Формирование самостоятельной, творческой личности, которая востребована в любой сфере жизнедеятельности, всегда рассматривалось как одна из основополагающих задач обучения. Следует отметить, что на сегодняшний день владение иностранным языком занимает важное место в жизни общества. Любому специалисту, если он хочет преуспеть в своей области, знание иностранного языка жизненно важно. Поэтому мотивация к его изучению резко возросла. Однако трудностей на пути овладения языком, особенно в массовой школе, не убавилось. Изучение иностранного языка нацелено на развитие гармоничной личности, готовой к межкультурной коммуникации. Перед учителем поставлена непростая задача–найти современные и эффективные методы и технологии обучения языку. И здесь хотелось бы отметить важность и целесообразность развития критического мышления при обучении иностранному языку.
В то же время одним из наиболее эффективных инструментов формирования критического мышления учащихся является изучение иностранного языка.
Под критическим мышлением в обучающей деятельности понимают совокупность качеств и умений, обусловливающих формирование «мышления оценочного, рефлексивного», для которого знание является не конечной, а отправной точкой, аргументированного и логического мышления, которое базируется на личном опыте и проверенных фактах. Критическое мышление – это сложный мыслительный процесс, который начинается с получения информации и заканчивается принятием решения, формированием собственных позиций. Это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-ориентированного подхода с тем, чтобы применять полученные результаты как к стандартным, так и к нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам; это умение ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения. Креативность является полной противоположностью шаблонного мышления (ограниченность выбора при поиске возможных решений и тенденций одинаково подходить к разным проблемам). Она уводит в сторону от банальных идей и скучного, привычного взгляда на вещи и рождает оригинальные решения. Креативность делает процесс мышления увлекательным и помогает находить новые решения старых проблем.
Ниже хотелось бы привести приемы развития критического мышления при работе над чтением и письмом. Очень часто по определенным темам необходимо извлечь большой объем информации из текстов. В этом случае очень востребованным может стать метод-зигзаг. Целью данного приема является изучение и систематизация большого по объему материала. Для этого предстоит сначала разбить текст на смысловые отрывки для взаимообучения. Количество отрывков должно совпадать с количеством членов групп. Например, если текст разбит на 4 смысловые отрывка, то в группах (назовем их условно рабочими) – 4 человека. Класс делится на группы. Группе выдаются тексты различного содержания. Каждый учащийся работает со своим текстом: выделяя главное, либо составляет опорный конспект, либо использует одну из графических форм. По окончании работы учащиеся переходят в другие группы – группы экспертов. Новые группы составляются так, чтобы в каждой оказались «специалисты» по одной теме. В процессе обмена результатами своей работы, составляется общая презентационная схема рассказа по теме. Решается вопрос о том, кто будет проводить итоговую презентацию. Затем учащиеся пересаживаются в свои первоначальные группы. Вернувшись в свою рабочую группу, эксперт знакомит других членов группы со своей темой, пользуясь общей презентационной схемой. В группе происходит обмен информацией всех участников рабочей группы. Таким образом, в каждой рабочей группе, благодаря работе экспертов, складывается общее представление по изучаемой теме. Следующим этапом станет презентация сведений по отдельным темам, которую проводит один из экспертов, другие вносят дополнения, отвечают на вопросы. Таким образом, идет «второе слушание» темы. Итогом урока может стать исследовательское или творческое задание по изученной теме. Этот прием применяется и на текстах меньшего объема. В этом случае текст изучается всеми учениками, принцип деления на группы – вопросы к данному тексту, их количество должно совпадать с количеством участников группы. В экспертные группы собираются специалисты по одному вопросу: для более детального его изучения, обмена мнениями, подготовки подробного ответа на вопрос, обсуждения формы его представления. Вернувшись в рабочие группы, эксперты последовательно представляют варианты ответов на свои вопросы.
При подготовке написания сочинений и эссе незаменимым является метод «Шести Шляп Мышления». Он позволяет преодолеть трудности, разделив процесс мышления на шесть различных этапов, представленных шляпами разного цвета. Вместо того чтобы думать обо всем одновременно, мы думаем обо всем по очереди. В конце работы все аспекты собираются вместе, и мы получаем полноценную картину.
Итак:
Белая шляпа – только факты; что знаем, что нужно узнать, как получить информацию;
Красная шляпа – только эмоции, чувства, интуиция – на определенном этапе это необходимо;
Желтая шляпа – положительные стороны, достоинства новой идеи;
Черная шляпа – все минусы и недостатки, риски новой задачи;
Зеленая шляпа – творчество: развиваем идеи, придумываем новые, исследуем;
Синяя шляпа – управление всем процессом работы. Ее используют в начале, чтобы определить, что предстоит сделать, и в конце, чтобы обобщить достигнутое и обозначить новые цели.
Последовательность шляп определяется конкретной задачей. Суть в том, что все одновременно «надевают шляпы» одного цвета и работают в команде. На уроках можно ограничиться маленькими треугольными колпачками разных цветов, или просто символически обозначаем фломастерами разных цветов. Например, по теме «Свободное время. Мир чтения» ребята должны были написать сочинение-рассуждение на тему «Нужны ли в современном мире библиотеки», и метод «шести шляп» помог организовать работу. Так, задав вопрос «Нужен ли в наше время печатные издания?» и дружно прокричав «Да! Конечно!» – «красная шляпа», – ребята взялись за анализ ситуации и выяснили, как часто мы пользуемся печатными книгами («желтая»). Затем, «надев черную шляпу», обсудили все минусы, негатив. После этого «надели зеленую шляпу» и стали думать о путях решения проблемы. Дома каждый уже самостоятельно все осмыслил и написал свое сочинение. Таким образом «Смена шляпы» изменяет направление мышления, «надевание шляпы» фокусирует мышление». «Меняя» шляпы, мы придаем мыслям нужное направление.