СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа воспитательной работы "Школа успеха" 2016-2020 год

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа воспитательной работы "Школа успеха" направлена на укрепление и развитие воспитательного потенциала общеобразовательного учреждения на основе внеклассной и внеурочной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Программа воспитательной работы "Школа успеха" 2016-2020 год»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Республики Крым

«Феодосийская санаторная школа-интернат»


Рассмотрено на заседании Утверждаю

Педагогического совета Директор ГБОУ РК

Протокол « Феодосийская санаторная школа-интернат»»

от «02» ноября2016 г. № 15 пр. от 03.11.216г. № 416



ПРОГРАММА

Воспитательной работы

«ШКОЛА УСПЕХА»

на 2016-2020 г




Вступление


Настоящая Программа развития воспитательной работы и системы внеурочной деятельности определяет перспективы развития воспитательной компоненты в Государственном бюджетном общеобразовательном учреждении Республики Крым «Феодосийская санаторная школа-интернат», включенного в ООП до 2020 года. Программа разработана на основании Закона «Об образовании в РФ», Федеральных государственных образовательных стандартов, Устава школы-интерната, Программы развития школы, включающую проекты и подпрограммы.

Программа отражает анализ тенденций развития воспитательной работы, системы внеурочной деятельности в школе, социализации личности, обобщение накопленного опыта, выделения конкурентных преимуществ воспитательного компонента в общеобразовательной школе и становится неотъемлемой частью составляющей общего социокультурного пространства Российской Федерации.

Программа направлена на укрепление и развитие воспитательного потенциала общеобразовательного учреждения на основе внеклассной и внеурочной деятельности:

                  • предполагает систематизацию и определенную ориентацию школьников на самостоятельную жизнь, на подготовку к взрослой, самостоятельной жизни, на становление ученика как личности;

                  • обеспечивает целостность всего процесса воспитания и социализации личности на период обучения школьников в учебном заведении;

                  • развивает системность, целенаправленность и регулярность в работе, что повышает уровень нравственного развития личности;

                  • обеспечивает высокое качество, разнообразие форм и методов, формирование мировоззрения школьников, повышение уровня их воспитанности;

                  • помогает педагогам искать собственные пути развития личности школьников.


Воспитательная компонента включена в основную образовательную программу школы до 2020 года.




Паспорт программы

Название

Программы

Программа воспитательной работы «Школа успеха»

Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Республики Крым «Феодосийская санаторная школа-интернат» на 2016-2020 гг.

Основания для разработки Программы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



 

Конституция Российской Федерации;

Конвенция о правах ребенка;

Гражданский кодекс Российской Федерации;

Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ Федеральный Закон « Об образовании в Российской Федерации»;

Закон РФ «О государственной поддержке молодёжных идетских общественных объединений» от 28.06.1995г. (в редакции федерального закона от 22.08.2004г. № 122-ФЗ);

Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24.07.1998г. № 124-ФЗ (ред. от 03.12.2011);

«Концепция духовно-нравственного развития личности гражданина России в сфере общего образования»;

Программа воспитания и социализации обучающихся ФГОС п.18.2.3.(Пр. МОНРФ №1897 от 17.12.2010г);

Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения (ФГОС);

Указ главы РК «Об утверждении Концепции патриотического и духовно-нравственного воспитания населения в РК» С. Аксёнова 18.12.2014г. №522-У;

Указы и распоряжения Правительства Российской Федерации и другие законодательные и нормативные акты Российской Федерации и Республики Крым, а также Устав Школы-интерната, локальные нормативные акты Школы-интерната.

Цель

Программы

Создание оптимальных условий для всемерного развития личности: скоординировать работу в укреплении ценностей, необходимых для позитивного развития личности, создать условия для успешного вливания учащихся во взрослую жизнь, объединив усилия, школы, социума и родителей в развитии сильной и здоровой личности, достойного гражданина, патриота Российской Федерации.

Задачи

Программы

-воспитать патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к правам, традициям, культуре других народов;

-воспитывать культуру здорового образа жизни, развивать и формировать стойкую мотивацию к здоровому образу жизни;

-формировать культуру мира и межличностных отношений;

-разносторонне и своевременно развивать творческие способности учащихся, формировать навыки самообразования, самореализации личности;

-формировать у учащихся активную жизненную и профессиональную позицию, обучать основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда;

-противодействовать негативным социальным процессам;

-воспитывать экологическое сознание, формирующее бережное отношение к природе;

-совершенствовать систему гражданско-патриотического воспитания, обеспечивающую развитие России как свободного, демократического государства, формирующую у воспитанников

-высокое патриотическое сознание, верность Отечеству, готовность к выполнению конституционных обязанностей.

Сроки и этапы реализации Программы

 

1 этап – подготовительный: 2016-2017 учебный год

Аналитико-диагностическая деятельность.

Поиск и коррекция инновационных технологий, форм, методов и спо­собов воспитания с учетом модели успеха

Изучение современных воспитательных технологий

Определение стратегии и тактики деятельности.

2 этап – практический: 2017-2018 учебные годы

Апробация и использование в воспитательном процессе ориентированных технологий успеха, приемов, методов воспитания школь­ников, социальной и психолого-педагогической поддержки личности ребенка в процессе развития и раскрытия его индивидуальных особенностей.

Осуществление опытно-педагогической деятельности по моделиро­ванию и построению воспитательных систем классов.

Моделирование системы ученического самоуправления

3 этап – обобщающий: 2019-2020 учебный год

Подведение итогов, анализ и рефлексия процесса и результатов воспитательной работы по данной программе за 5 лет,

Соотношение результатов реализации программы с поставленными целью и задачами.

Определение перспектив и путей дальнейшего развития школы.

Перечень направлений работы по Программе

Для достижения поставленной цели работа ведется по следующим направлениям:

  1. учебно-познавательному;

  2. гражданско-патриотическому;

  3. художественно-эстетическому;

  4. здоровьесберегающему;

  5. правовому;

  6. экологическому;

  7. развитие самоуправления;

  8. семейное воспитание;

  9. духовно-нравственное;

  10. социально-психологическое направление.


Источники финансирования

Источники финансирования Программы:

Бюджетные и внебюджетные средства.

Система контроля за исполнением Программы

Администрация Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Республики Крым «Феодосийская санаторная школа-интернат»

Основание и порядок корректировки Программы

Ежегодно уточняются: перечень мероприятий и целевые показатели, основные мероприятия, состав исполнителей.












СОДЕРЖАНИЕ ДОКУМЕНТА

Вступление 2-5


1. Пояснительная записка. 7-8

2. Цель и задачи программы воспитательной работы. 8-9

3.Содержание, виды деятельности, формы педагогической поддержки

и этапы организации воспитательной работы. 9-14

4. Основные направления и ценностные основы воспитательной работы

в условиях внедрения ФГОС. 14-20

4.1. Концепция воспитательной работы. 20-22

4.3. Содержание программы по возрастным категориям. 22-24

4.4. Развитие школьного самоуправления. 25-26

5. Планируемые результаты реализации воспитательной работы. 26-27

6. Система поощрения социальной успешности 27-28

и проявлений активной жизненной позиции обучающихся.

7. Мониторинг эффективности реализации программы. 28

8. Показатели результативности и эффективности воспитательной работы. 28

1.Пояснительная записка


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Феодосийская санаторная школа-интернат», именуемое в дальнейшем Школа-интернат:

Создано в 1962 году. В 1993 г. была реорганизована в Феодосийскую республиканскую общеобразовательную санаторную школу-интернат I-II ступеней для детей с хроническими и неспецифическими заболеваниями органов пищеварения. В 2005г. – Республиканское учебное заведение «Феодосийская общеобразовательная санаторная школа-интернат I-III ступеней Министерства образования и науки АРК». В 2015г. – Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Крым «Феодосийская санаторная школа-интернат».

Полное наименование Школы-интерната: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Крым «Феодосийская санаторная школа-интернат».

Сокращенное наименование Школы-интерната: ГБОУ РК «Феодосийская санаторная школа-интернат».

Местонахождение Школы-интерната: Республика Крым, г.Феодосия, Симферопольское шоссе, 27.

Учредителем Школы-интерната  является Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым.

В своей деятельности Школа-интернат руководствуется:

  • Конституцией Российской Федерации;

  • Конвенцией о правах ребенка;

  • Гражданским кодексом Российской Федерации;

  • Законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Федеральный Закон об образовании в Российской Федерации»;

  • ФЗ № 120 от 07.02.2011 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

  • ФЗ от 17. 12. 2009 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;

  • Закон РФ «О государственной поддержке молодёжных и детских общественных объединений» от 28.06.1995г. (в редакции федерального закона от 22.08.2004г. № 122-ФЗ);

  • Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности правонарушений» от 24.06.1999г. №120-ФЗ (ред. От 03.12.2011 г.);

  • Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24.07.1998г. № 124-ФЗ (ред. от 03.12.2011);

  • «Концепция духовно-нравственного развития личности гражданина России в сфере общего образования»;

  • Указ главы РК «Об утверждении Концепции патриотического и духовно-нравственного воспитания населения в РК» С. Аксёнова 18.12.2014г. №522-У;

  • Указами и распоряжениями Правительства Российской Федерации и другими законодательными и нормативными актами Российской Федерации и Республики Крым, а также Уставом Школы-интерната, локальными нормативными актами Школы-интерната;

  • Программа воспитания и социализации обучающихся ФГОС п.18.2.3.

( Пр.МОНРФ №1897 от 17.12.2010г).


Школа-интернат предоставляет услуги по получению начального общего, основного общего, среднего общего образования для детей, требующих лечения болезней желудочно-кишечного тракта (ЖКТ). Специфика деятельности школы-интерната определяется тем, что образовательное учреждение предполагает круглосуточное пребывание детей в стенах школы, приоритет отдается медицинской реабилитации и оздоровлению учащихся.

Главной целью школы-интерната является восстановление и укрепление здоровья детей в единстве с общеобразовательной подготовкой, оказание квалифицированной медико-психолого-педагогической помощи, адаптация к жизни в обществе, социальная защита и разностороннее развитие детей, нуждающихся в длительном лечении.


Основные задачи школы-интерната:

  • создание благоприятных условий, способствующих умственному, эмоциональному и физическому развитию личности ребенка;

  • обеспечение социальной защиты и социальной адаптации обучающихся (воспитанников);

  • воспитание гражданственности, любви к Родине, уважительному отношению к духовному и культурному наследию, законопослушного поведения;

  • формирование общей культуры личности ребенка на основе усвоения обязательного минимума образовательных программ, обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства;

  • проведение реабилитационных оздоровительных мероприятий, обеспечение охраны и укрепления здоровья воспитанников;

  • охрана прав и интересов воспитанников.

  • личностная ориентированность и вариативность образования;

  • информатизация образования;

  • формирование творческой среды для развития индивидуальных способностей учащихся;

  • сохранение и укрепление здоровья учащихся, привитие навыков здорового образа жизни.

Управление школой-интернатом осуществляется учредителем, директором, в соответствии с законодательством Российской Федерации, собственным Уставом и строится на принципах единоначалия и самоуправления.

Формами самоуправления школы-интерната являются педагогический совет, медицинский совет, общее собрание коллектива, профсоюзный комитет.

Вопросы развития и совершенствования учебно-воспитательного процесса, повышения профессионального мастерства и творческого роста педагогических работников решает педагогический совет, орган коллегиального управления школы-интерната, носящий производственно-деловой и научно-педагогический характер.



  1. Цели и задачи воспитательной работы


Цель программы воспитательной работы:

Создание оптимальных условий для всемерного развития личности: скоординировать работу в укреплении ценностей, необходимых для позитивного развития личности, создать условия для успешного вливания обучающихся во взрослую жизнь,

объединив усилия, школы, социума и родителей в развитии сильной и здоровой личности, достойного гражданина, патриота Российской Федерации.





Задачи:

  • воспитать патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к правам, традициям, культуре других народов;

  • воспитывать культуру здорового образа жизни, развивать и формировать стойкую мотивацию к здоровому образу жизни;

  • формировать культуру мира и межличностных отношений;

  • разносторонне и своевременно развивать творческие способности учащихся, формировать навыки самообразования, самореализации личности;

  • формировать у учащихся активную жизненную и профессиональную позицию, обучать основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда;

  • противодействовать негативным социальным процессам;

  • воспитывать экологическое сознание, формирующее бережное отношение к природе;

  • совершенствовать систему гражданско-патриотического воспитания, обеспечивающую развитие России как свободного, демократического государства, формирующую у воспитанников

  • высокое патриотическое сознание, верность Отечеству, готовность к выполнению конституционных обязанностей.

В условиях внедрения ФГОС программа воспитательной работы построена в соответствии с «Примерной программы воспитания и социализации обучающихся начального общего образовании», «Примерной программы духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования», «Примерной программы воспитания и социализации обучающихся».




3.Содержание, виды деятельности, формы педагогической поддержки и этапы организации воспитания.


В школе-интернате педагогическая поддержка воспитания и социализации обучающихся осуществляется в процессе обучения, создания дополнительных пространств самореализации обучающихся с учетом урочной и внеурочной деятельности по направлениям социального воспитания педагогического обеспечения социальной деятельности и формирования социальной среды школы-интерната.

К наиболее результативным по воспитательному эффекту можно отнести следующие формы педагогической поддержки в рамках внеурочной и внешкольной работы:

Мероприятия - это события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые педагогами или кем-либо для воспитанников с целью непосредственного воспитательного воздействия на них. Характерные признаки: созерцательно-исполнительская позиция учащихся и организаторская роль взрослых или старших воспитанников. Виды форм: беседы, лекции, диспуты, дискуссии, экскурсии, культпоходы, прогулки, обучающие занятия и т.п.

Дела - это общая работа, важные события, осуществляемые и организуемые членами коллектива на пользу и радость кому-либо, в том числе и самим себе. Характерные признаки: деятельно-созидательная позиция учащихся; их участие в организаторской деятельности; общественно значимая направленность содержания; самодеятельный характер и опосредованное педагогическое руководство. Виды форм: трудовые десанты и операции, рейды, ярмарки, фестивали, самодеятельные концерты и спектакли, агитбригады, вечера, а также другие формы коллективных творческих дел.

По характеру реализации форм-дел различают три их подтипа:

  • дела, в которых организаторскую функцию выполняет какой-либо орган или даже кто-то персонально;

  • творческие дела, отличающиеся, прежде всего организаторским творчеством какой-либо части коллектива, которая задумывает, планирует и организует их подготовку и проведение;

  • коллективные творческие дела (КТД), в организации которых и творческом поиске лучших решений и способов деятельности принимают участие все члены коллектива.

Среди всех форм воспитательной работы КТД обладают объективными наибольшими воспитательными возможностями, так как они:

  • предоставляют возможность каждому ученику внести свой личный вклад в общую работу, проявить свои личностные качества;

  • обеспечивают активную реализацию и обогащение личного и коллективного опыта;

  • способствуют укреплению коллектива, его структуры, содействуют разнообразию и мобильности внутри коллективных связей и отношений;

  • эмоционально привлекательны для ребят, позволяют опираться на значимые для них содержание и способы организации деятельности в самых разных ситуациях воспитательного процесса.

Игры - это воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения, обучения. Характерные признаки: не несут в себе выраженной общественно полезной направленности, но полезны для развития и воспитания их участников; имеет место опосредованное педагогическое воздействие, скрытое игровыми целями. Виды форм: деловые игры, сюжетно-ролевые, игры на местности, спортивные игры, познавательные и др.

По времени подготовки и проведения:

  • экспромт;

  • относительно длительная предварительная подготовка.

По способу организации:

  • организуемые одним человеком;

  • организуемые группой участников;

  • организуемые коллективно.

По характеру включения в деятельность:

  • обязательное участие;

  • добровольное участие.

По взаимодействию коллектива с другими коллективами и людьми:

  • «открытые» (для других, совместно с другими);

  • «закрытые» (для своего коллектива).

По методам воспитания:

  • словесные (конференции);

  • практические (походы);

  • наглядные (выставки)

По направлению воспитательной работы или видам деятельности:

  • организация познавательно-развивающей деятельности;

  • нравственное воспитание;

  • эстетическое воспитание;

  • физическое воспитание;

  • воспитание в процессе обучения;

  • внеурочная деятельность;


Формы организации воспитательной деятельности - это варианты организации конкретного воспитательного процесса, в котором объединены и сочетаются цель, задачи, принципы, закономерности, методы и приемы воспитания
а) внутриклассная,
б) межклассная;
в) внеклассная;
г) участие в работе творческих объединений;
д) внешкольная;
е) массовая, общешкольная;
ж) работа с семьей и общественностью.


Эти формы осуществляются в виде различного рода творческих дел, воспитательных мероприятий, предметных месячников, в ходе которых проходят конкурсы, олимпиады, викторины, КВНы. Прежде всего, это система школьных традиций. Традиции формируют дух школы, определяют ее лицо, являются объединяющим началом для детей и педагогов и включают:


  • праздники;

  • конкурсные программы;

  • интеллектуально-познавательные программы;

  • концертные программы;

  • танцевальные программы;

  • марафоны;

  • выставки;

  • отчетные концерты;



  • ДО по интересам;

  • акции;

  • интеллектуальные программы;

  • конференции;

  • мастер – классы;

  • индивидуальные беседы;

  • театрализованные представления;

  • дискотеки;

  • ярмарки.

  • экологические акции

Во время обучения в школе у воспитанников происходит не только физическое созревание, но и интенсивное формирование личности, рост интеллектуальных и моральных качеств и возможностей становления характера. В этот возрастной период происходит активизация познавательной деятельности. А это предполагает включение учащегося в многообразные виды деятельности:

  • интеллектуально-познавательную,

  • ценностно-ориентировочную, трудовую,

  • общественно-полезную, игровую,

  • неформальную деятельность свободного общения.

Выбор форм воспитательной работы определяется на основе научных принципов в зависимости от следующих факторов:

  • цель воспитания.

  • содержание и направленности воспитательных задач.

  • возраст учащихся.

  • уровень их воспитанности и личного социального опыта.

  • особенности детского коллектива и его традиций.

  • особенности и традиции региона.

  • технические и материальные возможности школы.

  • уровень профессионализма учителя.

Выделяют три основных типа форм воспитания: мероприятия, дела, игры. Они различаются по следующим признакам:

  • по целевой направленности;

  • по позиции участников воспитательного процесса;

  • по объективным воспитательным возможностям.

Таким образом, различные вариации форм воспитательной работы позволяют полнее использовать их потенциал и целенаправленно выбирать соответствующие варианты форм, учитывая их достоинства и недостатки.


Для изучения эффективности воспитательной системы используются такие методики:

Уровни обучения и классы

Методики

Начальная школа 1 - 4 класс

  • Психолого–педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения (Н. Семаго, М. Семаго)

  • Методика «Беседа о школе» (модифицированный вариант) (Т.А. Нежнова, Д.Б. Эльконин, А.Л. Венгера). Цветопись эмоциональной атмосферы коллектива А.Н. Лутошкина.

  • Уровень воспитанности учащихся (методика Н.П. Капустина) (1 – 4 классы).

  • Методика исследования удовлетворенности учащихся школьной жизнью (Научно-методический журнал «Заместителя директора школы по воспитательной работе. Управление воспитательным процессом в школе». № 4/ 2007).

  • Социометрический тест Дж. Морено

Основная школа 5 – 9 класс

  • Анкетирование вредных привычек ноябрь, апрель

  • Схема изучения социально-психологической адаптации ребенка в школе по Э. М. Александровской (экспертная оценка учителя).

  • Методика изучения мотивации учебной деятельности (автор Н.Ф. Тылызина).

  • Экспресс – методика выявления тревожности у пятиклассников в период адаптации (автор О. Хмельницкая, модифицированная анкета на основе следующих методик: «Шкала самооценки» Спилберга, «Личностная шкала проявлений тревоги» Тейлор, «Шкала депрессии» НИИ им. Бехтерева».

  • Цветопись эмоциональной атмосферы коллектива А.Н. Лутошкина.

  • Опросник тревожности Филлипса

  • Анкета удовлетворенности работой классного руководителя.

  • социометрический тест Дж. Морено

  • Дифференцированно – диагностический опросник профессиональной направленности (Е.А. Климова).

  • Диагностическая программа изучения уровня воспитанности М.И.Шиловой.

Средняя школа 10 – 11 класс

  • Дифференцированно – диагностический опросник профессиональной направленности (Е.А. Климова).

  • Диагностическая программа изучения уровня воспитанности М.И.Шиловой.

  • Методика диагностики уровня тревожности (автор Р. Кондаш, модификация А. Прихожан).

  • Экспресс-методика исследования доминирующих мотивов учения (методика М. В. Матюхиной)

  • Опросник «Чувства к школе».

  • Цветопись эмоциональной атмосферы коллектива А.Н. Лутошкина.

Педагоги

  • Схема изучения социально-психологической адаптации ребенка к школе.

  • Уровень воспитанности учащихся (методика Н.П. Капустина) (1 – 4 классы).

  • Схема изучения социально – психологической адаптации ребенка к школе по методике «Экспертная оценка адаптированности ребенка к школе» (В.И. Чирков, О.Л, Соколова, О.В. Сорокина).

  • Уровень воспитанности учащихся (методика Капустина) (5 – 11 класс).

  • Исследование тревожности (Ч.Д.Спилбергер, адаптация Ю.Л.Ханин).

  • Тест Томаса (конфликтное поведение).

Родители

  • тест – опросник родительского отношения (Авторы А. Варга, В Столин).

  • Анкета удовлетворенности работой классного руководителя.

  • Схема изучения социально-психологической адаптации ребенка к школе.

  • Методика изучения удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения (Научно-методический журнал «Заместителя директора школы по воспитательной работе. Управление воспитательным процессом в школе». № 4/ 2007).

  • Уровень воспитанности учащихся (методика Капустина) (5 – 11 класс).



Сущность педагогической технологии выявляется через систему необходимых и достаточных элементов, связанных между собой и имеющих внутреннюю логику:



  • Личностно – ориентированный подход в организации воспитательного процесса: изначальная устремленность педагогического коллектива на созидание растущей личности, ее непрерывный рост.

  • Индивидуализация растущей личности в процессе ее социализации: предоставление ребенку права выбора форм и направлений своей деятельности, своего досуга.

  • Создание благоприятных условий:

  • для удовлетворения многообразных культурно – образовательных потребностей детей;

  • психического и физического оздоровления детей;

  • для удовлетворения дефицита общения детей, педагогов, родителей;

  • для самовыражения, самоутверждения и самореализации каждого ребенка.

  • создание ситуации успеха;

  • педагогическая реакция на поступок;

  • этика педагога.


4.Основные направления и ценностные основы воспитания в условиях реализации ФГОС

Духовно-нравственное развитие и воспитание в школе-интернате осуществляется по нескольким направлениям, каждое из которых, будучи тесно связанным с другими, раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития личности гражданина России и основана на определенной системе базовых национальных ценностей, усвоение обучающимися которых оно должно обеспечивать.

В программу воспитательной работы включена воспитательная компонента ФГОС НОО и ФГОС ООО.

Основные направления и ценностные ориентиры заложены в программах воспитательной работы на каждой ступени обучения.


Программа воспитательной работы с учащимися начальной школы (1-4е классы)

(1-4е классы)

(1 – 4-е классы)


Модель выпускника начальной школы

Главными задачами воспитательной деятельности выступают:

  • знакомство с правилами нравственного поведения

  • формирование знаний о природе, культуры общения младших учащихся с товарищами, родителями, учителями, взрослыми;

  • ознакомление с социальными нормами поведения во всех сферах жизни человека: в быту, на улице, в транспорте, на лоне природы, в магазине, в доме культуры, в кино, в театре;

  • развитие способности соотносить культурные социальные нормы с собственным поведением во всех видах деятельности: общении, учебной, трудовой, художественной, спортивной, духовной, общественной;

  • развитие интереса к народному творчеству и его традициям;

  • усвоение понятий «красивое», «уродливое», «безобразное», «природа», «гигиена», «атмосфера», «добро», «зло», «справедливость», «честность», «ответственность», «отзывчивость», «вежливость», «исполнительность», «трусость», «смелость»


Ведущими качествами личности ученика в данной ступени выступают:

  • любовь к родине, к отчему краю, дому, где вырос;

  • способность к сотрудничеству;

  • милосердие к больным, престарелым, животным;

  • трудолюбие;

  • самостоятельность, честность;

  • бережливость, умение беречь народное добро, школьное имущество;

  • организованность;

  • готовность охранять и защищать природу.


Основными направлениями воспитательной деятельности являются:

  1. Формирование ценностного отношения к природе как общему дому человечества.

Классные часы: «Какие животные и растения есть у меня дома», «Человек в лесу», «Если бы дерево умело говорить», «Какое я вырастил дерево, цветок», «Человек и море», «Бесконечное многообразие флоры и фауны», « Я и окружающий меня мир», «Земля – наш общий дом», «Звезды на небе – свет далеких миров», «Умение видеть и слышать природу», «Удивительное о цветах», «Я – житель планеты Земля».

Коллективные творческие дела: конкурсы рисунков « Сохраним природу родного края», «Край любимый, сердцу близкий», «Я и окружающий меня мир», «Цветов красою сердце отогреем», «Любимый уголок родной природы»; конкурсы стихов о природе; озеленение класса; составление календаря погоды; викторина «Дом, в котором я живу»; экскурсии на природу, путешествие «По страницам красной книги»; конкурсы рисунков «Береги природу – наш дом», экологическая неделя «Сохраним лес живым», КТД – «Осень», «Зима», «Весна».

Проектная деятельность «Береги планету», «Символы России», «Ветеран живет рядом»

  1. Приобщение к многонациональной культуре:

Классные часы: «Традиции моего края», «Какие праздники проводились в старину», экскурсии в музеи города, классные часы «Крым - ты Родина моя», «Декоративно-прикладное искусство народов Крыма, «Феодосия – богом данная».

Коллективные творческие дела: игра – путешествие «К истокам старины», игровая викторина «Знаешь ли ты свой край?», «Фестиваль народов Крыма в песнях, обрядах, народных промыслах», игра – путешествие «В мире сказок», фольклорные праздники «Осенняя ярмарка», «Масленица», «Зимняя планета детства», «Весна - красна», «Здравствуй, лето!», конкурс загадок, частушек, народных песен.

  1. Формирование культуры поведения.

Классные часы: «Что такое этикет?», «Кодекс поведения», «Кого мы называем добрым?», «Кого мы называем честным?», «Учусь быть вежливым», «Гражданином быть обязан», «Точность, обязательность, аккуратность», « Культурным быть модно», «Можно и нельзя в жизни», «Настойчивость и упрямство», «Хочу, не хочу, надо…»

Уроки доброты и вежливости: «Я отвечаю за свои поступки», «Доброе слово и кошке приятно», «Что я делаю доброго для людей?»; праздники «Делай добро другим, сам станешь добрее», «Давайте говорить друг другу комплименты»; ролевые игры «уроки этикета», проигрывание жизненных ситуаций.

  1. Знакомство с культурой семейных отношений.

Классные часы: «Моя семья», «Тепло отчего дома», «Мои семейные обязанности», «Ласковые слова маме», «Праздник в семье, как к нему подготовиться», «Как поднять настроение маме», « Семейные традиции»

Ролевые игры: «Как приготовить подарок маме, папе, сестренке, братику, бабушке, дедушке», «Мир семейных увлечений», «Что в имени твоем?», «Семья и книга», «Семейные праздники и традиции», «Давай поговорим о нас с тобой». Конкурсы сочинений «Что в моей семье рассказывают о войне? « Моя мама», « Моя семья», « Мой дом- моя семья»

Праздники: «Папа, мама, я – спортивная семья», «Папа, мама, я – читающая семья», «Мы за чаем не скучаем», «Когда ты рядом, жизнь светлей».

Коллективные творческие дела: «Семейные традиции», «Славьте руки матерей», «Моя родословная», «История глазами моих родственников», «Национальные традиции в моей семье».

  1. Организация здорового образа жизни.

Классные часы: «Как вести себя дома одному», «Мое любимое занятие», «На улице и в комнате о том, ребята помните!», «Курить – здоровью вредить», «путешествие к Мойдодыру», «Приглашение к зеркалу», «Кто опрятен, тот приятен», «Маленькое дело лучше большого безделья».


  1. Воспитание умения видеть прекрасное и безобразное в жизни людей.

Классные часы: «В человеке должно всё быть прекрасно …», «Лицо человека», «Душа человека», «Как стать красивым и обаятельным», «Как помочь товарищу, если он попал в беду», «Как опрятно и красиво одеваться», «Что такое красивый поступок».

Коллективные творческие дела: конкурс «Самый здоровый класс», «Самый здоровый ученик».

  1. Формирование культуры отношений между полами.

Классные часы: «Уступи девочке место», «Говори с мальчиком уважительно», «Благодари его за помощь».

Неделя вежливости: «Говорим друг другу комплименты».

Конкурсные программы: «Мальчишки – девчонки…», «Мой класс – мои друзья», «О дружбе мальчиков и девочек», «Чего в другом не любишь, того и сам не делай».

Уроки этикета, Игра-путешествие по городу Вежливости.

  1. Формирование культуры труда.

Классные часы: «На свете множество профессий», «Как научить себя трудиться», «Помоги маме по дому», «Самообслуживание в классе и дома», «В труде человек хорошеет», операции «Чистый класс», «Чистый двор», «Украсим класс цветами», «Живи, книга!».


Программа воспитательной работы

с учащимися основной школы (5 – 6-е классы)



Модель учащегося основной школы


Ведущими воспитательными задачами на этом этапе являются:


  • формирование нравственного и гражданского самосознания;

  • ответственность как черта личности;

  • обучение культуре поведения на основе управления собой.


Главными качествами личности ученика выступают:

  • ответственность;

  • объективная самооценка;

  • дисциплина, умение подчиняться и руководить;

  • нравственная позиция по отношению к другому полу, возрасту и уровню способностей, одаренности.


Основными направлениями воспитательной деятельности являются:

  1. Формирование представлений о человеке как субъекте жизни и наивысшей ценности на Земле.

Классные часы: «Что такое духовное богатство человека», «Гигиена как условие сохранения здоровья и жизни», «Мир человеческих чувств», «Внутренняя и внешняя культура человека», «Правовые нормы жизни», «Познание как содержание жизни и развития человека», «Достоинства и недостатки человека», «Красота человеческой души», «Совесть – состояние души человека», «Неповторимость и уникальность каждого человека» и т.д.

Анкетирование: «Я и мой класс», «Готовность к саморазвитию», «Психологическая совместимость», «Расскажи мне обо мне» и др.


  1. Воспитание гражданственности и национального самосознания.

Классные часы: «Герои Великой Отечественной войны – наши земляки», , «Орден в твоем доме», «Ветеран живет рядом»

Праздники, уроки мужества: «И помнит мир спасенный», «Пусть болью сердце отзовется», «Ради жизни на земле», «Страницы истории на карте нашей Родины», « Сыны Отчизны»

Проектная деятельность «История родного края», «Их именами названы улицы города », «праздники народов России», «Хлеб всему голова».

  1. Познай самого себя.

Классные часы: «По каким критериям судить о воспитанности человека?», «Дружелюбие, трудолюбие, честь и достоинство», «Как работать над собой?», «Ответственность – мера добра и зла», «Культура поведения в семье и обществе», «Красота ложная и настоящая».

Психологические игры и практические занятия: «Как вести личный дневник», сочинение-размышление «Кого можно считать другом?», дискуссия «Мой первый друг, мой друг бесценный».

  1. Формирование образа жизни достойного человека.

Классные часы: «Достойный человек, какой он?», «Культурный человек», «Популярный человек», «Жизнь замечательных людей», «Сопереживание, сочувствие, сострадание, соучастие, содействие – нужны ли нам сегодня?», «Подросток и закон», «От проступка до преступления всего лишь один шаг», «Будь приятен окружающим людям».

Коллективные творческие дела: акции «День пожилого человека», «Неделя вежливости», «Сердце на ладони» и др.

Программа воспитательной работы

с учащимися основной школы (7 – 9-е классы)






Ведущими воспитательными задачами являются:


  • формирование нравственного самосознания, ответственности и обучение культуре поведения на основе управления собой;

  • формирование общественного мнения по важнейшим проблемам жизни, общества и человеческих отношений;

  • развитие самосознания и культуры самовоспитания;

  • приобщение к ведущим духовным ценностям своего Отечества, воспитание гражданственности и национального самосознания;

  • формирование полового самосознания и нравственная подготовка к семейной жизни;

  • формирование экономического мышления;

  • обучение школьников способам саморегуляции во всех видах деятельности, формирование принципов Добра, Истины, Красоты как принципов собственной жизни.

Основными качествами личности выпускника выступают:


  • наличие объективной самооценки;

  • умение подчиняться и руководить;

  • высокое чувство ответственности и культуры;

  • умение строить собственную жизнь, изменяя обстоятельства и самого себя в сфере межличностных отношений;

  • умение вести достойный, здоровый образ жизни;

  • владение экономическими понятиями;

  • самодисциплина, высокая работоспособность;

  • сформированное уважение к социальной стороне жизни человека как гражданина.


Основными направлениями воспитательной деятельности являются:

  1. Общечеловеческие нравственные ценности.

Классные часы: «Черты русского характера» (стойкость, выносливость, широта души), «Человеческая драма» (брак по принуждению, потеря близких, миротворцы, подневольный труд, пьянство, наркомания, СПИД и др.), «Не делай другому того, чего не хочешь, чтобы сделали тебе», «Человеческая радость» (взаимная любовь, счастливое супружество, материнство и отцовство, труд по признанию, творчество, общение с природой), «Идеал мужчины и идеал женщины», «Люби ближнего своего, как самого себя»

  1. Жизненное самоопределение.

Классные часы: «Путь к себе. Кто я такой?», «Каким быть?», «С чего начинается взрослость?», «Мужской и женский характер», «Как готовить себя к семейной жизни?», «Первая любовь. Какая она?», «Как стать обаятельной девушкой?», «Как стать обаятельным юношей?», «Правила счастливого человека», «Женщина в доме»

Коллективные творческие дела: вечер-дискуссия «Каждый ли человек может состояться как личность?», «С любимыми не расставайтесь», «Хочу любовь провозгласить», «Все от женщины на свете», «Когда ты рядом жизнь светлей», конкурсы «Лучший по профессии»,

  1. Самореализация личности подростка.

Классные часы: «Человек и культура», «Человек в мире техники», «Человек и рыночная экономика», встреча с людьми разных профессий «Кем я хочу быть и кем я могу быть?», «Мои увлечения – шаг к будущей профессии», «Как я понимаю слово “лидер”?», «Кто я как человек?», «Мои возможности», «Не терять времени напрасно», «Путь к цели. Каков он?», «Учись управлять своим временем», «Учись учиться», «Уверенность в себе – зрелое самоуважение», «Оцени свои деловые качества», «Можешь ли ты начинать свое дело».

Проектная деятельность: «Школьная территория - тропинки к здоровью», «Эта вредная привычка – сквернословие», «Наша школа»

  1. Основы экономического воспитания.

Классные часы: «Как зарабатывают деньги?», «Мир рыночной экономики», ролевые игры «Интеллектуальный бизнес», «Экономическое лото»; викторины на лучшего знатока экономических знаний.


М

Программа воспитательной работы

с учащимися средней школы (10 – 11-е классы)


одель выпускника средней школы

Главной задачей воспитательной деятельности является стремление к тому, чтобы ее выпускники соответствовали параметрам модели личности. Модель личности рассматривается не только как идеальная цель воспитания, но и как содержание воспитания.

Ведущими качествами личности и знаниями выпускника 11-го класса являются:

  • Осмысленность личной жизни, целеустремленность:

    • сформированное представление о смысле жизни, идеале, счастье;

    • наличие жизненных планов;

    • желание создать крепкую, благополучную, счастливую семью;

    • понимание жизненной целеустремленности.

      • Мировоззрение:

        • знание современной научной картины мира;

        • понимание и принятие философии прав и свобод человека;

        • патриотизм (чувство гордости за Отчизну и желание ее процветания);

        • правовая и политическая культура;

        • жизненный социальный оптимизм;

        • способность сделать правильный нравственный, социальный, политический выбор.

          • Интеллектуальное развитие:

            • информационный кругозор;

            • потребность применять знания на практике;

            • умение обобщать, анализировать, делать выводы;

            • критичность (ничего не принимать на веру);

            • стремление к постоянному интеллектуальному саморазвитию;

            • умение ориентироваться в справочной, художественной, научной литературе;

              • Отношение к труду, деятельности, обязанностям:

                • добросовестность;

                • старательность;

                • настойчивость;

                • предприимчивость, самостоятельность;

                • творческий поход к работе;

                  • Личностные качества (черты характера):

  • сознательная дисциплинированность, обязательность;

  • внутренняя свобода, независимость;

  • стойкость, умение переносить трудности;

  • решительность, смелость, умение преодолевать неуверенность, страх;

  • порядочность;

  • честность, правдивость;

  • развитое чувство достоинства (самоуважение);

  • социально закаленный к негативным воздействиям окружающей среды;

                  • Отношение к окружающим:

  • гуманность, уважение прав, свобод и достоинства других людей;

  • бескорыстная забота о других;

  • интерес к людям, общительность;

  • доброжелательность, склонность к сотрудничеству, а не к конфликтам;

  • терпимость, уступчивость;

  • умение постоять за себя.

                  • Культура поведения:

  • умение жить вместе с другими;

  • умение контролировать себя;

  • сдержанность;

  • тактичность;

  • чувство меры в общении;

  • культура речи.

                  • Здоровый образ жизни:

  • отношение к своему здоровью как к важной личной и общественной ценности;

  • знание механизмов и способов поддержания здоровья;

  • стремление к физическому совершенствованию;

  • отсутствие вредных привычек;

  • знание и владение приемами и способами оздоровления своего организма.

                  • Семья. Брак. Любовь.

  • отношение к браку как важнейшему жизненному выбору;

  • уважительное отношение к женщине, девушке.

                  • Эстетическая культура:

  • наличие эстетического кругозора и эстетического вкуса;

  • умение отличать прекрасное и безобразное в природе, искусстве, жизни, труде,

  • наличие чувства эстетической меры;

                  • Отношение к природе:

  • готовность охранять и защищать природу;

бережное отношение к окружающей среде;

Перед современным педагогом стоит широкий спектр проблем. От него требуется владение информационными технологиями, умение эффективно сотрудничать с другими людьми, полноценно использовать личностные ресурсы, готовность осуществлять собственную образовательную траекторию, обеспечивая успешность и конкурентоспособность.

Сегодня востребован не просто воспитатель, а педагог – исследователь, педагог – психолог, педагог – технолог. В связи с этим, программа воспитательной работы «Школа успеха» ориентирована на следующую модель педагога/воспитателя:

  • прошедший соответствующую курсовую подготовку;

  • непрерывно профессионально развивающийся;

  • знающий основные документы, регламентированные ФГОС и ФКГОС;

  • умеющий планировать свою работу;

  • умеющий выстраивать субъект-субъектные отношения;

  • проектирующий и конструирующий образовательную среду;

  • эффективно сочетающий традиционные и инновационные образовательные и воспитательные технологии;

  • мотивированный на внедрение в практику деятельностных технологий;

  • активно принимающий участие в различных направлениях по введению и реализации ФГОС и ФКГОС.


4.1. Концепция воспитательной работы


Воспитательная работа ГБОУ РК «Феодосийская санаторная школа-интернат» направлена на решение проблемы: «Совершенствование содержания, форм и методов организации учебно-воспитательного процесса, направленного на развитие личности учащихся, выработку стойкой мотивации к здоровому образу жизни».

Воспитание — это целенаправленное управление процессом развития личности. В таком случае надо говорить о создании психолого-социально-педагогических условий, благоприятствующих развитию учащегося, самоопределению в социуме. Процесс воспитания реализуется в деятельности, которая осуществляется учащимся в начале с помощью взрослых, затем — самостоятельно. Именно в совместной деятельности педагогов, воспитателей и родителей происходит развитие, раскрытие внутренних возможностей учащихся. Поэтому важно объединить все усилия семьи, школы и общества для воспитания личности, которая соответствует современным требованиям социума.

Большую часть времени учащийся проводит в образовательном учреждении, поэтому школа посредством воспитания и обучения реализует заложенные психобиологические задатки, трансформирует их в социально значимые свойства

основе Программы воспитания и социализации обучающихся начальной и основной школы и организуемого в соответствии с ней нравственного уклада школьной жизни лежат три подхода:

-аксиологический

-системно-деятельностный

-развивающий

Аксиологический подход воспитания утверждает человека, как носителя базовых национальных ценностей. Он позволяет выстроить на прочных нравственных основах уклад жизни младшего школьника, дифференцировать социально-педагогическое пространство ученика основной школы.

Системно-деятельностный подход – принятие ребенком ценностей происходит через его собственную деятельность, педагогически организованное сотрудничество с учителями и воспитателями, родителями, сверстниками.

Развивающий подход определяет общую конструкцию программы воспитания и социализации обучающихся начальной и основной школы.

В качестве основных принципов воспитания, определяющих цели, стратегию содержания, пути и способы развития системы образования в школе-интернате, и, следовательно, системы воспитания, можно выделить следующие:

Принцип вариативности

(заменить)

С.121

Право на добровольный выбор участия в деятельности детских объединений и в мероприятиях, проводимых в секциях, кружках, объединениях

Принцип сотрудничества

Право ребенка выступать в качестве субъекта целепологания, т.е. право решать проблему « с двух сторон» - и взрослыми, и детьми

Принцип инновационный

Право на активный инновационный поиск ребенком варианта «своего» образования и педагога дополнительного образования

Принцип комфортности

Право развивать свои интересы и потребности в максимально комфортных для развития личности условиях

Принцип программности

Право, определяющее возможность получения детьми дополнительного образования в соответствии с самым широким спектром познавательных потребностей и интересов детей

Принцип самоуправления

Право на самоуправление школой

Принцип заинтересованности

Право на познание ребенком заинтересовавших его явлений в более увлекательной и интересной форме

Принцип адекватности

Право выбирать из предложенного максимального объема информации столько, сколько он может усвоить

Принцип коммуникативности


Право расширять круг делового и дружеского общения ребенка со сверстниками и взрослыми

Принцип адаптивности


Право на обеспечение механизмами и способами вхождения ребенка в сложную обстановку нестабильного общества


Педагогический замысел заключается в успешности ребёнка, в жизненном запасе хорошего и опирается на следующие концептуальные положения:

  • успешность учащихся – необходимое условие психологического благополучия школьников, основа их здоровья;

  • успешность школьников – включение в творческую деятельность;

  • успешность ребёнка – развитие духовно- нравственной личности;

  • успешность – общение детей друг с другом, с педагогами, родителями;

  • успешность – результат достижения в различных сферах деятельности;

  • успешность - растить патриотов, любящих свою малую родину;

  • успешность - чтоб у каждого ребёнка была полноценная семья

Соблюдение этих принципов в процессе образования, воспитания и развития школы позволит максимально эффективно воплотить в реальное воспитательное пространство идею «Школы Успеха», реализовать на практике сочетание:

«Успешный ученик – успешный учитель – успешная школа».


    1. Содержание программы воспитательной работы.

Планирование воспитательной деятельности в школе осуществляется в виде ключевых комплексных дел, школьных праздников. В общешкольных мероприятиях обязаны участвовать все классные коллективы. Каждый класс выбирает себе роль в общем деле, за какое мероприятие он ответственен. Кроме общешкольных, в классе планируются собственные классные дела.

Систему самоуправления воспитательной деятельностью в школе образуют следующие подсистемы:

  • ШМО классных руководителей;

  • ШМО воспитателей;

  • Творческие группы учителей по направлениям;

  • Ученический актив Школьной Демократической Республики «Планета - мы»;

  • Школьная библиотека.


Важнейшие управленческие решения по проблемам воспитания принимаются на заседаниях школьных педсоветов, совещаниях при директоре, педконсилиумах, заседаниях попечительского совета школы, родительских собраниях школы, классов, ШМО классных руководителей и воспитателей. Полный анализ состояния воспитательной работы проводится на итоговом августовском педсовете.


Условия успешной реализации воспитательной программы


1). Нормативно-правовое:



  • формирование пакета утверждённых нормативных документов, обеспечивающих создание социума;

  • разработка и утверждение документов, регламентирующих формы стимулирования и поощрения результативной деятельности учителей, школьного ученического самоуправления, родительского соуправления.



2) Программно-методическое:

  • разработка рекомендаций по организации воспитательной работы;

  • разработка индивидуальных образовательных маршрутов, соответствующих способностям и желаниям каждого ребёнка.

        • разработка программ, проектов и их апробация;

        • разработка методических материалов по проведению тех или иных программ;

        • разработка образцов текущей документации и их оформление;

        • подготовка практикумов для педагогов по новым формам работы;

        • разработка положений о проведении конкурсов и т.д ;

        • разработка входящей, текущей и итоговой диагностики.



    1. Информационное:

  • информирование коллектива учителей, родителей, учащихся и общественности об инновационных преобразованиях в школе на родительских собраниях, встречах с представителями общественности через официальный сайт.



4) Мотивационное:

  • разработка стимулирования результативной деятельности учителей (через формы материального и морального поощрения);

  • усиление мотивационной работы среди учителей, родителей и обучающихся с целью внедрения инновационных преобразований в школе.



5) Кадровое: заместитель директора по УР, заместитель директора по ВР, классные руководители, воспитатели, учителя – предметники, родители, органы самоуправления.

  • Заместитель директора по воспитательной работе – разрабатывает план воспитательной работы, отвечает за реализацию программы воспитательной работы, обеспечивает разработку и организацию мероприятий по успешности учащихся.

  • Классные руководители - планируют воспитательную работу с учётом интересов и способностей класса, вовлекают учащихся в различные виды деятельности, предусмотренные программой, оказывают поддержку учащимся в самоопределении по отношению к участию в программе, отслеживают результаты учащихся.

  • Учителя – предметники – строят работу, которая будет интересна детям, оказывают индивидуальную педагогическую помощь при возникновении межличностных конфликтов со сверстниками и педагогами, учат с ориентацией на успех.

  • Родители - оказывают помощь в вопросах семейной педагогики, активно участвуют в жизни школы.

  • Органы самоуправления – влияют на организацию и реализацию воспитательного процесса, выдвигают различные идеи, совместно ищут решения проблем.

  • В течение учебного года для классных руководителей и с их участием проводятся методические семинары, которые охватывают темы педагогического и психологического взаимодействия с детьми, развития творческих способностей детей, вариативные модели содержания воспитания, инновационные формы работы и т.д. Педагоги посещают школьные и районные семинары, на которых рассматриваются вопросы специфики организации работы с классом, проводятся практические занятия, тренинги и т.д.



  1. Материально-техническое:

  • Проведение ремонта кабинета музыки

  • Наполнение костюмерной комнаты

  • Приобретение спортивного оборудования

  • Приобретение оборудования для проведения школьных мероприятий

  • Оборудование игровых комнат

  • обеспечение ноутбуками и мультимедийными проекторами всех учебных кабинетов;

  • организация пополнения фонда библиотеки учебниками, методической и художественной литературой


Управление воспитательным процессом

Цель и задачи деятельности педагогического коллектива школы-интерната определены в Уставе, в программе развития школы-интерната. Цели воспитательной деятельности со своими детьми классный руководитель ставит исходя из характеристики класса, специфики межличностных отношений, структуры классного коллектива. Воспитателю следует помнить, что непосредственным результатом воспитательного мероприятия является не мифическое «повышение уровня воспитанности» класса, а реальное изменение отношений в коллективе.

Целью управленческой системы школы является совершенствование процесса принятия решений на всех уровнях управления школой.

Управление процессом воспитания строится по следующим направлениям:

  1. Совместная работа с методическим советом школы-интерната.

  2. Административная работа:

    • знакомство с опытом воспитательной работы школ города, Республики Крым;

    • обмен опытом;

    • школьное методическое объединение классных руководителей, воспитателей;

    • повышение квалификации классных руководителей, воспитателей – учёба, семинары.

  3. Сбор информации:

  • педагогическое наблюдение;

  • анкетирование, диагностика, мониторинг;

  • анализ собранной информации.

  1. Планирование:

  • разработка планов и программ, направленных на развитие учащихся, повышение их уровня воспитанности;

  • подбор форм и методов в соответствии с собранной и отработанной информацией.

  1. Контроль и коррекция: анализ и оценка планов и программ воспитательной (педагогические советы, МО классных руководителей, совещание при директоре, заместителе директора по ВР).

Методическая работа в рамках воспитательной работы школы строится в нескольких направлениях:

  • методическая работа классных руководителей;

  • методическая работа воспитателей;

  • методическая работа руководителей кружков, внеурочной деятельности и педагога-организатора;

  • методическая работа социально-психологической службы.


  1. Развитие школьного самоуправления.

Современное общество требует, чтобы молодые люди имели активную жизненную позицию, умели её отстаивать, а если необходимо, приходить к компромиссам; были творчески активными, инициативными, самостоятельными. Именно поэтому развитие самоуправления является актуальной социально-педагогической задачей.

Развитие самоуправления в школе.

Развитие самоуправления в школе непрерывно связано с формированием в ней отношений сотрудничества педагогов, учащихся и родителей с проявлением к воспитанникам уважения, доверия, с проявлением о них повседневной заботы. Оно предполагает единый подход педагогов и руководителей школы к организации деятельности школы, к проблемам её демократизации, гуманизации. На формирование такого научно-обоснованного подхода должна быть направлена методическая и исследовательская работа педагогов.

Активными помощниками в работе классных руководителей и воспитателей является созданный в нашей школе Орган ученического самоуправления Школьная Демократическая Республика «Планета – Мы».

Первый уровень ученического самоуправления

(самоуправление в классе)

 




























Второй уровень ученического самоуправления

(самоуправление в школе)



















Третий уровень самоуправления















  1. Планируемые результаты реализации программы:

 Реализация программы даст возможность учащимся:
- осознать основы гражданской идентичности своей этнической и национальной принадлежности;

- знать основные моральные и социальные нормы и ориентацию на их выполнение;

- воспитать в себе толерантность, этические чувства, коммуникативные и организаторские способности, способности к сотрудничеству и диалогу, навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире, самостоятельность и личную ответственность за свои поступки;

- ориентироваться на безопасный, здоровый образ жизни, иметь мотивацию к труду, работе на результат;

- развивать в себе чувство прекрасного, наличие эстетического сознания, экологическую культуру;

- сформировать предпосылки для профессионального самоопределения, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию;

-  узнать ближе историю родного города, героическое прошлое нашей страны;
- обеспечить занятость обучающихся  полезными и значимыми для общества, коллектива и личности делами, которая отвлечет учащихся от неблаговидных занятий;
- совместные мероприятия сплотят учащихся, расширят круг знакомств, привьют чувство товарищества и взаимовыручки;
- оформить портфолио учащегося, альбомы, стенды по итогам мероприятий и экскурсий, в которых обучающиеся расскажут о деятельности классного коллектива, что приведет к большей заинтересованности к различным формам работы для реализации задач программы по направлениям.   


Реализация программы «Школа Успеха» позволит получить модель выпускника:

- гражданина-патриота, образованного человека, личность гуманную, культурную, ведущую здоровый образ жизни, способную к саморазвитию и самореализации.


  1. Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся

С целью создания в школе-интернате благоприятного климата, атмосферы успеха приняты меры поощрения, которые стимулируют усилия обучающихся в их деятельности.

Применения мер поощрения, установленных в школе-интернате основана на следующих принципах:

-единства требований и равенство условий применения поощрений для всех обучающихся;

-гласности;

-поощрения исключительно за личные заслуги и достижения;

Учащиеся поощряются:

-за успехи в учебе, спорте, труде и в общественной жизни;

-победу в олимпиаде, воспитательных и учебных конкурсах

-большую общественную работу

-постоянное добровольное участие в общественно-полезном труде

В школе определены следующие виды поощрений:

-объявление благодарности;

-награждение «почетной грамотой школы-интерната»;

-похвальной грамотой за особые успехи в изучении отдельных предметов;

-похвальным листом за отличные успехи в обучении;

-направление благодарственного письма родителям;

Меры поощрений доводятся до сведения классных коллективов, объявляются на линейках, на классных и общешкольных родительских собраниях. Все поощрения фиксируются в портфолио учащегося.


  1. Мониторинг эффективности реализации программы воспитании и социализации обучающихся


Мониторинг представляет собой систему диагностических исследований, направленных на комплексную оценку результатов эффективности реализации образовательным учреждением программы воспитания и социализации «Школа успеха».

В качестве основных показателей и объектов исследования эффективности реализации программы воспитания и социализации в школе-интернате выступают:

1.Особенности развития личностной, социальной, экологической, трудовой и здоровьесберегающей культуры обучающихся;

2. Социально-педагогическая среда, общая психологическая атмосфера и нравственный уклад школьной жизни в образовательном учреждении;

3. Особенности детско-родительских отношений и степень включенности родителей ( законных представителей) в образовательный и воспитательный процесс.


8.1.Показатели результативности и эффективности воспитательной работы

        • совершенствование воспитательной системы школы;

        • разработка и апробирование новых форм, методик организации разноплановой досуговой деятельности;

        • совершенствование системы школьного самоуправления;

        • расширение спектра предлагаемых кружков и секций;

        • обновление программно-методического обеспечения воспитательного процесса учреждения;

        • уровень индивидуальных достижений обучающихся;

        • получение школьником опыта самостоятельного общественного действия;

        • уровень сформированности экологической и здоровьесберегающей культуры;

        • характер особенности социальной, психолого-педагогической и нравственной

атмосферы в школе;


29