СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "Мой родной край"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Мой родной край"»

Программа внеурочной деятельности

научно-познавательного клуба младших школьников

«Знатоки родного края»


Данная программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС на основе учебного пособия ««Азбука тверского школьника, или Путешествие по родному краю» .

Программа клуба «Знатоки родного края» предназначена для организации внеурочной деятельности в общеобразовательных организациях и учреждениях дополнительного образования детей, учитывает возрастные и психологические особенности младших школьников, опирается на местный краеведческий и исторический материал. Использование игрового материала в работе клуба, а также проведение мини-исследований, групповых проектов, коллективных творческих дел позволит школьникам не только узнать много нового и интересного о родном крае, но и овладеть универсальными действиями, составляющими основу метапредметных результатов.

Участники: дети 6 – 11 лет, их родители, педагоги школы, сотрудники учреждений дополнительного образования детей, учреждений культуры, социальные партнеры.

Основные направления: духовно-нравственное, общеинтеллектуальное, общекультурное и социальное.

Форма организации внеурочной деятельности: школьное научно – познавательное сообщество (клуб).

Формы организации деятельности учащихся: групповая, парная, индивидуальная, коллективная.

Цель деятельности научно-познавательного клуба «Знатоки родного края»: формирование универсальных учебных действий учащихся начальной школы посредством проектной и игровой деятельности, а также диалогового общения с «неравнодушным взрослым» (носителем информации).

Срок реализации программы: в течение учебного года – аудиторные и внеаудиторные занятия 1 раз в неделю, 34 часа.









Ожидаемые результаты реализации программы


Личностные:

  • готовность и способность обучающихся к саморазвитию;

  • гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

  • осознание своей этнической принадлежности;

  • мотивация учебной деятельности;

  • целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, культуры и истории;

  • эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;

  • уважительное отношение к истории и культуре Тверского края;

  • эстетические потребности, ценности и чувства;

  • этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.

Метапредметные: в области метапредметных результатов будут формироваться коммуникативные, регулятивные и познавательные УУД.

Коммуникативные УУД:

  • обращаться за помощью;

  • задавать и отвечать на вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

  • предлагать помощь и сотрудничество.

Регулятивные УУД:

  • формулировать и удерживать учебную задачу;

  • составлять план и последовательность действий;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок;

  • соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;

  • соотносить способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

  • различать способ и результат действия;

  • осуществлять контроль по результату и способу действия.


Познавательные УУД:

  • поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок, схема, таблица, карта);

  • обработка информации (определение основной и второстепенной информации);

  • передача информации (устным, письменным, цифровым способами);

  • интерпретация информации (умение структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);

  • анализ;

  • синтез;

  • сравнение;

  • классификация по заданным критериям;

  • установление причинно-следственных связей;

  • умение работать со знаково-символическими средствами;

  • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

  • моделировать, т.е. выделять и обобщенно фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач.


Предметные:

  • осуществлять смысловое чтение;

  • выбирать вид чтения в зависимости от цели;

  • находить на карте России местоположение Тверской области, на карте области – областной центр, города и поселки, реки и озера;

  • находить, определять и называть нужные объекты на различных картах Тверской области; выполнять простейшие вычисления с помощью карты и делать выводы;

  • узнавать государственную символику области, города или поселка, основные исторические, архитектурные и культурные достопримечательности города, осознавая их значимость в становлении и развитии Тверской области;

  • различать прошлое и настоящее родного края, соотносить изученные исторические события с датами, находить место изученных событий на «ленте времени»;

  • осознавать место и роль родного края в исторической, политической, экономической и культурной жизни страны;




Содержание программы

Введение

Вступление в клуб «Знатоки родного края». Знакомство с «Азбукой тверского школьника, или Путешествие по родному краю».


1.Флора и фауна Тверского края

Представители растительного и животного мира. Яблоня как зеленый символ Тверской области. Ботанический сад Тверского государственного университета. Заповедные места области. Торопецкая биологическая станция «Чистый лес». Центрально-Лесной государственный природный биосферный заповедник. Завидовский заповедник.



2.Природа Тверского края

Географическое положение. Сезонные изменения природы края. Водные ресурсы области: озера, реки, водохранилища. Реки Волга, Западная Двина и их истоки. Иваньковское водохранилище. Леса и горы. Оковский лес. Болота. Верховое болото Старосельский мох. Полезные ископаемые. Кашинский минеральный источник.

3.Путешествие в край народных промыслов

Народные промыслы, производства и их особенности. Золотошвейный промысел. Калязинское кружево. Конаковский фаянс. Вышневолоцкое цветное стекло. Деревянные игрушки.

4.Они сражались за Родину

Герои Великой Отечественной войны: военачальники, солдаты, танкисты, летчики, партизаны, подпольщики. Писатели и поэты о ВОВ на калининской земле. Мой город (поселок) в годы Великой Отечественной войны.



5.Выдающиеся люди Тверского края

Государственные деятели. Ученые, изобретатели, педагоги. Путешественники. Музыканты. Литераторы. Художники и архитекторы.

Герои разных войн и мирного времени.


6.Достопримечательности Тверского края

Объекты духовной жизни края. Православные храмы и соборы. Дворянские усадьбы. Художественные дачи, театры, музеи, галереи, библиотеки. Исторические памятники. Цирк.

7.Моя малая Родина

Тверь – столица Тверской области. Города, поселки Тверской области и их достопримечательности. Гербы. Традиции Тверской земли.




Тематическое планирование

Название разделов и тем

Форма занятия

Количество часов

Введение

Что изучает краеведение?

Вступление в клуб

«Знатоки родного края»

1

1.Флора и фауна Тверского края

Животные и растения Тверского края

Мини-конференция. Доклады детей о представителях флоры и фауны Тверского края

1

Путешествие в Ботанический сад

Экскурсия или игра - путешествие

1

Путешествие на биологическую станцию «Чистый лес»

Экскурсия или игра - путешествие

1

Конкурс знатоков флоры и фауны Тверского края

Игра - конкурс

1




2.Природа Тверского края


Природа Тверского края

Презентация. Работа со статьями «Азбуки тверского школьника…»

1

Семь чудес Тверского края

Проект «Семь чудес Тверского края». Выборы семи самых интересных природных объектов посредством голосования учащихся, родителей, учителей школы. Конференция. Презентация результатов: визитные карточки, буклет или карта путеводитель.

3

3.Путешествие в край народных промыслов

Калязинское кружево

Экскурсия в музей г.Калязина

1

Конаковский фаянс

Экскурсия на завод фаянсовых изделий г.Конаково

1

Вышневолоцкое стекло

Экскурсия в п.Красный май

1

Торжокское золотное шитье

Экскурсия в музей г.Торжка

1

Тверская матрешка

Мастер - класс

1

Народные промыслы Тверского края

Выставка – презентация. Встречи с интересными людьми

1

4.Они сражались за Родину

Они сражались за Родину

Проект. Ролевая игра

4

5.Выдающиеся люди Тверского края

Государственные деятели

Презентация. Работа со статьями

«Азбуки тверского школьника…»

1

Ученые и изобретатели

Урок - лекция

1

Художники и архитекторы

Коллективное творческое дело «Если бы картины заговорили…»

1

Литераторы и музыканты

Литературно-музыкальная гостинная

1

Герои разных войн и мирного времени

Устный журнал

1

Выдающиеся люди Тверского края

Викторина. Олимпиада

1

6.Достопримечательности Тверского края

Культурное наследие земли Тверской. Музеи и памятники

Презентация. Экскурсия в краеведческий музей

1

Святые места земли Тверской

Урок - путешествие

1

«Пушкинское кольцо Верхневолжья»

Экскурсия

1

Усадебный мир Тверского края

Экскурсия

1

Достопримечательности Тверского края

Игра - квест

1

7.Моя малая Родина

Гербы городов Тверской области

Мастер - класс

1

Мой город на карте Тверской области

Работа с картой.


1

Я знаю город свой


Викторина


1

Традиции Тверской земли

Коллективное творческое дело

1

Всего часов:

34