1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Разговор о правильном питании» в рамках социального направления составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе образовательной программы «Разговор о правильном питании, «Две недели в лагере здоровья», «Формула правильного питания», разработанной специалистами Института возрастной физиологии Российской академии образования под руководством М.М. Безруких, директора этого института, академика РАО, в соответствии с нормативно-правовыми документами:
Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с учетом изменений, внесенных приказом Министерства образования и науки РФ от 26.11.2010г. №1241) (далее - ФГОС начального общего образования);
Приказа Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1015 «О порядке организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
Письма Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи от 14.12.2015 г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ».
На основе СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
( утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. №189)
Снижение уровня показателей здоровья – актуальная проблема современного общества. Её решение включает в себя множество аспектов: социальный, экологический, экономический и т.д. Одно из ведущих мест среди них занимает культурный аспект, связанный с формированием у подрастающего поколения ценностного отношения к собственному здоровью. Важную роль в реализации этой задачи играет программа «Разговор о правильном питании».
Научить человека быть здоровым с детства – вот что самое главное. Это достигается через организацию правильного питания. Эта программа о питании реально может помочь укрепить здоровье каждому ребенку. Программа практических умений и навыков в области питания. Ее направленность – внедрение в массы правил питания, его рациональное использование в семье, школе, сбалансированность питания, соблюдение режима питания; формирование личностной позиции учащихся по сохранению и укреплению здоровья; осознание каждым человеком социальной значимости его здоровья. А здоровье – самая большая жизненная ценность. Программа включает теоретические знания и практические умения и навыки, которые помогут в жизни каждому ребенку, чтобы сохранить здоровье.
Цели и задачи курса
Цель:
формирование у детей основ культуры питания как одной из составляющих здорового образа жизни.
Основные задачи:
Образовательные задачи:
1. Развитие представлений детей о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей, формировании готовности заботиться и укреплять здоровье.
2. Расширение знаний детей о правилах питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья, формирования готовности выполнять эти правила.
3. Развитие навыков правильного питания как составной части здорового образа жизни.
4. Пробуждение у детей интереса к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа.
Воспитательные задачи:
1. Развитие представления о социокультурных аспектах питания, его связи с культурой и историей народа.
2. Развитие представления о правилах этикета, связанных с питанием, осознание того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры личности.
Развивающие задачи:
1. Развитие кругозора, интереса к познавательной деятельности.
2. Развитие самостоятельности, самоконтроля.
3. Развитие коммуникативности.
4. Развитие творческих способностей.
5. Развитие мотивации к овладению навыками базисных образовательных программ: литературы, ИЗО.
2.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Содержание программы, а также используемые формы и методы её реализации носят игровой характер, что наиболее соответствует возрастным особенностям детей, обеспечивает условия для активного включения их в процесс обучения и стимулирует активное присвоение предъявляемых ценностных нормативов и навыков. Задания, предлагаемые в рабочей тетради, также ориентированы на творческую работу ребёнка – самостоятельную или в коллективе.
В ходе реализации Программы используются разнообразные формы и методы, носящие преимущественно интерактивный характер, обеспечивающий непосредственное участие детей в работе по программе, стимулирующий их интерес к изучаемому материалу, дающий возможность проявить свои творческие способности. Наиболее распространенными при этом являются игровые методики - ролевые, ситуационные, образно-ролевые игры, а также элементы проектной деятельности, дискуссионные формы.
Преимущество программы заключается в том, что её материал актуален для детей. Всё что они узнают и чему учатся на занятиях, они могут применить дома и в гостях уже сегодня. При реализации программы используется работа в группах, участие в практических занятиях, а также экскурсии.
При работе по программе «Разговор о правильном питании» с использованием технологии деятельностного метода у учащихся повышается познавательная активность, совершенствуется культура мышления, в целом формируются деятельностные способности, повышается положительная мотивация по отношению к своему здоровью. Активно используется такая форма работы как, проектная деятельность.
Программа «Разговор о правильном питании» является модульной: «Разговор о правильном питании», «Две недели в лагере здоровья», «Формула правильного питания». Программа носит интерактивный характер, пробуждающий интерес и желание соблюдать правила питания и заботиться о собственном здоровье.
Программа состоит из трех модулей.
1 модуль: «Разговор о правильном питании» - для детей 7-8 лет.
2 модуль: «Две недели в лагере здоровья» - для детей 9-10 лет.
3 модуль: «Формула правильного питания» - для детей 10-12 лет.
Тематика программы охватывает различные аспекты рационального питания:
1 модуль "Разговор о правильном питании"
разнообразие питания:
"Самые полезные продукты",
"Что надо есть, если хочешь стать сильнее",
"Где найти витамины весной",
"Овощи, ягоды и фрукты - самые витаминные продукты",
"Каждому овощу свое время";
гигиена питания: "Как правильно есть";
режим питания: "Удивительные превращения пирожка";
рацион питания:
"Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной",
"Плох обед, если хлеба нет",
"Полдник. Время есть булочки",
"Пора ужинать",
"Если хочется пить";
культура питания:
"На вкус и цвет товарищей нет",
"День рождения Зелибобы".
Выполняя разнообразные практические задания, ребята не только получают информацию, но начинают претворять полученные знания на практике.
В ходе реализации Программы используются разнообразные формы и методы, носящие преимущественно интерактивный характер, обеспечивающий непосредственное участие детей в работе по программе, стимулирующий их интерес к изучаемому материалу, дающий возможность проявить свои творческие способности.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты:
- Осознание личностной и социальной значимости здоровья, как жизненной ценности; формирование навыков здорового образа жизни.
- Формирование внутренней позиции ученика на занятии.
- В предложенных ситуациях делать выбор.
- Ориентироваться в своей системе знаний: приводить примеры удачного и неудачного общения в своей жизни и жизни окружающих.
-Оценивать некоторые высказывания людей с точки зрения их уместности, тактичности в данной ситуации.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
- Соблюдать некоторые правила вежливого общения в урочной и внеурочной деятельности.
- Учиться определять цель деятельности на занятии с помощью учителя.
- Учиться договариваться о распределении ролей в игре, работе в совместной деятельности.
- Учиться давать оценку своим действиям и действиям своих одноклассников.
- Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.
Познавательные:
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
– Самостоятельно работать с некоторыми заданиями рабочей тетради, осознавать недостаток информации, использовать школьные толковые словари.
Коммуникативные:
- Пропаганда здорового образа жизни в жизненной ситуации своей и других людей.
- Уметь вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении возникающих проблем.
- Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
Предметные результаты:
Обучающиеся должны знать:
- основные правила правильного питания.
Обучающиеся должны уметь:
- распознавать вкусовые качества наиболее употребляемых продуктов.
Обучающиеся должны иметь представление:
- об основных принципах гигиены питания;
- о необходимости и важности регулярного питания и соблюдения режима питания;
- о завтраке, обеде и ужине, как об обязательных компонентах ежедневного меню;
- о значении молока и молочных продуктов;
- о значении жидкости для организма человека, ценности разнообразных напитков;
- о связи рациона питания с образом жизни, о высококалорийных продуктах питания;
- о значении витаминов и минеральных веществ в жизни человека, о разнообразии овощей, фруктов и ягод, их значении для организма.
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ
Развитие познавательных интересов.
Развитие желания и умения учиться, оптимально организуя свою деятельность, как важнейшего условия дальнейшего самообразования и самовоспитания.
Развитие самосознания младшего школьника как личности.
Уважение к себе.
Способность индивидуально воспринимать окружающий мир.
Иметь и выражать свою точку зрения.
Целеустремлённость.
Настойчивость в достижении цели.
Готовность к преодолению трудностей.
Способность критично оценивать свои действия и поступки.
Коммуникабельность
3. МЕСТО ЗАНЯТИЙ ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В 1классе - 33 занятия (1 ч. в неделю, 33 учебных недели). В связи с праздничными днями (12 мая), уплотнение программы до 32 часов.
4. СОДЕРЖАНИЕ
Содержание программы отвечает следующим принципам:
- возрастная адекватность- соответствие используемых форм и методов обучения
возрастным физиологическим и психологическим особенностям детей и подростков;
- научная обоснованность;
- практическая целесообразность;
- динамическое развитие и системность;
- необходимость и достаточность предоставляемой информации;
- вовлечение в реализацию программы родителей;
- культурологическая сообразность.
Разнообразие питания
Из чего состоит наша пища. Что нужно есть в разное время года. Как правильно питаться, если занимаешься спортом. Что надо есть, если хочешь стать сильнее. Самые полезные продукты. Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты. Где найти витамины весной? Каждому овощу своё время. Особенности национальной кухни. Конкурс проектов «Витаминная семейка». Малознакомые и редко используемые овощи и овощная зелень. Витамины. Сезонные гиповитаминозы и их профилактика. Викторина «Чипполино и его друзья».
Гигиена питания и приготовление пищи
Гигиена школьника. Здоровье – это здорово! Где и как готовят пищу. Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен. Продукты быстрого приготовления. Всё ли полезно, что в рот полезло. Всегда ли нужно верить рекламе? Вредные и полезные привычки в питании. Неполезные продукты: сладости, чипсы, напитки, торты. Полезные напитки. Ты – покупатель.
Этикет
Правила поведения в столовой. Как правильно накрыть стол. Предметы сервировки стола. Как правильно вести себя за столом. Как правильно есть. На вкус и цвет товарищей нет! Кухни разных народов. Как питались на Руси и в России? За что мы скажем поварам спасибо. Необычное кулинарное путешествие.
Правила поведения в гостях. Когда человек начал пользоваться ножом и вилкой.
Вкусные традиции моей семьи.
Рацион питания
Молоко и молочные продукты. Блюда из зерна. Какую пищу можно Блюда из зерна. Какую пищу можно найти в лесу. Что и как приготовить из рыбы. Дары моря. Плох обед, если хлеба нет. Из чего варят кашу, и как сделать кашу вкуснее. Если хочется пить. Значение жидкости для организма человека. Бабушкины рецепты. Хлеб всему голова. Мясо и мясные блюда. Вкусные и полезные угощения. Составляем меню на день.
Из истории русской кухни
Как питались на Руси и в России? За что мы скажем поварам спасибо. Необычное кулинарное путешествие.
5.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Раздел | Количество часов |
1 | Разнообразие питания. | 4 |
2 | Гигиена питания и приготовление пищи | 5 |
3 | Рацион питания | 16 |
4 | Этикет | 4 |
5 | Из истории русской кухни | 3 |
| Итого | 32 |
6. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ занятия | Тема занятия | Изучаемые вопросы (содержание) | Дата по факту |
| Разнообразие питания (4 ч) | |
| Если хочешь быть здоров | Знакомство учащихся с героями программы, формирование представлений о важности правильного питания. | 3.09 |
| Из чего состоит наша пища | Продукты, блюда, здоровье. Представление о том, из чего состоит наша пища | 10.09 |
| Полезные и вредные привычки | Представление об основных принципах питания | 17.09 |
| Самые полезные продукты | Беседа «Какие продукты полезны и необходимы человеку каждый день». | 24.09 |
| Гигиена питания и приготовление пищи (5 ч) | |
| Как правильно есть (гигиена питания) | Важность регулярного питания. Соблюдение режима питания. | 1.10 |
| Удивительное превращение пирожка | Понятия: здоровье, питание, режим. Демонстрация «Удивительные превращения пирожка» | 8.10 |
| Твой режим питания | Понятия: здоровье, питание, режим питания | 15.10 |
| Из чего варят каши | Завтрак - обязательная часть ежедневного меню. Различные варианты завтрака. Игра «Знатоки»; викторина «Узнай произведение» | 22.10 |
| Как сделать кашу вкусной | Понятия: завтрак, режим, меню, каша, крупа. Каша - полезное и вкусное блюдо. Конкурс «Кашевар» | 5.11 |
| Рацион питания (16 ч) | |
| Плох обед, коли хлеба нет | Обед как обязательный компонент ежедневного рациона питания, его структура. | 12.11 |
| Хлеб всему голова | Роль хлеба в питании детей | 19.11 |
| Полдник | Полдник как обязательная часть ежедневного меню. Полдник, меню, молоко и молочные продукты. | 26.11 |
| Время есть булочки | Полдник, меню, хлебобулочные изделия. Ежедневный рацион питания школьника. | 3.12 |
| Пора ужинать | Ужин как обязательный компонент ежедневного рациона питания | 10.12 |
| Почему полезно есть рыбу | Значение рыбы и рыбных блюд в питании школьников | 17.12 |
| Мясо и мясные блюда | Значение мяса и мясных блюд в питании школьников | 24.12 |
| Где найти витамины зимой и весной | Значение витаминов и минеральных веществ в жизни человека. | 14.01 |
| Всякому овощу – свое время | Витамины, фрукты, овощи. Важность и необходимость включения в рацион питания растительной пищи | 21.01 |
| Как утолить жажду | Жажда, здоровье, напитки. Значение жидкости для организма человека, ценность разнообразных напитков. | 28.01 |
20 | Что надо есть – если хочешь стать сильнее | Здоровье, спорт, питание. Связь рациона питания и образа жизни. Высококалорийные продукты питания. | 11.02 |
21 | Что надо есть – если хочешь стать сильнее | Здоровье, спорт, питание. Связь рациона питания и образа жизни. Высококалорийные продукты питания. | 18.02 |
22 | На вкус и цвет товарищей нет | Вкусовые качества продуктов. | 25.02 |
23 | Овощи, ягоды и фрукты – витаминные продукты | Разнообразие фруктов, ягод, овощей, их значение для организма. | 3.03 |
24 | Овощи, ягоды и фрукты – витаминные продукты | Значение витаминов и минеральных веществ в питании человека. | 10.03 |
25 | Каждому овощу – свое время | Польза фруктов и овощей. Сезонные фрукты и овощи. | 17.03 |
| Этикет (4 ч) | |
26 | Народные праздники, их меню | Народные праздники и их традиционные блюда | 31.93 |
27 | Народные праздники, их меню | Народные традиции, связанные с питанием и здоровьем | 7.04 |
28 | Как правильно накрыть стол. | Сервировка, столовые приборы, столовая и кухонная посуда | 14.04 |
29 | Когда человек начал пользоваться вилкой и ножом | Этикет, правила поведения за столом, сервировка | 21.04 |
| Из истории русской кухни (4 ч) | |
30 | Щи да каша – пища наша | Народные традиции, связанные с питанием и здоровьем | 28.04 |
31 | Что готовили наши прабабушки. | Роль национальных кухонь в обеспечении полноценным питанием у жителей разных стран | 5.05 |
32 | Итоговое занятие «Здоровое питание – отличное настроение» | Основные законы здорового питания | 19.05 |
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
В результате изучения курса «Разговор о правильном питании» младшие школьники получат представления:
о правилах и основах рационального питания,
о необходимости соблюдения гигиены питания;
о полезных продуктах питания;
о структуре ежедневного рациона питания;
об ассортименте наиболее типичных продуктов питания;
об особенностях питания в летний и зимний периоды, причинах вызывающих изменение в рационе питания;
об основных группах питательных веществ – белках, жирах, углеводах, витаминах и минеральных солях, функциях этих веществ в организме;
умения:
Полученные знания позволят детям ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирать наиболее полезные;
Дети смогут оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и с учётом границ личностной активности корректировать несоответствия;
Дети получат знания и навыки, связанные с этикетом в области питания с, что в определённой степени повлияет на успешность их социальной адаптации, установление контактов с другими людьми.
Формы контроля
Проверка усвоения программы проводится в форме анкетирования, тестирования, выполнения творческих заданий.
. Подведение итогов реализации программы проводится в виде выставок работ учащихся, праздников, игр, викторин. В том числе:
- оформление выставок работ учащихся в классе, школе;
- оформление выставки фотографий «Мы – за здоровое питание
УЧЕБНО- МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Печатные пособия:
1.Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании/ Методическое пособие.- М.: ОЛМА Медиа Групп.
2.Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Две недели в лагере здоровья/ Методическое пособие. - М.: ОЛМА Медиа Групп.
3.Верзилин Н. Путешествие с домашними растениями. -Л., 1974,200с
4.КондоваС.Н.Что готовить, когда мамы нет дома М., 1990,185с
5.Ладодо К.С Продукты и блюда в детском питании. М.,1991,190с
6.Похлёбкин В.В. История важнейших пищевых продуктов. М., 2000, 350с
7.Справочник по детской диетике. М.1977., 340 с.
8.Этикет и сервировка праздничного стола. М., 2002.400с
Экранно- звуковое обеспечение:
- проектор
-интерактивная доска
- документ- камера
- планшет
Технические средства обучения:
- компьютер
Список литературы для детей.
1.Верзилин.Н. По следам Робинзона Л. 1974,254с
2 Верзилин. Н . Путешествие с комнатными растениями Л., 1974,254с
3Кондова С. Н. Что готовить, когда мамы нет дома. М.,1990, 185.
4.Огуреева Г.Н. Краткий атлас – справочник грибника и ягодника. М., Издательство АСТ, 2001с.
19