Пояснительная записка
Озеленение помещений (жилых, служебных и др.) в настоящее время получает все большее распространение, интерес к декоративным растениям, пригодным для этой цели, постоянно растет.
Научные исследования, проведенные в этом направлении, дают основание утверждать, что растения в комнатах оздоравливают воздух. Они повышают влажность воздуха, что очень ценно для помещений с центральным отоплением, где в отопительный сезон влажность воздуха падает. Содержание пыли в воздухе комнаты, где выращиваются растения, резко снижается, а количество углекислого газа не повышается, так как ночью растения выделяют ее во много раз меньше, чем поглощают днем. Кроме того, многие растения обладают способностью выделять в воздух летучие вещества, убивающие микроорганизмы, дезинфицируя окружающий нас воздух.
Большое значение имеют растения в создании благоприятной среды в классах и коридорах школы. Озеленение улучшает психологический климат, снимает нервное напряжение, растения поглощают часть шума и т.д.
Вся работа кружка «Цветы в легендах» направлена на изучение декоративных растений, условий их содержания, правил ухода за ними. На занятиях кружка ребята знакомятся с разнообразием цветочно-декоративных растений, комнатных растений, их биологическими особенностями; приобретают навыки ухода за растениями, учатся ведению наблюдений за их ростом и развитием, приобщаются к труду. Отдельные темы работы кружка направлены на изучение размножения растений, закрепляются биологические понятия вегетативного размножения. Работа направлена на воспитание любви к живой природе.
Цель программы:
Познакомить детей с легендами комнатных растений и их разнообразием, привить практические умения и навыки по выращиванию и уходу за ними.
Задачи:
1. Развивать познавательные универсальные учебные действия в процессе получения дополнительных знаний о комнатных растениях, учить анализировать, классифицировать их.
2. Приобретать практические умения и навыки
3. Развивать личностные универсальные действия, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности - любовь к природе, труду.
4. Развивать коммуникативные универсальные учебные действия при работе в группах, парах, на практических занятиях.
На занятия кружка «Цветы в легендах» отводится:
-количество часов в год – 34 часа;
-количество часов в неделю – 1 час.
Формы и методы обучения:
- теоретические занятия
- практические работы
- творческие задания
- индивидуальная работа
- выставка творческих работ
- проектная деятельность
- экскурсия
Ожидаемые результаты:
учащийся должен знать:
- биологические и о морфологические особенности цветочно-декоративных растений и их роль в жизни человека
- способы размножения цветочных растений
- основы аранжировки букетов
- основные приёмы агротехники комнатных цветочно-декоративных растений
- правила трудовой деятельности
должен уметь:
- применять биологические и экологические знания о цветочно-декоративных растениях на практике
- размножать и выращивать комнатные растения
- разрабатывать проекты озеленения
- аранжировать букеты из живых, высушенных цветов
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Название разделов и тем | Всего часов | В том числе |
теоретические занятия | практические занятия |
Раздел 1. Введение | 1 | 1 | - |
Раздел 2. Строение декоративных растений. | 5 | 3 | 2 |
Раздел 3. Особенности содержания комнатных растений. Тема 1. Световые условия. Тепловой режим. Тема 2. Воздушный режим. Водный режим. Тема 3. Почвенные условия. Тема 4.Питание комнатных растений и их удобрение. | 4 | 1 1 1 | 1 |
Раздел 4. Уход за комнатными растениями. Тема 1. Пересадка и перевалка. Тема 2. Прищипка, обрезка и омолаживание. Тема 3. Подвязка и купание растений. Тема 4. Посуда для посадки растений. | 4 | 1 1 | 1 1 |
Раздел 5. Основные способы размножения комнатных растений. Тема 1-2. Размножение листовыми и стеблевыми черенками. Тема 3-4. Размножение отпрысками, корневищами, луковицами, клубнями. | 4 | 2 2 | |
Раздел 6. Ассортимент комнатных растений Тема 1-2. Жизненные формы растений. Тема 3-4. Ассортимент комнатных растений. Тема 5. Сказки, загадки, легенды, стихи о растениях | 5 | 2 2 1 | |
Раздел 7. Композиции из цветов. | 4 | 2 | 2 |
Раздел 8. Паспортизация растений | 2 | 1 | 1 |
Раздел 9. Размещение растений в комнате | 1 | 1 | - |
Раздел 10. Защита комнатных растений от вредителей | 2 | 2 | - |
Раздел 11. Игра «Путешествие с комнатными растениями» Итоговое занятие | 1 1 | 1 1 | - - |
ИТОГО: | 34 | 26 | 8 |
Содержание программы:
Раздел 1. Введение (1 час).
Раздел 2. Строение декоративных растений (5 часов).
Особенности строения комнатных растений. Стебель. Классификация стеблей (по сочности, по деревянистости, по характеру роста и положению в пространстве). Видоизменения стебля (колючки и усики). Побег. Корневище. Луковица. Клубень. Клубнелуковица.
Лист. Строение листа. Виды листовых пластинок. Формы листа. Простые и сложные листья. Узел. Междоузлие. Прилистники. Жилки. Цветок. Строение цветка. Соцветия. Виды соцветий. Плод. Виды плодов.
Раздел 3. Особенности содержания комнатных растений (4 часа).
Световые условия. Светолюбивые, теневыносливые, тенелюбивые комнатные растения. Растения длинного, короткого и нейтрального дня.
Теплолюбивые, умеренно теплолюбивые, холодостойкие растения. Воздушный режим. Водный режим. Полив растений.
Дерновая, перегнойная, листовая, торфяная земля. Земляная смесь.
Практическая работа №1 Приготовление земельной смеси.
Раздел 4. Уход за комнатными растениями (4 часа).
Пересадка и перевалка комнатных растений. Прищипка, обрезка и омолаживание. Подвязка и купание растений.
Практическая работа №2 Пересаживание растений.
Практическая работа №3 Подвязка и купание растений.
Раздел 5. Основные способы размножения комнатных растений.(4 часа)
Размножение листовыми и стеблевыми черенками. Размножение отпрысками, корневищами, луковицами, клубнями.
Раздел 6. Ассортимент комнатных растений. (5 часов)
Жизненные формы растений. Лианы. Ампельные. Суккуленты. Луковичные. Травянистые. Древесные. Ассортимент комнатных растений. Сказки. Легенды. Загадки.
Раздел 7. Композиции из цветов (4 часа)
Композиции из цветов (уголок пустыни, тропического леса, садик из орхидей, кактусарий, каменистые мини-садики, «расцветающие камни», эпифитное дерево). Аранжировки (композиции из цветов). Сочетание цветов. Виды букетов. Свободные композиции из цветов. Пропорции аранжировок. Приспособления и наколки для укрепления срезанных цветов.
Практическая работа № 4 Изготовление композиций из природного материала.
Практическая работа № 5. Полив растений..
Раздел 8. Паспортизация растений. (2 часа)
Паспортизация растений.
Практическая работа № 6 Изготовление паспортов комнатных растений
Раздел 9. Размещение растений в комнате. (1 час)
Размещение растений в комнате. Декоративные столики. Подставки и подиумы. Настенное расположение. Вертикальное расположение растений. Оформление комнат.
Раздел 10. Защита комнатных растений от вредителей. Методы борьбы. Болезни комнатных растений. (2 часа)
Вредители (зеленая листовая тля, паутинный клещ, белокрылка, щитовка и ложнощитовка, мучнистые червецы, трипсы, ногохвостки).
Классификация болезней.
Болезни (мучнистая роса, ржавчина, белая пятнистость, черная пятнистость, черная ножка, корневая гниль). Методы борьбы. Профилактика болезней комнатных растений.
Раздел 11. Игра «Путешествие с комнатными растениями» (1 час)
Итоговое занятие (1 час)
Достигаемые уровни подготовки:
В течении всей программы учащиеся приобретают теоретические знания. Теоретическая часть, подкрепляется практической деятельностью, которая направлена на исследовательские задания, игровые занятия, занятия- практикумы.
Средствами эффективного усвоения программы курса являются творческие задания, практические работы, проекты, изготовление этикеток, паспортизация растений, экскурсии по подбору материала для составления композиций, ведение календаря ухода за комнатными растениями.
Результативность образовательной программы:
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.
В результате прохождения программы обучающиеся должны
Знать:
- Строение декоративных растений.
- Особенности содержания растений в комнатах.
- Способы ухода за комнатными растениями.
- Основные способы размножения комнатных растений.
- Жизненные формы растений.
- Названия комнатных растений
- Происхождение растений.
- Правила размещения растений в комнате.
- Способы защиты от вредителей.
Уметь:
- Приготавливать земельную смесь, для посадки растений.
- Высаживать растения в приготовленную смесь.
- Подвязывать растения.
- Подбирать вазоны для комнатных растений.
- Классифицировать растения
- Проводить паспортизацию растений.
- Изготавливать этикетки.
- Вести календарь ухода за комнатными растениями.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Название тем | В том числе | Дата |
Теоретические занятия | Практические занятия | По плану | По факту |
1 | Цветы. Их роль в природе и жизни человека. | 1 | | | |
2 | Особенности строения комнатных растений. Стебель. Побег. Корневище. | 1 | | | |
3 | Особенности строения комнатных растений. Лист. Соцветие. Плод. | 1 | | | |
4 | Работа по сбору и очистке семян. | | 1 | | |
5 | Делаем гербарий. | | 1 | | |
6 | Необычные цветы мира. | 1 | | | |
7 | Световые условия .Тепловой режим. | 1 | | | |
8 | Воздушный режим. Водный режим. | 1 | | | |
9 | Почвенные условия. | 1 | | | |
10 | Питание комнатных растений и их удобрения. | | 1 | | |
11 | Пересадка и перевалка. | | 1 | | |
12 | Прищипка, обрезка и омолаживание. | 1 | | | |
13 | Подвязка и купание растений. | | 1 | | |
14 | Посуда для посадки растений. | 1 | | | |
15 | Размножение листовыми черенками. | 1 | | | |
16 | Размножение стеблевыми черенками. | 1 | | | |
17 | Размножение отпрысками. | 1 | | | |
18 | Размножение корневищами. | 1 | | | |
19 | Жизненные формы растений. Лианы. Ампельные. Луковичные. | 1 | | | |
20 | Травянистые и древесные растения. | 1 | | | |
21 | Цветущие растения. | 1 | | | |
22 | Кактусы. | 1 | | | |
23 | Выступления детей с докладами о комнатных растениях. | 1 | | | |
24 | Аранжировки. Виды букетов. | 1 | | | |
25 | Пропорции аранжировок. Приспособления и наколки для укрепления срезанных цветов. | 1 | | | |
26 | Изготовление композиций из природного материала. | | 1 | | |
27 | Полив растений. | | 1 | | |
28 | Паспортизация растений. | 1 | | | |
29 | Изготовление паспортов комнатных растений. | | 1 | | |
30 | Размещение растений в комнате. | 1 | | | |
31 | Вредители комнатных растений. | 1 | | | |
32 | Классификация болезней комнатных растений. | 1 | | | |
33 | Игра «Путешествие с комнатными растениями». | 1 | | | |
34 | Подведение итогов. Тест. | 1 | | | |
| Итого: | 34 | | | |