Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №37» г. Улан-Удэ
УТВЕРЖДЕНО Приказ №140-од от «01» 09 2022 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности «Азбука пешеходных наук»
3 класс
Срок реализации 2022-2023 учебный год.
Составила: учитель начальных классов
Улан-Удэ
2022
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Азбука пешеходных наук» научно – познавательной направленности для учащихся 1-4 классов, предназначена для учащихся общеобразовательных школ и составлена для детей 6,5-12 лет с разным уровнем подготовки, обеспечивающая полный курс пропедевтических мероприятий. Программа для системы дополнительного образования детей “Безопасность дорожного движения”, под редакцией П.В.Ижевского, авторы: В.А. Лобашкина, Д.Е. Яковлев, Б.О.Хренников, М.В.Маслов. Москва. “Просвещение”,2009 г.
Цель
Предупреждение и снижение детского дорожно – транспортного травматизма.
Задачи:
Образовательные
-повысить у учащихся уровень знаний по Правилам дорожного движения Российской Федерации;
-помочь учащимся усвоить требования разделов Правил дорожного движения Российской Федерации для пешеходов и велосипедов;
-оказать содействие учащимся в выработке навыков по оказанию первой медицинской помощи.
Развивающие:
-развивать у учащихся умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;
-способствовать развитию у учащихся таких умений, как быстрота реакции, внимательность, наблюдательность, зрительное и слуховое восприятие, логическое мышление, самообладание, находчивость.
Воспитательные:
-воспитать у учащихся дисциплинированность и ответственность за свои действия на дороге;
-выработать у учащихся культуру поведения в транспорте и дорожную этику;
-сформировать у учащихся сознательное и ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.
Общая характеристика учебного предмета
Автомобилизация страны, увеличение интенсивности движения транспорта и пешеходов на улицах и дорогах создают объективные предпосылки для возникновения дорожно-транспортных происшествий (ДТП), несчастных случаев с участниками дорожного движения, особенно с детьми и подростками.
Сегодня в Российской Федерации особо остро стоит проблема безопасности дорожного движения. В списке причин гибели людей от несчастных случаев первую строчку твердо занимает дорожно-транспортный травматизм, который в настоящее время достигает масштабов социальной катастрофы. В стране ежегодно в результате дорожно-транспортных происшествий погибает более 30 тыс. человек и свыше 250 тыс. получает травмы. Цифры детского травматизма в результате дорожно-транспортных происшествий велики: ежегодно погибают и получают травмы в результате ДТП до 27 тыс. детей и подростков до 16 лет.
Основными причинами дорожно-транспортных происшествий, в которых страдают дети и подростки, являются недисциплинированность учащихся, незнание ими Правил дорожного движения Российской Федерации.
Уже с раннего возраста у детей необходимо воспитывать сознательное отношение к Правилам дорожного движения (ПДД), которые должны стать нормой поведения каждого культурного человека.
Правила дорожного движения являются важным средством трудового регулирования в сфере дорожного движения, воспитания его участников в духе дисциплины, ответственности, взаимной предусмотрительности, внимательности. Выполнение всех требований Правил дорожного движения создает предпосылки четкого и безопасного движения транспортных средств и пешеходов по улицам и дорогам.
Изучение Правил дорожного движения существенно расширяет возможность воспитания грамотного пешехода и позволяет значительно уменьшить дорожно-транспортный травматизм среди детей и подростков.
Место предмета в учебном плане
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Азбука пешеходных наук» в 1-4 классах рассчитана на 1 час в неделю (в 1 классе 33 часа в год, во 2-4 классах 34 часа в год).
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Способствуют:
- умственному развитию – учащиеся получают и закрепляют знания по Правилам дорожного движения, ОБЖ, учатся логически мыслить, обобщать, составлять рассказы по темам, делиться жизненным опытом, грамотно излагать свои мысли, отвечать на вопросы;
- нравственному воспитанию – на занятиях у учащихся формируется культура поведения в кругу сверстников и в семье, закрепляются навыки соблюдения Правил дорожного движения, желание оказывать помощь пожилым людям по мере необходимости. Учащиеся учатся безопасности жизнедеятельности в окружающей среде, уважению к людям;
- эстетическому воспитанию – учащиеся участвуют в конкурсах рисунков, плакатов, литературных викторинах, фотоконкурсах. На занятиях учащиеся работают с красочным наглядным материалом;
- трудовому воспитанию – учащиеся изготавливают необходимые пособия, макеты, дидактические игры для занятий по программе, декорации и костюмы к выступлениям (с помощью родителей);
- физическому воспитанию – на каждом занятии с детьми и подростками проводятся подвижные игры и различные двигательные игровые задания по темам.
Методы, формы и технологии обучения по предмету
Формы организации внеурочной деятельности
1. Творческая деятельность;
2. Самостоятельная деятельность;
3. Практическая деятельность
Формы реализации программы:
- экскурсии;
- праздники;
- викторины;
- ролевые игры;
- акции.
Используемые технологии:
- технология личностно - ориентированного деятельности
- коллективные и групповые способы деятельности
- технология проблемной деятельности
- поисковые модели деятельности
- игровые технологии
Методы и средства обучения
Словесные – рассказ, объяснение, беседа.
Наглядные –показ иллюстрационных пособий, плакатов, схем, зарисовок на доске, стендов, видеофильмов, презентаций.
Практические –выполнение практических заданий в тетрадях, игровые ситуации, с помощью которых проверяется знание ПДД, решение задач, кроссвордов, тестирование, экскурсии по городу (поселку) с целью изучения программного материала.
Содержание учебного материала
Содержание данного курса включает теорию и практику безопасного поведения человека на улицах и дорогах, а также в общественном транспорте. Реализация данной программы рассчитана на 4 года обучения в начальной школе и позволит обучающимся получить систематизированное представление об опасностях на дороге и о прогнозировании опасных ситуаций, оценить влияние их последствий на жизнь и здоровье человека, выработать алгоритм безопасного поведения с учетом своих возможностей.
Программа предполагает как групповые занятия, так и индивидуальные, а также проведение массовых мероприятий. Так как программа больше всего уделяет внимания пропаганде знаний ПДД и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма через реализацию творческих возможностей детей и подростков, то с этой целью рекомендуется использование таких форм проведения занятий, как выступление агитбригаты, театрализованное представление, КВН, рейд, выпуск стенгазет, встреча с работниками ГИБДД, конкурс, викторина, игра.
Предполагаемые личностные, метапредметные и предметные
результаты освоения учебного предмета
Достигнутый уровень усвоения информации определяется не только системой опроса учащихся, но и по их реальному поведению на дороге, а также при самостоятельном разборе различных дорожных ситуаций.
В процессе изучения программы у второклассников будут сформированы:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к учёбе;
- установка на здоровый образ жизни;
- способность к самооценке
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- способность принимать и сохранять цели предстоящей учебной деятельности, поиска способов её осуществления;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- устанавливать причинно-следственные связи
- осуществлять анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
- ориентироваться в материале: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы, определять круг своего незнания;
- отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в разных источниках;
- подробно пересказывать прочитанное или прослушанное, составлять простой план;
- наблюдать и делать самостоятельные простые выводы
- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;
- оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
- читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное;
- выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);
- не создавать конфликты и находить выход из спорных ситуаций
учащиеся должны знать
- название, назначение и расположение на дорогах дорожных знаков, дорожной разметки;
- дорожную разметку на проезжей части ив местах остановок маршрутных транспортных средств;
- условия, обеспечивающие безопасность пешеходу на дорогах в населённых пунктах и вне населённых пунктов (загородных дорогах);
- опасные и безопасные для пешеходов участки дорог в микрорайоне или городе в целом;
- значение сигналов светофора для транспорта и пешеходов;
- виды автомашин специального назначения и особенность их движения;
- положения регулировщика, соответствующие сигналам светофора для участников дорожного движения;
- виды перекрёстков;
- значения сигналов, подаваемых водителями транспортных средств: звуковые, световые, рукой;
- наиболее характерные и частые ошибки в поведении пешеходов на дорогах, приводящие ДТП;
должны уметь
-выбирать безопасные места и определять условия, обеспечивающие безопасность при - -переходе проезжей части дороги, железнодорожного переезда;
- определять виды перекрёстков в районе расположения школы, дома;
- пользоваться общественным транспортом, выполняя правила безопасного поведения -пассажиров при входе, выходе и во время движения, находясь в салоне общественного транспорта;
- выполнять условия, обеспечивающие безопасность, на остановке маршрутных транспортных средств;
- выполнять требования сигналов регулировщика и водителей транспортных средств.
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Приме-чание | Дата проведения |
план | факт |
1 | Вводное занятие. Безопасная дорога в школу и домой. | | | |
2 | Основные правила поведения учащихся на улице. | | | |
3 | Основные правила поведения учащихся на дороге. | | | |
4 | Почему на улице опасно?(экскурсия ) | | | |
5 | Остановочный путь и скорость движения. | | | |
6 | Пешеходные переходы. | | | |
7 | Улица с односторонним и двусторонним движением. | | | |
8 | Нерегулируемые перекрестки. | | | |
9 | Регулируемые перекрестки. | | | |
10 | История возникновения светофора. | | | |
11 | Поездка на автобусе и троллейбусе. | | | |
12 | Поездка на трамвае и других видах транспорта. | | | |
13 | Дорожные знаки и дорожная разметка. | | | |
14 | Дорожные знаки, их виды. | | | |
15 | «Осторожно! Плохая погода!». | | | |
16 | Дорожные знаки в загадках и стихах. | | | |
17 | Где можно и где нельзя играть. | | | |
18 | Ты – велосипедист. | | | |
19 | Поездка за город. | | | |
20 | Дорога глазами водителей. | | | |
21 | Учусь читать дорожные знаки. | | | |
22 | Дорожные знаки в моей окрестности. | | | |
23 | Игры ПДД | | | |
24 | Дорожные знаки в моей окрестности. Новое о светофоре. | | | |
25 | Кодекс выживания городского пешехода. | | | |
26 | КВН «Клуб внимательный пешеход». | | | |
27 | Правостороннее, двустороннее и одностороннее движение транспорта. | | | |
28 | Расставь дорожные знаки на перекрёстке. | | | |
29 | Правила безопасного перехода улиц и дорог. | | | |
30 | Что такое ГИБДД и кто такой инспектор ДПС. | | | |
31 | Безопасное поведение на тротуарах и обочинах. | | | |
32 | Разбор дорожных ситуаций. | | | |
33 | Почему дети попадают в дорожные аварии. | | | |
34 | Игры и соревнования по правилам безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах. | | | |
Итого: 34 ч. | | | |