СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Прогулка в осенний лес"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект открытой ООД по речевому развитию в средней группе ДОУ

Просмотр содержимого документа
«"Прогулка в осенний лес"»

Основная образовательная область: речевое развитие

Интеграция образовательных областей:

«познавательное развитие» - формирование целостной картины мира,  ознакомление с миром природы;

«социально-коммуникативное развитие» - формирование навыков безопасного поведения в природе; готовности к совместной деятельности со сверстниками;

«физическое развитие» - двигательная активность детей во время физминутки.

«художественно-эстетическое» - слушание звуков природы, пения птиц.

Цели:

Уточнение и закрепление представлений детей о сезонных изменениях в природе осенью, на примере леса через игровую деятельность.


Задачи:


Образовательная:


1. Продолжать знакомить с характерными признаками осени.

2. Закреплять знания детей о птицах.

3. Закреплять знания детей о диких животных.



Развивающая.


1. Развивать интерес к жизни птиц и диких животных;

2. Развивать слуховое и зрительное внимание, мышление и память детей, учить их выбирать и запоминать из потока информации нужное;

3. Развивать речь детей, обогащать их словарь(на русском и башкирском языках);

4. Закреплять умение  понимать образный смысл загадок.


Воспитательная.


1. Воспитывать чувство любви к родной природе;

2. Воспитывать доброе, бережное отношение к пернатым друзьям и к животным;

3. Воспитывать любознательность, сочувствие.


Виды деятельности:

- словесный (беседа, диалог, вопросы)

- наглядный (рассматривание.мнемотаблицы, иллюстраций, показ, демонстрационный материал, карточки с изображением птиц и диких животных, деревья,деревянная кормушка);

- игровой ( физминутка «Дети по лесу гуляли»,кормление птиц,дидактическая игры «Закончи предложение», «Угадай птичку по голосу»).

 Словарная работа:Закрепление с детьми признаков осени,повторение названий птиц,диких животных .




Предварительная работа:


1. Наблюдение за птицами во время прогулок,беседа о временах года.

2. Чтение художественной литературы: Т. Нужина «Воробьи», «Ласточка» ,энциклопедия «Животные и птицы»

3. Загадывание загадок.

5. Рассматривание дидактического материала, книжных иллюстраций.

6. Дидактические игры «, «Закончи предложение»,»Назови детенышей»


Поддержка индивидуальности ребенка:

С Ильгамом и Анитой повторяем названия птиц,с Айтуганом и Матвеем

закрепляем признаки осени,с Д.Амелией,Р.Артемом и Л.Софией повторяем и закрепляем стихотворения про кормушку.С Айратом,Арсланом и Ильданом закрепляем стишок про ежика на башкирском языке,со всеми ребятами повторяем и закрепляем слова на башкирском языке)



Приемы и реализация ООД(методы и приемы):

Словесный,наглядный,игровой,  вопросы детям, ответы, музыкальное сопровождение.


Создание РППС(материал и оборудование):


1. Демонстрационный материал «Птицы», «Дикие животные»

2.Мнемотаблица «Осень»

3.Макеты деревьев.

4.Кормушка,корм (рисунки)для птиц

5.Аудиозаписи с голосами птиц

6.Карточки с животными и их детенышами

7.Загадки про птиц

8.Письмо от Осени


Ожидаемый результат

Ребята хорошо усвоили данную тему,умеют называть зимующих и перелетных птиц,диких животных, их детенышей,знают признаки времен года,обрели богатый словарный запас как на русском,так и на башкирском языках.








































Алгоритм ООД

I.Вводная часть.Мотивационно-ориентировочный этап.

Приветствие детей. Введение в тему.Письмо от Осени.

II.Основная часть.Проблемно-поисковый этап.

-рассматривание мнемотаблицы

-прогулка в осенний лес

-беседа о деревьях

-перелетные и зимующие птицы(отгадывание загадок про птиц)

-Кормушка(кормление птиц)

-Стихи про кормушку

-«Угадай птицу по голосу»

-Физминутка

-Встреча с белочкой

-Беседа о диких животных(стихотворение про ежика на башкирском языке)

-д/и «Закончи предложение»

-возвращение в садик

III.Заключительный этап.Рефлексивно-оценочный этап.

Ребята,а где мы с вами были ?

Вам понравилось в осеннем лесу?

Кого мы видели?

Какое доброе дело мы сделали сегодня?

Похлопаем себе!

(ответы детей)







Вводная часть


Организационный момент


Воспитатель: 


 Дети, посмотрите, у нас сегодня гости. Поздороваемся с ними:


 Дети: Здравствуйте!

Һаумыһығыҙ!

Воспитатель: Ребята, когда я утром пришла в садик,то на столе нашла вот это письмо.Как вы думаете от кого это письмо?

Дети:От Осени

Мы сейчас почитаем и узнаем что же там.

Письмо:

Здравствуйте,ребята!

Наступила осень.В природе произошли изменения.Перелетные птицы улетели в теплые края.Лесные жители начали готовиться к зиме.И я вас приглашаю на прогулку в осенний лес.

В письме осень нам еще прислала интересные картинки, с разными своими приметами. Посмотрите и назовите, что происходит в природе с приходом осени.

 (Рассматривание мнемотаблицы)



(Дети по очереди называют приметы осени)

Воспитатель:Все вы правильно сказали, а теперь пора отправляться в осенний лес. Нас там ожидает много интересного. Но для того, чтобы туда  отправиться, нам нужно произнести волшебные слова.

Давайте закроем глазки:


«Повертелись, покружились и в лесочке очутились»


Открывайте глазки, вот мы и оказались в лесу.

Воспитатель:

Здравствуй, лес!

Полон  сказок и чудес!  

Воспитатель:

Ребята, мы в лесу с вами гости, а тут есть свои правила поведения.

Вы их помните?

(показываю карточки «Правила поведения в лесу»)

Дети:

Нельзя громко разговаривать, кричать, шуметь, т.к. можно напугать лесных жителей: зверей и птиц,нельзя громко включать музыку,приводить в лес собаку,нельзя разорять муравейники,нельзя трогать гнезда птиц и птенцов.

Воспитатель: Оглянитесь вокруг, какие деревья нас окружают в лесу?

Дети: Ёлка, берёза.

Воспитатель: Скажите, чем отличается березка от елочки?

Дети:  У березки листики, а у елочки иголки и они всегда зеленые.

Воспитатель: С наступлением осени в какой цвет окрашиваются листья березы?

Дети:В желтый

Воспитатель:А сейчас,ребята,какая осень?

Дети:Поздняя осень

Воспитатель:Правильно,поздняя осень,поэтому в лесу у деревьев не осталось листочков,они стоят голые.

Воспитатель:А у елки иголки какого цвета?

Дети:зеленые иголки

Воспитатель:Правильно.А кого можно встретить в осеннем лесу?

Дети:Птиц

Воспитатель: Дети, как называются птицы, которые осенью улетают в теплые края, а весной возвращаются?

Дети: перелетными.

Воспитатель:А мы поздней осенью можем встретить в лесу перелетных птиц?

Дети:Нет,они улетели в теплые края.

Воспитатель:Назовите,мне,пожалуйста перелетных птиц

Дети:ласточка,соловей,кукушка,скворец,грач

Воспитатель:А птицы,которые зимуют у нас?Почему их называют зимующими?

Дети:Зимующие,потому что они зимуют у нас.(сорока,воробей,дятел,ворона,снегирь,синица,голубь,сова)

Воспитатель:Правильно!Ребята,будем отгадывать загадки про птиц?

Дети: да!

Воспитатель:



Хочет с детства эта птица
Стать известною певицей.
День и ночь неугомонно
" Кар–кар–кар! " – поёт………. (ворона)


С желтой грудкой у окошка
Собирает шустро крошки
Отгадайте что за птица?
Называется ………..(синица)


 У этой птицы нет гнезда,

 Но это вовсе не беда.

 И на деревьях у опушки

 Кто нам «ку-ку» поет? …( кукушка)



Тук да тук, тук да тук,

 Что в лесу за странный стук?

 Леса друг – приятель,

 Это пёстрый…( дятел) 


Красногрудый,чернокрылый,

Любит ягодки клевать.

С первым снегом на рябине

Он появится опять.(снегирь)             


Воспитатель:


Всех мы птичек отгадали ,афарин!

А что за слово «афарин»?Как оно перводится на русский язык?

Дети: Молодец!

Воспитатель:Правильно!



Кормушка с птицами


Воспитатель:Что там висит на дереве?

Дети:Кормушка.

Воспитатель:Для чего нужна кормушка?

Дети:Чтобы класть туда корм птицам

Воспитатель:Правильно,с наступлением холодов, птицам трудно добывать себе еду,поэтому мы должны мастерить кормушки и кормить птиц .


Послушаем с вами стихи :


Д.Амелия

Мы кормушку смастерили.

Мы столовую открыли.

Воробей,снегирь-сосед,

Будет вам зимой обед!


Л.София

В гости в первый день недели

Две синицы прилетели.

А во вторник-снегири,

Ярче утренней зари!


Р.Артем

Три вороны были в среду

Мы не ждали их к обеду.

А в четверг со всех краев-

Десять жадных воробьев.


Воспитатель:


Какие красивые стишки нам рассказали ребята,молодцы!


-Ребята, покоримим с вами птиц?

-Что едят птицы?

Дети:

рябину,хлебные крошки,крупы,семечки подсолнуха,сушеные ягоды,орешки,арбузные,дынные семечки,сливочное масло,сало(свиной жир)


Воспитатель:

А как будут эти слова на башкирском языке?


Хлеб-икмәк

Хлебные крошки-икмәк валсыҡтары

Рябина-миләш

Крупа-ярма

Масло-май

(дети берут карточки ,называют и кладут в кормушку)


Вот какое доброе дело мы с вами сделали,покормили птичек.

А птицы обрадовались и запели свои красивые песни,мы с вами будем отгадывать,какая же птица поет?

(Аудиозаписи с голосами птиц)

Игра «Угадай птицу по голосу»

Хорошо,с этим заданием мы тоже справились.

Ребята,гуляя по лесу ,мы немного устали,сделаем с вами физминутку:


Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели

И их лучики согрели.

Птички летали,

Крыльями махали.

Дружно похлопаем,

Ножками потопаем.

Хорошо мы погуляли,

И нисколько не устали!


Воспитатель: Ребята,мы что-то с вами расшумелись,где же лесные жители? Они нас, наверное, испугались и спрятались. Мы с вами попробуем  их отыскать.

 Воспитатель: Кто там, за деревом спрятался? (там спряталась белка)

Дети:Это белка!

Воспитатель:Правильно,белка приглашает нас сесть в круг(садятся в круг)

Посмотрите,какая она белка?

Дети: Шустрая,красивая,добрая,хорошая,трудолюбивая…..

Воспитатель:Что любят есть белки?

Дети:Грибы,ягоды,орехи,семена,насекомых,ящериц,лягушек.

Словарная работа «Назови жителей леса»

Воспитатель: Каких еще жителей леса вы знаете?

Дети вспоминают названия знакомых им лесных обитателей. (Заяц, белка, медведь, лиса, волк, ежик)

Воспитатель: Хорошо, а если они все живут в лесу, как их можно назвать одним словом?

Дети: Дикие животные.

Воспитатель:Как вы думаете,почему их зовут дикими?

Дети:Дикие,потому что они живут в лесу и сами о себе заботятся.

Воспитатель: Правильно,молодцы!Ребята,а кого сейчас ,поздней осенью невозможно увидеть в лесу?

Дети:Медведя и ежика,они ушли в зимнюю спячку.

Воспитатель:А сейчас я вам расскажу стишок про ежика на башкирском языке.

Послушайте,ребята.

Показываю карточку с ежиком и рассказываю :

Мин терпе,энәле йомғаҡ,

Һеҙгә ҡунаҡҡа килдем.

Дуҫтарға күстәнәс тип,

Энәмә алма элдем.

Кто еще хочет рассказать этот стишок?

(рассказывают это же стихотворение-Ильдан,Арслан,Айрат)

Воспитатель:Молодцы!

А теперь следующая игра «Закончи предложение»

Я начинаю предложение, вы должны закончить его, подобрав подходящее название животного.

Ловкий, как ……… .. (белка).

Пугливый, как ……… .. (заяц).

Хитрый, как …………. (лиса).

Колючий, как ……… .. (еж).

Злой, как ………… .. (волк).

Огромный , как …… ….. (медведь)



А теперь,исправьте,мои ошибки

У медведицы- детеныши зайчата.Правда?

У лисицы- бельчата.

У зайчихи -медвежата.Правда?

У белки-лисята.

У ежихи-волчата.





Молодцы,ребята!Все вы знаете.

Не зря мы здесь побывали,птичек покормили , нашли спрятавшуюся белку,стишки рассказали.

 Ну а нам пора возвращаться в группу!

До свидания, птички и животные!

Встали,глазки закрыли.

Воспитатель:

«Повертелись. Покружились

Снова в группе очутились».

Садимся на стульчики.

Рефлексия

Воспитатель:Ребята,а где мы с вами были ?

Вам понравилось в осеннем лесу?

Что вам больше всего понравилось?

Кого мы видели?

Какое доброе дело мы сделали сегодня?

Похлопаем себе!!!

Занятие окончено,всем большое спасибо.

Ҙур рәхмәт!!!
























































УТВЕРЖДАЮ:

К педсовету №2 Заведующий МАДОУ

Детский сад№9

МР Учалинский район РБ

_______Шарипова Д.А.

«____»________ 2022г.











Конспект ООД по речевому развитию

в средней группе.

Тема: «Прогулка в осенний лес»









Подготовила: воспитатель Ханова Г.Ю.





Ноябрь 2022