Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3
г. Вязьмы Смоленской области
СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:
Заместитель директора по УВР Директор МБОУ СОШ №3
___________Т.М. Агеева ___________Н.А. Венедиктова
«____»______________20 __ г. «____»______________20 __ г.
Рабочая программа
факультативного курса
Здоровье человека
Учитель биологии – химии МБОУ СОШ №3 г.
Селиванова В. Н.
Рассмотрено на заседании ШМО Протокол № ___ от «___»___________ 20__г. Руководитель ШМО____________ (подпись) _______________________________ (расшифровка) | Принято на заседании педагогического совета. Протокол №______________
От « »___________ 20__г |
2016 - 2018 учебный год
Пояснительная записка
Актуальность темы
Актуальность предлагаемого факультатива обусловлена тем, что здоровье является основным составляющим элементом благополучной жизни человека. В настоящее время состояние здоровья детей и подростков приобрело настолько плачевное состояние, что о нём заговорили не только врачи и педагоги, но и представители широкой общественности и политики. Сегодня лишь 20–25 % школьников могут быть названы по-настоящему здоровыми. Состояние окружающей среды становится всё менее благоприятным для существования человека, его здоровья.
В этих условиях школа обрела особое значение и призвана дать подрастающему поколению хотя бы элементарные представления о взаимосвязях окружающей среды и здоровья человека. Ребёнок приходит в школу в восприимчивом к образованию и воспитанию возрасте, а длительное пребывание в школе вполне достаточно для формирования у него мотивов здоровья.
Содержание школьного биологического образования не раскрывает в полной мере проблему здорового образа жизни, факторов, влияющих на состояние здоровья человека. Курс является важным элементом в плане формирования у подрастающего поколения – ответственного отношения к здоровью, формированию культуры здоровья.
Цель курса
Формирование культуры здорового образа жизни
Задачи курса
Воспитать отношение к здоровью как к ценности.
Сформировать у учащихся потребность в здоровье и сознательном отношении к нему
Овладеть знаниями и представлениями об опасностях окружающей среды угрожающих здоровью человека.
Развивать умение работать с различными источниками информации.
Развивать умение выполнять практические, лабораторные работы, наблюдения, исследования.
Создать «Паспорт здоровья»
Тематический план и программа курса «Мое здоровье» рассчитаны на 35 часов в год, 1 час в неделю. Большое внимание при организации и подготовке занятий по ЗОЖ уделяется использованию средств ИКТ. К занятиям разработаны компьютерные презентации, подобраны видео, разработаны практические работы. К проведению лекций привлекается медицинский работник школы.





Основу организации здоровьесберегающей деятельности в образовательном учреждении составляют нормативные документы:
Федеральный закон от 20.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»,
ст. 51 Федерального закона «Об образовании»,
Санитарные правила и нормы СанПиН 2.4.2.1178-02, 2.4.7.1166-02. утвержденные постановлением Министерства здравоохранения и Главного государственного санитарного врача РФ от 28.11.2002 №44 и от 20.11.2002 №38,
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 №1756-р,
Постановление Правительства Российской Федерации от 23.03.2001 №224 «О проведении эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования» в части сохранения и укрепления здоровья школьников.
Организация курса
В основе организации курса лежат следующие принципы:
заинтересованность к изучению предмета
добровольность и готовность к диалогу
взаимное доверие и уважение к любому мнению, точке зрения
активное участие
“Здоровье через образование”
гуманизация образования
осуществление целостного подхода к воспитанию
соответствие содержания возрастным особенностям учащихся
деятельностный подход в обучении
Методы работы
поисково-исследовательских метод (работа по выполнению заданий исследовательского характера)
метод самореализации (подготовка проектов, выступления)
метод комплексного подхода к образованию и воспитанию (единство нравственного, экологического, эстетического воспитания)
Формы работы
Беседы, семинары, дискуссии, практические работы, теоретические занятия.
При изучении материала курса предусмотрено использование наглядных пособий, таблиц, видеоматериалов, презентаций, проведение различных исследований, экскурсий.
Форма отчётности
Формы организации контроля и оценки качества знаний
Тестирование
Смотр знаний, умений и навыков (викторина, интеллектуальная разминка и прочее).
Дискуссия.
Проектно-исследовательская работа.
Конференция.
Творческий отчет о проведении опыта, наблюдения, о проведении внеклассного мероприятия.
Отчетная выставка.
Ресурсы
Критерии эффективности
Выступления учащихся перед другими учениками
Оценивание своего здоровья учащимися при заключительном тестировании
Обсуждение результатов паспорта «Мое здоровье» в своей семье
Ведение ЗОЖ (отсутствие вредных привычек, занятия в спортивных секциях, горячее питание)
Ожидаемые результаты
Личностные результаты:
• знания основных принципов и правил отношения к живой природе;
• сформированность познавательных интересов и мотивов направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и другое), эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметные результаты:
• овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности: умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
• умение работать с разными источниками биологической информации,
анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
Предметные результаты:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
• изучение основных процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение), протекающих в организме человека;
взаимосвязь физиологических процессов человека и явлений, происходящих в природе с человеком;
• сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
• овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
умение применять знания о физиологических процессах при описании явления, происходящего с растениями;
умение применять знания о физиологических процессах в практической деятельности (управление ростом растения, использование фитонцидных растений, создание условий для роста растений на приусадебном участке).
3. В сфере трудовой деятельности:
• знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
• соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами.
4. В сфере физической деятельности:
• создание условий обитания опытных растений в кабинете, уход за ними.
5. В эстетической сфере:
• умение видеть красоту растений в природе и соблюдать правила поддержания природной красоты растений.
На каждом занятии учащиеся имеют возможность изучать самостоятельно или в парах, группах теоретические основы, методики изучения растений в лаборатории или в полевых условиях, заложить опыт или описать результаты, полученные по предыдущему опыту или эксперименту. Обязательной составляющей является экологическая задача по изучаемой теме.
Тематическое планирование
№ | Название разделов и тем курса | Кол-во часов | Форма занятий | Ответственные |
Блок I «Введение. Здоровье человека» | 2 | |
1. | Здоровье человека - что это? Тест «Состояние моего здоровья». | 1 | Беседа, презентация | учитель |
2. | Основные показатели уровня здоровья. | 1 | Беседа | Учитель, ученики |
Блок II «Влияние окружающей среды на здоровье человека» | 10 | |
3. | Природная среда, как фактор здоровья человека. | 1 | Беседа, презентация | Учитель, ученики |
4. | Здоровье человека в эпоху НТП. Пр. р. «Исследование состояния позвоночника и свода стопы». Антропометрия. | 1 | Беседа, практическая работа | Медицинский работник, учитель |
5. | ЗУН по эксплуатации технических средств, бытовых приборов с электромагнитным излучением | 1 | Беседа, презентация | Учитель, ученики |
6. | Организм человека – «концентратор» загрязнений окружающей среды (геномодифицированные продукты). Пр. р. «Изучение информации на этикетках пищевых продуктов» | 1 | Семинар, просмотр видеофильма. | ученики |
7. | «Болезни цивилизации». | 1 | Беседа | учитель |
8. | Человек и физические загрязнители. Пр. р. «Определение загрязнения воздуха в окрестностях школы» | 1 | Практическая работа | учитель |
9. | Химизация быта человека. Пр. р. «Распознавание знакомых веществ». | 1 | Практическая работа | Ученики, учитель |
10. | Проблемы качества воды. Качество воды в г. Вязьма. | 1 | Беседа / экскурсия | ученики |
11. | Пр. р. Определение физических свойств воды. Пр. р. Методы очистки и обеззараживание воды. | 2 | Практическая работа | Ученики, учитель |
Блок III «Я и мое здоровье!» | 15 | |
12. | Задачи современной гигиены. | 1 | Беседа | Медицинский работник |
13. | Личная гигиена. Пр. р. «Определение чувствительности микроорганизмов к йоду и мылу» | 2 | Беседа, практическая работа | Учитель, ученики |
14. | Гигиена одежды и обуви. | 1 | Беседа, дискуссия. | Учитель, ученики |
15. | Гигиена жилища. Пр. р. «Исследование запыленности воздуха в кабинете» Пр. р. «Определение наличия в воздухе микроорганизмов в классной комнате и на участке, хорошо освещенном солнцем» | 2 | Беседа Практическая работа | Учитель, ученики |
16. | Дыхание и здоровье. Пр. р. «Исследование функций дыхательной системы» | 1 | Практическая работа | Медицинский работник |
18. | Пр. р. «Определение типа фигуры и ее соответствие норме» | 1 | Индивидуальная практическая работа | Учитель, ученики |
19. | Рацион питания. ТЕСТ «Мой суточный рациона». Особенности питания жителей севера. | 1 | Беседа, презентация, тестирование. | Учитель, ученики |
20. | Пр. р. «Составление дневного рациона школьника» | 1 | Практическая работа | Учитель, ученики |
21. | Витамины и здоровье. Пр. р. «Определение витамина С в продуктах» | 1 | Презентация, практическая работа | Учитель, ученики |
22. | Гигиена питания. Желудочно-кишечные инфекции, гельминты. | 1 | Беседа, просмотр презентации. | Учитель, медицинский работник |
23. | Пр. р. «Исследований функций сердечно-сосудистой системы» | 1 | Практическая работа | Учитель, ученики |
24. | О вреде курения, наркотиков и алкоголя. | 2 | Беседа, просмотр видеофильма, демонстрационные опыты. | Медицинский работник, учитель |
Блок IV «Основы труда и отдыха» | 9 | |
25. | Режим труда и отдыха. Работоспособность. Пр. р. «Определение уровня физического развития» | 1 | Круглый стол, практическая работа | Учитель, ученики |
26. | Физическая активность, как условие нормальной жизни. Пр. р. «Определение мышечной силы» | 1 | Практическая работа | Учитель, ученики |
27. | Сон и работоспособность. | 1 | Беседа | Учитель, ученики |
28. | Гигиена умственного труда Пр. р. «Составление режима школьника» | 1 | Семинар, практическая работа | психолог |
29. | Исследование функций нервной системы. Пр. р. «Определение объема памяти» | 1 | Просмотр презентации, практическая работа | Учитель, ученики |
Блок V «Заключение» | 3 | |
30. | Комплексная оценка уровня здоровья. | 1 | Исследовательская работа на основании проведенных практических работ курса | учитель |
31. | Работа над созданием паспорта: «Мое здоровье» | 1 | Конференция | Ученики |
32. | Обсуждение результатов. Подведение итогов курса. | 1 | Семинар | Ученики, учитель, медицинский работник |
Список литературы
Интернет-ресурсы
http://www.sportreferats.ru
http://www. unimedic.ru
http://www.stress-off.ru/figura-type/figura-test.html
http://www.zor-da.ru/muz/metodichsekie-materialy/new-otsenka-urovnya-zdorovya-s-a-egorova/
http://flylady.org.ua/forums/showthread.php?t=4738
http://idealbody.org/threads/Типы-женских-фигур-Фото-Как-определить-тип-фигуры.439/
http://dozorova.rusedu.net/post/1097/26581
http://sportmashina.com/?cnt=articles&item=75
Для учеников
Апанасенко Г.Л., Науменко Р.Т. Физическое здоровье и максимальная аэробная способность индивида/ Теория и практика физической культуры. 1988.-№4.
Блинова Н.Г. и др. Практикум по психофизиологической диагностике/ Учебное пособие для вузов.- Издательство ВЛАДОС, 2000.
Быков И.В. Гигиена физической культуры и спорта / Учебник. - Издательство: СпецЛит, 2010.
Вайнер Э.Н. Валеология. – М.: «Наука», 2001.
Генкова Л.Л., СлавковН.Б. Почему это опасно. Москва: Просвещение, 1989.
Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. Гигиена и здоровье. Пособие для учащихся Москва: Просвещение, 1983.
Зарубин Г.П. Окружающая среда и здоровье. Москва: Знание 1977.
Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии, гигиена человека – Москва: Просвещение 1971.
Пономарева В.В. Физическая культура и здоровье / Учебник. - Издательство: ГОУ ВУНМЦ, 2008.
Соколова Н.Г. Практическое руководство по детской лечебной физкультуре. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010.
Для учителя
Балабанова В.В, Максимцева Т.А. Биология, экология, здоровый образ жизни. Волгоград. Учитель 2001.
Аверчинкова О.Е. Элективные курсы. Биология Москва 2007.
Величковский Б.Г., Кирпичев В.П., Суравегина Н.Т.. Здоровье человека и окружающая среда: учебное пособие М.: новая школа 1997 г.
Кузнецов В.Н. Экология дома: Биология 1 сентября: газ. 1990 № 31
Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Город без отходов: Биология в школе: журнал 2005. № 13.
Самкова В.А. Экологический практикум. «Город, в котором я живу» // Биология в школе 2001 г. № 5,7.
Воронин Л.Г., Маш Р.Д. Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене человека. М.: Просвещение 1983.
Библиотека «1 сентября» Я иду на урок биологии. Человек и его здоровье. Книга для учителя. М. 2000.
Хрипкова А.Г., Комсов А.В. Гигиена и здоровье. Пособие для учащихся. М.: Просвещение 1983.
Сивохина И.К. Питание и здоровье. М.: Медицинская газета 1990.
Генкова Л.Л., Славков Н.Б.. Почему это опасно. М.: Просвещение 1989.
Маш Р.Д., Пуга Н.А., Драгомилов А.Г. Биология 8. Человек. Методическое пособие для учителя. Москва: Аркти 1998.
Тейлор Д., Грин Н., Стаут У.. Биология в 3-х томах. М.: Мир 2002.
Величковский Б.Т., Кирпичев В.И., Суравегина И.Т. Здоровье человека и окружающая среда. Учебное пособие. М.: Новая школа, 1997.
Основы медицинских знаний учащихся: Проб. Учеб. Для сред. Учеб. Заведений под ред. М.И. Гоголева. - М.: Просвещение, 1991.