Психологический тренинг
«Семейные ценности» для обучающихся 6-х классов
Цели: Формирование у участников представления о семейных ценностях.
Обучающие: актуализация ценности семьи, особенности семей, обобщение понятия семьи.
Воспитательные: формирование ценностей семьи, умения слушать и давать обратную связь.
Развивающие: развитие личностных качеств, способствующих формированию ценности семьи.
Форма организации: тренинг.
Ожидаемые результаты:
- формирование благоприятного эмоционально-психологического климата и нравственной атмосферы в группе;
- развитие рефлексивных особенностей;
- снятие напряжения;
- развитие эмпатии;
- закрепление семейных ценностей.
Оборудование: анкеты, листы бумаги формата А 4, карандаши цветные, фломастеры
Организационная часть.
Здравствуйте! Очень приятно Вас видеть. Сегодня наша встреча будет посвящена обсуждению проблемы «Семейные ценности». Начну с наглядного примера присутствия ценностей в жизни человека. Рассказ «Емкость жизни». Обсуждение смысла этого рассказа.
Задание. Предложить участникам привести примеры таких понятий как
ценности,
повседневные дела,
пустое время препровождения,
теплое, «душевное» общение.
Пояснить значение духовного общения на примере общения с психологом, как «специалистом по душам», т.к. термин «психоз» в переводе с греческого обозначает – душа, душевный.
У каждого человека есть безусловные ценности, то есть то, что при любых обстоятельствах он будет хранить, защищать, отстаивать. В разные времена у разных народов эти ценности могут быть разными, но есть одна ценность, которая значима для любого народа в любое время. Это семья. Ученые считают, что человек стал настоящим человеком, когда сформировалась семья. Именно в семье человек получает любовь и заботу, первые уроки доброты и ответственности, именно семья становится для человека, потерявшего себя, опорой и надеждой на возрождение.
Заполнение анкеты «Семья».
Давайте постараемся раскрыть секрет счастливой семьи. Для начала мы с вами познакомимся.
Знакомство с участниками. Упражнение «Встаньте те, у кого … есть старшие братья или сестры, …кто воспитывается один в семье».
Обсуждение особенностей отношений братьев и сестер. Составить собирательный потрет «младший-старший». Обсудить особенности детства единственного ребенка в семье.
Упражнение «Ассоциация»
У каждого свое представление о семье. Какие ассоциации с этим словом возникают у вас?
• Если семья — это здание, то какое…
• Если семья — это цвет, то какой…
• Если семья — это музыка, то какая …
• Если семья — это геометрическая фигура, то какая…
• Если семья — это настроение, то какое…
Упражнение «Дерево семейных ценностей» (работа в группах)
Цель: определение и ранжирование семейных ценностей.
Перечень возможных семейных ценностей:
Уважение, забота о каждом члене семьи, семейное проведение праздников, финансовая обеспеченность, здоровье, любовь, взаимопонимание, общие цели, семейные традиции, общее хобби, образование, связь поколений, совместное проведение выходных, праздничных дней, комфортабельное жилье, дети, занятия спортом, высокооплачиваемая работа, наличие общих друзей, совместные путешествия, знания, преданность, достоинство, творчество, честь, красота, счастье, развлечения, физическая сила, совместный труд, принципы, магистратура, верность, карьерный рост, доверие.
Задача участников – ранжировать ценности:
– в корневую систему помещают самые важные, от которых не откажутся ни при каких условиях.
- в ствол – важные, но от которых в некоторых случаях можно отказаться.
- в крону – желаемые, но не обязательные ценности.
Участникам объясняется, что они могут воспользоваться подсказкой из перечня, могут что – то добавить свое.
Викторина «И в шутку и в серьёз».
Много серьёзных слов было сказано о семье. И в заключении я предлагаю вашему вниманию викторину:
1. Какое выражение стало символом большой семьи:
а) Один дома;
б) Трое в лодке не считая, собаки;
г) Семеро по лавкам скачут.
2. Есть семья, в которой живут «33 родных сестрицы». Что это за семья? (алфавит)
3. Цветок – символ семьи (ромашка).
4. Какое растение олицетворяет собой одновременно и родного, и приёмного родственника? (мать-и-мачеха)
5. Какая русская игрушка олицетворяет идею крепкой семьи, достатка, продолжения рода, несёт в себе идею единства? (матрёшка)
6. Как звучит русская пословица о плохой наследственности? («Яблоко от яблони недалеко падает»).
7. Какую погоду не в силах предсказать синоптики? (в доме)
8. На Руси, когда вся семья собиралась за новогодним столом, дети связывали ножки стола лыковой верёвкой. Что символизировал этот новогодний обычай? (это означало, что семья в наступающем году будет крепкой и не должна разлучаться).
Упражнение «Семейные истории». Материалы: листы бумаги для рисования и цветные фломастеры.
Участникам раздаются бумага и маркеры. Лист бумаги делится пополам темной линией, которая символизирует границу между счастьем и несчастьем, которое происходит на листе, то есть в семье. Ребятам говорится, что в каждой семье случаются как хорошие события, так и плохие, и их просят нарисовать на одной половине листа счастливое воспоминание, связанное с их семьей, а на другой — несчастливое воспоминание. Когда группа закончит рисовать, предложите каждому участнику по кругу представить свою историю, изображенную на картинке.
Упражнение « Погода в доме». Время: около 30-45 минут.
Эмоциональный настрой семьи - это тончайшая и капризная система, подверженная малейшим изменениям в настроениях членов семьи, зависящая от множества составляющих: эмоциональный настрой членов семьи, здоровье, состояние банковского счета, время суток, положение на работе.
Запишем на доске десять эмоциональных характеристик человека, которые делают его пребывание в семье подарком для всех. Записав эти десять качеств, перейдем к эмоциям прямо противоположным, тем, которые становятся угрозой для семейного мира и спокойствия.
Запишем и их на доске. Проведем обсуждение полученных списков, и если группа их "утвердила", то попросим каждого участника тренинга переписать на свои листы в столбик результаты совместной деятельности. Теперь разлинуем оставшуюся свободной (после записи качеств) часть листа. Каждому из членов вашей семьи выделите отдельный столбик. Не забудьте оставить место и для себя! У нас получится таблица, где слева - эмоциональные состояния и качества, а справа – ряд колонок - "я", "жена", "сын", "дочь", "теща" Записываем всех тех, кого вы считаете ответственным за создание семейного климата. Ну и самый интересный этап - против каждого качества в каждой из колонок проставить свою оценку по десятибалльной системе. Начнем с себя, затем проанализируем степень проявления качеств у наших родных и близких.
Притча «Волшебная копейка»
Шел по дороге паренек. Смотрит — копейка лежит. «Что же, подумал он, и копейка деньги!». Взял ее и положил в кошель. И стал дальше думать: «А что бы я сделал, если бы нашел тысячу рублей? Купил бы подарки отцу с матерью!» Только подумал так, чувствует кошелек вроде бы толще стал. Заглянул в него, а там тысяча рублей. «Странное дело! подивился паренек. Была одна копейка, а теперь тысяча рублей! А что бы я сделал, если бы нашел десять тысяч рублей? Купил бы корову и поил бы молоком родителей!» Смотрит, а у него уже десять тысяч рублей! «Чудеса!
обрадовался счастливчик, А что, если бы сто тысяч рублей нашел? Купил бы дом, взял бы себе жену и поселил бы в новом доме своих стариков!» Быстро раскрыл кошель, и точно: лежат сто тысяч рублей! Тут его раздумье взяло: «Может, не забирать в новый дом отца с матерью? Вдруг они моей жене не понравятся? Пускай в старом доме живут. И корову держать хлопотно, лучше козу куплю. А подарков много не стану покупать, итак расходы большие...» И вдруг чувствует,
что кошель то стал легким-прелегким! Испугался, раскрыл его, глядь - а там всего одна копейка лежит, одна одинешенька...
Вопросы: Что вы можете сказать об этой притче? Какие мысли, какие эмоции? Что вы почувствовали?
Упражнение «Весы». А теперь представим, что наши руки весы. На одной стороне то новое,
что вы узнали, а на другой то, что вы сами внесли в этот тренинг. Теперь соединим обе ладони и похлопаем сами себе.