МОУ «Новоигирменская средняя общеобразовательная школа № 3»
Иркутская область, Нижнеилимский район, п. Новая Игирма, мкр. Химки д.27
индекс: 665684, тел./факс: (39566) 62-3-59, e-mail: [email protected]
Согласовано: Утверждено:
Педагогическим советом директор
Протокол № ______ МОУ «Новоигирменская СОШ № 3»
от «____» ____________2024г _______________________
Кроха Л.В.
Приказ № ……
. «____» ____________2024г.
Программа взаимодействия ДОУ, школы и семьи
«Шаги навстречу»
Содержание
Актуальность программы
Пояснительная записка
Цель преемственности, задачи программы.
Принципы построения программы.
Психолого-педагогические условия реализации непрерывного образования
Формы осуществления преемственности: работа с детьми, взаимодействие педагогов, сотрудничество с родителями.
Содержание программы
План мероприятий
Ожидаемые результаты.
Используемая литература
Паспорт
Наименование программы | Программа взаимодействия ДОУ, школы и семьи «Шаги навстречу» |
Практическая значимость | Создание комплекса условий, обеспечивающих сотрудничество ДОУ со школой на основе согласованности и перспективности компонентов методической системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) |
Разработчики программы | учителя начальных классов Тетерина Людмила Ивановна, Коростелева Марина Анатольевна, Белкова Наталья Владимировна. |
Цель и задачи программы | Цель: обеспечить полноценное личностное развитие, физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к школе, направленное на перспективное формирование личности ребенка с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания. Задачи: 1. Создать условия для реализации плавного, бес стрессового перехода выпускников от игровой к учебной деятельности. 2. Объединить усилия учителей начальной школы и воспитателей детского сада по созданию условий для успешного обучения в 1 классе. 3. Создать систему продуктивного взаимодействия воспитателей дошкольных учреждений и педагогов начальной школы, родителей воспитанников и обучающихся. 4. Способствовать поддержке и развитию творческой инициативы и способностей дошкольников к творческой деятельности. 5. Непрерывность дошкольного и начального общего образования предполагает решение |
Основные направления реализации программы | информационно – аналитическое обеспечение преемственности по данной проблеме; организационная работа по выполнению программы, в которой предусмотрена организационная работа с педагогическими кадрами и родителями; система контроля, регулирования и оценки, предполагающий разработку критериев оценки эффективности программы и контроль за её реализацией. |
Условия реализации | - Совершенствование форм организации и методов обучения как в дошкольном учреждении, так и в начальной школе; - обогащение образовательного содержания в ДОУ и начальной школе; - мониторинг деятельности педагогов по результатам преемственности; - создание развивающей среды для развития творческих, интеллектуальных и личностных потенциалов ребенка; - сохранение ведущих видов деятельности. |
Планируемые результаты | - Обеспечение целевого и содержательного единства учебной деятельности на переходе ребенка с уровня дошкольного образования на начальное общее образование на основе УМК «Школа России»; - обеспечение единого структурно-организационного подхода к реализации ООП ДО и ООП НОО; - выработка единого психолого-педагогического методологического подхода к личностному развитию ребенка. - обеспечение принципа организации инклюзивного образования. |
Актуальность программы.
Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. Этот вопрос сегодня ставят перед собой педагоги и психологи образовательной среды.
В течении многих лет наша начальная школа работает в тесном сотрудничестве с детскими садами нашего посёлка.
Преемственность между дошкольным и начальным звеньями образования рассматривается на современном этапе как одно из условий непрерывного образования ребенка.
Преемственность − двухсторонний процесс. С одной стороны − дошкольная ступень, которая сохраняет самоценность дошкольного детства. С другой − школа как преемник подхватывает достижения ребёнка-дошкольника и развивает накопленный им потенциал.
Основания для преемственности:
1. Состояние здоровья и физическое развитие детей.
2. Уровень развития их познавательной активности, как необходимого компонента учебной деятельности.
3. Умственные и нравственные способности учащихся.
4. Сформированность их творческого воображения, как направления личностного и интеллектуального развития.
5. Развитие коммуникативных умений, т.е. умения общаться со взрослыми и сверстниками.
2. Пояснительная записка.
Программа преемственности дошкольного и начального общего образования (далее по тексту - Программа) регламентирует деятельность МОУ «Новоигирменская СОШ №3» в вопросах организации преемственности дошкольного и начального общего образования согласно Федеральным государственным образовательным стандартам.
2.1. Нормативной основой для разработки Программы является:
• Федеральный закон от 29.12.2012года № 273 «Об образовании в Российской Федерации».
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года № 1155 г. Москвы «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (в ред. от 31.12.2015 г.).
• Приказ Министерства образования РФ от 01.02.2012года №74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы образовательных учреждений РФ. реализующих программы общего образования, утвержденных приказом Министерства образования РФ от 09 марта 2004г. №1312.
• Приказ Министерства образования и науки России от 30 августа 2013 г. № 1015 (ред. от 17.07.2015) "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования".
• Санитарные правила СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28. действует с 01.01.2021г.); Программа является документом ГБОУ Школа №887 (далее по тексту - Школа) и характеризует специфику:
• содержания образовательных. воспитательных. оздоровительных мероприятий с дошкольниками и младшими школьниками; • работы воспитателей, учителей начальных классов и специалистов (психологов, логопедов, дефектологов);
• взаимодействия с родителями и оказания им необходимой консультативной помощи. Деятельность по Программе осуществляется в дошкольных группах и начальных классах Школы в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» и направлена на: • сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного и младшего школьного возраста; • формирование общей культуры;
• развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств;
• формирование предпосылок учебной деятельности у дошкольников через адекватные возрасту виды деятельности, в целях успешной социализации в школе;
• обеспечение всем дошкольникам равных стартовых возможностей.
3.Цель преемственности и задачи:
Цель программы:
- обеспечить полноценное личностное развитие, физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к школе, направленное на перспективное формирование личности ребенка с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания.
Задачи программы (общие):
1. Создать условия для реализации плавного, бес стрессового перехода выпускников от игровой к учебной деятельности.
2. Объединить усилия учителей начальной школы и воспитателей детского сада по созданию условий для успешного обучения в 1 классе.
3. Создать систему продуктивного взаимодействия воспитателей дошкольных учреждений и педагогов начальной школы, родителей воспитанников и обучающихся.
4. Способствовать поддержке и развитию творческой инициативы и способностей дошкольников к творческой деятельности.
5. Непрерывность дошкольного и начального общего образования предполагает решение следующих приоритетных задач:
5.1. на дошкольном уровне:
• приобщение детей к ценностям здорового образа жизни:
• обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения;
• развитие инициативности, любознательности. произвольности, способности к творческому самовыражению;
• формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и др. активности детей в различных видах деятельности;
• развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе;
• включение детей в различные формы сотрудничества (с взрослыми и детьми разного возраста).
5.2. На уровне начального общего образования:
• осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними;
• готовность к активному взаимодействию с окружающим миром (эмоциональная, интеллектуальная, коммуникативная, деловая и др.);
• желание и умение учиться, готовность к образованию в основном звене школы и самообразованию:
• инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности;
• совершенствование достижений дошкольного развития (на протяжении всего начального образования);
• специальная помощь по развитию несформированных в дошкольном детстве качеств;
• индивидуализация процесса обучения, особенно в случаях опережающего развития или отставания.
4. Принципы построения программы:
- Доступность предлагаемого материала, соответствие возрастным особенностям детей.
Систематичность и последовательность в приобретении знаний и умений.
Личностно – ориентированный подход к детям.
Изучение интересов и потребностей детей
Практическое участие и наглядное оформление.
Творческий и индивидуальный подход к решению проблемы.
Психолого-педагогические условия реализации непрерывного образования
1. Личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми.
2. Предоставление каждому ребенку возможности выбора деятельности партнера, средств и пр.;
3. Ориентировка педагогической оценки на относительные показатели детской успешности (сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними достижениями);
4. Создание образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранение его индивидуальности;
5. Формирование ведущей деятельности как важнейшего фактора развития ребенка, опора на игру при формировании учебной деятельности;
6. Сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей, готовый образец) и исследовательской, творческой деятельности, совместных и самостоятельных, подвижных и статичных норм активности.
Старшие дошкольники начинают проявлять интерес к будущему школьному обучению. Перспектива школьного обучения создаёт особый настрой в группе старших дошкольников. Интерес к школе развивается естественным путём: в общении с воспитателем, через встречи с учителем, совместные дела со школьниками, сюжетно-ролевые игры на школьную тему.
Главное – связать развивающийся интерес детей к новой социальной позиции («Хочу стать школьником») с ощущением роста своих достижений, с потребностью познания и освоения нового.
Воспитатель совместно с учителями-предметниками, педагогом-психологом стремится развить внимание и память детей, формирует элементарный самоконтроль, способность к саморегуляции своих действий.
Образовательный процесс с детьми старшего дошкольного возраста осуществляется преимущественно в форме игровых занятий и включает занятия познавательного цикла по математике, подготовке к освоению грамоты, по ознакомлению с окружающим миром, по развитию художественно-продуктивной деятельности.
Как отмечалось выше, общая цель дошкольного и начального школьного образования – согласованность целей и задач воспитания и обучения.
6. Формы осуществления преемственности:
1. Работа с детьми:
экскурсии в школу;
посещение школьной библиотеки
знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;
участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах, проектной деятельности;
выставки рисунков и поделок.
встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада (ученики начальной и средней школы);
совместные праздники (День знаний, посвящение в первоклассники, выпускной в детском саду и др.) и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников;
посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе (занятия с психологом, логопедом, учителями нач. классов).
2. Взаимодействие педагогов:
совместные педагогические советы (ДОУ и школа);
семинары, мастер- классы;
круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы;
психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей и учителей;
проведение диагностики по определению готовности детей к школе;
взаимодействие психологов и логопедов ДОУ и школы;
открытые занятия в ДОУ и открытых уроков в школе;
педагогические и психологические наблюдения.
3. Сотрудничество с родителями:
совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы;
круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;
родительские конференции, вечера вопросов и ответов;
консультации с педагогами ДОУ и школы;
встречи родителей с будущими учителями;
образовательно-игровые тренинги и практикумы для родителей детей предшкольного возраста, деловые игры;
визуальные средства общения (стендовый материал, выставки, почтовый ящик вопросов и ответов и др.).
Направления программы:
информационно – аналитическое обеспечение преемственности по данной проблеме;
организационная работа по выполнению программы, в которой предусмотрена организационная работа с педагогическими кадрами и родителями;
система контроля, регулирования и оценки, предполагающий разработку критериев оценки эффективности программы и контроль за её реализацией.
Три основных направления обеспечения преемственности
- Методическая работа
- Работа с родителями
- Работа с детьми
7. Содержание программы: работа с педагогическими коллективами
- Взаимопосещение и аспектный анализ занятий воспитателей групп дошкольного возраста и уроков учителей начальной школы.
- Семинар – практикум «Совершенствование учебно – воспитательного процесса на основе идей развивающего обучения»
- Отчёт о готовности подразделений ДОУ и школы по реализации преемственных связей.
- Индивидуальное консультирование педагогов.
- Круглый стол педагогов ДОУ и школы о готовности к обучению в школе и утверждение индивидуальных профилей развития детей, нуждающихся в коррекционной поддержке.
Организационный педсовет по формированию коллективной стратегии и тактики развития, задач годового плана, программ, пособий. Подведение промежуточных итогов деятельности педагогов, стимулирование их деятельности.
Методические выходы в группы и индивидуальное консультирование.
Оценка эффективности реализации программы по разработанным критериям.
- Составление и прослушивание итоговых характеристик на выпускников ДОУ о готовности их к школе (проблема социализации).
8. План мероприятий педагогических коллективов МОУ «Новоигирменская СОШ №3», МДОУ «Солнышко», МДОУ «Огонёк».
п/п | Содержание мероприятий | Сроки | Ответственные/ участники |
1. Организационно — методическая работа |
1.1 | «День знаний» Цель: 1. создать для будущего выпускника детского сада условия возникновения желания учиться в школе; 2. создать для учащихся 1-го класса условия гордости быть учеником. | сентябрь | Администрация, учитель начальных классов, воспитатель |
1.2 | Оформление центра в подготовительных группах «Я - будущий первоклассник» Цель: Знакомство воспитателей подготовительных групп с ФГОС НОО. программами НОО и требованиями подготовки детей к обучению в школе | октябрь | воспитатель |
1.3 | Взаимопосещение воспитателями уроков в 1 классе начальной школы и учителями начальных классов занятий в детских садах | Ноябрь, апрель | Воспитатель Учитель начальных классов |
1.4 | Участие воспитанников на воспитательных внеклассных мероприятиях, праздниках | В течение года | Воспитатель Учитель начальных классов |
1.5 | Индивидуальное консультирование педагогов по самообразованию в рамках проблемы психологической социализации личности ребёнка. | В течение года | Воспитатель Учитель начальных классов |
1.6 | Формирование списков будущих первоклассников | Март-апрель | Администрация |
1.7 | Проведение подготовительных занятий для будущих первоклассников | Апрель, май | Учитель начальных классов |
1.8 | Посещение занятий в детском саду будущими учителями первоклассников. Педагогическая акция «Шаги навстречу» | Март, апрель | Администрация, учитель начальных классов, воспитатель |
1.9 | Посещение воспитателями урока в школе. Педагогическая акция «Шаги навстречу» | октябрь | Администрация, учитель начальных классов, воспитатель |
1.10 | Семинар – практикум «Совершенствование учебно – воспитательного процесса на основе идей развивающего обучения» | ноябрь | Администрация, учитель начальных классов, воспитатель |
1.11 | Круглый стол педагогов ДОУ и школы о готовности к обучению в школе и утверждение индивидуальных профилей развития детей, нуждающихся в коррекционной поддержке. | апрель | Администрация, учитель начальных классов, воспитатель |
1.12 | Составление единой карты готовности ребенка к школе. | Май | Психологи |
1.13 | Проведение стартовой диагностики с первоклассниками в соответствии с УУД. | Октябрь | Психологи |
1.14 | Проведение консилиума по результатам диагностики педагогической и психологической. | Ноябрь | Администрация, педагоги, психологи, логопеды |
2. Работа с родителями |
2.1 | Оформление стенда и странички на сайте школы | В течение года | Зам.директора ДО и МОУ, ответственный за ведение сайта |
2.2 | Родительское собрание «Задачи семьи и детского сада по созданию условий для успешной подготовки детей к школьному обучению» | ноябрь | Администрация, учитель начальных классов, воспитатель |
2.3 | Консультация для родителей: «Психологическая готовность к школе» | октябрь | Зам.директора ДО, психолог |
2.4 | Консультация «Гиперактивный ребенок в детском саду и в школе» | декабрь | Зам.директора ДО, психолог |
2.5 | Образовательно - игровые тренинги и практикумы для родителей детей предшкольного возраста | В течение года | Администрация, учитель начальных классов, воспитатель |
2.6 | День открытых дверей для учителей и родителей «Здравствуй, школа!» | апрель | Зам.директора МОУ, учитель начальных классов |
2.7 | Родительские собрания в подготовительных группах с приглашением учителей начальных классов. Знакомство с диагностикой готовности детей к обучению в школе. | май | Зам.директора ДО, воспитатель, психолог |
3. Работа с детьми |
3.1 | С целью повышения интереса дошкольников к обучению в школе: - читать литературные произведения о школе; - знакомить с режимом дня ученика 1 класса; - организовывать и проводить сюжетно - ролевую игру «Школа», развивающие игры | В течение года | Зам.директора ДО, воспитатель |
3.2 | Праздник «1 сентября -День Знаний» | сентябрь | Учителя начальных классов Зам.директора ДО, воспитатель |
3.3 | Экскурсии дошкольников - в школу; - в школьный музей | В течение года | Администрация, учитель начальных классов, воспитатель |
3.4 | Районный фестиваль «Единое пространство детство» Цель: выявить творческие способности детей ДО и МОУ | ноябрь | Администрация, учитель начальных классов, воспитатель |
3.5 | Изготовление подарков, операция - сюрприз «Новогодний подарок другу» | декабрь | Администрация, учитель начальных классов, воспитатель |
3.6 | Совместный поселковый спортивный марафон ко дню победы | май | Администрация поселкого совета, администрация МОУ и ДОУ, учитель начальных классов, воспитатель |
3.7 | День учителя, воспитателя | октябрь | Администрация, учитель начальных классов, воспитатель |
4. Наглядно - информационная агитация |
Информация на сайте школы «Прием в первый класс» (о начале приема в 1-й класс, правила приема, образовательные программы, учебный план) | В течение года | ответственный за ведения сайта |
Оформление наглядных материалов для родителей (папок-передвижек, создание памяток, буклетов, составление рекомендаций) | В течение года | Зам.директора ДО и МОУ, учитель начальных классов, воспитатель |
9. Ожидаемые результаты
1. Согласование целей воспитания, обучения и развитие на уровне дошкольных групп и начальной школы, подчиненность всего учебно - воспитательного процесса общей идее становления личности ребенка, развитию его общеинтеллектуальных и коммуникативных умений, креативности, инициативности, любознательности, самосознания и самооценки.
2. Создание сопряженных учебных планов и программ, их согласование в отдельных звеньях образовательной системы.
3. Определение структуры и содержания учебно-воспитательного процесса с учетом соблюдения принципов целостности, системности и преемственности.
4. Разработка единых для дошкольных групп и начальной школы принципов создания предметно - развивающей среды, игровых комнат, учебных классов, кабинетов. Создание комфортной преемственной предметно-развивающей образовательной среды должно:
• обеспечивать высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, воспитанников, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся и воспитанников;
• гарантировать охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся и воспитанников;
• быть комфортно по отношению к обучающимся, воспитанникам (в том числе с ограниченными возможностями здоровья) и педагогическим работникам.
5. Согласование норм и критериев оценки знаний, умений и навыков на разных этапах обучения.
6. Создание системы диагностических тестов и заданий для контроля за достигнутым уровнем развития детей и для дальнейшего его прогнозирования.
Результатом реализации программы сотрудничества должно быть создание комфортной преемственной предметно-развивающей образовательной среды:
обеспечивающей высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, воспитанников, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся и воспитанников;
гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся и воспитанников;
комфортной по отношению к обучающимся, воспитанникам (в том числе с ограниченными возможностями здоровья) и педагогическим работникам.
Такая целенаправленная работа по подготовке детей к школе должна способствовать созданию и совершенствованию благоприятных условий для обеспечения:
личностного развития ребенка;
укрепления психического и физического здоровья;
целостного восприятия картины окружающего мира;
формирования социально-нравственных норм и готовности к школьному обучению; преодоления разноуровневой подготовки.
Мы надеемся, что проблема преемственности как единой линии развития ребенка будет нами совместно решена (педагогами ДОУ и школы), а это значит, что наши дети полноценно пройдут дошкольный период детства и приобретут ту самую равную стартовую площадку для успешного школьного об
10. Используемая литература
1.Козлова А.В., Дешеулина Р.П. , «Работа ДОУ с семьей» - Творческий Центр СФЕРА, 2009г
2. Зверева О.А., Кротова Т.В. «Общение педагога с родителями в ДОУ» Технический центр Сфера. Москва. 2009г.
3.Методика контактного взаимодействия воспитателя с родителями. Лаврентьева М. В. Струмилин С. Г.
4.Нетрадиционные формы работы с родителями ДОУ // Новый мир. 1960. N 7. - С. 208. Преемственность в работе ДОУ и школы в рамках введения ФГОС НОО в начальной школе. sch177.pskovedu.ru
5. Болотина Л.Р., Микляева Н.В. Обеспечение преемственности в работе ДОУ и школы. – М., 2006.
6. Преемственные связи ДОУ, школы и родителей будущих первоклассников./ Под ред. Е.П. Арнаутовой. – М., 2006.