государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Бирская коррекционная школа-интернат
для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи
Программа внеурочной деятельности
«Произношение»
2 класс
СОДЕРЖАНИЕ
1 | Пояснительная записка | 3 |
1.1. | Перечень нормативных документов, в соответствии с которыми составлена программа внеурочной деятельности | 3 |
1.2. | Цели и задачи программы внеурочной деятельности | 3 |
2. | Содержание программы внеурочной деятельности | 5 |
3. | Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности | 8 |
3.1. | Личностные результаты | 8 |
3.2. | Метапредметные результаты | 8 |
4. | Тематическое планирование курса внеурочной деятельности | 9 |
5 | Описание материально-технического обеспечения внеурочной деятельности | 11 |
5.1 | Технические средства | 11 |
5.2. | Список литературы | 12 |
5.3. | Электронно-образовательные ресурсы | 12 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Перечень нормативных документов, в соответствии с которыми составлена программа внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности составлена в соответствии со следующими нормативными документами:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.2) государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Бирская коррекционная школа-интернат для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи;
СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
СанПиН 2.4.2.3286-15 «санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
1.2. Цели и задачи программы внеурочной деятельности
Цель: коррекция нарушений произношения обучающихся с ТНР.
Основными задачами курса внеурочной деятельности «Произношение» являются:
- развитие психофизиологических механизмов, лежащих в основе устной речи: формирование оптимального для речи типа физиологического дыхания, речевого дыхания, голоса, артикуляторной моторики, чувства ритма, слухового восприятия, функций фонематической системы (по В.К. Орфинской);
- обучение нормативному/компенсированному произношению всех звуков русского языка с учетом системной связи между фонемами русского языка, их артикуляторной и акустической характеристики, характера дефекта (параллельно с развитием операций языкового анализа и синтеза на уровне предложения и слова);
- коррекция нарушений звукослоговой структуры слова;
- формирование просодических компонентов речи (темпа, ритма, паузации, интонации, логического ударения);
- произносительной стороны речи в соответствии с нормами русского языка;
- языкового анализа и синтеза на уровне предложений и слова;
- сложной слоговой структуры слова;
- фонематического восприятия (слухо-произносительной дифференциации фонем).
- формирование произношения звуков с учетом системной связи между фонемами русского языка, их артикуляторной и акустической сложности и характера дефекта;
- освоение слогов разных типов и слов разной слоговой структуры.
Курс внеурочной деятельности «Произношение» играет важную роль в воспитании у обучающихся четкой, внятной, выразительной речи.
Эта работа осуществляется в нескольких направлениях: на специальных уроках произношения и на индивидуальных занятиях, между которыми существует тесная связь. Одной из важных задач курса является овладение правильным произношением звуков речи. Последовательность их усвоения определена в программе в зависимости от артикуляционной сложности. Поэтому большое внимание уделено различным упражнениям, направленным на развитие подвижности и четкости движений артикуляционного аппарата.
В программе учтено, что в процессе усвоения звуковой стороны речи большую роль играет полноценное фонематическое восприятие, развитию которого уделяется особенно большое внимание в первые годы обучения.
В тесной связи с усвоением звуков речи и развитием фонематического восприятия предусматривается обучение детей правильному слитному произношению слов постепенно возрастающей звуковой сложности. Правильно произносимые слова должны употребляться детьми в связной речи с соблюдением необходимого фразового ударения и интонации.
Развитию умения анализировать звуковой состав речи уделяется большое внимание при обучении. В программе приводится специальная система упражнений.
Умение выделять отдельные звуковые элементы слова, понимать, что слова состоят из звуков, расположенных в определенной последовательности, является необходимым условием успешного овладения грамотой.
Большое внимание уделяется дифференциации звуков по разным признакам (по способу артикуляции, мягкости-твердости, звонкости-глухости и т.д.).
Работа по произношению имеет целью воспитание у школьников четкой речи на основе усвоения слов постепенно возрастающей звуко-слоговой структуры, а также развития фонематического восприятия и навыков анализа и синтеза звукового состава слова для овладения грамотой. Работа по этим направлениям идет параллельно.
Одной из основных задач начального периода является развитие фонематического слуха. Надо научить детей вслушиваться в речь, различать и запоминать различные звуковые элементы. Одновременно начинается работа над развитием подвижности речевого аппарата, уточнением произношения имеющихся у детей звуков, постановкой отсутствующих. Проводятся упражнения на различение звуков от резко отличных до акустически и артикуляционно близких. Ведется большая работа по подготовке к анализу звукового состава слова.
Затем большое внимание уделяется дифференциации звуков по твердости - мягкости, звонкости-глухости. Продолжается работа, направленная на развитие умения узнавать, различать и выделять звуки из слова. Школьники учатся различать в словах ударные и безударные гласные. В целях подготовки учащихся к овладению грамотой на базе звуковой работы развиваются навыки членения слов на слоги, предложений на слова, навыки полного звуко-слогового анализа с опорой на схемы.
Далее продолжается формирование навыка правильного произношения звуков, проводится работа по дифференциации звуков /твердых - мягких, свистящих - шипящих, звонких - глухих/. По мере усвоения детьми новых звуков и слов с этими звуками все больше появляется возможность закреплять в правильно произносимой речи словарный и грамматический материал, отработанный в соответствии с программой по развитию речи.
Для дифференциации выделены все пары сходных звуков.
Одной из основных особенностей обучения в подготовительном классе является тесная связь усвоения звуков и обучения грамоте, причем усвоение произношения звуков всегда предшествует изучению букв. Продолжается работа по закреплению на материале из программы по развитию речи.
Программой предусмотрена также подготовка детей к усвоению подвижности ударения и смыслового ударения. Большое внимание уделяется развитию выразительности речи.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Содержание программы курса внеурочной деятельности «Произношение» предусматривает формирование следующих составляющих речевой компетенции обучающихся с ТНР:
- произносительной стороны речи в соответствии с нормами русского языка;
- языкового анализа и синтеза на уровне предложений и слова;
- сложной слоговой структуры слова;
- фонематического восприятия (слухо-произносительной дифференциации фонем).
Основными линиями обучения по курсу внеурочной деятельности «Произношение» являются:
-формирование произношения звуков с учетом системной связи между фонемами русского языка, их артикуляторной и акустической сложности и характера дефекта;
- освоение слогов разных типов и слов разной слоговой структуры;
- формирование навыков четкого, плавного, правильного произношения предложений, состоящих из трех-пятисложных слов, различных типов слогов: открытых, закрытых, со стечением согласных (со II класса).
Программой предусмотрена коррекция нарушений произношения на занятиях во внеурочное время.
Начиная с I (I дополнительного) класса, на занятиях внеурочной деятельности«Произношение» формируется правильное восприятие и произношение звуков, осуществляется усвоение звуковой структуры слова и развитие первоначального навыка звукового анализа, создается основа для овладения грамотой, грамматикой, правописанием и чтением, профилактика дисграфии, дислексии, дизорфографии.
Учитывая системное недоразвитие речи обучающихся, на каждом занятии произношения ставятся комплексные задачи, направленные не только на коррекцию фонетического дефекта, но и на коррекцию всех компонентов речевой функциональной системы (фонематического, лексического, грамматического, семантического).
На занятиях произношения необходимо формировать те психофизиологические механизмы, которые лежат в основе овладения произношением: оптимальный для речи тип физиологического дыхания (диафрагмальный, нижнереберный), правильное речевое дыхание, голосообразование, артикуляторную моторику, слуховое и фонематическое восприятие, фонематический анализ и др. Наряду с этим ставятся и задачи развития речевых предпосылок к овладению орфографией, т.е. профилактики дизорфографий. Обучающиеся закрепляют умение дифференцировать различные грамматические формы по их значению и звучанию, определять в них ударение (стабильное или изменяющееся), находить родственные слова, определять их общую часть.
В процессе коррекции нарушений звуковой стороны речи программой предусмотрены следующие направления работы:
- развитие ручной и артикуляторной моторики;
- развитие дыхания и голосообразования;
- формирование правильной артикуляции и автоматизация звуков;
-дифференциация акустически и артикуляторно сходных звуков;
-формирование всех уровней языкового анализа и синтеза;
-коррекция нарушений звукослоговой структуры слова;
-формирование просодических компонентов (ритма и темпа речи, паузации, интонации, логического и словесно-фразового ударения).
Процесс коррекции нарушений звуковой стороны речи делится на следующие этапы:
Первый этап - обследование речи обучающихся и формулирование логопедического заключения. Обследование проводится ежегодно в начале учебного года (2 недели).
Результаты обследования оформляются в речевой карте.
Второй этап - подготовительный. Цель подготовительного этапа - формирование психофизиологических механизмов овладения произношением. Основными задачами этого этапа являются: развитие тонкой ручной и артикуляторной моторики, дыхания, голосообразования, просодических компонентов речи, уточнение артикуляции правильно произносимых звуков, их дифференциация на слух и в произношении (гласные; мягкие согласные; дифференциация твердых и мягких согласных звуков; звук [j] в начале слова, после гласного и мягкого знака; на одном занятии выбирается пара звуков, отличающихся одним дифференциальным признаком, и их различение требует от 2-х до 5-ти занятий), развитие элементарных форм фонематического анализа.
Третий этап - основной. Он включает формирование правильной артикуляции и автоматизацию звуков в речи, слухо-произносительную дифференциацию акустически и артикуляторно близких звуков, параллельно с развитием слогового и фонематического анализа и синтеза, анализа структуры предложения.
Формирование правильной артикуляции звуков осуществляется на индивидуальных логопедических занятиях, автоматизация и дифференциация - как на уроках, так и на подгрупповых и индивидуальных логопедических занятиях.
Последовательность работы над нарушенными звуками определяется последовательностью появления звуков речи в онтогенезе, их артикуляторной сложностью, а также характером нарушения звукопроизношения у каждого отдельного обучающегося и объемом нарушенных звуков. Общая последовательность работы над нарушенными в произношении звуками может быть представлена следующим образом: [с], [с’], дифференциация [с] - [с’]; [з]; [з’], дифференциация [з] - [з’]; [л], [л’], дифференциация [л] - [л’]; [ш], [ж], дифференциация [ш] - [ж], [с] - [ш], [з] - [ж]; [р], [р’], дифференциация [р] - [р’], [р] - [л]; [ч], дифференциация [ч] - [т’], [ч] - [щ]; [ц], дифференциация [с] - [ц], [т] - [ц];[щ], дифференциация [щ] - [с’], [щ] - [ч]. Автоматизация щелевых звуков начинается в структуре открытого (СГ) слога, а смычных и аффрикат - закрытого слога (ГС). Затем звук автоматизируется в сложной структуре слога (со стечением согласных).
В процессе автоматизации и дифференциации звуков речи одновременно ставится задача коррекции нарушений звукослоговой структуры слова, начиная со слов простой звукослоговой структуры. Обучение освоению акцентно-ритмической структуры слова проводится в следующей последовательности:
- двусложные слова, состоящие из открытых слогов с ударением на первом слоге (вата, лапа, юный и т. д.);
- двусложные слова, состоящие из открытых слогов с ударением на втором слоге (весы, дыра, лупа и т.д.);
- трёхсложные слова, состоящие из открытых слогов с ударением на первом слоге (ягода, курица, радуга и т. д.);
- трёхсложные слова, состоящие из открытых слогов с ударением на втором слоге (канава, минута, панама и т. д.);
- трёхсложные слова, состоящие из открытых слогов с ударением на последнем слоге (молоко, борода, далеко и т. д.);
- двусложные слова с одним закрытым слогом с ударением на первом слоге (веник, лошадь, тополь и т. д.);
- двусложные слова с одним закрытым слогом с ударением на втором слоге (петух, каток, копать и т. д.);
- двусложные слова со стечением согласных в середине слова с ударением на первом слоге (тыква, сумка, белка и т. д.);
- двусложные слова со стечением согласных в середине слова с ударением на втором слоге (ведро, весна, окно и т. д.);
- двусложные слова с закрытыми слогами и стечением согласных с ударением на первом слоге (фартук, зонтик, тридцать и т. д.);
- двусложные слова с закрытыми слогами и стечением согласных с ударением на втором слоге (стакан, медведь, спросить и т. д.);
- трёхсложные слова со стечением согласных с ударением на первом слоге (бабочка, мыльница, дедушка и т. д.);
- трёхсложные слова со стечением согласных с ударением на втором слоге (закрасить, ботинки, здоровый и т. д.);
- трёхсложные слова со стечением согласных с ударением на третьем слоге (глубина, колбаса, посмотреть и т. д.);
- односложные слова со стечением согласных в начале (стол, крот гром и т. д.) и в конце слова (куст, тигр, волк и т. д.);
- четырёхсложные слова, включающие открытые, закрытые слоги, слоги со стечением согласных с ударением на первом слоге (пуговица, гусеница, жаворонок и т. д.), на втором слоге (планировать, дыхание, коричневый и т.д.), на третьем слоге (ежевика, оказаться, земляника и т.д.), на последнем слоге (колокола, велосипед, перепорхнуть и т.д.)
Новая звукослоговая структура закрепляется на артикуляторно простых звуках, произношение которых не было нарушено у детей. Параллельно с коррекцией дефектов звукопроизношения и воспроизведения звукослоговой структуры слова осуществляется работа по нормализации просодических компонентов речи.
Тематика и последовательность формирования правильного произношения и развития фонематических процессов связана, прежде всего, с программой по обучению грамоте, но имеет опережающий характер. К моменту усвоения той или иной буквы по мере возможности обучающиеся должны научиться произносить соответствующий звук и уметь выделять его из речи.
В результате обучения обучающиеся овладевают не только определенным объемом знаний и навыков в области звуковой стороны речи, но и в значительной мере расширяется и уточняется их лексикон, происходит совершенствование употребления правильных грамматических форм слова и словообразовательных моделей. Задачи коррекции нарушений лексико-грамматического строя речи на уроках произношения ставятся в соответствии с программой обучения грамоте, развития речи, русскому языку.
Конкретное содержание занятий по коррекции нарушений произношения определяется характером речевого дефекта обучающихся, программой по обучению грамоте (I (I дополнительный) класс), по математике, а также программой по развитию речи и русскому языку.
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3.1. Личностные результаты
1. Воспитание уважительного отношения к иному мнению.
2. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности.
3. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях.
4. Развитие стремления к саморазвитию, желания открывать новые знания, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения и адекватно оценивать свои успехи и неудачи, умение сотрудничать.
5. Стремление к соблюдению морально-этических норм общения с людьми другой национальности, с нарушениями здоровья.
6. Воспитание положительного отношения к школе и учебной деятельности.
7.Знание и выполнение правил личной гигиены на уроках произношения.
8. Соблюдение этических норм поведения (сотрудничество, взаимопомощь) на основе взаимодействия обучающихся при выполнении совместных заданий.
9. Развитие желания сотрудничества со взрослыми и сверстниками через знакомство с правилами поведения на уроке (для того, чтобы не мешать успешной работе товарищей), правилами работы в паре, со взрослыми.
10. Знание и выполнение правил работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников.
11. Воспитание умения внимательно слушать и слышать учителя-логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия.
12. Воспитание умения подчинять свои действия инструкции и замечаниям учителя-логопеда.
13. Развитие умения понимать и принимать учебную задачу, поставленную в вербальной форме.
14. Развитие способности свободно владеть вербальными средствами общения в целях чёткого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в соответствии полученной инструкции.
15. Умение целенаправленно (в соответствии с заданием) выполнять учебные действия.
16. Соблюдение правил речевого этикета при общении (обращение, просьба).
17. Умение отвечать на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием, адекватным использованием усвоенной терминологии.
18. Умение пояснять инструкцию, учебную задачу с использованием нужной терминологии.
19. Умение применять инструкции при подготовке речевого высказывания по ходу и итогам учебной работы.
20. Воспитание умения адекватно реагировать на контроль и оценку со стороны учителя-логопеда.
3.2. Метапредметные результаты
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
2. Овладение способностью сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя-логопеда).
3. Определение общей цели и путей ее достижения.
4. Умение с помощью учителя-логопеда планировать учебную задачу путём установления причинно-следственных последовательностей.
5. Умение выделять главное в учебном материале с помощью учителя – логопеда.
6. Умение осуществлять контроль за ходом своей деятельности (от умения пользоваться образцами до умения пользоваться специальными приёмами самоконтроля).
7. Овладение способностью работать в определённом темпе.
8. Умение применять знания в новых ситуациях.
4.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
№ | Тема занятий | Кол-во часов | Виды и формы организации внеурочной деятельности |
1-2 | Гласные звуки и буквы. | 2 | Формировать артикуляционный уклад, удерживать артикуляционные позы; умение правильно произносить звуки |
3 | Мягкие согласные звуки [п’], [б’] | 1 | Формировать артикуляционный уклад, удерживать артикуляционные позы; умение правильно произносить звуки |
4 | Мягкие согласные звуки [т’], [д’], | 1 | Формировать артикуляционный уклад, удерживать артикуляционные позы; умение правильно произносить звуки |
5 | Мягкие согласные звуки [к’], [г’] | 1 | Формировать артикуляционный уклад, удерживать артикуляционные позы; умение правильно произносить звуки |
6 | Мягкие согласные звуки [ф’], [в’] | 1 | Формировать артикуляционный уклад, удерживать артикуляционные позы; умение правильно произносить звуки |
7 | Мягкие согласные звуки [н’], [м’] | 1 | Формировать артикуляционный уклад, удерживать артикуляционные позы; умение правильно произносить звуки |
8 | Мягкие согласные звуки [с’], [з’] | 1 | Формировать артикуляционный уклад, удерживать артикуляционные позы; умение правильно произносить звуки |
9 | Мягкие согласные звуки [j’] | 1 | Формировать артикуляционный уклад, удерживать артикуляционные позы; умение правильно произносить звуки |
10 | Твёрдые и мягкие согласные звуки [п-п’], [б-б’] | 1 | Формировать артикуляционный уклад звуков, удерживать артикуляционные позы; формировать у обучающихся умение выделять мягкие звуки в слогах, в словах, в предложениях и в текстах |
11 | Твёрдые и мягкие согласные звуки [т-т’], [д-д’] | 1 | Формировать артикуляционный уклад звуков, удерживать артикуляционные позы; формировать у обучающихся умение выделять мягкие звуки в слогах, в словах, в предложениях и в текстах |
12 13 | Твёрдые и мягкие согласные звуки [с-с’], [з-з’] | 2 | Формировать артикуляционный уклад звуков, удерживать артикуляционные позы; формировать у обучающихся умение выделять мягкие звуки в слогах, в словах, в предложениях и в текстах |
14 | Твёрдые и мягкие согласные звуки [к-к’], [г-г’], [х-х’] | 1 | Формировать артикуляционный уклад звуков, удерживать артикуляционные позы; формировать у обучающихся умение выделять мягкие звуки в слогах, в словах, в предложениях и в текстах |
15 | Твёрдые и мягкие согласные звуки [в-в’], [ф-ф’] | 1 | Формировать артикуляционный уклад звуков, удерживать артикуляционные позы; формировать у обучающихся умение выделять мягкие звуки в слогах, в словах, в предложениях и в текстах |
16 17 | Твёрдые и мягкие согласные звуки [м-м’], [н-н’], [j’] | 2 | Формировать артикуляционный уклад звуков, удерживать артикуляционные позы; формировать у обучающихся умение выделять мягкие звуки в слогах, в словах, в предложениях и в текстах |
18-19 | Звук [j] после гласных | 2 | Формировать артикуляционный уклад звуков, удерживать артикуляционные позы; формировать у обучающихся умение выделять твердые и мягкие звуки в слогах, в словах, в предложениях и в текстах |
20-22 | [j] после разделительного мягкого знака | 3 | Формировать артикуляционный уклад звука, удерживать артикуляционные позы; формировать у обучающихся умение выделять звук [j] в слогах, в словах, в предложениях и в текстах |
23-25 | Звук [ш] и буква ш | 3 | Формировать артикуляционный уклад звука, удерживать артикуляционные позы; формировать у обучающихся умение выделять звук [ш] в слогах, в словах, в предложениях и в текстах |
26-28 | Звук [ж] и буква ж | 3 | Формировать артикуляционный уклад звука, удерживать артикуляционные позы; формировать у обучающихся умение выделять звук [ж] в слогах, в словах, в предложениях и в текстах |
29-31 | Звук [ч’] и буква ч | 3 | Формировать артикуляционный уклад звука, удерживать артикуляционные позы; формировать у обучающихся умение выделять звук [ч] в слогах, в словах, в предложениях и в текстах |
32-34 | Звук [щ’] и буква щ | 3 | Формировать артикуляционный уклад звука, удерживать артикуляционные позы; формировать у обучающихся умение выделять звук [щ] в слогах, в словах, в предложениях и в текстах |
35-37 | Звук [ц] и буква ц | 3 | Формировать артикуляционный уклад звука, удерживать артикуляционные позы; формировать у обучающихся умение выделять звук [ц] в слогах, в словах, в предложениях и в текстах |
38-40 | Дифференциация звуков [ш, ж, с, з] | 3 | Учить дифференцировать звуки в слогах, словах и предложениях; учить различать звуки [ш]-[ж]-[с]-[з] в словах и предложениях, упражнять в звуко – слоговом анализе и синтезе слов |
41-43 | Дифференциация звуков [щ’, ч’, т’] | 3 | Учить дифференцировать звуки в слогах, словах и предложениях; учить различать звуки [щ’]- [ч’]-[т’] в словах и предложениях, упражнять в звуко – слоговом анализе и синтезе слов |
44-46 | Дифференциация звуков [ц, щ’, ч’] | 3 | Учить дифференцировать звуки в слогах, словах и предложениях; учить различать звуки [ц]-[щ’]-[ч’] в словах и предложениях, упражнять в звуко – слоговом анализе и синтезе слов |
47-49 | Дифференциация звуков [щ’, ч’, с, с’, ц] | 3 | Учить дифференцировать звуки в слогах, словах и предложениях; учить различать звуки [щ-ч-с-сʹ-ц] в словах и предложениях, упражнять в звуко – слоговом анализе и синтезе слов |
50-52 | Дифференциация звуков [р-р’, л-л’] | 3 | Учить дифференцировать звуки в слогах, словах и предложениях; учить различать звуки [р-рʹ-л-лʹ] в словах и предложениях, упражнять в звуко – слоговом анализе и синтезе слов |
53-55 | Дифференциация звуков [в-ф] | 3 | Учить дифференцировать звуки в слогах, словах и предложениях; учить различать звуки [в-ф] в словах и предложениях, упражнять в звуко – слоговом анализе и синтезе слов |
56-58 | Дифференциация звуков [б-п] | 3 | Учить дифференцировать звуки в слогах, словах и предложениях; учить различать звуки [б-п]в словах и предложениях, упражнять в звуко – слоговом анализе и синтезе слов |
59-61 | Дифференциация звуков [д-т] | 3 | Учить дифференцировать звуки в слогах, словах и предложениях; учить различать звуки [д-т] в словах и предложениях, упражнять в звуко – слоговом анализе и синтезе слов |
62-64 | Дифференциация звуков [г-к] | 3 | Учить дифференцировать звуки в слогах, словах и предложениях; учить различать звуки [г]-[к] в словах и предложениях, упражнять в звуко – слоговом анализе и синтезе слов |
65-67 | Дифференциация звуков [з-с] | 3 | Учить дифференцировать звуки в слогах, словах и предложениях; учить различать звуки [з]-[с] в словах и предложениях, упражнять в звуко – слоговом анализе и синтезе слов |
68-70 | Дифференциация звуков [ж-ш] | 3 | Учить дифференцировать звуки в слогах, словах и предложениях; учить различать звуки [ж]-[ш] в словах и предложениях, упражнять в звуко – слоговом анализе и синтезе слов |
5. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
5.1. Технические средства:
- интерактивная доска,
- компьютер,
- мультимедийный проектор;
- телевизор
5.2. Список литературы:
1.Чиркина Г.В., Российская Е.Н. Произношение. Мир звуков: Пособие для учителя – логопеда специальных (коррекционных) школ V вида. 1 класс. Издательство «АРКТИ» 2013 г.
2. Большакова С.Е. Речевые нарушения и их преодоление. Сборник упражнений. Издательство «Сфера», Москва, 2013
3. Пожиленко Е.Ф. Волшебный мир звуков и слов. Книга для логопедов и воспитателей. КАРО, Санкт – Петербург, 2011 г
4. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения начальная школа. Составитель Савинов. Просвещение 2011 г.
5. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. Москва. Просвещение 2014 г.
6. Примерные программы начального общего образования в 2 – х частях. Просвещение 2014 г.
7. Планируемые результаты начального общего образования под редакцией Ковалевой, Логиновой. Просвещение 2014 г.
8.Волина В.В. Откуда пришли слова: Занимательный этимологический словарь. – М: АСТ-ПРЕСС, 2012 г
9. Т.Г.Юдина. Логопедические упражнения (компакт - диск) - издательство «Учитель». Выпуск 1, 2015г.
Е.В.Зубович, Л.Е. Жуковская, Л.Е.Кыласова и др. Логопедические упражнения (компакт - диск) - издательство «Учитель». Выпуск 2, 2015 г.
5.3. Электронно-образовательные ресурсы:
1. http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
2. http://www.km-school.ru КМ-школа – образовательная среда для комплексной информатизации школы
3. http:www.viku.rdf.ru Детские презентации : коллекция.
4. http:www.rusedu.ru Архив учебных программ и презентаций.
5. http://www.maro. newmail.ru Международная ассоциация «Развивающее обучение».
6. http://www.skazochki.narod.ru/index_flash.html. Детские песни, мультфильмы, сказки, звуковые сказки // Сайт «Детский...»
7. Интернет-ресурсы учителю начальной школы. – Режим доступа : http://www.int-edu.ni
8. Новости сайта «Детский мир».
9. http://viki.rdf.ru/cd_ella/ - Детские электронные презентации и клипы.
10. http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=25 – Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
11. http://uchitel.edu54.ru/node/16047?page=1 – Игры, презентации в начальной школе.