МИНИСТЕРСТВО ПРОСЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС № 10»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Орлёнок-читатель»
4 класс
(Срок реализации программы 1 год)
Составила
учитель начальных классов
Мисниченко Т.В.
Брянка – 2025г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса внеурочной деятельности «Орлёнок-читатель» для 4 класса составлена на основе требований к результатам освоения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования с изменениями, внесёнными приказом Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
Рабочая программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральная образовательная программа начального общего образования, утвержденная приказом Минпросвещения России от 18.05.2023 г. № 370;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287 (в ред. от 08.11.2022 г.);
-Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. №28;
- Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 г. № 2.
Программа ориентирована на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся и направлена на достижение планируемых результатов освоения федеральной образовательной программы начального общего образования (ФОП НОО).
Данная программа внеурочной деятельности по литературе "Орлёнок-читатель" разработана с целью формирования у обучающихся интереса к чтению, развития духовно-нравственных и патриотических качеств Программа ориентирована на обучающихся 4 класса и реализуется в рамках духовно- нравственное.
Актуальность
Содержание программы создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны.
Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. Общение с книгой развивает память, внимание, воображение позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с:
художественным образованием и воспитанием детей;
формированием эстетического вкуса;
нравственным воспитанием;
развитием коммуникативных качеств личности (обучением вербальным и невербальным видам общения);
воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи (диалога и монолога);
созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуаций через игру;
воспитанием патриотизма.
Содержание занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге как из её аппарата.
Особенность данной программы заключается в том, что она представляет собой интеграцию предметов «Литературное чтение», «Русский язык», Окружающий мир» и выполнением треков по программе «Орлята России».
Срок освоения программы – 1 учебный год (1 час в неделю)
При реализации курса могут использоваться разнообразные формы:
Индивидуальная: обучающиеся выполняют самостоятельные задания, работают над творческими проектами.
Групповая: организуются дискуссии, обсуждения прочитанных произведений, совместные творческие работы.
Фронтальная: проводятся беседы, просмотры и обсуждения видеоматериалов.
Такое сочетание форм обучения позволяет учитывать индивидуальные особенности каждого ученика и создавать условия для эффективного усвоения материала.
Рекомендуемые типы занятий:
Программа включает в себя следующие типы занятий:
Теоретические занятия: беседы, презентации, анализу литературных произведений.
Практические занятия: чтение и обсуждение литературных произведений, написание сочинений, участие в литературных конкурсах и викторинах.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА
Цель программы: сформировать у обучающегося интерес к чтению, повысить уровень книжной культуры детей, заинтересовать историей книги повысить общий культурный уровень, способствовать развитию творческих способностей.
Задачи:
Мотивационные:
Создание условий для развития личности ребёнка, развитие его мотивации к познанию и творчеству;
Познавательные:
- развивать интерес к чтению, расширять круг чтения младшего школьника, его начитанность;
- раскрыть значение книги в формировании духовной культуры человека;
- познакомить учащихся с профессией библиотекаря, с работой библиотеки;
Развивающие:
- развивать коммуникативную культуру учащихся через умения передавать информацию в письменной и устной форме.
- раскрывать и развивать творческий потенциал
- развитие устойчивого интереса к книге и желание преодолеть трудности чтения;
Социально-педагогические:
- Формирование коммуникативных навыков, умение общаться и взаимодействовать с другими людьми;
Обучающие:
- дать общие сведения об истории книги.
- познакомить учащихся с лучшими образцами классической детской литературы и устного народного творчества - формировать умения устного пересказа;
Эстетические:
- воспитывать умение ценить красоту своего края
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношения к книге, изучение правил хранения и обращения с книгой;
- уважительное отношение к историческому прошлому своей Родины, своего народа и его обычаям и традициям.
- воспитывать чувство патриотизма, любви к родному краю и уважения к его истории и культуре.
- формировать гражданскую позицию и активную жизненную позицию.
- воспитывать нравственные качества: доброту, милосердие, сострадание.
Формы и методы обучения
По своей специфике занятия имеют развивающий характер, направлены на развитие природных задатков детей, реализацию их интересов и способностей. Выбор методов определяется с учетом возможностей обучающихся, возрастных особенностей, возможностей материально-технической базы, типа и вида занятий. Значительное количество занятий направлено на практическую деятельность – самостоятельный творческий поиск, совместную деятельность обучающихся. Создавая свой творческий проект (выставку, викторину, литературную игру), школьник тем самым раскрывает свои способности, самовыражается и самореализуется в общественно-полезных и личностно значимых формах деятельности.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА
I. Введение. Орленок-эрудит. Книги читать – скуки не знать! (5ч.)
Знакомство с курсом, его целями и задачами.
Знакомство с историей происхождения букв, создателями первой азбуки
Урок-путешествие «Встреча с интересным эрудитом – книгой»
II. Орленок-эколог. Удивительный мир природы. (6ч.)
Рассказы и сказки В. Бианки.
Рассказы и сказки Е. Чарушина.
Чтение стихотворений русских поэтов о Родине, о родной природе.
Конкурс чтецов «Времена года в стихотворениях русских поэтов».
III. Орленок-лидер. Детские годы. (6ч.)
Урок – дружбы.
Знакомство с произведением А. Гайдара «Тимур и его команда».
IV. Орлёнок-доброволец. Доброе дело добром отзовется. (7ч.)
Проект «Поможем зимующим птицам».
Акция. День подарка просто так.
Произведение В. Катаевой «Цветик-семицветик»
V. Орленок-хранитель исторической памяти. Живые страницы истории. (8 часов)
Государственные символы России
Рассказы об исторических событиях XIII– XIX веков
Рассказы об исторических событиях XX века
VI. Заключительное занятия. (2 часа)
Представление творческих работ учащихся: стихи, рисунки.
Урок-дискуссия: "Что значит быть Орленком-читателем?".
Планируемые результаты освоения программы:
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию
сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;
мотивация образовательной деятельности обучающихся на основе личностно-ориентированного подхода;
формирование ценностных отношений к друг другу, к учителю, к результатам обучения; приобретение положительного эмоционального отношения к отечественной литературе.
Программа курса внеурочной деятельности направлена на достижение следующих образовательных результатов:
Познавательные:
умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, сообщения и выступления в устной и письменной форме;
представлять результаты своей деятельности в различных формах;
смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели.
Регулятивные результаты:
- Обогащение познавательной деятельности и расширение кругозора детей.
Умение соотносить свои действия с планируемым результатом, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата. Корректировать свои действия в соответствии с изменившейся ситуацией;
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятие решений и осуществление осознанного выбора в познавательной и игровой деятельности.
Коммуникативные результаты:
Организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; формулировать и аргументировать своё мнение;
Умение осознано использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей, потребностей; владение устной и письменной речью;
Предметные результаты обучения:
Представлять: значение книги в жизни человека;
Понимать: ценность книги.
Использование электронных ресурсов:
В процессе реализации программы курса "Орленок-читатель" предусмотрено активное использование электронных ресурсов:
Интернет-ресурсы: поиск информации о писателях, поэтах.
Мультимедийные презентации: использование презентаций для наглядного представления материала, демонстрации фотографий, видеороликов, аудиозаписей.
Интерактивные платформы: использование онлайн-платформ для проведения викторин, тестов, опросов, организации дискуссий и обмена мнениями.
Условия реализации программы курса внеурочной деятельности "Орленок-читатель" Для успешной реализации программы курса внеурочной деятельности "орленок-читатель" необходимо обеспечить следующие условия:
1. Материально-техническое обеспечение:
- учебное оборудование (раздаточный материал)
- компьютерные и информационные коммуникативные средства;
- технические средства (магнитная доска, компьютер)
-наглядные пособия (портреты писателей, иллюстрации к произведениям).
-видео- и аудиоматериалы.
2. Методическое обеспечение:
-содержание курса, отражающее специфику программы «Орлята России»;
-четко сформулированные цели и задачи курса;
-тематическое планирование с указанием количества часов на каждую тему;
-формы и методы работы, ориентированные на активное вовлечение обучающихся в процесс обучения (дискуссии, проекты, творческие задания, ролевые игры)
-конспекты уроков/занятий с использованием интерактивных методов обучения.
-сборник заданий и упражнений для самостоятельной работы обучающихся.
-методические рекомендации по организации проектной деятельности.
3. Кадровое обеспечение:
-наличие высшего или среднего специального педагогического образования;
-умение организовывать внеурочную деятельность и мотивировать обучающихся к изучению литературы;
-владение современными образовательными технологиями и методиками;
-повышение квалификации.
СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Рассказы и сказки В. Бианки.
Рассказы и сказки Е. Чарушина.
Повесть А. Гайдара «Тимур и его команда».
Произведение В. Катаевой «Цветик-семицветик»
А. Барто «Веревочка», «На заставе»
А. Дугилов «Моя улица».
А. Леонов «Шаги над планетой»
А. Митяев «12 апреля – день космонавтики», «Землянка», «Мешок овсянки»
А. Прокофьев «Родина»
А. Твардовский «Рассказ танкиста»
В. Бороздин «Первый в космосе»
В. Кащенко «Найди созвездие»
В. Медведев «Звездолёт Брунька»
В. Н. Орлов «Парад», «Салют», «Рисунок», «Старший брат», «Что нельзя купить»
Е. Благинина «Шинель»
З. Александрова «Дозор», «Родина»