Авторская программа внеурочной деятельности по литературе
в рамках использования ФГОС в 6 классах общеобразовательных учреждений.
Литература родного края.
33 часа.
Составила:
Угинчене Л.Н., учитель русского языка и литературы
МАОУ СОШ № 4 г. Черняховска Калининградской области
Пояснительная записка.
Программа разработана на основе Программы общеобразовательных учреждений для 5-11 классов. Литература под редакцией В.Я Коровиной, М. Просвещение, 2009 г.
Всего за год - 33 часа; в неделю - 1 час.
При создании программы использовалась блочно-модульная технология, которая помогает развивать общеучебные умения и навыки:
- навык внимательного чтения;
- умение сравнивать, обобщать, классифицировать, выделять главное;
- исследовательские умения;
- умения участвовать в учебном диалоге, дискуссии, вести полемику;
- умение составлять жизненный проект.
Блочно-модульное обучение является «гибкой» технологией, поэтому она взаимосвязана с другими общеобразовательными технологиями, что дает возможность развивать творческие способности учащихся. В качестве завершающего творческого задания после изучения модулей используются технологии проектов, презентаций.
Данная технология помогает осуществить дифференцированный подход в обучении, использовать различные виды деятельности (индивидуальный, в парах, в группах), повышать мотивацию в изучении литературы, более успешно усваивать материал, предлагаемый Государственным стандартом.
Программа основана на использовании регионального компонента, представленного материалами об истории Кёнигсберга, Инстербурга Калининградской области, творчеством калининградских писателей и поэтов.
Калининградская писательская организация, тесно связанная с традициями русской классической и современной литературы, представляет особое явление, специфика которого отражена в содержании программы.
Цели программы:
- воспитание духовно развитой личности, способной к сознательной деятельности в современном мире;
- формирование гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе родного края, его истории, традициям;
- развитие устной и письменной речи учащихся;
- ориентирование учащихся на творческий подход в изучении произведений, расширение кругозора, коммуникативных навыков и умений;
- научить школьников самостоятельно добывать знания;
- развивать навыки работы с текстом, интернет-ресурсами, справочным материалом.
Программа имеет практико-ориентированный характер. Учащиеся закрепляют умения и навыки и обобщают опорные знания. Особое внимание уделяется самостоятельной работе, умению подготовить сообщение, презентацию, творческую работу и защитить свою точку зрения в ходе обсуждения.
Знакомство с подборкой материалов об истории литературы края, посещению выставок, встреч с писателями способствуют осуществлению межпредметных связей и освоению социокультурного компонента программы. Навыки, приобретенные в ходе дискуссий, устных выступлений, письменных работ, во встречах с известными людьми края, становятся достоянием коммуникативной культуры личности.
Задачи:
- знакомство с общенаучными методами познания и формирование навыков исследовательской деятельности;
- развитие коммуникативных навыков;
- формирование литературной и культуроведческой компетенции;
- развитие самостоятельного творческого мышления.
Методы обучения:
- объяснительно-иллюстративный;
- проблемное изложение;
- частично поисковый;
- исследовательский.
Формы и приемы организации познавательной деятельности:
Фронтальная, индивидуальная, групповая, коллективная.
Основные виды занятий:
практическое занятие, встречи с писателями, обсуждения, экскурсии.
Важным компонентом учебной деятельности является измерение и оценка результатов обучения.
Ожидаемые результаты усвоения данной программы:
- овладение первичными навыками исследовательской работы;
- формирование навыков в написании творческих работ в жанре эссе, рассуждений, рассказов, стихов, сказок в соответствии с требованиями Программы по литературе;
- использование полученных навыков на уроках литературы и русского языка.
Оценка знаний, умений, навыков.
В ходе обучения осуществляется проверка, которая обеспечивает обратную связь учителя и ученика. Оценка результатов производится в ходе промежуточного и итогового контроля, который предусматривает анализ устных выступлений, письменных работ учащихся.
Промежуточный контроль:
- оценка устных высказываний;
- анализ таблиц, текстов, опорных схем;
- редактирование письменных работ.
Итоговый контроль:
- тематическое тестирование;
- проверка письменных работ, презентаций;
- оценка сообщений на итоговых занятиях.
Содержание программы внеурочной деятельности по литературе в 6 классах общеобразовательных учреждений «Литература родного края».
Всего: 33 часа. Из них теории – 5 часов; легенды и сказания пруссов – 2 часа; экскурсии – 4 часа; встречи с калининградскими писателями – 4 часа; изучение биографии калининградских поэтов и их творчества – 14 часов; итоговое занятие – 4 часа.
Модуль 1 «В глубь веков» - 10 часов:
- История родного края – 1 час;
- Пруссы. Надровия. Основание Инстербурга – 1 час;
- Черняховск – уникальный город РФ – 1 час;
- Памятники старины в Черняховске – 1 час;
- Легенды и сказания пруссов – 2 часа;
- Экскурсия в замок Инстербург – 2 часа;
- Итоговое занятие по модулю – 2 часа.
Модуль 2 «История калининградской писательской организации. Они стояли у истоков» - 3 часа:
- Становление калининградской литературной среды – 1 час;
- Н. А. Василевский. Биография. Стихотворение «Укуршского залива» - 1 час;
- Ю. Н. Куранов. Биография. Новеллы. «Невидимые облака», «Платок» - 1 час.
Модуль 3 «Творчество калининградских поэтов. Талантов переплетенье» - 20 часов:
- А. Самусевич. Биография. Хокку поэтессы – 2 часа;
- Поэтические иллюстрации поэтессы к известным произведениям живописи – 2 часа;
- Т. Дячук. Биография. Особенности творчества. Сборник стихов «Душа, словно птица» - 2 часа;
- Экскурсия в Черняховский Дом Книги – 2 часа;
- Встреча с калининградскими поэтами и писателями – 2 часа;
- Калининградская земля в творчестве Т. Дячук. Поэтические образы – 2 часа;
- М. Беседина. Обзор творчества. «Пишу стихи не ручкой, а душой» - 2 часа;
- Живая природа в творчестве М. Бесединой. Сборник «Зеленый шум» - 2 часа;
- Встреча с И. В. Ерофеевым, писателем города Черняховска – 2 часа;
- Итоговое занятие. Тестирование. Оформление материалов виде папки – 2 часа.
Учебно-тематический план.
№ п/п | Тема занятия | Кол-во ч. | Вид учебн. деятельности | Образовательный продукт |
1-2 3-4 5 6 7-8 9-10 11 12 13 14-15 16-17 19-20 21-22 23-24 25-26 27-28 29-30 31-32 33-34 | Модуль 1. «В глубь веков» -10 ч. История родного края. Пруссы. Надровия. Основание Инстербурга. Черняховск – уникальный город РФ. Памятники архитектуры города. Легенды и сказания пруссов. Юрате и Каститис. Лесная красавица. Большие уши. Сказание «Ель – королева ужей». Сопоставление с легендами «Морской принц», «Невеста-демон». Экскурсия в замок Инстербург. Итоговое занятие по первому модулю. Модуль 2. «История калининградской писательской организации. Они стояли у истоков» - 3 часа. Становление калининградской литературной среды. Н. А. Василевский. Биография. Стихотворения «Укуршского залива». Ю. Н. Куранов. Биография. Особенности творчества. Содержание миниатюр «Невидимые облака», «Платок». Модуль 3. «Творчество калининградских поэтов. Талантов переплетенье». 20 часов А. Самусевич. Биография. Хокку поэтессы. Поэтические иллюстрации Самусевич к произведениям живописи. Т.Дячук. Биография. Особенности творчества. Сборник «Душа, словно птица». Экскурсия в Дом Книги. Встреча с писателями и поэтами. Янтарный край в творчестве Дячук. Поэтические образы. М. Беседина. «Пишу стихи не ручкой, а душой». Обзор творчества. Живая природа в поэзии Бесединой. Сборник «Зеленый шум». Встреча с писателем Ярофеевым. Итоговое занятие. Тестирование. | 2 2 2 2 2 2 1 1 1 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 | Обзорная лекция с использованием интернет-ресурсов. Работа с этимологией слов. Работа с публицистикой, составление тезисного плана. Работа с тексами, анализ содержания. Работа с текстами. Сравнительный анализ характеров героев. Семинар. Обзорная лекция с элементами беседы. Мини-лекция с элементами беседы. Работа с текстом. Обзорная лекция, анализ миниатюр. Работа с текстами. Языковые средства. Сопоставительный анализ. Обзорная лекция. Составление опорного конспекта. Работа с текстом, языковые средства. Беседа, работа в группах. Работа с текстом в парах. Творческая работа (индивидуальная и групповая). | Составление кроссвордов. Составление презентаций, сообщения. Создание иллюстраций с использованием интернет-ресурсов. Составить простые и сложные вопросы. Проект по модулю. Очерк об экскурсии. Защита проектов. Тезисный конспект. Миниатюра о море. Проект. Составить хокку. Создание иллюстрации (поэзия, проза) к картине. Фотовыставка «Янтарный край» (проект). Сообщение. Сочинить стихотворение. Презентация о любимом уголке янтарного края. Сообщение о понравившемся произведении. Подборка иллюстраций «Живая природа», рисунки детей. Создание папки с материалами. Проекты. |
Литература.
Берега Анграпы. 2, 2006. Дело №9 Геннадия Разумного.
М. Беседина. Дум переплетенье. Стихи. Калининград, 2008.
Т. Дячук. Душа, словно птица. Стихи. Калининград, 2006.
Калининград литературный. Книга для внеклассного чтения. Калининград, 2002.
М. А. Клемешева. Очерки истории края. Калининград, 1998.
Мой город Черняховск. Публицистический журнал. Калининград, 2000.
России – сердцем и умом. Методическое пособие. Калининград, 2005.
А. Самусевич. Букет. Стихи. Калининград, 2008.
9