Цель: совершенствование у обучающихся знаний о терроризме; рассказать детям как не стать жертвой преступления, о правилах поведения при встрече с незнакомыми людьми или предметами.
Задача: изучить правила поведения при теракте.
Оборудование: монитор, флэш-карта.
(Вначале учащиеся просматривают кадры хроники о действиях террористов в Буденовске, Москве, Беслане, США).
Ход беседы:
Терроризм - это тяжкое преступление, когда организованная группа людей стремиться достичь своей цели при помощи насилия.
Террористы – это люди, которые захватывают в заложники, организуют взрывы в многолюдных местах, используют оружие. Часто жертвами терроризма становятся невинные люди, среди которых есть и дети.
За последние десятилетия крупными террористическими актами в нашей стране стали:
9 мая 2002 года — террористический акт в Каспийске (Дагестан). Взрывное устройство сработало при прохождении праздничной колонны войск. Погибли 45 человек, в том числе 12 детей, более 170 ранены.
23 октября — 26 октября 2002 года — теракт на Дубровке. В здание, где шло представление популярного мюзикла "Норд-Ост", ворвалась вооруженная группа из 40 террористов и взяла в заложники 912 человек, в том числе женщин и детей. Спустя почти трое суток произошел штурм здания, в результате которого террористы были уничтожены, а оставшиеся в живых заложники освобождены. Жертвами теракта стали 130 заложников.
6 февраля 2004 года на Замоскворецкой линии Московского метрополитена на перегоне между станциями "Автозаводская" и "Павелецкая" в вагоне поезда произошел взрыв. В тоннеле возник сильный пожар. В результате теракта погиб 41 человек, более 130 ранены.
1 сентября 2004 года. В результате захвата террористами бесланской школы № 1 в заложниках оказались более 1200 человек. Погибли и позднее скончались от ранений 334 человека, 186 из них - дети. Инвалидами стали 126 бывших заложников, 70 из которых - дети.
13 октября 2005 года примерно в 9.20 утра по московскому времени во время строевого смотра личного состава силовых подразделений в Нальчике (Кабардино-Балкария) было совершено нападение на здания отделов и подразделений МВД, управления ФСБ, Центра «Т» и погранчасти, 12 группами боевиков. В итоге были уничтожены 87 и задержаны 50 террористов, убиты 12 мирных жителей и 35 сотрудников милиции и силовых структур, ранены более 100 человек, из них 85 сотрудников правоохранительных органов.
21 августа 2006 года — взрыв на Черкизовском рынке в Москве. В результате взрыва погибли 14 человек, ранен 61 человек.
27 ноября 2009 года на железнодорожных путях в районе деревни Лыкошино на 284-м километре Октябрьской железной дороги были заложены два взрывных устройства, сработавшие при прохождении скоростного поезда "Невский экспресс". Теракт унес жизни 27 человек, пострадали более 150 пассажиров.
29 марта 2010 года на Сокольнической линии Московского метрополитена в утренний час пик на станциях "Лубянка" и "Парк культуры" две террористки-смертницы привели в действие безоболочные взрывные устройства. В результате терактов 40 человек погибли, более 140 получили ранения различной степени тяжести.
24 января 2011 года в зале прибытия пассажиров международных авиалиний аэропорта Домодедово террорист привел в действие закрепленное на его поясе самодельное взрывное. От взрыва погибли 37 и пострадали 172 человека.
3 мая 2012 года возле поста полиции на выезде из Махачкалы был совершен двойной теракт. Вначале взорвалась машина со смертником. Спустя небольшой промежуток времени прогремел второй взрыв — бомба была заложена в автомобиле "Газель". В итоге погибли 13 человек, более 100 пострадали.
20 мая 2013 года два взрыва с промежутком около 15 минут прогремели около здания федеральной службы судебных приставов в Махачкале (Дагестан). Погибли четыре человека — два пристава и два полицейских.
4 декабря 2014 года в Грозном (Чечня) группа боевиков сначала напала на пост ДПС, а затем захватила Дом печати и здание школы. Был введен режим контртеррористической операции. Погибли 14 полицейских и 36 получили ранения.
3 апреля 2017 года днем на перегоне между станциями "Сенная площадь" и "Технологический институт-2" петербургского метро произошел взрыв. Еще один взрыв, на станции "Площадь Восстания", удалось предотвратить благодаря своевременному обнаружению самодельного взрывного устройства. В результате теракта погибли 15 человек и сам террорист-смертник, пострадали свыше 60 человек.
В последние годы участились такие случаи так называемого скулшутинга. Что в переводе означает стрельба в школе. Вы что ни будь слышали о таких случаях?
Сегодня мы собрались для обсуждения проблемы, которая заявлена следующим образом: “Терроризм-угроза обществу”.
- Итак, что такое терроризм? Откуда происходит данное слово? Что в себе несет? И как себя вести в подобной ситуации? Это вопросы беседы, на которые мы постараемся дать ответы.
Террор - запугивание, подавление противников, физическое насилие, вплоть до физического уничтожения людей совершением актов насилия (убийства, поджоги, взрывы, захват заложников).
Как же не стать жертвой теракта?
(Ответы: Здесь следует проявлять осмотрительность и гражданскую бдительность.)
Что такое гражданская бдительность? (Ответы: например оставленный кем-то подозрительный предмет (пакет, коробка, чемодан и т. д.))
Какие действия необходимо применить при обнаружении подозрительных предметов? (Ответы: не трогать, не вскрывать, зафиксировать время, поставить в известность администрацию, дождаться прибытия милиции.)
Если вы услышали выстрелы, находясь дома, ваши первые действия? (ответы: не входить в комнату, со стороны которой слышатся выстрелы, не стоять у окна, сообщить по телефону).
Если вам поступила угроза по телефону вам необходимо (ответы: запомнить разговор, оценить возраст говорящего, темп речи, голос, зафиксировать время, обратиться после звонка в правоохранительные органы).
Если рядом прогремел взрыв, ваши действия? (Ответы: упасть на пол, убедиться в том, что не получил серьезных ран, осмотреться, постараться, по возможности оказать первую мед помощь, выполнять все распоряжения спасателей).
Если вы оказались в числе заложников? (Ответы: помнить главное-цель остаться в живых, не допускать истерик, не пытаться оказать сопротивление. Ничего не предпринимать без разрешения, помнить - спецслужбы начали действовать).
РЕФЛЕКСИЯ.
По итогам беседы, обучающимся дается такое задание.
“Ситуация”.
-Вас захватил в заложники, человек ограбивший магазин… (Ваши действия). Обучающиеся предлагают свои действия из данных ситуаций, идет обсуждение.
Какой вывод можно сделать из состоявшейся беседы?
(Ответы обучающихся)
Таким образом, можно сделать вывод, что эффективной борьбой с терроризмом наряду с мерами правоохранительных органов спецслужб, является умение граждан противостоять терактам, правильно себя вести в условиях этой опасности.