Программа внеурочной деятельности
«В ГОСТЯХ У СКАЗКИ»
духовно-нравственное направление
2 «Б» - 3 «Б» класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа внеурочной деятельности «В гостях у сказки» (далее программа) разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по духовно-нравственному направлению.
Программа экспериментальная, разработана на основе разных источников
Данная программа составлена с учётом психофизических особенностей и индивидуальных возможностей учащихся, и предполагает проведение занятий комбинированного типа, которые включают в себя теоретическую и практическую части (беседы, просмотры видеофильмов, игры-викторины, интерактивные задания, конкурсы. Инсценировки произведений в соответствии с темой).
Режим занятий соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям и предусматривает на занятиях: смену видов деятельности, динамические паузы, упражнения здоровьесберегающего характера. Продолжительность занятия – 25-30 минут. Программа внеурочной деятельности «В гостях у сказки» рассчитана на реализацию в течение 3-х лет (2 – 4 класс) для младших школьников с интеллектуальными отклонениями (9 – 11 лет).
Цель программы: формирование нравственной, патриотической и духовной культуры, эстетическое развитие личности ребенка.
Задачи программы:
• приобщить детей к истокам родной культуры посредством введения их в духовный мир народной и авторской сказки.
• воспитывать у детей любовь к культурному наследию своего народа, трудолюбие, послушание и уважение к родителям и близким людям, терпение, милосердие, умение уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь.
• развивать у детей социальные навыки: общительность, дружелюбие, потребность радовать близких результатами своего труда, способность отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор, подражать положительным героям сказок, видеть, ценить и беречь красоту родного края, умение рассуждать, вести диалог, беседу, обобщать, содействовать развитию речи детей.
Программа позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской литературы. Воспитание интереса к народным сказкам должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по литературному чтению, совершенствовать свою речь.
Особое внимание на занятиях “В гостях у сказки” следует обращать на задания, направленные на развитие устной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка, т.к. развитие устной речи необходимо при дальнейшем изучении всех учебных предметов.
Формы и методы работы: беседа, рассказ учителя, слушание, различные виды чтения, озвучивание героев, пантомима, инсценировка, лепка из пластилина, иллюстрирование с помощью рисования, аппликаций.
Предполагаемые результаты реализации программы:
Личностные результаты:
осознание себя как ученика, одноклассника, друга;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе;
понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе.
Предметные результаты:
Достаточный уровень | Минимальный уровень |
К концу обучения учащиеся должны уметь: слушать и отвечать на вопросы; пересказывать сказку; передавать свое отношение к поступкам героев; определять главную мысль сказки и поучительную ценность; работать в паре, в группе, уметь договариваться, учитывать мнение других. составлять устный рассказ по картинке; | К концу обучения учащиеся должны уметь: Осуществлять самоконтроль при выполнении заданий, упражнений, действий по указанию взрослого. Слышать и слушать окружающих, уметь взаимодействовать в различных видах деятельности. К концу обучения учащиеся должны знать: популярные русские народные сказки; правила работы с красками, пластилином, ножницами. |
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей: выставки, наблюдение, беседа, конкурсы, викторины, конструирование поделок из бумаги, лепка из пластилина, рисование.
В соответствии с годовым учебным планом ГБОУ АО «СКОШ №5» внеурочная деятельность рассчитана на 2 ч в неделю, 68 ч в год (34 учебные недели).
I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | Всего в год |
18 часов | 14 часов | 20 часов | 16 часов | 68 часов |
Содержание тем программы:
№ п/п | Наименование разделов | Всего часов |
1 | Русские народные сказки | 21 час |
2 | Авторские сказки | 23 часа |
3 | Сказки в мультфильмах | 14 часов |
4 | Сказки зарубежных писателей | 8 часов |
| Итоговое занятие | 2 часа |
| Итого | 68 часов |
Календарно-тематическое планирование
66 часов, 2 часа в неделю
№ п/п | Тема занятия | Дата |
План | Факт |
I четверть – 18 часов |
Русские народные сказки |
| Русская народная сказка «Колобок» | 02.09.2020 | |
| Русская народная сказка «Теремок» | 03.09.2020 | |
| Русская народная сказка «Грибок-теремок» | 09.09.2020 | |
| Русская народная сказка «Репка» | 10.09.2020 | |
| Белорусская народная сказка «Пых» | 16.09.2020 | |
| Русская народная сказка «Маша и медведь» | 17.09.2020 | |
| Русская народная сказка «Кот и петух» | 23.09.2020 | |
| Русская народная сказка «Заячья избушка». | 24.09.2020 | |
| Русская народная сказка «Волк и лиса» | 30.09.2020 | |
| Русская народная сказка «Лисичка со скалочкой» | 01.10.2020 | |
| Русская народная сказка «Три медведя» | 07.10.2020 | |
| Русская народная сказка «Волк и семеро козлят» | 08.10.2020 | |
| Русская народная сказка «Петушок и волшебная меленка» | 14.10.2020 | |
| Русская народная сказка «Пузырь, соломинка и лапоть» | 15.10.2020 | |
| Русская народная сказка «У страха глаза велики». | 21.10.2020 | |
| Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» | 22.10.2020 | |
| Русская народная сказка «Гуси-лебеди» | 28.10.2020 | |
| Русская народная сказка «Царевна-лягушка» | 29.10.2020 | |
II четверть – 14 часов |
| Русская народная сказка «Кот и лиса» | 11.11.2020 | |
| Русская народная сказка «Рукодельница и ленивица» | 12.11.2020 | |
| Русская народная сказка «Морозко» | 18.11.2020 | |
Авторские сказки |
| В.Даль «Лиса-лапотница» | 19.11.2020 | |
| В.Даль «Девочка-снегурочка» | 25.11.2020 | |
| В.Даль «Журавль и цапля» | 26.11.2020 | |
| К. Чуковский «Цыпленок» | 02.12.2020 | |
| К. Чуковский «Телефон» | 03.12.2020 | |
| К. Чуковский «Краденое солнце» | 09.12.2020 | |
| К. Чуковский «Тараканище». | 10.12.2020 | |
| К. Чуковский «Мойдодыр» | 16.12.2020 | |
| К. Чуковский «Доктор Айболит» | 17.12.2020 | |
| К. Чуковский «Доктор Айболит» | 23.12.2020 | |
| С. Маршак. «Сказка про козла», «Кошкин дом». | 24.12.2020 | |
III четверть – 20 часов |
| «Заяц и еж» К.Ушинский | 13.01.2021 | |
| Н. Юсупов. «Голубь и пшеничное зерно». | 14.01.2021 | |
| «Три поросенка» | 20.01.2021 | |
| В. Бианки. «Лесной колобок — колючий бок». | 21.01.2021 | |
| Сказки В.Сутеева «Мешок яблок» | 27.01.2021 | |
| Сказки В.Сутеева «Дядя Миша» | 28.01.2021 | |
| Сказки В.Сутеева «Кораблик» | 03.02.2021 | |
| Сказки В.Сутеева «Палочка-выручалочка», «Кто сказал мяу?». | 04.02.2021 | |
| Г.Скребицкий «Лесные путешественники» | 10.02.2021 | |
| Приключения Незнайки и его друзей Н.Носов | 11.02.2021 | |
| Д.Мамин-Сибиряк «Храбрый заяц» | 17.02.2021 | |
| В.Катаев «Дудочка и кувшинчик» | 18.02.2021 | |
Сказки в мультфильмах |
| Сказки о животных в мультфильмах. | 24.02.2021 | |
| Сказки о животных в мультфильмах. | 25.02.2021 | |
| Сказки о животных в мультфильмах. | 03.03.2021 | |
| Сказки о животных в мультфильмах | 04.03.2021 | |
| Русская народная сказка «Заяц-хваста». | 10.03.2021 | |
| Г.-Х. Андерсен. «Гадкий утенок». | 11.03.2021 | |
| Приключения ребят в мультфильмах. | 17.03.2021 | |
| Приключения ребят в мультфильмах | 18.03.2021 | |
IV четверть – 16 часов |
| Приключения ребят в мультфильмах. | 31.03.2021 | |
| Приключения ребят в мультфильмах. | 01.04.2021 | |
| Сказки о дружбе: «Просто так», «Чьи в лесу шишки?» | 07.04.2021 | |
| Сказки о дружбе: «Разные колеса», «Кто первый?» | 08.04.2021 | |
| Сказки о дружбе: «Пластилиновый ежик» | 14.04.2021 | |
| Заяц и черепаха». Ингушская народная сказка. | 15.04.2021 | |
Сказки зарубежных писателей |
| Г.Х. Андерсен «Дюймовочка» | 21.04.2021 | |
| Г.Х. Андерсен «Дюймовочка» | 22.04.2021 | |
| Братья Гримм «Бременские музыканты» | 28.04.2021 | |
| Братья Гримм «Сладкая каша» | 29.04.2021 | |
| Братья Гримм «Госпожа Метелица» | 05.05.2021 | |
| А. Алиш «Болтливая утка» | 06.05.2021 | |
| Г. Тукай «Козел и баран» | 12.05.2021 | |
| Урок-игра «В гостях у сказки» | 13.05.2021 | |
| Урок – викторина «Добрая сказка» | 19.05.2021 | |
| Итоговое занятие | 20.05.2021 | |
Учебно-методическое обеспечение:
Сказки, песни, загадки
Распечатанный материал
Презентации
Слайды
Короткометражные видеофильмы
наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой, определенной в программе;
ролевых игр (по темам инсценировок);
настольные развивающие игры.
Список литературы:
Афанасьев А. Н. Народные русские сказки. Полное издание в одном томе. / — М.: Альфа-книга, 2010.
Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. — М.: Просвещение, 2010. — 223 с.
Чуковский К.И. Все сказки. / — М.: АСТ, 2014.