Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 050146_ Преподавание в начальных классах.
Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по специальностям: 050144 Дошкольное образование, 050715 Коррекционная педагогика в начальном образовании.
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Элементы логики | | | |
Тема 1.1. Множества и операции над ними | Уметь: - выполнять операции над множествами, в том числе и над геометрическими фигурами; - устанавливать отношения между множествами и изображать их с помощью кругов Эйлера; - производить разбиение множества на классы с помощью свойств и отношений; - решать несложные комбинированные задачи Знать: - определения и свойства теоретико-множественных операций над множествами и отношениями между множествами; - правила суммы и произведения при решении комбинаторных задач | | |
Содержание учебного материала | 8 | |
1. | Понятие множества, элемента множества. Подмножество, равные множества Понятие множества. Элементы множества. Пустое множество. Способы задания множеств. Понятия: Подмножество, равные множества. Изображение отношения над множествами при помощи кругов Эйлера | 1 | 2 |
2. | Операции над множествами. Пересечение Понятие пересечение множеств. Изображение пересечения при помощи кругов Эйлера. Пересечение конечных и бесконечных множеств, заданных различными способами | 1 | 2 |
3. | Операции над множествами. Объединение Понятие объединения множеств. Изображение объединения при помощи кругов Эйлера. Объединение конечных и бесконечных множеств, заданных различными способами | 1 | 2 |
4. | Законы операций пересечение и объединение множеств Понятие: переместительные законы, сочетательные и распределительные законы | 1 | 2 |
5. | Разность множеств. Дополнение подмножества Понятие разности множеств, дополнения подмножеств. Изображение разности и дополнения при помощи кругов Эйлера. Разность и дополнение конечных и бесконечных множеств, заданных различными способами | 1 | 2 |
6. | Понятие разбиения множества (классы) Понятие разбиения множеств. Примеры классификаций | 1 | 2 |
7. | Декартово произведение множеств Понятие декартова произведения множеств. Изображение декартова произведения при помощи графа или таблицы. Дистрибутивный закон умножения относительно объединения | 1 | 2 |
8. | Изображение декартова произведения двух числовых множеств на координатной плоскости Изображение декартова произведения двух конечных числовых множеств и бесконечных числовых множеств на координатной плоскости | 1 | 2 |
Практические занятия | 7 | |
1. | Выполнение операций над множествами | 2 |
2. | Установление отношений между множествами и изображение их с помощью кругов Эйлера | 1 |
3. | Выполнение разбиения множества на классы с помощью свойств и отношений | 2 |
4. | Изображение декартова произведения двух числовых множеств на координатной плоскости | 2 |
Контрольные работы | 1 | |
Самостоятельная работа обучающихся Написание рефератов на тему: «История возникновения новой области математики – теории множеств». Защита рефератов на уроке. Самостоятельное изучение вопросов: - Число элементов в объединении и разности конечных множеств, декартовом произведении конечных множеств. Представление конспектов. 3. Решение задач, связанных с операциями над конечными множествами. Сдача решебников с задачами. | 5 | |
Тема 1.2. Отношение на множестве, между элементами двух множеств | Уметь: - задавать отношения между элементами одного множества; - определять свойства отношений; - задавать соответствие между элементами двух множеств; - строить графы и графики различных соответствий Знать: - понятие соответствия, соответствия обратного данному; - взаимно-однозначное соответствие; - равномощные множества; - | | |
Содержание учебного материала | 4 | |
1. | Отношения между элементами одного множества. Свойства отношений Понятие отношения на множестве, свойства отношений: рефлексивность, симметричность, транзитивность, антисимметричность, связность | 1 | 2 |
2. | Отношение эквивалентности. Отношение порядка Определение понятия отношения эквивалентности. Граф отношения. Определение понятия отношения порядка. Граф отношения | 1 | 2 |
3. | Соответствие между элементами двух множеств. Обратное соответствие Понятие соответствия. Способы задания соответствий. Понятие обратного соответствия. Графы и графики взаимно обратных соответствий | 1 | 2 |
4. | Взаимно-однозначное соответствие Определение понятия взаимно-однозначное соответствие. Равномощные множества | 1 | 2 |
Практические занятия | 3 | |
5. | Задание соответствий различными способами | 1 |
6. | Построение графов и графиков различных соответствий | 1 |
7. | Задание отношений на множествах и определение их свойств | 1 |
Контрольные работы | 1 | |
Самостоятельная работа обучающихся Выполнение практических заданий из рекомендуемой преподавателем литературы. Оценка решебников с заданиями. | 4 | |
Тема 1.3. Текстовая задача и процесс ее решения | Уметь: - определять вид простой задачи; - анализировать содержание задачи, используя различные приемы; - различными способами проводить поиск решения задачи; - записывать решение задачи, используя различные формы записи; - решать составные задачи с вычислениями; - обосновать выбор действия при решении простых задач Знать: - понятие задачи, ее частей; - виды простых задач на сложение, вычитание, умножение, деление; - этапные решения задач арифметическим способом; - приемы анализа содержания задачи; - способы поиска решения задач; - способы проверки решения задач; - величины, зависимость между величинами | | |
Содержание учебного материала | 3 | |
1. | Сущность текстовой задачи, этапы решения задачи. Анализ содержания задачи Текстовая задача и ее составные части. Методы и способы решения задач. Этапы решения задач арифметическим способом. Специальные вопросы и ответы на них. Перефразировка текста задачи. Вспомогательная модель | 1 | 2 |
2. | Поиск и составление плана решения задач Аналитический, синтетический и комбинированный прием анализа задачи | 1 | 2 |
3. | Осуществление плана решения задач. Проверка решения задачи Поиск и составление плана решения задачи. Установление соответствия между результатом и условиями задачи. Решение задач другим способом | 1 | 2 |
Практические занятия | 2 | |
8. | Решение задач разными методами и способами | 1 |
9. | Осуществление процесса решения задачи, включая все основные этапы | 1 |
Контрольные работы | 1 | |
Самостоятельная работа обучающихся Решение текстовых задач различными методами и способами. Сдача конспектов. | 4 | |
Раздел 2. Целые неотрицательные числа | Уметь: - иллюстрировать примерами из учебников математики для начальной школы различные подходы к определению натурального числа и нуля; - обосновать алгоритмы действия над многозначными числами в десятичной системе счисления; - записывать числа в различных позиционных системах счисления и производить над ними арифметические действия Знать: - этапы развития понятий натурального числа и нуля; - различные подходы к построению чисел 0, 1, 2…; - понятие системы счисления; - алгоритмы действий над многозначными числами в десятичной системе счисления | | |
Тема 2.1 Этапы развития понятий натурального числа и нуля | Содержание учебного материала | 2 | |
1. | История возникновения понятия натурального числа Потребность возникновения натурального числа. Множества-посредники. Натуральное число как общее свойство класса конечных равномощных множеств. История возникновения названия чисел и их обозначение | 1 | 1 |
2. | История возникновения нуля и его обозначение Потребность возникновения нуля. Нуль как общее свойство класса пустых множеств. История возникновения названия числа и его обозначение | 1 | 1 |
Практические занятия | 2 | |
10. | Обсуждение подготовленных сообщений | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка и написание сообщений на тему «Этапы развития действительных чисел». Выступление на уроке. | 3 | |
Тема 2.2. Запись целых неотрицательных чисел и действия над ними | Содержание учебного материала | 3 | |
1. | Позиционные и непозиционные системы счисления Системы счисления. Запись чисел в десятичной системе счисления. Римская нумерация | 1 | 2 |
2. | Системы счисления отличные от десятичной Понятие. Переход от одной позиционной системы счисления к другой | 1 | 2 |
3. | Действия над числами в различных системах счисления Алгоритмы сложения, вычитания, умножения и деления в различных системах счисления | 1 | 2 |
Практические занятия | 2 | |
11. | Запись чисел в различных системах счисления | 1 |
12. | Выполнение упражнений, связанных с переводом чисел из одной позиционной системы счисления в другую. Выполнение арифметических действий над числами в различных системах счисления | 1 |
Контрольные работы | 1 | |
Самостоятельная работа обучающихся Выполнение практических заданий из рекомендуемой преподавателем литературы. Сдача конспектов. | 2 | |
Раздел 3. Геометрические фигуры и тела | Уметь: - различать геометрические фигуры на плоскости, геометрические фигуры в пространстве и научить этому учащихся; - передать интересный исторический материал по геометрии учащимся; - выполнять модели пространственных фигур; - находить десятичные приближения с недостатком и избытком; - решать задачи из курса теории вероятности Знать: - историю возникновения и развития геометрии; - свойства геометрических фигур на плоскости, пространственных фигур; - десятичные приближения с недостатком и с избытком; - понятие математической статистики | | |
Тема 3.1. Геометрические фигуры | Содержание учебного материала | 2 | |
1. | История развития геометрии. Свойства геометрических фигур на плоскости Возникновение геометрии. О геометрии Лобачевского. Углы, параллельные и перпендикулярные прямые, треугольники, четырехугольники, окружность, круг | 1 | 1 |
2. | Свойства пространственных фигур Многогранники, цилиндры, конусы, шар | 1 | 2 |
Практические занятия | 2 | |
13. | Изображение геометрической фигуры на плоскости. | 1 |
14. | Изображение пространственных фигур на плоскости. Выполнение разверток пространственных фигур и моделирование. | 1 |
Контрольные работы | | |
Самостоятельная работа обучающихся Подборка исторического материала по теме. Выступление на уроке. Моделирование пространственных фигур Сдача моделей. | 2 | |
Тема 3.2. Правила приближенных вычислений | Содержание учебного материала | 1 | |
1. | Десятичные приближения с избытком и с недостатком Приближенное значение величины. Абсолютная погрешность приближения, ее границы. Относительная погрешность. Границы относительной погрешности. Округление и погрешность округления | 1 | 2 |
Практические занятия | 1 | |
15. | Нахождение десятичных приближений с избытком и недостатком | 1 |
Контрольные работы | | |
Самостоятельная работа обучающихся Решение упражнений, предложенных учителем по данной теме . Сдача конспектов. | 2 | |
Тема 3.3. Методы математической статистики | Содержание учебного материала | 1 | |
1. | Математическая статистика Понятие о математической статистике. Генеральная совокупность, выборка. Вариационный ряд выборки, размах выборки, частота | 1 | 2 |
Практические занятия | 1 | |
16. | Решение задач из курса теории вероятности | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся Написание рефератов об истории развития математической статистики. Выступление на уроке. | 2 | |
Примерная тематика курсовой работы (проекта) (если предусмотрены) | - | |
Самостоятельная работа обучающихся над курсовой работой (проектом) (если предусмотрены) | - |
Всего: | 72 | |
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета математики с методикой преподавания.
- дидактический материал для организации текущего и тематического контроля по дисциплине.
результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.