Казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение
Ханты-мансийского автономного округа – Югры для обучающихся,
воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Сургутская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида
Согласовано Утверждаю
Зам. директора по УМР Директор СС(К)ОШ VIII вида
Посохова Е.И . ___________ Ивина С.Н.______________
Проект
«Огород на подоконнике»
Разработчик проекта:
учитель: Банчева А.Ф.
консультант: зам. директора по УМР Посохова Е.И.
Сургут 2014
Тема проекта: «Огород на подоконнике»
Учебный предмет: СБО
Тема: комнатное растениеводство (овощеводство)
Участники: учащиеся 6 классов
Выполнение проекта - коллективная трудовая деятельность.
Продолжительность: 10 уроков и внеурочная деятельность (в рамках запланированного периода в рабочей программе с5.03 по 15.04)
Тип проекта – практико - ориентированный проект
Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения в рамках проекта:
Весенний гиповитаминоз резко снижает иммунитет людей. Люди часто болеют простудными заболеваниями, обостряются хронические болезни. Синтетические аптечные витамины не всегда усваиваются организмом, даже вызывают аллергические реакции. Лучше всего усваиваются и приносят ощутимую пользу витамины натуральные, содержащиеся в растениях (овощах, фруктах, зелени). Ученики, затратив совсем немного труда, могут на подоконнике вырастить для себя и своей семьи «витаминный огород».
Будет использована возможность трудового и нравственного воспитания учеников.
Ребята будут осваивать элементы проектной деятельности.
Цель проекта: вырастить овощи, зеленые травы (витаминные) для употребления в пищу.
Задачи учителя в ходе реализации проекта:
Формировать навык поиска информации (самостоятельно, совместно со взрослыми).
Развивать навыки проектной деятельности: самостоятельность, умение планировать, анализировать, сравнивать, делать выводы, применять знания на практике.
Развивать коммуникативные навыки при работе с классом, в группе.
Организовать социально значимую деятельность учащихся - заботу о здоровье окружающих людей (семьи, одноклассников).
Воспитывать трудолюбие, ответственное отношение к трудовой деятельности, уважение к одноклассникам при работе в группах,
закреплять установку на здоровый образ жизни, сохранение и укрепление здоровья, как своего, так и близких людей.
Для обучающихся проектная задача состоит в следующем:
Освоить процесс выращивания овощных культур, зелени для употребления в пищу на подоконнике.
Для этого:
Выбрать растения, наиболее приемлемые для выращивания на подоконнике, привычные на вкус.
Приобрести посадочный материал.
Подготовить емкости для почвы и почву.
Провести посев посадочного материала.
Соблюдать технологию выращивания рассады (полив, поддержание светового и температурного режима).
Провести фенологические наблюдения за ростом и развитием растений, оформить их в письменном виде.
Регулярно обсуждать результаты выращивания с целью уточнения задач и исправления ошибок.
Сделать презентацию результатов соей деятельности.
Предполагаемый результат:
Выращенный «витаминный» огород на подоконнике из зелени и некоторых овощей, которые можно употреблять в пищу
Учащиеся научаться:
Находить информацию (самостоятельно, с помощью взрослых) о разнообразии растений, способных приспособиться к росту на подоконнике.
Обращаться к опыту взрослых, занимающихся выращиванием овощей, зелени.
Планировать работу по выращиванию растений на зимнем огороде с соблюдением технологии выращивания.
Освоят технологию выращивания овощей на подоконнике.
Межпредметные связи:
Естествознание 5 – 6 класс – используется знание о разнообразии растений для овощеводства, об условиях содержания и инвентаре для ухода за комнатными растениями; умения и навыки работы по уходу за комнатными цветами;
трудовое обучение – используется умение организовывать свое рабочее место, изготавливать несложный инвентарь для ухода за растениями (палочки для рыхления почвы, колышки для подвязывания стеблей растений);
русский язык и развитие речи – используется умение работать с печатной информацией, кратко записывать главное, составлять краткие пересказы прочитанного;
математика – используется умение решать задачи экономического содержания;
рисование – используется умение делать зарисовки цветными карандашами.
Риски | Пути их минимизации |
Семена растений не прорастают, плохая всхожесть | Приобрести семена разных производителей и больше по количеству, чем необходимо; Для повторного посева иметь запас времени |
Чрезмерное вытягивание и полегание рассады | Регулировать световой режим |
Увядание рассады | Регулировать полив, опрыскивание |
Плохой рост растений | Подобрать несколько видов тепличного грунта для приготовления почвы, необходимой для растений |
Заболели «ответственные» по уходу за растениями | Выбрать заместителей (работа в парах) |
Заболел учитель | Договориться о замене другим учителем на время болезни |
Смета расходов средств в рамках реализации проекта «Огород на подоконнике»
№ п/п | Направление расходов | Сумма средств (школьное финансирование) |
1. | Семена укропа, петрушки, огурцов, помидоров, гороха | 2 00 рублей |
2. | Лук на перо | 100 рублей |
3. | Почва | 200 рублей |
итого | | 500 рублей |
Характеристика основных этапов учебного проектирования
Этапы проектирования | Решаемые задачи | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы и методы обучения | Результат |
Подготовительный этап |
1 урок | - Определение и анализ проблемы - Выбор темы проекта «Огород на подоконнике» Проблемные вопросы: - почему в зимний период снижается работоспособность и ухудшается здоровье? - как помочь организму справиться с такой ситуацией? - что можете вы, ученики, сделать для решения проблемы – пополнения организма качественными витаминами? | Создает условия, в которых учащиеся смогут сформулировать проблему организовать ее обсуждение и наметить пути решения. | Обсуждают проблему с учителем и одноклассниками Формулируют задачи | Обсуждение, используя элементы «метода мозгового штурма» | Поставлена задача: посетить станцию юных натуралистов для уточнения возможности выращивания растений зимой |
2 урок | Определение потребности в разбивке огорода на подоконнике | Создает условия, в которых учащиеся смогут почувствовать, что они сами могут быть защитниками своего здоровья и здоровья близких, экономными людьми | Уточняют и анализируют информацию о значении растений для здоровья человека (наличие витаминов) О возможности использования растений круглый год | Экскурсия на СЮН в теплицу | Поставлена цель: вырастить на подоконнике зелень и овощи для употребления в пищу, для оздоровления организма весной |
3 урок | Планирование деятельности по достижению цели Поиск оптимального решения задач проекта | Организует, активизирует и направляет поиск и выработку идей по подготовке и собственно выращиванию растений Помогает в выборе решений | Организовывают рабочие группы, распределяют обязанности по сбору информации об овощных растениях: видовому составу и технологии выращивания овощей на подоконнике. Устанавливают цели и выбирают план действий. Проводят анализ, оценку идей (под руководством учителя) | Поиск информации в интернете Интервью у родителей, увлекающихся дачным овощеводством | Сформулированы задачи: - изучить материал о видовом составе овощей и зелени, которые хорошо растут на подоконнике. Составлен план деятельности |
Практический этап |
4 урок | Подготовка почвы, емкостей под посев овощных культур. Подготовка посадочного материала | Консультирует, помогает в подготовке к посеву Составление плана практической реализации проекта, подбор необходимых материалов и оборудования. Обеспечивает материальную базу. Косвенно руководит деятельностью учащихся | Выполняют необходимую подготовку (приобретение семян, подготовка емкостей и почвы для посадки овощей, зелени) | Беседа Показ Самостоятельная работа Практическая работа | Выбор видов и сортов овощей зелени, приспособленных для выращивания на подоконнике: лук, укроп, горох, петрушка, огурцы, помидоры. Расчет количества семян для посадки Подготовлены емкости и почва для посадки и посева семян |
5 урок | Выбор технологии выращивания Экономическая оценка Заполнение технологической документации Посев и посадка овощных культур | Рекомендует, наблюдает, консультирует | Посадка лука и чеснока на перо; посев семян укропа, петрушки, гороха, огурцов и помидоров) Работают с информацией о видовом и сортовом составе посадочного материала, которые хорошо приспосабливаются к условиям роста на подоконнике | Беседа Показ Упражнение Самостоятельная работа Практическая работа | Выбрали технологию выращивания В рабочую папку поместили экономические расчеты Заполненные листы технологической документации в рабочей папке Посев семян в почву под п/э пленку |
6 урок | Составление критериев, которым должны соответствовать выращенные овощи, зелень | Организует и координирует процесс выращивания Консультирует, советует | Разрабатывают критерии, которым должно соответствовать изделие - зеленые овощи Выполняют печатные работы на ПК (листы для фенологических наблюдений) и оформляют фенологические наблюдения | Обсуждение, используя элементы «метода мозгового штурма» | Составлены критерии, которым должны соответствовать выращенные растения для употребления в пищу Листы для фенологических наблюдений |
7 урок | Выполнение запланированных технологических операций | Рекомендует, наблюдает, консультирует | уход за огородом на подоконнике | Беседа Показ Упражнение Самостоятельная работа Практическая работа | Полив Регулирование светового и теплового режима |
8 урок | Фенологические наблюдения за ростом и развитием растений Внесение при необходимости изменений в технологию выращивания | Рекомендует, наблюдает, консультирует | уход за огородом на подоконнике сравнение с эталоном | Беседа Показ Упражнение Самостоятельная работа Практическая работа | Оформление наблюдений в листе фенологических наблюдений |
Заключительный этап |
9 урок | Оценка качества выполнения работы Анализ процесса и результатов выполнения проекта Изучение возможности использования результатов в следующем учебном году Подготовка к презентации | Консультирует, организует защиту и обсуждение проектов Участвует в анализе и оценке проекта | Осуществляют самоанализ и самооценку результатов проектирования Участвуют в коллективном обсуждении и оценке результатов проекта | Беседа Дискуссия Самоанализ самооценка | Оформляют листы самоанализа и самооценки |
10 урок | Презентация проекта: - устный отчет о проделанной работе: - о ее значимости, - о результатах совместной деятельности, - о недостатках, достоинствах и трудностях в работе над проектом - компьютерная презентация | Организует защиту и обсуждение проекта Аргументированно оценивает работу над проектом | Защищают проект, делают презентацию выращенных овощей, зелени | Презентация проекта и выращенной продукции (в виде устного журнала) | Компьютерная презентация проекта, выращенные овощи, сценарий устного журнала |