СогласованоУтверждаю
Педагогический совет Директор
Протокол №___1_ МОУ "…………."
от " " августа 2021г. _____________
Приказ №
от " " августа 2021 г.
Программа взаимодействия ДОУ, школы и семьи
«Шаги навстречу»
Содержание
Введение.
Цель преемственности, задачи программы.
Принципы построения программы.
Психолого-педагогические условия реализации непрерывного образования
Формы осуществления преемственности: работа с детьми, взаимодействие педагогов, сотрудничество с родителями.
Содержание программы
План мероприятий
Ожидаемые результаты.
Паспорт
Наименование программы | Программа взаимодействия ДОУ, школы и семьи «Шаги навстречу» |
Практическая значимость | Создание комплекса условий, обеспечивающих сотрудничество ДОУ со школой на основе согласованности и перспективности компонентов методической системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) |
Разработчики программы | Зам. директора по УВР, учитель начальных классов |
Цель и задачи программы | Цель: обеспечить полноценное личностное развитие, физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к школе, направленное на перспективное формирование личности ребенка с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания. Задачи: Формирование и развитие общественно значимых знаний, навыков и умений, качеств, потребностей, мотивов и норм поведения. Развитие личности ребёнка в деятельности, управляемой системой мотивов, вхождение ребёнка в новую самостоятельную среду. Формирование благоприятной среды воспитания и обучения с учётом возрастных особенностей личности. Тесная связь с жизнью семьи, коллектива, страны. |
Основные направления реализации программы | информационно – аналитическое обеспечение преемственности по данной проблеме; организационная работа по выполнению программы, в которой предусмотрена организационная работа с педагогическими кадрами и родителями; система контроля, регулирования и оценки, предполагающий разработку критериев оценки эффективности программы и контроль за её реализацией. |
Условия реализации | - Совершенствование форм организации и методов обучения как в дошкольном учреждении, так и в начальной школе; - обогащение образовательного содержания в ДОУ и начальной школе; - мониторинг деятельности педагогов по результатам преемственности; - создание развивающей среды для развития творческих, интеллектуальных и личностных потенциалов ребенка; - сохранение ведущих видов деятельности. |
Планируемые результаты | - Обеспечение целевого и содержательного единства учебной деятельности на переходе ребенка с уровня дошкольного образования на начальное общее образование на основе УМК «Школа России»; - обеспечение единого структурно-организационного подхода к реализации ООП ДО и ООП НОО; - выработка единого психолого-педагогического методологического подхода к личностному развитию ребенка. - обеспечение принципа организации инклюзивного образования. |
Введение
Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. Этот вопрос сегодня ставят перед собой педагоги и психологи образовательной среды.
В течении многих лет наша начальная школа работает в тесном сотрудничестве с детскими садами нашего посёлка.
Преемственность между дошкольным и начальным звеньями образования рассматривается на современном этапе как одно из условий непрерывного образования ребенка.
Преемственность − двухсторонний процесс. С одной стороны − дошкольная ступень, которая сохраняет самоценность дошкольного детства. С другой − школа как преемник подхватывает достижения ребёнка-дошкольника и развивает накопленный им потенциал.
Основания для преемственности:
1. Состояние здоровья и физическое развитие детей.
2. Уровень развития их познавательной активности, как необходимого компонента учебнойдеятельности.
3. Умственныеи нравственные способности учащихся.
4. Сформированностьих творческого воображения, как направления личностного и интеллектуального развития.
5. Развитие коммуникативных умений, т.е. умения общаться со взрослыми и сверстниками.
Цель преемственности:
- обеспечить полноценное личностное развитие, физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к школе, направленное на перспективное формирование личности ребенка с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания.
В связи с этим выдвигаются следующие задачи:
Формирование и развитие общественно значимых знаний, навыков и умений, качеств, потребностей, мотивов и норм поведения.
Развитие личности ребёнка в деятельности, управляемой системой мотивов, вхождение ребёнка в новую самостоятельную среду.
Формирование благоприятной среды воспитания и обучения с учётом возрастных особенностей личности.
Тесная связь с жизнью семьи, коллектива, страны.
Принципы построения программы:
- Доступность предлагаемого материала, соответствие возрастным особенностям детей.
Систематичность и последовательность в приобретении знаний и умений.
Личностно – ориентированный подход к детям.
Изучение интересов и потребностей детей
Практическое участие и наглядное оформление.
Творческий и индивидуальный подход к решению проблемы.
Психолого-педагогические условия реализации непрерывного образования
1. Личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми.
2. Предоставление каждому ребенку возможности выбора деятельности партнера, средств и пр.;
3. Ориентировка педагогической оценки на относительные показатели детской успешности (сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними достижениями);
4. Создание образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранение его индивидуальности;
5. Формирование ведущей деятельности как важнейшего фактора развития ребенка, опора на игру при формировании учебной деятельности;
6. Сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей, готовый образец) и исследовательской, творческой деятельности, совместных и самостоятельных, подвижных и статичных норм активности.
Старшие дошкольники начинают проявлять интерес к будущему школьному обучению. Перспектива школьного обучения создаёт особый настрой в группе старших дошкольников. Интерес к школе развивается естественным путём: в общении с воспитателем, через встречи с учителем, совместные дела со школьниками, сюжетно-ролевые игры на школьную тему.
Главное – связать развивающийся интерес детей к новой социальной позиции («Хочу стать школьником») с ощущением роста своих достижений, с потребностью познания и освоения нового.
Воспитатель совместно с учителями-предметниками, педагогом-психологом стремится развить внимание и память детей, формирует элементарный самоконтроль, способность к саморегуляции своих действий.
Образовательный процесс с детьми старшего дошкольного возраста осуществляется преимущественно в форме игровых занятий и включает занятия познавательного цикла по математике, подготовке к освоению грамоты, по ознакомлению с окружающим миром, по развитию художественно-продуктивной деятельности.
Как отмечалось выше, общая цель дошкольного и начального школьного образования – согласованность целей и задач воспитания и обучения.
Формы осуществления преемственности:
1. Работа с детьми:
экскурсии в школу;
посещение школьной библиотеки
знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;
участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах, проектной деятельности;
выставки рисунков и поделок.
встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада (ученики начальной и средней школы);
совместные праздники (День знаний, посвящение в первоклассники, выпускной в детском саду и др.) и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников;
посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе (занятия с психологом, логопедом, учителями нач. классов).
2. Взаимодействие педагогов:
совместные педагогические советы (ДОУ и школа);
семинары, мастер- классы;
круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы;
психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей и учителей;
проведение диагностики по определению готовности детей к школе;
взаимодействие психологов и логопедов ДОУ и школы;
открытые занятия в ДОУ и открытых уроков в школе;
педагогические и психологические наблюдения.
3. Сотрудничество с родителями:
совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы;
круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;
родительские конференции, вечера вопросов и ответов;
консультации с педагогами ДОУ и школы;
встречи родителей с будущими учителями;
образовательно-игровые тренинги и практикумы для родителей детей предшкольного возраста, деловые игры;
визуальные средства общения (стендовый материал, выставки, почтовый ящик вопросов и ответов и др.).
Направления программы:
информационно – аналитическое обеспечение преемственности по данной проблеме;
организационная работа по выполнению программы, в которой предусмотрена организационная работа с педагогическими кадрами и родителями;
система контроля, регулирования и оценки, предполагающий разработку критериев оценки эффективности программы и контроль за её реализацией.
Три основных направления обеспечения преемственности
- Методическая работа
- Работа с родителями
- Работа с детьми
Содержание программы: работа с педагогическими коллективами
- Взаимопосещение и аспектный анализ занятий воспитателей групп дошкольного возраста (март, апрель) и уроков учителей начальной школы (октябрь).
- Семинар – практикум «Совершенствование учебно – воспитательного процесса на основе идей развивающего обучения» (ноябрь)
- Отчёт о готовности подразделений ДОУ и школы по реализации преемственных связей.
- Индивидуальное консультирование педагогов.(В течение года)
- Круглый стол педагогов ДОУ и школы о готовности к обучению в школе и утверждение индивидуальных профилей развития детей, нуждающихся в коррекционной поддержке. (Апрель)
Организационный педсовет по формированию коллективной стратегии и тактики развития, задач годового плана, программ, пособий. Подведение промежуточных итогов деятельности педагогов, стимулирование их деятельности.
Методические выходы в группы и индивидуальное консультирование.
Оценка эффективности реализации программы по разработанным критериям.
- Составление и прослушивание итоговых характеристик на выпускников ДОУ о готовности их к школе (проблема социализации). (Май)
План мероприятий педагогических коллективов МОУ « СОШ », МДОУ «Солнышко», МДОУ «Огонёк».
Мероприятия | Сроки | Ответственные | Примечание |
1.Проведение мониторинга готовности детей к школьному обучению. | Апрель, май | Психологи | |
2.Совместные кустовые совещания воспитателей МДОУ и учителей начальных классов. | Сентябрь, октябрь, апрель | Администрация, педагоги, психологи, логопеды | |
3.Индивидуальное консультирование педагогов по самообразованию в рамках проблемы психологической социализации личности ребёнка. | В течении года | Педагоги | |
4. Разработаны темы родительских собраний, совместных досугов с детьми, анкеты, памятки. | Февраль – в детских садах, апрель – в школе | Администрация, педагоги, психологи, логопеды | |
5. Откорректировать программы работы в МДОУ, школе (1 – ый класс) | Май, август | Администрация | |
5. Составление единой карты готовности ребенка к школе. | Май | Психологи | |
6.Проведение стартовой диагностики с первоклассниками в соответствии с УУД. | Октябрь | Психологи | |
7.Проведение консилиума по результатам диагностики педагогической и психологической. | Ноябрь | Администрация, педагоги, психологи, логопеды | |
Ожидаемые результаты
1. Согласование целей воспитания, обучения и развитие на уровне дошкольных групп и начальной школы, подчиненность всего учебно - воспитательного процесса общей идее становления личности ребенка, развитию его общеинтеллектуальных и коммуникативных умений, креативности, инициативности, любознательности, самосознания и самооценки.
2. Создание сопряженных учебных планов и программ, их согласование в отдельных звеньях образовательной системы.
3. Определение структуры и содержания учебно-воспитательного процесса с учетом соблюдения принципов целостности, системности и преемственности.
4. Разработка единых для дошкольных групп и начальной школы принципов создания предметно - развивающей среды, игровых комнат, учебных классов, кабинетов. Создание комфортной преемственной предметно-развивающей образовательной среды должно:
• обеспечивать высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, воспитанников, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся и воспитанников;
• гарантировать охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся и воспитанников;
• быть комфортно по отношению к обучающимся, воспитанникам (в том числе с ограниченными возможностями здоровья) и педагогическим работникам.
5. Согласование норм и критериев оценки знаний, умений и навыков на разных этапах обучения.
6. Создание системы диагностических тестов и заданий для контроля за достигнутым уровнем развития детей и для дальнейшего его прогнозирования.