МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
СЕМЕЙНЫЙ ЦЕНТР «КЛИНСКИЙ»
Программа психологической подготовки к обучению
«На пороге школы».
Материал подготовила
психолог высшей категории Е.А.Новоторцева
Клин, 2024 год
Быть готовым к школе –
не значит уметь читать, писать и считать.
Быть готовым к школе –
значит быть готовым всему этому научиться.
(Л.А.Венгер)
К старшему дошкольному возрасту дети приобретают определенный кругозор, запас конкретных умений, овладевают способами обследования внешних свойств предметов. В процессе приобретения этих знаний формируется необходимая будущему первокласснику интеллектуальная активность, рождается радость познания. Готовность ребенка к школьному обучению предполагает наличие у него следующих качеств:
- организованность, аккуратность;
- волевые качества;
- внимание, способность к длительному сосредоточению;
- сообразительность, любознательность, творческие способности;
- развитая речь и воображение;
- хорошая память;
- моторная ловкость;
- дружелюбие, умение общаться с детьми и взрослыми;
- начальные навыки чтения, счета и письма.
Однако когда мы говорим о готовности ребенка к обучению в школе, необходимо учитывать не только и не столько стартовые познавательные навыки ребенка, но и психологический компонент. Как помочь ребенку найти правильную дорогу в школе? Обычно взрослые сосредотачивают свои усилия только на тренировке детей в различных учебных мнениях: чтении, письме, счете — забывая, что ребенок в школе не только читает, пишет и считает, но и чувствует, переживает, размышляет, оценивает себя, друзей, взрослых. И помогать ему надо прежде всего в понимании самого себя и своего места в школьной жизни, во взаимодействии с другими ребятами и учителем; помогать в поиске своих ресурсов, утверждении веры в себя и свои возможности, устремлении к преодолению школьных трудностей. Тогда ребенок будет познавать в школе не только внешний мир, но и самого себя, и в этой гармонии его школьный путь будет непременно успешным и радостным.
Психологическая готовность к школе – необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка для усвоения школьной программы при определенных условиях обучения. Основным критерием психологической готовности к обучению является способность ребенка успешно учиться в школе. Психологическая готовность ребенка к школе не имеет ничего общего с тем, умеет ли ребенок читать, считать, писать, а состоит из следующих компонентов:
- Личностная готовность – это самостоятельность, способность к самоорганизации, желание осваивать знания, интерес к учебе, формирование у него новой социальной позиции школьника. Включает в себя:
1. социальную готовность (коммуникативные навыки ребенка, т.е. умение устанавливать отношения со сверстниками и взрослыми);
2. мотивационную готовность (наличие учебной мотивации);
3. эмоциональную готовность (позитивное отношение к себе, другим детям, педагогам, достаточная эмоциональная зрелость, умение чувствовать и понимать настроение другого, сотрудничать).
- Волевая готовность к школе – заключается в способности ребенка целенаправленно трудиться, делать то, что от него требует учитель, соблюдать режим школьной жизни. Ребенок должен уметь управлять своим поведением, умственной деятельностью, быть способным длительному сосредоточению и преодолению желания отвлекаться. Начинает формироваться так называемое произвольное поведение – это сознательно контролируемое поведение, у которого есть намерение и цель.
- Интеллектуальная готовность к школе – речь идет об интеллектуальном развитии ребенка, сформированности основных психических функций – внимания, памяти, мышления.
Программа «На пороге школы» направлена на формирование психологического компонента готовности к обучению, развитие так называемой, внутренней позиции школьника, при надлежащей сформированности которой ребенок хочет и умеет учиться, уверен в себе и своих силах, имеет устойчивую учебную позицию.
Программа адресована детям 6-7 лет, находящихся на этапе подготовки к школе. Занятия по программе проводятся в групповом либо подгрупповом формате, с периодичностью 1 раз в неделю, продолжительность каждого – 45 минут.
Структура занятия:
- Приветствие, разминка;
- Основная часть (выполнение заданий в соответствии с темой занятия, динамическая пауза, работа с терапевтической сказкой);
- Игровая часть (игры и задания на готовность к школе);
- Рефлексия, ритуал прощания.
Программа является составительской. В основе ее лежит программа Ю.Куражевой «Цветик – Семицветик. Приключения будущих первоклассников», О.В.Хухлаевой «Трудности первоклассника», а также отдельные авторские разработки занятий. Она содержит в себе элементы сказко-, рисуночной и игровой терапии, а также процедуру первичной, промежуточной и итоговой диагностики. Данная программа строится на следующих принципах:
- единство диагностики и коррекции;
- принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач;
- принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка;
- принцип комплексности методов психологического воздействия;
- принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в коррекционной программе;
- принцип опоры на разные уровни организации психических процессов;
- принцип постепенного усложнения изучаемого материала.
Ожидаемыми результатами освоения программы являются быстрая, психологически комфортная адаптация ребенка к школе, комфортная позиция в детском коллективе, достижение устойчиво успешных учебных результатов.
Методической основой для разработки программы являются следующие источники:
Шарохина В.Л. Психологическая подготовка детей к школе. Конспекты занятий.
Хухлаева О.В. Трудности первоклассника.
Пилипко Н.В. Здравствуй, школа! Адаптационные занятия с первокласниками.
Куражева Н.Ю. Цветик – Семицветик. Приключения будущих первоклассников. Программа психологических занятий для дошкольников.
Моргулец Г.Г., Расулова О.В. Преодоление тревожности и страхов у первоклассников.
Соколова Ю.А. Игры и задания на готовность к школе ребенка шести – семи лет.
Ананьева Т.В. Комплексная психологическая поддержка детей старшего дошкольного возраста. Конспекты занятий.
Ананьева Т.В. Программа психологического сопровождения дошкольника при подготовке к школьному обучению.
Календарно-тематическое планирование программы:
N п/п | Тема занятия | Количество занятий | Дата проведения |
1 | Вводное. Знакомство. Диагностика | 1 | |
2 | Первичная диагностика психологической готовности детей к обучению в школе | 1 | |
3 | «Что я жду от встречи со школой» | 1 | |
4 | «Создание лесной школы» | 1 | |
5 | «Правила школьной жизни» | | |
6 | «Школьные правила» | 1 | |
7 | «Собирание портфеля» | 1 | |
8 | «Что такое аккуратность?» | 1 | |
9 | «Смешные страхи, или как не бояться учиться» | 1 | |
10 | «Трудности первоклассника в школе и дома» | 1 | |
11 | «Существо по имени Лень» | 1 | |
12 | «Я и мой учитель» | 1 | |
13 | «Оценки и домашние задания» | 1 | |
14 | Промежуточная диагностика психологической готовности детей к обучению в школе | 1 | |
15 | «Я и мои одноклассники» | 1 | |
16 | «Конфликты в классе: обидные слова и драки» | 1 | |
17 | «Я учусь управлять собой!» | 1 | |
18 | «Я умею преодолевать трудности» | 1 | |
19 | «Как относиться к ошибкам» | 1 | |
20 | «Плохое поведение в школе: жадность» | 1 | |
21 | «Плохое поведение в школе: непослушание» | 1 | |
22 | «Плохое поведение в школе: воровство, или почему нельзя брать чужое» | 1 | |
23 | «Плохое поведение в школе: обманщики и ябеды» | 1 | |
24 | «Если ты заболел…» | 1 | |
25 | «Разные чувства в школе» | 1 | |
26 | «Самое важное качество будущего ученика» | 1 | |
27 | «Предшкольная тревожность: если я снова чего-то боюсь…» | 1 | |
28 | «Кто поможет мне учиться» | 1 | |
29 | «Школьник и дошкольник: как мне больше нравится?» | 1 | |
30 | «Верить и стараться!» | 1 | |
31 | «Школа – это здорово: первый раз в первый класс!» | 1 | |
32 | Итоговая диагностика психологической готовности детей к обучению в школе | 1 | |