной деятельности для каждой возрастной категории учащихся выбирается своя содержательная линия.

Ступени

школы

Классы

Содержание деятельности

Контроль знаний

Знания, умения

Урочная

Внеурочная

Внеклассная

начальная

1-4 классы

  1. Уроки по предметам: КБЖ, ИЗО, физическая культура, окружающий мир.

  1. Тематические классные часы:

«Правила поведения в школе», «Расту здоровым!», «Час здоровья», «Здоровая нация – счастливая Россия!», «В мире привычек».

  1. Уроки правовой грамотности.

  2. Занятия со специалистами психолого-педагогической службы.

  1. Традиционные годовые мероприятия в ОУ:

  1. Тематическая неделя «Мы за здоровый образ жизни!».

  2. Кинолектории.

  3. Конкурсы листовок, стенгазет, рисунков на темы: «Азбука здоровья», «В мире вредных привычек», «Юные граждане за здоровый образ жизни», «Моя здоровая семья».

  4. Походы выходного дня.

  5. Дни здоровья.

  6. Веселые старты.

  7. Спортивная игра «Зарничка»,

  8. Участие в социальном проекте школы «Праздник зимнего футбола».

II. Диагностичеcкая работа по выявлению раннего отклоняющегося поведения.



4 класс – ащита портфолио «Мое здоровье» (фотографии активного отдыха с семьей, рисунки по теме ЗОЖ и т.д.).


Должны знать и понимать:

- зависимость состояния здоровья от собственного поведения и отношения к нему;

- важность спорта и здорового досуга для здоровья человека.

- важность заботы о своем здоровье.

Должны уметь:

- объяснить возможные последствия вредных привычек.

- объяснять пользу здорового досуга.
- различать полезные и вредные привычки.

Средняя

5-8 классы

  1. Уроки по предметам: КБЖ, ИЗО, физическая культура, природоведение, биология, обществознание.

  1. Тематические классные часы: «Курить – здоровью вредить», «Дружно, смело, с оптимизмом – за здоровый образ жизни!», «Суд над сигаретой», «Ох, задача для ребят– кто же в этом виноват?», «Расту здоровым», «Пивной алкоголизм», «Жизнь без привычек» и т.д.

  2. Групповые занятия «Расту счастливым!» (развитие саморегуляции).

  3. Уроки правовой грамотности.

  4. Занятия со специалистами психолого-педагогической службы.

  5. Индивидуальные консультации со специалистами психолого-педагогической службы по возникающим проблемам.


  1. Традиционные годовые мероприятия в ОУ:

  1. Тематическая неделя «Мы за здоровый образ жизни!».

  2. Кинолектории.

  3. Походы выходного дня.

  4. Дни здоровья.

  5. Веселые старты.

  6. Спортивная игра «Зарница»,

  7. Участие в социальном проекте школы «Праздник зимнего футбола».

  8. Внутришкольная спартакиада учащихся.

  9. Шахматный турнир


  1. Участие в социальных акциях

  1. Акция «Спорт против курения»

  2. Благотворительная акция «Согрей теплом своей души» (помощь детям, находящимся в ГБМУ «СПИД центр»).

  3. Флеш-моб «Юные граждане – за ЗОЖ!»

  1. Экскурсии в медицинские учреждения города, в социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних.

  2. Психологическая диагностика детей с целью выявления склонностей к правонарушениям, изучение их отношения к употреблению алкоголя, наркотиков, к курению. Формирование групп трудновоспитуемых учащихся для коррекционной работы.

Диагностичеcкая работа по выявлению раннего отклоняющегося поведения.


5 класс – презентация коллаж «В мире привычек»;

6 класс – разработка памяток и листовок «Я выбираю ЗОЖ!»;

7 класс - олимпиада по ЗОЖ;

8 класс – защита исследовательских работ по проблемам здорового образа жизни.


Учащиеся должны знать:
- понятия «алкоголизм», «табакокурение», «наркомания»,

- последствия табакокурения, употребления алкоголя, наркотиков, - нормативно-правовые аспекты, касающиеся табакокурения, употребления алкоголя, наркотиков;

Факторы риска и факторы защиты, влияющие на принятие решения по поводу употребления наркотиков.
- безопасные способы снижения душевного напряжения;
- человеческие качества, способствующие формированию и укреплению доверия;

- как отличить позитивное дружеское влияние от негативного

Учащиеся должны уметь:
- аргументировать необходимость отказа от вредных привычек;
- выбирать здоровые варианты досуга;

— определять «крючки», на которые «ловит» окружающая среда;

— анализировать возможные последствия принимаемых решений;
— оценить степень влияния друзей на свои поступки и степень собственного влияния на поступки друзей, характер дружеского влияния;

— распознавать ситуации давления и отстаивать свою позицию;

— уметь говорить «нет»вредным привычкам.

Учащиеся должны понимать:
- опасность потребления алкоголя, табака, важность оказания поддержки друг другу
- важность принятия собственных решений по отношению к своему здоровью



Старшая

9-11 класс

1.Уроки по предметам: ОБЖ, ИЗО, биология, физическая культура, обществознание.

  1. Тематические классные часы: «Скажи наркотикам НЕТ!», «Алкоголь-путь в никуда!», «Не стань рабом привычек» и т.д.

  2. Групповые занятия «Мои жизненные ценности».

  3. Уроки правовой грамотности.

  4. Занятия со специалистами психолого-педагогической службы.

  5. Индивидуальные консультации со специалистами психолого-педагогической службы по возникающим проблемам.

  6. Работа лекторских групп медицинских классов (выпуск информационных бюллетеней, буклетов, листовок, демонстрационного материала).

  7. Проведение занятий по профилактики ВИЧ-инфекции.


  1. Традиционные годовые мероприятия в ОУ:

  1. Тематическая неделя «Мы за здоровый образ жизни!».

  2. Кинолектории.

  3. Походы выходного дня.

  4. Дни здоровья.

  5. Веселые старты.

  6. Спортивный вечер «А ну-ка, парни!»,

  7. Участие в социальном проекте школы «Праздник зимнего футбола».

  8. Конкурс частушек «Будь здоров!».

  9. Конкурс агитбригад «Выбери здоровое будущее!»

  1. Участие в социальных акциях

  1. Акция «Спорт против наркотиков»

  2. Благотворительная акция «Согрей теплом своей души» (помощь детям, находящимся в ГБМУ «СПИД центр»).

  3. Флеш-моб «Юные граждане – за ЗОЖ!»

  1. Экскурсии в медицинские учреждения города, в социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, посещение кинотеатров.

  2. Психологическая диагностика детей с целью выявления склонностей к правонарушениям, изучение их отношения к употреблению алкоголя, наркотиков, к курению. Формирование групп трудновоспитуемых учащихся для коррекционной работы.

Диагностичеcкая работа по выявлению раннего отклоняющегося поведения.



9 класс - защита плакатов «Это должен знать каждый!»;

10 класс – создание и защита мультимедийных презентаций, видеороликов «Выбери жизнь!»;

11 класс – разработка социального проекта «Здоровое поколение».




Учащиеся должны знать:

- понятия «алкоголизм», «табакокурение», «наркомания»,

- последствия табакокурения, употребления алкоголя, наркотиков, - нормативно-правовые аспекты, касающиеся табакокурения, употребления алкоголя, наркотиков;

- влияние наркомании на современное общество;

- отношение общества к проблеме наркомании;

- какие способы профилактики наркомании существуют в настоящее время;
- какие организации занимаются профилактикой наркомании в их городе/районе;
- какова политика их школы по отношению к профилактике употребления наркотиков подростками;

- взаимосвязь между употреблением наркотиков и распростра­нением ВИЧ-инфекции;
- какие организации могут помочь при решении проблем;
- каким образом можно помочь друзьям, оказавшимся в сложной ситуации, связанной с употреблением наркотиков.

Учащиеся должны уметь:
- разрабатывать элементарные соцпроекты;

- анализировать СМИ и общественное мнение;

- объяснять правовые аспекты употребления наркотиков.

- аргументировать свою позицию;

Общие мероприятия в течение учебного года:

  1. Совместно с инспекторами ПДН и школьным родительским комитетом проведение рейдов «Подросток» в выходные, праздничные дни и каникулярное время в места массового отдыха подростков с целью выявления случаев употребления алкоголя, наркотиков, курения и асоциального поведения детей..

  2. Индивидуальные профилактические беседы с учащимися группы риска с целью предупреждения курения, употребления алкоголя и наркотиков.

  3. Контроль досуга несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении.

  4. Диагностика школьного микрорайона с целью выявления мест, отрицательно воздействующих на детей.

  5. Проведение физкультминуток на общеобразовательных уроках.

  6. Встречи с врачом-наркологом, специалистами из физкультурно-оздоровительного диспансера, инспекторами ПДН – проведение лекций.

  7. Посещение на дому социально-неблагополучных семей., работа с данными семьями по искоренению неблагополучия.

  8. Организация и проведение тестирования на употребление наркотиков учащимися 7-11 кл.., совместно с медицинскими работниками в рамках федеральной программы..

  9. Проведение специалистами школьной психолого-педагогической службы профилактических бесед с выявленными курильщиками и детьми, замеченными в употреблении алкоголя и наркотиков

  10. Родительские всеобучи. Классные родительские собрания: «Подростковый алкоголизм», «Подростки и наркотики».

  11. Индивидуальное семейное консультирование родителей из проблемных семей по предупреждению алкоголизации, наркотизации, безнадзорности и правонарушений

  12. Разработка методических материалов для классных руководителей по пропаганде ЗОЖ и профилактике вредных привычек.

  13. Выпуск буклетов с рекомендациями для родителей, педагогов и учащихся по профилактике аддиктивного поведения.

  14. Участие совместно с учащимися в областных и городских социальных проектах по профилактике зависимостей.



6.Механизм реализации программы


Виды деятельности

Механизм реализации

Урочная деятельность

  • Рабочие программы педагогов



Внеурочная деятельность

  • План воспитательной работы школы;

  • План работы социального педагога;

  • Совместный план работы с инспекцией ПДН;

  • План воспитательной работы классного руководителя



Внеклассная деятельность

  • План воспитательной работы школы;

  • План воспитательной работы классного руководителя



Работа с родителями

  • План работы с родительской общественностью





























7. Этапы реализации Программы


№ п/п

наименование этапа

содержание этапа

сроки

1

Информационно-аналитический

  • Выявление проблем;

  • Определение приоритетных направлений.


2

Проектировочный

Разработка Программы


3

Внедренческий

  • Внедрение и комплексное использование в воспитательном процессе основных направлений Программы;

  • Совершенствование работы по профилактике аддиктивного поведения учащихся;

  • Сбор данных мониторинга профилактической работы.


4

Корректировочный

  • Анализ данных мониторинга;

  • Корректировка тактических задач по каждому из приоритетных направлений;

  • Внесение изменений в содержание программы.


5

Аналитико-обобщающий

Анализ результатов реализации программы «Здоровое поколение»;

Систематизация полученных данных;

Формулирование проблем и перспектив развития.


















8. Ожидаемые результаты Программы


Реализация Программы позволит повысить качество информирования о наркозависимости, привлечь как можно больше молодежи и общественности к здоровому образу жизни. Программа обеспечит формирование в подростковой среде ценностно-смыслового единства по отношению к наркотикам и организацию социальной среды ребенка, обеспечивающей его антинаркотическую безопасность.

В рамках данной программы планируется получить следующий результат:

1. Все участники проекта получают необходимые знания по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании, познакомиться с медицинскими учреждениями (адресами и направлениями их деятельности в области защиты подростков от наркомании).

2. Данная программа даст возможность обучающимся получить базовые знания в области самозащиты от вредных привычек.

3. Укрепление общего соматического, психического здоровья детей и подростков.

4. Повышение уровня правового воспитания учащихся.
5. Поддержание благоприятной эмоциональной психологической атмосферы в образовательном учреждении.





12