Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей-детский сад г.Магас»
Программа
по самообразованию
учителя ингушского языка и литературы
УжаховойЛизы Жабраиловны

2016– 2018гг
Содержание программы
Тема самообразования.
Актуальность изучения данной темы
Цель изучения.
Задачи
Индивидуальный план работы над темой.
Ожидаемый результат.

Тема самообразования:
«Использование игровой технологии на уроках ингушского языка и литературы»
Актуальность изучения данной темы
В настоящее время особое внимание стали уделять развитию творческой активности и интереса у школьников к предметам. Проводятся различные конкурсы, чемпионаты, олимпиады.
Это говорит о том, что принцип активности ребёнка в процессе обучения был и остаётся одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам.
Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и организации педагогической среды, т.е. применяемой педагогической технологии.
Любая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов.
К таким технологиям можно отнести игровые технологии. Именно их я использую на уроках ингушского языка и литературы.
Девиз моей педагогической деятельности: «Учение без принуждения». Задача - сделать процесс обучения занимательным, создать у детей бодрое рабочее настроение, облегчить преодоление трудностей в усвоении учебного материала.
Я систематически совершенствую и углубляю знания по теории и методике преподаваемого мной предмета, обновляю методическую литературу, стараюсь использовать новые технологии в своей работе.
Тема самообразования, взятая мной в этом учебном году, звучит так: «Использование игровой технологии на уроках ингушского языка и литературы ». К данной теме я обратилась в связи с тем, что столкнулась со снижением интереса к моему предмету. Пересмотрев ряд технологий, я остановилась на игровых технологиях, потому что они способствуют развитию познавательной активности на уроках.
Игровые технологии я использую в 5, 6, 7, 9 классах. Для меня важно сделать почти ежедневные встречи с фонетикой, морфологией, синтаксисом не скучными и обыденными, а радостными и интересными. Вот здесь на помощь приходят уроки - игры, уроки - путешествия в страну Ингушского Языка. Разумно и уместно используя подобного рода уроки наряду с традиционными формами, учитель увлекает детей и тем самым создаёт почву для лучшего восприятия большого и сложного материала.
Я убедилась, что на таких уроках ученики работают более активно. Особенно радует, что те ученики, которые учатся неохотно, на таких уроках работают с большим увлечением. Если же урок построен в форме соревнования, то, естественно, у каждого учащегося возникает желание победить, а для этого они должны иметь хорошие знания (ученики это понимают и стараются лучше подготовиться к уроку). После каждого подобного урока я слышу от детей фразу: « Давайте ещё поиграем», что свидетельствует об успешности урока.
Цель изучения:
Обобщить опыт по внедрению игровых технологий в учебный процесс, показать эффективность метода.
Задачи:
1. Раскрыть особенности педагогических игр;
2. Показать возможную методику организации уроков с использованием игровых технологий;
3. Определить, какое место игровые технологии занимают в учебно-воспитательном процессе.

Индивидуальный план работы над темой
Образовательная задача | Сроки | Действия | Где будет заслушиваться |
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ЭТАП |
Анализ затруднений. Постановка проблемы. Изучение литературы по проблеме, имеющегося опыта. | 2016-2017 учебный год | 1. Выявление затруднений учащихся при изучении предметов (русский язык и литература) через анкетирование учащихся; 2. Анализ полученных результатов; 3. Поиск необходимой информации по проблеме через изучение СМИ, ресурсов Интернет | Совещание при заместителе директора по УВР |
ПРОГНОСТИЧЕСКИЙ ЭТАП |
Определение цели и задач работы над темой. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. Прогнозирование результатов. | 2016-2018 учебный год | 1. Сформулировать цель и задачи, позволяющие ее реализовать; 2. Изучение НПБ, не противоречащей Закону «Об образовании», пробное проведение уроков с использованием данной технологии, анализ уровня активности учащихся на них и их эффективности, планирование индивидуальной работы над темой самообразования (в том числе определение сферы уместности проведения уроков с применением игровых технологий); 3. Определение конечных результатов от применения игровых технологий на уроках русского языка и литературы | Итоговое заседание МО учителей-предметников (май) |
ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП |
Решение проблемы. Формирование методического комплекса. Отслеживание процесса, текущих, промежуточных результатов. Корректировка работы. | 2016-2018 учебный год | 1. Использование на уроках ингушского языка и литературы игровых технологий (уроки-путешествия, уроки-игры, элементы игры и т.д.) при изучении новых тем, закреплений и повторений. 2. Пополнение своей методической копилки. 3. Анализ качества и успеваемости учащихся по предметам, анкетирование учащихся. 4. Корректировка использования видов игр (по итогам снижения качества и успеваемости по ингушскому языку и литературе) | Мастер-классы на уровне ОУ |
ОБОБЩАЮЩИЙ ЭТАП |
Подведение итогов. Оформление результатов работы по теме самообразования. Представление материалов. | 2017-2018 учебный год | 1. Сбор аналитических данных по итогам обучения за 3 года (успеваемость, качество, удовлетворенность учебными дисциплинами и т.д.), соотношение планируемых и достигнутых результатов, выявление причин несоответствия (если таковы будут). 2. Обобщение опыта работы по данной методической теме через работу школьного сайта, пополнение его наработанными материалами, публикации разработок уроков в сети Интернет. | Итоговое заседание МО учителей-предметников, выступление на педагогическом совете. |
Ожидаемый результат.
В результате применения игровой технологии на уроках ингушского языка и литературы станет возможным:
- повышение интереса учащихся к предмету (40%);
- увеличение качества обучения учащихся (10%);
- обогащение словарного запаса учащихся (60%);
- воспитание у учащихся чувства языка (50%).