МУНИЦИПАЛЬНАЯ КАЗЕННАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
"СТАРОМОСТЯКСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА"
Старокулаткинский район Ульяновская область
«Согласовано» Заместитель директора по ВР 2018 г. ______________/И.С.Нугаева / | «Утверждаю» Приказ №____ от Директор школы:__________\М.М.Нугаев/ |
Рабочая программа внеурочной деятельности
"Компьютерная графика"
Класс: 5, 7
Срок реализации 1 год
Программу разработала:
Нугаева Л.Э
учитель
первой квалификационной категории
2018 - 2019 учебный год
с. Старый Мостяк
Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка | 3-8 стр. |
1.2. Содержание программы | 9-12 стр. |
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график 13-19 стр. |
2.2.Условия реализации программы 20 стр. |
2.3. Формы аттестации и оценочные материалы 21 стр. |
2.4. Методические материалы 22 стр. |
2.5. Список литературы 23 стр. |
1. Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа написана для 5,7 классов на основании следующих нормативных документов:
Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273);
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Концепция развития дополнительного образования детей от 04.09.2014 № 1726;
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 №09-3242. «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ»;
СанПин 2.4.3172-14: «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
Устав ОГБУ ДО ДТДМ (Распоряжение Министерства образования и науки Ульяновской области от 23.03.2017 № 506-р);
Положение о разработке, структуре и порядке утверждения дополнительной общеразвивающей программы (локальный акт ОГБУ ДО ДТДМ, 2017 г.);
Положение о проведении промежуточной и итоговой аттестации обучающихся (локальный акт ОГБУ ДО ДТДМ, 2017 г.).
Уровень освоения программы: "Продвинутый уровень".
Направленность (профиль) программы: художественная.
Актуальность программы: Изучение курса «Компьютерная графика» является актуальным, так как дает учащимся возможность познакомиться с приемами работы художника-дизайнера и использованием информационных технологий. Область информатики, занимающаяся методами создания и редактирования изображений с помощью компьютеров, называют компьютерной графикой.
Люди самых разных профессий применяют компьютерную графику в своей работе. Это — исследователи в различных научных и прикладных областях, художники, конструкторы, специалисты по компьютерной верстке, дизайнеры, разработчики рекламной продукции, создатели Web-страниц, авторы мультимедиа-презентаций, медики, модельеры тканей и одежды, фотографы, специалисты в области теле- и видеомонтажа и др.
Новизна программы заключается в возможности изучения современных бесплатных компьютерных программ в области компьютерной 2D, 3D графики и анимации на уровне доступном для понимания обучающегося.
Отличительные особенности программы: Отличительной особенностью данной программы является явная предметность наших образовательных отношений – это искусство мысли, образа, цвета, вкуса. Формирование интереса к овладению ИКТ знаний и умений является важным средством повышения качества обучения школьников. Процесс создания компьютерного рисунка значительно отличается от традиционного понятия "рисование". С помощью графического редактора на экране компьютера можно создавать сложные многоцветные композиции, редактировать их, меняя и улучшая, вводить в рисунок различные шрифтовые элементы, получать на основе созданных композиций готовую печатную продукцию. За счет автоматизации выполнения операций создания элементарных форм — эллипсов, прямоугольников, треугольников, а также операций заполнения созданных форм цветом и других средств создания и редактирования рисунка становится возможным создание достаточно сложных изобразительных композиций.
Педагогическая целесообразность программы:
Научившись работать с универсальными компьютерными программами, учащиеся могут в дальнейшем совершенствовать свои знания и опыт, осваивая специализированные программы для их применения в учебном процессе. Занятия рисованием на компьютере развивают умение видеть красивое в окружающей жизни. Воспитывается художественное чутье и культура.
Адресат программы: Возраст детей 11-13 лет
Объём программы: 68 часов.
Формы обучения и виды занятий: беседа, демонстрация и иллюстрация (в том числе с использованием обучающих и демонстрационных компьютерных программ), объяснение, лекция, практическая работа на ПК, анализ ошибок и поиск путей их устранения, практическая работа, самостоятельная работа, творческие практические работы, конкурсы, викторины.
Срок освоения программы: 1 год
Режим занятий: Занятия проводятся 1 раза в неделю, продолжительность занятия –90 минут с 10 минутным перерывом.
Цели и задачи курса:
• дать глубокое понимание принципов построения и хранения изображений;
• изучить форматы графических файлов и целесообразность их использования при работе с различными графическими программами;
• рассмотреть применение основ компьютерной графики в различных графических программах;
• научить учащихся создавать и редактировать собственные изображения, используя инструменты графических программ;
• научить выполнять обмен графическими данными между различными программами.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Учащиеся должны овладеть основами компьютерной графики, а именно должны знать:
• особенности, достоинства и недостатки растровой графики;
• особенности, достоинства и недостатки векторной графики;
• методы описания цветов в компьютерной графике — цветовые модели;
• способы получения цветовых оттенков на экране и принтере;
• способы хранения изображений в файлах растрового и векторного формата;
• методы сжатия графических данных;
• проблемы преобразования форматов графических файлов;
• назначение и функции различных графических программ.
В результате освоения практической части курса учащиеся должны уметь:
1) создавать собственные иллюстрации, используя главные инструменты векторной программы CorelDRAW, а именно:
• создавать рисунки из простых объектов (линий, дуг, окружностей и т.д.);
• выполнять основные операции над объектами (удаление, перемещение, масштабирование, вращение, зеркальное отражение и др.);
• формировать собственные цветовые оттенки в различных цветовых моделях;
• закрашивать рисунки, используя различные виды заливок;
• работать с контурами объектов;
• создавать рисунки из кривых;
• создавать иллюстрации с использованием методов упорядочения и объединения объектов;
• получать объёмные изображения;
• применять различные графические эффекты (объём, перетекание, фигурная подрезка и др.);
• создавать надписи, заголовки, размещать текст по траектории;
.МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ
Знания, полученные при изучении курса «Компьютерная графика. CorelDRAW», учащиеся могут использовать при создании рекламной продукции, для визуализации научных и прикладных исследований в различных областях знаний — физике, химии, биологии и др. Созданное изображение может быть использовано в докладе, статье, мультимедиа-презентации, размещено на Web - странице или импортировано в документ издательской системы. Знания и умения, приобретенные в результате освоения курса «Компьютерная графика», являются фундаментом для дальнейшего совершенствования мастерства в области трехмерного моделирования, анимации, видеомонтажа, создания систем виртуальной реальности.
1.2.Содержание программы
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
N п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/контроля |
Всего | Теория | Практика |
1. | Методы представления графических изображений | 4 | 2 | 2 | Зачет/незачет |
2. | Системы цветов в компьютерной графике | 4 | 2 | 2 | Зачет/незачет |
3. | Форматы графических файлов | 4 | 2 | 2 | Зачет/незачет |
4. | Создание иллюстраций | 56 | 28 | 28 | Зачет/незачет |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
1. Методы представления графических изображений
Растровая графика. Достоинства растровой графики. Недостатки растровой графики. Векторная графика. Достоинства векторной графики. Недостатки векторной графики. Сравнение растровой и векторной графики. Особенности растровых и векторных программ.
2. Цвет в компьютерной графике
Описание цветовых оттенков на экране монитора и на принтере (цветовые модели). Цветовая модель RGB. Формирование собственных цветовых оттенков на экране монитора. Цветовая модель CMYK. Формирование собственных цветовых оттенков при печати изображений. Взаимосвязь цветовых моделей RGB и CMYK. Кодирование цвета в различных графических программах. Цветовая модель HSB (Тон — Насыщенность — Яркость).
3. Форматы графических файлов
Векторные форматы. Растровые форматы. Методы сжатия графических данных. Сохранение изображений в стандартных форматах, а также собственных форматах графических программ. Преобразование файлов из одного формата в другой.
Часть 2. Программы векторной и растровой графики
4. Создание иллюстраций
4.1. Введение в программу CorelDRAW
4.2. Рабочее окно программы CorelDRA W
Особенности меню. Рабочий лист. Организация панели инструментов. Панель свойств. Палитра цветов. Строка состояния.
4.3. Основы работы с объектами
Рисование линий, прямоугольников, квадратов, эллипсов, окружностей, дуг, секторов, многоугольников и звезд. Выделение объектов. Операции над объектами: перемещение, копирование, удаление, зеркальное отражение, вращение, масштабирование. Изменение масштаба просмотра при прорисовке мелких деталей. Особенности создания иллюстраций на компьютере.
4.4. Закраска рисунков
Закраска объекта (заливка). Однородная, градиентная, узорчатая и текстурная заливки. Формирование собственной палитры цветов. Использование встроенных палитр.
4.5. Вспомогательные режимы работы
Инструменты для точного рисования и расположения объектов относительно друг друга: линейки, направляющие, сетка. Режимы вывода объектов на экран: каркасный, нормальный, улучшенный.
4.6. Создание рисунков из кривых
Особенности рисования кривых. Важнейшие элементы кривых: узлы и траектории. Редактирование формы кривой. Рекомендации по созданию рисунков из кривых.
4.7. Методы упорядочения и объединения объектов
Изменение порядка расположения объектов. Выравнивание объектов на рабочем листе и относительно друг друга. Методы объединения объектов: группирование, комбинирование, сваривание. Исключение одного объекта из другого.
4.8. Эффект объема
Метод выдавливания для получения объемных изображений. Перспективные и изометрические изображения. Закраска, вращение, подсветка объемных изображений.
4.9. Перетекание
Создание технических рисунков. Создание выпуклых и вогнутых объектов. Получение художественных эффектов.
4.10. Работа с текстом
Особенности простого и фигурного текста. Оформление текста. Размещение текста вдоль траектории. Создание рельефного текста. Масштабирование, поворот и перемещение отдельных букв текста. Изменение формы символов текста.
4.11. Сохранение и загрузка изображений в CorelDRAW
Особенности работы с рисунками, созданными в различных версиях программы CorelDRAW. Импорт и экспорт изображений в CorelDRAW.
2. Комплекс организационно-педагогических условий
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
N п/п | Месяц | Число | Время проведения занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
1. | | | 15.00-17.00 | групповая работа | 2 | Растровая графика: достоинства и недостатки | МКОО "Старомостякская средняя школа" | Зачет/незачет |
2. | | | 15.00-17.00 | групповая работа | 2 | Векторная графика: достоинства и недостатки. Сравнение растровой и векторной графики | МКОО "Старомостякская средняя школа" | Зачет/незачет |
3. | | | 15.00-17.00 | групповая работа | 2 | Цветовые модели RGB и CMYK. Их взаимосвязь | МКОО "Старомостякская средняя школа" | Зачет/незачет |
4 | | | 15.00-17.00 | групповая работа | 2 | Цветовая модель HSB (тон-насыщенность-яркость) | МКОО "Старомостякская средняя школа" | Зачет/незачет |
5. | | | 15.00-17.00 | групповая работа | 2 | Векторные и растровые форматы. | МКОО "Старомостякская средняя школа" | Зачет/незачет |
6. | | | 15.00-17.00 | групповая работа | 2 | Методы сжатия графических данных. Сохранение изображений в стандартных форматах. Преобразования файлов из одного формата в другой. | МКОО "Старомостякская средняя школа" | Зачет/незачет |
7. | | | 15.00-17.00 | групповая работа | 2 | Введение в программу CorelDRAW. | МКОО "Старомостякская средняя школа" | Зачет/незачет |
8 | | | 15.00-17.00 | групповая работа | 2 | Рабочее окно программы CorelDRAW: особенности меню, рабочий лист, панель инструментов, панель свойств, палитра цветов, строка состояния. | МКОО "Старомостякская средняя школа" | Зачет/незачет |
9. | | | 15.00-17.00 | групповая работа | 2 | «Рабочий экран CorelDRAW» | МКОО "Старомостякская средняя школа" | Зачет/незачет |
10 | | | 15.00-17.00 | групповая работа | 2 | Основы работы с объектами: особенности создания иллюстрации на компьютере. | МКОО "Старомостякская средняя школа" | Зачет/незачет |
11 | | | 15.00-17.00 | групповая работа | 2 | «Рисование простейших векторных объектов» | МКОО "Старомостякская средняя школа" | Зачет/незачет |
12 | | | 15.00-17.00 | групповая работа | 2 | «Выделение объектов. Операции над объектами: перемещение, копирование, удаление, зеркальное отражение, вращение» | МКОО "Старомостякская средняя школа" | Зачет/незачет |
13 | | | 15.00-17.00 | групповая работа | 2 | «Изменение масштаба просмотра при прорисовке мелких деталей» | МКОО "Старомостякская средняя школа" | Зачет/незачет |
14 | | | 15.00-17.00 | групповая работа | 2 | Типы заливки объекта: однородная, градиентная, узорчатая, текстурная. | МКОО "Старомостякская средняя школа" | Зачет/незачет |
15 | | | 15.00-17.00 | групповая работа | 2 | «Закраска рисунков» | МКОО "Старомостякская средняя школа" | Зачет/незачет |
16 | | | 15.00-17.00 | групповая работа | 2 | «Формирование собственной палитры цветов» | МКОО "Старомостякская средняя школа" | Зачет/незачет |
17 | | | 15.00-17.00 | групповая работа | 2 | «Использование встроенных палитр» | МКОО "Старомостякская средняя школа" | Зачет/незачет |
18 | | | 15.00-17.00 | групповая работа | 2 | Вспомогательные режимы работы : инструменты для точного рисования и расположения объектов относительно друг друга (линейка, направляющие, сетка). Режимы вывода объекта на экран: каркасный, нормальный, улучшенный. | МКОО "Старомостякская средняя школа" | Зачет/незачет |
19 | | | 15.00-17.00 | групповая работа | 2 | «Особенности создания кривых» | МКОО "Старомостякская средняя школа" | Зачет/незачет |
20 | | | 15.00-17.00 | групповая работа | 2 | «Важнейшие элементы кривых: узлы и траектории» | МКОО "Старомостякская средняя школа" | Зачет/незачет |
21 | | | 15.00-17.00 | групповая работа | 2 | «Редактирование формы кривой» | МКОО "Старомостякская средняя школа" | Зачет/незачет |
22 | | | 15.00-17.00 | групповая работа | 2 | «Создание рисунка из кривых» | МКОО "Старомостякская средняя школа" | Зачет/незачет |
23 | | | 15.00-17.00 | групповая работа | 2 | Изменение порядка расположения объектов. Выравнивание объектов на рабочем листе относительно друг друга. | МКОО "Старомостякская средняя школа" | Зачет/незачет |
24 | | | 15.00-17.00 | групповая работа | 2 | Методы объединения объектов: группирование, комбинирование, сваривание. Исключение одного объекта из другого. | МКОО "Старомостякская средняя школа" | Зачет/незачет |
25 | | | 15.00-17.00 | групповая работа | 2 | «Эффект объема: метод выдавливания для получения объемных изображений» | МКОО "Старомостякская средняя школа" | Зачет/незачет |
26 | | | 15.00-17.00 | групповая работа | 2 | «Эффект объема: перспективные и изометрические изображения» | МКОО "Старомостякская средняя школа" | Зачет/незачет |
27 | | | 15.00-17.00 | групповая работа | 2 | «Эффект объема: закраска, вращение, подсветка объемных изображений» | МКОО "Старомостякская средняя школа" | Зачет/незачет |
28 | | | 15.00-17.00 | групповая работа | 2 | «Перетекание. Создание технических рисунков. Создание выпуклых и вогнутых объектов. Получение художественных эффектов» | МКОО "Старомостякская средняя школа" | Зачет/незачет |
29 | | | 15.00-17.00 | групповая работа | 2 | «Работа с текстом. Особенности простого и фигурного текста. Размещение текста вдоль траектории. Создание рельефного текста» | МКОО "Старомостякская средняя школа" | Зачет/незачет |
30 | | | 15.00-17.00 | групповая работа | 2 | «Работа с текстом. Масштабирование, поворот и перемещение отдельных букв текста. Изменение формы символов текста» | МКОО "Старомостякская средняя школа" | Зачет/незачет |
31 | | | 15.00-17.00 | групповая работа | 2 | Сохранение и загрузка изображений в CorelDRAW. | МКОО "Старомостякская средняя школа" | Зачет/незачет |
32 | | | 15.00-17.00 | групповая работа | 2 | «Особенности работы с рисунками, созданными в различных версиях программы CorelDRAW.» | МКОО "Старомостякская средняя школа" | Зачет/незачет |
33 | | | 15.00-17.00 | групповая работа | 2 | «Сохранение и загрузка изображений в CorelDRAW. Импорт и экспорт изображений в CorelDRAW.» | МКОО "Старомостякская средняя школа" | Зачет/незачет |
34 | | | 15.00-17.00 | групповая работа | 2 | Повторение | МКОО "Старомостякская средняя школа" | Зачет/незачет |
2.2. Условия реализации программы
Реализация учебной дисциплины требует наличия
учебного кабинета «Информатика»
Оборудование учебного кабинета: «Информатика»
Технические средства обучения: - интерактивная доска и проектор
- компьютеры
- Антивирусы/Безопасность.
-Операционные системы Windows .
- Adobe Photoshop CS2, Adobe Illustrator, Microsoft Officce Publisher, Microsoft Officce Power Point, CorelDRАW.
Методическое обеспечение программы:
https://www.youtube.com/playlist?list=PLBCEC87C0BCFD1220
2.3. Формы аттестации и оценочные материалы
Формы проведения аттестации следующие: итоговое занятие, зачёт, защита творческих работ и проектов, выставочный просмотр, творческий отчёт, конкурс, и др.
Процесс обучения по дополнительной общеразвивающей программе предусматривает следующие формы диагностики и аттестации:
1. Промежуточная аттестация, проводится по завершению полугодия или года обучения (при переводе на следующий учебный год).
2. Итоговая диагностика проводится после завершения всей учебной программы.
2.4. Методические материалы
Учебно-наглядные пособия: - стенды со справочным материалом,
- презентации к лекционному материалу
- учебные и методические пособия (учебники, учебно-методические пособия, пособия для самостоятельной работы, сборники упражнений и др.).
2.5. Список литературы
1. Панкратова Т. Photoshop 7 : учебный курс (+CD) / Т. Панкратова. – СПб. : Питер, 2003. – 528 с. : ил.
2. Петров М. Н. Компьтерная графика : учебник для вузов (+CD) / М. Н. Петров, В. П. Молочков – 2-е издание. – СПб. : Питер, 2006. – 811 с.
3. Пономаренко С. И. Adobe Illustrator 10 / C. B. Пономаренко. – СПб. : БХВ-Петербург, 2003. – 688 с.
4. Пономаренко С. И. Пиксель и вектор. Принципы цифровой графики / C. B. Пономаренко. – СПб. : БХВ-Петербург, 2002. – 496 с.
Приемы обработки изображений в Adobe Photoshop: сборник упражнений : учебно-методическое пособие / сост. Н. Р. Алексеева, О. В. Данилова. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2009. – 101 с. : ил.
Скотт Келби. Хитрости и секреты работы в Photoshop CS (+CD) / С. Келби. – Диалектика-Вильямс, 2006. – 326 с.: ил.
7. Топорков С. С. Adobe Photoshop CS в примерах / С. С. Топорков – СПб.: БХВ-Петербург, 2005. – 384 с : ил. 8. Уроки Photoshop online [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://photoshop.demiart.ru , свободный. – Загл. с экрана.
27