Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №24 «Колосок»» г. Назарово Красноярского края
Программа самообразования
ТЕМА:
Развитие речи посредством музыкально-подвижных игр для старшего дошкольного возраста
Разработал: Тартынская М.Г
г. Назарово 2022-2023 г
НАПРАВЛЕНИЕ: речевое и музыкальное развитие
ДАТА НАЧАЛА РАБОТЫ НАД ТЕМОЙ: октябрь 2022 г.
ОКОНЧАНИЕ РАБОТЫ: май 2023г.
ФОРМА САМООБРАЗОВАНИЯ: индивидуальная
ГРУППА: подготовительная
ЦЕЛЬ: обеспечить всестороннее развитие детей дошкольного возраста через взаимосвязь речи, музыки и движения, повысить своё профессиональное мастерство.
ЗАДАЧИ:
Создать мотивацию к общению с окружающими.
Развивать коммуникативные умения и навыки средствами синтеза слова, музыки и движения.
Развить и корректировать музыкально-речевые и ритмические движения.
Развивать умение двигаться с соответствии с текстом.
Формировать речевые интересы и потребности дошкольников.
Дать ребёнку возможность проявить себя и добиться успеха.
Придать яркую эмоциональную окраску подвижным играм на занятиях и развлечениях.
Организовать работу с родителями.
ОРГАНИЗАЦИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ПОДВИЖНЫХ ИГР:
Педагог должен знать наизусть ход и правила игры.
В играх с соревновательными элементами мелодия одна сменяет другую.
Необходимо правильно подбирать темп музыки.
Игры должны быть доступны детям, подбираться в соответствии с программными требованиями.
Вовлекать детей в игру следует яркими атрибутами, игрушками, зазывалками, считалками, стихами, эмоциональной музыкой и т.д.
Обучение подвижным играм должно представлять организованную систему.
Переходить от простых игр к сложным следует постепенно, не дожидаясь пока дети потеряют интерес к уже знакомым играм.
Важно следить за дозировкой физической нагрузки.
Игры должны быть направлены на развитие творческих способностей детей.
Заканчивать игру нужно своевременно, т.к. её затягивание может привести к утомлению играющих.
Сигнал об окончании игры подаётся, когда дети получили от неё удовольствие.
Не стоит забывать о подведении итогов игры.
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ:
повышение качества речи, слуховых функций, двигательной сферы, ручной и артикуляционной моторики, памяти, внимания;
речевое раскрепощение ребёнка с учётом речевых возможностей;
повышение уровня музыкально-эмоциональной отзывчивости;
повышение чувства ритма, ладовое чувство;
появление интереса к музыкальному творчеству, проявление творческого самовыражения;
воспитание нравственного, эстетического и этического чувства
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
повышение уровня компетентности в музыкальной деятельности;
инновационные изменения в организации воспитательно- образовательного процесса;
творческое использование музыкальных упражнений в разных видах детской деятельности;
проявление творческого самовыражения;
повышение темпа развития речи в целом, за счёт включения детей дошкольного возраста в творческую деятельность;
целостное воздействие на речевую систему ребенка;
речевое раскрепощение ребёнка, с учётом речевых возможностей
АКТУАЛЬНОСТЬ:
Музыка для ребёнка – мир радостных переживаний. В самом раннем возрасте малыш выделяет музыку из окружающих его звуков, шумов.
Музыкально-подвижные игры – одна из форм творческой работы с детьми не только в развитии речи, но и в музыкальном воспитании. Данные игры основаны на взаимосвязи речи, музыки и движения, и в этом их особая польза для развития ребёнка, поскольку формирование движения у человека происходит при участии речи, а речи при участии движения.
Музыка и движения занимают особое, уникальное место в воспитании детей дошкольного возраста. Это объясняется психологическими особенностями дошкольников. Музыкально - ритмическое развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, двигательная активность полезна для здоровья, а также ребёнок становится чутким к красоте движений в искусстве и жизни.
Большая роль в воспитании здорового ребёнка принадлежит организации его двигательной деятельности, обеспечению возможности реализовать его естественную потребность в движении. Подвижные игры – это один из любимых видов двигательной деятельности дошкольников. Включая в подвижную игру соответствующую музыку – интересный приём, обеспечивающий образность, эмоциональность, формирование умения координировать и согласовывать движения с темпом и ритмом музыки, чёткий сигнал к началу действия.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ НА 2021 -2022 УЧЕБНЫЙ ГОД
Сроки | Этап | Содержание работы | Практическая деятельность |
сентябрь- ноябрь | Организационно-теоретический | Изучение нормативных документов. Детальное изучение имеющегося опыта ДОУ, методической литературы по данной проблеме. Составление перспективного плана, разработка системы мер, направленных на решение проблемы | Анализ изученной литературы «Развитие речи детей через музыкально-подвижные игры» (консультация для родителей) |
ноябрь-апрель | Накопительно -практический | Составление перспективного плана работы по теме «Музыкально-подвижные игры как средство развитие речи дошкольников». Развитие личностных качеств воспитанников посредством применения рефлексивных техник на занятиях. Повышение психолого-педагогической культуры родителей в вопросах применения рефлексивных техник в совместной деятельности с детьми дошкольного возраста. Создание развивающей предметно-пространственной среды по ознакомлению дошкольников с художественной литературой. Освещение данной темы на своем сайте. Семинар-практикум для педагогов по теме самообразования. | Мастер-класс для педагогов «Музыкально-подвижные игры как средство развития речи» Разработка конспекта «Музыкально-подвижные игры как средство развитие речи дошкольников» Изготовление папки-передвижки для родителей «Музыкально-подвижные игры и речь». |
май | Заключительный | Самоанализ и самооценка проделанной работы. Презентация результатов на заседании педагогического совета ДОУ (отчет о проделанной работе) Планирование деятельности и перспектив развития. Распространение опыта своей работы. | Презентация опыта «Музыкально-подвижные игры ак средство развитие речи дошкольников». Публикация собственного опыта педагогической деятельности в социальной сети работников образования. |