Приложение №_____
к адаптированной основной
общеобразовательной программе
начального общего образования
для обучающихся с задержкой
психического развития
Рабочая программа
к внеурочной деятельности
«Уроки нравственности, или «Что такое хорошо и что такое плохо»
(1-4 класс)
Пояснительная записка
Рабочая программа к курсу «Уроки нравственности, или «Что такое хорошо и что такое плохо» составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №373 от 06 октября 2009 года);
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 №1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009г. №373»;
-Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации №2357 от 22.09.2011 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 №373»;
-Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации №1576 от 31.12.2016 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 №373»;
-Приложения к письму Министерства образования Московской области от 27.07.2011 №6975-06о/07 «Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы начального общего образования»;
-Постановления Главного Государственного Санитарного врача РФ «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 №189, (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 03.03.2011 №19993);
-Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011 №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС общего образования»;
- авторской программы Л. В. Мищенковой "Уроки нравственности, или "Что такое хорошо и что такое плохо".
Цель курса:
воспитание духовно-нравственной личности ребёнка через систему ценностно-ориентированных занятий.
Задачи курса:
сформировать систему нравственных ценностей;
способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений на основе толерантности;
формировать экологически воспитанную личность;
воспитывать ответственное отношение к своему здоровью, стремление к здоровому образу жизни;
формировать интерес к чтению художественной литературы;
развивать познавательную активность;
развивать творческие способности.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
Курс «Уроки нравственности, или «Что такое хорошо и что такое плохо» представляет собой комплекс занятий воспитывающего характера, знакомящий учащихся начальных классов с понятиями того, «что такое хорошо и что такое плохо».
Курс "Уроки нравственности" представляет собой комплекс занятий воспитывающего характера, знакомящий учащихся начальных классов с понятиями того, «что такое хорошо и что такое плохо».
В процессе освоения основных разделов этой программы ученик получает знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника. Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, младшие школьники начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда. Обсуждение сказок, их инсценировка; обсуждение произведений художественной литературы – всё это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых (понятия добра и зла, значение «слов вежливости», правил вежливого поведения и их мотивации), развитие их эмоционального восприятия. Система вопросов и заданий, носящая диагностический и тренинговый характер, позволяет решать задачи самооценки и самопроверки, повторять, уточнять и формировать начальные нравственные представления, знакомить с нравственными понятия (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации? Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»).
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся 7–11 лет и рассчитана на четыре учебных года (139 часов), по одному занятию в неделю: в 1 классе – 33 часа, в 2-4 классах по 34- 35 часов.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Освоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов:
Личностные:
ученик получит знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что станет предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, формирования нравственного сознания младшего школьника;
знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, ученик начнёт осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда;
с помощью обсуждения сказок, произведений художественной литературы ученик освоит первоначальные этические представления добра и зла, значение слов вежливости, правил вежливого поведения и их мотивации;
система вопросов и заданий, носящие диагностический и тренинговый характер позволит решить задачи самооценки и самопроверки ученика;
ученик получит начальные нравственные представления, знакомясь с нравственными понятиями (например, "Что такое добрый поступок?", "Какой нравственный выбор сделал герой?", "Что можно посоветовать в этой ситуации?", "Как её изменить?", "Бывает ли так в реальной жизни?");
ученик научится сопоставлять, сравнивать героев, их поведение; классифицировать материал по разным основаниям (определить группы пословиц по теме – о добре, трудолюбии, отношении к учёбе.)
Метапредметные:
Регулятивные:
принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определенному этапу урока) с помощью учителя;
понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, в справочном материале учебника - в памятках) при работе с учебным материалом;
высказывать свое предположение относительно способов решения учебной задачи;
проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм);
оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.
Познавательные:
целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу;
ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, условных обозначениях, словарях учебника);
осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;
понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику);
работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя;
понимать текст, опираясь на содержащуюся в нем информацию, находить необходимые факты, сведения и другую информацию;
преобразовывать информацию, полученную из рисунка (таблицы, модели), в словесную форму под руководством учителя;
понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку);
анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков, осуществлять синтез как составление целого из частей (под руководством учителя);
осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя);
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
подводить языковой факт под понятие разного уровня обобщения (предмет и слово, обозначающее предмет; слова, обозначающие явления природы, школьные принадлежности и др.);
проводить аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя).
Коммуникативные:
ученик научится или получит возможность иметь и выражать своё мнение, аргументировать свою точку зрения, уважительно относиться к другим мнениям;
ученик научится работать коллективно или в группах, парах, а также с заданиями на выбор альтернативного решения;
ученик научится или получит возможность анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания;
ученик научится создавать словесный портрет героя, оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты.
Предметные результаты освоения программы:
у учащегося будут сформированы:
внутренняя позиция учащегося с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;
положительная мотивация учебной деятельности;
учащийся получит возможность для формирования:
внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к обучению, к одноклассникам понимания необходимости учения.
Приобретённые в результате освоения конкретного учебного курса знания и умения учащийся сможет использовать в практической деятельности и повседневной жизни для: соблюдения гигиенических правил; бережного отношения к природе; развития чувства ответственности, самостоятельности; формирования стремления быть полезным окружающим; стремления к здоровому образу жизни.
Предполагаемые результаты.
К концу обучения в начальной школе учащиеся должны иметь:
систему нравственных качеств и этическое сознание;
потребность в самовоспитании и саморазвитии;
чувство уважения к правам и обязанностям человека;
чувство трудолюбия, уважения к людям труда;
ценностное отношение к здоровью и здоровому образу жизни;
ценностное отношение к природе, к окружающей среде;
потребность в чтении художественной литературы.
Формы учета оценки планируемых результатов: опрос, наблюдение, диагностика нравственной самооценки; этики поведения; отношения к жизненным ценностям; нравственной мотивации, анкетирование учащихся и родителей, участие школьников в олимпиадах, викторинах, в конкурсах на разных уровнях; участие в тематических декадах (выпуск газет, составление кроссвордов, викторин и т.д.).
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 класс
1 раздел (2ч.) Я и школа. Знакомство с правилами школы. Воспитание ответственности, самостоятельности, бережного отношения к школьным принадлежностям.
2 раздел (13ч.) Я и окружающие. Отличие людей друг от друга по внешнему виду. Аккуратность, опрятность, бережливость – уважение человека к себе. Отношение по имени к одноклассникам и друзьям. Анализ проблемных ситуаций. Речь – важнейшее средство общения. Понятие «настоящий друг». Верность и бескорыстие в дружбе. Взаимовыручка и взаимопомощь. Знакомство с правилами поведения на переменах, в столовой, за столом, в гостях, по телефону, в транспорте, в общественных местах, театре, кино, музее, библиотеке.
3 раздел (3ч.) Я и семья. Семья, родители, родные. Отношение поколений в семье. Проявления любви и уважения, заботы и сострадания, помощи в семье. Семейные традиции отношения к старшим. Этикет в общении с учителем. Помощь и забота по отношению к маленьким. Искусство делать подарки.
4 раздел (7ч.) Я и природа. Умение видеть красоту природы, восхищаться ею. Воспитание бережного отношения к окружающей природе, любви к неживой природе. Разыгрывание ситуаций.
5 раздел (5ч.) Я и книга. Добро и зло в сказках. Добрые и злые поступки, их последствия. Добро и зло в отношениях между людьми. Слушание сказок и их обсуждение. Волшебство, чудо и, правда, в сказках. В сказках – мечты людей.
6 раздел (3ч.) Я и здоровье. Привить навыки личной гигиены, стремление к здоровому образу жизни.
2 класс
1 раздел (1ч.) Я и школа. Знакомство с правилами школы. Воспитание ответственности, самостоятельности, бережного отношения к школьным принадлежностям.
2 раздел (18ч.) Я и окружающие. Отличие людей друг от друга по внешнему виду. Аккуратность, опрятность, бережливость – уважение человека к себе. Отношение по имени к одноклассникам и друзьям. Анализ проблемных ситуаций. Речь – важнейшее средство общения. Понятие «настоящий друг». Верность и бескорыстие в дружбе. Взаимовыручка и взаимопомощь. Знакомство с правилами поведения на переменах, в столовой, за столом, в гостях, по телефону, в транспорте, в общественных местах, театре, кино, музее, библиотеке.
3 раздел (2ч.) Я и семья. Семья, родители, родные. Отношение поколений в семье. Проявления любви и уважения, заботы и сострадания, помощи в семье. Семейные традиции отношения к старшим. Этикет в общении с учителем. Помощь и забота по отношению к маленьким. Искусство делать подарки.
4 раздел (8ч.) Я и природа. Умение видеть красоту природы, восхищаться ею. Воспитание бережного отношения к окружающей природе, любви к неживой природе. Разыгрывание ситуаций.
5 раздел (10ч.) Я и книга. Добро и зло в сказках. Добрые и злые поступки, их последствия. Добро и зло в отношениях между людьми. Слушание сказок и их обсуждение. Волшебство, чудо и, правда, в сказках. В сказках – мечты людей.
6 раздел (3ч.) Я и здоровье. Привить навыки личной гигиены, стремление к здоровому образу жизни.
7 раздел (2ч.) Я и животные. Привить любовь и заботу к братьям нашим меньшим.
3 класс
1 раздел (10ч.) Я и окружающие. Отличие людей друг от друга по внешнему виду. Аккуратность, опрятность, бережливость – уважение человека к себе. Отношение по имени к одноклассникам и друзьям. Анализ проблемных ситуаций. Речь – важнейшее средство общения. Понятие «настоящий друг». Верность и бескорыстие в дружбе. Взаимовыручка и взаимопомощь. Знакомство с правилами поведения на переменах, в столовой, за столом, в гостях, по телефону, в транспорте, в общественных местах, театре, кино, музее, библиотеке.
2 раздел (1ч.) Я и семья. Семья, родители, родные. Отношение поколений в семье. Проявления любви и уважения, заботы и сострадания, помощи в семье. Семейные традиции отношения к старшим. Этикет в общении с учителем. Помощь и забота по отношению к маленьким. Искусство делать подарки.
3 раздел (6ч.) Я и природа. Умение видеть красоту природы, восхищаться ею. Воспитание бережного отношения к окружающей природе, любви к неживой природе. Разыгрывание ситуаций.
4 раздел (10ч.) Я и книга. Добро и зло в сказках. Добрые и злые поступки, их последствия. Добро и зло в отношениях между людьми. Слушание сказок и их обсуждение. Волшебство, чудо и, правда, в сказках. В сказках – мечты людей.
5 раздел (3ч.) Я и здоровье. Привить навыки личной гигиены, стремление к здоровому образу жизни.
6 раздел (4ч.) Я и животные. Привить любовь и заботу к братьям нашим меньшим.
4 класс
1 раздел (1ч.) Я и школа. Знакомство с правилами школы. Воспитание ответственности, самостоятельности, бережного отношения к школьным принадлежностям.
2 раздел (17ч.) Я и окружающие. Отличие людей друг от друга по внешнему виду. Аккуратность, опрятность, бережливость – уважение человека к себе. Отношение по имени к одноклассникам и друзьям. Анализ проблемных ситуаций. Речь – важнейшее средство общения. Понятие «настоящий друг». Верность и бескорыстие в дружбе. Взаимовыручка и взаимопомощь. Знакомство с правилами поведения на переменах, в столовой, за столом, в гостях, по телефону, в транспорте, в общественных местах, театре, кино, музее, библиотеке.
3 раздел (2ч.) Я и семья. Семья, родители, родные. Отношение поколений в семье. Проявления любви и уважения, заботы и сострадания, помощи в семье. Семейные традиции отношения к старшим. Этикет в общении с учителем. Помощь и забота по отношению к маленьким. Искусство делать подарки.
4 раздел (6ч.) Я и природа. Умение видеть красоту природы, восхищаться ею. Воспитание бережного отношения к окружающей природе, любви к неживой природе. Разыгрывание ситуаций.
5 раздел (3ч.) Я и книга. Добро и зло в сказках. Добрые и злые поступки, их последствия. Добро и зло в отношениях между людьми. Слушание сказок и их обсуждение. Волшебство, чудо и, правда, в сказках. В сказках – мечты людей.
6 раздел (4ч.) Я и здоровье. Привить навыки личной гигиены, стремление к здоровому образу жизни.
7 раздел (1ч.) Я и животные. Привить любовь и заботу к братьям нашим меньшим.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс
№п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Раздел Программа |
1 | О культуре поведения в школе | 1 | Я и школа |
2 | Под крышей дома моего | 1 | Я и семья |
3 | Времена года | 1 | Я и природа |
4 | Отправляемся в путешествие | 1 | Я и природа |
5 | Узнай меня! | 1 | Я и книга |
6 | Не надо больше ссориться … | 1 | Я и окружающие |
7 | Учимся дружить | 1 | Я и окружающие |
8 | Белый пёс в сиреневый цветочек | 1 | Я и животные |
9 | Учимся обсуждать проблему | 1 | Я и окружающие |
10 | Во саду ли, в огороде | 1 | Я и книга |
11 | Слушаем сказку | 1 | Я и окружающие |
12 | Поговорим о собаках. | 1 | Я и животные |
13 | «Тише, пожалуйста!» | 1 | Я и здоровье |
14 | Занимательный журнал «Имена» | 1 | Я и здоровье |
15 | Колечко красоты | 1 | Я и окружающие |
16 | «Девочка и разбойники» | 1 | Я и книга |
17 | Экскурсия в медицинский кабинет | 1 | Я и здоровье |
18 | Зима в лесу | 1 | Я и природы |
19 | По страницам русской народной сказки «Царевна - лягушка» | 1 | Я и книга |
20 | Для чего нужны нам глазки | 1 | Я и книга |
21 | И снова сказка! | 1 | Я и книга |
22 | Давайте, друзья, потолкуем о маме … | 1 | Я и семья |
23 | Лепим снеговика | 1 | Я и природа |
24 | Цветик – семицветик | 1 | Я и окружающие |
25 | Волшебники и волшебные предметы | 1 | Я и книга |
26 | Животные с книжных страниц | 1 | Я и книга |
27 | Спешим на помощь бабке Ёжке | 1 | Я и окружающие |
28 | День космонавтики | 1 | Я и окружающие |
29 | Тропинка | 1 | Я и природа |
30 | Ох уж этот ветер!.. | 1 | Я и природа |
31 | Сказочные фанты | 1 | Я и книга |
32 | И снова сказочные фанты | 1 | Я и книга |
33 | Школа насекомых | 1 | Я и природа |
34 | Лето в загадках | 1 | Я и природа |
2 класс
№п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Раздел Программа |
1 | Путешествие в сказку | 1 | Я и книга |
2 | И снова об осени… | 1 | Я и природа |
3 | О себе, о дружбе, о друзьях… | 1 | Я и окружающие |
4 | О добре и зле | 1 | Я и окружающие |
5 | Посылка от сказочных героев | 1 | Я и книга |
6 | Письмо дедушки Морфея | 1 | Я и здоровья |
7 | Эдуард Успенский | 1 | Я и книга |
8 | Выглянуло солнышко… | 1 | Я и природа |
9 | О кошках и собаках | 1 | Я и животные |
10 | «У камина» | 1 | Я и окружающие |
11 | Клуб «Выручайка» | 1 | Я и окружающие |
12 | Слушаем сказку | 1 | Я и книга |
13 | О животном не очень приятном | 1 | Я и животные |
14 | В гости к друзьям из Простоквашино | 1 | Я и книга |
15 | Что за праздник без цветом | 1 | Я и природа |
16 | В мире профессий | 1 | Я и окружающие |
17 | Наши страхи | 1 | Я и здоровья |
18 | Что такое зима? | 1 | Я и окружающие |
19 | Знаменитые малыши. Незнайка | 1 | Я и книга |
20 | Экзотические животные | 1 | Я и животные |
21 | Зимушка-зима | 1 | Я и природа |
22 | Зимние забавы | 1 | Я и здоровья |
23 | Да здравствуют книги! | 1 | Я и книга |
24 | Роза для мамы | 1 | Я и семья |
25 | Принцессы Шарля Перро | 1 | Я и окружающие |
26 | Клуб «Белая ворона» | 1 | Я и книга |
27 | И снова Клуб «Белая ворона» | 1 | Я и книга |
28 | Бабочек весёлый хоровод | 1 | Я и природа |
29 | Театр кошек Юрия Куклачёва | 1 | Я и животные |
30 | Учимся работать в микрогруппе | 1 | Я и окружающие |
31 | Фея Фантаста | 1 | Я и книга |
32 | Хлеб – наше богатство | 1 | Я и окружающие |
33 | Берегите время! | 1 | Я и окружающие |
34 | Цветочная карусель | 1 | Я и природа |
3 класс
№п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Раздел Программа |
1 | С Днём знаний! | 1 | Я и школа |
2 | Осенняя сказка | 1 | Я и природа |
3 | Расскажи нам о себе | 1 | Я и окружающие |
4 | Семейный калейдоскоп | 1 | Я и семья |
5 | И это тоже я! | 1 | Я и окружающие |
6 | О профессиях и трудолюбии | 1 | Я и окружающие |
7 | В который раз о дружбе… | 1 | Я и окружающие |
8 | Мы – за здоровый образ жизни! | 1 | Я и здоровье |
9 | Как выбирать друзей | 1 | Я и окружающие |
10 | О режиме дня | 1 | Я и здоровье |
11 | Экологическая карусель | 1 | Я и природа |
12 | Накануне новогодних праздников | 1 | Я и окружающие |
13 | Берегите книгу | 1 | Я и книга |
14 | О рыцарстве | 1 | Я и окружающие |
15 | День рождения старой ели | 1 | Я и окружающие |
16 | Будь здоров! | 1 | Я и здоровье |
17 | Станем друзьями природы | 1 | Я и природа |
18 | О совести | 1 | Я и окружающие |
19 | Учимся быть щедрыми | 1 | Я и окружающие |
20 | Путешествие капельки | 1 | Я и природа |
21 | Настроение | 1 | Я и окружающие |
22 | На экономической волне | 1 | Я и окружающие |
23 | Секреты здоровья | 1 | Я и здоровье |
24 | Кошки | 1 | Я и животные |
25 | Приглашение к разговору | 1 | Я и окружающие |
26 | Полюбуйся, весна наступает… | 1 | Я и природа |
27 | Наши бабушки | 1 | Я и семья |
28 | Игры в самих себя | 1 | Я и окружающие |
29 | Сказки Г.-Х. Андерсена | 1 | Я и книга |
30 | Учимся шутить | 1 | Я и окружающие |
31 | Сказочная путаница | 1 | Я и книга |
32 | Живи, не требуя награды… | 1 | Я и окружающие |
33 | Здравствуй, первый листок! | 1 | Я и природа |
34 | Покуда сердца стучатся… | 1 | Я и окружающие |
4 класс
№п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Раздел Программа |
1 | С Днём знаний! | 1 | Я и школа |
2 | Осенняя сказка | 1 | Я и природа |
3 | Расскажи нам о себе | 1 | Я и окружающие |
4 | Семейный калейдоскоп | 1 | Я и семья |
5 | И это тоже я! | 1 | Я и окружающие |
6 | О профессиях и трудолюбии | 1 | Я и окружающие |
7 | В который раз о дружбе… | 1 | Я и окружающие |
8 | Мы – за здоровый образ жизни! | 1 | Я и здоровье |
9 | Как выбирать друзей | 1 | Я и окружающие |
10 | О режиме дня | 1 | Я и здоровье |
11 | Экологическая карусель | 1 | Я и природа |
12 | Накануне новогодних праздников | 1 | Я и окружающие |
13 | Берегите книгу | 1 | Я и книга |
14 | О рыцарстве | 1 | Я и окружающие |
15 | День рождения старой ели | 1 | Я и окружающие |
16 | Будь здоров! | 1 | Я и здоровье |
17 | Станем друзьями природы | 1 | Я и природа |
18 | О совести | 1 | Я и окружающие |
19 | Учимся быть щедрыми | 1 | Я и окружающие |
20 | Путешествие капельки | 1 | Я и природа |
21 | Настроение | 1 | Я и окружающие |
22 | На экономической волне | 1 | Я и окружающие |
23 | Секреты здоровья | 1 | Я и здоровье |
24 | Кошки | 1 | Я и животные |
25 | Приглашение к разговору | 1 | Я и окружающие |
26 | Полюбуйся, весна наступает… | 1 | Я и природа |
27 | Наши бабушки | 1 | Я и семья |
28 | Игры в самих себя | 1 | Я и окружающие |
29 | Сказки Г.-Х. Андерсена | 1 | Я и книга |
30 | Учимся шутить | 1 | Я и окружающие |
31 | Сказочная путаница | 1 | Я и книга |
32 | Живи, не требуя награды… | 1 | Я и окружающие |
33 | Здравствуй, первый листок! | 1 | Я и природа |
34 | Покуда сердца стучатся… | 1 | Я и окружающие |