СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Цель воспитания в ДОО – личностное развитие каждого ребёнка с учётом его индивидуальности и создание условий для позитивной социализации детей на основе традиционных ценностей российского общества.
МБОУ Шалоболинская СОШ №18
имени Героя Советского Союза П. Ф. Попова
(дошкольные группы)
Утверждаю:
Директор МБОУ
Шалоболинской
СОШ №18: А. А. Кононов
_________________________
И.О. Фамилия
Приказ № ____
от «___» _______ 20___ г.
План воспитательной работы с детьми подготовительной группы
(в соответствии с Федеральной программой воспитания)
с. Шалоболино
План воспитательной работы с детьми подготовительной группы
(в соответствии с Федеральной программой воспитания)
Согласно Федеральной программе воспитания, цель воспитания в ДОО – личностное развитие каждого ребёнка с учётом его индивидуальности и создание условий для позитивной социализации детей на основе традиционных ценностей российского общества, что предполагает:
1) формирование первоначальных представлений о традиционных ценностях российского народа, социально приемлемых нормах и правилах поведения;
2) формирование ценностного отношения к окружающему миру (природному и социокультурному), другим людям, самому себе;
3) становление первичного опыта деятельности и поведения в соответствии с традиционными ценностями, принятыми в обществе нормами и правилами.
Общие задачи воспитания в ДОО в соответствии с Федеральной программой воспитания ФОП ДО:
1) содействовать развитию личности, основанному на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;
2) способствовать становлению нравственности, основанной на духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести;
3) создавать условия для развития и реализации личностного потенциала ребёнка, его готовности к творческому самовыражению и саморазвитию, самовоспитанию;
4) осуществлять поддержку позитивной социализации ребёнка посредством проектирования и принятия уклада, воспитывающей среды, создания воспитывающих общностей.
Народные праздники «Масленица» и «Пасха» планируются по календарю
Сентябрь | |||
Даты сентября 1 сентября – День знаний 3 сентября – День окончания Второй мировой войны 8 сентября – Международный день распространения грамотности 27 сентября – День воспитателя и всех дошкольных работников | |||
Направление воспитания | Ценности | Формы совместной деятельности взрослого и детей, основные мероприятия | Работа с родителями |
Патриотическое | Родина Природа | – Беседа с детьми о Второй мировой войне (с Японией). Задачи: рассказать детям, что 3 сентября 1945 года был подписан акт о капитуляции Японии, ознаменовавший конец войны. – Рассказы из опыта «Улица, на которой я живу». Задачи: уточнить и расширить знания детей о своей родной улице, почему она так называется. – Рассматривание книг и фотографий родного города. Задачи: расширять представления о красивых местах города. – Внесение календаря народных праздников. Задачи: воспитывать интерес к народным традициям. – Рассказ воспитателя о празднике «День последнего снопа». Задачи: формировать интерес к традициям народа. – Фольклорный праздник «Капустные посиделки». Задачи: формировать праздничную культуру, расширять знания о народных праздниках. |
|
Духовно-нравственное | Жизнь Милосердие Добро | – Пословицы и поговорки об учении. Задачи: показать детям познавательную, нравственную и эстетическую ценность пословиц; учить использовать их в речи. – Обсуждение произведения М. Червинского «Стихи об одном школьнике». Задачи: формировать основы нравственности через литературу. – Беседа «Мои хорошие поступки», работа с экраном добрых дел. Задачи: способствовать нравственному воспитанию детей. |
|
Социальное | Семья Дружба Человек Сотрудничество | – Оформление стенгазеты «Мои мама и папа в школе», домашние заготовки «Интересные истории из жизни родителей – школьников». Задачи: привлечь внимание детей к школе, воспитывать уверенность в своих силах. – Работа с плакатом «Правила поведения в группе». Задачи: воспитывать культуру общения, коммуникативные навыки, напомнить о безопасности в групповом помещении. – Песни о дружбе. Задачи: формировать дружеские отношения через музыку. – Упражнение «Мальчики и девочки». Задачи: закреплять знания о своей гендерной принадлежности. – Беседа «Кто твой друг». Задачи: закреплять представления о дружбе, товариществе. – Творческое задание «Плохо – хорошо». Задачи: учить критически оценивать окружающую действительность. | Подбор литературы для чтения детям дома, способствующей социальному и коммуникативному развитию дошкольников. |
Познавательное | Познание | – Просмотр образовательной передачи «В гостях у Дуняши». Месяц «сентябрь» – знакомство с историей возникновения названия месяца «сентябрь», его особенностями, приметы и поговорки о сентябре. – Рассматривание пшеничного колоса, беседа «От куда хлеб пришёл?». Задачи: познакомить с процессом выращивания хлеба; дать представление о том, как хлеб пришёл к нам на стол. – Работа с календарём природы. Задачи: сравнить погоду в этот день на прошлой неделе, поддержать интерес к познавательной деятельности. – Познавательно-исследовательская деятельность «Живое – не живое». Задачи: закрепить умение выделять и определять объекты живой и неживой природы. |
|
Физическое и оздоровительное | Жизнь и здоровье | – Домино «Виды спорта». Задачи: вспомнить названия видов спорта, правила игры. – Рассказ воспитателя об истории футбола. Задачи: поддержать интерес детей к спорту. – Знакомство с игрой «Африканские салки». Задачи: продолжить знакомство с играми разных народов. – Беседа «Здоровье на грядке». Задачи: вспомнить о пользе витаминов для здоровья. – Разучивание народных считалок. Задачи: поддержать интерес детей к подвижным играм. – Домашние заготовки «Что я делаю, чтобы не заболеть». Задачи: формировать привычку к здоровому образу жизни. | Изготовление буклета «Полезные блюда из овощей и фруктов». |
Трудовое | Труд | – Тематическая неделя «Сельскохозяйственные профессии». Задачи: продолжить знакомство с сельскохозяйственными профессиями, расширять знания об этапах произрастания разных растений, способах ухода за домашними животными, закрепить знания о правилах безопасного поведения в природе. – Домашние заготовки «Рассказ о работе поликлиники». Задачи: расширять знания детей о разных медицинских профессиях. – Обсуждение пословицы «Человек славен трудом». Задачи: воспитывать желание трудиться. – Беседа «Почему взрослые работают? Труд и продукт труда». Задачи: развивать представление о том, что труд является средством удовлетворения потребностей человека и источником дохода. – Тематический день «Воспитатель – это волшебник» (ко Дню воспитателя и всех дошкольных работников). Задачи: расширить знания о профессиях, воспитывать уважение к труду сотрудников детского сада. – Дидактическая игра «Логическое лото». Задачи: уточнить знания детей об использовании специфических орудий труда в определённых профессиях. | Консультация «Человек славен трудом» (рекомендации по трудовому воспитанию в семье). |
Эстетическое | Культура Красота | – Тематический день «По речам узнают человека» (к Международному дню распространения грамотности). Задачи: познакомить детей с праздником «Международный день распространения грамотности», способствовать формированию потребности и стремления к знаниям, развивать любознательность и интерес к процессам и явлениям мирового масштаба, обратить внимание на красоту и богатство родного языка. – Тематическая неделя «Осень в стихах и картинах». Задачи: познакомить с образами осени в творчестве русских поэтов и художников, развивать эстетические чувства, эмоции, эстетический вкус, эстетическое восприятие произведений искусства и литературы, формировать умение выделять их выразительные средства, формировать у детей бережное отношение к произведениям искусства. – Раскраски по теме «Разные виды росписи». Задачи: вспомнить названия и элементы росписи. – Беседа «Что такое красота и для чего она нужна». Задачи: формировать основы нравственного поведения. – Рассказ воспитателя о народных традициях и празднике «Осенины». Задачи: приобщать к социально-культурным ценностям. – Рисование «Мои представления об осени», изготовление книжки-самоделки на основе рисунков детей. Задачи: учить передавать полученные знания в рисунке, вспомнить процесс изготовления книги. – Внесение альбома «Жостовская роспись». Задачи: начать знакомство с росписью. | Выставка совместного творчества «Осенний калейдоскоп». Консультация «Значение живописи в развитии ребёнка». |
Октябрь | |||
Даты октября 1 октября – Международный день пожилых людей, Международный день музыки 4 октября – День защиты животных Третье воскресенье октября – День отца в России | |||
Направление воспитания | Ценности | Формы совместной деятельности взрослого и детей, основные мероприятия | Работа с родителями |
Патриотическое | Родина Природа | – Тематические недели «Мой родной город», «Достопримечательности родного города». Задачи: продолжить знакомить с родным городом (посёлком), его названием, основными достопримечательностями, знакомить с видами транспорта, с правилами поведения в городе, знакомить с «городскими» (сельскими) профессиями, расширять знания об исторических местах и архитектурных особенностях родного города. – Чтение стихов поэтов родного города и края. Задачи: знакомить детей с художественными произведениями. – Раскраски по теме «Герб моего города». Задачи: совершенствовать графические навыки. – Рассматривание карты России. Задачи: рассказать о богатствах Родины, способствовать патриотическому воспитанию. – Чтение К. Ушинский «Отечество». Задачи: формировать патриотические чувства через литературу. – Викторина «Что я знаю о Москве». Задачи: обобщить знания детей о столице нашей Родины, воспитывать чувство патриотизма. | Буклет «История нашего города (села)». Акция «Сделаем город чистым». Задачи: привлечь детей к поддержанию чистоты и порядка в городе. |
Духовно-нравственное | Жизнь Милосердие Добро | – Тематический день «Хорошие дети – добрая старость» (к Международному дню пожилых людей). Задачи: воспитывать уважительное отношение к людям старшего поколения, расширять знания детей о таких понятиях, как «старость», «пожилой человек», познакомить детей с традицией празднования Дня пожилого человека. – Беседа «Кто такие волонтёры». Задачи: познакомить детей с понятием «волонтёрское движение», формировать нравственные качества, желание делать добро и помогать другим. – Обсуждение ситуации «Бездомному всегда плохо». Задачи: формировать чувство сопереживания, желание помогать животным. – Эвристическая беседа «Что такое милосердие». Задачи: формировать нравственные качества, объяснить значение слова. |
|
Социальное | Семья Дружба Человек Сотрудничество | – Тематическая неделя «Дети разных стран – друзья!». Задачи: рассказать детям о том, что Земля – наш общий дом, на Земле много разных стран, важно жить в мире со всеми народами, знать и уважать их культуру, обычаи и традиции, воспитывать уважение к людям разных национальностей и их обычаям. – Игра «Пересядьте все, кто...». Задачи: закреплять знания об индивидуальности каждого ребёнка. – Тематический день «Самый лучший папа» (ко Дню отца в России). Задачи: воспитывать уважительное отношение к папе (дедушке), рассказать о традиции празднования Дня отца в России. – Проигрывание ситуации «Ты поссорился с другом, теперь хочешь помириться». Задачи: учить доброжелательно общаться, мириться и решать конфликтные ситуации. – Беседа «Этикет телефонного разговора». Задачи: закрепить умение вежливо разговаривать по телефону. – Игровая ситуация «Я не должен...». Задачи: учить разграничивать понятия «могу», «должен», «хочу», совершенствовать знания детей о социальных нормах. | Привлечение родителей к изготовлению стенгазеты «Мой папа на работе». |
Познавательное | Познание | – Тематический день «Люби и береги животных» (ко Дню защиты животных). Задачи: рассказать детям о Дне защиты животных, о том, в чём нуждаются и какую пользу приносят животные человеку. – Упражнение «Польза – вред». Задачи: дать понять детям, что в природе нет ни полезных, ни вредных существ, одни только необходимые. – Познавательно-исследовательская деятельность «Почему желтеют листья». Задачи: наглядно определить значение хлорофилла и солнечного света для окраски листьев. – Игровая ситуация «Придумай свой язык». Задачи: поддержать интерес детей к родному языку и языку других стран. |
|
Физическое и оздоровительное | Жизнь и здоровье | – Просмотр мультфильма «Наши помощники – глаза» (Весёлая мастерская Болека и Лёлика). Задачи: продолжить знакомство детей с органами чувств. – Молдавская народная игра «Яблоко». Задачи: расширять знания детей об играх других народов. – Чтение Л. Зильберг «Полезные продукты». Задачи: закрепить знания о пользе продуктов для роста и развития человека. – Настольные игры по теме «Спорт». Задачи: закрепить названия видов спорта, формировать желание заниматься физической культурой. – Экспериментальная деятельность «Почему кровь течёт». Задачи: показать механизм работы кровеносной и сердечно-сосудистой системы. |
|
Трудовое | Труд | – Беседа «Какие машины помогают человеку в работе». Задачи: обогатить словарь детей названиями спецтехники. – Беседа «Кем я стану, когда вырасту». Задачи: способствовать формированию образа Я, расширять представления о профессиях. – Дидактическая игра «Куклы идут работать». Задачи: закрепить знания детей о специальной одежде, форме людей некоторых профессий. – Рассказ воспитателя о профессии метеоролога. Задачи: формирование уважения к труду взрослых. |
|
Эстетическое | Культура Красота | – Коллективная работа, создание коллажа (вырезанные животные из журналов, открыток) «Береги животных» (ко Дню защиты животных). Задачи: учить детей использовать различные материалы при создании общей картины, закрепить умение вырезать детали разной формы, составлять изображения по замыслу, используя готовые детали. – Настольная игра «Выложи натюрморт». Задачи: закрепить понятие детей о натюрмортах, воспитывать чувство прекрасного. – Рассказ воспитателя о музеях. Задачи: рассказать о разных выставках, побудить детей создать мини-музей города в группе. – Просмотр презентации «Архитектурный стиль барокко». Задачи: познакомить детей с особенностями стиля, отличительными особенностями старинных зданий. – Внесение альбома «Мезенская роспись». Задачи: учить выделять цветовую гамму росписи. – Беседа «Что такое сусечки?». Задачи: объяснить значение слова, рассмотреть иллюстрации. – Виртуальная экскурсия в Третьяковскую галерею. Задачи: приобщать детей к миру искусства. | Сбор материалов и экспонатов для музея «Мой город». Задачи: расширять знания об истории и достопримечательностях города. Ориентировка родителей на совместное рассматривание зданий, декоративно-архитектурных элементов, привлекающих внимание детей на прогулках и экскурсиях. |
Ноябрь | |||
Даты ноября 4 ноября – День народного единства Последнее воскресенье ноября – День матери в России 30 ноября – День Государственного герба Российской Федерации | |||
Направление воспитания | Ценности | Формы совместной деятельности взрослого и детей, основные мероприятия | Работа с родителями |
Патриотическое | Родина Природа | – Тематическая неделя «День народного единства». Задачи: расширять представления детей о родной стране, о государственных праздниках, формировать представления о том, что Российская Федерация (Россия) – огромная многонациональная страна, расширять знания о символике России. – Беседа о президенте России В. В. Путине. Задачи: познакомить детей с образом жизни президента, вызвать желание быть на него похожими. – Беседа «Какие памятники известным людям вы знаете в нашем городе». Задачи: уточнить знания о знаменитых россиянах. – Беседа «В каких театрах вы побывали». Задачи: расширять знания о театрах города, формировать культуру поведения. | Оформление фотовыставки «Прошлое России». |
Духовно-нравственное | Жизнь Милосердие Добро | – Воспитывающая беседа «Кто как помогает». Задачи: продолжить знакомить детей с видами и формами волонтерства, привлечь к участию в акции «Помогаем малышам». – Чтение и обсуждение пословиц о мире. Задачи: знакомить с народным фольклором. – Рассказ воспитателя о праве на медицинскую помощь. Задачи: знакомить с конвенцией о правах ребёнка. – Чтение Е. Пермяка «Как Миша хотел маму перехитрить». Задачи: развить желание рассказывать о своём отношении к конкретному поступку литературного персонажа. | Консультация для родителей «Что можно рассказать ребёнку о волонтерстве». |
Социальное | Семья Дружба Человек Сотрудничество | – Тематическая неделя «День матери». Задачи: организовывать все виды детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения) вокруг темы семьи, любви к маме, бабушке, воспитывать уважение к воспитателям, расширять гендерные представления, продолжить формировать праздничную культуру дошкольников. – Игровая ситуация «Если бы я стал президентом». Задачи: учить анализировать последствия своих поступков, расширять знания о стране и её жителях. – Упражнение «Поводырь». Задачи: развивать чувство ответственности за другого человека, доверительное отношения друг к другу. – Чтение рассказа М. Зощенко «Показательный ребёнок». Задачи: закрепить умение отвечать на вопросы по содержанию произведения. | Выставка детских рисунков ко Дню Матери. |
Познавательное | Познание | – Тематическая неделя «Они прославили Россию». Задачи: продолжить знакомство детей с людьми, прославившими Россию, рассказать о знаменитых учёных, композиторах, художниках, спортсменах и т.д., формировать чувство гордости за свою страну, желание сделать её лучше. – Беседа «Наш друг – компьютер». Задачи: формировать знания в области безопасного поведения детей в обращении с компьютером и другими электронными предметами. – Рассказ воспитателя о детском телевидении. Задачи: привлечь внимание детей к средствам массовой информации. – Просмотр презентации «Хмурый ноябрь». Задачи: продолжить знакомство с осенними изменениями, вспомнить старинное название месяцев. – Работа с календарём природы. Задачи: проанализировать, как менялась погода с начала осени, обсудить поговорку «Осень, осень, принесла погод восемь». |
|
Физическое и оздоровительное | Жизнь и здоровье | – Тематическая неделя «Тело человека». Задачи: расширять представления об особенностях функционирования и целостности человеческого организма, акцентировать внимание детей на особенностях их организма и здоровья, формировать представления о зависимости здоровья человека от правильного питания, умения определять качество продуктов, основываясь на сенсорных ощущениях, расширять представления о роли гигиены и режима дня для здоровья человека. – Беседа «В какие игры играют татары». Задачи: продолжить знакомство с подвижными играми других народов. – Экспериментальная деятельность «Сколько ушей». Задачи: определить значимость расположения ушей по обеим сторонам головы, познакомить со строением уха. | Привлечение семей воспитанников к участию в «Дне здоровья». |
Трудовое | Труд | – Организация трудового десанта с целью лечения деревьев. Задачи: учить правильно оказывать помощь деревьям и кустарникам, воспитывать положительное отношение к труду. – Д/и «Назови профессии людей, у которых одинаковый предмет труда». Задачи: учить дифференцировать профессии людей в зависимости от того, с кем или с чем приходится работать людям данной профессии. – Уборка клумб и игровой территории от опавшей листвы. Задачи: закрепить название трудового инвентаря. | Изучение традиции трудового воспитания, сложившиеся и развивающиеся в семьях воспитанников. |
Эстетическое | Культура Красота | – Игровая ситуация «Весёлая Ярмарка». Задачи: формировать представления о ярмарке, как народном гулянии, месте продажи и покупки товаров, воспитывать интерес к народным промыслам. – Лепка «Памятник русским людям». Задачи: закрепить умение лепить фигуру человека, передавать движение в лепке. – Коллективная работа «Хоровод дружбы». Задачи: закрепить умение договариваться, развивать чувство композиции. – Слушание Кобалевский «Походный марш». Задачи: закреплять умение слушать музыкальные произведения, вызвать эмоциональный отклик на музыку. – Просмотр альбома «Картины Васнецова». Задачи: приобщать детей к искусству, составить сказку по картине. – Рассматривание картин русских художников. Задачи: рассказать об И. К. Айвазовском, И. Е. Репине. – Просмотр презентации «Образ матери в изобразительном искусстве». Задачи: расширять представления о живописи. |
|
Декабрь | |||
Даты декабря 3 декабря – День неизвестного солдата 5 декабря – День добровольца (волонтёра) в России 8 декабря – Международный день художника 9 декабря – День Героев Отечества 12 декабря – День Конституции Российской Федерации 31 декабря – Новый год | |||
Направление воспитания | Ценности | Формы совместной деятельности взрослого и детей, основные мероприятия | Работа с родителями |
Патриотическое | Родина Природа | – Беседа «Неизвестный солдат» (ко Дню неизвестного солдата). Задачи: рассказать детям о подвигах людей во время войны, познакомить с памятниками Неизвестному солдату, воспитывать уважение к тем, кто защищал и защищает Родину. – Беседа «Кто такой Герой Отечества?» (ко Дню Героев Отечества). Задачи: воспитывать патриотизм, гражданственность, чувства гордости и уважения к историческому прошлому Родины, сохранять память о подвигах Героев – Отечества прошлого и настоящего, развивать любознательность, расширять кругозор детей, активизировать словарь. – Беседа о Конституции РФ (ко Дню конституции РФ). Задачи: рассказать, что такое Конституция, познакомить детей с некоторыми правами и обязанностями, развивать познавательный интерес к своей стране и её законам, обогащать словарный запас, расширять кругозор. – Беседа «Транспорт на страже мира». Задачи: вспомнить названия военной техники, рода войск. – Беседа «Какие праздники отмечают в России». Задачи: расширять знания о традициях русского народа. |
|
Духовно-нравственное | Жизнь Милосердие Добро | – Торжественное посвящение детей в волонтёры (ко Дню добровольца (волонтёра) в России). Задачи: продолжить знакомить детей с основными понятиями волонтёрской деятельности, определить типы волонтёрской и общественно – полезной деятельности, формировать у детей уважение к общечеловеческим нравственным ценностям, желание помогать другим. – Эвристическая беседа «Милосердие и сострадание». Задачи: способствовать развитию нравственности. – Внесение в группу «Панорамы добрых дел». Задачи: способствовать развитию осознанного поведения, умения анализировать свои поступки. Чтение С. Сахарнов «Как достали якорь». Задачи: учить сопереживать героям. |
|
Социальное | Семья Дружба Человек Сотрудничество | – Тематические недели «Новогодние хлопоты», «Новый год в разных странах». Задачи: привлекать детей к активному разнообразному участию в подготовке к празднику и его проведении, содействовать возникновению чувства удовлетворения от участия в коллективной предпраздничной деятельности, закладывать основы праздничной культуры, поощрять стремление поздравить близких с праздником, преподнести подарки, сделанные своими руками, знакомить с традициями празднования Нового года в различных странах. – Беседа «Почему я люблю свой детский сад». Задачи: способствовать развитию общения между детьми. – Упражнения «Поводырь». Задачи: развивать чувство ответственности за другого человека, доверительного отношения друг к другу. – Игровое упражнение «Что мы знаем о…». Задачи: расширять знания детей друг о друге. |
|
Познавательное | Познание | – Тематическая неделя «Зимняя лаборатория». Задачи: уточнить представление детей о том, кто такие учёные (люди, изучающие мир и его устройство), познакомить с понятиями: «наука» (познание), «гипотеза» (предположение), об эксперименте (опыте), о назначении детской лаборатории, дать представление о правилах поведения в детской лаборатории, формировать желание находить ответы на вопросы путём экспериментирования. | Буклет «Увлекательные опыты для дошкольников». Рекомендации по созданию лаборатории в домашних условиях. |
Физическое и оздоровительное | Жизнь и здоровье | – Рассматривание энциклопедий по теме «Тело человека». Задачи: способствовать формированию представлений о здоровом образе жизни. – Настольная игра «Витамины». Задачи: способствовать формированию представлений о здоровом образе жизни. – Беседа «Невидимки, живущие в нашем теле». Задачи: продолжить знакомство с внутренними органами. – Викторина «Что, где, когда». Задачи: обобщить имеющиеся представления о сохранении здоровья. |
|
Трудовое | Труд | – Беседа «Кто управляет транспортом». Задачи: формировать уважение к труду взрослых, обогащать словарь детей. – С/р игра «Фотостудия». Задачи: расширять знания детей о профессиях взрослых. – Чтение и обсуждение сказок «Морозко», «Волшебная дудочка». Задачи: воспитывать трудолюбие через литературу. | Консультация «Трудолюбивые сказки» (рекомендации по чтения). |
Эстетическое | Культура Красота | – Тематический день «Волшебная страна рисования» (к Международному дню художника). Задачи: расширить представления детей о профессии художника, дать представления о том, что художники в произведениях отражают своё мироощущение, передают свои мысли и чувства, воспитывать вкус, закрепить изобразительные навыки. – Работа в творческой мастерской «Копилка». Задачи: формировать представление о назначении копилки, закрепить у детей представление о способе накопления денег, воспитывать экономность, бережливость. – Творческое рисование «Эмблема волонтёров». Задачи: расширять представления о волонтёрском движении, воображение и изобразительные навыки. – Изготовление цветных льдинок. Задачи: закрепить знания о смешивании цветов, развивать творческую фантазию. – Объяснение значения некоторых слов из сказки «Аленький цветочек». Задачи: побудить детей интересоваться значением слова. – Рисование «Город будущего». Задачи: побудить детей придумать что-то новое, рассказать о пользе своего изобретения. | Выставка совместного творчества «Новогодние чудеса». |
Январь | |||
Даты января 11 января – День заповедников и национальных парков России 14 января – Старый новый год 27 января – День снятия блокады Ленинграда | |||
Направление воспитания | Ценности | Формы совместной деятельности взрослого и детей, основные мероприятия | Работа с родителями |
Патриотическое | Родина Природа | – Беседа «Заповедные места России» (ко Дню заповедников и национальных парков России). Задачи: формирование в представлении детей образа России, как огромной по территории стране, имеющей богатую и разнообразную природу, воспитывать бережное и заботливое отношение к природе, быть активным участником и другом природы. – Упражнение «Самое красивое место в селе». Задачи: расширять знания о родном селе. – Рассматривание энциклопедии «Птицы нашего края». Задачи: расширять знания о природе России. – Беседа «Спорт в нашем районе». Задачи: рассказать детям о спортивных мероприятиях и секциях в районе. | Консультация «Роль русской народной игрушки в патриотическом воспитании дошкольников». |
Духовно-нравственное | Жизнь Милосердие Добро | – Волонтёрская акция «Поможем малышам полечить книжки-малышки». Задачи: создать тёплую, домашнюю обстановку в группе малышей за общим полезным делом ремонт (лечение) книг, объединив самых активных, талантливых, творческих добровольцев, формировать навыки сотрудничества, уверенность в себе, инициативу, воспитывать умение находить общий диалог с малышами, умение входить в доверие. – Чтение «Красивая лягушка и безобразный пёс». Задачи: обсудить произведение, формировать нравственные установки. – Этюд «Как себя чувствует сломанная ёлка». Задачи: развивать чувство сопереживания, желания беречь ёлочки и другие деревья. – Беседа «Пословицы и поговорки – мудрость народа». Задачи: воспитывать отрицательное отношение к аморальным качествам: лживости, себялюбию. | Рекомендации по домашнему чтению «Добрые сказки». |
Социальное | Семья Дружба Человек Сотрудничество | – Беседа «Как наша семья встречала Новый год». Задачи: укреплять знания детей о том, что Новый год – семейный праздник. – Упражнение «Конкурс хвастунов». Задачи: способствовать развитию адекватной самооценки. – Чтение «История о короткой дружбе». Задачи: обсудить поступки героев, формировать нравственные качества. – Игра «Волшебные очки». Задачи: упражнять детей в выделении положительных качеств других людей. – Обсуждение поговорки «По одёжке встречают, по уму провожают». Задачи: продолжать знакомить с народным творчеством. |
|
Познавательное | Познание | – Рассказ воспитателя о январе. Задачи: расширять знания детей о старинных названиях месяцев, выяснить, почему они так называются. – Беседа с детьми о крестьянской утвари. Задачи: продолжить знакомство детей с бытом на Руси, воспитывать интерес к прошлому, обогащать словарь. – Проблемная ситуация «Что можно сделать из увядшей новогодней ёлочки». Задачи: формировать природоохранное сознание, развивать воображение. – Экскурсия по «Экологической тропе». Задачи: закрепить умение находить и узнавать зимующих птиц, учить видеть особенности их поведения зимой, воспитывать эстетическое видение природы, стремление беречь её. |
|
Физическое и оздоровительное | Жизнь и здоровье | – Тематическая неделя «Зимние Олимпийские игры». Задачи: расширять знания о зимних видах спорта, Зимних Олимпийских играх, олимпийских чемпионах России, знакомить с основами техники безопасности и правилами поведения в спортивном зале и на спортивной площадке, расширять знания детей о значении спорта для здоровья человека. – Физкультминутка для глаз «В зимнем лесу». Задачи: укреплять глазные мышцы. – Игровая ситуация «Путешествие в страну здоровья». Задачи: закрепить у детей представления о том, как помочь себе и другим оставаться всегда здоровыми. – Рассматривание сюжетных картин по теме «Зимние забавы». Задачи: уточнить значение двигательной активности в любое время года. | Оформление стенгазеты «С физкультурой мы дружны, нам морозы не страшны». |
Трудовое | Труд | – Трудовая акция «Самая чистая группа». Задачи: формировать у детей старшего дошкольного возраста осознанное стремление поддерживать порядок в группе, раздевалке, воспитывать трудолюбие и умение доводить начатое дело до конца. – Расчистка дорожек от снега. Задачи: совершенствовать трудовые навыки, поддержать желание трудиться. – С/р игра «Учёные-биологи, орнитологи». Задачи: продолжить знакомство с профессией биолога, расширять знания о способах изучения птиц в природе. – Наблюдение за трудом почтальона. Задачи: расширять знания о работниках почты. | Памятка «Как приобщать ребёнка к труду. Домашние обязанности». |
Эстетическое | Культура Красота | – Открытие выставки «Зимний лес на картинах». Задачи: учить видеть красоту лесного пейзажа на картинах, расширять знания об искусстве. – Народная игра «Что это за птица». Задачи: познакомить с игрой. – Конструирование «Кормушка». Задачи: побуждать детей изготавливать кормушку из бросового материала, учить выделять этапы создания кормушки, развивать творческую инициативу, выдумку. – Творческое задание «Если бы я очутился в картине...». Задачи: развивать воображение, умение эмоционально воспринимать содержание картины. – Экскурсия в музей русской народной игрушки. Задачи: продолжить знакомить детей с традициями и историей России, развивать эстетическое восприятие. | Консультация «Нетрадиционные техники рисования». |
Февраль | |||
Даты февраля 8 февраля – День российской науки 21 февраля – Международный день родного языка 23 февраля – День защитника Отечества | |||
Направление воспитания | Ценности | Формы совместной деятельности взрослого и детей, основные мероприятия | Работа с родителями |
Патриотическое | Родина Природа | – Тематическая неделя «Будем в армии служить». Задачи: расширять представления детей о Российской армии, рассказывать о трудной, но почётной обязанности защищать Родину, охранять её спокойствие и безопасность; о том, как в годы войны храбро сражались и защищали нашу страну от врагов прадеды, деды, отцы, воспитывать детей в духе патриотизма, любви к Родине, знакомить с разными родами войск (пехота, морские, воздушные, танковые войска), боевой техникой. – Рассматривание иллюстраций по теме «Народные забавы». Задачи: закрепить умение составлять описательные рассказы по картинкам, расширять знания о традициях народа. | Музыкально-спортивный праздник «Буду в Армии служить» с участием родителей. |
Духовно-нравственное | Жизнь Милосердие Добро | – Досуг «Праздник родного языка» (к Международному дню родного языка). Задачи: познакомить детей с «Международным днём родного языка», с красотой и величием родного языка и культуры, приобщать детей к народным традициям, являющимся важнейшим аспектом воспитания духовности, формирования системы нравственно-эстетических и общечеловеческих ценностей. – Чтение «Как искренность маленькие чудеса творила». Задачи: закрепить умение отвечать на вопросы по содержанию текста. – Волонтёрская акция «Поможем бездомным животным» (сбор кормов для животных из приюта). Задачи: воспитывать чувство ответственности за животных, пробуждать чувство жалости к брошенному существу. – Чтение «Дворец врулей». Задачи: обсудить произведение, расширять знания о значении правды, выяснить к чему приводит обман. |
|
Социальное | Семья Дружба Человек Сотрудничество | – Игра «Хвост дракона». Задачи: способствовать развитию чувства коллективизма. – Эвристическая беседа «Прямота и откровенность». Задачи: формировать нравственные представления. – Конкурс «Продолжи пословицу». Задачи: знакомить с пословицами и поговорками, активизировать словарь, развивать память детей. – Проблемная ситуации «Ты потерялся в магазине». Задачи: формировать основы безопасного поведения. – Упражнение «Камень». Задачи: способствовать формированию ответственности за свои поступки. – Чтение «Рассказ о горячем и холодном сердце» Андрианов. Задачи: обсудить произведение. – Творческое задание «Честный поступок». Задачи: формировать способность к рефлексии. – Беседа «Кто щедрый – тот в дружбе первый, кто жадный, тот в дружбе не ладный». Задачи: формировать моральные качества личности, закрепить представления о дружбе. | Педагогический всеобуч «Методы, повышающие познавательную активность дошкольников». |
Познавательное | Познание | – Тематическая неделя «Научные открытия». Задачи: учить детей разрешать самим проблемную ситуацию в процессе исследовательской деятельности, развивать пытливость, любознательность, находчивость, внимание, закрепить знания о разных состояниях воды, круговороте воды в природе, о значении воды в жизни растений, животных и человека, о необходимости экономно использовать воду в быту, упражнять в соблюдении природоохранных правил поведения в природе. – Развивающая игровая ситуация «Было – стало» (с предметами крестьянского быта). Задачи: выяснить, как изменился быт человека, какие предметы быта изменились (рубель – утюг, помело – веник, пылесос), а какие исчезли. | День открытых дверей «Исследуй, познавай!». |
Физическое и оздоровительное | Жизнь и здоровье | – Рассматривание альбома «Символика олимпиады». Задачи: закрепить знания детей об олимпийских играх. – Настольные игры по теме «Режим дня». Задачи: закрепить знания детей о необходимости соблюдения режима дня. – С/р игра «Олимпиада». Задачи: побудить детей передать в игре полученные знания. – Гимнастика для глаз «Послушные глазки». Задачи: вспомнить слова и технику выполнения упражнения. – Знакомство детей с пословицами о силе, отваге, храбрости и чести. Задачи: расширять знания детей о значении спорта в развитии силы и ловкости. |
|
Трудовое | Труд | – Беседа о гражданских профессиях в армии. Задачи: рассказать детям о значении таких профессий, воспитывать трудолюбие и гордость за свою страну. – Чтение «Труд, развлечение и безделье» (М. А. Андрианов «Философия для детей»). Задачи: расширять знания о трудолюбии. – Наблюдение за снегоуборочной машиной. Задачи: расширять представление о роли машин в выполнении трудоёмких работ, особенностях их строения; воспитывать интерес к технике и уважение к труду взрослых. – Беседа о труде кузнеца. Задачи: расширять знания о профессиях, поддержать интерес к промыслам родного края. |
|
Эстетическое | Культура Красота | – Тематическая неделя «Декоративно-прикладное искусство». Задачи: продолжать формировать умение создавать декоративные композиции по мотивам различных узоров, использовать изделия декоративно-прикладного искусства для развития эстетического восприятия прекрасного и в качестве образцов для создания узоров в стиле этих росписей, формировать эстетическое восприятие, расширять знания о традициях родного народа. – Разучивание хороводной игры «Веснянка». Задачи: продолжить знакомство с народными играми и традициями. – Чтение потешек, пестушек и закличек. Задачи: продолжить знакомство с народным фольклором. – Рассматривание картины «Мчится тройка удалая». Задачи: учить внимательно рассматривать картину, давать характеристику персонажам. – Беседа о народных куклах, их значении и разнообразии. Задачи: приобщать детей к культуре России, расширять знания о народных промыслах. – Рисование по мотивам знакомых русских народных песен. Задачи: способствовать накоплению эстетических представлений и образов, развивать художественные способности. – Чтение русской народной сказки «Наливное яблочко и золотое блюдечко». Задачи: обсудить произведение, побудить к инсценировке отрывка сказки. |
|
Март | |||
Даты марта 1 марта – День Авдотьи Весновки 8 марта – Международный женский день 18 марта – День воссоединения Крыма с Россией 20 марта – День Земли 27 марта – Всемирный день театра | |||
Направление воспитания | Ценности | Формы совместной деятельности взрослого и детей, основные мероприятия | Работа с родителями |
Патриотическое | Родина Природа | – Игра «Мой город любимый, мой город родной». Задачи: уточнить и систематизировать знания детей о названии города и района города. – Домашние заготовки «Знаменитые женщины России». Задачи: познакомить детей с женщинами, прославившими Россию. | Буклет «Как знакомить ребёнка с родным краем». |
Духовно-нравственное | Жизнь Милосердие Добро | – Волонтёрская акция «Вместе весело играть» (помощь в организации прогулки детей младшей группы, совместные подвижные игры). Задачи: создать условия для организации разновозрастного общения, формирования ощущения «взрослости», нужности, воспитывать заботливое отношение к малышам, желание помогать. – Чтение Мошковская Э. «Я маму мою обидел…». Задачи: формировать эмоциональную отзывчивость через литературу. – Упражнение «Цветок вежливых слов». Задачи: способствовать формированию культуры поведения и общения. – Творческое задание «Сделай подарок для самого слабого». Задачи: способствовать развитию нравственных качеств, желание заботиться о слабых. |
|
Социальное | Семья Дружба Человек Сотрудничество | – Тематическая неделя «Женский день 8 марта». Задачи: расширять гендерные представления, формировать у мальчиков представления о том, что мужчины должны внимательно и уважительно относиться к женщинам, привлекать детей к изготовлению подарков мамам, бабушкам, воспитателям, воспитывать бережное и чуткое отношение к самым близким людям, потребность радовать близких добрыми делами. – Беседа с детьми «Почему нужно помогать девочкам и защищать их?». Задачи: формировать основы нравственного воспитания, поддержать желание мальчиков защищать слабых. – Арт-упражнение «Вежливый человек». Задачи: формировать культуру поведения. – Д/и «Найди друга». Задачи: закреплять представления о дружбе. – Игра-упражнение «Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся». Задачи: продемонстрировать детям различные модели взаимодействия друг с другом. – Проблемная ситуация «Смелый поступок». Задачи: уточнить представления детей о храбрости. |
|
Познавательное | Познание | – Тематическая неделя «Планета – наш общий дом» (ко Дню Земли). Задачи: способствовать развитию экологической культуры, продолжить знакомство со способами сохранения окружающей среды, вызвать желание беречь природу, расширять знания о заповедных местах России, привлечь детей к участию в экологических акциях. – Оформление дневника наблюдений за первоцветами. Задачи: формировать умение использовать в аппликации вырезки из газет и журналов, развивать эстетический вкус. – Просмотр презентации «Альтернативные источники энергии». Задачи: обогащать знания детей об окружающем мире, формировать экологическое сознание. | Буклет «Экологический календарь». Конкурс плакатов «Берегите планету». |
Физическое и оздоровительное | Жизнь и здоровье | – Беседа «Воздух для жизни». Задачи: показать отличие обычного воздуха в помещении от свежего на улице. – Игра «Азбука здоровья». Задачи: систематизировать представления детей о здоровье и здоровом образе жизни, развивать речь, внимание, память. – Удмуртская народная игра «Водяной». Задачи: воспитывать доброжелательные отношения между детьми. – Русская народная п/и «Гуси-лебеди». Задачи: порадовать детей. |
|
Трудовое | Труд | – С/р игра по выбору детей. Задачи: расширить и закрепить представления детей о содержании трудовых действий людей разных профессий. – Беседа «Как делают газету». Задачи: познакомить с профессиями людей, участвующих в создании газеты: редактор, фотограф, корреспондент и т.д. – Коллективный труд по уборке территории. Задачи: закреплять умение концентрировать внимание на определённых объектах, сочетать силу и быстроту. | Привлечение родителей к субботнику на участке группы. |
Эстетическое | Культура Красота | – Тематический день «Приди весна с милостью», рассказ воспитателя о том, как на Руси отмечали первый день весны, рассматривание Мартиничек, изготовление бело-красных нитяных куколок, украшение берёзы (ко Дню Авдотьи Весновки). Задачи: знакомить с традициями русского народа, воспитывать интерес к прошлому. – Тематическая неделя «Давай пойдём в театр». Задачи: продолжать приобщение детей к театральному искусству через знакомство с историей театра, его жанрами, устройством и профессиями; продолжать знакомить детей с разными видами театрализованной деятельности, развивать у детей умение создавать по предложенной схеме и словесной инструкции декорации и персонажей из различных материалов (бумага, ткань, бросового материала и пр.), продолжать развивать у детей умение передавать особенности характера персонажа с помощью мимики, жеста, движения и интонационно-образной речи. – Отгадывание ребусов «Персонажи русских народных сказок». Задачи: вспомнить народные сказки, описать черты характера героев. – Рассказ воспитателя о тряпичных куклах и их значении, изготовление куклы из ниток и лоскутов для мини-музея детского сада. – Просмотр альбома «Народные промыслы России». Задачи: поддержать интерес к прикладному творчеству. – Раскраски «Мезенская роспись». Задачи: учить детей передавать цветовую гамму декоративного искусства определённого вида. |
|
Апрель | |||
Даты апреля 2 апреля – Международный день детской книги 12 апреля – День космонавтики 22 апреля – Международный день Земли | |||
Направление воспитания | Ценности | Формы совместной деятельности взрослого и детей, основные мероприятия | Работа с родителями |
Патриотическое | Родина Природа | – Тематическая неделя «Покорители вселенной». Задачи: расширять знания детей об истории космонавтики, знакомить с советскими космонавтами, вспомнить о подвиге Ю. Гагарина, поддержать познавательный интерес к познанию космоса, продолжить знакомство с солнечной системой и способами её изучения. – Рассказ воспитателя о заповедных местах края. Задачи: познакомить с памятниками природы в крае, воспитывать экологическую культуру. – Знакомство с народными весенними приметами. Задачи: приобщать к устному народному творчеству, развивать память, наблюдательность. – Работа с Красной книгой России. Задачи: выяснить, какие насекомые, животные и растения занесены в Красную книгу, формировать стремление сохранить природу. | Информационный лист «Игры, направленные на доброжелательное отношению к сверстнику, гуманное отношение к людям». |
Духовно-нравственное | Жизнь Милосердие Добро | – Волонтёрская акция «Спаси дерево» (сбор макулатуры). Задачи: привлечь внимание детей к необходимости вторичного использования природных ресурсов, привлечь родителей к участию в акции. – Нравственная беседа «Что важнее денег?». Задачи: обобщать знания о потребностях человека, способствовать формированию нравственных качеств. – Чтение рассказов Драгунского и Осеевой. Задачи: формировать нравственные качества через литературу. – Чтение «Плохой пример заразителен» М. А. Андрианов (Философия для детей). Задачи: обсудить поступки героев. – Заполнение календаря добрых дел. Задачи: проанализировать поведение и поступки детей в течение недели (месяца). |
|
Социальное | Семья Дружба Человек Сотрудничество | – Обсуждение пословицы «С кем поведёшься, от того и наберёшься». Задачи: выяснить мнения детей. – Игра «Комплимент». Задачи: способствовать налаживанию положительного климата в группе. – Эвристическая беседа «Умение владеть собой». Задачи: способствовать развитию самоконтроля. – Упражнение «Цветок вежливых слов». Задачи: способствовать формированию культуры поведения и общения. – Беседа «Мои увлечения». Задачи: воспитывать интерес к новым видам занятий и увлечений, формировать полезные привычки. | Консультация «Богатство природы в руках человека». |
Познавательное | Познание | – 22 апреля – Тематический день «Улыбайся, Планета!» (к Международному дню Земли). Задачи: сформировать у детей понятие о себе как о жителях планеты Земля, ответственное отношение к окружающей природе. – Путешествие на машине времени в прошлое книги. Задачи: познакомить с историей появления книги и письменности. – Просмотр мультфильма из цикла «Энциклопедия для детей», «Почему происходит смена времён года». Задачи: расширить знания детей о движении солнца и планет в солнечной системе. – Блиц-опрос «Знатоки насекомых». Задачи: закрепить знания детей об особенностях и пользе насекомых для природы и человека. | Рекомендации по домашнему чтению о весне. Буклет «Экологический календарь». |
Физическое и оздоровительное | Жизнь и здоровье | – С/р игра «Магазин молочных продуктов». Задачи: способствовать становлению культуры поведения в общественных местах, расширять знания о разнообразии и пользе молочных продуктов. – Беседа «Сказки о полезной еде». Задачи: вспомнить произведения, в которых встречаются полезные продукты. – Разрезные картинки по теме «Спортивный инвентарь». Задачи: вспомнить названия видов спорта и назначение инвентаря. – Разрезные картинки по теме «Режим дня». Задачи: закрепить знания детей о необходимости соблюдения режима дня. – Беседа «От куда взялись богатыри». Задачи: продолжить формирование представлений о здоровом образе жизни. – Русские народные подвижные игры по выбору воспитателя. Задачи: вспомнить знакомые народные игры. – Работа с сенсорным панно. Задачи: закрепить знания об особенностях и значении органов чувств. – Рассказ воспитателя «Что такое иммунитет?». Задачи: дать представление детям об иммунитете, формировать знания об его укреплении. |
|
Трудовое | Труд | – Беседа «Как сделали книгу». Задачи: познакомить детей с профессиями людей, участвующими в создании книги, этапами работы над детской книгой. – Беседа о труде научных сотрудников. Задачи: расширять знания о профессиях. – Мытьё игрушек на веранде. Задачи: совершенствовать трудовые навыки детей. – Рассматривание альбома «Труд на селе весной». Задачи: расширять знания о труде взрослых, поддержать интерес к сельскохозяйственному труду, напомнить о его значении. |
|
Эстетическое | Культура Красота | – Тематическая неделя «Книжкина неделя». Задачи: продолжать развивать интерес детей к художественной литературе, учить внимательно и заинтересованно слушать сказки, рассказы, стихотворения, запоминать считалки, скороговорки, загадки, продолжать знакомить с книгами, обращать внимание детей на оформление книги, на иллюстрации. – Упражнение «Расскажи инопланетянам про гитару (фортепиано, скрипку)». Задачи: закрепить знания о музыкальных инструментах. – Лепка на диске из солёного теста «Пришельцы». Задачи: развивать воображение, совершенствовать умение использовать в работе бросовый материал. – Слушание звона колоколов. Задачи: развивать музыкальный слух, рассмотреть различные колокола, выяснить зависимость звука от размера колокола. – Работа со словарём. Задачи: выяснить значение слова «Писанка». – Рассматривание картины И. Коровая «Розовое платье весны». Задачи: учить внимательно рассматривать картины, вспомнить последовательность цветения плодовых деревьев. – Творческое задание «Природный коллаж». Задачи: создать условия для развития творческих способностей. – Оформление выставки «Весна в картинах художников». Задачи: приобщать детей к художественному искусству. | Рекомендации по теме «Развитие интереса к творческой деятельности, формирование умения видеть прекрасное в окружающем». |
Май | |||
Даты мая 1 мая – Праздник Весны и Труда 9 мая – День Победы 19 мая – День детских общественных организаций России 24 мая – День славянской письменности и культуры | |||
Направление воспитания | Ценности | Формы совместной деятельности взрослого и детей, основные мероприятия | Работа с родителями |
Патриотическое | Родина Природа | – Тематическая неделя «9 мая – День Победы!». Задачи: воспитывать дошкольников в духе патриотизма, любви к Родине, расширять знания о героях Великой Отечественной войны, о победе нашей страны в войне, знакомить с памятниками героям Великой Отечественной войны. – Чтение народных сказок славян. Задачи: приобщать детей к народной культуре через литературу. – Экскурсия в музей народной игрушки. Задачи: расширять знания о традициях русского народа. – Беседа «Славянская семья». Задачи: расширять знания о том, как люди жили в прошлом. |
|
Духовно-нравственное | Жизнь Милосердие Добро | – Развивающая ситуация «Назад в прошлое. Кто такие пионеры?» (ко Дню детских общественных организаций России). Задачи: познакомить детей с видами и формами детских общественных объединений России, воспитывать интерес к общественно-полезной деятельности, стремление сделать страну лучше. – Творческое задание «А как бы я поступил». Задачи: учить продумывать последствия своих поступков. – Чтение стихов Е. Серовой «Мы с мамой делали конфеты», «Не терпит мой папа безделья и скуки». Задачи: формировать представления об общечеловеческих ценностях личности через литературу. – Беседа о людях с ограниченными возможностями здоровья. Задачи: формировать основы нравственности, толерантного отношения к людям. | Рекомендации «Выбираем секции и кружки для детей». |
Социальное | Семья Дружба Человек Сотрудничество | – Волонтёрская акция «Свеча памяти». Задачи: сохранить и развивать патриотическое отношение к героическому прошлому России, актуализировать знания о ВОВ, героях, подвигах. – Обсуждение «Рассказ о горячем и холодном сердце» М. А. Андрианов (Философия для детей). Задачи: расширять знания о хороших поступках. – Игра-упражнение «Маша – настоящий друг потому, что...». Задачи: активизировать и обогащать словарь, расширять представления о дружбе. – Виртуальная экскурсия в школу. Задачи: расширять знания детей о школьных предметах, формировать желание учиться в школе. | Консультация «Развитие чувства юмора у дошкольников». |
Познавательное | Познание | – Тематическая неделя «Славянская культура и письменность». Задачи: дать знания о Кирилле и Мефодии, как основоположниках славянской письменности, познакомить со старославянским алфавитом, формировать у детей представления о сходстве и различии современной и славянской азбук, формировать нравственно-эстетическое отношение к окружающему миру, прививать детям любовь к родному слову, родному языку, отечественной истории. – Экспериментирование с незвучащими предметами «Услышать музыку во всём» (деревянными, бумажными, пластиковыми). Задачи: выяснить, что при правильном использовании, даже простые предметы могут превратиться в музыкальные инструменты. – Интерактивная игра «Загрязняет – сохраняет». Задачи: выяснить влияние деятельности человека на окружающую среду. – Познавательно-исследовательская деятельность «Ветряной электрогенератор». Задачи: познакомить детей с пользой ветра в выработке энергии, наглядно показать процесс превращения ветра в энергию. – Беседа «Современные книги и средства массовой информации». Задачи: развивать умение детей добывать информацию из разных источников. | Буклет «Советы родителям будущих школьников». |
Физическое и оздоровительное | Жизнь и здоровье | – Беседа «Какими качествами должен обладать настоящий солдат». Задачи: формировать знания детей о значении занятий физической культурой. – Изготовление мешочков с травами. Задачи: побудить детей к изготовлению пособий для фито-гостиной. – Разучивание игр славянских народов. Задачи: приобщать к народной культуре, развивать ловкость и выносливость. – Домино «Полезные продукты». Задачи: обогащать знания детей о пользе овощей и фруктов. – Работа с лепбуком «Зубы». Задачи: закрепить знание о строении зубов, сравнить зубы людей и животных. |
|
Трудовое | Труд | – Труд на цветнике. Задачи: привлечь детей к уборке территории, учить видеть результат своего труда. – Рассматривание картины «Хлебное поле весной». Задачи: расширять знания о сельскохозяйственных работах весной, вспомнить этапы производства хлеба. – Д/и «Волшебные конверты» (с фотографиями работников дет. сада). Задачи: воспитывать чувство благодарности за заботу, формировать уважение к труду сотрудников детского сада. – Чтение рассказа «Моя первая учительница». Задачи: развивать целенаправленное внимание, формировать уважение к профессии учителя. |
|
Эстетическое | Культура Красота | – Тематическая неделя «В мире музыки». Задачи: обогатить эмоционально-художественное восприятие детей через знакомство с прекрасными образцами мировой классической музыки, обращая внимание на взаимосвязь музыкальных, художественных, поэтических и театральных образов, содействовать творческим проявлениям в разных видах продуктивной детской деятельности – пластических импровизациях, рисунках, поделках, расширять знания детей о народных традициях, фольклорных праздниках, забавах, формировать интерес к знакомству с народным музыкальным творчеством. – Рассматривание плаката «Родина-мать зовёт!». Задачи: показать детям особенности искусства военного времени. – Беседа о народных промыслах. Задачи: закрепить знания об особенностях народной росписи: гжель, хохлома, городец и т.д.). – Пение русских народных песен, повторение музыкальных хороводных игр. Задачи: прививать любовь к народному творчеству. | Мастер-класс на сайте детского сада «Музыкальные инструменты из бросового материала». |
Июнь | |||
Даты июня 1 июня – День защиты детей 5 июня – Всемирный день окружающей среды 6 июня – День русского языка 12 июня – День России 22 июня – День памяти и скорби Третье воскресенье июня – День медицинского работника | |||
Направление воспитания | Ценности | Формы совместной деятельности взрослого и детей, основные мероприятия | Работа с родителями |
Патриотическое | Родина Природа | – Тематическая неделя «Я горжусь Россией». Задачи: расширять представления детей о родной стране, о государственных праздниках, продолжить знакомить с флагом и гербом России, мелодией гимна, народными промыслами и традициями. – Тематический день «Наш Пушкин» (ко Дню русского языка). Задачи: воспитывать любовь к своей стране, городу, месту, где родился, русскому языку, продолжать знакомить детей с биографией А. С. Пушкина, с творчеством поэта; расширять словарь детей, обогатить речь образными выражениями, уточнить значение устаревших слов. – Оформление фотовыставки «Наша малая родина». Задачи: воспитывать гордость за свою страну, желание заботиться о родном крае. – Упражнение «Где бы я хотел оказаться». Задачи: расширять представления детей о разных странах. – Рассматривание альбома «Архитектурный облик моего города». Задачи: обогащать знания детей о городе, в котором они живут, о разнообразии архитектурных стилей. – Игровая ситуация «Что я пожелаю своей Родине». Задачи: воспитывать гордость за свою страну, желание сделать жизнь других лучше, сохранить окружающую природу. – Д/и «Что это за народный праздник?» (Пасха, Масленица, Троица и т.д.). Задачи: закрепить знания детей о народных праздниках. | Консультация «Речевые игры по дороге в детский сад». Буклет «Интересные истории слов». |
Духовно-нравственное | Жизнь Милосердие Добро | – Волонтёрская акция «Вторая жизнь мусора» (к Всемирному дню защиты окружающей среды). Задачи: создать условия для привлечения внимания детей и их родителей к проблемам загрязнения родного края и страны, воспитывать стремление беречь природу. – Работа по решению проблемных ситуаций «Как бы ты поступил». Задачи: способствовать нравственному развитию детей, формировать желание оказывать помощь тем, кто в ней нуждается. – Упражнение «Обзываемся овощами». Задачи: учить детей снимать напряжение, решать конфликтные ситуации. |
|
Социальное | Семья Дружба Человек Сотрудничество | – Беседа о Дне защиты детей, просмотр презентации «Права детей». Задачи: обогащать знания детей о праздниках в России, расширять знания о правах детей. – Игра «Хвост дракона». Задачи: порадовать детей, способствовать сплочению коллектива. – Проблемная ситуация «Смелый поступок». Задачи: уточнить представления детей о храбрости. – Проблемная ситуация «Чужая старушка». Задачи: формировать основы безопасного поведения. – Игра-тренинг «Поводырь». Задачи: развивать чувство ответственности за другого человека, воспитывать доверительное отношение друг к другу. | Рекомендации «Как научить ребёнка дружить». |
Познавательное | Познание | – Интерактивная игра-презентация «Путешествуем по России». Задачи: знакомить детей с производством товаров и услуг, большими заводами в России. – Беседа «Что на Руси делали из дерева?». Задачи: расширять знания детей об истории страны, поддержать интерес к изучению прошлого, познакомить с деревянной мебелью и другими предметами в избе. – Беседа «Почему летом дни становятся длиннее, а ночи короче». Задачи: обогащать знания детей о движении Земли и Солнца. – Чтение «Сказка о Лете и его сыновьях» (из обучающего цикла сказок Времена года). Задачи: учить внимательно слушать произведение и отвечать на вопросы воспитателя. |
|
Физическое и оздоровительное | Жизнь и здоровье | – Проект «Первая медицинская помощь» (ко Дню медицинского работника). Задачи: закрепить основные правила безопасного поведения в быту, формировать чувство ответственности за личную безопасность, желание оказать помощь другому, довести до понимания детей, что первая помощь может спасти жизнь человека; развивать внимание, наблюдательность, умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни. – Беседа «Польза и вред солнечных лучей». Задачи: напомнить о необходимости соблюдать правила при нахождении на солнце, основы первой помощи. – Самомассаж лица «Лето». Задачи: познакомить с упражнением, разучить слова. | Буклет «Первая помощь при солнечном ударе», листовки по теме «Оказание первой помощи». |
Трудовое | Труд | – Тематическая неделя «В мире профессий». Задачи: формировать представления о различных профессиях взрослых, способствовать ранней профориентации, воспитывать уважение к людям знакомых профессий, побуждать оказывать помощь взрослым, воспитывать бережное отношение к результатам их труда, знакомить детей с наиболее экономными приёмами работы. – Работа эко-дружин на огороде, цветниках. Задачи: учить распределять обязанности между собой. – Беседа о работе службы МЧС. Задачи: расширять знания о профессиях взрослых, закрепить правила безопасного поведения. |
|
Эстетическое | Культура Красота | – Раскраски «Народные промыслы». Задачи: закрепить навыки раскрашивания, название росписи и её особенностей. – Конструирование из природного материала «Отель для насекомых». Задачи: поддержать желание детей заботиться о насекомых, развивать конструктивные навыки. – Открытие «Школы рукоделия». Задачи: привлечь детей к работе с проволокой, бисером, нитками и т.д. – Театральная постановка «Как люди речку обидели». Задачи: формировать бережное отношение к природе, развивать театральные способности. | Совместная работа в школе рукоделия, мастер-классы, которые родители готовят для детей. |
Июль | |||
Даты июля 8 июля – День семьи, любви и верности 15 июля – Берегиня 23 июля – Всемирный день китов и дельфинов | |||
Направление воспитания | Ценности | Формы совместной деятельности взрослого и детей, основные мероприятия | Работа с родителями |
Патриотическое | Родина Природа | – Рассказ воспитателя о празднике Берегини. Задачи: познакомить детей с образом Берегине в славянской культуре, рассказать о традиции празднования этого дня. – Чтение А. Лопатина «Липкины дары». Задачи: прививать любовь к природе через литературу. – Оформление стенгазеты «Эко-объектив» (растения России). Задачи: обобщить знания детей о разнообразии мира растений, воспитывать желание заботится о природе России. |
|
Духовно-нравственное | Жизнь Милосердие Добро | – Беседы «Что такое родственные узы», «Что такое семейный очаг». Задачи: расширять знания детей о семейных отношениях, формировать уважение ко взрослым. – Рассматривание плаката с изображением людей трёх рас. Задачи: воспитывать толерантное отношение друг к другу. – Упражнение «Как поступить, если...». Задачи: формировать умение правильно реагировать в нестандартной ситуации, учить проявлять доброту и милосердие. – Беседа «Мои хорошие поступки». Задачи: способствовать нравственному воспитанию детей. | Консультация для родителей «Влияние семьи и детского сада на духовно-нравственное воспитание детей». |
Социальное | Семья Дружба Человек Сотрудничество | – Тематическая неделя «День семьи, любви и верности». Задачи: рассказать о Дне семьи, любви и верности в России, формировать уважительное отношение к родителям. – Д/и «К нам гости пришли». Задачи: закрепить навыки правильного поведения при приёме гостей. – Утреннее приветствие «Поделись своим настроением». Задачи: развивать умение анализировать своё состояние. – Беседа «Зачем нужны правила?». Задачи: уточнить знания детей о нормах и правилах поведения в обществе. – Игра «Спиной друг к другу». Задачи: способствовать сплочению детского коллектива. – Упражнение «Что бы я попросил у золотой рыбки». Задачи: учить детей оценивать свои желания. | Флешмоб на песню «Мама, папа, я». |
Познавательное | Познание | – Тематические недели «Удивительный мир животных», «Удивительный мир растений», «Удивительный мир морей» (к Всемирному дню китов и дельфинов). Задачи: обобщить знания детей о видах (классах) животных: млекопитающие, птицы, рыбы, насекомые, закреплять умение классифицировать животных по общим признакам, учить находить сходство представителей одного класса, знакомить с видами растений, способствовать развитию у детей понимания ценности жизни, значимости живых существ и растений, их взаимосвязи в природе, воспитывать интерес к жизни животных и растений, желание узнать о них побольше. – Беседа «Зачем человеку энергия». Задачи: расширять знания об источниках энергии, способах её сохранения. – Работа с Красной книгой группы. Задачи: выяснить, какие растения занесены в книгу и находятся под охраной государства. – Решение проблемной ситуации «Почему растения погибают». Задачи: формировать желание сохранить природу, беречь растения на планете. |
|
Физическое и оздоровительное | Жизнь и здоровье | – Народная игра «Как у бабушки Маланьи». Задачи: порадовать детей, вспомнить слова. – Народная игра «Краски». Задачи: формировать умение прыгать на одной ноге, приземляясь на носок, полусогнутую ногу. – Рассказ из опыта «Как мы с папой и мамой занимаемся спортом». Задачи: донести до детей важность физических упражнений. – Чтение и обсуждение стихотворения «Делай вовремя прививки, чтобы не болеть». Задачи: напомнить детям о необходимости делать прививки. – Беседа с детьми «Правильно ли вы питаетесь». Задачи: показать значимость физического и психического здоровья детей. – Отгадывание загадок о летнем отдыхе и туризме. Задачи: расширять знания детей о значении активного отдыха. – Отгадывание загадок о лекарственных растениях. Задачи: вспомнить о лечебных свойствах растений. |
|
Трудовое | Труд | – Уборка в шкафах. Задачи: формировать навыки самообслуживания, закрепить умение аккуратно складывать вещи. – Д/и «Кому это нужно». Задачи: закреплять представления детей о предметах и их использовании в трудовых процессах. – Высадка рассады в цветнике. Задачи: формировать трудовые навыки, желание украсить участок группы. – Изготовление атрибутов к игре «Искатели» (карты подводного мира, журнал наблюдений и т.д.). Задачи: привлечь детей к созданию игрового оборудования. | Консультация для родителей «Воспитание в труде». |
Эстетическое | Культура Красота | – Просмотр обучающей презентации «Театры мира». Задачи: закрепить знания о значении театров и их разнообразии. – Рисование картошкой «Семья пингвинов» («Лягушачий хор»). Задачи: формировать творческое мышление, умение преобразовывать геометрические фигуры в изображение предмета или животного. – Чтение русской народной сказки «Пастушья дудочка». Задачи: продолжить знакомство детей с разными видами танцев. – Беседа «Что такое скульптура». Задачи: обогащать знания детей о разных видах искусства. – Хоровод «Во поле берёза стояла». Задачи: вспомнить слова, расширить знания о берёзе. |
|
Август | |||
Даты августа 5 августа – Международный день светофора 12 августа – День физкультурника 19 августа – яблочный спас 22 августа – День Государственного флага Российской Федерации | |||
Направление воспитания | Ценности | Формы совместной деятельности взрослого и детей, основные мероприятия | Работа с родителями |
Патриотическое | Родина Природа | – Тематический день «Символика России» (ко Дню Государственного флага Российской Федерации). Задачи: расширять знания о России, формировать чувство патриотизма и гордости за страну. – Рассматривание альбома «Герои России». Задачи: создать условия для патриотического воспитания. – Оформление стенда «Они прославили Россию». Задачи: познакомить детей с победителями олимпийских игр, рассказать об их победах. – Настольная игра «Путешествие по главной улице». Задачи: вспомнить достопримечательности родного города. – Изготовление пособия «Где я живу». Задачи: уточнить у детей, в какой стране и городе они живут, привлечь к изготовлению пособия. – Беседа с детьми о конституции России. Задачи: расширять знания о России. | Буклет «История Российского флага». |
Духовно-нравственное | Жизнь Милосердие Добро | – Чтение рассказа «Незабудка не смогла подружиться». Задачи: обсудить произведение. – Беседа «Как я сохраняю природу». Задачи: приобщать детей к природоохранной деятельности. – Беседа «Добрые слова в жизни школьника». Задачи: продолжить знакомить детей с основными правилами поведения в школе. | Подбор литературы для домашнего чтения, способствующей духовно-нравственному развитию детей. |
Социальное | Семья Дружба Человек Сотрудничество | – Тематическая неделя «Здравствуй, школа!». Задачи: развивать познавательный интерес, интерес к школе, к книгам, закрепить знания детей о школе, о том, зачем нужно учиться, кто и чему учит в школе, о школьных принадлежностях и т.д., формировать представлений о профессии учителя и «профессии» ученика, положительное отношение к этим видам деятельности. – Д/и «Обязанности ребёнка». Задачи: уточнить знания детей о своих обязанностях. – Игра «Моргалки». Цель: способствовать развитию общения между детьми. – Составление рассказа по картинке «Три богатыря». Задачи: напомнить, какими качествами обладают богатыри и почему. – Упражнение «Цветок вежливых слов». Задачи: способствовать формированию культуры поведения и общения. – Проблемная ситуация «Что можно подарить другу в день его рождения?». Задачи: развивать потребность в проявлении гуманных чувств к сверстнику. |
|
Познавательное | Познание | – Отгадывание загадок по теме «Безопасность». Задачи: воспитывать разумную осторожность, развивать логическое мышление, доказательность речи. Квест «Простые правила». Задачи: закрепить правила поведения в опасных, нестандартных ситуациях в быту, на природе, на улице. – Беседа «С чего начинается Родина». Задачи: расширять знания о России, президенте страны и конституции. | Консультация «Что должен знать ребёнок при поступлении в школу». |
Физическое и оздоровительное | Жизнь и здоровье | – Тематическая неделя «Спорт». Задачи: расширять представления об особенностях функционирования и целостности человеческого организма, расширять представления о составляющих здорового образа жизни (правильное питание, движение, сон и солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья) и факторах, разрушающих здоровье, знакомить с видами спорта и спортивными профессиями. – Рассказ инструктора по физкультуре «Зачем в школе переменки». Задачи: формировать представления о здоровом образе жизни. | Совместное развлечение «Наша спортивная семья». Консультация «Подвижная игра, как средство воспитания дошкольников». |
Трудовое | Труд | – С/р игра «Дружина осводовцев». Задачи: рассказать о назначении и работе дружины осводовцев, развивать самостоятельность воображение. – Беседа «На страже Родины». Задачи: закрепить знания о родах войск, формировать гордость за свою страну. – Труд в уголке природы: уход за комнатными растениями (полив, рыхление земли в горшочках). Задачи: воспитывать ответственность за выполнение поручений. – Беседа «Как яблочный сок на стол попал». Задачи: знакомить детей с процессом производства сока, профессиями взрослых. – Общественно-полезный труд. Задачи: формировать умение дружно трудиться в коллективе сверстников. – Чтение рассказа «Моя первая учительница». Задачи: развивать целенаправленное внимание, формировать уважение к профессии учителя. – Домашние заготовки «Кто работает в школе». Задачи: продолжить знакомство детей с профессиями людей, работающих в школе: повар, доктор, охранник и т.д.). |
|
Эстетическое | Культура Красота | – Тематический день «Месяц август яблоками пахнет» (Яблочный спас). Задачи: знакомить детей с традициями народа, формировать интерес к истории страны. – Рисование «Автомобиль будущего». Задачи: развивать воображение, закрепить навыки работы с разными графическими материалами. – Слушание песен о спорте: «Трус не играет в хоккей», «Если хочешь быть здоров – закаляйся». Задачи: развивать музыкальные способности. – Рисование «Моя малая родина». Цель: передать в рисунке полученные знания. – Игровая ситуация «Выставка картин». Задачи: учить распознавать детей жанры живописи: пейзаж, портрет, натюрморт, составлять рассказ по картине, вспомнить знаменитых художников России. |
|
Список используемой литературы
Федеральная образовательная программа дошкольного образования 2023 г. (утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 г. № 1028)
Федеральная программа воспитания
Абрамова Л. В., Слепцова И. Ф. Социально-коммуникативное развитие дошкольников. Подготовительная группа. Мозаика-синтез, 2021 г.
Березенкова Т. В. Моделирование игрового опыта детей на основе сюжетно-ролевых игр. Подготовительная группа. Учитель, 2021 г.
Буре Р.С. дошкольник и труд: теория и методика трудового воспитания. Мозаика-синтез, 2021 г.
Дыбина О. Б. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром. Педагогическое общество России, 2008 г.
Кудрявцева Е. А., Рыбачева М.В. Проекты для детей. Мир профессий глазами ребенка. Учитель, 2022 г.
Косарева В. Н. Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет. Учитель, 2023 г.
Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение к истокам русской народной культуры: учебно-методическое пособие, Детство-Пресс, 2000.
Комарова Т. С. Детское художественное творчество.
Ковалько И. А. Азбука физкультминуток. Вако 2021 г.
Куприна Л. С., Бударина О. Н., Маркеева О. А.: Знакомство детей с русским народным творчеством, Детство-Пресс, 2015.
Куцакова Л. В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. Мозаика-синтез, 2020 г.
Леонова Н. Н., Неточаева Н. В. Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников: целевой творческий практико-ориентированный проект. Учитель, 2023 г.
Любимые стихи. Хрестоматия для дошкольников.
Пазухина И. А. Тренинговое развитие мира социальных отношений детей 6-7лет. Детство-Пресс 2021 г.
Петухова А. А. Тематический день в детском саду. Учитель, 2020 г.
Панасенко И. Н. Формирование патриотических чувств и нравственных ценностей у детей 5-7 лет: планирование, комплексные познавательные занятия. Учитель, 2023 г.
Сертакова Н. М., Кулдашова Н.В. Патриотическое воспитание детей 4-7 лет на основе проектно-исследовательской деятельности. Учитель, 2023 г.
Тарасова М. А. Коррекция социального и речевого развития детей 3-7 лет. ТЦ Сфера, 2021 г.
Халикова Э. А., Колебошина Н. В. Формирование опыта духовно-нравственного поведения детей 4-7 лет: программа, планирование, занятия и утренники православного календаря. Учитель, 2023 г.
Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома: 6-7 лет
Шорыгина Т. А. Беседы с детьми, ТЦ Сфера