СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа взаимодействия ДОУ, школы и семьи «Шаги навстречу»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. Преемственность рассматривается как одно из условий непрерывного образования ребёнка.

Просмотр содержимого документа
«Программа взаимодействия ДОУ, школы и семьи «Шаги навстречу»»


СогласованоУтверждаю

Педагогический совет Директор

Протокол №___1_ МОУ "…………."

от " " августа 2021г. _____________

Приказ №

от " " августа 2021 г.












Программа взаимодействия ДОУ, школы и семьи

«Шаги навстречу»





































Содержание


  1. Введение.


  1. Цель преемственности, задачи программы.


  1. Принципы построения программы.


  1. Психолого-педагогические условия реализации непрерывного образования


  1. Формы осуществления преемственности: работа с детьми, взаимодействие педагогов, сотрудничество с родителями.


  1. Содержание программы



  1. План мероприятий


  1. Ожидаемые результаты.



































Паспорт

Наименование программы

Программа взаимодействия ДОУ, школы и семьи

«Шаги навстречу»


Практическая значимость

Создание комплекса условий, обеспечивающих сотрудничество ДОУ со школой на основе согласованности и перспективности компонентов методической системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения)

Разработчики программы

Зам. директора по УВР, учитель начальных классов

Цель и задачи программы

Цель: обеспечить полноценное личностное развитие, физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к школе, направленное на перспективное формирование личности ребенка с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания.

Задачи:

  1. Формирование и развитие общественно значимых знаний, навыков и умений, качеств, потребностей, мотивов и норм поведения.

  2. Развитие личности ребёнка в деятельности, управляемой системой мотивов, вхождение ребёнка в новую самостоятельную среду.

  3. Формирование благоприятной среды воспитания и обучения с учётом возрастных особенностей личности.

  4. Тесная связь с жизнью семьи, коллектива, страны.


Основные направления реализации программы

  1. информационно – аналитическое обеспечение преемственности по данной проблеме;

  2. организационная работа по выполнению программы, в которой предусмотрена организационная работа с педагогическими кадрами и родителями;

  3. система контроля, регулирования и оценки, предполагающий разработку критериев оценки эффективности программы и контроль за её реализацией.


Условия
реализации

- Совершенствование форм организации и методов обучения как в дошкольном учреждении, так и в начальной школе;

- обогащение образовательного содержания в ДОУ и начальной школе;

- мониторинг деятельности педагогов по результатам преемственности;

- создание развивающей среды для развития творческих, интеллектуальных и личностных потенциалов ребенка;

- сохранение ведущих видов деятельности.

Планируемые результаты

- Обеспечение целевого и содержательного единства учебной деятельности на переходе ребенка с уровня дошкольного образования на начальное общее образование на основе УМК «Школа России»;

- обеспечение единого структурно-организационного подхода к реализации ООП ДО и ООП НОО;

- выработка единого психолого-педагогического методологического подхода к личностному развитию ребенка.

- обеспечение принципа организации инклюзивного образования.








Введение


Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. Этот вопрос сегодня ставят перед собой педагоги и психологи образовательной среды.

В течении многих лет наша начальная школа работает в тесном сотрудничестве с детскими садами нашего посёлка.

Преемственность между дошкольным и начальным звеньями образования рассматривается на современном этапе как одно из условий непрерывного образования ребенка.


 Преемственность − двухсторонний процессС одной стороны − дошкольная ступень, которая сохраняет самоценность дошкольного детства. С другой − школа как преемник подхватывает достижения ребёнка-дошкольника и развивает накопленный им потенциал.


Основания для преемственности:

1. Состояние здоровья и физическое развитие детей.

2. Уровень развития их познавательной активности, как необходимого компонента учебнойдеятельности.

3. Умственныеи нравственные способности учащихся.

4. Сформированностьих творческого воображения, как направления личностного и интеллектуального развития.

5. Развитие коммуникативных умений, т.е. умения общаться со взрослыми и сверстниками.

Цель преемственности:

- обеспечить полноценное личностное развитие, физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к школе, направленное на перспективное формирование личности ребенка с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания.

В связи с этим выдвигаются следующие задачи:

  1. Формирование и развитие общественно значимых знаний, навыков и умений, качеств, потребностей, мотивов и норм поведения.

  2. Развитие личности ребёнка в деятельности, управляемой системой мотивов, вхождение ребёнка в новую самостоятельную среду.

  3. Формирование благоприятной среды воспитания и обучения с учётом возрастных особенностей личности.

  4. Тесная связь с жизнью семьи, коллектива, страны.



Принципы построения программы:

- Доступность предлагаемого материала, соответствие возрастным особенностям детей.

  • Систематичность и последовательность в приобретении знаний и умений.

  • Личностно – ориентированный подход к детям.

  • Изучение интересов и потребностей детей

  • Практическое участие и наглядное оформление.

  • Творческий и индивидуальный подход к решению проблемы.


Психолого-педагогические условия реализации непрерывного образования

 

1.      Личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми.

2.      Предоставление каждому ребенку возможности выбора деятельности партнера, средств и пр.;

3.      Ориентировка педагогической оценки на относительные показатели детской успешности (сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними достижениями);

4.      Создание образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранение его индивидуальности;

5.      Формирование ведущей деятельности как важнейшего фактора развития ребенка, опора на игру при формировании учебной деятельности;

6.      Сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей, готовый образец) и исследовательской, творческой деятельности, совместных и самостоятельных, подвижных и статичных норм активности.

 

Старшие дошкольники начинают проявлять интерес к будущему школьному обучению. Перспектива школьного обучения создаёт особый настрой в группе старших дошкольников. Интерес к школе развивается естественным путём: в общении с воспитателем, через встречи с учителем, совместные дела со школьниками, сюжетно-ролевые игры на школьную тему.

 Главное – связать развивающийся интерес детей к новой социальной позиции («Хочу стать школьником») с ощущением роста своих достижений, с потребностью познания и освоения нового.

Воспитатель совместно с учителями-предметниками, педагогом-психологом стремится развить внимание и память детей, формирует элементарный самоконтроль, способность к саморегуляции своих действий.

Образовательный процесс с детьми старшего дошкольного возраста осуществляется преимущественно в форме игровых занятий и включает занятия познавательного цикла по математике, подготовке к освоению грамоты, по ознакомлению с окружающим миром, по развитию художественно-продуктивной деятельности.

Как отмечалось выше, общая цель дошкольного и начального школьного образования – согласованность целей и задач воспитания и обучения.


Формы осуществления преемственности:

1. Работа с детьми:

  • экскурсии в школу;

  • посещение школьной библиотеки

  • знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;

  • участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах, проектной деятельности;

  • выставки рисунков и поделок.

  • встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада (ученики начальной и средней школы);

  • совместные праздники (День знаний, посвящение в первоклассники, выпускной в детском саду и др.) и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников;

  • посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе (занятия с психологом, логопедом, учителями нач. классов).

 2. Взаимодействие педагогов:

  • совместные педагогические советы (ДОУ и школа);

  • семинары, мастер- классы;

  • круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы;

  • психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей и учителей;

  • проведение диагностики по определению готовности детей к школе;

  • взаимодействие психологов и логопедов ДОУ и школы;

  • открытые занятия в ДОУ и открытых уроков в школе;

  • педагогические и психологические наблюдения.

3. Сотрудничество с родителями:

  • совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы;

  • круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;

  • родительские конференции, вечера вопросов и ответов;

  • консультации с педагогами ДОУ и школы;

  • встречи родителей с будущими учителями;

  • образовательно-игровые тренинги и практикумы для родителей детей предшкольного возраста, деловые игры;

  • визуальные средства общения (стендовый материал, выставки, почтовый ящик вопросов и ответов и др.).


Направления программы:


  1. информационно – аналитическое обеспечение преемственности по данной проблеме;

  2. организационная работа по выполнению программы, в которой предусмотрена организационная работа с педагогическими кадрами и родителями;

  3. система контроля, регулирования и оценки, предполагающий разработку критериев оценки эффективности программы и контроль за её реализацией.



Три основных направления обеспечения преемственности

- Методическая работа

- Работа с родителями

- Работа с детьми


Содержание программы: работа с педагогическими коллективами

- Взаимопосещение и аспектный анализ занятий воспитателей групп дошкольного возраста (март, апрель) и уроков учителей начальной школы (октябрь).

- Семинар – практикум «Совершенствование учебно – воспитательного процесса на основе идей развивающего обучения» (ноябрь)

- Отчёт о готовности подразделений ДОУ и школы по реализации преемственных связей.

- Индивидуальное консультирование педагогов.(В течение года)

- Круглый стол педагогов ДОУ и школы о готовности к обучению в школе и утверждение индивидуальных профилей развития детей, нуждающихся в коррекционной поддержке. (Апрель)

  • Организационный педсовет по формированию коллективной стратегии и тактики развития, задач годового плана, программ, пособий. Подведение промежуточных итогов деятельности педагогов, стимулирование их деятельности.

  • Методические выходы в группы и индивидуальное консультирование.

  • Оценка эффективности реализации программы по разработанным критериям.



- Составление и прослушивание итоговых характеристик на выпускников ДОУ о готовности их к школе (проблема социализации). (Май)

План мероприятий педагогических коллективов МОУ « СОШ », МДОУ «Солнышко», МДОУ «Огонёк».

Мероприятия

Сроки

Ответственные

Примечание

1.Проведение мониторинга готовности детей к школьному обучению.


Апрель, май

 

 


 Психологи

 



 

2.Совместные кустовые совещания воспитателей МДОУ и учителей начальных классов.


Сентябрь, октябрь, апрель

Администрация,

педагоги,

психологи,

логопеды


3.Индивидуальное консультирование педагогов по самообразованию в рамках проблемы психологической социализации личности ребёнка.

В течении года

Педагоги


4. Разработаны темы родительских собраний, совместных досугов с детьми, анкеты, памятки.

Февраль – в детских садах,

апрель – в школе

Администрация,

педагоги,

психологи,

логопеды


 5. Откорректировать программы работы в МДОУ, школе (1 – ый класс)

Май, август

Администрация


5. Составление единой карты готовности ребенка к школе.

Май

Психологи


 6.Проведение стартовой диагностики с первоклассниками в соответствии с УУД.


Октябрь

Психологи


7.Проведение консилиума по результатам диагностики педагогической и психологической.

Ноябрь

Администрация,

педагоги,

психологи,

логопеды


 




Ожидаемые результаты

1. Согласование целей воспитания, обучения и развитие на уровне дошкольных групп и начальной школы, подчиненность всего учебно - воспитательного процесса общей идее становления личности ребенка, развитию его общеинтеллектуальных и коммуникативных умений, креативности, инициативности, любознательности, самосознания и самооценки.

2. Создание сопряженных учебных планов и программ, их согласование в отдельных звеньях образовательной системы.

3. Определение структуры и содержания учебно-воспитательного процесса с учетом соблюдения принципов целостности, системности и преемственности.

4. Разработка единых для дошкольных групп и начальной школы принципов создания предметно - развивающей среды, игровых комнат, учебных классов, кабинетов. Создание комфортной преемственной предметно-развивающей образовательной среды должно:

• обеспечивать высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, воспитанников, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся и воспитанников;

• гарантировать охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся и воспитанников;

• быть комфортно по отношению к обучающимся, воспитанникам (в том числе с ограниченными возможностями здоровья) и педагогическим работникам.

5. Согласование норм и критериев оценки знаний, умений и навыков на разных этапах обучения.

6. Создание системы диагностических тестов и заданий для контроля за достигнутым уровнем развития детей и для дальнейшего его прогнозирования.