Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа» с.Углезаводск
Долинского района Сахалинской области
РАССМОТРЕНО на заседании МС протокол № от 11.09.2019 г. | СОГЛАСОВАНО Зам.директора по ВР _____________ Сосновских О.В.. | УТВЕРЖДЕНО Приказом № 159-ОД от 11.09.2019г. Директор МБОУ СОШ с.Углезаводск _______Качанов А.В. |
Дополнительная образовательная
программа
школьного объединения «Российское движение школьников»
для учащихся 2-17 лет
Направленность программы: социально - культурная
Уровень сложности: базовый
Срок реализации: 1 год
Составитель: педагог
дополнительного образования
Д,С,Малыгина
Углезаводск, 2020 г.
Содержание
Пояснительная записка
Образовательная программа «Российское движение школьников» разработана на основе примерных (типовых) программ для системы дополнительного образования детей «Будь активен с РДШ», «Лидеры РДШ», «Герой нашего времени». А так же на основе ФЗ «Об образовании» от 29.12.2012 273, Федерального закона «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» от 28.06.1995, Указа Президента Российской Федерации от 29 ноября 2015г № 536 «О создании Общероссийской общественно – государственной детско – юношеской организации «Российское движение школьников» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, № 44, ст. 6108) и Устава Общероссийской общественно – государственной детско – юношеской организации «Российское движение школьников».
1.1 Актуальность программы. РДШ относительно новое направление, которое вводят в каждую школу. Российское движение школьников является важной составляющей системы воспитания образовательной организации (начального, основного, среднего общего и дополнительного образования) в части воспитания высоконравственных, социально успешных граждан. Отношения образовательной организации и РДШ рассматриваются как взаимодействие субъектов воспитательной системы школы или учреждения дополнительного образования. Направления деятельности РДШ согласуются с направлениями программы воспитания и социализации образовательной организации.
1.2 Направленность программы – социально – культурная. Участие детей в конкурсах, акциях, проектах Российского движения школьников способствует решению задач общего и дополнительного образования детей по обеспечению их адаптации к жизни в обществе, профессиональной ориентации, выявлению и поддержке детей, проявивших выдающиеся способности.
1.3 Отличительные особенности программы. Отличительная особенность программы «Российское движение школьников» в том, что обучающиеся, занимающиеся в кружке будут не только участвовать в акциях, но и принимать активное участие в различной волонтерской деятельности, такой как: волонтеры Победы, волонтеры – экологи, социальные волонтеры. 1.4 Адресаты программы.
В объединение принимаются учащиеся, желающие заниматься волонтерской деятельностью, принимать участие в различных конкурсах и знакомиться с новыми людьми.
Приём в объединение производится в августе-сентябре каждого года. Комплектация кружка из школьников 2 - 17 лет
1.5 Формы и методы обучения, тип и формы организации занятий.
Программа включает комплексные занятия, теоретические и практические занятия, Участие и организация акций, слетов, фестивалей, конкурсов.
1.6 Объем и сроки реализации программы.
В соответствии с учебным планом школы на 2020 – 2021 уч.год рабочая программа объединения дополнительного образования «РДШ» во 2 – 11 классах рассчитана на 153 часа в год (4,5 академических часа в неделю: 4 занятия по 50 минут).
1.7 Цель и задачи программы.
Цель - формирование у обучающихся нравственной и гражданской ответственности и позиции на основе присущей российскому обществу системе ценностей. Содействие в совершенствовании государственной политики в области воспитания подрастающего поколения.
В направлении личностного развития:
- Всестороннее развитие человека, охватывающее интеллектуальный, нравственный, культурный и эстетический рост личности;
- Формирование преданности Родине и гордости за нее в независимости от экономических и политических трудностей в обществе, основанные на изучении истории и традиций;
- Создание условий для самовыражения и самореализации;
- Формирование понимания гуманизма и коллективизма как позиций, характеризующих подростка в его отношении к людям, и способность каждого занять свое место в обществе себе подобных.
В метапредметном направлении:
- Углубление знаний в выбранных сферах науки и культуры;
- Развитие творческого мышления;
- Совершенствование навыков научно – исследовательской деятельности;
- Формирование аналитического отношения к собственной деятельности.
Задачи:
Создать систему самоуправления, как механизма социализации каждого учащегося школы;
Организация групповой, индивидуальной и коллективной деятельности, вовлекающей учащихся школы в общественные отношения;
Развитие системы школьного самоуправления;
1.8 Планируемые результаты.
Обучающиеся научатся:
- Осуществлять деятельность, способствующую формированию личности на основе присущей российскому обществу системе ценностей;
- Свободно распространять информацию о своей деятельности, пропагандировать свои взгляды, цели, задачи;
- Создавать проекты;
- Организовывать и проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирования и иные публичные мероприятия;
- Осуществлять педагогическую деятельность;
- Организовывать и проводить конкурсы, фестивали, олимпиады, семинары, курсы, мастер – классы, флэш-мобы и т.п.
Обучающиеся смогут научиться:
- Представлять и защищать свои права, законные интересы участников Организации, детских и юношеских объединений и организаций в органах государственной власти, органах местного самоуправления в общественных объединениях;
- Выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни;
- Проводить социологические исследования и мониторинги;
- Участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке и объеме, предусмотренных Федеральным Законом «Об общественных объединениях» и другими законами.
Содержательный раздел
Таблица 1
2.1 Учебный план
№ п/п | Раздел, тема | Количество часов | Формы аттестации/ контроля |
Теория | Практика | Всего |
I | Устав и положение РДШ | | | | Опрос |
II. | Участие в акциях. Профориентация | | | | Проверка умений |
III. | Участие в акциях. Патриотизм | | | | Проверка умений |
IV. | ЗОЖ | | | | Опрос |
V | Участие в акциях. Спорт | | | | Проверка умений |
VI. | Мы нашей памятью сильны | | | | Опрос |
| Всего часов: | | | 153 | |
Состав группы – постоянный. Периодичность занятий – 2 раза в неделю по 2, 25 академическому часу. Это позволяет педагогу правильно определять методику занятий, распределить время для теоретической и практической работы.
Содержание учебной программы.
В основе направлений деятельности РДШ является личностное развитие обучающегося.
Творческое развитие:
- Организация творческих событий – фестивалей и конкурсов, акций и флэш-мобов;
- Реализация культурно – образовательных программ – интерактивных игр, мастер – классов и т.п.;
- Проведение культурно – досуговых программ – посещение музеев, театров, концертов, организация экскурсий.
Популяризация ЗОЖ:
- Организация соревнований, акций, фестивалей и слетов;
- Организация мероприятий, направленных на популяризацию комплекса ГТО;
- Поддержка работы школьных спортивных секций.
Популяризация профессий:
- Проведение образовательных мероприятий и программ, направленных на определение будущей профессии - интерактивных игр, семинаров, мастер-классов, открытых лекториев, встреч с интересными людьми;
- Популяризация научно-изобретательской деятельности;
- Поддержка и развитие детских проектов;
- Организация профильных событий - фестивалей, конкурсов, олимпиад, акций, флэш-мобов.
Гражданская активность (добровольчество, поисковая деятельность, изучение истории России, краеведение, создание и развитие музеев):
- Оказывать помощь социально-незащищенным группам населения, формировать ценности доброты и милосердия.
- Участвовать в организации культурно-просветительских мероприятий в музеях, библиотеках, домах культуры, театрах, кинотеатрах, культурных центрах, парках и т.д.
- Присоединиться к движению "Волонтёры Победы" и вместе с ними помогать ветеранам, заниматься благоустройством памятных мест, организовывать исторические квесты, сохранять историю своего рода и, главное, стать волонтёром мероприятий, приуроченных ко Дню Победы в Великой Отечественной войне.
Военно-патриотическое направление (юные армейцы, юные спасатели, юные казаки, юные пограничники, юный спецназ Росгвардии, юные друзья полиции, юные инспектора движения):
- Организация профильных событий, направленных на повышение интереса у детей к службе в ВС РФ, в том числе военных сборов, военно-спортивных игр, соревнований, акций;
- Проведение образовательных программ – интерактивных игр, семинаров, мастер-классов, открытых лекториев, встреч с интересными людьми и Героями России.
2.3 Система оценки достижения планируемых результатов.
Отслеживание перечисленных результатов осуществляется в виде текущего контроля.
Текущий контроль осуществляется на каждом занятии. По мере накопления учащимися знаний и опыта проводятся соревнования в группах по техническим навыкам, которые применяются на соревнованиях, как особая форма оценки результатов освоения материала.
Методы диагностики: наблюдение, анкетирование и тестирование.
2.4 Календарно – учебный графика реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Российское движение школьников» на 2020-2021учебный год
Таблица 4
Год обучения | Дата начала занятий | Дата окончания занятий | Кол-во учебных недель | Кол-во дней | Кол-во часов | Режим занятий в неделю |
2020/2021 учебный год | Сентябрь | Май | 34 | 68 | 153 | 2 р по 2.5 академических часа |
Организационный раздел.
Список литературы:
Для педагога:
1. «РДШ» в школе. Методическое пособие (Авторы-составители: Белорыбкина Е.А., Головин Б.Н., Горбенко И.А., Гусев А.А., Долина Н.Н., Епов Д.В., Леванова Е.А., Петрина З.И., Пушкарева Т.В., Прутченков А.С., Родионова Е.Г., Телушкин М.В., Фришман И.И., Москва: ООГДЮО «Российское движение школьников», 2018 г.).
2. Информационно-медийное направление Российского движения школьников. Учебно-методическое пособие. (Владимирова Т.Н., Мажура А.В., Михеев И.А., Курганкина Н.С., Покровский Д.Е., Шестов А.М., Толкачев А.А., Авдеенко Е.Р.; под общей редакцией А.А. Крюковой; ФГБУ «Российский детско-юношеский центр», 2018 г.).
3. Методические рекомендации по направлению деятельности «Личностное развитие. Популяризация здорового образа жизни»: методическое пособие (Леванова Е.А., Лопатина И.А., Морозюк С.Н., Сахарова Т.Н., Попова-Смолик С.Ю., Пушкарева Т.В., Уманская Е.Г., Толкачев А.А.; под ред. Е.А. Левановой ; Общерос. обществ.-гос.детско-юношеская организация «Российское движение школьников», 2018 г.).
4. Организация работы педагога по направлению деятельности Российского движения школьников «Личностное развитие». Методическое пособие. (Червоная И.В., Покровский Д.Е., Савельев Г.Н., Савенко В.Г., Ревин И.А., Ревина Е.В; ФГБУ «Российский детско-юношеский центр», 2018 г.).
5. Методические рекомендации по направлению деятельности «Гражданская активность» (Общероссийская общественно-государственная детско-юношеская организация «Российское движение школьников», Московский педагогический государственный университет, Т.Н.Арсеньева, Х.Т. Загладина, А.В. Коршунов, В.Е. Менников, Москва, 2016г.)
6. Методические рекомендации для педагогов по направлению деятельности Российского движения школьников «Экология». Методическое пособие (Гаврилина Ю.А., Маслова Д.Д, Покровский Д.Е., Шестов А.М., Баженова А.К., Коренюгина Т.Ю., Ревина Е.В.; ФГБУ «Российский детско-юношеский центр», 2018 г.).
7. Теоретико-практические основания развития школьного добровольческого движения. Методическое пособие. (Общероссийская общественно-государственная детско-юношеская организация «Российское движение школьников», Т.Н. Арсеньева, В.А. Зотова, Д.Д. Маслова, Д.Е. Покровский, А.С. Федорова).
8. Вовлечение родителей в деятельность Российского движения школьников. Методическое пособие. (Червоная И.В., Толкачев А.А., Парамонова М.Ю., Толкачева Д.Г., Авдулова Т.П., Зверева О.Л., Кротова Т.В., Духавнева А.В., Ревина Е.В.; ФГБУ «Российский детскоюношеский центр», 2018 г.).
Литература для обучающихся:
1. Арсентьев, Е.А. Молодёжные организации современной России / Е.А. Арсентьев // Преподавание истории в школе. - 2005. - №7. - С.16-24.
2. Волонтерство в России: говорят цифры. Информационно-аналитический бюллетень о развитии гражданского общества и некоммерческого сектора в РФ/ июнь №1, 2014.30
3. Детское движение. Словарь-справочник. составители и редакторы: Т.В. Трухачева, А.Г. Кирпичник - М.-2005. - 544с.
4. Информационно-справочные материалы (документы международной молодежной политики, описание европейских молодежных программ), М.: Фонд содействия развитию международного сотрудничества, 2009, - 104 с.
5. Касс, П. Успех. Лидер. Действие / Интеллектуальная литература, 2010.
6. Ковтун А.В. Сборник лучших практик развития волонтёрского движения субъектов Российской Федерации / А. В. Ковтун, А. А. Соколов. Под ред. Т. Н. Арсеньевой. – М. : АВЦ, 2016. – 93 с.
7. Луков В. А. Учебное пособие «Социальное проектирование».- М.-МГУ.-2007.
8. Просветов Г.И. Управление проектами: задачи и решения: учебно-практическое пособие. - М.: Изд-во «Альфа-Пресс»: , 2008. - 200 с.
9. Ребрик С. Презентация: 10 уроков.- М., 2006.
10. Романова М.В. Управление проектами: учебное пособие. - М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА, 2009. - 256 с.
11. Светлов Н.М., Светлова Г.Н. Информационные технологии управления проектами: Учебное пособие. - М. - ФГОУ ВПО РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева- 2007. -144 с.
12. Фадеева Е.И. Тайны имиджа. — М., 2002.
13. Фадеева Е.И. Лабиринты общения. — М., 2003.
14. Фадеева Е.И., Ясюкевич М.В. Выбирая профессию, выбираем образ жизни. М.,2004.
14. Материалы сайтов:
https://рдш.рф
https://rdsh.education/strategia1/
https://vk.com/public122623791
https://vk.com/rdsh61
Календарно – тематическое планирование
кружка «РДШ»
На 2020/2021 учебный год
Номер занятия | Сроки проведения | Тема | Кол. часов |
Дата проведения | Корректировка |
| | | Устав и положение РДШ (Российское движение школьников) | 2.25 |
| | | Организация и проведение акции «свеча Памяти» | 2.25 |
| | | Подготовка акции ко «Дню солидарности в борьбе с терроризмом» | 2.25 |
| | | Выбор школьных активов и лидеров РДШ | 2.25 |
| | | Участие в акциях. Профориентация | 2.25 |
| | | Организация и проведение мероприятий по ПДД | 5 |
| | | Подготовка профориентационного мероприятия «Билет в будущее» | 2.25 |
| | | Проведение профориентационного мероприятия «Билет в будущее» | 2.25 |
| | | Организация поздравительной программы ко дню учителя | 2.25 |
| | | Организация мероприятий по пожарной безопасности | 2.25 |
| | | Организация мероприятий по безопасности в Сети интернет | 2.25 |
| | | «Шаг навстречу» благотворительная акция, посвящённая Дню пожилого человека. Поздравляем ветеранов педагогического труда (волонтерская работа). | 2.25 |
| | | Подготовка к районному фестивалю «Мы за ЗОЖ» и « Вредным привычкам – нет!» | 2.25 |
| | | Подготовка к районному фестивалю «Мы за ЗОЖ» и « Вредным привычкам – нет!» | 2.25 |
| | | Подготовка к районному фестивалю «Мы за ЗОЖ» и « Вредным привычкам – нет!» | 2.25 |
| | | Подготовка к районному фестивалю «Мы за ЗОЖ» и « Вредным привычкам – нет!» | 2.25 |
| | | Организация и проведение дня рождения РДШ | 2.25 |
| | | Организация и проведение дня рождения РДШ | 2.25 |
| | | Участие в акциях. Патриотизм | 2.25 |
| | | Акция «Обменяй сигарету на конфету» | 2.25 |
| | | Анкетирование обучающихся по проблеме употребления наркотических веществ, табака и алкоголя | 2.25 |
| | | Анкетирование обучающихся по проблеме терроризма, коррупции и интернет - зависимости | 2.25 |
| | | Подготовка мероприятия ко дню народного единства | 2.25 |
| | | Синичкин день. Акция «Покормите птиц» (изготовление кормушек) | 2.25 |
| | | | 2.25 |
| | | Подготовка мероприятия ко дню народного единства | 2.25 |
| | | Синичкин день. Акция «Покормите птиц» (изготовление кормушек) | 2.25 |
| | | Организация и проведение мероприятий, посвященных Всемирному дню борьбы со СПИДом | 2.25 |
| | | Организация и проведение дня Конституции | 2.25 |
| | | Анкетирование обучающихся младших классов «Нет вредным привычкам!» | 2.25 |
| | | Подготовка новогодних мероприятий | 2.25 |
| | | Подготовка новогодних мероприятий | 2.25 |
| | | Подготовка новогодних мероприятий | 2.25 |
| | | Проведение новогодних мероприятий | 2.25 |
| | | Мы – патриоты совей Страны! Подготовка к районной акции «Служить России» | 2.25 |
| | | Подготовка к районной акции «Служить России» | 2.25 |
| | | Подготовка к районной акции «Служить России» | 2.25 |
| | | Подготовка к районной акции «Служить России» | 2.25 |
| | | Организация акции «Посылка солдату» | 2.25 |
| | | Организация акции «Посылка солдату» | 2.25 |
| | | Участие в акциях. Спорт | 2.25 |
| | | Подготовка к районной акции «Служить России» | 2.25 |
| | | Подготовка к мероприятиям «Смотры юнармейских отрядов» | 2.25 |
| | | Организация встреч с ветеранами ВОВ и УТФ | 2.25 |
| | | Организация акции «Посылка солдату» | 2.25 |
| | | Организация акции «Посылка солдату» | 2.25 |
| | | Организация акции «Посылка солдату» | 2.25 |
| | | Подготовка к районному фестивалю «Поют дети России» | 2.25 |
| | | Подготовка к районному фестивалю «Поют дети России» | 2.25 |
| | | Организация и проведение праздничного концерта, посвященного Международному женскому дню | 2.25 |
| | | Организация и проведение праздничного концерта, посвященного Международному женскому дню | 2.25 |
| | | Организация и проведение праздничного концерта, посвященного Международному женскому дню | 2.25 |
| | | Организация цикла бесед, классных часов, викторин по ПДД | 2.25 |
| | | Организация цикла бесед, классных часов, викторин по ПДД | 2.25 |
| | | Проведение акции «покормите птиц» | 2.25 |
| | | Подготовка и проведение мероприятия ко «Дню космонавтики» | 2.25 |
| | | Трудовой десант «школьный экодвор» | 2.25 |
| | | Мы нашей памятью сильны. Подготовка праздничного концерта к 9 мая | 2.25 |
| | | Подготовка праздничного концерта к 9 мая | 2.25 |
| | | Проведение праздничного концерта к 9 мая | 2.25 |
| | | Подготовка к последнему звонку | 2.25 |
| | | Подготовка к последнему звонку | 2.25 |
| | | Подготовка к последнему звонку | 2.25 |
| | | Подготовка мероприятий ко «Дню России» | 2.25 |
| | | Подготовка мероприятий ко «Дню России» | 2 |
| | | Подготовка мероприятий ко «Дню России» | 2 |
| | | Итого: | 153 |