ПРОГРАММА
ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«МОЯ МАЛАЯ РОДИНА»
Актуальность программы
Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной.
Начинать этот процесс надо с детства. Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.
Чтобы учащиеся стали носителями и продолжателями культурно-исторического наследия своего народа, необходимо их знакомить, убеждать в ценности этих традиций, приобщать к ним, вырабатывать привычку следовать им. Проблемы возрождения, сохранения и развития культурного наследия народа будут в дальнейшем решаться современными детьми. И успешное их решение возможно только при наличии любви, знаний и понимания истории своей Родины, своего края.
Чем сознательнее ребёнок усвоит определённую систему историко-обществоведческих знаний (на данном этапе – на уровне представлений), тем быстрее он займёт необходимую каждому человеку личностно-гражданскую позицию, тем более ответственно и осознанно он будет принимать решения.
Актуальна и экологическая направленность занятий. В настоящее время особую значимость приобретает Пришвинская фразы: «…Охранять природу – значит охранять Родину…». Вопросы экологии стоят очень остро и в нашем регионе, поэтому ряд занятий посвящён этой теме.
Программа кружка «Моя малая родина» разработана для учащихся начальной школы первого и второго года обучения. Работа по этой программе способствует развитию у младших школьников духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом, воспитывает чувство гордости за свой город, за своих земляков. Предлагаемая программа поможет учащимся узнать, понять, полюбить родной край, сделать его лучше и живописнее. Работа кружка дает возможность учителю во внеурочное время создать условия для развития информационно-коммуникативных компетенций учащихся, содержание курса расширяет знания учащихся о своих земляках, помогает ощутить свою связь с прошлым и настоящим малой родины, кроме того учащиеся в ходе занятий овладевают начальными навыками исследовательской деятельности.
Программа кружка «Моя малая родина» составлена с учетом интересов учащихся, мнений родителей и запросов общества в целом, так как начальная школа – важнейший период для выработки правильного миропонимания и высоконравственного отношения к истории родного края, своего народа, города, школы.
Цель программы: сформировать целостное представление о малой родине – городе Вязьме на основе знаний природоведческого, исторического, культурологического характера, конструированных на краеведческом материале.
Задачи:
образовательные
познакомить с историей, природой, культурными памятниками, традициями родного края, с историей малой родины на фоне изучения достопримечательностей ближайшего окружения и школы, в которой они учатся;
формировать краеведческие понятия, помогающие сформировать целостный взгляд на окружающий мир, в котором природное и социальное рассматривается в неразрывном единстве;
расширить знания ребёнка о самом себе, своей семье;
помогать овладеть начальными навыками исследовательской работы;
воспитательные
развивать гражданские качества, патриотическое отношение к России и своему краю через осознание ребёнком сопричастности к истории своего города, района, края;
воспитывать на примере жизни и деятельности земляков, понимания ценности и значимости каждой человеческой жизни, чувство гордости и уважения к живущим рядом ветеранам войны и труда;
воспитывать чувства уважения к людям, прославившим город Вязьму и Вяземский район;
воспитывать бережное отношение к памятникам истории и культуры г. Вязьмы;
воспитывать экологически грамотное поведения в природе;
развивающие
развивать познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности;
формировать активную гражданскую позицию, включающую развитие ответственности за настоящее и будущее своего края;
развивать творческое содружество семьи и школы и включение семьи в единое воспитательное пространство школы.
Возраст детей: 7 – 9 лет
Срок реализации программы: 2года
Общее количество часов 1 год обучения – 33часа
год обучения- 34 часа
Работа курса проводится в двух направлениях: теоретическом и практическом. Курс кружковой работы предусматривает следующие методы работы с детьми: беседа, рассказ, чтение и обсуждение книг по теме занятия, просмотр презентаций, кинофильмов, встречи с участниками исторических событий, сбор материалов о родном крае.
Формы организации учебного процесса могут быть разнообразными:
Занятия в классе
Экскурсии в музеи, к памятникам, в храмы, по улицам города
Заочные экскурсии
Занятия-путешествия
Занятия-викторины
Утренники
Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам
освоения курса
I. Личностные универсальные учебные действия, обеспечивающие ценностно-смысловую ориентацию учащихся в окружающем мире.
1) формировать у детей мотивации к обучению,
2) развивать познавательные навыки учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве,
3) развивать критическое и творческое мышления.
Средства формирования: организация на занятии парно-групповой работы.
II. Регулятивные универсальные учебные действия, обеспечивающие организацию учащихся своей учебной деятельности.
1) учитывать выделенные учителем ориентиры действия для нового учебного материала (в сотрудничестве с учителем);
2)планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
3)осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
Средства формирования: задания на постановку новых учебных задач (в сотрудничестве с учителем), преобразование практической задачи в познавательную; упражнения на проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве.
III. Познавательные универсальные учебные действия, включающие общеучебные, логические действия и действия постановке и решению
проблем.
1) формировать умение учиться (навык решения творческих задач и навык поиска, анализа и интерпретации информации);
2)добывать необходимые знания и с их помощью выполнять конкретную работу;
3) осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
4) формировать основы смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;
5) осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; организация возможности осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.
IV. Коммуникативные универсальные учебные действия, обеспечивающие социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности.
1) учить выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
2)формировать умение координировать свои усилия с усилиями других; 3)учить формулировать собственное мнение и позицию;
4) учить договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов,
5)формировать навык задавать вопросы;
6) аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
7) продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников; с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия.
Средства формирования: организация совместной деятельности (парная, групповая работа, работа над проектом и др.)
Предполагаемые результаты обучения
Учащиеся научатся:
получат информацию о своей «малой родине», растительном и животном мире города Вязьмы и Вяземского района,
узнают о происхождении названия города,
познакомятся с богатой историей местности, культурой и традициями жителей нашего края,
получат знания о правилах безопасного поведения на улицах города, на природе, правилам бережного отношения к историческому прошлому своего края,
узнают основные источники получения информации и научатся работать с ними,
научатся вести проектную и исследовательскую деятельность,
научатся находить «безопасный путь от школы до дома и обратно»,
выходы на природу дадут детям элементарные туристские навыки.
Обучение по данной программе позволит детям привить такое качество, как любовь к Родине через любовь к своему городу , его истории , традициях, культуре и уважение к жителям своего города.
учащиеся получат возможность научиться:
ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее и настоящее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;
наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, нации, страны;
применять полученные знания в жизненных ситуациях,
использовать полученные знания об истории своего края, при изучении истории Отечества;
рассказывать об истории города знакомым и друзьям;
Содержание программы
Вводная беседа
Инструктаж по технике безопасности на занятиях.
Знакомство с работой кружка. Краеведение –наука об изучении родного края.
Мой город
Безопасный путь –дорога от школы до своего дома и обратно. Улицы моего города. За что я люблю свой город. Мой дом -моя крепость, выставка рисунков , правила дружных жильцов. Загадки о жилище. Город Вязьма в наши дни. Дома будущего. Школа, в которой я учусь. Музеи города. Экскурсии по городу, в библиотеку, в пожарную часть, в мастерскую художника. Народные традиции. Вяземский пряник.
Моя семья
История моей семьи. Семейные традиции, праздники, реликвии. Мир увлечений моей семьи.
История города Вязьмы
О древнем городе. Жизнь города в годы Великой Отечественной войны.
Вязьма в годы Отечественной войны 1812года. История города в памятниках.
Наши земляки. Вязьма – город воинской славы. Люди, прославившими наш город и область.
Природа родного края
Что растёт на улицах города. Кто живёт в наших лесах. Правила бережного отношения к природе. Проблемы экологии.
Итоговое занятие
Литература
Болотова С. А. Азбука Смоленского края , Смоленск, 2013
Бондаренко Е. Урок гражданина /Е. Бондаренко// Начальная школа: Еженедельная газета Издательского дома «Первое сентября», 2004 №31- с.2-5
Виноградова Н.Ф. (ред.). Сборник программ внеурочной деятельности. 1-4 классы-М, Вентана-Граф, 2011
Вяземская мозаика.- Вязьма , 2011
Вязьма:1812-2012. История народной победы в истории города. Составители: Л.С.Жукова, Л.П. Аскерко. Вязьма: ОАО «Вяземская типография 2012г
Вязьмичи- Герои Советского Союза и Герои России. Вязьма, 2012
Д.В. Григорьев, П.В. Степанов Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. М.: Просвещение, 2010.
Махотин Б. К живым истокам, Смоленск: «Московский рабочий»,1989
Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др. – М.: Просвещение, 2011.
Река времён.- Смоленск: Маджента, 2012
Смирнов Е. М. Город Вязьма над Вязьмой рекой, В., 1997
Календарно-тематическое планирование 1 год обучения
№ п\п | Содержание | Кол-во часов | Дата проведения |
1 | Вводное занятие Техника безопасности на занятиях | 1 | |
2 | Экскурсия «Дорога от школы до…» | 1 | |
3 | Посещение школьного музея | 1 | |
4 | Мой дом - моя крепость | 1 | |
5-6 | Улицы моего города | 2 | |
7 | Экскурсия «Город, в котором я живу и учусь» | 1 | |
8 | Экскурсия в городскую библиотеку | 1 | |
9-10 | Экскурсия на станцию юных техников | 2 | |
11-12 | Посещение концерта (циркового представления) | 2 | |
13 | Мир увлечений моей семьи | 1 | |
14-15 | Семейные праздники | 2 | |
16-17 | Древний город Вязьма Экскурсия в краеведческий музей. | 2 | |
18-19 | Устройство деревянной избы. Макет избы. | 2 | |
20 | Вязьма-город воинской славы | 1 | |
21-22 | Памятники города | 2 | |
23-25 | Экскурсия в Хмелиту. Музей - усадьба Грибоедова. Музей Нахимова. | 3 | |
26 | Экскурсия «Что растёт на улицах нашего города?» | 1 | |
27 | Животный мир нашего края. Викторина. | 1 | |
28-29 | Экскурсия на станцию юных натуралистов | 2 | |
30-31 | Обзорная экскурсия по городу | 2 | |
32-33 | Экологическая тропа. В лес за здоровьем! | 2 | |
2 год обучения
№ п\п | Содержание | Количество часов | Дата проведения |
1 | Вводное занятие Техника безопасности на занятиях | 1 | |
2 | Экскурсия «Дорога от школы до…» | 1 | |
3-4 | Улицы моего города | 2 | |
5 | Экскурсия в городскую библиотеку | 1 | |
6-7 | Экскурсия в пожарную часть. Сохрани город от пожаров. | 2 | |
8-10 | Дом будущего (творческая работа) | 3 | |
11-13 | Проект «Школа, в которой учусь» | 3 | |
14 | История моей семьи. | 1 | |
15-16 | Семейные реликвии и традиции | 2 | |
17-19 | Семейные праздники | 3 | |
20 | Знаменитые земляки | 1 | |
21 | Вяземский пряник Творчество народных умельцев | 1 | |
22-23 | Вязьма-город воинской славы Экскурсия в музей поисковой группы «Долг» | 2 | |
24-25 | Старинный город Вязьма Церкви нашего города | 2 | |
26-27 | Вязьма в годы Наполеоновского нашествия. Памятники 1812 года | 2 | |
28-29 | Творчество Вяземских художников. Экскурсия в творческую мастерскую. | 2 | |
30-34 | Поездка в город- герой Смоленск | 5 | |