СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект Особенности крымскотатарского народного танца. 6 класс.

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель моего проекта:

1.Изучить особенности  крымскотатарского народного танца.

2. Пропагандировать культуру крымскотатарского народа.

3. Развивать школьный танцевальный коллектив «Вдохновение» в направлении  крымскотатарского народного танца.

          Для этого необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить народный танец как вид хореографического искусства.

2. Помочь учителю технологий в составлении эскиза и пошиве национального костюма.

3. Сшить на уроках технологий  крымскотатарский мужской головной убор.

4. Составить план представления крымскотатарского народа на школьных мероприятиях.

5. Организовать конкурс рисунков «Крымскотатарский национальный костюм»

6. Научится танцевать крымскотатарский народный танец.

Просмотр содержимого документа
«Баймах Руслан»

11



МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Средняя общеобразовательная школа № 43»




Проект


«Особенности крымскотатарского народного танца »


Работу выполнил:

Баймах Руслан Александрович,

учащийся 6-Б класса

МБОУ «СОШ №43»

г. Симферополь,


Научный руководитель:

Кравченко Оксана Николаевна,

учитель биологии

МБОУ «СОШ №43» г. Симферополь






Симферополь – 2016 г


Оглавление



I. Введение…………………………………………………………………………3

II. Особенности крымскотатарского народного танца………………………....4

III. Составлении эскиза и пошив национального костюма…………………...5

IV. Пошив крымскотатарского мужского головного убора................................7

V.

План представления крымскотатарского народа на школьных мероприятиях……………………………………………………………………...8

VI. Конкурс рисунков крымскотатарского национального костюма………….9

VII Выводы……………………………………………………………………….10

VIII. Список использованной литературы ..……………………………….......11
















I. Введение.

03.11.2015 года в нашей школе прошел Фестиваль  народов  Крыма, который я посетил как зритель. Учащиеся  3-Г и  5-х  классов  показали крымско-татарский танец , под  песню  «Бизим Къырм» , которую исполняла  учитель начальных классов  Сейтмеметова  Эльнара Тефиковна. Я посетил Крымскотатарский академический музыкально-драматический театр.

Мне очень понравились выступления. Я решил пообщаться с руководителем ансамбля «Вдохновение» Ковалёвой Светланой Ивановной и побольше узнать об особенностях крымскотатарского народного танца.

Цель моего проекта:

1.Изучить особенности крымскотатарского народного танца.

2. Пропагандировать культуру крымскотатарского народа.

3. Развивать школьный танцевальный коллектив «Вдохновение» в направлении крымскотатарского народного танца.

Для этого необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить народный танец как вид хореографического искусства.

2. Помочь учителю технологий в составлении эскиза и пошиве национального костюма.

3. Сшить на уроках технологий крымскотатарский мужской головной убор.

4. Составить план представления крымскотатарского народа на школьных мероприятиях.

5. Организовать конкурс рисунков «Крымскотатарский национальный костюм»

6. Научится танцевать крымскотатарский народный танец.

II. Особенности крымскотатарского народного танца.

Крымскотатарский народ гордится своими танцами – высочайшей ценностью его духовной культуры. Их величавость, грациозность и ритм придают им особую прелесть.

Народный крымскотатарский танец, бережно сохраняя национальные традиции, все время находится в состоянии развития.

Все известные танцы крымских татар делятся на: 1) мужские и женские, 2) сольные, смешанные, 3) групповые.

В танцах большая роль отводится женщине - хранительнице домашнего очага, благополучия и семейного спокойствия в далёком прошлом и современном настоящем. По количеству фигур танцы имеют вариации от 2х до 8 - 10.

Наиболее характерными являются следующие движения: раскрытые на уровне плеч руки у мужчин, корпус стройный, величавый, локти полу - согнуты. Вывернутые кисти рук на уровне груди у женщин. Применяются волнообразные движения рук впереди себя (справа налево и наоборот), а так же вращательные движения кистей «от себя». Основное характерное движение ног – «ход переменным шагом». Характерны так же мелкие движения плеч «вверх – вниз, вперед – назад». Рисунок танца во многом

произволен, за исключением сюжетных танцев, но с определённым набором движений. Основными линиями танца являются точка, линия, диагональ, полукруг, круг. Количество исполнителей от одного до восьми человек.

По тематическому содержанию крымскотатарские народные танцы разнообразны и делятся на хороводные ,парные, сольные.

Среди особо популярных:«Агъыр ава-Хайтарма»–один из самых старинных танцев. Название исходит от мелодии, состоит он из двух частей: первая часть медленная, плавная, величавая «Агъыр ава» и темпераментная, грациозная «Хайтарма» вторая часть, «Чобан оюну» -танец пастухов. Танец состоит из трех частей: I часть -«Чабаны на досуге» спокойная. Руки лежат на посохе, танцуют только ноги и корпус. II часть - грустная, передает переживания чабана, потерявшего своих овец. III часть –веселая, передает радость чабана нашедшего свое стадо.

«Эмир Джелял хайтарма» сольный женский танец.

Развитие женского танца обусловлено прежде всего костюмом. Плавность движения ног определяла длинная юбка танцовщицы, а всё её внимание сосредоточено на разработанной технике рук и верхней части корпуса (плечи, голова, мимика лица и др.) Именно техника ног определяет мужской танец. Так, танцовщик с лёгкостью делает танцевальные прыжки, стремительно опускается на колено.

III. Составлении эскиза и пошив национального костюма.

Народный танец невозможно исполнить без национального костюма. Учитель технологий Елена Ивановна Щербань помогла мне сделать эскиз костюма и пошила национальный костюм.

Женская одежда. Особое внимание крымские татарки уделяли украшениям головы. Волосы девушки обычно заплетали в две косички, которые откидывали на спину. Чтобы предохраниться от дурного глаза (назар) к концам кос был прикреплен красиво отделанный прямоугольный талисман, внутри которого находилась священная молитва (сач дувасы). Головным убором считалась бархатная, обычно бордового цвета шапочку (фес), вышитая золотом или серебром, иногда украшенная мелкими монетами и покрытая круглой с узорами отделкой золотого цвета (фес къалпагьы). Поверх фески одевался тонкий длинный шарф белого цвета (баш марама) из самотканной кисеи, вышитый по краям. Насчитывается огромное количество женских головных уборов, их разнообразие поражает. Одежда женщин, несмотря на местные различия, имела много общего. Из широких и длинных, ниже колен, хлопчатобумажных или холщовых рубашек (кетен-кольмек), длинных платьев (антер) с широкими рукавами, цветных шароваров (шалвар или думан, дон), достигающих ступни и завязываемых вокруг щиколотки на шнурок, состоял гардероб крымской татарки. Верхняя одежда состояла из кафтана (къафтан или зыбын), плотно обтягивающего весь стан, обыкновенно яркого, чаще всего в розовом или малиновом цвете, с золотым или серебряным галуном на вороте и груди. Данный кафтан имеет разрез во всю длину спереди, а также узкие рукава и застегивается у кисти рук на несколько пуговиц, обязательно шьется на вате для придания стану полноты. На грудь, начиная от шеи до пояса, а иногда и ниже, подшивается нагрудник (кокюслик), на который густо нанизываются сверху мелкие, а дальше все более и более крупные золотые монеты (алтын). Затем идет вокруг талии широкий плисовый кушак (йипши къушакъ), шитый серебром или золотом с большими серебряными бляхами с рельефными узорами (копан). Иногда пояс подвязывали шерстяным вязаным платком (бель явлукъ), таким образом, что бы позади образовывался треугольник, который чуть ли не достигал ног.

Учитывая погодные условия и специализацию назначения, различают несколько различных фасонов  обуви крымской татарки: сафьяновые сапожки (мест), надеваются зимой в комнате, домашние туфли без задников с острыми носками (папуч), расшитые золотом и серебром - летом.

Мужская одежда. Голову крымские татары обычно покрывали низкой чёрной барашковой шапкой (къалпакь), на дне которой иногда вышит полумесяц. Летом были распространены тюбетейки (такъие) или фески (фес) красного цвета. Рубаха с косым воротом (кольмек) заправлялась в широкие суконные шаровары (сокъма штан или шалвар) и затягивалась шерстяным кушаком (къушакъ) длинным и широким обычно красного или зеленого цвета. Поверх рубахи надевали короткую безрукавку типа жилета (илик), сшитую из бархата, иногда украшенную золотом. Сверх безрукавки носили другую куртку с короткими или длинными (камзол) рукавами, а уже затем надевали длинный кафтан (чекмен).



IV. Пошив крымскотатарского мужского головного убора.

Особая роль в национальном мужском костюме отводилась головному убору.

Нижние мужские головные уборы

К нижним головным уборам относится тюбетейка, которая представляет собой небольшую, надеваемую на макушку шапочку. Их шили из однотонных тканей – бархата, шелка, парчи на хлопчатобумажной прокладке. Прокладка простегивалась мелкими стежками, в результате этого на внутренней стороне тюбетейки образовывалась ребристая поверхность в виде чередующихся выпуклых и вогнутых бороздок, что обеспечивало своеобразную вентиляцию внутри плотно прилегающего головного убора. В XIX – начале XX вв. у крымских татар имелось два типа тюбетеек.

Верхние мужские головные уборы

Верхние головные уборы мужчин по форме остова с учетом материала изготовления делятся на следующие типы, в каждом типе выделяется

несколько вариантов.

Тип 1. Высокие, жесткой яйцевидной формы, были приняты в среде знати. Они шились из соединенных золотой тесьмой вертикальных суконных долек, на макушке завершались пуговицей. Такого же рода шапки носили на Северном Кавказе представители знати у адыгских народов

Тип2. Конусовидные, неглубокие (мягкой и жесткой формы) шапки с пышной меховой опушкой носили в начале ХIX в. все слои населения Крыма.

Тип 3 . Шапка каракулевая «къалпакъ», «боркъ» в виде низкого усеченного цилиндра с плоским верхом и твердым околышем.

С начала XIX в. и до 30-х годов XX в. такие шапки получили самое широкое распространения среди мужского населения Крыма.

Тип 4. Чалма.

Тип 5. Башлык.

Башлык шили из грубого домотканого сукна и из тонкого черного сукна на шелковой подкладке. Башлыки напоминали грузинские образцы.

Тип 6. Феска.

В конце XIX – начале XX вв. особое признание получили шапочки «фес» – из черного бархата (без вышивки), которые пользовались спросом и среди молодежи. Они, как и в Турции (во всей Османской империи), заменили многие прежние варианты головных уборов. Мужские фески имели жесткую форму в виде усеченного конуса. Шились из сукна бордового или черного цветов.

Вместе с учителем технологий Щербань Еленой Ивановной я связал крючком головной убор – тахие.


V. План представления крымскотатарского народа на школьных мероприятиях.

1. Концертная программа «Милым бабушкам и мамам!» (3-4 классы)

«Агъыр ава-Хайтарма»

2. Внеклассное мероприятие «Мир на ладошке детской, мир в душе - что может быть желаннее для женщин» ( 5-6 классы) «Эмир Джелял хайтарма»



VI. Конкурс рисунков крымскотатарского национального костюма.

24 ноября в библиотеке школы по моей просьбе был организован конкурс рисунков « Крымскотатарский национальный костюм»

Я выбрал работы которые мне очень понравились.

VII. Выводы

Танцы - это способ воплощение своих мыслей, выражение чувств и эмоций в движениях. Танец всегда несёт с собой определённый характер. По движениям человека в танце можно понять, какое у него настроение, что он чувствует в данный момент.

1. Входе работы я узнал много интересного о крымскотатарском народном танце.

2. Научился танцевать элементы крымскотатарского народного танца.

3. Составил план представления крымскотатарского народа на школьных мероприятиях.

4.Помог учителю технологий в составлении эскиза и пошиве национального костюма.

5. Сшил на уроках технологий крымскотатарский мужской головной убор.

6. Организовал конкурс рисунков «Крымскотатарский национальный костюм»

7. Работая над проектом я многое узнал о жизни и творчестве великого балетмейстера Акима Джемилева.

9 мая 1918 года в селе Кучук-Озень родился мальчик, родители назвали малыша Акимом. Мальчик рос в окружении крымскотатарской культуры и фольклора. Однажды он увидел сольное выступление великого мастера сцены и кино народного артиста Крымской АССР Хайри Эмир-заде. Этот день стал решающим для Акима в выборе будущей профессии. Глаза мальчика загорелись, он повторял движения артиста в танце снова и снова.

Хайтарма сержанта Джемилева.

Концерт в честь Победы над фашистской Германией, который состоялся в Праге 18 сентября 1945 года, запомнился и гостям, и артистам. Гвардии старший сержант Аким Джемилев как на крыльях взлетел танк. На носочках он легко пробежал по стволу танковой пушки, остановился на её кончике и, приняв знаменитую стойку джигита, развёл руки в стороны. Стоявшие на площади офицеры Советской Армии, представители англо-американского командования, военнослужащие чехословацкой армии и другие гости притихли. А Джемилев на кончике танковой пушки стал быстро перебирать ногами – он танцевал свой любимый танец хайтарму, исполнению основных элементов которого он научился в юности в селе Кучук-Узень.

В 1957 году в Ташкенте был создан государственный ансамбль «Хайтарма» под руководством известного композитора Ильяса Бахшиша, 11 солистов янгиюльского ансамбля перешли работать туда. В 1969 году Аким Джемилев стал балетмейстером в «Хайтарме», он и танцевал, и ставил танцы. В 1988 году вернулся на родину в Крым. Он был в числе тех, кто возрождал на родине крымскотатарский театр, стал балетмейстером театра. Все, о чем годами мечтал Аким Джемилев, воплощалось в жизнь. Искусство высланного народа вместе с ним вернулось на родину, стало на путь возрождения.
Аким Джемилев многое сделал для развития крымскотатарской хореографии. Он ушел из жизни на 84 году жизни. Однако живут на сцене поставленные им танцы, его ученики уже сами стали учителями и растят новые поколения артистов.
VII. Список использованной литературы :

1.Аркина Н. Е. Языком танца/Н. Е. Аркина. –М., 1980.

2.Алимов Али. Танцы крымских татар. Хореографический сборник/Алимов Али.

–Одесса :ТПО «Вариант» 1994.

3.Баглай В.Е. Этническая хореография народов мира /В.Е.Баглай. –

Ростов н/Д.: Феникс, 2007.–405 с.

4.Джемилев А. Танцы ансамбля «Хайтарма»/А.Джемилев.–Ташкент, 1986.

5.Крымские татары: хрестоматия по этнической истории и традиционной культуре / авт.сост.: