МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №5
КУРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
Рассмотрено Согласовано: на заседании ШМО зам.директора по УВР филологического цикла _______________/Г. С. Миранова/ протокол №1 от 26.08.2020г. 27.08.2020г. | Утверждаю: Директор школ _____/ Ситдиков Р. Д/ Приказ № « 28 » августа 2016г. |
План работы с одарёнными детьми
учителей русского языка и литературы
МКОУ СОШ №5
на 2020/2021учебный год
2020 г.
№п/п | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
| Составление списка одаренных детей по классам | До 11 сентября | Учителя русского языка и литературы |
| Выбор форм работы | До 11 сентября | Учителя русского языка и литературы |
3. | Индивидуальные и групповые консультации, подготовка учащихся к школьному и районному этапу Всероссийской олимпиады школьников | Сентябрь-ноябрь | Учителя русского языка и литературы |
4. | Проведение школьного этапа олимпиад по русскому языку и литературе | Октябрь | Учителя русского языка и литературы |
5. | Участие в заочных олимпиадах по русскому языку и литературе | В течение года | Учителя русского языка и литературы |
6. | Определение тем работы для участия в школьной научно-практической конференции | В течение сентября | Учителя русского языка и литературы |
7. | Индивидуальные консультации учащихся для подготовки к НПК, составление списка литературы | Сентябрь-октябрь | Учителя русского языка и литературы |
8. | Участие в районных и региональных научно-исследовательских конференциях. Индивидуальные консультации | В течение года | Учителя русского языка и литературы |
9. | Поощрение одаренных учащихся за участие в олимпиадах и конкурсах | Май | Учителя русского языка литературы |
10. | Проведение интеллектуальных игр по русскому языку и литературе «Что? Где? Когда» | В рамках предметной декады | Учителя русского языка и литературы |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №5
КУРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
Рассмотрено на заседании ШМО филологического цикла протокол №1от26.08.2020 г. | Согласовано: зам. директора по УВР _________/Г. С. Миранова/ 27.08.2020 г. | Утверждаю: Директор школы: ______/Т. Н. Мурадханова/ 28.08.2020 г. |
Программа работы с одаренными детьми
Автор-составитель:
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
О. И. Атанасова
2020 г.
«Свои способности человек может узнать,
только попытавшись приложить их».
(Сенека Младший)
Пояснительная записка.
Сегодня проблема обучения одаренных детей напрямую связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира, породившего идею организации целенаправленного образования людей, имеющих ярко выраженные способности в той или иной области знаний. Одаренный ребенок – это особенный ребенок, и ему не всегда подходят требования стандартной образовательной системы. Для одаренных детей характерна чрезвычайная любознательность и потребность в познании, энергичность и яркая независимость. Одной из приоритетных задач современного общества является создание условий, обеспечивающих выявление одаренных детей и реализацию их потенциальных возможностей. Успешность работы с одаренными детьми во многом зависит от того, какая работа проводится с ними в среднем и старшем звене.
Моя принципиальная позиция заключается в том, что одаренные дети есть везде. Проблема в том, что не всегда одаренность адекватно оценивается учителем. Считаю, что у этой категории детей возникает ряд проблем, поэтому, выстраивая учебный процесс, следует учитывать следующие особенности:
Проблемы | Особенности |
1. Неприязнь к школе, т.к. учебная программа не соответствует их способностям и скучна для них. 2. Одаренным детям нравятся сложные задания и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники средних способностей. 3. Они отвергают стандартные требования учебного процесса, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами. 4. Их волнуют вопросы философского характера. | 1. Одаренные дети не успокоятся, пока не достигнут высшего уровня. Стремление к совершенству – одна из отличительных черт их характера. 2. Они критически относятся к собственным достижениям, часто не удовлетворены, отсюда – низкая самооценка. 3. Зачастую ставят перед собой нереалистические цели. Не имея возможности достигнуть их, они начинают переживать. Стремление к совершенству и есть та сила, которая приводит к высоким результатам. 4. Одаренный ребенок более уязвим. Требует к себе особого внимания взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми, которых раздражает жажда такого внимания. |
Дифференциация и индивидуализация призвана способствовать поддержке и развитию способных, талантливых учащихся, более полно учитывать их интересы и способности. Развитие новых технологий влечет в настоящее время потребность в людях, умеющих мыслить нестандартно. Данная программа создает условия для выявления, развития и поддержки одаренных ребят и обеспечение их личностной, социальной самореализации.
Программа помогает систематизировать и расширять знания обучающихся по данным предметам. Представленный в программе курс ориентирован на развитие творческого мышления, воображения, творческой активности.
Программа предусматривает систему мероприятий, направленных на формирование и реализацию государственной политики в области образования, связанных с ранним выявлением и поддержкой одаренных детей.
Цели программы.
1.Выявление одаренных детей;
2.Создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей. развитие и разработка социально ценных компетенций у учащихся.
Цель учебной деятельности - активизировать обучение, придав ему исследовательский, творческий характер, и таким образом передать учащимся инициативу в организации своей познавательной деятельности.
Задачи:
- выявление одаренных детей;
-совершенствование над предметных знаний, умений и навыков обучающихся;
-формирование устойчивого интереса к самостоятельной творческой (исследовательской) деятельности;
-стимулирование интереса детей к языку;
-создание условий для формирования умений и навыков работы с заданиями олимпиадного уровня.
-формирование умения учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.
Направления работы с одаренными детьми на уроке.
1. Индивидуально-дифференцированный подход на уроках .
Этапы:
1. Подготовительный этап работы «Мониторинг одаренности».
1. Диагностика индивидуально-типологических особенностей учащихся. Диагностика внутреннего развития учащегося.
Формирование групп детей по уровню достижений.
Методы диагностики:
- информационно-комментирующий (беседа, анкета);
- продуктивный: участие в конкурсах, конференциях, предметных олимпиадах;
- оценочный: самооценка, тестирование результатов;
- действенно-поведенческий: наблюдение, самоанализ, анализ урока, занятия.
Определение уровней достижений ученика по русскому языку и развитию творческих способностей: 1-высокий, 2-резервный, 3-обычный.
2.Выделение групп одарённых детей в каждом классном коллективе.
3.Составление или подбор дифференцированных заданий.
4. Постоянный контроль за результатами работы учащихся
Формы работы
-интегрированные уроки
-разнообразные методы работы: ролевые тренинги, «мозговые штурмы», интеллектуальные марафоны.
-задания повышенного уровня сложности, носящие творческий характер
Формы работы на уроке.
1). Составление учебных планов для аналитической работы с текстом.
- картинный план.
-стереотипный план.
2) Многоуровневый анализ текста.
3) Многоуровневая беседа с использованием репродукции художественного произведения
4). Работа с карточкой на уроке
А) Творческие образные задания:
Б) развитие образной и смысловой памяти, логических способностей:
5).Прием «Особое задание».
6). Прием «Энциклопедист»
7). Применение интерактивных форм работы.
А) Прием «Молодой учитель»
Б) Метод проектов
В) Самостоятельная работа с текстом.
Г). Интенсификация обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала. Составление кластеров.
8. Использование технологии индивидуальных образовательных траекторий.
9. Проведение зачетов.
- Прием «три уровня домашнего задания».
10. Использование информационно-коммуникационных технологий.
Варианты работы:
Одаренные дети на уроке самостоятельно за индивидуальным компьютером изучают новую тему, проходя ее в собственном темпе и получая итоговую оценку работы (например, тестирование ).
Использование материалов мультимедийной продукции для творческой работы учащихся над рефератом или проектом и лабораторно-практических занятий .
Проведение различных вариантов опроса и контроля знаний учеников.
Частое обращение вместе с детьми к электронной базе данных для создания тематических и игровых разноуровневых тренировочных и проверочных материалов для индивидуальной работы.
Создание заданий и презентаций учащимися к урокам: (« работа по части А, С, при подготовке к ЕГЭ), докладов и рефератов.
Составление презентаций учителем вместе с учениками в программе Power Point, которые позволяют создать информационную поддержку при подготовке и проведении уроков .
План работы учителя
№ | Содержание работы | Сроки |
1. | Выявление одаренных детей. | Постоянно. |
2. | Создание и пополнение банка данных одаренных детей по предмету. | В течение года. |
3. | Диагностика индивидуально-типологических особенностей учащихся. Диагностика внутреннего развития учащегося. Диагностика успешности ребенка. | Постоянно. |
4. | Создание нормативной и методической базы для работы с одаренными детьми. | В течение года. |
5. | Организация исследовательской деятельности учащихся. | В течение года. |
6. | Подготовка учащихся к предметным олимпиадам, конкурсам, конференциям. | В течение года. |
7. | Составление плана массовых мероприятий с одаренными детьми. | Сентябрь. |
| Создание банка творческих работ учащихся. | В течение года. |
8. | Подготовка педагогических характеристик на каждого ребенка, составление индивидуальной программы работы с ребенком. | В теч. года. Сентябрь. |
| Самообразование педагога | |
1. | Изучение методической и научно-популярной литературы. | Постоянно. |
2. | Изучение литературы по выбранным проблемам учащихся. | Постоянно. |
3. | Участие в работе методических объединений (ШМО, РМО). Обмен мнениями по вопросам работы с одаренными детьми. | В течение года. |
4. | Участие в профессиональных конкурсах, семинарах. | В течение года. |
5. | Обмен опытом работы с одаренными детьми на ШМО. | Май. |
| Работа с родителями одаренных детей | |
1. | Тестирование «Способности ребенка. Как их распознать?» | Сентябрь |
2. | Анкета «Приоритетные способности вашего ребенка». | Октябрь. |
3. | Родительское собрание «Роль семьи для развития потенциальных возможностей ребенка». | Ноябрь. |
4. | Оценка и самооценка потенциальных возможностей семей одаренных детей. | Постоянно. |
5. | Индивидуальная работа с родителями (по запросам). | В течение года. |
6. | Участие родителей в конкурсах, научно-практических конференциях вместе с детьми и педагогами. | В течение года. |
Ожидаемые результаты работы.
1.Создание информационного банка данных «Одаренные дети».
2.Увеличение количества детей, адекватно проявляющих свои интеллектуальные способности.
3.Увеличение числа участников школьного тура олимпиад по русскому языку и литературе.
4.Повышение интереса учащихся к занятиям (творческой, исследовательской работой).
5.Расширение диапазона мероприятий по предмету (урочная и внеурочная деятельность) для расширения творческих способностей учащихся.
6.Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких учащихся.
7.Повышение профессиональной компетентности по актуальным вопросам педагогики одаренности.
8.Использование ИКТ для самостоятельной творческой работы (презентация нового материала, выступления на научно-практических конференциях, оформление исследовательских работ, проектов).