СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа работы с одарёнными детьми "Шаги к победе"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа работы с одарёнными детьми "Шаги к победе"»

Программа «Шаги к победе» (Работа с одаренными детьми)

Составлена учителем русского языка и литературы Лукьяновой Е.В.

На сегодняшний день одарённых детей не так уж много. Образовательные учреждения всеми силами стремятся выявлять, развивать и поощрять данных самородков.Проблема развития и воспитания одарённых детей имеет важнейшее государственное значение, так как от уровня подготовки будущих специалистов зависит трудовой потенциал страны, области, района в ближайшей перспективе.

Интеллектуальный потенциал общества во многом определяется выявлением одарённых детей и работой с ними. Кроме того, вопросы одаренности в настоящее время волнуют многих. Это связано с развитием образования, которому присущи унификация и профильность, с ужесточением требований молодежного рынка труда, отсутствием механизма социальной поддержки для талантливой молодежи.

Раннее выявление, обучение и воспитание одарённых детей составляет одно из перспективных направлений развития системы образования, одновременно являясь одним из ведущих факторов социализации и творческой самореализации личности. Необходимость создания целостной системы работы с талантливыми обучающимися становится все более актуальной и очевидной, так как в основу реформирования системы образования России положен принцип приоритета личности. Целенаправленная и систематическая работа с одарёнными детьми позволит более эффективно управлять формированием наиболее комплексных синтетических характеристик мышления (гибкость ума, внимание, память, воображение, синтез, анализ и т.д.), активизировать работоспособность и познавательную деятельность обучающихся, рост все более богатого, глубокого и умелого усвоения знаний.

Программа использует образовательный потенциал основных образовательных программ и включение обучающихся в разнообразную деятельность, направленную на: -развитие логического мышления;

  • формирование активной жизненной позиции;

  • развитие коммуникативных умений и навыков самоорганизации.

Программа помогает систематизировать и расширять знания обучающихся по предмету. Программа предусматривает систему мероприятий, направленных на формирование и реализацию государственной политики в области образования, связанных с ранним выявлением и поддержкой одарённых детей.

Цели программы:

1.Развитие системы личностно-ориентированного образования детей как условие формирования личности с высоким уровнем интеллекта, способной к творческой самореализации.

  1. Организация научно-исследовательской деятельности обучающихся для усовершенствования процесса обучения и профориентации.

3.Формирование действующей системы психолого-педагогических условий выявления и работы с одаренными детьми. 4.Формирование системы социально-психологической поддержки и защиты детей.

Задачи программы:

1.Выбор рациональных форм управления интеллектуальной деятельностью учащихся. Отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества.

2.Выявление и развитие возможности одаренных детей в различных областях знаний.

  1. Создание благоприятной интеллектуальной атмосферы для достижения максимальной самореализации творческих учащихся.

  2. Расширение возможностей для участия способных и одарённых школьников в районных, областных, российских олимпиадах, конференциях, различных конкурсах.

Принципы программы:

-Оптимально ориентированный уровень сложности и трудности заданий для учеников.

-Развитие у обучающихся обобщенных умений (способов) познавательной деятельности.

-Обучение рациональным приемам познавательной деятельности.

-Поддержание интереса, любознательности.

-Формирование мотивов познавательного интереса с использованием особо актуального содержания, занимательности, необычности; широкое применение познавательных игр, учебных дискуссий, споров, конкурсов, школьных научных конференций, викторин и т.д.

-Создание педагогических условий формирования интереса учащихся к личностно-творческой самореализации.

Основные направления работы:

-Диагностика – как неотъемлемая часть развития интеллекта, его исходное начало.

-Создание благоприятных условий для реализации творческого потенциала одарённых детей.

  • Развитие творческих способностей обучающихся.

-Поощрение – стимулирование дальнейшей творческой деятельности.

Стратегия работы с одаренными детьми:

    1. Диагностика:

  • Изучение диагностических методик, основанных на доступности, информативности, емкости.

-Создание банка методик для диагностирования учащихся с 5 по 11 классы по определению интеллектуальных способностей; банка одарённых талантливых детей.

-Изучение круга интересов умственной деятельности учащихся путем анкетирования.

-Изучение личностных потребностей одарённых учащихся путем собеседования.

-Изучение работы учащихся на уроке путем посещения занятий учителем. -Приобретение развивающих программ и методик работы с одаренными детьми.

    1. Создание благоприятных условий для реализации творческого потенциала одаренных детей:

  • Организация консультативной помощи для учащихся целенаправленных на творческую самореализацию и самодостаточность.

  • Информирование учащихся о новейших достижениях науки в избранной ими области умственной деятельности.

  • Знакомство учащихся с новинками литературы. Организация помощи ученикам в подборе литературы.

  • Привлечение творческих учителей, работников культуры для общения с детьми.

  • Обеспечение высокого уровня компьютерной грамотности талантливых учеников. - Организация исследовательской и проектной деятельности учащихся.

  • Увеличение времени для самостоятельной работы учащихся и создание стимулирующих условий при наличии оригинальности, рациональности творчества в результатах самостоятельной работы.

    1. Развитие творческих способностей:

  • Доступность и широкое привлечение учащихся к проведению школьных олимпиад, конкурсов, конференций.

  • Введение широкого круга разнообразных по тематике элективных курсов; кружков различной направленности.

Формы работы с одаренными обучающимися:

    1. групповые занятия с сильными обучающимися;

    2. факультативы;

    3. кружки;

4)конкурсы;

    1. интеллектуальные марафоны;

    2. элективные курсы;

    3. участие в олимпиадах;

    4. работа с индивидуальным планом;

Этапы работы:

1 этап: диагностико- прогностический, методологический (2016-2017 годы):

  1. пополнение банка данных по одаренным детям;

  2. банка творческих работ обучающихся;

  3. банка текстов олимпиад и интеллектуальных конкурсов.

2 этап: деятельностный (2017-2018 годы)

  • Выявление одаренных детей на ранних этапах развития.

  • Организация системы научно-исследовательской деятельности учащихся.

  • Активное использование метода проектов.

  • Проведение выставок детского творчества.

3 этап: констатирующий (2018-2019 годы)

-Создание банка педагогического опыта в работе с одаренными детьми.

-Аналитический отчет «Опыт работы с одаренными детьми».

План работы учителя.

Содержание работы

Сроки

1. Выявление одарённых детей

Постоянно

2. Создание и пополнение банка данных одарённых детей по предмету

В течение года

3. Диагностика индивидуально-типологических особенностей обучающихся. Диагностика внутреннего развития обучающегося

Постоянно

4. Диагностика успешности ребёнка

Систематически

5. Создание нормативной и методической базы для работы с одарёнными детьми

В течение года

6. Организация проектной, исследовательской деятельности обучающихся.

В течение года

7. Подготовка обучающихся к олимпиадам, конкурсам, конференциям по русскому языку и литературе.

В течение года

8. Составление плана работы с одарёнными детьми, индивидуальных образовательных траекторий.

Сентябрь

9. Создание банка творческих работ обучающихся

В течение года

10. Организация выставок творческих работ

Апрель-май

11. Организация защиты проектных и исследовательских работ.

Апрель-май

Самообразование педагога.

Содержание работы

Сроки

1.Изучение методической и научно-популярной литературы

Постоянно

2.Изучение литературы по выбранным проблемам учащихся.

Постоянно

3.Участие в работе методических объединений (ШМО, РМО).

В течение года

4.Обмен опытом работы с одаренными детьми на ШМО.

В течение года

5.Обмен мнениями по вопросам работы с одаренными детьми.

В течение года

6. Участие в профессиональных конкурсах, семинарах.

В течение года

Работа с родителями одаренных детей

Содержание работы

Сроки

1.Тестирование «Способности ребенка. Как их распознать?»

сентябрь

2.Анкета «Приоритетные способности вашего ребенка».

октябрь

3.Родительское собрание «Роль семьи для развития потенциальных возможностей ребёнка»

ноябрь

4.Оценка и самооценка потенциальных возможностей семей одарённых детей.

Постоянно

5.Индивидуальная работа с родителями (по запросам).

В течение года

6.Участие родителей в конкурсах, научно-практических конференциях вместе с детьми

В течение года

Ожидаемые результаты работы.

1. Создание информационного банка данных «Одаренные дети».

2.Увеличение количества детей, адекватно проявляющих свои интеллектуальные способности.

3.Увеличение числа участников школьного и муниципального туров олимпиад по русскому языку и литературе.

  1. Повышение интереса обучающихся к занятиям творческой, поисково-исследовательской работе.

  2. Расширение диапазона мероприятий по предмету (урочная и внеурочная деятельность) для развития творческих способностей обучающихся.

  3. Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких обучающихся.

  4. Повышение профессиональной компетентности по актуальным вопросам педагогики одаренности.

  5. Использование ИКТ для самостоятельной творческой работы.