Программа внеурочной деятельности
научно-познавательного клуба младших школьников
«Знатоки родного края»
Данная программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС на основе учебного пособия ««Азбука тверского школьника, или Путешествие по родному краю» .
Программа клуба «Знатоки родного края» предназначена для организации внеурочной деятельности в общеобразовательных организациях и учреждениях дополнительного образования детей, учитывает возрастные и психологические особенности младших школьников, опирается на местный краеведческий и исторический материал. Использование игрового материала в работе клуба, а также проведение мини-исследований, групповых проектов, коллективных творческих дел позволит школьникам не только узнать много нового и интересного о родном крае, но и овладеть универсальными действиями, составляющими основу метапредметных результатов.
Участники: дети 6 – 11 лет, их родители, педагоги школы, сотрудники учреждений дополнительного образования детей, учреждений культуры, социальные партнеры.
Основные направления: духовно-нравственное, общеинтеллектуальное, общекультурное и социальное.
Форма организации внеурочной деятельности: школьное научно – познавательное сообщество (клуб).
Формы организации деятельности учащихся: групповая, парная, индивидуальная, коллективная.
Цель деятельности научно-познавательного клуба «Знатоки родного края»: формирование универсальных учебных действий учащихся начальной школы посредством проектной и игровой деятельности, а также диалогового общения с «неравнодушным взрослым» (носителем информации).
Срок реализации программы: в течение учебного года – аудиторные и внеаудиторные занятия 1 раз в неделю, 34 часа.
Ожидаемые результаты реализации программы
Личностные:
готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
осознание своей этнической принадлежности;
мотивация учебной деятельности;
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, культуры и истории;
эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
уважительное отношение к истории и культуре Тверского края;
эстетические потребности, ценности и чувства;
этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.
Метапредметные: в области метапредметных результатов будут формироваться коммуникативные, регулятивные и познавательные УУД.
Коммуникативные УУД:
обращаться за помощью;
задавать и отвечать на вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
формулировать собственное мнение и позицию;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
предлагать помощь и сотрудничество.
Регулятивные УУД:
формулировать и удерживать учебную задачу;
составлять план и последовательность действий;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок;
соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;
соотносить способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
различать способ и результат действия;
осуществлять контроль по результату и способу действия.
Познавательные УУД:
поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок, схема, таблица, карта);
обработка информации (определение основной и второстепенной информации);
передача информации (устным, письменным, цифровым способами);
интерпретация информации (умение структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);
анализ;
синтез;
сравнение;
классификация по заданным критериям;
установление причинно-следственных связей;
умение работать со знаково-символическими средствами;
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
моделировать, т.е. выделять и обобщенно фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач.
Предметные:
осуществлять смысловое чтение;
выбирать вид чтения в зависимости от цели;
находить на карте России местоположение Тверской области, на карте области – областной центр, города и поселки, реки и озера;
находить, определять и называть нужные объекты на различных картах Тверской области; выполнять простейшие вычисления с помощью карты и делать выводы;
узнавать государственную символику области, города или поселка, основные исторические, архитектурные и культурные достопримечательности города, осознавая их значимость в становлении и развитии Тверской области;
различать прошлое и настоящее родного края, соотносить изученные исторические события с датами, находить место изученных событий на «ленте времени»;
осознавать место и роль родного края в исторической, политической, экономической и культурной жизни страны;
Содержание программы
Введение
Вступление в клуб «Знатоки родного края». Знакомство с «Азбукой тверского школьника, или Путешествие по родному краю».
1.Флора и фауна Тверского края
Представители растительного и животного мира. Яблоня как зеленый символ Тверской области. Ботанический сад Тверского государственного университета. Заповедные места области. Торопецкая биологическая станция «Чистый лес». Центрально-Лесной государственный природный биосферный заповедник. Завидовский заповедник.
2.Природа Тверского края
Географическое положение. Сезонные изменения природы края. Водные ресурсы области: озера, реки, водохранилища. Реки Волга, Западная Двина и их истоки. Иваньковское водохранилище. Леса и горы. Оковский лес. Болота. Верховое болото Старосельский мох. Полезные ископаемые. Кашинский минеральный источник.
3.Путешествие в край народных промыслов
Народные промыслы, производства и их особенности. Золотошвейный промысел. Калязинское кружево. Конаковский фаянс. Вышневолоцкое цветное стекло. Деревянные игрушки.
4.Они сражались за Родину
Герои Великой Отечественной войны: военачальники, солдаты, танкисты, летчики, партизаны, подпольщики. Писатели и поэты о ВОВ на калининской земле. Мой город (поселок) в годы Великой Отечественной войны.
5.Выдающиеся люди Тверского края
Государственные деятели. Ученые, изобретатели, педагоги. Путешественники. Музыканты. Литераторы. Художники и архитекторы.
Герои разных войн и мирного времени.
6.Достопримечательности Тверского края
Объекты духовной жизни края. Православные храмы и соборы. Дворянские усадьбы. Художественные дачи, театры, музеи, галереи, библиотеки. Исторические памятники. Цирк.
7.Моя малая Родина
Тверь – столица Тверской области. Города, поселки Тверской области и их достопримечательности. Гербы. Традиции Тверской земли.
Тематическое планирование
Название разделов и тем | Форма занятия | Количество часов |
Введение |
Что изучает краеведение? | Вступление в клуб «Знатоки родного края» | 1 |
1.Флора и фауна Тверского края |
Животные и растения Тверского края | Мини-конференция. Доклады детей о представителях флоры и фауны Тверского края | 1 |
Путешествие в Ботанический сад | Экскурсия или игра - путешествие | 1 |
Путешествие на биологическую станцию «Чистый лес» | Экскурсия или игра - путешествие | 1 |
Конкурс знатоков флоры и фауны Тверского края | Игра - конкурс | 1 |
| | |
2.Природа Тверского края |
Природа Тверского края | Презентация. Работа со статьями «Азбуки тверского школьника…» | 1 |
Семь чудес Тверского края | Проект «Семь чудес Тверского края». Выборы семи самых интересных природных объектов посредством голосования учащихся, родителей, учителей школы. Конференция. Презентация результатов: визитные карточки, буклет или карта путеводитель. | 3 |
3.Путешествие в край народных промыслов |
Калязинское кружево | Экскурсия в музей г.Калязина | 1 |
Конаковский фаянс | Экскурсия на завод фаянсовых изделий г.Конаково | 1 |
Вышневолоцкое стекло | Экскурсия в п.Красный май | 1 |
Торжокское золотное шитье | Экскурсия в музей г.Торжка | 1 |
Тверская матрешка | Мастер - класс | 1 |
Народные промыслы Тверского края | Выставка – презентация. Встречи с интересными людьми | 1 |
4.Они сражались за Родину |
Они сражались за Родину | Проект. Ролевая игра | 4 |
5.Выдающиеся люди Тверского края |
Государственные деятели | Презентация. Работа со статьями «Азбуки тверского школьника…» | 1 |
Ученые и изобретатели | Урок - лекция | 1 |
Художники и архитекторы | Коллективное творческое дело «Если бы картины заговорили…» | 1 |
Литераторы и музыканты | Литературно-музыкальная гостинная | 1 |
Герои разных войн и мирного времени | Устный журнал | 1 |
Выдающиеся люди Тверского края | Викторина. Олимпиада | 1 |
6.Достопримечательности Тверского края |
Культурное наследие земли Тверской. Музеи и памятники | Презентация. Экскурсия в краеведческий музей | 1 |
Святые места земли Тверской | Урок - путешествие | 1 |
«Пушкинское кольцо Верхневолжья» | Экскурсия | 1 |
Усадебный мир Тверского края | Экскурсия | 1 |
Достопримечательности Тверского края | Игра - квест | 1 |
7.Моя малая Родина |
Гербы городов Тверской области | Мастер - класс | 1 |
Мой город на карте Тверской области | Работа с картой. | 1 |
Я знаю город свой | Викторина | 1 |
Традиции Тверской земли | Коллективное творческое дело | 1 |
Всего часов: | 34 |