СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа взаимодействия ДОУ, школы и семьи «Шаги навстречу»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа обеспечивает целевое и содержательное единство учебной деятельности на переходе ребёнка у ровня дошкольного образования на начальное общее образование на основе УМК "Школа России"

Просмотр содержимого документа
«Программа взаимодействия ДОУ, школы и семьи «Шаги навстречу»»

МОУ «Новоигирменская средняя общеобразовательная школа № 3»

Иркутская область, Нижнеилимский район, п. Новая Игирма, мкр. Химки д.27

индекс: 665684, тел./факс: (39566) 62-3-59, e-mail: [email protected]





Согласовано: Утверждено:

Педагогическим советом директор

Протокол № ______ МОУ «Новоигирменская СОШ № 3»

от «____» ____________2024г _______________________

Кроха Л.В.

Приказ № ……

. «____» ____________2024г.









Программа взаимодействия ДОУ, школы и семьи

«Шаги навстречу»





























Содержание


  1. Актуальность программы


  1. Пояснительная записка


  1. Цель преемственности, задачи программы.


  1. Принципы построения программы.


  1. Психолого-педагогические условия реализации непрерывного образования


  1. Формы осуществления преемственности: работа с детьми, взаимодействие педагогов, сотрудничество с родителями.


  1. Содержание программы


  1. План мероприятий


  1. Ожидаемые результаты.


  1. Используемая литература



































Паспорт

Наименование программы

Программа взаимодействия ДОУ, школы и семьи

«Шаги навстречу»

Практическая значимость

Создание комплекса условий, обеспечивающих сотрудничество ДОУ со школой на основе согласованности и перспективности компонентов методической системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения)

Разработчики программы

учителя начальных классов Тетерина Людмила Ивановна, Коростелева Марина Анатольевна, Белкова Наталья Владимировна.

Цель и задачи программы

Цель: обеспечить полноценное личностное развитие, физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к школе, направленное на перспективное формирование личности ребенка с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания.

Задачи:

1. Создать условия для реализации плавного, бес стрессового перехода выпускников от игровой к учебной деятельности.

2. Объединить усилия учителей начальной школы и воспитателей детского сада по созданию условий для успешного обучения в 1 классе.

3. Создать систему продуктивного взаимодействия воспитателей дошкольных учреждений и педагогов начальной школы, родителей воспитанников и обучающихся.

4. Способствовать поддержке и развитию творческой инициативы и способностей дошкольников к творческой деятельности.

5. Непрерывность дошкольного и начального общего образования предполагает решение

Основные направления реализации программы

  1. информационно – аналитическое обеспечение преемственности по данной проблеме;

  2. организационная работа по выполнению программы, в которой предусмотрена организационная работа с педагогическими кадрами и родителями;

  3. система контроля, регулирования и оценки, предполагающий разработку критериев оценки эффективности программы и контроль за её реализацией.

Условия
реализации

- Совершенствование форм организации и методов обучения как в дошкольном учреждении, так и в начальной школе;

- обогащение образовательного содержания в ДОУ и начальной школе;

- мониторинг деятельности педагогов по результатам преемственности;

- создание развивающей среды для развития творческих, интеллектуальных и личностных потенциалов ребенка;

- сохранение ведущих видов деятельности.

Планируемые результаты

- Обеспечение целевого и содержательного единства учебной деятельности на переходе ребенка с уровня дошкольного образования на начальное общее образование на основе УМК «Школа России»;

- обеспечение единого структурно-организационного подхода к реализации ООП ДО и ООП НОО;

- выработка единого психолого-педагогического методологического подхода к личностному развитию ребенка.

- обеспечение принципа организации инклюзивного образования.



















































  1. Актуальность программы.

Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. Этот вопрос сегодня ставят перед собой педагоги и психологи образовательной среды.

В течении многих лет наша начальная школа работает в тесном сотрудничестве с детскими садами нашего посёлка.

Преемственность между дошкольным и начальным звеньями образования рассматривается на современном этапе как одно из условий непрерывного образования ребенка.

 Преемственность − двухсторонний процессС одной стороны − дошкольная ступень, которая сохраняет самоценность дошкольного детства. С другой − школа как преемник подхватывает достижения ребёнка-дошкольника и развивает накопленный им потенциал.

Основания для преемственности:

1. Состояние здоровья и физическое развитие детей.

2. Уровень развития их познавательной активности, как необходимого компонента учебной деятельности.

3. Умственные и нравственные способности учащихся.

4. Сформированность их творческого воображения, как направления личностного и интеллектуального развития.

5. Развитие коммуникативных умений, т.е. умения общаться со взрослыми и сверстниками.

2. Пояснительная записка.

Программа преемственности дошкольного и начального общего образования (далее по тексту - Программа) регламентирует деятельность МОУ «Новоигирменская СОШ №3» в вопросах организации преемственности дошкольного и начального общего образования согласно Федеральным государственным образовательным стандартам.

2.1. Нормативной основой для разработки Программы является:

• Федеральный закон от 29.12.2012года № 273 «Об образовании в Российской Федерации».

• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года № 1155 г. Москвы «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (в ред. от 31.12.2015 г.).

• Приказ Министерства образования РФ от 01.02.2012года №74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы образовательных учреждений РФ. реализующих программы общего образования, утвержденных приказом Министерства образования РФ от 09 марта 2004г. №1312.

• Приказ Министерства образования и науки России от 30 августа 2013 г. № 1015 (ред. от 17.07.2015) "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования".

• Санитарные правила СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28. действует с 01.01.2021г.); Программа является документом ГБОУ Школа №887 (далее по тексту - Школа) и характеризует специфику:

• содержания образовательных. воспитательных. оздоровительных мероприятий с дошкольниками и младшими школьниками; • работы воспитателей, учителей начальных классов и специалистов (психологов, логопедов, дефектологов);

• взаимодействия с родителями и оказания им необходимой консультативной помощи. Деятельность по Программе осуществляется в дошкольных группах и начальных классах Школы в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» и направлена на: • сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного и младшего школьного возраста; • формирование общей культуры;

• развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств;

• формирование предпосылок учебной деятельности у дошкольников через адекватные возрасту виды деятельности, в целях успешной социализации в школе;

• обеспечение всем дошкольникам равных стартовых возможностей.

3.Цель преемственности и задачи:


Цель программы:

- обеспечить полноценное личностное развитие, физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к школе, направленное на перспективное формирование личности ребенка с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания.

Задачи программы (общие):

1. Создать условия для реализации плавного, бес стрессового перехода выпускников от игровой к учебной деятельности.

2. Объединить усилия учителей начальной школы и воспитателей детского сада по созданию условий для успешного обучения в 1 классе.

3. Создать систему продуктивного взаимодействия воспитателей дошкольных учреждений и педагогов начальной школы, родителей воспитанников и обучающихся.

4. Способствовать поддержке и развитию творческой инициативы и способностей дошкольников к творческой деятельности.

5. Непрерывность дошкольного и начального общего образования предполагает решение следующих приоритетных задач:

5.1. на дошкольном уровне:

• приобщение детей к ценностям здорового образа жизни:

• обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения;

• развитие инициативности, любознательности. произвольности, способности к творческому самовыражению;

• формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и др. активности детей в различных видах деятельности;

• развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе;

• включение детей в различные формы сотрудничества (с взрослыми и детьми разного возраста).

5.2. На уровне начального общего образования:

• осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними;

• готовность к активному взаимодействию с окружающим миром (эмоциональная, интеллектуальная, коммуникативная, деловая и др.);

• желание и умение учиться, готовность к образованию в основном звене школы и самообразованию:

• инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности;

• совершенствование достижений дошкольного развития (на протяжении всего начального образования);

• специальная помощь по развитию несформированных в дошкольном детстве качеств;

• индивидуализация процесса обучения, особенно в случаях опережающего развития или отставания.

4. Принципы построения программы:

- Доступность предлагаемого материала, соответствие возрастным особенностям детей.

  • Систематичность и последовательность в приобретении знаний и умений.

  • Личностно – ориентированный подход к детям.

  • Изучение интересов и потребностей детей

  • Практическое участие и наглядное оформление.

  • Творческий и индивидуальный подход к решению проблемы.


  1. Психолого-педагогические условия реализации непрерывного образования

 

1.      Личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми.

2.      Предоставление каждому ребенку возможности выбора деятельности партнера, средств и пр.;

3.      Ориентировка педагогической оценки на относительные показатели детской успешности (сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними достижениями);

4.      Создание образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранение его индивидуальности;

5.      Формирование ведущей деятельности как важнейшего фактора развития ребенка, опора на игру при формировании учебной деятельности;

6.      Сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей, готовый образец) и исследовательской, творческой деятельности, совместных и самостоятельных, подвижных и статичных норм активности.

 

Старшие дошкольники начинают проявлять интерес к будущему школьному обучению. Перспектива школьного обучения создаёт особый настрой в группе старших дошкольников. Интерес к школе развивается естественным путём: в общении с воспитателем, через встречи с учителем, совместные дела со школьниками, сюжетно-ролевые игры на школьную тему.

 Главное – связать развивающийся интерес детей к новой социальной позиции («Хочу стать школьником») с ощущением роста своих достижений, с потребностью познания и освоения нового.

Воспитатель совместно с учителями-предметниками, педагогом-психологом стремится развить внимание и память детей, формирует элементарный самоконтроль, способность к саморегуляции своих действий.

Образовательный процесс с детьми старшего дошкольного возраста осуществляется преимущественно в форме игровых занятий и включает занятия познавательного цикла по математике, подготовке к освоению грамоты, по ознакомлению с окружающим миром, по развитию художественно-продуктивной деятельности.

Как отмечалось выше, общая цель дошкольного и начального школьного образования – согласованность целей и задач воспитания и обучения.


6. Формы осуществления преемственности:

1. Работа с детьми:

  • экскурсии в школу;

  • посещение школьной библиотеки

  • знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;

  • участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах, проектной деятельности;

  • выставки рисунков и поделок.

  • встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада (ученики начальной и средней школы);

  • совместные праздники (День знаний, посвящение в первоклассники, выпускной в детском саду и др.) и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников;

  • посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе (занятия с психологом, логопедом, учителями нач. классов).


 2. Взаимодействие педагогов:

  • совместные педагогические советы (ДОУ и школа);

  • семинары, мастер- классы;

  • круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы;

  • психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей и учителей;

  • проведение диагностики по определению готовности детей к школе;

  • взаимодействие психологов и логопедов ДОУ и школы;

  • открытые занятия в ДОУ и открытых уроков в школе;

  • педагогические и психологические наблюдения.

3. Сотрудничество с родителями:

  • совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы;

  • круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;

  • родительские конференции, вечера вопросов и ответов;

  • консультации с педагогами ДОУ и школы;

  • встречи родителей с будущими учителями;

  • образовательно-игровые тренинги и практикумы для родителей детей предшкольного возраста, деловые игры;

  • визуальные средства общения (стендовый материал, выставки, почтовый ящик вопросов и ответов и др.).


Направления программы:

  • информационно – аналитическое обеспечение преемственности по данной проблеме;

  • организационная работа по выполнению программы, в которой предусмотрена организационная работа с педагогическими кадрами и родителями;

  • система контроля, регулирования и оценки, предполагающий разработку критериев оценки эффективности программы и контроль за её реализацией.

Три основных направления обеспечения преемственности

- Методическая работа

- Работа с родителями

- Работа с детьми


7. Содержание программы: работа с педагогическими коллективами

- Взаимопосещение и аспектный анализ занятий воспитателей групп дошкольного возраста и уроков учителей начальной школы.

- Семинар – практикум «Совершенствование учебно – воспитательного процесса на основе идей развивающего обучения»

- Отчёт о готовности подразделений ДОУ и школы по реализации преемственных связей.

- Индивидуальное консультирование педагогов.

- Круглый стол педагогов ДОУ и школы о готовности к обучению в школе и утверждение индивидуальных профилей развития детей, нуждающихся в коррекционной поддержке.

  • Организационный педсовет по формированию коллективной стратегии и тактики развития, задач годового плана, программ, пособий. Подведение промежуточных итогов деятельности педагогов, стимулирование их деятельности.

  • Методические выходы в группы и индивидуальное консультирование.

  • Оценка эффективности реализации программы по разработанным критериям.



- Составление и прослушивание итоговых характеристик на выпускников ДОУ о готовности их к школе (проблема социализации).



8. План мероприятий педагогических коллективов МОУ «Новоигирменская СОШ №3», МДОУ «Солнышко», МДОУ «Огонёк».

п/п

Содержание мероприятий

Сроки

Ответственные/ участники

1. Организационно — методическая работа

1.1

«День знаний»

Цель:

1. создать для будущего

выпускника детского сада

условия возникновения

желания учиться в школе;

2. создать для учащихся 1-го

класса условия гордости быть

учеником.

сентябрь

Администрация, учитель начальных классов, воспитатель

1.2

Оформление центра в подготовительных группах «Я - будущий первоклассник»

Цель: Знакомство воспитателей подготовительных групп с ФГОС НОО. программами НОО и требованиями подготовки детей к обучению в школе

октябрь

воспитатель

1.3

Взаимопосещение

воспитателями уроков в 1

классе начальной школы и

учителями начальных классов

занятий в детских садах

Ноябрь, апрель

Воспитатель

Учитель начальных классов

1.4

Участие воспитанников на воспитательных внеклассных мероприятиях, праздниках

В течение года

Воспитатель

Учитель начальных классов

1.5

Индивидуальное консультирование педагогов по самообразованию в рамках проблемы психологической социализации личности ребёнка.

В течение года

Воспитатель

Учитель начальных классов

1.6

Формирование списков

будущих первоклассников

Март-апрель

Администрация

1.7

Проведение подготовительных

занятий для будущих

первоклассников

Апрель, май

Учитель начальных классов

1.8

Посещение занятий в детском

саду будущими учителями

первоклассников.

Педагогическая акция

«Шаги навстречу»

Март, апрель

Администрация, учитель начальных классов, воспитатель

1.9

Посещение воспитателями

урока в школе. Педагогическая

акция «Шаги навстречу»

октябрь

Администрация, учитель начальных классов, воспитатель

1.10

Семинар – практикум «Совершенствование учебно – воспитательного процесса на основе идей развивающего обучения»

ноябрь

Администрация, учитель начальных классов, воспитатель

1.11

Круглый стол педагогов ДОУ и школы о готовности к обучению в школе и утверждение индивидуальных профилей развития детей, нуждающихся в коррекционной поддержке.

апрель

Администрация, учитель начальных классов, воспитатель

1.12

Составление единой карты готовности ребенка к школе.

Май

Психологи

1.13

Проведение стартовой диагностики с первоклассниками в соответствии с УУД.


Октябрь

Психологи

1.14

Проведение консилиума по результатам диагностики педагогической и психологической.

Ноябрь

Администрация,

педагоги,

психологи,

логопеды

2. Работа с родителями

2.1

Оформление стенда и

странички на сайте школы

В течение года

Зам.директора ДО и МОУ, ответственный за ведение сайта

2.2

Родительское собрание «Задачи

семьи и детского сада по

созданию условий для

успешной подготовки детей к

школьному обучению»

ноябрь

Администрация, учитель начальных классов, воспитатель

2.3

Консультация для родителей:

«Психологическая готовность к

школе»

октябрь

Зам.директора ДО, психолог

2.4

Консультация «Гиперактивный

ребенок в детском саду и в

школе»

декабрь

Зам.директора ДО, психолог

2.5

Образовательно - игровые

тренинги и практикумы для

родителей детей

предшкольного возраста

В течение года

Администрация, учитель начальных классов, воспитатель

2.6

День открытых дверей для

учителей и родителей

«Здравствуй, школа!»

апрель

Зам.директора МОУ, учитель начальных классов

2.7

Родительские собрания в

подготовительных группах с

приглашением учителей

начальных классов. Знакомство

с диагностикой готовности

детей к обучению в школе.

май

Зам.директора ДО, воспитатель, психолог

3. Работа с детьми

3.1

С целью повышения интереса

дошкольников к обучению в

школе:

- читать литературные

произведения о школе;

- знакомить с режимом дня

ученика 1 класса;

- организовывать и проводить

сюжетно - ролевую игру

«Школа», развивающие игры

В течение года

Зам.директора ДО, воспитатель

3.2

Праздник «1 сентября -День

Знаний»

сентябрь

Учителя начальных классов

Зам.директора ДО, воспитатель

3.3

Экскурсии дошкольников

- в школу;

- в школьный музей

В течение года

Администрация, учитель начальных классов, воспитатель

3.4

Районный фестиваль «Единое пространство детство»

Цель: выявить творческие способности детей ДО и МОУ

ноябрь

Администрация, учитель начальных классов, воспитатель

3.5

Изготовление подарков,

операция - сюрприз

«Новогодний подарок другу»

декабрь

Администрация, учитель начальных классов, воспитатель

3.6

Совместный поселковый спортивный марафон ко дню победы

май

Администрация поселкого совета, администрация МОУ и ДОУ, учитель начальных классов, воспитатель

3.7

День учителя, воспитателя

октябрь

Администрация, учитель начальных классов, воспитатель

4. Наглядно - информационная агитация

Информация на сайте школы

«Прием в первый класс» (о

начале приема в 1-й класс,

правила приема,

образовательные программы,

учебный план)

В течение года

ответственный за ведения сайта

Оформление наглядных

материалов для родителей

(папок-передвижек, создание

памяток, буклетов, составление

рекомендаций)

В течение года

Зам.директора ДО и МОУ, учитель начальных классов, воспитатель



9. Ожидаемые результаты

1. Согласование целей воспитания, обучения и развитие на уровне дошкольных групп и начальной школы, подчиненность всего учебно - воспитательного процесса общей идее становления личности ребенка, развитию его общеинтеллектуальных и коммуникативных умений, креативности, инициативности, любознательности, самосознания и самооценки.

2. Создание сопряженных учебных планов и программ, их согласование в отдельных звеньях образовательной системы.

3. Определение структуры и содержания учебно-воспитательного процесса с учетом соблюдения принципов целостности, системности и преемственности.

4. Разработка единых для дошкольных групп и начальной школы принципов создания предметно - развивающей среды, игровых комнат, учебных классов, кабинетов. Создание комфортной преемственной предметно-развивающей образовательной среды должно:

• обеспечивать высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, воспитанников, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся и воспитанников;

• гарантировать охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся и воспитанников;

• быть комфортно по отношению к обучающимся, воспитанникам (в том числе с ограниченными возможностями здоровья) и педагогическим работникам.

5. Согласование норм и критериев оценки знаний, умений и навыков на разных этапах обучения.

6. Создание системы диагностических тестов и заданий для контроля за достигнутым уровнем развития детей и для дальнейшего его прогнозирования.



Результатом реализации программы сотрудничества должно быть создание комфортной преемственной предметно-развивающей образовательной среды:

  • обеспечивающей высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, воспитанников, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся и воспитанников;

  • гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся и воспитанников;

комфортной по отношению к обучающимся, воспитанникам (в том числе с ограниченными возможностями здоровья) и педагогическим работникам.

Такая целенаправленная работа по подготовке детей к школе должна способствовать созданию и совершенствованию благоприятных условий для обеспечения:

личностного развития ребенка;

укрепления психического и физического здоровья;

целостного восприятия картины окружающего мира;

формирования социально-нравственных норм и готовности к школьному обучению; преодоления разноуровневой подготовки.

Мы надеемся, что проблема преемственности как единой линии развития ребенка будет нами совместно решена (педагогами ДОУ и школы), а это значит, что наши дети полноценно пройдут дошкольный период детства и приобретут ту самую равную стартовую площадку для успешного школьного об

10. Используемая литература

1.Козлова А.В., Дешеулина Р.П. , «Работа ДОУ с семьей» - Творческий Центр СФЕРА, 2009г

2Зверева О.А., Кротова Т.В. «Общение педагога с родителями в ДОУ» Технический центр Сфера. Москва. 2009г.

3.Методика контактного взаимодействия воспитателя с родителями. Лаврентьева М. В. Струмилин С. Г.

4.Нетрадиционные формы работы с родителями ДОУ // Новый мир. 1960. N 7. - С. 208. Преемственность в работе ДОУ и школы в рамках введения ФГОС НОО в начальной школе. sch177.pskovedu.ru

5.​ Болотина Л.Р., Микляева Н.В. Обеспечение преемственности в работе ДОУ и школы. – М., 2006.

6. Преемственные связи ДОУ, школы и родителей будущих первоклассников./ Под ред. Е.П. Арнаутовой. – М., 2006.