СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа ВУД "Речь и культура общения" 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа ВУД "Речь и культура общения" 3 класс»

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

города Калининграда

средняя общеобразовательная школа № 50




Рассмотрена на педагогическом совете

Протокол № ____ от ____________


«Утверждаю»

__________ / В. И. Гулидова/

Директор МАОУ СОШ № 50

Приказ № ___ от __________








Рабочая программа

внеурочной деятельности


Речь и культура общения

для 3 класса


(общекультурное направление развития личности)











Разработчик:

Анисимова Н.С.

учитель начальных классов








2022 год



Оглавление

I

Пояснительная записка

стр. 3

II

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

стр.4

III

Содержание курса внеурочной деятельности

стр.6

IV

Тематическое планирование

стр. 8

V

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

стр. 9














































Раздел I. Пояснительная записка


Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Речь и культура общения» составлена в соответствии с Законом РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», требованиями ФГОС ООО/НОО, направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования МАОУ СОШ № 50. Реализуется в рамках плана внеурочной деятельности.

Программа разработана на основе ФГОС НОО, При­мерной программы начального общего образования и авторской программы авторов Л.Д. Мали, Т.Н. Соколовой, С.А. Климовой, Н.С. Песковой «Речь и культура общения» .

Программа внеурочной деятельности «Развитие речи » имеет общекультуртурную направленность развития личности .

Актуальность данной программы в том, что она направлена на решение задач воспитания и социализации школьников, их всестороннего развития, в контексте национального воспитательного идеала. Программа данного курса внеурочной деятельности отвечает требованиям ФГОС, социальному заказу родителей и пожеланиями детей на основе проведенного анкетирования.


Цель:

-способствовать более прочному и сознательному усвоению норм родного языка, содействовать развитию речи детей;


Задачи программы:

- обеспечение правильного усвоения детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций;

- создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся;

- формирование речевых интересов и потребностей младших школьников.



Программа реализуется в рамках системно-деятельностного подхода, который предполагает активную познавательную деятельность обучающихся.

Ожидаемые результаты обеспечиваются за счёт использования следующих образовательных технологий:

  • информационно-коммуникационные технологии

  • технология проектной деятельности

  • здоровьесберегающие технологии

  • игровые технологии


Курс внеурочной деятельности «Речь и культура общения» предназначен для детей 7-10 лет, учащихся 3 класса (класс-группа).

Режим занятий

На изучение курса «Речь и культура общения» отведено 136 часов.

В 3 классе 34 часа в год. Соответственно - 1 час в неделю.

Продолжительность одного занятия – 35 минут.

Виды внеурочной деятельности:

Игровая, познавательная, досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение). художественное творчество, социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность), туристско-краеведческая деятельность.

Формы и методы работы:

экскурсии, кружки, круглые столы, конференции, соревнования, постановка и решение проблемных вопросов, игровые моменты, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и т. д.



Раздел II. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

Реализация программы «Речь и культура общения» будет способствовать:

Личностные задачи/результаты

1. Формирование у обучающихся позитивного отношения к действительности.

2. Формирование у детей самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам.

3. Развитие жизненного оптимизма, целеустремленности и настойчивости в достижении целей.

4. Обучение ориентировке в мире нравственных, социальных и эстетических ценностей.

5. Формирование гражданской идентичности личности, осознание учеником себя гражданином российского общества, уважающим историю своей Родины.

6. Формирование привычки к рефлексии.

7. Совершенствование эмоциональной сферы (восприимчивости, чуткости).

8. Формирование готовности к сотрудничеству с другими людьми, дружелюбие, коллективизм.

9. Развитие мышления, внимания, памяти.

10. Развитие творческого отношения к действительности и творческих способностей.

Метапредметные задачи/результаты

1. Формирование мотивации к самосовершенствованию, в том числе, положительного отношения к обучению.

2. Приобщение детей к основам отечественной и мировой культуры, к духовному и нравственному опыту человечества.

3. Формирование уважения к ценностям иных культур, мировоззрений и цивилизаций.

4. Формирование целостного мировосприятия на основе взаимодействия литературного чтения с другими школьными предметами.

5. Развитие ценностно-смысловой сферы личности.

6. Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной литературой.

7. Формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке) как первого шага к самообразованию и самовоспитанию.

8. Обучение навыкам и умениям общеучебного характера, в том числе, ориентировке в книжном пространстве

9. Выработка коммуникативных умений, функционирующих при слушании, говорении, чтении, письме.

Предметные задачи/результаты

1. Формирование положительной мотивации к общению.

2. Создание условий для получения детьми эстетического удовольствия от общения

3. Развитие воссоздающего воображения.

4. Обучение адекватному восприятию информации.

5. Обогащение читательского опыта посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске, тематике, видо-жанровой специфике.

6. Совершенствование всех сторон навыка общения.

7. Формирование умения вступать в дистанционное общение с автором литературного произведения и осознавать отношение писателя к тому, о чем и о ком он написал.

8. Развитие способности к осознанию и словесному выражению своего отношения к окружающей действительности.

9. Обучение основам литературного анализа художественных произведений разной видожанровой принадлежности.

10. Изучение элементарных литературоведческих понятий, позволяющих ориентироваться в доступном круге чтения.

11. Развитие способности сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живописью, театром, кино, музыкой).

12. Развитие литературных способностей.


Формы учёта результативности программы « Развитие речи »:

-экскурсии , связанные с описанием, составлением плана к сочинениям;

- акция «Книжкина неделя»;

- деловые игры «Словари С.И.Ожегова и В.И. Даля»;

- соревнования «Многозначность слов»;

- творческие мастерские «Вежливость: знакомство. Выражение просьбы»

- участие в проекте «Загадки и пословицы»;

- научно-практическая конференция «Муравьишка»;

- научно-практическая конференция «Бианковские чтения»;

- театрализации к Новому году, Дню победы;

- КВН (итоги изучения курса «Речь и культура общения»);

- анкета по итогам года в Рабочей тетради.




















Раздел III. Содержание курса внеурочной деятельности


3 класс (34 часа)

Речь и ее значение в жизни. Техника речи.

Речь. Устная и письменная речь. Особенности устной речи: окраска голоса, громкость, темп.

Умение регулировать громкость речи, темп речи, пользоваться дыханием в процессе речи. Умение выразительно читать небольшой текст по образцу, данному учителем. Знание нескольких скороговорок.

Слово.

Слово. Лексическое значение слова. Толковый словарь. Однозначные и многозначные слова. Слова – «родственники».Слова – «родственники» и слова – «друзья» (синонимы)

Слова – «родственники» и слова, внешне сходные, но разные по значению (омонимы).

Слова, противоположные по смыслу (антонимы).

Умение выделить слова – «родственники» среди других слов, подобрать к данному слову слова – «родственники», установить общность их значения на основе элементарного словообразовательного анализа. Установить общность написания слов – «родственников».

Умение определить лексическое значение слова (в том числе на основе словообразовательного анализа). Умение определить лексическое значение многозначного слова по предметным картинкам, контексту.

Умение выделить синонимы, антонимы в тексте, подобрать синонимы, антонимы к данному слову.

Умение отличить слова – «родственники» от синонимов, омонимов и слов с частичным графическим или звуковым сходством.

Предложение и словосочетание.

Предложение. Простое предложение с точкой, вопросительным и восклицательным знаком. Умение членить небольшой текст на предложения, устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении. Умение редактировать простое предложение: исправлять порядок слов в предложении, заменять в нем неудачно подобранные слова. Распространять предложение. Умение составлять простое распространенное предложение по вопросу учителя, на тему, по картинке, по схеме, по аналогии с данным. Умение интонационно правильно читать (произносить предложение с точкой, вопросительным, восклицательным знаками).

Текст.

Понятие о тексте. Тема текста. Умение отличать текст от отдельных предложений, не объединенных общей темой. Вычленение опорных слов в тексте. Озаглавливание. Основная мысль в тексте. Выделение частей текста, составление плана. Типы текста. Коллективное составление текстов по заданной теме, сюжетным картинкам. По плану, по опорным словам. Творческое дополнение готового текста. Восстановление деформированного текста.

Культура общения.

Волшебные слова. Слова – выражения просьбы, благодарности, извинения. Слова – выражения приветствия, прощания.

Умение пользоваться словами – выражениями приветствия, прощания, извинения, благодарности в собственной речевой практике с учетом конкретной ситуации общения.









Раздел IV. Тематическое планирование курса внеурочной деятельности

4.1 Тематическое планирование занятий в 3 классе

№ занятия

Тема занятия

Дата по плану

Дата фактическая

1

Многозначные слова.



2

Омонимы, омоформы омофоны.



3

Фразеологизмы.



4

Сравнения.



5

Олицетворение.



6

Изобразительно-выразительные средства языка. Эпитеты.



7

Слова нейтральные и эмоционально окрашенные.



8

Откуда приходят слова.



9

Этимология.



10

Как тебя зовут?



11

Как тебя зовут?



12

Наши фамилии.



13

Топонимы.



14

Устаревшие слова.



15-16

Сочинение по картине В.М. Васнецова «Богатыри».



17

Проверочная работа.



18

Типы текстов.



19

Темы текстов. Опорные слова.



20

Связь предложений в тексте.



21

Цепная связь предложений в тексте.



22

Цепная связь предложений в тексте.



23

Параллельная связь предложений в тексте.



24-25

Сочинение по картине В.Е. Маковского «Свидание».



26

Единый временной план текста.



27

Единый временной план текста.



28

Единый временной план текста.



29

Стили речи.



30

Стили речи.



31

Культура общения.



32

Научный стиль.



33

Словари.



34

Проверь себя.







Перечень контрольных работ на 2019 – 2020 учебный год


работы

Учебная тема

Вид и форма контроля

Количество часов

1

Итоговый контроль

анкета по итогам года в Рабочей тетради.

1 час



















Раздел V. Описание материально-технического обеспечения

образовательного процесса


Книгопечатная продукция (рабочие тетради, пособия и т. д..)

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ:Т.Н.Соколова. Школа развития речи. Рабочие тетради для 3 класса: в 2ч,- М., Издательство РОСТ, 2012.

ПОСОБИЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ: 1. Т.Н.Соколова. Школа развития речи: Курс «Речь» : Методическое пособие.3 класс: в 2ч,- М., Издательство РОСТкнига, 2011. 2. Т.Н.Соколова. Школа развития речи: Курс « Речь»: Рабочие тетради для 3 класса: в 2ч,- М., Издательство РОСТ, 2012.


Печатные пособия (комплекты тематических таблиц, демонстрационный и раздаточный материал):

- изобразительные наглядные пособия (иллюстрации, рисунки, схемы, таблицы);

  • Экранно-звуковые пособия (видеофильмы, аудиозаписи)

- электронные приложения по русскому языку и литературному чтению.

- Технические средства обучения и др.

- оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор и др.)
















































11